Ребенок меня не слышит: что делать?

Дети не слышат, а у них диагностируют аутизм

Первая проблема неслышащих малышей в России — им слишком поздно ставят диагноз. В 2018 году центр «Я понимаю» провел опрос на тему ранней помощи родителям глухих детей. Только 7% родителей (из 255 опрошенных) знали о снижении слуха у своего ребенка до исполнения ему одного года. 

Вот что рассказывали мамы глухих и слабослышащих детей во время опроса: 

«Врачи упорно ставили умственную, речевую отсталость. В конце концов мы сами в четыре года прошли платное обследование, и сразу третья степень тугоухости». 

«Медики говорили, что он слышит — поворачивал голову на погремушку. Очевидно, он просто видел ее». 

«Нам ставили задержку психического развития и аутизм».

«Лор сказал, что из-за шума мегаполиса ребенок не сразу реагирует на то, что его зовут». 

«Сын не разговаривал до трех лет. Логопед говорил: “Не переживай, мальчишки позже начинают говорить”».

Елена Соловейчик

— Нужна качественная диагностика по запросу родителей в кабинете отоларингологов в районных поликлиниках, — говорит Елена Соловейчик, директор Учебно-методического центра Всероссийского общества глухих, мама двух слабослышащих детей. — Сейчас лор может даже опустить этап проверки слуха. Когда мы пришли со старшим ребенком к лору, он проверял по прибору его слух и сказал: «Прибор что-то не работает». Видимо, не хотел меня расстраивать, но я уже понимала, что явно есть снижение слуха и надо проверяться. 

Когда нарушен не слух, а смыслоразличение

– Есть разница между нарушением фонематического слуха и нарушением обработки слуховой информации?

Конечно! Общее только то, что и там, и там присутствует слово «слух». На самом деле у детей с нарушением фонематического слуха речь идет совсем не о нем.

Сначала расскажу про само нарушение «фонематического слуха». Вот мы взяли его в кавычки, потому что в буквальном смысле слух не нарушается, а нарушается смыслоразличение. Фонему буквально ведь мы не можем слышать. Это лингвистическая единица, от нее зависит значение слова в квазиомонимах (это похожие по звучанию слова или в этих словах разный лишь один звук, например, «бочка» – «почка»).

Есть четыре этапа развития: физический слух (наиболее элементарный уровень слуховой функции), неречевой, включая музыкальный (височная кора правого полушария), он дает возможность различать звуки природы и шумы, далее речевой слух – это уровень фонетики (височные поля левого полушария), при его нарушении можно иметь абсолютный слух, но плохо понимать речь (это касается детей с аутизмом и нарушением обработки сенсорной информации), и, наконец, фонематический слух – предназначен для дифференциации фонем, в том числе и оппозиционных. Например, это слова, которые различаются по глухости-звонкости, по твердости-мягкости, различаются также по признаку «шипящий-свистящий» и дифференциации сонорных (, , ).

Если совсем коротко, то сначала ребенок как бы разворачивает свою физиологию – младенец спит, все разговаривают, а он нас «не слышит», потом, наоборот, появляется на двери записка «Не звонить, спит маленький ребенок», еще позже ребенок начинает различать голоса – вот папа, а это мамочка, потом появляется слух «на речь», то есть это речь – а это не речь, и только когда кора станет еще более зрелой, то начинают формироваться фонематические дифференцировки, вот это и есть сформированный фонематический слух.

– Логопед сможет определить нарушение фонематического слуха у маленьких детей?

– А у маленьких детей нет нарушения фонематического слуха. Он начинает формироваться, когда ребенок, а вернее, его мозг, начинает готовиться к обучению грамоте – после четырех лет. Давайте этот вопрос перенесем в раздел мифов и реальности.

– Расскажите о повышенной чувствительности к звукам при аутизме.

– Несколько ученых пришли к выводу, что у детей с аутизмом мышцы уха имеют более высокую чувствительность к звукам, чем у нейротипичных детей. Некоторые из них даже говорят о том, что оценка порога чувствительности мышц среднего уха к звукам – это биомаркер аутизма.

В среднем ухе находятся две мышцы, которые должны рефлекторно сокращаться в ответ на громкий звук. У детей этот порог повышен и отмечаются трудности с чувствительностью к звукам или проблемы внимания.

Проводилось уже много исследований с использованием наушников, «звуковых вызванных потенциалов» – ЭЭГ и другие, в которых были получены данные о повышенной слуховой чувствительности у некоторых детей с аутизмом.

Исследований достаточно много, многие спорные, для некоторых есть возражение по малой выборке участников эксперимента, но в любом случае уже много информации к размышлению.

Как практик, я могу сказать, что эмпирическим путем можно установить, что многие дети с аутизмом испытывают повышенную чувствительность к звукам, у многих детей отмечается желание закрыть уши, а дети, которые уже умеют говорить, могут рассказывать, что в классе за партой ощущения – как на оживленном перекрестке.

Фото: uholor.ru

2 Ребенок обижается: «Я с тобой не разговариваю»

В каких случаях человек молчит? Когда обижается. И фраза есть распространенная: «Я с тобой не разговариваю».

Здесь рекомендую обратить внимание на контакт с ребенком: насколько родители его слышат и принимают, удовлетворяют ли физические и психологические потребности. Если малыш не получает желанного контакта, он может «обидеться» и замолчать

Важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и безопасно. Если он не чувствует стабильности и предсказуемости, вся его энергия будет уходить на борьбу с тревогой, но не на развитие

Он должен быть уверен: если он ляжет спать, то обязательно проснется утром; если мама уйдет на улицу, то всегда вернется.

Витает в облаках, потому что…

Какой смысл вы вкладываете в слова: «Ребенок меня не слушает?» За этими словами может скрываться множество ситуаций. Поэтому не всегда легко найти решение.

Да, бывают случаи, когда ребенок просто игнорирует родителей. Тогда вам помогут семь советов, о которых мы расскажем чуть позже. Но чаще всего речь идет о другой проблеме.

Может, ребенок устал, голоден или плохо себя чувствует? Или у него есть трудности, о которых он постоянно думает, поэтому отключается и не обращает внимания на собеседника? Например, конфликт в школе или предстоящая контрольная? Попробуйте узнать, что происходит на самом деле, чтобы помочь.

Фото: freepik.com

Нет речевого развития, ребенок не откликается и не реагирует на свое имя: что делать, как лечить?

Здравствуйте! У нас с ребенком непонятная ситуация. Невролог ставит ЗПРР, ребенок не говорит, нам 2,8 годика, девочка. Проблема не только в речи – она мало понимает. В саду жалуются, что не откликается и не реагирует на имя, но если я зову из другой комнаты, то прибежит. Понимает простое – ням-ням, гулять, пока машет ручкой. Любит танцевать. На предмет глухоты обследовались, но дочь слышит. Бежит, когда мультики, реклама любимая. Изначально ставили ПЭП, родилась доношенной, но на КТГ постоянно ставили, что плод страдает то сильно, то средне. Были у психиатра – та тоже ЗПРР ставит. Ходим к логопеду, дочь некоторые задания выполняет – например, рассортировать цвета, соотнести животных и их детей. Умеет фигурки подбирать под формы, любит рисовать, пытается по трафарету фигурки обводить. Очень плохо с речью, вообще ничего не говорит, но лопочет. Не показывает животных, фигуры, цвета. То есть не воспринимает практически речь. Начинала сама есть ложкой, бросила. Начинала говорить “дай”, Айда – перестала. Все что начинает делать, забывает, бросает. На горшок не просится, но терпит, пока не посадим. Невролог назначала ноотропил, кололи кортексин, пили Магни Б6. Прогресса нет. Ходим к психологу, логопеду. Они настаивают на более полном обследовании. Подскажите, что нам предпринять, к каким специалистам обратиться? Нужен ли нам другой невролог? Прошла в сети тест на аутизм – риск высокий. Еще логопед советует получать инвалидность, подозревает алалию. Это нужно МРТ – не опасен ли наркоз от этого исследования? Что вообще сейчас делать? Развития нет, в 2 года практически также было все.
Ольга
 

2. Обойдитесь без «не»

«Не трогай своего брата». «Не бегай по коридору». «Не играй с едой».

Не читайте следующее предложение. Разве вам это нравится.

Например, вы говорите: «Не прикасайся к брату». Ребенок должен отказаться от своего поведения и решить, как поступать дальше. Если ему запрещено прикасаться к брату, может ли он его обнять? Смогут ли они играть вместе? Слишком много вопросов.

Лучше скажите ребенку, что делать. Вместо «Не трогай брата» будет «Относись к нему бережнее». Или — «Не балуйтесь, пока мы едем в машине». Вместо «Не оставляй игрушки на полу» попробуйте сказать: «Пожалуйста, убери игрушки в корзину» и так далее.

Признаки возможного нарушения слуха

Конец 1-го месяца

В ответ на неожиданный и громкий звук: нет реакции торможения общих двигательных или сосательных движений, не вздрагивает, не моргает.

Конец 2-го месяца

Не прислушивается к звону колокольчика (на расстоянии полутора метров).

Конец 3-го месяца

Не ищет глазами объект, который издает звуки, не поворачивает голову вправо, влево и к источнику звучания.
Не реагирует на музыкальные игрушки.

Конец 5-го месяца

Не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение матери.

Конец 6-го месяца

Не реагирует на шуршание бумаги, которая находится вне поля его зрения.

Конец 7-го месяца

Не поворачивается в сторону источника звука или говорящего человека.
Не улыбается, когда вы разговариваете с ним.

Конец 8-го месяца

Не прислушивается к разговору взрослых.
Не замирает, услышав новый звук.
Не проявляет интереса к музыке.
Не лепечет.

Конец 9-го месяца

Не реагирует на собственное имя.
Не понимает слово «нет», запрета.
Не играет с вами в «разговор».

Конец 10-го месяца и 11-й месяц

Лепет либо отсутствует, либо «монотонно» окрашен.
Не пользуется голосом, чтобы привлечь к себе внимание.

Конец 12-го месяца и старше

По просьбе взрослого не показывает на людей или знакомые предметы.
Не имитирует простые звуки и односложные слова.
Не реагирует на тихие звуки, издаваемые вне поля его зрения.
Не поворачивает голову к источнику звука (как тихого, так и громкого).
Не понимает простые обращения.
Не проявляет интереса к бытовым звукам, музыке.
Не пытается говорить.

Обязательно нужно обратиться к сурдологу, если:

  • У вашего малыша вы замечаете признаки нарушения слуха, описанные выше;
  • Из уха ребенка выделяется беловатая или желтоватая жидкость. В таких случаях малыш не всегда проявляет беспокойство или жалуется на неприятные или болезненные ощущения. Однако такие выделения могут указывать на воспаление среднего уха;
  • Ребенок хватается за уши, бьет по ним, трет их и плачет. Причиной такого состояния может быть инфекционное заболевание, которое требует незамедлительного лечения. Иначе это может привести к необратимым нарушениям в органе слуха;
  • Малыш затыкает уши и плачет, услышав чересчур громкий звук.

«Я гремела крышками от кастрюль, а дочка даже не проснулась»

После того, как диагноз все-таки ставится, маме никто не объясняет, что делать дальше, куда идти и как с этим жить.

— У моей дочери Алины 4-я степень тугоухости, — рассказывает Олеся Иванова. — Сейчас ей уже 15. И мы проходили через все эти круги ада. Диагноз тебе сообщают поздно, сухо и жестко. Что делать дальше — непонятно. Ты остаешься со своей бедой один на один. У меня были предположения, что дочь не слышит. Я как-то это чувствовала. 

Когда Алине было полгода, мама отвела ее к лору. Он посмотрел девочку и на подозрения Олеси сказал: «Мамочка, вам нужно лечить голову». Но она чувствовала — что-то не так. 

— Когда Алине был год и десять месяцев, я, как ненормальная мать, взяла две огромные железные крышки от кастрюль, подошла к спящей дочке и ударила крышками друг о друга. Реакции у ребенка никакой не было, она продолжала безмятежно спать, — продолжает она. — Думала, что мы сейчас подлечим ушки, попьем лекарства и все восстановится. Когда Алине поставили 4-ю степень тугоухости, полная глухота, я закрылась на несколько дней дома, плакала. Это сложно принять очень. Непонятно, что и как делать, как жить дальше, как помочь, никто ничего не объясняет. 

Врачи доказывали Олесе, что главное — научить ребенка говорить. Жестовый язык запрещали. 

— Слышащие родители глухих детей боятся жестового языка как огня, — объясняет Екатерина Савченко, — потому что им все специалисты твердят, что если общаться с ребенком жестовым языком, он не будет говорить. Но это не так. Система обучения речи без жестового языка существует со сталинских времен, когда все должны были быть подогнаны под норму. В коррекционной школе меня научили говорить. У нас в школе использовали дактилологию. Жестами слово произносится по буквам. Дактилология очень нужна для видимости словесного языка, но она не раскрывает смысл самого слова. 

Екатерина вспоминает, что была уверена — она хорошо говорит. Дефектологи ее хвалили. 

— Но я столкнулась с суровой реальностью, когда попыталась поговорить с продавцом в магазине. Она ничего не поняла, после нескольких попыток мне пришлось писать на бумажке. Было стыдно. Когда я в кафе говорю с официантом, мне приносят англоязычное меню. Мы иностранцы для них. Я не слышу свою речь, не могу контролировать ударения. Я не отрицаю необходимость обучения речи. Но как же нашим детям тяжело дается словесный язык без жестового, — рассказывает она.

Враги слуха

К сожалению, даже здоровые от рождения малыши могут частично или полностью утратить слух в результате «происков врагов»:

Враг №1. Серные пробки или инородные тела

Если вы вдруг обнаружили, что ребёнок стал плохо слышать, не стоит паниковать, вполне возможно, дело в простом нарушении звукопроводимости, а проще говоря – в серных пробках, а то и в посторонних предметах, засунутых в уши не в меру любознательными чадами.

Если серная пробка полностью закрывает просвет слухового прохода, то ребёнок может не только плохо слышать, но ощущать заложенность уха. Его могут беспокоить шум в ухе, головокружения и другие неприятные ощущения. В этом случае врач просто удалит серную пробку. Делать это в домашних условиях опасно, можно повредить барабанную перепонку и/или кожу слухового прохода.

Причина ухудшения слуха в постороннем предмете? Тем более не пытайтесь достать его самостоятельно. Заниматься извлечением должен только специалист.

Имейте в виду, что в обоих случаях (при серных пробках и при попадании инородных предметов) ухудшение слуха происходит не постепенно, а резко. Например, при пробках это может случиться после купания или после того, как вы чистили ребёнку ушки.

Враг №2. Заболевания

Нередко к воспалительным процессам в ушах приводят инфекционные вирусные заболевания.

К наиболее опасным для детского слуха заболеваниям относятся:

1.ОРВИ. Их серьёзным осложнением может стать отит, при котором воспаляется барабанная полость уха. В результате нередко развивается нарушение слуха.

2.Паротит (свинка). Иногда приводит к значительной тугоухости на одно или даже оба уха.

3.Корь. Может вызвать повреждение слухового нерва.

4.Менингит (воспаление мозговой оболочки). Его возможным последствием является поражение слухового нерва или улитки.

5.Сахарный диабет. При этом заболевании нередко развивается дефицит кератина, что негативно сказывается на слухе. Помимо этого слуховой нерв может повреждаться из-за высокого уровня сахара.

Кроме того, важно помнить, что состояние слуха малышей напрямую зависит от состояния носа. Неслучайно наши уши и носы лечат одни и те же специалисты – отоларингологи

Частые насморки из-за простуд, инфекционных заболеваний и аллергий (!) приводят к чрезмерному разрастанию аденоидов (носоглоточных миндалин). В этом случае они перекрывают область слуховых труб и нарушают слух.

Враг №3. Травмы

Не менее опасны для слуха и травмы. Причём совсем не обязательно, чтобы пострадали сами уши. Так черепно-мозговые травмы могут привести к нарушению работы мозговых центров, отвечающих за слух. А в результате – временные или даже постоянные тугоухость или шум в ушах. А серьёзная шумовая травма – результат воздействия звука 90 и более дБ – и вовсе может стать причиной полной потери слуха.

Враг №4. Медикаменты

Увы, нарушения слуха могут вызывать и некоторые лекарственные препараты:

  • Необратимые нарушения могут вызвать антибиотики аминогликозидного ряда.
  • Обратимые нарушения могут вызвать некоторые мочегонные средства, аспирин, антибиотики-макролиды и другие препараты.

От 0 до 1 года

Не бойтесь крика младенца — это его защитный механизм

Ситуация: кажется, что новорождённый только и делает, что плачет. Стоит присесть на минуту отдохнуть, как из кроватки снова раздаются вопли и вы уверены, что младенец делает это назло. 

Что происходит на самом деле: новорождённый живёт инстинктами. Младенец не способен ни ходить, ни добывать пищу, ни найти себе убежище. Ему известно только одно: для выживания рядом нужен взрослый. Если о тебе заботятся и защищают — будешь жить и расти. Если нет — увы, попытка не удалась. Поэтому для младенца забота взрослого — это не просто «хорошо, когда мама рядом». Это про жизнь и смерть. Стань чьим-то или умри — третьего не дано.

Чтобы взрослый оказался рядом, его нужно позвать. В борьбе за жизнь младенец использует своё первое и главное оружие — крик. И он не просто кричит — он вопит, орёт. Не потому, что хочет потрепать нервы родителям. Он всерьёз борется за жизнь. Каждый раз, когда хочет есть, мёрзнет, испытывает боль. Так его научила эволюция миллионы лет назад.

Кстати в распоряжении младенца есть и пряник. Обычно на втором месяце жизни он делает то, от чего родители начинают возбуждённо звать друг друга, достают камеру и звонят друзьям и родным, — в первый раз улыбается. У взрослых улыбка младенца вызывает состояние эйфории. И тут снова поучаствовала природа. Это она сделала так, чтобы мы хотели снова и снова ощутить этот кайф. Ребёнок получит всё, что нужно для роста и развития, вознаграждая родителей за труды мгновением неземного блаженства.

Чего не нужно делать: игнорировать крик младенца.

Что лучше сделать: набраться терпения и уделять внимание потребностям малыша. Понять, что он не пытается превратить вашу жизнь в ад, просто сейчас им управляют природные инстинкты, нацеленные на выживание

Со временем младенец научится другим способам коммуникации.

Не отлучайте новорождённого от рук насильно

Ситуация: старшие учат, что от частого ношения на руках у ребёнка искривится спина, что он вырастет избалованным и вообще крик развивает лёгкие. 

Что происходит на самом деле: На нас давят суеверия. Во многих культурах новорождённый не считался полностью пришедшим в этот мир. Ему не давали имени в первые месяц-два, не показывали посторонним, не выносили из дома. С одной стороны, основанием для суеверий был высокий уровень детской смертности. Но если присмотреться, новорождённые и правда выглядят как не от мира сего. Большую часть времени спят, окружающими не интересуются, понять их тоже непросто. Они словно ещё не вполне здесь.

Поэтому беременность сменяется периодом донашивания. Младенец всё ещё слит с матерью, он также находится на уровне живота, просто с другой стороны. И ему надо побыть там ещё немного.

Чего не нужно делать: пытаться отучить ребёнка от рук. Особенно когда он плачет и явно зовёт вас. Так в душе родителя укореняются чувства вины и несостоятельности. Они оборачиваются гиперопекой, тревожностью или защитной привычкой отстраняться от боли ребёнка. И потом рождаются фразы «сам разберись, не маленький», «не драматизируй, это пустяк».

А у малыша возникнет «голод привязанности». И тогда вступает в дело правило «борись». Он начинает ненасытно требовать внимания взрослых, капризничать, выматывать своим недовольством и прилипчивостью

И даже получая внимание родителей, ребёнок уже не может насытиться. Это может повлечь за собой и дальнейшие психологические проблемы

Отчаяние остаётся с малышом навсегда, накрывая в трудные моменты невесть откуда взявшимся убеждением, что всё бесполезно и он обречён.

Что лучше делать: брать малыша на руки, сколько нужно. Дети, которые получили достаточную дозу донашивания, более самостоятельны и независимы к двум годам, чем те, кого так боялись избаловать. На вопрос, почему так происходит, есть простой ответ. Если мы наелись, то не будем выходить из-за стола с куском в руке. Если мы выспались, то не будем весь день искать возможность прилечь. Так же и с потребностью ребёнка находиться на руках родителей. 

Unsplash / Aswin

Врождённая глухота

К счастью, врождённая глухота встречается нечасто. Однако знать о причинах её возникновения будет полезно всем, кто планирует стать родителями. Речь идёт не о наследственных факторах, а именно о тех, повлиять на которые нам вполне под силу.

Причинами детской глухоты могут стать:

  • Употребление будущей мамой алкоголя и другие токсические факторы.
  • Вирусные заболевания: сифилис, герпес, краснуха, грипп, паротит, ветряная оспа, корь.
  • Некоторые лекарственные средства: канамицин, мономицин, стрептомицин, хинин и другие.

Особенно важно не допустить вредного влияния этих факторов в первые четыре месяца беременности, поскольку именно в этот период формируются органы слуха плода

Ответ врача: лечение сенсомоторной алалии в Саратове

le=”text-align: justify”>
Уважаемая Ольга!
Прочитали мы Ваш вопрос, и появилось подозрение о наличии у девочки диагноза «сенсомоторная алалия 2 – 3 степени». К сожалению, одними лекарственными препаратами Вы алалию не вылечите. В этой ситуации нужно проходить комплексное лечение.

Сарклиник проводит лечение алалии в Саратове, лечение сенсорной алалии у детей в Саратове, терапию сенсомоторной алалии у мальчиков и девочек в Саратове, лечение дислалии. Для лечения Вам нужно обратиться к рефлексотерапевту в Сарклиник. Вопрос о неврологе решается индивидуально. Так как врач невролог может назначить в основном лекарственные препараты, его возможности в лечении алалии ограничены чаще назначением ноотропных препаратов. Если есть возможность, то можно оформить инвалидность. Наркоз, как правило, отрицательно сказывается на функционировании центральной нервной системы.

В практике врача Сарклиник встречались случаи, когда ребенок переставал говорить после, например, аппендэктомии, которая всегда проводится под наркозом, или после прививки (чаще АКДС или от полиомиелита). Тем более не нужно забывать о перинатальной энцефалопатии, которая присутствовала у ребенка. В Вашей ситуации нужно проводить плановое лечение курсами для активизации речевых центров головного мозга. Эффективность лечения алалии зависит от степени тяжести заболевания, степени внутриутробной гипоксии и интенсивности лечения. Чем раньше начато лечение, тем больше шансов, что ребенок заговорит.

Запись на консультации.
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Текст: SARCLINIC | Sarclinic.com \ Sаrсlinic.ru Фото: AnnaOmelchenko / Фотобанк Фотодженика / photogenica.ru Люди, изображенные на фото, – модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.

Две главные причины страхов у детей

Это не опечатка, действительно, базовых причин детских страхов только две

Глубокое понимание этих причин очень важно для того, чтобы не слушать бессмысленных или откровенно вредных советов, а также для того, чтобы родители сами могли помочь своему ребенку избавиться от любых необоснованных страхов

Бояться может любой ребенок, если чувствует, что его жизни и здоровью угрожает опасность, то есть если рядом нет взрослого. Это здоровый страх, он совершенно необходим и выполняет охранительную функцию. А вот когда бояться нечего, а страх все-таки есть и никакие разумные доводы, уговоры, отвлечения и забалтывания не помогают — самое время обратиться к системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Итак, главные причины детских страхов:

  1. Нарушение чувства безопасности и защищенности у ребенка.
  2. Наличие у ребенка зрительного вектора.

Ребенок боится оставаться один, если не уверен в надежности родителей

Представьте: вы — маленькое и беззащитное существо и вся ваша жизнь зависит от одного великана, который может заботиться о вас, защищать вас от опасностей, приказывать другим великанам, чтобы они тоже заботились и не обижали вас. А может и забыть о вас или, наоборот, начать кричать, ругаться и пугать вас. Или ваш великан, может быть, сам слабый и неуверенный, боится всего на свете, а особенно других великанов. Сможет ли он защитить вас? Как вы будете чувствовать себя в этом случае?

Чувство безопасности и защищенности — база для развития любого ребенка. Более подробно об этом основополагающем концепте читайте в статье.

Если ребенок в 3-4 года боится оставаться один — может быть, он не уверен в том, что мама обязательно вернется? Может быть, вы покидали его слишком надолго или оставляли с незнакомыми людьми? Такое случается, когда малыш попадает в больницу, например, а мать к нему не пускают. Или когда сама мама неожиданно попадает в больницу или уезжает в роддом за новым ребеночком, а малыш оказывается совершенно не подготовленным к этому и чувствует себя брошенным.

Если мама и папа ругаются и выясняют отношения при ребенке, особенно когда звучат смыслы «Уходи и не возвращайся!» или «Уйду и не вернусь!», то у ребенка просыпается неосознанный, непроговариваемый страх потерять семью . Он боится оставаться дома один, потому что опасается, что кто-то из родителей, особенно мама, может уйти навсегда и не вернуться.

Если мама воспитывает ребенка одна, если она замучена, разрывается между работой и домом, не уверена в себе и своем завтрашнем дне, ребенку автоматически и неосознанно передается эта неуверенность, он теряет чувство защищенности и безопасности. В зависимости от векторов ребенка это может выражаться по-разному, например тем, что он боится оставаться один. И чем меньше ребенок, тем больше состояние матери влияет на него.

Или, возможно, в ваше отсутствие приходил пьяный сосед, кричал, угрожал, барабанил в дверь и тем самым вызвал ужас у вашего малыша. И теперь он так напуган, что боится даже вам рассказать о случившемся. Такое бывает, когда ребенок не уверен, что вы гарантированно сможете защитить его от обидчика.

Если ваш ребенок боится оставаться один, хорошенько подумайте, какие у него есть основания не доверять вам?

Почему ребенку и взрослому так сложно услышать друг друга в момент инцидента?

Чтобы это понять, давайте вкратце посмотрим, как устроен наш мозг и какие его части задействованы в момент инцидента. Инцидентом мы будем называть любое событие, действие или бездействие извне, которое вызвало у ребенка бурные эмоции.

Это очень упрощенная схема, но на ней видно, насколько на разных полюсах находится ребенок, которого захватили эмоции, и взрослый, пытающийся в это время достучаться до ребенка.

Что делать?Выходит, что для того, чтобы ребенок услышал взрослого, им нужно «встретиться» в одном общем месте мозга. Иначе достучаться друг до друга “с разных континентов” будет очень сложно.

Что может помочь ребенку через какое-то время почувствовать себя более спокойно?

Эмоции стремятся к выражению. Взрослый может запрещать или ограничивать какие-то действия, может устанавливать правила поведения. Но не может запретить ребенку чувствовать то, что он чувствует. 

Испытывать эмоции – это нормально. Выражать их – это тоже нормально. Поэтому ребенку будет проще, если взрослый сам не «развалится» от детской эмоциональности и найдет в себе силы как-то показать, что «То, что ты испытываешь, – это нормально. Я с тобой рядом. Я могу устанавливать правила поведения. Но я все равно на твоей стороне. Все в порядке».

Может быть, это будут слова, а может быть, стоит взять ребенка на руки или просто побыть рядом, если он на руки не идет. Без осуждения, попыток успокоить или вразумить. Просто спокойное присутствие в общем пространстве, которое даст ребенку ощущение, что он не один, что все, что происходит, – нормально, что он в безопасности и может дать выход своим эмоциям.

Если ребенок плачет – это очень хороший выход для эмоций и природный инструмент для адаптации к ситуации. А взрослый здесь остается Взрослым.

Если взрослый не сдержался – тоже бывает. Грозовые тучи пришли и ушли, дальше светит солнце. Это как явление природы, мы не можем им управлять, но как только оно проходит, мы возвращаемся к прежней жизни. Так и ребенку очень поможет, если взрослый по мере возможности возьмет себя в руки и покажет, что все в порядке, ты снова можешь на меня положиться. Не из чувства вины или стыда, не со стиснутыми зубами, а правда – потому что бывает. Бывает и проходит.

Если все-таки очень хочется обсудить с ребенком произошедшее, то лучше это сделать позже. Сначала подождать пока улягутся все эмоции, вернуть отношения в прежнее безопасное русло. Вообще, во многих ситуациях дети сами прекрасно умеют делать выводы, если дать им для этого пространство и возможность.

Но если все-таки хочется поговорить, то сначала убедитесь, что ребенок вас слушает и слышит, смотрит на вас, понимает вас, не находится в состоянии сопротивления и снова готов идти за вами как за надежным и безопасным взрослым. Есть контакт.

Не стоит забывать, что даже при видимой внешней зрелости ребенку может оказаться сложно уравновешивать свои чувства в силу возраста и эмоциональной незрелости. Поможет, опять же, терпение и понимание со стороны взрослого.

Однако мы можем создать поддерживающую и принимающую среду, где эти процессы будут проходить быстрее и легче.

Чувство стыда, манипуляции ценным и важным для ребенка, методы разделяющей дисциплины, тайм-ауты, желание сделать ребенка удобным для общества слишком рано тормозят этот процесс.

Здоровые границы и рамки поведения, принятие эмоций, объятия, общение, физический и эмоциональный контакт, одним словом, отношения, в которых взрослый на стороне ребенка, в которых ребенок может безопасно зависеть от взрослого, хочет зависеть и хочет идти ЗА взрослым, создают благодатную почву для эмоционального и психологического взросления.

Как сказал писатель Александер ден Хейер (Alexander den Heijer):

Я бы добавила, что мы еще даем время набрать цветку силу и созреть в подходящей среде.

Юлия Варлакова

Фото: photogenica.ru

Дорогие читатели! Предлагаем вам прочесть и другие статьи, чтобы лучше понять природу маленьких детей.

Жестовый язык запрещен, а читать с губ невозможно

Существует четыре степени тугоухости. Даже проблему третьей степени иногда можно решить слуховыми аппаратами. Но вот люди с четвертой степенью даже в слуховых аппаратах слышат только гласные. Аппараты бесплатно выдают только детям с третьей и четвертой степенью. 

Существует еще кохлеарная имплантация — вживляют электронное устройство, которое улавливает звуки и преобразует их в электрические импульсы. Но операцию проводят, когда ребенку 3-4 года. В это же время обычно выдают аппараты. 

— Те, у кого до трех лет выявили тугоухость и выдали аппараты или сделали операцию, — просто везунчики, — объясняет Анна Федотова, мама слабослышащего мальчика, — потому что чем позже, тем сложнее развить речь у ребенка. Моему сыну поставили третью степень в 4 года. И после того как в 4,5 года ему выдали аппараты, мы, родители, и большая команда специалистов много лет трудились, чтобы поставить ему речь и догнать по развитию сверстников. Сейчас он учится в обычной школе и говорит как все дети. 

Не всем нужен жестовый язык, слабослышащие дети с хорошими аппаратами могут обойтись и без него. Но детям с тяжелой потерей слуха, тотально глухим необходим свой язык. 

— Не каждому ребенку из семьи слышащих нужен русский жестовый язык, — подчеркивает Елена Соловейчик. — Все зависит от степени потери слуха. Но специалисты сразу на корню обрубают информацию о русском жестовом языке: «Нельзя его применять! Ваш ребенок говорить не будет!» Это приводит к плачевным результатам. Жестовый язык на самом деле помогает ребенку развивать устную речь. Мои слабослышащие дети в год уже болтали на игровой площадке. Слышащие мамы впадали в ступор, узнав, что они еще и не очень хорошо слышат. 

С трех лет в коррекционных детских садах сурдопедагоги развивают речь… через чтение. Трехлетних детей учат сначала читать, потом говорить. Словарный запас пополняют так: табличку со словом прикрепляют к картинке. И все слова в именительном падеже. Поэтому часто взрослые глухие пишут без изменений по падежам и родам. Психологически ребенок готов читать только к 5-6 годам, — объясняет Екатерина Савченко, — учить читать трехлетку, у которого даже нет словарного запаса — это мучение. Через слезы, через «не хочу». Я помню, как мне с сыном это тяжело давалось. 

— Такое обучение очень ограничивает словарный запас. К школе ребенок при таком подходе знает всего 2500 слов. Для первоклассника же норма 5000–7000 слов. Ребенок не будет понимать значения слов, текстов, заданий. Представьте, что вы приехали во Францию, очень плохо зная язык, — говорит Елена Соловейчик, — и вот вам нужно сразу учиться на французском в медуниверситете, при этом считывая слова с губ преподавателя. И никакого переводчика у вас нет, и более того — они запрещены. Как вы будете учиться? Тем не менее это система обучения глухих и слабослышащих по Федеральному государственному образовательному стандарту. 

Жестовый язык разрешен только для глухих с ментальными нарушениями. И то только как вспомогательный. 

Известный глухой танцор Андрей Драгунов так вспоминает школьные годы: «Это была такая игра на выживание, как обмануть учителя. Как списать, как сделать вид, что ты понял, когда ты на уроке из речи не понимаешь ничего». 

— Алина сейчас учится в школе для слабослышащих детей. Как слабослышащие дети считывают с губ? — рассказывает Оксана. — Я вам приведу пример. В первом классе учитель говорит «трусливый заяц». Все дети смеются. Почему? Потому что они поняли два слова «трусы и заяц». Вот так проходит обучение. Даже в третьем-четвертом классе они путали «дорога» и «дорогая». Однокоренные слова для них одно и то же. Даже «папа» и «мама» если считывать с губ — это одно и то же слово. В школе я заметила, что у детей глухих родителей гораздо больше словарный запас, у них намного лучше было понимание разных текстов. И родители мне объяснили, что дело в жестовом языке, на котором они говорят с ребенком с рождения. Он дает им гораздо более многообразную картину мира, чем упорное сопоставление табличек и картинок в садике. 

Лилия Ионичевская

Лилия Ионичевская, президент Ассоциации переводчиков жестового языка, рассказывает, что их организация совместно со Всероссийским обществом глухих провела эксперимент. В школе в одном классе детям преподавали на жестовом языке. 

«Эти дети по успеваемости были как обычные слышащие дети, — вспоминает Лилия Ионичевская. — Они были очень грамотные, им было интересно учиться, они задавали вопросы. Потому что они все понимали. На обычных уроках, где нужно считывать с губ, вы можете увидеть, что дети просто сидят в телефонах, они даже не смотрят на учителя. Потому что смысл смотреть, если не понимаешь». 

3. Чаще говорите «да»

Задумайтесь: как вы обычно отвечаете на 1000 просьб вашего ребенка в течение дня? «Нет», верно?

Когда вас засыпают вопросами, рассуждать некогда. У вас есть готовые ответы: «Нет, не сегодня», «У меня нет на это времени» или просто «Нет». Но когда вы постоянно отвечаете «нет», неудивительно, что и дети перестают прислушиваться к вам.

Чаще говорите «да». Пусть ваши слова удивляют и восхищают вашего ребенка. Тогда и он будет уделять вам больше внимания, когда вы о чем-то попросите. Вместо «Нет, мы не можем пойти в парк» попробуйте сказать: «Парк звучит потрясающе! Пойдем туда в пятницу после школы или в субботу утром?»

Вместо «Нет, сегодня ты не будешь есть мороженое» попробуйте «Мороженое — это вкусно! Хочешь его на десерт в субботу или в воскресенье вечером?»

Конечно, будут возникать ситуации, которые потребуют от вас жесткого «нет». Но чаще отвечая «да», вы поможете ребенку понять, что и его желания важны для вас.

Фото: unsplash

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий