Когда лучше отдавать ребёнка в детский сад?

Что требуется от родителей

Чтобы уменьшить негативные последствия раннего посещения яслей, ребенка надо подготовить. Домашний распорядок дня следует мягко изменить под режим, установленный в яслях, научить ребенка есть и пить без уговоров. Полезно научить малыша играть самостоятельно непродолжительное время, самому убирать за собой игрушки. Обязательно надо приучить ребенка к дневному сну после обеда, это снизит капризность.

Постепенно надо знакомить малыша с другими детьми, гулять с ним на детских площадках, бывать в общественных местах. Ребенок должен привыкнуть к окружению чужих людей, не ощущая дискомфорта в новой обстановке.

Почему не стоит водить в садик раньше?

Отрыв от мамы, переход в группу, где множество малышей разного темперамента, необходимость по часам кушать, играть и спать для многих детей, особенно совсем маленьких – тяжелейший стресс.

Причем внешне у тихих, флегматичных детей все может быть и неплохо – они просыпаются вовремя, идут с воспитателем, не обижают детей, даже играют в группе. Но внутри у ребенка может быть острый конфликт с реальностью. Он может думать, что родители его предали, что он им не нужен так сильно, как раньше, что в какой-то из дней вечером мама за ним не вернется (особенно если такие “пугалки” в разговоре с малышами используют воспитатели).

На фоне невроза у малыша:

  • могут обостриться заболевания;
  • резко пропасть аппетит;
  • ухудшится качество сна;
  • могут появиться страхи, которые приведут к психологическим проблемам.

Готовность к саду должна быть в первую очередь психологической. Кушать ложкой, самостоятельно обувать ботиночки и ходить на горшок ребенка научат в яслях – причем очень быстро, особенно если в группе есть дети постарше, которые уже умеют это делать.

Маму же не заменит никакая, даже самая чудесная воспитательница – если малыш к этой временной замене не готов категорически.

Советы родителям

  • Будьте настойчивы и последовательны. Тогда ребенок быстрее поймет, что детский сад — это теперь реальность, с которой ему лучше примириться.
  • Если ребенок отказывается есть в садике, что является не редкостью, особенно в первое время, предупредите воспитателя, что его не надо кормить насильно, пичкать супом или кашей «любой ценой». Придет время, и он начнет есть сам.
  • Обязательно предупредите воспитателей о том, какие заболевания у малыша есть и на что у него .
  • Готовиться к садику нужно задолго до первого посещения, расширяя круг общения ребенка — знакомя его на площадке с соседскими детьми.

Что говорят родители?

Максимально достоверную информацию о том, с какого возраста берут в детский сад и в ясли, проще узнать на различных «мамских» форумах. Там родители делятся собственным опытом о том, как и куда они отдавали своих малышей на воспитание в дошкольные учебные учреждения.

Немного проще отдать малыша в садик досрочно можно, если оба родителя официально трудоустроены. В таком случае существует реальная возможность попасть в группу примерно с 2,5-2,8 лет. Нередко на первых порах сотрудники ДОУ предлагают родителям альтернативный вариант стандартного пребывания в садике – ГКП. О том, что это такое, мы сейчас поговорим более подробно.

Ольга: «Старшая дочка пошла в сад в 3 года, младшего – вообще не хочу отдавать!»

– Старшая дочка пошла в сад в три года, не видела смысла отдавать ребенка раньше, если я могу с ним быть дома. А младшего я вообще не хочу отдавать в садик, учитывая, что у меня сейчас свободный график (я – менеджер сетевого бизнеса). Я просто не могу отдать своего малыша чужой женщине на целый день без необходимости – вот такое мое мнение.

Сейчас сыну 2,2, в будущем будем просто искать «развивашки» или садик временного пребывания для социализации. За то время, что он будет там, я буду ездить в офис и решать рабочие вопросы, остальное – могу делать и вместе с ним.

Со старшим ребенком у меня не было такой возможности, сейчас же я  сам себе «режиссер», так зачем отдавать ребенка куда-то, если я могу оставить его дома?

 «А как же социализация?» – скажут другие! Хватит ему общения с другими детьми и на развивающих занятиях, и в песочнице во дворе, и во время встреч с семьями друзей и знакомых!

Сторонники и противники детского сада

Можно привести мнение двух групп психологов:

Мнение против посещения садика

Посещение детского сада негативно сказывается на развитии ребёнка, поскольку может развиться автономность. Также к отрицательным аргументам относят возможность частых заболеваний (ОРВИ, простудными и гриппами). Главенствующим из отрицательных аргументов называют стресс. Стоит отметить, что не у всех родителей есть возможность брать больничный лист по уходу за ребёнком или находиться в декретном отпуске до достижения ребенком шести лет.

Чтобы превратить минусы в плюсы, психологи и педиатры рекомендуют:

  • для того, чтобы избежать инфицирования ОРВИ или гриппом, можно предложить малышу употреблять в пищу цитрусовые (если нет аллергии) и чеснок с луком, оказывающие противовирусное, противогрибковое, и противовоспалительное действие. Также можно кушать с чаем домашнее варенье (малина, смородина, рябина и так далее) ежедневно по вечерам. Посоветовавшись с врачом, можно давать комплекс поливитаминов.
  • психологи рекомендуют предотвратить детский стресс. Он может возникнуть при попадании впервые в детский сад, если ребёнка до этого ни с кем чужим не оставляли. Для этого следует первое время ходить вместе с ребёнком в детский сад. Затем оставлять его на два-три часа в группе с воспитателями. Далее по прошествии трёх месяцев (адаптации) уже возможно оставлять ребёнка на полный день, либо пятидневную программу. Многие психологи отмечают полезность подготовительных групп, поскольку это нивелирует этап адаптации.


Социализация детей происходит в садике

Какая польза может быть от детского сада

Полезно посещение малышом дошкольных учреждений, особенно детского сада, который находится неподалёку от места проживания. Состоит она в том, что:

  • ребёнок имеет возможность вхождения в социум в коллективе сверстников и при общении с чужим человеком, не являющемуся ему близким, что позволяет ему адаптироваться в обществе.
  • основная функция детского сада — это социализация и подготовка к школьной жизни. Также в детском саду, проводят развивающие занятия, поэтому необходимо его посещать;
  • посещая детский сад, ребёнок получает правильное представление о том, каким должен быть человек. К возрасту четырёх – шести лет, он сам начинает задумываться и представлять то, каким человеком он может стать в зависимости от того, как протекает социализация ребенка. Под этим подразумевается формирование базовых чувств вины, либо инициативы.

С какого возраста берут в детский сад в москве

Поэтому власти Москвы занимаются разработкой законопроекта, по которому дошкольные учреждения должны будут принимать всех детей, чей возраст достиг 2 лет. Можно надеяться на то, что в ближайшем будущем произойдут значительные изменения в законе о дошкольных образовательных учреждениях. И на вопрос: «С какого возраста берут в детский сад?» — можно будет смело отвечать — с 2 лет.

Прекрасно, если у мамы есть возможность находиться с малышом до трехлетнего возраста. Именно этот период считается «садиковским». Но нередко для многих родителей появляется необходимость отдать своего ребенка в детское дошкольное учреждение раньше. При поступлении в детский сад, в ясли, существуют свои требования, которым должен соответствовать малыш. Для многих родителей возникает вопрос: с какого возраста ребенка берут в ясли.

С какого возраста возьмут в сад и что для этого надо сделать?

Устроить малыша в ясли можно, даже если ему исполнился всего 1 год. Правда, открываются группы для самых маленьких исключительно по запросу. И если вы хотите попасть в одну из них, займитесь решением вопроса как можно раньше. Для начала надо позвонить в районное управление по образованию за консультацией, а затем обратиться в службу «Одно окно». Если в вашем районе таких групп не предвидится, обзвоните другие управления: возможно, там повезет больше. Но помните, что если вы с малышом попадаете в садик, пусть даже далеко от дома, с очереди вас снимут. И не факт, что когда ребенку исполнятся «положенные» 3 года, для него найдется место в ближайшем саду.

Второй важный нюанс: при комплектовании групп в расчет берется возраст детей на 1 сентября (как в школе). Поэтому вряд ли удастся пристроить годовалого малыша в группу «с двух до трех», если 2 года ему исполнится только в декабре. Строгое разделение по возрастам специалисты объясняют тем, что детский сад — это не только присмотр, а еще и обучение. Надо, чтобы малыш усваивал программу по своему возрасту и чтобы впоследствии пошел в школу со сверстниками.

Для справки: запросов на места для малышей до трех лет поступает относительно немало. Например, в 2019−20 учебном году в Минске работало свыше 800 групп для детей в возрасте от двух до трех лет и более 20 групп — для 253 малышей от года до двух.

Плюсы

1. Социализация

Самое важное, что детский сад дает ребенку – это возможность находиться среди сверстников, общаться с ними, учиться сосуществовать. Первая дружба, первые конфликты и их решение, поиск своего места в коллективе – все это в будущем поможет лучше выстраивать отношения с людьми, сначала в школе, а потом и во взрослой жизни

Ранний опыт такого взаимодействия может быть особенно полезен для единственного ребенка в семье, а также для тех детей, которые мало общаются с ровесниками в силу тех или иных причин.

2. Развитие речевых навыков

Из первого пункта логично вытекает и второй – чтобы общаться, надо говорить. Нередко именно в период посещения детского сада у ребенка происходит мощный прорыв в развитии речи. Мама и папа нередко понимают своего ребенка без слов, поэтому он может меньше  стараться научиться внятно и правильно говорить, не видя в этом необходимости. Контакты с большим количеством новых людей, а также разнообразные занятия и мероприятия в детсаду будут способствовать тому, чтобы ребенок быстрее учился говорить.

3. Самостоятельность

Дома малыш привыкает к тому, что многое родители делают за него, поэтому стремление к самостоятельности и развитие бытовых навыков может в ряде случаев несколько тормозиться. В детском саду ребенка, конечно, не оставят без помощи и поддержки, но в отрыве от домашней обстановки умения будут развиваться быстрее. К тому же, ребенку может быть интересно подражать более умелым сверстникам, стараться догнать их и почувствовать себя более взрослым.

4. Подготовка к школе

Не в последнюю очередь посещение детского сада полезно для ребенка в качестве подготовительного этапа перед школой. Домашние занятия не всегда могут заменить разнообразную и разностороннюю программу дошкольного образования, которую составляют для детских садов педагоги и психологи. В садике малыш не только получит новые знания, но и научится усидчивости и внимательности, которые очень пригодятся ему позже, на уроках в школе.

5. Устойчивый режим дня

Физическое и психическое состояние ребенка во многом зависит от соблюдения режима дня. В домашней обстановке не всегда получается его соблюдать, и если единичные нарушения режима вреда не принесут, то полное отсутствие стабильного распорядка может быть чревато проблемами в будущем. Детский сад, напротив, это территория, где все подчиняется режиму. Приемы пищи в одно и то же время, очень важный для ребенка дневной сон, обязательная физическая активность и прогулки на улице – все это положительно влияет на здоровье малыша, а также дисциплинирует его и приучает к пунктуальности.

Режим дня и график

Теперь — о нормированном режиме дня и дисциплине. Мир живёт по графику 5/2. Раннее пробуждение и поздний отход ко сну — неотъемлемые атрибуты жизни практически любого человека. Жизнь в таком ритме является стрессом даже для взрослых. Что говорить о дошкольниках?

Кроме того, постоянное общение со случайно подобранными детьми в группе детского сада могут выдержать только ярко выраженные экстраверты. А как же быть интровертам, энергия которых расходуется в процессе общения, и не восстанавливается, потому что побыть одному — значит стать изгоем?

«Даже самый хороший садик считаю необходимостью только в крайнем случае, если родители вынуждены работать и некому помочь с ребёнком. Потому что даже для самых коммуникабельных детей это как ходить на работу — большое моральное напряжение, ответственность, необходимость вставать по будильнику. Кроме того, практически все дети, которые ходят в садик, начинают много болеть и проводят 2 дня в саду и потом 2 недели дома с температурой. Также в раннем возрасте дети, как обезьянки, повторяют всё, что услышат и увидят. Очевидно, что не все начинают говорить одинаково хорошо. Поэтому такое окружение также может влиять на задержки в речи. Конечно, рано или поздно любой здоровый ребёнок начнёт говорить. Но обидно, когда кто-то в 1,5 года отчётливо произносит слова, а кто-то начинает разборчиво говорить лишь к 4-м годам», — считает музыкант и мама 4-летнего Ярослава Вероника Попова.

Стоит ли отдавать ребёнка в детский сад до 2,5-3 лет?

С точки зрения детской психологии, основная потребность ребёнка до 3 лет – это тесное, эмоционально насыщенное общение с мамой. С самым первым и главным для ребёнка человеком в его жизни. Человеком, который всегда понимает, поддерживает и, безусловно, любит. Это – в идеале.

От того, как складывается общение у ребёнка с мамой, насколько его потребность в этом тесном и глубоком контакте удовлетворена, будет зависеть, сформируется ли у него базовое доверие или недоверие к миру и другим людям.

В возрасте до 2,5 лет у ребёнка ещё нет ярко выраженного стремления играть с другими детьми, он ещё не умеет и не знает, как это делать, да и потребности такой в этом возрасте, как правило, не возникает.

Весь мир для него – это мама. Источник радости – мама, источник общения и любви – мама.

Поэтому, если ребёнка отдают в садик в возрасте до 2,5 лет – это всегда будет, так или иначе, вопреки природе ребёнка и вопреки его основным психологическим потребностям – ну нет у него пока потребности часами играть с другими детьми и долго находится без мамы.

Развивающие занятия, кружки – это другое. Сюда приходишь вместе с мамой на 1–2 часа, мама рядом, она всегда готова прийти на помощь, поддержать, показать, что и как делать. Она всегда доступна. И такие занятия – это хорошо, если ребёнку нравится и он ходит с удовольствием.

Желание потихоньку психологически отделяться от мамы наступает у ребёнка примерно в возрасте 3 лет при условии, что до этого ребёнок получил «достаточно» мамы и не был напуган долгой разлукой с мамой, не испытывал страха внезапно маму потерять.

Психологическая подготовка детей и родителей

Когда родители определились, во сколько отдать ребенка в детский сад, необходимо подготовить его и самим настроиться на предстоящие в жизни семьи перемены.

В первую очередь необходимо начать со смены распорядка дня: он должен в точности соответствовать детсадовскому. Завтракать, обедать и полдничать нужно в то же время, что и в дошкольном учреждении. Дневной сон должен длиться столько же, сколько и тихий час в садике. В результате адаптация будет проходить легче, поскольку для малыша это будет знакомый режим, просто перенесенный на другую территорию. Если родители не знают, во сколько лет отдавать ребенка в садик, то стоит пообщаться с воспитателем или заведующей. Обычно оптимальным считается возраст 3 года.

Родителям нужно набраться терпения и позволить ребенку проявлять самостоятельность. Пусть в первое время на это будет уходить много времени, малыш должен научиться обслуживать себя: надевать и снимать одежду и обувь, мыть руки и т. д. Каким бы хорошим ни был детский сад, воспитатели порой физически не способны уделить максимум внимания каждому ребенку.

Огромное значение имеет речь

Понятно, что в детском саду на занятиях развитию речевых возможностей ребенка уделяется отдельное внимание. При этом он должен уметь изъясняться с другими детьми и сказать воспитателю о своих потребностях

Кроме того, родителям рекомендуется как можно чаще бывать с ребенком в местах скопления детей, на детских площадках, в спортивных комплексах, парках. Так у малыша появится возможность контактировать со сверстниками, и он быстрее привыкнет находиться в коллективе.

В первые пару месяцев период адаптации проходит особенно остро, и ребенка нужно будет водить в детский сад на короткий период времени, а не на полный день. В некоторых случаях реакция на новую обстановку проявляется частыми болезнями, поэтому, если мама находится в декрете, рекомендуется отдавать ребенка в сад как минимум за 2 месяца до планируемого выхода на работу.

3 года и более

К трем годам у ребенка формируется большинство необходимых для детского сада привычек и навыков. Но здесь нас может поджидать ловушка в виде серьезного возрастного кризиса. Если до этого, даже при наличии определенного интереса к другим людям, центром мира малыша была мама, то в три года мы получаем вспышку самостоятельности, стремление к социализации и растущую потребность общаться со сверстниками, участвовать в коллективных  играх. В речи ребенка начинает рефреном звучать «Я сам!», и в этот момент приходится непросто как ему, так и родителям. На пике переломного периода отдавать малыша в детский сад – не лучшая идея, так как перемены, происходящие во внутреннем мире ребенка и в кругу семьи, дополнятся сложностями извне – адаптацией к новому месту и людям. Резкая перестройка режима жизни в момент кризиса может негативно сказаться на состоянии ребенка.

Большинство психологов считает, что оптимальный возраст для того, чтобы отдавать ребенка в детский сад – после трех лет. Кризис уже миновал, у малыша присутствует живой интерес к общению с ровесниками, эмоциональный настрой меньше зависит от присутствия родителей рядом на постоянной основе. К 3,5 – 4 годам многие дети уже бегло разговаривают и не испытывают серьезных трудностей при коммуникации.

Как определить готовность ребенка к детскому саду

Для разных возрастов набор желательных навыков несколько отличается, но главное – это психологическая готовность малыша к посещению садика. Вот несколько признаков, которые говорят о том, что ребенка можно отдавать в детский сад:

– ребенок заинтересован в общении со сверстниками, легко идет на контакт и находит общий язык;

– отсутствие мамы и папы в течение нескольких часов не становится поводом для слез и стресса;

– малыш уже приучен к режиму дня, схожему с детсадовским, или легко к нему привыкает в процессе подготовки;

– ребенок сам умеет кушать, сам или с минимальной помощью взрослых одевается и раздевается;

– может достаточно длительное время (от 30 до 40 минут) играть в одиночку или с другими детьми.

Многих родителей беспокоит тема туалета, но даже если ваш ребенок еще нуждается в подгузниках, приучение к горшку в детском саду проходит достаточно быстро и не вызывает у малыша особенных трудностей. К тому же, о любых особенностях именно вашего ребенка вы сможете поговорить с воспитателями и найти варианты решений для всех ситуаций.

При правильной, заранее начатой подготовке ребенка к детскому саду и своевременной помощи при адаптации, большинство рисков и проблем можно минимизировать, а малыш получит важный и интересный опыт общения со сверстниками, узнает много нового, ему будет проще приспосабливаться в будущем к учебе в школе и взрослой жизни.

Скидки и компенсации на оплату

Теперь поговорим о том, сколько нужно платить за пребывание ребенка в детском саду. По состоянию на 2020 год родителям, чей малыш ходит в ясельную группу, придется ежемесячно делать платеж на сумму около 1200 рублей, на старших деток расходы будут немного меньше – 1100 рублей. При этом государство делает компенсации для родителей.

Скидка зависит от многих факторов, например, количества детей в семье, уровня дохода родителей, наличия у них льгот и их места занятости. Минимальная компенсация на оплату детского сада составляет 20% от суммы платежа, максимум – это 70%. Также есть группа детей, которые могут посещать ДОУ на бесплатной основе – инвалиды и малыши, родители которых имеют инвалидность либо являются военнослужащими или сотрудниками образовательной системы.

С какого возраста лучше отдать ребенка в детский сад ?

С точки зрения психологов

Официально детей в садик принимают с полутора лет, если в садике есть ясельная группа. Некоторые родители рассуждают — чем раньше, тем лучше, ребёночек раньше адаптируется к садику и всему научится: самостоятельно есть, пользоваться горшком, разговаривать. И оформляют малыша в садик в 1,5 года и даже раньше. Для некоторых детей такой вариант проходит.

У большинства детей получается следующее

  • Ребенок писает в штаны, это доставляет ему неприятные ощущения, плюс способствует частым заболеваниям.
  • Ребенок не может есть сам и не согласен, чтобы его кормили воспитатели (он их считает чужими тётками). В результате малыш голодный и капризный целый день. Все играют в игрушки — а он хочет кушать.
  • Выразить то, что он хочет, малыш не может, потому, что не научился говорить.
  • Малыш ещё не готов длительно общаться со сверстниками и делить с ними игрушки.
  • У малыша формируется отрицательное отношение к садику. Он не хочет туда идти. На этом фоне больше вероятность, что малыш заболеет.

Чтобы ребенку было комфортно в детском саду

  • Необходимо приучить его к горшку,
  • Научить самостоятельно есть ложкой,
  • Научить разговаривать простыми фразами.

Большинство детей успешно обучаются этому к 2-м или 2,5-й годам. С точки зрения легкости привыкания к новым условиям: к детскому коллективу, к воспитателям, режиму — это лучший возраст. К 2-м — 2,5-й годам у детей уже есть потребность в общении со сверстниками. Именно детей с двух лет обычно приглашают оформляться в садик.

С точки зрения иммунологов

Иммунная система ребенка формируется к четырём годам. До этого возраста дети часто и достаточно тяжело болеют при встрече с инфекцией. Почти все дети, вновь оформившиеся в садик часто болеют в течение первого года.

Что с этим делать ?

  1. Подождать до четырёх лет. Для тех, у кого есть бабушки или няни— это хороший вариант. В 4 года ребёнок достаточно легко адаптируется в садике, и болеть он будет легче, чем в 2 года.
  2. Отдать в садик с двух лет, и ждать, когда малыш переболеет всем, чем возможно. Так поступает большинство родителей. Таким образом основная масса детей тоже адаптируется к садику и через 1-2 года начинает болеть реже. Но часть детей болеет так часто и тяжело, что ребёнка из садика приходится забрать совсем или сделать длительный перерыв по медицинским показаниям (на полгода или на год).
  3. Сделать ребенку до детского сада все возможные прививки.

На последнем пункте остановимся подробнее.Если делать плановые прививки: АКДС, от полиомиелита, гепатита и любые другие, когда ребенок уже посещает садик, это создаёт малышу дополнительный стресс и неприятные ассоциации с садиком. Сразу после прививки иммунитет малыша ослабевает и ребёнок хуже противостоит инфекциям. Поэтому все обязательные прививки рекомендуется сделать до первого посещения ребеночком детского сада.Если привить ребенка от пневмококковой, гемофильной, ротавирусной инфекции, ветрянки и гриппа, это значительно снизит частоту и тяжесть заболеваний ребёнка. Он будет реже болеть ОРВИ, и реже страдать от их осложнений: отитов, пневмонии, риносинуситов. Не заболеет ветрянкой, ротавирусной инфекцией, гриппом. По мере возможности — рекомендуется сделать и эти прививки ребенку до первого похода в детский сад .

Как ещё можно укрепить иммунитет ребенка перед садиком — читайте здесь.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий