Упражнения и игры для развития музыкального слуха
Неверно считать, что слух либо есть от рождения, либо его нет, потому что абсолютный музыкальный слух имеет лишь один человек из десяти тысяч. В остальных случаях музыкальные способности успешно развиваются в любом возрасте. Легче всего обучение проходит в детстве — малыши открыты для новой информации и хорошо ее усваивают в игровой форме.
Ниже вы найдете примеры игр и упражнений для подготовки ребенка к полноценным музыкальным занятиям.
Игра «Высокий – низкий»
Играя с игрушками или карточками, объясняйте малышу, что у родителей и детей голоса звучат по-разному. Попросите показать, какие звуки издают животные и их детеныши. Объясните, что когда говорят детки-животные, их звуки как бы летят из горлышка вверх, а когда говорят взрослые, их голос тяжелый, низкий.
О различии голосов расскажет сказка «Волк и семеро козлят». Обсудите с ребенком, почему сначала козлята не пускали волка на порог, а потом поверили ему.
Упражнение «Горка»
Предложите малышу поиграть в игру, будто он поднимается на гору, а потом спускается с нее. Пропойте вместе: «Вот иду я вверх, вот иду я вниз», первую половину фразы выше, а вторую – ниже, как бы на спад. Если есть ксилофон, аккомпанируйте. Начните с двух нот, затем усложняйте:
- «вверх иду» – «вниз иду («до-ре-ми» — «ми-ре-до»);
- «вверх я иду» – «вниз я иду» («до-ре-ми-фа» — «фа-ми-ре-до»);
- «вот иду я вверх» – «вот иду я вниз» («до-ре-ми-фа-соль» — «соль-фа-ми-ре-до»).
Упражнение «Найди пару»
Для игры понадобится несколько пар одинаковых коробочек или стаканчиков с крышками (желательно непрозрачных). Каждую пару стаканчиков нужно наполнить разными крупами (гречка, горох, рис, пшено). Ребенок должен потрясти стаканчики и по звуку соотнести их попарно.
Упражнение «Угадай, что это?»
Игра для детей от 3–4 лет. Заранее найдите аудио или видео с нужными звуками и включите запись ребенку. Он должен угадать на слух, какой музыкальный инструмент играет. Для детей постарше можно включать мелодию, где играют два инструмента.
Упражнение «Колокольчик»
Это упражнение учит ребенка слышать и слушать звуки. Завяжите малышу глаза платком, поставьте его в середине комнаты. Возьмите колокольчик и бесшумно двигайтесь по комнате, останавливаясь и звеня. Ребенок должен определить, в каком углу звенит колокольчик. С завязанными глазами это не так легко.
Как развивать музыкальный слух игрой на музыкальном инструменте
Очень полезно закрепить свои наблюдения практически. Например, попытаться подобрать услышанную мелодию по памяти на музыкальном инструменте или имитаторе. Это, кстати, полезное для развития интервального слуха действо. Даже если вы не сориентируетесь, с какой ноты стартовала мелодия, вам достаточно вспомнить ходы мелодии вверх-вниз и понять разницу (интервал) между соседними звуками.
Верно и обратное: люди с развитым интервальным слухом быстрее и точнее подбирают мелодии на слух. Даже если оригинальные ноты изначально не угаданы, подобранную мелодическую линию остается лишь транспонировать в нужную тональность, оригинальную или удобную для вашего исполнения.
В целом, если работа над музыкальным слухом для вас актуальна, никогда не спешите сразу искать аккорды к понравившейся песне. Сначала попробуйте подобрать ее самостоятельно, хотя бы основную мелодическую линию. А потом сверьте свои догадки с предложенным подбором. Если ваш подбор не совпадет с найденным в Интернете, это не означает, что вы подобрали не верно. Возможно, кто-то выложил свой вариант в удобной для себя тональности.
Чтобы понять, насколько верно вы подобрали, смотрите не на аккорды как таковые, а на интервалы между тониками аккордов. Если это пока трудно, найдите понравившуюся песню на сайте mychords.net и «подвигайте» тональности вверх-вниз. Если вы подобрали мелодию верно, одна из тональностей покажет вам те аккорды, которые услышали вы. Сайт содержит массу песен, старых и новых, и имеет простую навигацию:
Когда вы зайдете на страничку с нужной композицией, вы сразу увидите окошко «Тональность» со стрелочками вправо (на повышение) и влево (на понижение):
Для примера рассмотрим песню с простыми аккордами. Допустим, композицию «Камень» группы «Ночные Снайперы», вышедшую в 2020 году. Так, нам предлагается сыграть ее на следующих аккордах:
- «Ре-минор».
- «Ми-мажор».
- «Ля-минор».
- «Фа-мажор».
Если же мы поднимем тональность на 2 полутона, увидим аккорды:
- «Ми-минор».
- «Фа-диез мажор».
- «Си-минор».
- «Соль-мажор».
Таким образом, для транспонирования тональности нужно сдвинуть тонику каждого аккорда на нужное количество полутонов. Например, повысить на 2, как в представленном примере. Если вы перепроверите разработчиков сайта и прибавите по 2 полутона к каждому исходному аккорду, то увидите, как это работает:
- «Ре-минор» + 2 полутона = «Ми-минор».
- «Ми-мажор» + 2 полутона = «Фа-диез мажор».
- «Ля-минор» + 2 полутона = «Си-минор».
- «Фа-мажор» + 2 полутона = «Соль-мажор».
На клавиатуре фортепиано вы просто переносите аппликатуру аккорда вправо или влево на нужное количество клавиш, учитывая белые и черные. На гитаре при повышении тональности можно просто повесить каподастр: плюс 1 полутон – на первом ладу, плюс 2 полутона – на втором ладу и т.д.
Ввиду того, что ноты повторяются через каждые 12 полутонов (октаву), при понижении для наглядности можно использовать тот же принцип. Получается следующее:
- Минус 1 = плюс 11.
- Минус 2 = плюс 10.
- Минус 3 = плюс 9.
- Минус 4 = плюс 8.
- Минус 5 = плюс 7.
- Минус 6 = плюс 6.
Обратите внимание, что при повышении и при понижении на 6 полутонов мы приходим в одну и ту же ноту. Вы это легко услышите, даже если ваш музыкальный слух пока не совсем развит
Далее вам останется лишь выбрать удобную аппликатуру аккорда на гитаре. Разумеется, что с каподастром на 10-11 ладу играть неудобно, поэтому такое движение по грифу рекомендовано исключительно для наглядного понимания принципа транспонирования тональностей. Если вы поймете и услышите, какой аккорд вам нужен в новой тональности, вы запросто подберете удобную аппликатуру в любой библиотеке аккордов.
Так, для уже упоминавшегося аккорда «фа-мажор» есть 23 варианта, как его можно взять на гитаре . А для «соль-мажора» и вовсе предлагается 42 аппликатуры . К слову, если вы просто поиграете их все, это тоже будет способствовать развитию вашего музыкального слуха. Если данный раздел урока вам не вполне понятен, вернитесь к нему еще раз после того как пройдете урок 6, посвященный игре на музыкальных инструментах, в том числе на гитаре. А пока продолжим работу над музыкальным слухом.
Как развивать музыкальный слух с помощью специального софта
Помимо традиционных методов развития музыкального слуха, сегодня можно прибегнуть к помощи специальных программ. Расскажем о нескольких наиболее интересных и эффективных.
Абсолютный слух
Это, во-первых, приложение «Абсолютный Слух – Тренировка Слуха и Ритма». Там представлены специальные упражнения на музыкальный слух, а перед ними – краткий экскурс в теорию на случай, если вы что-то забыли. Вот основные разделы приложения:
Результаты оцениваются по 10-балльной системе, их результаты можно сохранить и затем сравнивать с последующими результатами, которые вы будете показывать по мере работы над своим музыкальным слухом.
Слух абсолютный
«Слух абсолютный» – это не то же самое, что «Абсолютный слух». Это совершенно разные приложения, и «Слух абсолютный» позволяет выбрать даже музыкальный инструмент, под который вы хотели бы тренироваться:
Очень подходит и тем, кто уже определился со своим музыкальным будущим, и тем, кто хотел бы попробовать звучание разных инструментов, и только потом выбрать что-то по душе.
Functional Ear Trainer
Во-вторых, есть приложение Functional Ear Trainer, где вам предложат натренировать музыкальный слух по методу композитора, музыканта и программиста Алена Бенбассата (англ. Alain Benbassat). Он, будучи композитором и музыкантом, совершенно искренне не видит ничего страшного, если кому-то с трудом дается запоминание нот. Приложение позволяет просто угадывать и нажимать кнопку с тем звуком, который вы только что услышали. Вы можете почитать о методе, выбрать базовую тренировку или мелодический диктант:
Другими словами, тут предлагается сначала научиться слышать разницу между нотами, а уже потом запоминать их названия.
Развитие музыкального слуха у новорожденного
Развитие слуха представляет формирование долговременной памяти на каждый услышанный звук
Для полноценного развития важно выполнять тренировки каждый день. Новорожденного следует знакомить со звуками при помощи различных звучащих предметов
Используйте музыкальные мобили, которые удобно вешать в кроватку над головой грудничка. Можно сжимать ручки деткам в такт песенке или мелодии.
Установлено, что классическая музыка развивает речь и восстанавливает рефлексы новорожденных. Детки постарше будут слушать классику только, если привыкли к ней с колыбели. Поэтому с рождения, а лучше еще в утробе включайте крохе классические произведения. Включайте разных авторов, и малыш скоро начнет различать композиторов и сам выберет, кто нравится больше.
После рождения включаем классику по пять-десять минут. Не навязывайте крохе данную музыку и не включайте записи громко. Если кроха противится данным звукам, смените автора или композицию. Как показывает практика, деткам больше других нравятся произведения Чайковского, Моцарта и Шопена.
Слух есть, а голос?
Вместе с музыкальным слухом нужно с детства развивать вокальные навыки у ребенка. Хорошо поставленный голос и дыхание важны не только для красивого пения, но и для выразительной речи. Вспомните, как стихи в прочтении некоторых одноклассников вызывали зевоту на уроках литературы. Даже если ваш ребенок не станет певцом, красивая речь ему не помешает.
Одним детям легче дается музыка, другим – пение, но оба эти таланта успешно поддаются тренировке. Развивать дыхание и голос дома можно с помощью несложных упражнений:
- Дыхательная гимнастика. Тренировка дыхания никогда не бывает лишней, особенно для детей с логопедическими проблемами. Дыхание – это энергия, на которой держится речь. Дуйте вместе с ребенком на перышко, флюгер, свечу, сдувайте с ладони конфетти, толкайте кораблики в миске с водой. Дыхание должно быть однородным, медленным, выходящим из глубины тела.
- Чтение вслух. Если ребенок знает стихи, пусть он рассказывает их с выражением. Ненавязчиво корректируйте малыша, если он невыразителен.
- Распевайте звуки и слова. Это значит, нужно тянуть звуки «И», «Э», А», «О», «У» на одном выдохе. Это полезно также в качестве артикуляционной гимнастики. Пойте слова, которые можно петь.
- Разрешайте ребенку кричать. Не всегда и не везде, конечно. Там, где это не помешает другим. Пусть малыш слушает свой голос, чувствует его силу. Иногда даже взрослые не знают, что имеют сильный голос, потому что никогда не пробовали петь «на полную катушку».
Этих упражнений хватит для домашних тренировок, а вот научить ребенка профессионально петь смогут в музыкальной студии, где с детьми занимается педагог, умеющий находить индивидуальный подход к своим подопечным.
Музыкальному воспитанию уделяется не так много времени, как хотелось бы, и талант, заложенный природой, может угаснуть. Далеко не все дети сохраняют интерес к музыке в школьном возрасте. Многие идут в музыкальную школу лишь по настоянию родителей и не получают удовольствия от обучения. Может быть, домашние занятия с рождения помогут ребенку полюбить свои способности, а в дальнейшем – осознать всю ценность природного дара.
Особенности развития музыкального слуха
Достаточно важную роль в жизни человека занимает музыка. Этот вид искусства зародился очень давно, и по сей день он продолжает усовершенствоваться. Ну а музыкальные способности — это хороший вариант самовыражения человека, среди серой массы.
Согласитесь, даже в школьные годы на перемене перед уроком музыки, одноклассница-пианистка всегда привлекала всеобщее внимание сверстников, если музицировала на инструменте. А мальчишка, который лучше остальных своих одноклассников танцевал на школьной дискотеке, имел большую популярность среди девчонок, чем те, кто предпочитал постоять у стенки
Отличное чувство ритма будет дополнять внутренний мир ребенка, тем самым развивая его память и мышление. А для того, чтобы научить свое чадо правильному восприятию музыки, и развить данное качество в полной мере, следует запастись терпением, и действовать советам, изложенным ниже.
Ну а первым делом нужно позволять ребенку слушать как можно больше песен разных жанров. Ведь ни для кого не секрет, что пока малыш находится в утробе матери, он слышит голоса и звуки. А потому, во время беременности, многие женщины стараются слушать преимущественно классическую музыку, полагая, что это положительно скажется на умственном развитии малыша. Но так ли это на самом деле?
В каком возрасте можно начинать развитие слуха
С появлением ребенка родители стараются создать максимально комфортные условия для него. Для начала, чтобы чадо положительно реагировало на музыку, следует петь ему песни. Малыш с рождения знает голос своих родителей и хорошо его воспринимает. И чтобы привить ему любовь к музыке, достаточно показать на своем примере: как это здорово (рекомендуется напевать не только колыбельные перед сном, а еще и веселые мелодии во время игр с малюткой, и в любое другое время).
Наиболее активное восприятие музыки у ребенка начинается с полутора до трех лет. Это подтверждено тем, что в раннем возрасте малыш опирается на свои органы чувств: обоняние, слух, зрение, и т.д. Поэтому в данный период рекомендуется максимально плотно взяться за развитие музыкального слуха у малыша.
А вот к четырем годам у ребенка формируется собственный взгляд на окружающий мир
И в это время очень важно успеть задействовать его руки. К примеру, можно приобрести детское пианино, гитару, либо другой, развивающий моторику рук, инструмент
Он будет не только формировать музыкальные навыки, но и положительно влиять на левое, и правое полушария мозга одновременно.
При прослушивании спокойной музыки у годовалых детей задействуется центральная нервная система, и малютка без проблем запоминает мелодии по их частоте. Да и вообще, чем раньше начать заниматься с ребенком, тем скорее у него раскроются таланты. Ведь привить неистовую любовь к песням можно лишь в раннем возрасте.
Упражнения для развития фонетического слуха
Крайне необходимо развивать ребенка после 4-х лет, активизируя его речь, расширяя словарный запас, делая речь более выразительной, тренируя связность высказываний и изложение своих эмоций и ощущений. Необязательно для этого заставлять малыша выполнять какие-либо упражнения: достаточно ненавязчиво общаться и играть с ребенком.
Применяйте в своих играх все то, что малыш наблюдает вокруг себя в повседневной жизни. Ребенок должен знать не только, что такое автобус, но и то, что у автобуса есть руль, колеса, двигатель и выхлопная труба; у домика есть фундамент, стены, крыша и подвал. К тому же, дети должны хорошо ориентироваться не только в цвете предметов, но и в их оттенках: темно-синий, пастельный, бордовый.
Часто предлагайте ребенку описать выбранный предмет, придумать, для чего он может быть применен, из чего сделан и пр. Задавайте малышу вопросы: «Что может быть большим?» – «Гора, слон, дом…» – «Может ли слон быть больше, чем дом? В каких случаях?». Либо: «Что может быть холодным?» – «Зима, мороженое, лед…». Таким образом ребенок научится сравнению, обобщению.
После того, как взрослый прочитает ребенку сказку, следует задавать наводящие вопросы, которые не только будут тренировать его память, но и сформируют связь слов и словосочетаний, определят последовательность фраз и действий. К примеру, спросите: «Куда отправилась Красная Шапочка? Что она несла с собой в лукошке? Серый волк, который встретился ей на пути, плохой или хороший? Почему?». Точно так же можно попросить пересказать мультипликационный сюжет, содержание детского спектакля.
Хороший эффект наблюдается от придумывания собственного сюжета, составленного, например, по картинке или игрушке. Сравнивайте картинки: «Здесь нарисован мальчик, он улыбается. А здесь нарисован щенок, он играет. Мальчик радуется, что у него есть щенок, с которым можно играть».
Полезно записывать разговор ребенка на диктофон, а затем вместе с ним прослушивать запись. Слова, которые малышу не удаются, необходимо повторять заново.
Упражнения для развития слуха помогут не только разумно воспроизводить звуки, но и развить слуховое восприятие, идентифицировать практически неуловимую разницу в звуках. Помните, что такой дар присутствует у огромного большинства детей: задача взрослых – сохранить и поддерживать эту способность.
[]
Как проверить музыкальный слух
Развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста зависит от уровня этого слуха, музыкального восприятия, памяти и способности. Нужно понять, может ли ребенок различать, запоминать и воспроизводить услышанные звуки, прочувствовать ритм. Чтобы это определить, выполняют несколько тестов. Эти тесты предлагают в музыкальной школе перед поступлением. Но можно провести тестирование и в домашних условиях.
Чтобы проверить активность слуха и ориентацию в звуковом пространстве на простейшем уровне, потребуется пианино. Для начала нажимают одну клавишу и спрашивают сколько звуков прозвучало. Потом одновременно нажимают две клавиши, расположенные далеко друг от друга, и задают тот же вопрос. Играют аккорд и спрашивают, много ли звуков прозвучало или он был только один.
Ребенок отворачивается от пианино. Играют два звука в верхнем и нижнем регистре. Затем спрашивают, какой звук выше, а какой ниже. Таким образом, можно узнать, понимает ли ребёнок разницу в высоте звуков, сможет ли он различать звуки и так далее.
Попробуйте пропеть сами с ребёнком, без пианино, разные ноты, чтобы установить диапазон детского голоса. Спойте короткую и простую мелодическую фразу. Затем попросите, чтобы малыш повторил ее. Пусть кроха споет любимую песенку. Такие тесты выполняют для проверки слуховой и музыкальной памяти, способности интонировать и чисто петь.
Даже незначительные или средние показатели уже свидетельствуют о наличии слуха, хоть и недостаточно развитом. С такими малышами умеют работать профессионалы в музыкальных школах. Мы узнали, как проверить музыкальный слух
Но не менее важно проверить чувство ритма. Для этого тоже есть несколько способов
Как развивать музыкальный слух у детей и вместе с детьми
Если у вас есть дети, вы можете развивать музыкальный слух вместе с ними в процессе игры. Предложите детям похлопать или поплясать в такт музыке или спеть детскую песенку. Поиграйте с ними в «Угадайку»: ребенок отворачивается и по звуку пытается угадать, что вы сейчас делаете. Например, трясете ключами, высыпаете гречку в кастрюлю, точите ножик и т.д.
Можно поиграть в «Зверинец»: попросить ребенка изобразить, как рычит тигр, лает собака или мяукает кошка. К слову, мяуканье – это одно из популярных упражнений для освоения вокальной техники «микст». Узнать больше о вокальных техниках и приемах вы можете из нашего специального урока «Пение» в рамках курса «Развитие голоса и речи».
И, конечно, самым ценным источником знаний остается книга. Можем порекомендовать вам книгу «Развитие музыкального слуха» . Рекомендации в этой книге касаются, в основном, работы с детьми, однако люди, изучающие теорию музыки «с нуля», тоже найдут там массу полезных советов
Еще из полезной методической литературы стоит обратить внимание на пособие «Музыкальный слух» [С. Оськина, Д
Парнес, 2005]. Изучив его полностью, можно выйти на достаточно высокий уровень знаний.
Имеется и специальная литература для более углубленных занятий с детьми. В частности, для целенаправленного развития звуковысотного слуха в дошкольном возрасте . А в книге «Развитие музыкального слуха учащихся детской музыкальной школы на занятиях сольфеджио» можно подобрать подходящие детям песенки для разучивания . К слову, по этой же книге дети смогут освоить основы сольфеджио в доступной для их восприятия форме. А теперь подытожим все способы, как можно развить музыкальный слух.
Способы развития музыкального слуха:
Сольфеджио. | |
Специальные упражнения. | |
Программы для развития музыкального слуха. | |
Онлайн-сервисы для развития музыкального слуха. | |
Музыкальная и слуховая наблюдательность. | |
Игры с детьми на развитие слуха. | |
Специальная литература. |
Как вы заметили, мы нигде не настаиваем, что занятия развитием музыкального слуха должны быть только с педагогом или только самостоятельными. Если есть возможность позаниматься с квалифицированным педагогом по музыке или пению, обязательно воспользуйтесь такой возможностью. Так вы получите более четкий контроль за попаданием в ноты и более персонализированные советы, над чем работать лично вам в первую очередь.
В то же время работа с педагогом не отменяет самостоятельных занятий. Практически каждый педагог рекомендует что-либо из перечисленных упражнений и сервисов для развития музыкального слуха. Большинство преподавателей советуют для самостоятельного чтения специальную литературу и, в частности, книгу «Развитие музыкального слуха» .
Must have для всех музыкантов – это «Элементарная теория музыки» Варфоломея Вахромеева . Некоторые полагают, что начинающим проще и понятнее будет учебник «Элементарная теория музыки» Игоря Способина . Для практических тренировок обычно советуют «Задачи и упражнения по элементарной теории музыки» .
Выбирайте любые из предложенных рекомендаций. Главное, продолжайте работать над собой и своим музыкальным слухом. Это очень поможет вам и в пении, и в освоении выбранного музыкального инструмента. И напомним, что следующий урок курса посвящен музыкальным инструментам. А пока закрепите полученные знания с помощью теста.
Занятия, способствующие развитию чувства ритма
Как мы уже отметили выше, если такие занятия, которые напрямую не касаются музыки, но помогают в воспитании чувства ритма детям и взрослым. К числу таких видов деятельности можно отнести математику, чтение стихов, физкультурные упражнения, хореографию. Рассмотрим подробнее все, что мы назвали.
МАТЕМАТИКА. Математика, как известно, помогает развитию логического мышления. Даже простейшие арифметические действия, которые отрабатываются детьми в 1-2 классе, существенно повышают чувство пропорций и симметрии. А мы уже говорили о том, что эти чувства помогают усвоить ритм умом.
Позволим себе одну рекомендацию. Если вы проверяете чувство ритма у своих малолетнего сына или дочки, и результаты вас не очень радуют, то не нужно их срочно тащить в музыкальную школу. Нужно, чтобы они немного подросли, научились в школе читать, писать, складывать и вычитать, и только после этого, то есть лет в 8-9 уже приводить ребенка в музыкальную школу. Дело в том, что слабое чувство ритма эффективнее всего развивается именно умственно, и поэтому для успеха нужна хотя бы элементарная математическая подготовка.
ЧТЕНИЕ СТИХОВ. Выразительное чтение стихотворений полезно не только потому, что также связано с воспроизведением ритмов, пусть и речевых. Музыка – это тоже в определенном смысле речь и язык. Огромную пользу приносит анализ содержания стихотворных текстов.
Ведь как читают стихи большинство людей? Они улавливают рифмы, но совершенно не понимают, что они читают. Однажды нам довелось побывать на уроке литературы в 8 классе. Проходили поэму «Мцыри» М.Ю. Лермонтова, дети рассказывали наизусть отрывки из поэмы. Это была печальная картина! Учащиеся произносили текст четко по строчкам, совершенно не обращая внимания на знаки препинания (точки и запятые), которые могли встретиться посреди строки, и совершенно не обращая внимания на то, что в конце строки никаких знаков препинания могло и не быть.
Приведем один из отрывков. Вот что по смыслу (не по строчкам) написано у Лермонтова:
А теперь сравните это содержание с тем, которое произносилось читающими учениками по строчкам (несколько примеров):
Отличается текст мастеров-рассказчиков от текста Лермонтова? Вопрос риторический
Потому-то и важно анализировать содержание. Это помогает анализировать затем и музыку с точки зрения ее ритмического строения, фразировки и не играть что-то наоборот
ЗАНЯТИЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ И ТАНЦАМИ. Эти способы позволяют познавать ритм с помощью пластики, движений. Если мы говорим о физкультуре, то тут, прежде всего, следует иметь в виду зарядку-разминку, которую проводят в школах обычно под хороший ритмический счет. Для развития ритма также могут быть полезны занятия теннисом (ритмические ответы) и художественной гимнастикой (под музыку).
О танцах и говорить нечего. Во-первых, танец почти всегда сопровождается музыкой, которую танцующий также запоминает ритмически. А, во-вторых, многие движения танцев разучиваются под музыкальный счет.
Что такое музыкальный слух
Музыкальный слух – это сложное комплексное понятие. Это некий набор способностей, позволяющих человеку воспринимать музыкальные звуки и мелодии, оценивать их технические характеристики и художественную ценность.
В предыдущих уроках мы уже выяснили, что музыкальный звук обладает многими свойствами: высота, громкость, тембр, длительность.
А еще есть такие неотъемлемые характеристики музыки как ритм и темп движения мелодии, гармония и тональность, способ соединения мелодических линий внутри одного музыкального произведения и т.д. Так вот человек, обладающий музыкальным слухом, в состоянии оценить все эти составляющие мелодии и услышать каждый музыкальный инструмент, принявший участие в создании целостного произведения.
Однако есть немало людей, далеких от музыки, которые не могут идентифицировать все звучащие музыкальные инструменты, просто потому что даже не знают их названий, однако при этом способны достаточно быстро запомнить ход мелодии и воспроизвести ее темп и ритм при наличии минимального певческого голоса. В чем тут дело? А дело в том, что музыкальный слух – вовсе не какое-то монолитное понятие. Существует множество видов музыкального слуха.