Сепарационная тревога или кризис разделения

Чувства ребенка и отношение к жизни

Родители транслируют ребенку свое отношение к миру. Общаясь с окружающими людьми — друзьями, знакомыми, коллегами — взрослый бессознательно передает свои способы общения. Если мать или отец склонны проявлять много гнева и раздражения, то велика вероятность того, что ребенок будет повторять такое поведение.

Тревога является таким процессом, который не всегда может быть замеченным и на первый взгляд кажется, что не представляет угрозы для личности женщины и ее детей. Повышенная тревожность — это раздражающий фактор, который не позволяет матери спокойно жить, радоваться себе, окружающим людям и каждому дню, и оказывает влияние на ее взаимодействие в семье.

Воспитывая детей, важно понимать то, что на них влияет все, что делают или говорят родители.

Примечания

  1. Жмуров В. А. Большая энциклопедия по психиатрии. — 2-е. — М.: Джан-гар, 2012. — 864 с.
  2. Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. А. Ребера / Пер. с англ. Чеботарева Е. Ю.. — М., 2003. — Т. 1.
  3. Стивен Скотт, Роберт Гудман. Детская психиатрия = Child Psychiatry / пер. Е. Слободская. — 2-е. — Триада-X, 2008. — С. 78-81. — 408 с. — ISBN 5-8249-0139-2.
  4. Altman C., McGoey K. E., Sommer J. L. Anxiety in early childhood: what do we know? // Journal of early childhood and infant psychology. — 2009.
  5. Bogels S. M., Zigterman D. Dysfunctional cognitions in children with social phobia, separation anxiety disorder, and generalized anxiety disorder // Journal of abnormal child psychology. — 2000. — Т. 28, № 2. — С. 205–211.
  6. Психиатрия: национальное руководство / под ред. Т. Б. Дмитриева, В. Н. Краснов, Н. Г. Незнанов, В. Я. Семке, А. С. Тиганов. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. — С. 734-736. — 1000 с. — ISBN 978-5-9704-0664-9.
  7. Содержание «Исследовательских диагностических критериев» (ИДК-10) является производным из главы V (F) МКБ-10. Здесь даются специфические критерии для диагнозов из глоссария «Клинические описания и диагностические указания» (КОДУ), который подготовлен для клиницистов, преподавателей психиатрии и других работников психиатрического здравоохранения
  8. Barrett, Paula M., Ollendick, Thomas H., eds. Handbook of Interventions that Work with Children and Adolescents: Prevention and Treatment. — Wiley, 2003. — ISBN 978-0470844533.
  9. Оверолл К. Клинические методы коррекции поведения собак и кошек. — 2005. — 641 с. — ISBN 5-9668-0010-3.

Мама ушла!

Когда малышу исполняется 7-9 месяцев, он начинает замечать, что его мать – это отдельная сущность. До тех пор был убежден, что они были одним целым со своей матерью. Теперь, когда он теряет ее из виду, он убежден, что мама ушла навсегда! Это естественный этап в развитии любого ребенка. Реакция малыша на «исчезновение» любимой мамы тоже кажется понятной. Ребенок начинает протестовать и не выпускать маму из виду. На всякий случай, если она снова исчезнет.

Некоторые годовалые дети без проблем отделяются от матери, у других беспокойство сохраняется до двухлетнего, иногда до трехлетнего возраста. Это продолжается до тех пор, пока он не разовьет абстрактное мышление. Тогда он сможет разобраться в ситуации – мамы уже нет, но она 100% вернется. Иногда может случиться так, что это перестает быть просто стадией развития и развивается тревожное расстройство, и это та ситуация, когда уже необходимо обращаться за помощью к специалисту. Если малышка после ухода мамы всегда отчаянно плачет и долго не дает себя успокоить – это сигнал к тому, чтобы это проверить.

Причины возникновения тревожности у ребенка

На развитие повышенной тревожности у детей влияет два фактора: генетика и воспитание. 

Воспитание может либо усилить врожденную предрасположенность к тревожности, либо скомпенсировать ее. 

При этом есть дети с повышенной чувствительностью и эмоциональностью, что является средой для развития тревожности. 

Если мама сама чересчур волнительная, слишком оберегает малыша, то он будет подвержен большим переживаниям. Такая мама подсознательно не может передать ребенку инструменты для того, чтобы справиться с этим миром, принять его в несовершенстве, с определенной опасностью. Потому что сама не может справиться со своей тревожностью. 

Поэтому маме нужно сперва найти способы уравновесить себя, и тогда ребенок начнет их копировать.

Вы не сможете просто так научить ребенка успокаиваться, если в вас этого нет.

Почему?

Быть может, это такой возрастной период, а может, есть негативные факторы, провоцирующие чувство страха и неуверенности малыша. Поэтому сначала надо разобраться в причинах такого поведения ребёнка:

Мамы много

Одна из самых частых причин — мамы уделяют много внимания ребёнку, и малыш привыкает жить именно так. Мама рядом — значит он в безопасности. Мама уходит, рядом другие люди — ситуация не стандартна, значит, надо противиться ей.

Не в круге доверия

Причина, связанная с предыдущей

Если до этого времени ребёнку уделяла внимание лишь мама, а другие родственники мало занимались малышом, то они оказались за пределами детского доверия. Он их не знает, соответственно, не хочет с ними оставаться

Мамы мало

Вроде бы мама уделяет достаточно внимания малышу, находится рядом, но постоянно отвлекается чем-то: телефоном, компьютером, планшетом, общением в скайпе. Ребёнок испытывает недостаток внимания, и когда мама и вовсе собирается ненадолго покинуть его, негодует.

Разлука с мамой как наказание

Дети могут бояться оставаться без мамы, если воспринимают это как что-то страшное, в наказание за что-то. Но этому обычно предшествуют поступки родителей. К примеру, если мама часто говорит своему ребёнку: «Не будешь слушаться — уйду от тебя!».

Переживания мамы

А бывает, что малыш в принципе не прочь побыть без мамы, но сама она так переживает и так плохо скрывает свои чувства, что малыш «заражается» этим страхом и волнением. Как результат — ревут оба.

Страх чего-то или кого-то или плохое самочувствие

И, наконец, капризы малыша при расставании не всегда означают его нежелание оставаться без мамы. Ребёнка может что-то беспокоить (животик, зубки), либо он может бояться незнакомой обстановки или какой-то детали (даже висящее на вешалке новое пальто может создать дискомфорт).

Как помочь

В непростой для малыша ситуации будьте рядом с ним и создавайте поддерживающую атмосферу:

Примите эмоцию ребенка, скажите ему в момент беспокойства: «Я знаю, что тебе это не нравится». Поддерживайте малыша —  покажите, что вы понимаете, как ему сложно, и верите, что он справится с трудной ситуацией
При этом дайте понять ему, что вы рядом и поддерживаете его.
Фокусируйте внимание малыша на том моменте, который он сумел преодолеть. Например, зашел в комнату, где много людей, согласился на укол
Принятие чувств ребенка не подразумевает, что вы сделаете все возможное, чтобы избежать страшной для него ситуации. Ваши действия должны быть направлены на снижение уровня тревожности у него.
Проговорите страх. Обсудите с ребенком, что может произойти, если случится то, чего он боится. Например, если малышу страшно отпустить вас в детском саду, поговорите об этом. Если он боится собак, расскажите, как нужно вести себя, если он окажется рядом с животным. 
Предоставьте ребенку выбор. Например, если он боится спать в темноте, спросите: «Что тебе поможет спать спокойнее: любимая игрушка, ночник или приоткрытая дверь?» Или дайте ребенку возможность самому придумать решение. 
С 3-4 лет можно научить малыша дышать во время появления тревожности или нервозности. Дыхательные упражнения помогают быстро успокоиться. Дети быстро схватывают этот инструмент. Снизить нервозность поможет: умывание холодной водой, прыжки, напряжение и расслабление мышц всего тела.
Используйте формулу: «Выясни-вдохнови, чтобы встретиться с непростой ситуацией-вразуми»

Важно вместе с малышом найти выход из сложной для него ситуации и, где уместно, научить по-другому реагировать на нее.  Например, с 4-5 лет некоторые дети боятся, что в дом могут проникнуть воры. Если ребенок вам рассказывает про этот страх, объясните ему, что дом защищен, на дверях замки, в подъезде есть камера и консьерж.  Ребенку важно знать, что взрослые его защищают и создают безопасное пространство для него

Детям важно услышать, что мама и папа держат все под контролем.
Показывайте ребенку на личном примере, как вы справляетесь с негативными эмоциями, страхами и тревогой. Пусть дети видят, как вы спокойно переживаете такие моменты. 

Образ жизни и психические заболевания

Исследования показывают, что одиночество и социальная изоляция связаны с плохим психическим и физическим здоровьем. По оценкам, около 50% здоровья человека зависит от его образа жизни, который состоит из диеты, физической активности, употребления табака и других привычек. Все эти привычки взаимодействуют друг с другом, укрепляя или нанося вред здоровью. 

Здоровый образ жизни не защищает от всех болезней, но снижает риск серьезных заболеваний и преждевременной смерти (особенно от сердечно-сосудистых заболеваний, рака легких). 

На образ жизни влияют различные факторы, такие как окружающая среда, социальные и демографические характеристики, наследственность, болезни (например, шизофрения). Сравнивая образ жизни людей с шизофренией и низших слоев общества, было обнаружено, что у людей с шизофренией было значительно хуже питание, меньше физических упражнений и больше курения.

Исследования показали, что люди с шизофренией предпочитают более калорийную диету с большим количеством насыщенных жиров, соли, меньшим количеством витамина С, клетчатки и каротина. Немногие выбирают правильные продукты и едят рекомендуемое количество фруктов и овощей. Например, исследование показало, что люди с шизофренией ели менее половины рекомендуемого количества фруктов и овощей в неделю, а 2% из них испытывали недостаток фолиевой кислоты. 

Люди с шизофренией ведут пассивный образ жизни. Хотя физическая активность может снизить ожирение и гипертензию, улучшить толерантность к глюкозе и липидный профиль, пациенты избегают ее по разным причинам, таким как симптомы болезни, отсутствие мотивации и возможностей, а также воздействие лекарств. 

Курение — предотвратимая причина смерти. Бросить курить тяжело для всех особенно для людей с психическими расстройствами. Было установлено, что курение гораздо более распространено среди шизофреников по сравнению с населением в целом (75–92% и 30–40% соответственно). Курение не только является фактором риска серьезных заболеваний (например, сердечно-сосудистых, респираторных), но также может влиять на нейробиологию шизофрении. Табак влияет на микросомальные ферменты печени, что приводит к усилению метаболизма психотропных препаратов, и курильщикам приходится вводить более высокие дозы антипсихотических препаратов.

Курение

Во время распространения COVID-19 для снижения передачи инфекции используются немедикаментозные меры, такие как личная сдержанность и физическая дистанция (например, ограничение массовых мероприятий и обязательная изоляция дома). Немедикаментозные вмешательства могут изменить образ жизни как к лучшему, так и к худшему. 

Вполне вероятно, что во время этой пандемии нездоровое питание и вынужденный малоподвижный образ жизни будут выбираться чаще, человек будет меньше времени проводить на природе, больше — за компьютером. Такое поведение может иметь непредвиденные средне- и долгосрочные последствия для психического и физического здоровья. Например, изоляция дома снижает физическую активность, что может привести к усилению различных неблагоприятных воздействий на сердечно-сосудистую систему, обмен веществ и психическое здоровье.

В рекомендациях по ведению вспышки COVID-19 по образу жизни подчеркивается важность здорового питания и физических упражнений в домашних условиях. Подобные рекомендации были сделаны и во время пандемии гриппа 1918 года

Но наблюдательных исследований того, как население в целом и люди с психическими заболеваниями заботятся о себе, решают вопросы питания и физической активности, проблемы со сном в период изоляции нет.

Как уложить ребенка, если он уже переутомлен

Если ребенок младше 12 месяцев 

Задача мамы — оказать всяческую поддержку малышу расслабиться и настроиться на сон

Важно сохранять спокойствие и делать все без суеты. Иначе ваше напряжение передастся ребенку и усугубит его состояние. 

  • Выключите яркий свет, зашторьте окна и снизьте звуковой фон.
  • Отмените купание —  подмойте малыша и немедленно переходите к укладыванию. 
  • Возьмите кроху на руки и походите по комнате, спойте колыбельную.  Ваше спокойствие, темнота и усталость сделают свое дело, и ребенок уснет.⠀
  • Если малыш обычно засыпает сам, при перегуле ему понадобится больше времени на это. Однократная помощь со стороны мамы не лишит его навыка засыпания. Зато успокоит вас и облегчит задачу малышу.

Как помочь уснуть ребенку после года⠀

Переутомленный малыш в этом возрасте будет вести себя особенно активно: ходить по комнате, убегать от вас, прыгать и протестовать. 

При укладывании в этом возрасте не стоит позволять ребенку покидать комнату и оставаться с ним. 

Посидите в темноте. Посадите ребенка на колени, обнимите и слегка покачайте, напевая колыбельную Если малыш вырывается из рук, с любовью, но уверенно, обнимите его, погладьте по спинке. Его активность постепенно снизится, малыш расслабится и будет готов спать.

Если вы сами переволновались и не можете совладать с протестами ребенка, попросите папу уложить его. Перед укладыванием определитесь, кто будет это делать, —  не меняйтесь в процессе, чтобы не добавить еще больше веселья ребенку.

Понравиласть статья? Оцените:

Голосов: 38

Диагноз

Для младенцев и детей дошкольного возраста является нормальным выражать некоторую степень тревоги в отношении реальной или угрожающей им разлуки с людьми, к которым они привязаны. Эта тревога рассматривается как проявление нормы, отражающей развитие ребёнка в период от раннего младенчества до двухлетнего возраста. Другие источники (например, Altman, McGoey и Sommer) отмечают, что данный диагноз не должен ставиться детям младше трёхлетнего возраста.

Диагностируется данное расстройство в случаях, когда страх отделения составляет основу тревоги, и когда такая тревога впервые возникает в ранние годы жизни. Она дифференцируется от нормальной тревоги в связи с разлукой по степени, которая выходит за пределы статистически возможной (включая анормальную стойкость свыше обычного возрастного периода), и по сочетанию со значительными проблемами в социальном поведении. При этом клиническая картина должна наблюдаться по меньшей мере 4 недели.

Кроме того, важно исключить генерализованное тревожное расстройство детского возраста (93.80, в соответствии с ИДК-10).

Правила борьбы с сепарационной тревогой

Для того, чтобы пережить период сепарационной тревоги с наименьшими эмоциональными потерями, придерживайтесь некоторых правил:

Во-первых, малыш демонстрирует свое отчаянье от расставания с мамой особенно бурно в тех случаях, когда чувствует себя не слишком хорошо — устал, проголодался, заболел. Поэтому рассчитывайте свое время так, чтобы уходить из дома после того, как ребенок поест, заснет или уже будет выспавшимся. Если же малышу нездоровится, постарайтесь все-таки оставаться рядом с ним или по крайней мере свести время своего отсутствия к минимуму.

Во-вторых, не затягивайте «удовольствие»: перед уходом собирайтесь быстро и по возможности незаметно. Вопрос о том, прощаться ли с ребенком перед уходом, решается в каждом случае индивидуально: одним мамам претит мысль о «трусливом бегстве» и «обмане ребенка», другие считают, что именно «уход по-английски» уберегает малыша от страданий при разлуке. Какой образ действий выберете вы — зависит от вас и вашего ребенка. Но в любом случае, прощаться и уходить надо быстро

Пусть тот, кто остается с малышом, воспользуется каким-нибудь отвлекающим маневром, переключив внимание ребенка на что-нибудь интересное

В-третьих, снижайте уровень собственной сепарационной тревоги. Если вы сами страдаете от того, что вынуждены на час-другой расстаться с ребенком, то малыш обязательно почувствует ваше настроение, и это многократно усугубит его собственные страдания. Слышать душераздирающий плач драгоценного крошки — серьезное испытание для материнского сердца. Но вам следует знать: этот плач адресован лично вам, цель его — удержать вас рядом, не отпустить от себя. Когда же вы все-таки исчезаете из поля зрения ребенка, он успокаивается очень быстро.

Покидая дом под пронзительные детские крики, вы можете быть твердо уверены: в ваше отсутствие с малышом все будет в порядке. Он не будет рыдать подобным образом все то время, что вас нет дома. И он будет очень рад встрече, когда вы вернетесь! Настраивайте себя именно на эти радостные представления, и вам станет легче расставаться с ребенком.

В-четвертых: давайте ребенку возможность тренироваться в самостоятельности, когда вы рядом с ним. Если он сам отошел от вас на прогулке или ушел в другую комнату, не спешите кидаться следом за ним (разумеется, при условии, что пространство вокруг малыше безопасно для него).

К сожалению, в большинстве случаев обостренная или чересчур затянувшаяся сепарационная тревога ребенка объясняется тем, что ее провоцирует и поддерживает сама мать. Если вы сами не в состоянии отпустить малыша от себя, как можно ждать от него готовности отпустить вас?

Если вы выходите из комнаты и ребенок тут же начинает рыдать, не нужно немедленно возвращаться к нему, брать его на руки, утешать и успокаивать. Поступать так, может быть, легче для вас (не приходится надрывать себе сердце, слушая этот отчаянный плач), но вы существенно осложняете жизнь своему ребенку! Лучше просто позовите его из соседней комнаты, скажите ему, что вы недалеко и скоро вернетесь. Пусть у малыша будет возможность убеждаться в том, что с ним действительно не случается ничего страшного, когда мамы нет рядом. Кроме того, он усваивает: раз мама пообещала вернуться, она обязательно возвращается!

Симптомы

Наиболее распространённые симптомы:

  • Несоответствующее реальности постоянное беспокойство в связи с возможной потерей или возможными неприятностями у основных фигур, к которым привязан ребёнок (например, страх, что они покинут его и не вернутся), или постоянная озабоченность, что они могут умереть;
  • Плач, истерики, отказ в участии в событиях, связанных с разлукой;
  • Нарушение сна при отсутствии объекта разлуки, повторяющиеся кошмары, содержание которых связано с разлукой;
  • Соматические симптомы — включая боль в животе, тошноту, рвоту и головную боль, а также жалобы на них даже при их отсутствии;
  • Уклонение, отказ, нежелание и оппозиционные поведения в попытке препятствовать разделению с основной фигурой, к которой имеется привязанность.

Тревожное расстройство в связи со страхом разлуки, возникающее в неподходящий развитию возрастной период (например, во взрослом или подростковом возрасте) исключает данный диагноз, кроме случаев, когда сепарационная тревога анормально продолжается с детского возраста. МКБ-10 включают раннее начало (в возрасте до 6 лет) развития болезни, тогда как критерии американского Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам четвёртого издания DSM-IV позволяют поставить диагноз в том случае, если симптомы появились до 18 лет. В DSM-5 присутствует схожий диагноз — «расстройство сепарационной тревоги» (англ. separation anxiety disorder), но его описание и критерии отличаются от МКБ-10, так как в данный диагноз входит и страх отдаления, манифистирующий у взрослых. По критериям данного диагностического руководства, также необходима продолжительность страха и тревоги, связанных с разлукой, по меньшей мере 4 недели у детей и подростков и, 6 месяцев или более у взрослых.

Внешнее проявление тревоги и беспокойства у детей

Повышенная тревожность имеет разные проявления: учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, повышенное потоотделение, напряжение в теле, тошнота. Тревожный ребенок может не отпускать вас ни на шаг, начать заикаться, плакать, впадать в истерику. У него появляются проблемы со сном, повышенная утомляемость, проблемы со здоровьем. 

Но не всегда тревога является чем-то негативным. Чувство страха мотивирует нас или помогает нам избегать опасности и конфликтов

Но если повышенная тревожность мешает нормальной жизни, тогда стоит обратить на эту проблему пристальное внимание

Беспокойство и управление этим состоянием

Тревога — это обычная эмоция, которую испытывает каждый человек, находящийся в стрессовом состоянии. Патологическая тревога возникает без четко определенной причины. Тревога может сопровождаться депрессивными, обсессивно-компульсивное и другими симптомами, но они менее выражены, вторичны. 

Для лечения тревоги используются и лекарства, и психотерапия (наиболее эффективный KET). KET требует от пациента понимания того, что такое патологическая тревога, почему она возникает и каковы симптомы тревоги. Подпитывают друг друга и усиливают тревогу, действуя по принципу положительной обратной связи неадаптивные мысли, симптомы физической тревоги и избегающее поведение. Реакцию на тревогу можно нормализовать, понимая, что тревога — это естественная реакция на угрозу.

Психотерапия

Поведение избегания можно преодолеть напрямую, постепенно отказавшись от предметов или ситуаций, вызывающих страх. Для этого пациенту нужно записывать ситуации, которых он больше всего боится (список должен начинаться с наименее пугающих и заканчиваться наиболее пугающими). Нужно постепенно пытаться справиться с перечисленными трудностями, начиная с самых легких, таких как:

  • Социальные ситуации, если возникают социальные фобии; 
  • Напоминания о травматическом событии при возникновении посттравматического стрессового расстройства; 
  • Ситуации, в которых трудно быстро получить помощь при возникновении панического расстройства;
  • Ситуации, когда требуется больше уверенности в себе, если возникает генерализованное тревожное расстройство. 

Если пациент соглашается сделать это, то сильнейшие страхи могут преодолеть в срок от 8 до 12 недель.

Если пациент попадает в пугающие ситуации, вероятны когнитивные искажения, и необходим беспристрастный разговор. Чаще всего тревожные пациенты совершают 2 ошибки: 

  1. Переоценивают риск чего-то плохого; 
  2. Считает, что если случится что-то плохое, то последствия будут катастрофическими.

Пациенту нужно помочь понять, что такое мышление неверно. В результате они могут более правильно оценить ситуацию. 

Физические симптомы беспокойства можно уменьшить с помощью методов расслабления, таких как постепенное расслабление мышц и диафрагмальное дыхание: одна рука на животе, другая на груди, дыхание только рукой на животе; упражнение следует выполнять несколько раз в день. 

При тревоге нужно избегать напитков с кофеином, алкоголя, обращать внимание на то, достаточно ли вы выспались. Следует подчеркнуть, что все симптомы тревоги не могут быть полностью устранены

Самое главное, чтобы пациент понимал, что симптомы можно контролировать и даже терпеть, пока он не сделает то, что не мог делать раньше (например, посмотрит вниз с высокого моста). Это поможет понять реалистичные ожидания от лечения.

Устранение симптомов тревоги

Почему ребенок не отпускает мать?

Причин для этого может быть несколько:

Ребенок голоден, болен, устал или у него плохое настроение.

В таком случае он будет капризничать и требовать, чтобы мама оставалась рядом — уделяла внимание, укачивала, держала на руках, жалела или играла с ним. Если мать не имеет возможности это сделать, то, прежде чем уходить, она должна успокоить ребенка, сказать ему, сколько времени ее не будет, кто будет рядом с ним и чем они будут заниматься

Полезно вызвать у детей интерес яркой игрушкой или чем-то вкусным. Нельзя прятаться или убегать — уход матери еще больше расстроит его, когда он обнаружит, что она его обманула.

Мать сильно тревожится, перед тем как оставить ребенка.

Дети и родители могут быть связаны тесной симбиотической связью, иногда она граничит с привязанностью, а иногда с зависимостью. Так бывает в семьях, где детям не дается достаточно самостоятельности и независимости и родители все делают за них. Благодаря симбиозу материнская тревога передается ребенку — мама переживает и скучает по нему, когда уходит, и он чувствует то же самое.

С большой вероятностью маленький ребенок останется один — с няней, бабушкой, папой или воспитателем — если мать будет чувствовать себя уверенно, спокойно и перестанет тревожиться. Свое эмоциональное состояние она передает улыбкой, выражением лица и даже тембром голоса. Ребенок, когда видит и слышит ее, на интуитивном уровне понимает все, что она чувствует. Поэтому, если есть необходимость оставить его на некоторое время с кем-то, женщина должна испытывать эмоциональную уравновешенность.

Ребенок думает, что мама уйдет и не вернется.

Так часто бывает у маленьких детей и ситуация усугубляется тем, что они не имеют возможности сказать о своих чувствах и опасениях, потому что не понимают, что с ними происходит или не умеют выражать мысли словами.

Что такое «сепарация»?

Начнем с того, что объясним значение страшного слова «сепарация». В психологии этот термин буквально означает процесс эмоционального отделения от человека, с котором установлены доверительные отношения, основанные на взаимной привязанности. Фактически, каждый кризисный возрастной этап заканчивается появлением все большей автономии, самостоятельности в жизни малыша, его возрастающей независимости от значимых взрослых.

Проблемы, появляющиеся в детско-родительских отношениях на разных этапах взросления, в большинстве случаев так и или иначе связаны с сепарацией.

Наиболее ярко сепаративный кризис возникает ближе к 1 году, к окончанию периода младенчества. Конечно,  первый год жизни для мам и пап самый сложный. Однако его отголоски можно проследить практически на всех этапах взросления. Для того, чтобы максимально приблизить вас к пониманию этого процесса, рассмотрим по годам все возрастные периоды жизни малыша через призму сепарации, начиная от момента его рождения.

Реакция психики ребенка на уход матери

Способность выделять и узнавать маму среди других значимых взрослых появляется у детей примерно с 6 месяцев. Именно в этот период они и начинают плакать при ее уходе из дома. Это говорит о том, что психика ребенка нормально развивается. По мере роста самостоятельности ребенка он начинает постепенно отделять себя от мамы, одновременно боясь ее потерять, если она уходит надолго.

С 2 лет ребенок часто испытывает сложности с отпусканием мамы на работу. Во время отлучек самого значимого человека он испытывает беспокойство и страх потери. В этом возрасте ребенок способен оставаться с другими значимыми взрослыми — отцом, бабушкой, дедушкой или няней. Но сложности при расставании сохраняются примерно до 5 лет. Чтобы оно проходило по возможности гладко и безболезненно, необходимо объяснять ребенку, куда и на какое время уходит мама.

Ритуалы прощания полезны для закрепления в сознании ребенка мысли о том, что период расставания с мамой закончится, и они снова будут вместе. В ситуации кратковременного расставания важна уверенность и спокойствие мамы. Приучать малыша к отлучкам следует постепенно. Многие психологи даже не рекомендуют совмещать выход на работу с каким-либо переломным этапом в развитии ребенка, потому что в этом случае один стресс накладывается на другой.

Диагноз

Для младенцев и детей дошкольного возраста является нормальным выражать некоторую степень тревоги в отношении реальной или угрожающей им разлуки с людьми, к которым они привязаны. Эта тревога рассматривается как проявление нормы, отражающей развитие ребёнка в период от раннего младенчества до двухлетнего возраста. Другие источники (например, Altman, McGoey и Sommer) отмечают, что данный диагноз не должен ставиться детям младше трёхлетнего возраста.

Диагностируется данное расстройство в случаях, когда страх отделения составляет основу тревоги, и когда такая тревога впервые возникает в ранние годы жизни. Она дифференцируется от нормальной тревоги в связи с разлукой по степени, которая выходит за пределы статистически возможной (включая анормальную стойкость свыше обычного возрастного периода), и по сочетанию со значительными проблемами в социальном поведении. При этом клиническая картина должна наблюдаться по меньшей мере 4 недели.

Кроме того, важно исключить генерализованное тревожное расстройство детского возраста (93.80, в соответствии с ИДК-10).

Лечение

Для достижения устойчивого эффекта необходимо применение этиотропной терапии. Уместны и когнитивная терапия, обучающая ребёнка самоутверждениям, способствующим совладанию с ситуацией и уменьшению тревожных мыслей.

Фармакологическое лечение используется в крайних случаях, когда немедикаментозные методы лечения не привели к улучшению. Могут назначаться антидепрессанты, однако нет убедительных доказательств того, что помогают трициклические антидепрессанты или бензодиазепины. Кроме того имеются ограниченные данные о том, что селективные ингибиторы обратного захвата серотонина дают симптоматическое облегчение, но нет доказательств того, что это улучшение сохраняется после прекращения медикаментозного лечения.

Как избежать утомления ребенка

Конечно, все детки разные, но есть несколько общих приемов, которые помогут маме вовремя сориентироваться. Существует «золотой» промежуток времени, когда малыш максимально готов ко сну, но еще не начал капризничать, не перегружен усталостью. Научиться определять этот промежуток — важный шаг к полноценному сну вашего малыша не только днем, но и ночью.

Для большинства младенцев возрастом примерно до 3-х месяцев следует ориентироваться на время, которое они проспали в предыдущий дневной сон. Максимально столько же они могут продержаться и в состоянии бодрствования (но активность не должна превышать 60-75 минут).

К малышам 3-8 месяцев следует внимательно присматриваться. Понаблюдайте за своим малышом, и если вы угадали его сигнал, сразу приступайте к укладыванию.

Со временем, постарайтесь совмещать несколько параметров готовности ко сну:

  • время предыдущего сна,
  • время бодрствования,
  • степень усталости (физическая и психоэмоциональная нагрузка в последнее бодрствование). 

Так вы сможете заранее определять точный промежуток времени, когда уложить ребенка можно просто и быстро. А самое главное — подарит ему глубокий восстановительный сон, который ему так необходим.

Деток от 8 месяцев лучше ориентировать на сон по часам. Теперь кроха уже может довольно искусно маскировать свою усталость, нельзя ориентироваться только на нее.

К этому возрасту у большинства уже сложится относительно постоянный режим дня. Утреннее пробуждение, дневные нагрузки и приемы пищи, случающиеся в одинаковое время каждый день, помогут сформировать конкретные временные отрезки для сна.

Например: 9-10 часов и/или 12,30-13,45

Но и тут важно помнить, что если что-то пошло «не по плану», то укладывание нужно сдвинуть и правильно организовать распорядок дня. . Так, если вам пришлось пропустить обеденный сон по каким-то причинам, вместо привычного времени сдвиньте вечернее укладывание

Короткий утренний сон или слишком длинная обеденная сиеста тоже, скорее всего, потребуют от вас изменений в привычном распорядке

Так, если вам пришлось пропустить обеденный сон по каким-то причинам, вместо привычного времени сдвиньте вечернее укладывание. Короткий утренний сон или слишком длинная обеденная сиеста тоже, скорее всего, потребуют от вас изменений в привычном распорядке.

В любом возрасте важно соблюдать еще несколько правил:

  • Избегайте активных занятий перед укладыванием.
  • Введите ежедневный ритуал перед сном.
  • Следите, в каких условиях спит ребенок. Лучше всего сон проходит в полной темноте в прохладной комнате.
  • Используйте белый шум, чтобы заглушить посторонние звуки.

Эти правила способствуют более качественном сну и являются необходимыми при работе с чрезмерным утомлением.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий