11 причин не давать ребенку гаджеты

К чему приводит чрезмерное увлечение гаджетами

1. Смешение реальностей. Дети перестают отличать виртуальный мир от реального. Это вызывает страхи, проблемы с учебой и мотивацией, отсутствие коммуникативных навыков;

2. Зависимость от гаджетов приводит к тому, что у детей пропадает интерес к жизни, обучению и хобби. Падает успеваемость в школе. Подростки ничем не хотят заниматься и развиваться;

3. Задержка в развитии моторных навыков. В итоге дети не умеют вырезать из бумаги, собирать пазлы и кубики, делать аппликации, лепить из пластилина и даже завязывать шнурки;

4. Многие дети прячутся в виртуальном мире из-за отсутствия заботы, внимания и любви со стороны родителей. Они становятся замкнутыми, остаются наедине со своими проблемами.

5. Появляется агрессия и жестокость, раздражительность и повышенная возбудимость. Нередко развиваются нервные и психические расстройства, синдром гиперактивности и дефицита внимания;

6. Смартфон или планшет негативно влияет на зрение ребенка. Яркие мерцающие экраны вредны для здоровья глаз. Они ухудшают остроту зрения, особенно если держать экран близко к себе. Глаза быстро устают, краснеют, появляется дискомфорт и слезоточивость;

7. Отстающая речь. Малыши учатся разговаривать путем общения с родителями, родственниками и другими детьми. Без регулярного и активного общения с реальными детьми наблюдается задержка в развитии речи. Малыши, зависимые от гаджетов, начинают говорить гораздо позднее сверстников;

8. Телефоны и компьютеры негативно влияют на формирование характера. Малыш учится манипулировать взрослыми, становится более капризным. Кроме того, он может получить вредный контент, который совсем не предназначен для детей;

9. Ухудшение сна. По мнению ученых, синий свет, который излучают телефоны, угнетает выработку гормона сна – мелатонина. Дети дольше засыпают, хуже и меньше спят. Исследовательская работа доказала, что час перед электронным экраном сокращает сон на 15,6 минут. А ведь здоровый и полноценный сон крайне важен для развития детей;

10. Снижает физическую активность. Дети, сидя на планшетом, телефоном или компьютером, перестают гулять и играть в подвижные игры, практически не двигаются и не дышат свежим воздухом. В результате падает иммунитет, и дети чаще болеют, ухудшается осанка. Они слабеют, набирают лишний вес. Нарушается вещественный обмен, появляются проблемы с опорно-двигательным аппаратом и разными внутренними органами;

11. Излучение радиации. Конечно, мобильные телефоны и компьютеры дают не такое сильное излучение, как рентген или ультрафиолет. Но при продолжительном воздействии техника оказывает негативное влияние на ребенка. Растущий организм воспринимает излучение острее, чем взрослый.

Как понять, что у ребёнка зависимость от смартфона и пора принимать меры?

Один из верных признаков того, что гаджеты вызывают у ребёнка нездоровый интерес и определяют его эмоциональное состояние, – слабая концентрация. В таком случае он отказывается от любой активности, например, порисовать, полепить из пластилина, поиграть в игрушки. Вместо этого ребёнок просит вернуть ему телефон. Активность, связанная с конструированием, обычно увлекает даже самых непоседливых детей. Если ребёнок и этого не хочет, тогда есть смысл говорить о зависимости.

В подобных ситуациях родителям необходимо регламентировать часы, которые ребёнок может уделять смартфону или компьютерным играм в течение недели. В первом случае можно установить приложение для подсчёта времени, потраченного на гаджет. Договорённость с ребёнком должна носить двусторонний характер. Доступ к гаджетам и видеоиграм можно использовать в качестве поощрения за выполнение домашних обязанностей и успехи в учёбе, а временное ограничение – как штраф за невыполнение ребёнком договора.

Что такое экранное время и доказан ли его вред

Экранное время — это время, которое мы тратим на телевизор, телефон, планшет, ноутбук или компьютер. Принято считать его опасным, но научных подтверждений вреда психике и развитию детей от экранов нет.

Американская академия педиатров и Британский Королевский колледж педиатрии и детского здоровья обращают внимание: экранное время неоднородно. Бездумное потребление вредного контента ребенком отличается от индивидуального игрового процесса

Исследовательский центр SRI International из Кремниевой долины выяснил, что игровое обучение повышает когнитивные навыки на 12%. Кажется, что сидящие за экраном дети превращаются в изолированных овощей. На самом же деле большинство их действий интерактивны. Дети занимаются творчеством, решают проблемы, думают  и общаются. Учатся системному мышлению, обработке информации и командной работе.

Мы настолько боимся экранного времени, что противопоставляем его физической активности. Сидячий образ жизни детей — проблема, которую нужно решать. Но делать технологии козлом отпущения — наивно и неправильно, считает Джордан Шапиро. Вместо этого стоит понять, как правильно интегрировать технологии в образ жизни современного ребенка.

Агрессия детей младшего школьного возраста

Неустоявшаяся психика ребенка очень подвержена переживаниям по пустякам, как может показаться взрослым. А ведь даже просмотр мультфильмов заставляют ребенка нервничать и переживать, когда с любимым персонажем что-то происходит или когда не получается собрать конструктор, например. А теперь представь, какое влияние на ребенка оказывают «стрелялки» и многочисленные фильмы со сценами насилия и т.п.

Информационные перегрузки и утомление у детей дошкольников

Уход ребенка в виртуальный мир – это не просто громкие слова, а настоящая опасность для психического и физического здоровья ребенка. Избыток информации, которую детский мозг не в состоянии быстро «переварить», приводит к переутомлению как моральному, так и физическому.

Привязанность ребенка

Нет ничего плохого, когда ребенок скучает по папе и плачет по папе, когда тот в командировке. Но не назвать нормальным ситуацию, когда ребенок, получая отказ в компьютерных играх и пользовании гаджетом, начинает называть свои машинки/куклы дурными и неинтересными. В таких случаях ребенок начинает говорить, что ему скучно, на улице неинтересно, а со своим другом он уже не дружит. В итоге все становятся плохими, еда не той и невкусной… если только не дать то, что хочет ребенок. Это и называется зависимость ребенка от гаджетов. Выход один – больше заниматься с ребенком и находить альтернативные занятия: спорт, прогулки и пр.

Излучение и ребенок

Вредны ли для взрослых 30 г коньяка в день? Вовсе нет. А что будет с ребенком, если ему регулярно давать алкоголь в таких дозах – результат будет плачевным. То же касается и излучения от телефонов, телевизора и гаджетов. Детский организм более восприимчивый к разного рода излучениям, которые могут негативно влиять не только на мозг, но и на иммунитет ребенка.

Гаджеты вместо родителей

При наличии денег ребенка можно одарить гаджетами, роботами и «умными» игрушками. В этом случае родители фактически избавят себя от необходимости тратить время на свое чудо, поскольку ему будет интересно и без них. Причем этот интерес может развиться настолько, что ребенок попросту разучиться воспринимать родителей таковыми. Зачем они нужны, если есть собачка, обучающая буквам? К чему эти мама и папа, если есть робот, который говорит с ребенком, читает ему сказки и даже шутит?

Вывод

Автомобиль – это хорошо. Но если только ездить, а не ходить пешком хоть изредка – проблемы со здоровьем не заставят себя долго ждать. Гаджеты для детей это тоже хорошо, но если в меру. Современные технологии позволяют занять ребенка, освободив кучу времени родителям, но они никогда не заменят папу и маму. Если только они сами так не сделают. Помни об этом и почаще гуляй с ребенком в реальном, а не виртуальном мире.

Как смартфоны и планшеты влияют на развитие ребёнка?

Однозначного ответа на этот вопрос пока нет. Изучать влияние гаджетов на подрастающее поколение учёные начали относительно недавно. В 2018 году правительство США инициировало масштабное исследование интеллектуальных способностей современных подростков. В нём участвуют 11 тысяч детей в возрасте 9-10 лет по всей стране. Учёные из Национального института здоровья (NIH) хотят выяснить, как длительное использование смартфонов влияет на физическую структуру головного мозга детей, их эмоциональное развитие и психическое здоровье.

Исследование стоимостью 300 миллионов долларов продлится 10 лет. Недавно его авторы опубликовали первые результаты. Изучив снимки МРТ 4500 тысяч детей, учёные обнаружили преждевременное истончение мозговой коры у школьников, которые уделяли гаджетам более семи часов в день. Изменения коснулись внешнего участка мозга, отвечающего за обработку информации от пяти чувств. Обычно это происходит с человеком в зрелом возрасте. Причины и последствия изменений ещё предстоит определить.

Также, согласно отчёту, дети, проводящие с гаджетами более двух часов, хуже справляются с тестами на мышление и знание языка, чем сверстники, которые реже пользуются смартфонами. К похожим выводам пришли авторы другого исследования, посвящённого детям от двух до пяти лет. Психологи из университета Калгари (Канада) объясняют отставание в развитии тем, что увлечённые смартфонами дети пассивны и слабо взаимодействуют с окружающими.

Подобное исследование в России летом 2019 года заказало Министерство просвещения. В течение трёх лет учёные будут изучать, как гаджеты влияют на здоровье школьников. Ранее в 2016 году директор Института возрастной физиологии Марьяна Безруких отмечала, что у 60% детей в 6-7 лет не сформирована речь. К таким выводам академик пришла после исследования, охватившего 60 тысяч первоклассников из разных регионов. Проблемы с речью выражались в скудном словарном запасе, неумении вести диалог и составлять простые рассказы. Скорее всего, с ребёнком в младшем возрасте не занимались родители либо они что-то упустили.

“Ко мне на консультацию приходила мама трёхлетней девочки. Она запаниковала, потому что обучала ребёнка по айпаду. Мама скачивала полезные игрушки, например, где нужно перемешать шарики и треугольники в разные стороны. Женщина очень гордилась, что её ребёнок, ещё не умея разговаривать, уже распределял предметы по цветам и формам. Но когда мама дала дочке реальные кружочки и квадратики, та даже в руки их не смогла взять. У ребёнка не развилось пространственное восприятие предметов, отсюда и проблемы с моторикой. Девочка не могла оценить, как далёко от неё находятся предметы, или правильно взять в руку кубик, чтобы его переместить. У неё всё рушилось, ребёнок плакал, мама не знала, что делать. Ребёнку в три года пришлось выстраивать то, что не было сделано в год”, – рассказывает казахстанский психолог, арт-терапевт Елена Смольянинова.

Также от мелкой моторики зависит развитие речевых функций, поэтому чем больше ребёнок занимается с мелкими предметами, тем раньше и лучше у него формируются речевые центры. Об участившихся проблемах с мелкой моторикой у детей дошкольного возраста высказываются и британские педиатры. Они описали случай, когда ребёнок к первому классу не научился правильно держать карандаш из-за неразвитости тонких мышц пальцев. Мама шестилетнего мальчика рассказала, что классические игрушки ребёнку заменил iPad. По словам главного педиатра фонда Heart of England Trust Салли Пейн, легче дать ребёнку гаджет, чем занять его физической деятельностью. Например, сбором конструктора, созданием аппликации и другими видами развивающей активности.

Зависимость детей от гаджетов

Другая сторона проблемы детей и гаджетов — психологическая. Не выпуская из рук телефоны и планшеты, дети становятся одержимыми виртуальным миром, уходя от мира реального.

А те, у которых уже развилась зависимость от гаджетов, отрицают этот факт и доказывают, что компьютер или телефон учат их справляться с несколькими задачами одновременно. Однако это иллюзия. Нейрофизиологи доказали, что мозг не может выполнять одновременно две задачи. Он выполняет их последовательно, быстро переключаясь с одной на другую

Цифровые устройства закрепляют хроническое частичное внимание ко всему происходящему. В этом большой недостаток влияния гаджетов на детей

Неспособность фокусироваться на длинном и детальном контенте приводит мозг в состояние постоянного кризиса, требуя новую информацию, которая даёт новую дозу допамина. Мы говорим о зависимости всегда, когда устройства начинают влиять на здоровую функциональность ребёнка в реальном мире: он не может придерживаться своего рабочего распорядка, хорошо учиться, выполнять обязанности по дому, нормально взаимодействовать с друзьями и т. д.

Согласно данным Американской Психиатрической Ассоциации, когда у зависимых детей отнимали доступ к гаджетам, они теряли интерес ко всему, активно протестовали и впадали в депрессию

Среди психологов существует противоположное мнение по поводу влияния гаджетов на детей. Например, есть точка зрения, что социальные сети помогают подросткам не чувствовать себя одиноким, выражать себя так, как они не могут это сделать в реальном общении. Однако дети, которые проводят много времени, общаясь в соцсетях, на самом деле не развивают базовых умений и навыков общения.

Большинство психологов, психиатров, нейрофизиологов и врачей сходятся во мнении, что нелимитированный доступ к телефонам и компьютерам вредит детям. У них притупляется способность читать эмоции и чувства людей, что приводит к неумению строить отношения и к поведенческим проблемам.

Плюсы и минусы использования гаджетов

Положительное влияние современных гаджетов на детей

Во-первых, телефоны и планшеты помогают отвлечь малыша от затяжных занятий. Например, вы сидите в очереди к врачу или едете к бабушке в деревню на машине. Ребёнок от долгого сидения на одном месте устаёт, начинает нервничать, капризничать. Ему хочется побегать-попрыгать, и это нормально – он же ребёнок. Вот тут и приходят на помощь электронные устройства. Вы даёте ему гаджет, и вот малыш уже занят игрой или рисует на нетбуке.

Во-вторых, в наше время большое развитие получает цифровое образование. Книги и методички постепенно уходят на второй план, уступая место компьютерным играм и мобильным приложениям. Они учат детей дошкольного возраста чтению, счету, рисованию

Они помогают развивать их память, внимание, логическое мышление. Также есть обучающие мультфильмы, рассказывающие ребёнку о природе, мире, вселенной, обо всём окружающем мире

Отрицательное влияние гаджетов на жизнь ребёнка

Кроме этого, в Интернете много жестокости. Youtube заполнен агрессивными роликами и фильмами ужасов. Другие сайты тоже содержат вредную для ребёнка информацию. Редко, но иногда это влияет на психику малыша. Он может начать относиться ко всему враждебно. В этом случае задача родителей оградить ребёнка от компьютера или следить за тем, что он ищет в сети.

Не нужно забывать и о негативном влиянии на физиологию. Во-первых, это касается отрицательного воздействия на зрение детей. К тому же, те дети, которые постоянно проводят время за гаджетами, меньше двигаются. А это плохо сказывается на их опорно-двигательной системе. Ребёнок за ноутбуком часто сидит с сутулой спиной, а это ведёт к искривлению позвоночника. Родители должны в этом случае дозировать время, которое ребёнок проводит за электронными устройствами. Например, ограничьте период, проведённый за компьютером. Следите за тем, чтобы малыш больше двигался. Придумайте совместное занятие: прогулка по городу или приготовление ужина. Тогда у ребёнка не останется времени для девайсов. А часы, проведённые с семьёй, всегда лучше часов, проведённых за ноутбуком.

Как соблюсти баланс между использованием гаджетов и сохранением зрения ребенка? Мнение эксперта

Рабочее место: компьютерный стол с регулируемой платформой для клавиатуры и стул с регулировкой высоты и угла наклона спинки

Важно, чтобы ребёнок правильно сидел за столом: ноги согнуты под прямым углом и опираются на пол, голова держится прямо, спинка стула поддерживает нижнюю часть спины, верхний край монитора находится на уровне глаз и удален от них на 60-80 см, руки свободно лежат на столе, а кисть находится на одной линии с предплечьем.
Если ребёнок имеет аномальную рефракцию и использует очки для постоянного ношения, то занятия на компьютере надо проводить в них.

Не работать в сумеречных условиях за компьютером. Освещённость помещения должна составлять 300-500 лк.

  • Лампочка в настольной лампе должна иметь мощность не более 60 Ватт и лучше, если она будет теплого цвета (например, желтого).
  • Следить за отсутствием на экране слепящих световых бликов.
  • Через каждые 20-30 мин работы делать разминку: отводить взгляд от экрана и в течение 20-30 с смотреть вдаль.
  • Лучше выбрать компьютер с жидкокристаллическим монитором с диагональю в 17-19 дюймов. У планшетов и смартфонов маленький экран.
  • После занятий за компьютером и в перерывах следует делать гимнастику для глаз.

И самое главное – служите примером своему ребенку

Ведь как вы заставите его отказаться от планшета, если сами не выпускаете из рук гаджет и жить не можете без социальных сетей? Возможно, пришло время отложить их в сторону и выйти на улицу вместе с ребенком, прогуляться или заняться спортом? Важно быть вместе офф-лайн, а не врозь он-лайн

Мы также рекомендуем включить в еженедельное меню вашего ребенка скумбрию со спаржевой фасолью. Этот рецепт разработан шеф-поваром кулинарной студии Le Gourmet Алексеем Редько совместно с преподавателем школы здорового питания Анастасией Уласевич и ведущим офтальмологом проекта «Я вижу!» Кристиной Беляничевой. Все ингредиенты этого блюда полезны для глаз.

Каковы последствия для здоровья

Ученые связывают избыточное время перед экраном с рисками для психического и физического здоровья. Вот выборка:

  • Исследование, опубликованное в январе в журнале JAMA Pediatrics, в котором рассматривались данные о 2400 детей, показало, что избыточное время, проведенное за гаджетами, в возрасте двух-трех лет связано с худшими показателями развития в возрасте трех и пяти лет.
  • Согласно исследованию, в котором приняли участие 4495 детей в возрасте девяти и десяти лет, у детей, проводящих по три часа в день за гаджетами, повышенные факторы риска заболевания диабетом, резистентности к инсулину и появления жировых отложений.
  • Более двух часов в день, проведенных за электронными устройствами, приводят к уменьшению плотности костей у юношей в возрасте 15-17 лет.
  • Согласно исследованию Preventive Medicine Reports, у подростков, которые проводят семь часов в день за гаджетами, вероятность возникновения депрессии в два раза выше, чем у тех, кто проводит в интернете один час в день.
  • Согласно исследованию Lancet у детей, которые проводят не больше двух часов в день перед экранами, хорошо спят и занимаются спортом, мозг работает лучше.
  • Исследование 2015 года обнаружило, что каждый час, проведенный перед гаджетом, влияет на ухудшение успеваемости в школе.

И хотя наверняка большая часть этих исследований имеет почву под ногами, важно помнить, что здесь нет причинно-следственной связи: возможно, дети, склонные к депрессии или тревоге, с большей вероятностью привяжутся к видеоигре. К тому же, многие ученые полагаются на рассказы самих детей

В исследовании этих ученых приняли участие 5363 подростков из США, Великобритании и Ирландии, и их работа показала, что гаджеты мало влияют на психическое здоровье и благосостояние детей.

В общем и целом, исследователи учитывали не только данные, предоставленные самими участниками, но и их родителями.  

Нашли ли мы в таком случае ответ на вопрос? Конечно, нет. Но это повод для размышления для любого родителя, который постоянно переживает о том, как бы запретить детям пользоваться электроникой.

Одно новое исследование также ставит под сомнение правильность решения награждать или наказывать ребенка возможностью поиграть в телефон. В нем приняли участие родители 62 детей в возрасте от 18 месяцев до пяти лет. Их спросили, как они контролируют время, которое ребенок проводит за гаджетами. В среднем их дети проводят около 1,5 часа за экранами в будние дни и около двух часов в выходные. Дети, чьи родители разрешали им посидеть за компьютером за хорошее поведение, в выходные дни проводили в интернете на 20 минут больше времени, чем другие.

Стоит также отметить, что несмотря на риски, гаджеты останутся с нами надолго

Понять, как интегрировать их в жизнь молодежи, так же важно, как и пытаться ограничить их использование. Линкольн Ларсон, исследователь из Университета штата Северная Каролина, который возглавлял исследование деревенских детей, говорит:

Или, может быть, нам просто нужно переживать меньше. Дети не такие потерянные, как мы думаем, и во многих случаях они просто следуют нашему примеру.

Материалы по теме:

Игрушка родителей — зависимость детей

Давайте задумаемся об истоках увлечения гаджетами. Сегодняшние подростки, дети 12-13 лет, родились, когда мобильные телефоны и компьютеры уже не были редкостью, ими обладали все. И практически каждый родитель, чтобы улучить свободную минутку, давал ребенку свой мобильный или разрешал поиграть в телефоне или на компьютере.

Сегодняшние дети и подростки воспринимают гаджеты как обычные предметы обихода. Это для нас, взрослых, смартфоны вошли в обиход уже в сознательном возрасте, поэтому восприятие и отношение к ним у нас и наших детей разное. Для большинства родителей гаджеты – своего рода бонус, который ребенку можно дать или не дать. Для детей же это не более чем интересное устройство, игрушка, с которой много времени проводят папа и мама, и именно поэтому гаджеты для них обладают особой привлекательностью.

Фото: Ирина Сухарева / http://irinasukhareva.com

Дети и гаджеты: вред или польза

Детский ум находится в процессе развития и формирования. Если ребёнок много времени проводит с цифровыми гаджетами, нейронные связи будут отличаться от тех, что сформированы у детей предыдущих поколений, не имевших контакта с этими устройствами.

Мы точно знаем, что чтение стимулирует воображение и концентрацию внимания. Тогда как использование интернета усиливает наши способности сканировать информацию эффективно и быстро.

Когда мы задаёмся вопросом, как гаджеты влияют на детей, мы говорим об их важных качествах: устойчивости внимания, памяти, способность к обучению и умение принимать верные решения. И, конечно, о взаимодействии с информационной нагрузкой — умении выбирать из потока ценное и полезное.

Аргументы против гаджетов

Устойчивое внимание — это ключ ко всем аспектам процесса мышления. Без него будут в значительной степени урезаны восприятие, память, развитие речи, творчество, способность принимать решения и организовать свою учебную деятельность

Окружающая среда определяет, какой тип внимания разовьётся у малыша. В прошлом, когда в учёбе уделялось много времени чтению книг, от детей требовались длительное удержание внимания, память и воображение. В тишине на уроке внешних отвлекающих факторов было немного.

Телевидение принесло внешние визуальные стимулы, фрагментарное внимание; уменьшилась потребность в воображении. С приходом интернета дети оказались в огромной цифровой среде

В ней стало нормой быстрое переключение, отвлечение на рекламу и другие раздражители. А длительное удержание внимания — почти невозможно, воображение — не нужно, а память оказалась встроенной в гаджеты. Цифровые технологии диктуют мозгу иначе перерабатывать информацию, чем при традиционном чтении.

Исследования показали, что дети быстрее читают, лучше понимают и запоминают прочитанное, если текст не прерывается гиперссылками, баннерами или объявлениями. Те учащиеся, которым было разрешено во время презентации учебного материала пользоваться интернетом, не могли вспомнить, о чём была презентация. Их результаты тестов по пройденному материалу также оказались ниже. Кроме того, традиционное чтение развивает словарный запас, рефлексию, критическое мышление, умение решать задачи лучше, чем визуальные средства.

Но данные выводы не значат, что влияние гаджетов на детей является однозначно негативным.

Аргументы о пользе гаджетов

Исследования профессора Рочестерского университета Дафни Бавельер показывают, что видеоигры развивают концентрацию внимания, пространственное воображение, быстроту реакции, способность быстро находить нужные предметы. Однако в её исследованиях речь идёт о старшеклассниках.

Гаджеты делают наших детей другими — происходит реконфигурация мозга. Например, бороздя по просторам интернета, они хуже помнят прочитанное, но лучше ориентируются в том, где найти ту или иную информацию. Не имея нужды держать всю информацию в голове, возможно, мозг включается в мыслительные операции более высокого порядка. Такие, как созерцание, критическое мышление, решение проблем.

Несмотря на положительные аспекты, родителям нужно контролировать время, которое проводят их сыновья и дочери у экрана монитора. И обязательно добавлять другие виды деятельности — чтение и свободную игру, требующую включения воображения. Иначе мозг не будет готов к новым вызовам в этом безумно быстром мире цифровых технологий.

«Дайте гаджет, последнюю модель»

Вы когда-нибудь встречали взрослого человека, у которого в жизни были бы какие-то трудности, которые можно было бы напрямую связать со злоупотреблением гаджетами? 

— Я лично не встречала. Есть ряд исследований, которые показывают, что избыточное взаимодействие с гаджетом у детей в возрасте до 5 лет влияет впоследствии на их поведение и эмоциональное состояние. Но дело ведь не в том, провел ли перед экраном лишний час, а в том, что он на экране увидел. Задача родителей — понимать и контролировать, что он делает и смотрит. 

Цифровая грамотность детей очень сильно и быстро опережает уже в наше время цифровую грамотность родителей. Если ребенок находится на попечении бабушки с дедушкой, то легко обведет их вокруг пальца.

— Да, цифровой разрыв правда есть, но исследования показывают, что с каждым годом он сокращается. Родители, и даже бабушки с дедушками, постепенно подтягиваются. 

Здесь надо четко понимать, что это ваш ребенок, ваша ответственность, вы должны быть включенным во все сферы его жизни. Если одна из сфер — взаимодействие с гаджетом, то хочешь не хочешь, а придется осваивать.

Мы все больше говорим про экран и картинки, но звук — это тоже зависимость. Если человек весь день не в интернете, но в наушниках, это тоже рассматриваем как зависимость от гаджетов?

«Родители требуют, чтобы я оторвалась от телефона, но сами сидят, уткнувшись в свой». 4 правила против двойных стандартов в семье

— Есть более широкое понятие: «технологическая зависимость». Раньше интернет-зависимость выделяли как отдельную проблему, но сейчас это не актуально — все равно интернет везде. Поэтому появилась классификация более предметная. Бывает зависимость от контента в устройстве, а бывает и от самого устройства. 

Сейчас есть всякие наручные браслеты и другие цифровые игрушки. Некоторые дети подсаживаются на обладание — им требуются все новые и новые модели, они ими хвастаются перед сверстниками. Такая зависимость имеет ярко выраженный социальный аспект. На территории русскоговорящего пространства феномен гаджетозависимости пока очень расплывчатый. 

Бывает так, что ребенок сам от гаджетов уходит, без вмешательства родителей? 

— Оно пройдет само, если у ребенка есть какие-то знания и понимание того, что это такое и зачем оно нужно. Он эти знания получил не сам по себе, а в том числе благодаря родителям. 

Обратное опасение: все в гаджетах, а мой ребенок нет. Представьте себе, что есть родители, которые обеспокоены именно этим. Нужно наблюдать за ребенком, общаться с ним, а не вписывать заранее в какие-то существующие рамки, нормы и стандарты.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий