Исследования ВОЗ: дети до пяти лет должны меньше сидеть и больше играть

О здоровье детей. Здоровье детей в современном мире

Надежда Петрова Здоровье детей в современном мире

Здоровье – это важнейшая составляющая благополучия человечества, одно из важнейших прав человека, а также одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Реформы в системе здравоохранения, уменьшение профилактической работы, безграмотность современных родителей негативно повлияли на здоровье детей . Наблюдая за детьми и их родителями у себя в детском саду, мы убедились, что большинство семей ведут нездоровый образ жизни . Они мало двигаются и бывают на свежем воздухе, неправильно питаются, имеют вредные привычки. А дети, как известно, повторяют за своими родителями. Жизнь в современном мире предъявляет высокие требования к состоянию здоровья людей и особенно маленьких детей . Сегодня проблема здоровья особенно остро встает в дошкольном и школьном возрасте. Рождение больных детей не только медицинская проблема, но социальная и педагогическая. Именно в детстве можно привить ребенку полезные привычки, которые останутся на всю его жизнь.

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей за последние десятилетия ситуация ухудшилась. К тому же снизилось количество детей с первой группой здоровья .Даже у себя в детском саду я наблюдаю эту статистику: на 25 детей в группе только один – двое детей имеют первую группу здоровья . Увеличилось количество детей , имеющих какие-либо отклонения в состоянии здоровья (вторая группа здоровья , и с хроническими заболеваниями (третья группа здоровья ) .

На наш взгляд, центральной проблемой современной системы общего образования является реализация образовательных стандартов без потерь здоровья детей . Если здоровый образ жизни – это управление здоровьем посредством привития адекватного поведения, то, несомненно, данная область деятельности становится кругом профессиональных интересов и компетенции педагогов. Учитель или воспитатель помогают индивиду обрести необходимую мотивацию, основанную на его потребностях, и, давая свободу выбора, а также предоставляет возможность получения необходимых знаний и умений.

Здоровье каждого из нас закладывается с малых лет. Организм ребенка гораздо чувствительнее к влиянию окружающей среды, чем у взрослого человека. От общего здоровья ребенка зависит его работоспособность, выносливость, сила, умственное развитие, прочность знаний, а также духовная жизнь.

В первые годы жизни ребенка происходит интенсивный рост и развитие всех систем организма. Малыш рождается с набором определенных наследственных свойств и качеств. Но это является лишь базой развития, а важнейшими факторами являются окружающая среда и воспитание ребенка с первых дней его жизни.

Воспитывая у детей потребность в активности, сам педагог, прежде всего, показывает пример положительного отношения к спорту. А также дети смотрят на своих родителей – ведь, чтобы привить потребность в движении, нужен комплексный подход к проблеме.Участие родителей в спортивных праздниках и досугах играет большую роль: именно в таких семьях вырастают здоровые , любящие спорт люди, будущее нашей страны.

Именно в дошкольном возрасте закладываются прочные основы здоровья , которые влияют на развитие личности ребенка. В современных условиях жизни нашим детям предъявляются слишком высокие требования, выполнять которые могут только здоровые дети . Соблюдение здорового образа жизни оказывает влияние на все стороны развития личности: физическое, психическое, нравственное и духовное здоровье . Потребность человека вести здоровый образ жизни , выработанный с детства, определяют всю его дальнейшую жизнь.

Таким образом, основной задачей укрепления здоровья детей является формирование у них представлений о здоровье и здоровом образе жизни , так как это становится условием для эффективного развития детей , а также обеспечения их нормальной жизни в современном мире .

Сколько времени можно сидеть за компьютером ребенку?

Мы перешли к главному вопросу: сколько времени ребенку можно сидеть за компьютером без сильного вреда для здоровья. Специалисты утверждают, что ребенок в возрасте 4-5 лет не должен находиться перед экраном дольше 10 минут в день. По мере взросления время можно увеличить. В 5-7 лет электронные устройства рекомендуется использовать не больше 20 минут в день. В этом возрасте ребенок отправляется в школу, поэтому ему может понадобиться компьютер для обучения.

В 7-11 лет, то есть в период обучения в начальной школе, работать за компьютером ребенку можно по 20-30 минут. В 12-14 лет время увеличивается еще на 15 минут. Подросток может использовать компьютер по 45 минут в день. В этом возрасте за школьником уследить сложнее всего. Родители должны доступно донести до него информацию о вреде электронных устройств.

Примерно с 15 лет подросток может проводить за экраном по 1-2 часа в сутки. При этом каждые 30-40 минут следует прерываться и отходить от монитора, чтобы отдохнуть, сделать глазную гимнастику и зарядку. Такие перерывы не помешают и взрослым, которым приходится постоянно работать за компьютером.

Новые рекомендации ВОЗ по вопросам физической активности, малоподвижного образа жизни и сна у детей до пяти лет

Cогласно новым рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), чтобы расти здоровыми, детям до пяти лет необходимо меньше времени проводить перед экранами или в детских колясках и креслах, иметь более качественный сон и больше заниматься активными играми.

«Обеспечение здоровья для всех предполагает необходимость следовать наиболее благоприятной для здоровья практике с самых первых этапов жизни человека, — говорит Генеральный директор ВОЗ д-р Тедрос Адханом Гебрейесус. — Раннее детство — период быстрого развития, и он является тем моментом, когда образ жизни семьи может быть скорректирован в интересах укрепления здоровья ребенка».

Новые рекомендации ВОЗ по вопросам физической активности, малоподвижного образа жизни и сна у детей до пяти лет было подготовлено группой экспертов ВОЗ. Участники группы выполнили оценку влияния, которое на детей раннего возраста оказывают дефицит сна и количество времени, проведенного перед экраном или в условиях ограниченной подвижности в детских креслах и колясках. Эксперты также проанализировали данные о пользе высокого уровня физической активности.

«Повышение уровня физической активности, сокращение периодов ограниченной подвижности и более качественный сон у детей младшего возраста, — все это способствует их физическому и психическому здоровью и благополучию, а также помогает предотвратить развитие ожирения и связанных с ним заболеваний на более поздних этапах жизни», — говорит д-р Фиона Булл, руководитель программы по эпиднадзору и популяционной профилактике неинфекционных заболеваний в ВОЗ.

В результате несоблюдения текущих рекомендаций в отношении физической активности во всем мире ежегодно умирает более 5 миллионов человек из всех возрастных групп. Сегодня более 23% взрослых и 80% подростков страдают от нехватки физической активности. Если с самого начала жизни привить правильные привычки в отношении здоровой физической активности, периодов ограниченной подвижности и сна, это будет способствовать формированию соответствующего поведения в детстве и в подростковом и взрослом возрасте.

«Сегодня нам крайне необходимо вернуть в жизнь детей игру, — говорит д-р Хуана Уиллумсен, координатор ВОЗ по вопросам детского ожирения и физической активности. — Нужно, чтобы дети меньше времени проводили сидя и больше играли, а также имели здоровый и достаточный сон».

Ключевое значение имеет характер занятий в течение дня. Продолжительность времени, которое дети младшего возраста проводят сидя перед экраном, необходимо сократить и заменить его на более активные игры, также обеспечивая детям качественный сон

В моменты, когда ребенок сидит в кресле или коляске, крайне важное значение для его развития имеет качественное взаимодействие со взрослым и такие занятия, как чтение, рассказы историй, пение и решение головоломок

Наличие важной взаимосвязи между уровнем физической активности, продолжительностью периодов ограниченной подвижности и количеством сна, а также их влияние на физическое и психическое здоровье и благополучие, были признаны Комиссией по ликвидации детского ожирения, которая призвала разработать четкие рекомендации в отношении физической активности, малоподвижного образа жизни и сна у детей раннего возраста. Соблюдение представленных в этой публикации рекомендаций в течение первых пяти лет жизни будет способствовать физическому и умственному развитию детей и здоровью на протяжении всей их жизни.  

Соблюдение представленных в этой публикации рекомендаций в течение первых пяти лет жизни будет способствовать физическому и умственному развитию детей и здоровью на протяжении всей их жизни.  

Почему важно ограничить время работы ребенка за компьютером?

О том, что детям сидеть за компьютером следует ограниченное время, заявляют врачи и психологи. Они утверждают, что постоянное использование компьютеров и гаджетов негативно сказывается как на психологическом, так и на физическом состоянии ребенка. Рассмотрим кратко аргументы специалистов.

Влияние на зрение. Когда человек смотрит вдаль, глаза его испытывают меньшую нагрузку, чем во время рассматривания предметов, расположенных вблизи. Когда мы смотрим в монитор, глаза находятся в напряжении. Если не давать им время для отдыха, пренебрегать гимнастикой, может возникнуть спазм аккомодации, который еще называют ложной близорукостью. Этот недуг может со временем развиться и превратиться в миопию. Кроме того, постоянное зрительное напряжение вызывает синдром «сухого глаза». Человек, сидящий перед экраном, реже моргает, из-за чего ухудшается увлажнение роговицы.

Влияние на позвоночник. Сильное напряжение испытывают и мышцы спины. Зачастую осанка ребенка, сидящего за компьютером, неправильная. Это приводит к искривлению позвоночника, сколиозу. Чрезмерное нагрузка на мышцы спины и шеи может вызвать головокружение и головные боли.

Малоподвижный образ жизни. Недостаточная физическая нагрузка называется гиподинамией. Она становится причиной развития патологий сердца и суставов, сахарного диабета, ожирения. Малая физическая активность — серьезный фактор, ослабляющий иммунную систему.

Переутомление. Ребенок может даже не заметить, как сильно устает и переутомляется в процессе учебы. Умственная нагрузка отнимает у организма очень много сил. Постоянная работа за компьютером может привести к сильному переутомлению, которое наносит большой вред развивающемуся организму ребенка.

Вред электромагнитного излучения. Оно исходит от любого электронного устройства. Длительное воздействие на человека этого излучения может в будущем проявиться сердечно-сосудистыми заболеваниями, гормональными сбоями, хронической усталостью, болезнями нервной, иммунной, репродуктивной систем.

Компьютерная зависимость. Она возникает из-за частой игры на компьютере. В головном мозге располагаются центры, отвечающие за получение удовольствия. Когда ребенок играет, эти центры находятся в состоянии напряжения. Регулярное их возбуждение одним и тем же раздражителем со временем приводит к привыканию. Если ограничить время игры ребенка на компьютере, он начинает раздражаться, проявляет агрессию или, напротив, замыкается, становится апатичным и незаинтересованным. Избавиться от такой зависимости достаточно сложно. В некоторых случаях требуется помощь детского психолога.

Обеспечьте ребенка сбалансированным питанием

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) рекомендуют кормить детей грудным молоком до двух лет и более. Конечно, за исключением случаев, когда это невозможно по медицинским показаниям.

По словам педиатра, важно понимать, что начиная с шестимесячного возраста, материнское молоко не может полностью обеспечить малыша всеми необходимыми питательными веществами. Поэтому в рацион ребенка нужно вводить различные виды прикорма, например, мясные, рыбные, овощные и фруктовые пюре, кисломолочные продукты

Мама может продолжать кормить малыша грудью один-два раза в сутки. К двум-трем годам рацион малыша становится почти таким же, как у взрослого человека.

Но приучать ребенка к собственным пищевым привычкам, которые предполагают ограничения в еде, родителям не стоит. Популярные сегодня системы питания, такие как вегетарианство, сыроедение (употребление в пищу только сырых продуктов, без какой-либо термической обработки) или интервальное голодание (режим питания для похудения, предполагающий периодический отказ от еды) могут быть приемлемыми исключительно для взрослого человека. Ребенку, у которого организм только развивается, требуется полноценное сбалансированное питание. В его рацион должны входить белки, животные и растительные жиры, углеводы, витамины и минералы. Если же малыш не будет получать необходимые питательные вещества в полном объеме, это может привести к различным заболеваниям. Среди них нарушение обмена веществ или работы желудочно-кишечного тракта, анемия, замедление роста и другие.

ВОЗ предупреждает

В своем докладе Хуана Виллюмсен, занимающаяся проблемами физической активности и детского ожирения во Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) акцентирует внимание на возрастание смертности из-за малой физической активности. Жертвами недостаточных нагрузок на мышцы ежегодно становятся 5 млн

человек. И главная проблема в том, что этот показатель растет, в том числе – среди детей дошкольного и школьного возраста.

Одной из причиной этой печальной статистики, по мнению ВОЗ, становится чрезмерное увлечение гаджетами, которые современные родители считают удобным инструментом для того, чтобы занять ребенка.Последствия – снижение подвижности, концентрации внимания, проблемы с социальной адаптацией. Поэтому специалисты ВОЗ приняли новые рекомендации для детей разных возрастных групп.

Детям до 1 года рекомендовано передвижение ползком не менее 30 мин в день, ограничение движения (пеленание) – не более 1 часа за 1 раз, сон – 12-17 часов в сутки. Просмотр гаджетов не допускается.

Детям в возрасте 1-2 года рекомендована активность от 3 часов в сутки, после двух лет допускается использование гаджетов до 1 часа в день.

Детям 3-4 лет показаны физические упражнения от 3 часов, активное занятие спортом – от 1 часа. Просмотр планшетов, телефонов не должен превышать 2 часа в сутки.

Акцент делается на уменьшение использования электронных устройств. А вот время «сидячих» занятий с настольными играми, головоломками, развивающими игрушками в ВОЗ сокращать не советуют.

Родителям рекомендуют больше уделять личного времени детям и контролировать режим использования гаджетов вплоть до автоматического выключения устройства по истечении определенного времени. Иначе это плохо отразится на физическом и психологическом здоровье детей.

Гаджеты и здоровье

Масштаб проблемы подтверждает увеличение продаж гаджетов во всем мире и в нашей стране. В 2018 году на территории России было продано около 30 млн смартфонов, не считая других подобных устройств. Около 30 % этих приобретений частично используют дети дошкольного возраста, а часть гаджетов уже постоянно находится в пользовании школьников младших классов.

Об этой проблеме задолго до ВОЗ, еще в 2011 году писал Владислав Кучма, главный внештатный сотрудник Минздрава РФ по гигиене детей и подростков. Чрезмерное увлечение электронными коммуникаторами повысило число возникающих у школьников заболеваний эндокринной системы, органов дыхания, костно-мышечной системы.

Только лишь увеличение физической нагрузки не будет выходом из этой ситуации. К проблеме нужно подходить комплексно, стимулировав замену времени проведения с планшетами, смартфонами на другие интеллектуальные занятия.

Сколько времени может проводить ребенок перед телевизором?

Ранее были перечислены правила использования компьютеров, смартфонов, планшетов и других гаджетов. Что касается просмотра телевизора, то здесь ограничения не такие строгие. Телевизор, как правило, располагается от глаз дальше, чем экран компьютера. Смотрит его ребенок, находясь на диване, а не на стуле, поэтому и вред от телевизора меньше. Однако это не значит, что можно сидеть перед ним часами. В возрасте 3-7 лет просмотр TV должен быть ограничен 30 минутами в день. В 8-10 лет ребенок может потратить на просмотр мультфильма по телевизору около часа. С 11 до 14 лет без вреда для зрения можно смотреть TV по 1,5-2 часа. Только дети в возрасте 14-18 лет могут посвятить этому занятию до 3 часов в день, делая перерывы каждый час.

Здоровье детей цитаты. Цитаты о здоровье детей

Название статьи: Цитаты о здоровье детей. Сегодня идеально потренировался. Снова спорт. Вспоминания.

Если Вы людям нравитесь, то Вы хороши. Если они ненавидят Вас, то Вы — лучший. Жозе Моуриньо

Величайшее благо здоровье, на втором месте красота, на третьем богатство. Платон

Одна умная женщина бросила мне как-то фразу, которая, возможно, проливает свет на природу слабого пола: Когда женщина выбирает себе любовника, ей не так важно, нравится ли он ей, как нравится ли он другим женщинам. Никола Шамфор. Если личность одарена плохими свойствами, то для нее всякие наслаждения — все равно что драгоценные вина для отравленного горечью рта

Артур Шопенгауэр

Если личность одарена плохими свойствами, то для нее всякие наслаждения — все равно что драгоценные вина для отравленного горечью рта. Артур Шопенгауэр

Если сила соединяется со справедливостью, то что может быть сильнее этого союза? Легко счастливому поучать несчастного. Эсхил

Труд должен быть сообразен силам человека. Он дурен, то есть неприятен тогда, когда превышает их. Николай Гаврилович Чернышевский

Ум, не имеющий никакой определенной цели, теряется; быть везде — значит быть нигде. Мишель де Монтень

Это просто профессия. Трава растет, птицы летают, волны омывают песок, я бью людей. Мохаммед Али

Цели должны быть ясными, простыми и записанными на бумаге. Если они не записаны на бумаге и их каждый день пересматриваешь — это не цели. Это пожелания. Роберт Кийосаки

Самое главное-не бояться играть!

Каждая мечта тебе дается вместе с силами, необходимыми для ее осуществления. Ричард Бах

Я думаю, есть два Христа. Один там, наверху, ну и я здесь. Христо Стоичков.

Время не любит, когда его тратят впустую. Генри Форд

Для меня жизнь — это постоянное чувство голода. Смысл жизни не в том, чтобы просто существовать, выживать, но в том, чтобы двигаться вперед, совершенствоваться, достигать, завоевывать. Арнольд Шварценнегер

Пока мы откладываем жизнь, она проходит. Сенека

С помощью тренировок можно убегать от цирроза печени и, конечно, от целлюлита во всех частях тела.

Здоровье — это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут. Ж. Лабрюйер

Спорт: развлечение до седьмого пота. Морис Декобра

У любого государства должны быть дружеские отношения с соседями. Виталий Кличко

Раз дело наше новое, мы должны мыслить и действовать по-новому. Авраам Линкольн

Любить тело без его согласия и желания то же самое, что любить тело без души и без чувств.

Убивая свободное время — Вы тем самым убиваете себя и своё будущее.

Просто помни, что где-то хрупкая маленькая китаянка разминается с твоим максимальным весом. Джим Конрой

С помощью тренировок можно убегать от цирроза печени и, конечно, от целлюлита во всех частях тела.

Любовь — единственное в природе, где даже сила воображения не находит дна и не видит предела! Фридрих Шиллер

Если бы люди ели только тогда, когда они очень голодны, и если бы питались простой, чистой и здоровой пищей, то они не знали бы болезней и им легче было бы управлять своею душою и телом. Лев Толстой

Ненависть, как запущенная раковая опухоль, разъедает человеческую личность и отнимает все жизненные силы. Мартин Лютер Кинг

Все время переживать из-за прошлых ошибок — самая грубая ошибка. Мохаммед Али

Вы точно победите, если уверенны в себе, и уверенны в победе. Но самое главное чтобы этого не делал ваш оппонент.

Попрание права — это искушение, которому легче всего поддается человеческий дух. Генрих Манн

Мы должны вызывать, а не ждать вдохновения, чтобы начать дело. Действие всегда порождает вдохновение. Вдохновение редко порождает действие. Фрэнк Тиболт

Кто не курит и не пьёт — ровно дышит, сильно бьёт!

Болезни излечивает природа, врач только помогает ей. Гиппократ

Не бывает неудач — только опыт и ваша реакция на них. Том Краузе

Однажды подружка спросила меня: Что будет, если однажды я предам твоё доверие? Я ответила: Доверять тебе — это моё решение, а убеждать ли меня в правильности моего решения или нет — это только твой выбор. — Цитаты о здоровье детей.

Нормы физической активности, сна и времени перед экраном для детей разного возраста

Помимо уже перечисленных выгод для здоровья, ученые связывают уровень импульсивности у детей именно с адекватным количеством сна, физической активности и времени, проведенным перед экранами. Так что если хотите улучшить поведение ребенка, придерживайтесь этих рекомендаций.

Детям грудного возраста (до 1 года) рекомендуется:

  • Физическая активность: чем больше, тем лучше. Это могут быть различные игры, например, лежа на полу, с игрушками, ползание. Если ребенок еще не может самостоятельно передвигаться, рекомендуется проводить не меньше 30 минут в день лежа на животе. 
  • Ограниченная подвижность: не больше 1 часа подряд (например, в люльках/колясках, детских креслах или переносках и эрго-рюкзаках). Это время, если малыш не спит, стоит использовать для общения: читайте ему сказки, рассказывайте стишки, пойте песенки. 
  • Время перед экраном: до года детям проводить время перед экраном не рекомендуется вообще. 
  • Сон: 14–17 часов (в возрасте от 0 до 3 месяцев) или 12–16 часов (в возрасте от 4 до 11 месяцев), включая дневной сон.

 Детям в возрасте от 1 до 2 лет рекомендуется:

Физическая активность: не меньше 180 минут в день. Подойдет любая физическая активность любой интенсивности: игры, бег, ходьба, гимнастика дл малышей.

Ограниченная подвижность:  не больше 1 часа подряд (например, в люльках/колясках, детских креслах). 

Время перед экраном: до двух лет лучше даже не показывать детям экраны (тв, ноутбуки, планшеты, телефоны). Двухлеткам разрешено проводить у экрана не более 1 часа в день, чем меньше, тем лучше.

Сон: 11–14 часов, включая дневной сон

Также важно соблюдать режим сна и бодрстования.

Детям в возрасте от 3 до 4 лет рекомендуется:

Физическая активность: не меньше 180 минут в день, из которых 1 час – это физическая активность умеренной и высокой активности. 

Ограниченная подвижность: не больше 1 часа подряд (например, в люльках/колясках) или не сидеть на одном месте длительное время.

Время перед экраном: чем меньше, тем лучше. В среднем не более 1 часа в день.

Сон: 10–13 часов

Важно соблюдать режим дня. 

Детям от 5 лет и подросткам (до 17 лет) рекомендуется: 

  • Физическая активность умеренной (когда не нужно прилагать особых усилий) и высокой (нужно приложить усилия, после такой нагрузки учащается дыхание и серцебиение) интенсивности не менее 60 минут в день. Большая часть активности должна приходиться на аэробику. Три раза (как минимум) в неделю нужно заниматься упражнениями, которые направлены на укрепление скелетно-мышечных тканей.
  • Время перед экраном: 2 часа в сутки.
  • Сон: 11 часов сна.

При этом под физической активностью подразумевают не только занятия спортом, но и подвижные игры, домашнюю работу, прогулки, занятия спортом и соревнования, уроки физкультуры и утреннюю гимнастику.

Активный образ жизни поможет детям и подросткам укрепить сердечно-сосудистую систему, скелетно-мышечные ткани, снизить риск неинфекционных заболеваний, держать свой вес в пределах нормы, чувствовать себя уверенней. 

Эти советы по физической активности предназначены для здоровых детей. Если же у ребенка есть какие-то особенности здоровья, необходимо проконсультироваться с врачом. 

Источники

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Проба Руфье. Как проводить тест и что делать с его результатами

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Мониторный синдром: как сохранить зрение ребенка, если он проводит много времени перед экраном

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Укрепляем зрение: упражнения для глаз для детей в стихах

Выводы

1. В России с 1980 по 2015 г. показатель младенческой смертности снизился на 70%, перинатальной смертности – на 47%. Однако по сравнению с «новыми-8» странами ЕС в России коэффициент младенческой смертности в 1,6 раза выше, коэффициент перинатальной смертности – в 2,3 раза выше. Это говорит о наличии существенных резервов в улучшении данных показателей.

2. В России с 1990–1991 по 2015 г. показатели первичной заболеваемости детей и подростков резко возросли практически по всем классам болезней.

3. В структуре причин детской инвалидности (0–17 лет) преобладают психические расстройства (26%) и болезни нервной системы (24%). Эти причины являются предотвратимыми и управляемыми методами своевременной профилактики, лечения и реабилитации.

4. В России с 2000 по 2015 г. факторы, определяющие мощность педиатрической службы сократились: обеспеченность детского населения педиатрами – в 1,3 раза, педиатрическими койками – в 1,9 раза. С 2007 г. обеспеченность врачами-педиатрами участковыми сократилась на 13%. Сегодня их дефицит превысил 10 тыс. врачей от установленных нормативов

5. Для улучшения показателей здоровья детей и подростков необходимо предпринять меры по совершенствованию работы педиатрической службы – привести мощности педиатрической службы в соответствие с потребностями детского населения в профилактической и медицинской помощи.

Сведения об авторах

Улумбекова Гузель Эрнстовна – доктор медицинских наук, руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ),

Калашникова Александра Владимировна – научный сотрудник Научно-исследовательского центра по анализу деятельности системы здравоохранения Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ)
Мокляченко Алина Викторовна – кандидат технических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра по анализу деятельности системы здравоохранения Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ)
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий