Несимметричные складки у ребенка: всегда ли предмет для тревоги?

Другие поведенческие признаки повышенной детской тревожности

  • ожидание негативного исхода разных событий;
  • повторяющиеся тревожные мысли (навязчивые идеи) или действия;
  • излишняя стеснительность;
  • боязнь совершения ошибки;
  • низкая самооценка и отсутствие уверенности в себе.
  • головокружения;
  • учащенный сердечный ритм;
  • чувство жажды , озноб в теле;
  • ноющие боли и дрожь в конечностях;
  • затрудненность дыхания;
  • повышение температуры тела.

Причины возникновения тревожных расстройств

Точно назвать причину возникновения такого расстройства у ребенка, как впрочем,  и у взрослого  назвать трудно. Специалисты называют целый ряд провоцирующих факторов:

  • Генетическая предрасположенность.  Наличие тревожного расстройства у родителей увеличивает риск возникновения подобных симптомов у ребенка.
  • Стрессовые жизненные обстоятельства. События в жизни ребенка могут стать отправной точкой (триггером)  для тревожных расстройств в детстве или во взрослой жизни: утрата (смерть близкого человека или развод родителей), жизненные перемены (переезд в новый город, смена школы, поход в детский сад). Дети, испытавшие жестокое обращение, чаще подвержены тревожным расстройствам.
  • Воспитание. Воспитание в семье, где другие члены семьи постоянно испытывают беспокойство, может «научить» ребенка рассматривать мир как опасное место. Если  ребенок растет по-настоящему в опасной среде (насилие в семье), он может испытывать чрезмерный стресс,  бояться и ожидать худшего.

Помощь тревожному ребенку

Тревожными расстройствами у детей занимаются специалисты в области психического здоровья: психологи, психотерапевты, психиатры. Специалист анализирует симптомы, диагностирует специфическое тревожное расстройство, намечает план помощи ребенку.

В ходе работы с психологом дети учатся по-новому  мыслить и действовать в ситуациях, которые могут вызывать беспокойство, а также справляться со стрессом. Специалист обеспечивает поддержку и руководство.  Иногда необходимо медикаментозное лечение.

Как могут помочь родители

  • Лучший способ помочь вашему ребенку – признать проблему и оказать поддержку без критики. Попытайтесь более внимательно понаблюдать, что в повседневной жизни вызывает у ребенка трудности и как он них реагирует. 
  • Обратитесь к специалисту, чтобы оценить состояние ребенка. 
  • Будьте терпеливы и позитивны, если  вашему  ребенку рекомендована психотерапия. В процессе работы ребёнок освоит новые способы совладания с тревогой.
  • Иногда помогает поговорить с ребенком о ваших собственных стрессах и о том, как вы смогли их преодолеть.
  • Будьте уверены, что при правильном подходе ваш ребенок сможет преодолеть тревогу, научиться смотреть в будущее  без лишнего напряжения и полноценно реализовать  свой потенциал.

Осложнения

Осложнения, которые развиваются в результате инфицирования, могут быть предупреждены строгим соблюдением мер асептики и тщательным мытьем рук. Стерильные абсцессы могут возникать в результате частых инъекций или плохого местного кровотока. Если место инъекции отечное или эта область тела парализована, то препарат будет плохо всасываться, и такие участки не стоит использовать для инъекций (Springhouse Corporation 1993).

Тщательный выбор места инъекции позволит избежать повреждения нерва, случайно внутривенной инъекции и последующей эмболии компонентами препарата (Beyea и Nicholl 1995). Систематическая смена места инъекции предупреждает такие осложнения, как инъекционная миопатия и липогипертрофия (Burden 1994). Подходящая длина иглы и использование для инъекций передне-ягодичной области позволяет ввести лекарственный препарат точно в мышцу, а не в подкожно-жировую клетчатку. Применение Z-методики уменьшает боль и окрашивание кожи, характерное для применения некоторых лекарственных препаратов (Beyea и Nicholl 1995).

Психомоторное развитие ребенка

При рождении у ребенка преобладают рефлексы: сосательный, хватательный и др. – их проверяют врачи при патронаже. Постепенно к третьей неделе «включается» комплекс оживления, когда ребенок в ответ на общение сосредотачивает взгляд на лице «собеседника», замирает, затем улыбается, активно двигается и издает радостные возгласы. Комплекс оживления распадается с 3-4 месяцев на более сложные формы поведения и общения.

2 мес. Приподнимает головку, лёжа на спине. Схватывает предметы в непосредственной близости руками, тянет руки ко рту, осматривает их.

3 мес. Ребенок удерживает голову, лежа на животе, опирается на ручки, приподнимаясь. Может прослеживать предмет глазами. С 3-4 месяцев в речи наблюдается гуление – воспроизведение гласных звуков.

4.5-5 мес. Держит головку прямо в положении «сидя» при поддержке поясницы. Садится, если тянут за ручки. Это свидетельствует о тенденции к принятию вертикального положения тела. Ребенок произвольно извлекает звуки из погремушки – начало предметной деятельности. Понимает простые жесты.

5-5.5 мес. Продолжается освоение схемы тела. Ребенок начинает переворачиваться (согласно мнению разных специалистов, норма переворота со спины на живот и обратно может варьироваться – с 2.5 до 8.5 мес, но на постсоветском пространстве норма – до 5 мес). Пытается захватывать предметы как левой, так и правой рукой, а также обеими руками.

6 мес. Поворачивает голову при обращении по имени. Сидит с опорой. В позе сидя и лежа на животе осуществляет ориентировочно-исследовательскую деятельность (поворачивает голову в разные стороны, осматривая окружение, манипулирует предметами). Может начать ползать («идеальное» ползание «по учебнику» – с 6 до 12 мес, но нижняя граница нормы для начала ползания – 9.5 мес.).

6.5-7.5 мес. Сидит без поддержки какое-то время. Перекладывает предмет из руки в руку. Может вращать кистью, в которой находится предмет.

7.5-8.5 мес. Укрепляется «вертикаль»: если ребенка поставить на ножки с поддержкой, начнет пружинить и опираться на ступни. Совершенствуется моторика. Малыш устойчиво сидит без опоры и занимается игрушкой, поднимая предмет двумя руками.

8.5-9.5 мес. Улучшается произвольность во владении телом. Появляется первая жестовая коммуникация: хлопки в ладоши. Часто в это время ребенок уже умеет махать «Пока!» и начинает использовать указательный жест (нижняя норма появления указательного жеста – до 1.5 лет). Произносит лепетные слова с особенностями родного языка.

9.5-11 мес. Ребенок активно осваивает ползание на четвереньках. Развивается предметная деятельность, появляется пинцетный захват (двумя пальцами). Пытается пить из чашки самостоятельно. К 11 мес. ребенок встает с опорой.

11-12 мес. Осваивает бросание предметов и элементарную конструктивную деятельность (например, разъединение колечек). Появляются первые слова. Понимает речь на предметном уровне. Формируется предметное мышление. Развивается осознание тела. Играет в «ку-ку» (понимает постоянство объектов). Запоминает предметы и события. Отдает предпочтение любимым игрушкам. Созревают связи между лобной, зрительной и сенсомоторной корой.

Если вы замечаете, что ребенок не укладывается в нормы развития, обязательно покажите его хорошему неврологу. Правильное психомоторное развитие – залог успешного освоения речи и нормального интеллекта.

Причины появления

Перед получением выписки из родильного дома молодой маме необходимо обучиться правильному уходу за малышом. Тут ей окажет помощь неонатолог и медицинский персонал.

Надо очень внимательно отнестись к уходу за областью пупочка и очищению носика, ушек.

Несимметричные складки на ножках у младенца возможно выявить при сгибе его конечностей. Надо посмотреть область паха и колен. В случае наличия у карапуза отклонений сразу возникает подозрение о том, что у него дисплазия. Вот почему асимметрию нужно прослеживать даже тогда, когда кроху выписали из роддома.

Подобная ситуация будет наблюдаться, если недостаточно развились тазобедренные суставчики. Для диагностики карапузов надо перевернуть на животик и постараться как можно больше выпрямить им ножки

Для начала следует обращать внимание на длину конечности. Если у новорожденного несимметричные складки на ножках, это будет свидетельствовать о том, что во время развития крохи еще до рождения была какая-то патология

Клиническую картину можно считать усугубленной, если будет некоторое напряжение при попытке разведения конечностей. К тому же в ножках слышится характерный щелчок.

Решение ортопедической проблемы у крошек реально, если мамы и папы своевременно обратятся к доктору. Иначе дисплазия усугубится, а это приведет к некоторым неудобствам в ходьбе. В будущем у ребенка может развиться хромота, которая останется на всю жизнь.

Что такое сколиоз?

Сколиоз – искривление позвоночника, обусловленное или сопровождающееся деформацией самих позвонков, структурной перестройкой связок и мышц. Основные причины – запущенное нарушение осанки у растущего ребенка или/и врожденные особенности строения позвоночника. Осложнения сколиоза – деформация таза (частая причина патологии беременности и родов), смещение внутренних органов, “скрученная” грудная клетка и уменьшение объема легких, бронхиты, боли в спине, грыжи межпозвонковых дисков, артрозы. Сколиоз – не полностью обратимая деформация, но, тем не менее, сколиоз можно и нужно лечить. В наших силах:

  • Остановить прогрессирование болезни
  • Уменьшить угол искривления, причем иногда столь существенно, что остаточные явления сколиоза видны только специалисту
  • Снять боли и мышечную утомляемость
  • Вернуть физиологическую подвижность позвоночника

Анатомия наружного носа

имеет сложную анатомию, представляя из себя орган с хрящевым и костным скелетом, покрытый плотной кожей. Он состоит из следующих отделов: корень (область между надбровными дугами), суживающийся книзу и переходящий в пирамиду – часть костного скелета носа, представленного носовыми костями и лобными отростками верхней челюсти.

В пирамиде выделяют спинку – грань, обращённую кнаружи, и скаты – боковые поверхности пирамиды. Кончик носа – наиболее выступающая часть, представленная хрящевым скелетом. Кончик состоит из нескольких хрящей: большие и малые крыльные хрящи, латеральные хрящи (их ещё называют треугольными) и четырёхугольный хрящ перегородки. Все эти хрящи парные, за исключением четырёхугольного. В хрящевом отделе также выделяют: крылья носа, формирующие дыхательные отверстия, ноздри и коллумелу – складку кожи между ноздрями.

Крылья носа изнутри покрыты кожей, поросшей плотными щетинистыми волосками, они формируют преддверие носовой полости, переходящее в саму полость. Кожа кончика очень плотно сращена с подлежащими хрящами, в костном отделе кожа лежит на рыхлой подкожной клетчатке и легко смещается. Между кожей и хрящами расположены мимические мышцы, благодаря которым мы можем морщить нос, раздувать крылья, приподнимать и опускать кончик, что служит демонстрацией эмоций. Кровоснабжение носа очень хорошее. Оно происходит из системы наружной и внутренней сонных артерий. Венозный отток идет как в систему внутренней ярёмной вены, так и в полость черепа. Инервация осуществляется ветвями тройничного нерва.

НЕКОТОРЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ЧУВСТВА РАВНОВЕСИЯ

не бойтесь носить малыша на руках в различных положениях: на правой и левой руке, лицом и спиной к себе, чаще меняйте его положение в кроватке. Для тренировки вестибулярного аппарата эффективны следующие упражнения: покачивание в позе эмбриона, покачивания на мяче животом и спиной вниз. Покачивание на руках- взяв ребёнка на руки лицом к себе и поддерживая его под спинку, покачайте малыша вверх-вниз (к себе-от себя), взяв ребёнка на руки в вертикальном или в горизонтальном положении, покружитесь с ним в обе стороны

Горизонтальное кружение- встаньте, положите малыша себе на плечо животом вниз, начните кружиться, но делайте это достаточно осторожно, чтобы не утратить равновесия, меняйте направление кружения- то по часовой стрелке, то против, а затем покружите ребёнка, удерживая его на боку, повторите кружение, переложив малыша на другой бок, кружась с малышом, приподнимите его в воздух и ещё раз покружитесь вместе с ним, перед тем как закончить, опустите ребёнка вниз почти до пола и снова поднимите вверх, начинайте упражнение медленно и осторожно, если по какой-нибудь причине вашему новорождённому что-то не нравится, то скорее всего вы действуете слишком быстро, замедлите темп. Постепенно увеличивайте время занятий с с десяти-пятнадцати секунд на каждое упражнение до тридцати-сорока, всегда останавливайтесь прежде, чем захочет ваш ребёнок

Покачивание- попробуйте покачать ребёнка в вертикальном положении вверх-вниз, приподнимая его в воздух и спуская ножками на свой живот, это не только доставит ему удовольствие, но и обеспечит тренировку опорности ног, лягте на спину и покачайте ребёнка над собой, плотно обхватите его за бока под мышками, поднимите над собой и посмотрите в глаза друг другу, скажите ему, что он- самолёт, мягко качните его вправо-влево, опустите себе на грудь и поднимите снова, покачайте малыша на своих коленях, сажая его то на одно, то на другое. Перекатывание брёвнышком- обеими руками положите малыша на бок, а затем покатите дальше, сами передвигаясь за ним, после этого перекатите его на другой бок и помогите самостоятельно вернуться в исходное положение, когда ваш ребёнок научиться самостоятельно перекатываться несколько раз подряд, попросите его кататься в обе стороны. Подталкивание- Если ребёнок стоит на четвереньках устойчиво, слегка подталкивайте его вперёд, назад, в стороны, упражнение проводится в виде игры с побуждением ребёнка удержаться на четвереньках. Качание с малышом на руках, на качелях, в гамаке, на каруселях, позже позвольте ребёнку самостоятельно качаться, необходимо лишь подстраховывать его. Кружение за руки- повернув ребёнка лицом к себе, возьмите его за запястья и вращайте на прямых руках, покружитесь сначала в одну, потом в другую сторону. Ускорение- поверните ребёнка к себе и возьмите под мышками, подбросьте его невысоко в воздух и поймайте, обычно это упражнение очень нравится малышам, благодаря ему ребёнок ощущает на себе силу гравитации, особенно в момент, когда падает к вам в руки. Покачивание вниз головой (для самых смелых родителей)- захватите ребёнка цепко за лодыжки и поднимите, лучше, если он будет находится к вам лицом, начните осторожно, как маятник, покачивать его из стороны в сторону, когда будете опускать малыша, будьте особенно осторожны, берегите шею. Родители иногда испытывают страх от одной только мысли о том, что им придётся держать ребёнка головой вниз, однако это положение хорошо знакомо каждому новорождённому, при нормальной беременности ребёнок в последний месяц перевёрнут вниз головой всякий раз, когда мать стоит или сидит, поэтому будьте смелее, активнее играйте со своим малышом, чаще меняйте положение его тела в пространстве.

Пластические хирурги клиники

Якимов Дмитрий Константинович
Стаж — 37 лет
Врач высшей категории. Кандидат медицинских наук. Член общества пластических хирургов.
Автор более 30 работ в области хирургии, преподаватель Военно-Медицинской академии.

Калита Екатерина Романовна
Стаж — 4 года
Постоянный участник конференций и семинаров по пластической хирургии. Приоритетные направления: пластика груди, абдоминопластика, интимная пластика, комбинированная омолаживающая пластика лица, отопластика у детей и взрослых, блефаропластика.
Аспирант кафедры Термических поражений и пластической хирургии Военно-Медицинской академии.

Гварамия Эка Юрьевна
Стаж — 16 лет
Участник конгрессов, конференций и семинаров по пластической хирургии. Приоритетные направления: абдоминопластика, блефаропластика, липосакция, реконструктивная пластика.

Гарифулин Марат Сагитович
Стаж — 18 лет
Приоритетные направления: маммопластика и гинекомастия (в том числе у мужчин), формирование талии, блефаропластика, отопластика, абдоминопластика.

Макаров Андрей Витальевич
Стаж — 17 лет
Сертифицированный специалист по пластической хирургии, челюстно-лицевой хирургии, отоларингологии, общей хирургии. Участник мастер-классов по пластической хирургии лица, ринопластике в России и за рубежом.

Карпущенко Максим Алексеевич
Стаж — 17 лет
Специализируется в вопросах пластики носа: ринопластика, коррекция перегородки, операции после перелома носа.

Губочкин Николай Григорьевич
Стаж — 23 года
Доктор медицинских наук, заслуженный врач России.

Высшая квалификационная категория в области травматологии и ортопедии.

Член ОПРЭХ – Российское общество пластических, реконструктивных и эстетических хирургов.

Как проявляются тики у ребёнка?

Тики – это непроизвольно возникающие, повторяющиеся,  навязчивые движения или звуки, которые могут возникать при волнении ребёнка. Их характерная черта – навязчивое повторение. Иногда они могут частично контролироваться, то есть при определённых обстоятельствах ребёнок может их сдерживать, а при волнении они опять усиливаются.

Виды тиков – подёргивание глаза, моргание, гримасы, навязчивые повороты головы в разные стороны.  

Это могут быть движения, повторяющие привычные действия. Например, малыш   поправляет воротник или  шапку. И сначала их так и воспринимают, как совершенно естественные,  соответствующие ситуации. Но с течением времени  родители замечают, что эти движения выходят за рамки логически обусловленных действий и носят необычный повторяющийся характер.

Возможны навязчивые движения, которые носят характер ритуалов.  То есть ребёнок, лишь совершив их, успокаивается, снова хорошо себя чувствует и может дальше нормально существовать.

А что такое звуковые тики?

Звуковые тики могут проявляться по-разному, например, в форме навязчивого подкашливания. К примеру, ребёнок долго болел вирусной инфекцией, кашлял. И, вроде бы по анализам, по самочувствию  он уже выздоровел, а постоянный кашель тик – навязчивое желание прочистить горло, симптом,  который  закрепился после перенесенной болезни.

Как ещё могут проявляться звуковые тики? Имитировать лай собаки, тянуть какие-то гласные,  издавать короткий писк на высокой ноте. 

Человек, который        издаёт звуковые тики, не может их сдерживать. Их сложнее сдержать, чем двигательные, и лечатся они труднее. Если пациент их не сделает, он испытывает сильное беспокойство, пока не издаст этот звук.

1.Общие сведения

Нетрудно догадаться, что такого диагноза, как «сглаженность носогубной складки», нет ни в одной классификации, как нет и такой болезни. Конечно, это лишь симптом, один из многих объективно наблюдаемых и фиксируемых врачом феноменов – который, однако, имеет в неврологии большое диагностическое значение и зачастую служит информативным признаком патологического процесса.

Носогубными складками называют парные узкие бороздки или морщины на коже, пролегающие от крыльев носа к соответствующим уголкам губ

Следует заметить, что пристальное внимание к этим кожным складкам проявляет еще одна врачебная специальность, стремительно и успешно развивающаяся в последние десятилетия, а именно эстетическая медицина. Дело в том, что многими людьми, – и не только женщинами, как можно было бы подумать, – собственные носогубные складки могут восприниматься как слишком глубокие, неестественные, «старящие» или даже обезображивающие, что и служит поводом для обращения за помощью, скажем, к пластическому хирургу

Однако такая проблема, могущая быть субъективно очень острой или даже сверхценной, по крайней мере, не несет прямой угрозы здоровью, тогда как асимметричное изменение формы или рельефа складок может оказаться очень тревожным признаком именно в неврологическом плане.

Известно, что у живого человека, в любом случае обладающего уникальной индивидуальностью во всех аспектах, лицо никогда не бывает абсолютно симметричным. Человеческая мимика настолько богата, разнообразна и индивидиуальна, что это отражается на форме морщинок, привычных напряжениях и расслаблениях мимических мышц, и т.д. Однако определенная степень асимметрии, – сглаженность одной из носогубных складок при прежней глубине и длине другой, – уже перестает быть нормальной персональной особенностью и переходит в разряд патологии.

Не забудьте об ортопеде!

Итак, родители увидели несимметричные складки на ножках у грудничка. Не надо сразу же паниковать. Если заболевание — дисплазию — не диагностировали до достижения малышом трех месяцев от роду, возможность ее самостоятельного вправления увеличивается. Родителям нужно прибегать исключительно к методу свободного пеленания. Хорошо будет воздействовать и гимнастика.

Педиатры советуют дважды на протяжении первых шести месяцев жизни малыша прийти на прием к ортопеду. Это может помочь определить патологию в самом начале развития. Чем раньше это произойдет, тем больше вероятность достичь положительного результата за короткое время. Если же дисплазию не подвергать лечению, у ребенка могут появиться проблемы не только во время сидения, но и во время ходьбы.

Строение ротовой полости ребенка

В медицинских кругах данная аномалия носит название анкилоглоссия. Это проявление врожденной патологии лицевой области. Которое проявляется в недостаточной длине связки, которая соединяет нижнюю полость рта с языком.

При этом короткая уздечка ограничивает движения языка, чем короче уздечка — тем больше дискомфорта и трудностей она вызывает. По статистическим сводкам, данный диагноз определяется в 1 случай на 1000 младенцев.

Короткая уздечка у мальчиков встречается в 3 раза чаще, чем у девочек. Последствия такой врожденной особенности могут быть различными.

Но более часто короткая уздечка языка у ребенка может вызвать:

  • травму мягких тканей полости рта;
  • трудности с принятием пищи. В младенческом возрасте возможны проблемы с налаживанием грудного вскармливания, из-за нарушения сосательных и глотательных навыков;
  • неправильное произношение многих звуков и нарушения речевого аппарата;становление неправильного прикуса, смещение зубов;
  • воспалительные процессы в полости рта.

Требуется консультация как педиатра, так и более узких специалистов, например: стоматолога, лор врача, логопеда.

Строение полости рта предполагает наличие трех уздечек, каждая из которых имеет свои функции и способствует нормальному становлению речевого аппарата. Языковая уздечка представлена в виде складки тканей слизистой, которая соединяет нижнюю часть ротовой полости и языка.

В норме уздечка должна располагаться в области 0,5-0,9 мм от передних резцов, и начинаться в средней части языка. Внешне уздечка должна иметь вид эластичной и тонкой перегородки, которая не сковывает движения языка.

Часто встречаются случаи, когда уздечка прикреплена к языку, в его верхней трети, такое положение вещей считается одной из самых тяжелых форм анкилоглоссии. В таком положении уздечка не только сковывает естественные движения языка, но и делает его полностью неподвижным.

В большинстве случаев данный врожденный дефект диагностируют еще в первые дни жизни младенца. Если этого не было сделано, то родителей могут насторожить следующие симптомы: проблемы с грудным вскармливанием.

Как показывает практика, 25% детей с короткой уздечкой языка не могут нормально захватить грудь. Если крохе удается это сделать, то он быстро устает и в последствии отказывается от груди.

В следствии нарушения сосательного рефлекса у малыша может наблюдаться недостаточная прибавка в весе, вялость и снижение активности в период бодрствования. Еще одна проблема, с которой встречаются матери деток с таким нарушением — недостаточная лактация.

Из-за того, что малыш мало выпивает материнского молока, у женщины может не установиться нормальный режим лактации. Через некоторое время молоко может пропасть.

Процесс кормления становиться настоящей пыткой для женщины, так как малыш пытается компенсировать невозможность нормального сосания молока, сжатием соска губами или деснами.

Так ребенок пробует увеличить объем получаемого молока, для женщины это чревато трещинами и ранами на сосках. В отдельных случаях могут помочь специальные силиконовые накладки на грудь.

Единственный выход в случае неправильного захватывания соска ребенком и не получением достаточного количества молока — переход на искусственное вскармливание. Таким детям легче приспособиться к соске на бутылочке.

В более старшем возрасте у детей с короткой уздечкой развивается ряд нарушений со стороны речевого аппарата. Ребенку трудно правильно артикулировать и произносить некоторые согласные.

В следствии чего речь становится смазанной и малопонятной. Данная проблема требует постоянных занятий с логопедом.

Детский педиатр и автор многих книг о здоровье и воспитании детей, Комаровский считает, что короткая уздечка языка у ребенка может спровоцировать и развитие стоматологических проблем.

У детей с такой особенностью чаще диагностируется:

  • открытый прикус;
  • деформация челюстной кости и смешение ряда зубов;
  • наличие диастемы между резцами;
  • гингивит;
  • парадонтит;
  • оголение шейки зуба;
  • гиперестезия зубов.

Если вы заметили некоторые признаки, но все же сомневаетесь, то стоит посмотреть как выглядит короткая уздечка языка у ребенка, фото поможет точно определить и развеять все сомнения.

Как предупредить нарушение осанки и сколиоз у ребенка?

Не сажайте грудного ребенка раньше, чем он сделает это сам. Не носите ребенка на одной и той же руке, не водите его за одну и ту же руку. Ребенку необходима мебель по росту. Рабочее место школьника должно быть хорошо освещено, свет должен падать слева. Рабочее пространство письменного стола должно быть достаточно просторным: на нем должны уместиться не только книга и тетрадь, но и локти, если ребенок сутулится над столом во время чтения или письма – необходимо проверить зрение, возможно, ребенку нужны очки. Также не рекомендуется читать или смотреть телевизор, лежа на боку. Напряженные школьные занятия необходимо компенсировать активным отдыхом, прогулками, достаточным по продолжительности сном.

Не менее важно и гармоничное физическое развитие ребенка. В его гимнастическом “рационе” должны быть как быстрые движения всем знакомой с детского сада утренней гимнастики, так и упражнения “тянучки” – в медленном темпе, улучшающие эластичность мускулатуры

Не менее важны и подвижные игры: лазание, ползание, кувыркание, бег. Очень полезно плавание. В период быстрого роста следует воздержаться от прыжков с высоты, длительного бега.

Полноценное питание – важнейший фактор. В поисках необходимого компонента костей – кальция многие дети с аппетитом грызут школьный мел. Мел, как известно, не самое вкусное блюдо. В рационе ребенка должно быть достаточно молочных продуктов, овощей и фруктов, рыбы – естественных источников кальция и витаминов.

Не забывайте и о влиянии эмоционального состояния на двигательный стереотип. Дети, страдающие неврозами склонны к сутулости. Всем известно: здоровый психологический климат в семье – прививка почти от всех болезней.

Тест на выявление признаков аутизма

  1. Любит ли ребенок качаться, подпрыгивать, играть у вас на коленях? Да. Нет.
  2. Интересуют ли его другие дети? Да. Нет.
  3. Любит ли ребенок влезать куда-то, например, на лестницу? Да. Нет.
  4. Нравится ли ему играть в «ку-ку» или «прятки»? Да. Нет.
  5. Играет ли он понарошку, например: заваривает «чай» в игрушечном чайнике, «наливает» его в чашки или что-то подобное? Да. Нет.
  6. Ребенок показывает пальчиком, когда что-то просит? Да. Нет.
  7. Показывает ли пальчиком на то, что ему интересно? Да. Нет.
  8. Может ли ребенок правильно играть с маленькими игрушками, например, машинками, кубиками, без того, чтобы засовывать их в рот, прижимать к себе или бросать? Да. Нет.
  9. Приносит ли ребенок предметы, чтобы показать вам что-то? Да. Нет.

Распределение риска

Группа высокого риска аутизма: ответы «НЕТ» в п. 5, 7.

Средний риск аутизма: ответы «НЕТ» в п. 7, но нет других пунктов из группы высокого риска.

Низкий риск аутизма: все остальные «НЕТ», за исключением первой и второй групп.

Если все ответы «ДА» – ребенок нормальный.

Советы и рекомендации

Группа высокого риска: рекомендуется обратиться коррекционную клинику.

Средний риск аутизма, сильные подозрения – поступите, как сказано выше, слабые подозрения – повторите тест через месяц.

Низкий риск: даже при одном ответе «НЕТ» повторите тест через месяц.

Причины возникновения тревожных расстройств

Точно назвать причину возникновения такого расстройства у ребенка, как впрочем,  и у взрослого  назвать трудно. Специалисты называют целый ряд провоцирующих факторов:

  • Генетическая предрасположенность.  Наличие тревожного расстройства у родителей увеличивает риск возникновения подобных симптомов у ребенка.
  • Стрессовые жизненные обстоятельства. События в жизни ребенка могут стать отправной точкой (триггером)  для тревожных расстройств в детстве или во взрослой жизни: утрата (смерть близкого человека или развод родителей), жизненные перемены (переезд в новый город, смена школы, поход в детский сад). Дети, испытавшие жестокое обращение, чаще подвержены тревожным расстройствам.
  • Воспитание. Воспитание в семье, где другие члены семьи постоянно испытывают беспокойство, может «научить» ребенка рассматривать мир как опасное место. Если  ребенок растет по-настоящему в опасной среде (насилие в семье), он может испытывать чрезмерный стресс,  бояться и ожидать худшего.

Как самостоятельно выявить нарушение осанки и сколиоз у себя или своего ребенка?

Методика осмотра проста и наглядна.

Разуйте и разденьте ребенка до трусиков. Поставьте его на пол в положение “прямо, руки по швам” таким образом, чтобы свет падал на спину равномерно. Лучше всего проводить осмотр при естественном освещении. Сядьте ровно на стул в двух-трех метрах за спиной ребенка. Аналогичный осмотр Вы можете провести сами себе перед большим зеркалом.

Внимательно посмотрите: симметрично ли расположены уши, плечи, лопатки, талия, ямочки над крестцом, складки под ягодицами, сами ягодицы? На одной ли высоте расположены локтевые суставы? Если исследуемые ориентиры расположены несимметрично относительно горизонтальной или вертикальной оси – это признак нарушения осанки или сколиоза (например, одно ухо смещено вверх или вниз, вперед или назад относительно другого).

Симметрично ли ребенок поставил стопы? Несимметричная установка стоп может свидетельствовать о проблемах тазового пояса.

Попросите ребенка достать руками до пола, сделав при этом “горбатую спинку”. Нет ли отклонения туловища от срединной линии при наклоне? Внимательно посмотрите – нет ли сбоку от поясничных позвонков, с одной стороны, продольного мышечного валика, а в грудной клетке – “выпирания” ребер или лопатки с одной стороны.

Попросите ребенка сложить руки на затылок в “замок” и, не опуская рук, наклониться вправо и влево. Нет ли ограничения наклона в одну из сторон? Образует ли позвоночник при таком наклоне в сторону равномерную дугу или в нем видны выпрямленные участки?

Попросите ребенка наклонить голову вперед, и, не поднимая головы, повернуть ее до конца вправо и влево. Нет ли ограничения поворота в одну из сторон?

Посмотрите на ребенка сбоку

Обратите внимание на сутулость или выпрямление грудного изгиба позвоночника. Не “падает” ли ребенок животом вперед? Нет ли смещения центра тяжести тела вперед? (наружное отверстие слухового прохода должно быть над лодыжкой, а не над сводом стопы)

Если Вы заметили какие-либо из перечисленных симптомов – посоветуйтесь с врачом.

Подобные осмотры целесообразно проводить раз в полгода или чаще, особенно в периоды быстрого роста ребенка.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий