Когда новорожденный начинает слышать — проверка слуха

Слух новорожденного.

С самого рождения малютку окружают звуки: шум природных явлений – ветра, дождя, пение птиц, шелест деревьев, лай собак во дворе дома, шум и сигналы проезжающих машин, музыка и речь людей и т.д. Малыш этот шум слышит, но умеет не реагировать на него. А вот резкие звуки его раздражают, и он всем своим телом показывает свое отношение к ним. От громких и неожиданных звуков вздрагивает, реагирует движением лицевых мышц, изменяет дыхание. На спокойный голос мамы будет успокаиваться и засыпать.

Младенец испытывает большую потребность в звуках маминого голоса. Именно к ним он привык, находясь еще в утробе. Мамин голос успокаивает и убаюкивает, будто говорит: «Все хорошо! Мама рядом! Ты в безопасности!» Тем самым, ребенок учится доверять окружающему миру, такому большому и неизвестному.

На втором месяце жизни, в периоды бодрствования, реакция на звуки маминого голоса станет более оживленной. Малыш начнет перебирать ножками, махать ручками, призывая к взаимодействию. Так он сигнализирует о том, что готов слушать все, что захочет сказать его любимая мамочка. В такие моменты мама интуитивно начинает растягивать слова: Ауууууу! Агууууу! Привееееет! Чьи это у нас ноооожки?! А где наши руууууучки?!

Понаблюдайте за малюткой, когда вы чистите ему ушки. Он будет затихать, и прислушиваться к звукам шуршащей в ухе ваты.

Конечно, малютка не понимает, о чем с ним говорят, но он отчетливо слышит мамин голос, улавливает ее настроение. Ребенок слушает, и через подражание пытается воспроизвести услышанное. Так слух влияет на будущую речь. Поэтому, если вы проводите какие-либо манипуляции с ребенком – кормите, купаете, переодеваете – постоянно комментируйте ваши действия. Во время укачивания пойте песенки, рассказывайте сказки, читайте стихи наизусть

Младенец не осознает смысла слов, но, слушая вас, у него формируется слуховое внимание и слуховое восприятие

Слуховое внимание – малыш сосредотачивается на звуке и учится определять, что и откуда издает такое звучание. Слуховое восприятие – ребенок учится узнавать звуки речи и копировать ее

Слуховое восприятие – ребенок учится узнавать звуки речи и копировать ее.

Многие мамы отмахиваются от этого: «Ой, ну что я там буду рассказывать, он все равно не понимает, вот подрастет, тогда начну!» Это ошибочное мнение. Для того, чтобы ребенок научился воспроизводить звук, он должен развить в себе этот навык.

Когда новорожденные начинают слышать

Существует мнение, что младенец в первые несколько суток ничего не слышит. Причина – наличие жидкости во внутреннем ухе.

Мнение эксперта
Анастасия Михайловна Моисеева
Практикующий врач терапевт, стаж 18 лет.

Такое мнение ошибочно. Буквально с первых минут грудной ребенок начинает слышать, правда только громкие и резкие звуки. На спокойную музыку или работающий телевизор он не реагирует.

Новорожденные способны отличать голос людей от других звуков. Самым приятным является материнский голос.

Малыши различают интонацию, скорость речи, тембр голоса. Начинают резко плакать, вздрагивать, настороженно молчать.

Если реакция ребенка на звук изначально не наблюдается, паниковать не стоит. Осознанно реагировать он начнет только к третьему месяцу жизни.

Убедиться в отсутствии отклонений родители могут в домашних условиях. Первые тесты проводятся через неделю после родов.

Как часто встречаются сочетание снижения слуха и аутизма

В практике встречаются случаи, когда ребенок страдает психическими заболеваниями и тугоухостью, но таких случаев совсем немного

Обычно, если ребенок сопротивляется обследованию, то слух у него может быть вполне нормальным, однако это не отменяет важности процедуры проверки слуха

Можно привести несколько ярких примеров, которые наглядно показывают связь задержки психо-речевого развития и нарушения слуха. Один из случаев, когда 6-ти летний мальчик с ЗПР не был обследован на нарушение слуха, а родители не могли найти причину патологии. Как оказалось, он страдал сенсоневральной тугоухостью 3 степени, хоть и отвечал на вопросы врача, но это было невнятное бормотание. Родители лечили изначально не то заболевание, а нужно было начать с проверки слуха.

По наблюдениям специалистов, дети с нормальным развитием обычно идут на контакт с врачом и дают провести процедуру по проверке слуха. Меленькие пациенты, которые страдают различной степенью тугоухости позволяют проводить манипуляции, им это интересно. Это относится к детям старше одного года.

Выводом является один неоспоримый факт: если родители наблюдают у ребенка задержку психо-речевого развития, следует начинать как можно раньше с проверки слуха у такого ребенка, а уже затем идти к неврологам и психиатрам.

Статья имеет ознакомительный характер, самолечение не приемлемо. Обязательно проконсультируйтесь со своим лечащим врачом.

Что будет делать врач

Сначала сурдолог проверит, действительно ли у ребенка есть нарушения слуха. Если в ходе диагностики тугоухость подтвердится, врач назначит лечение

Важно знать, что нейросенсорная тугоухость не лечится, ее можно скорректировать только с помощью слуховых аппаратов (СА). В случае тяжелых потерь СА могут оказаться неэффективными, тогда ребенку будет рекомендована кохлеарная имплантация

Как сурдологи диагностируют тугоухость

Сначала врач побеседует с вами, а потом осмотрит ребенка. Специалист проверит состояние слуха у ребенка с помощью объективных методов диагностики.

Есть и субъективные методы – это тональная или игровая аудиометрия. Базовый метод, который прекрасно подходит для взрослых. Но есть нюансы: участие пациента. Когда пациенту нет еще 3 лет, он не может осознанно выполнять распоряжения врача, а значит, результат такого теста будет недостоверен.

Если ребенку больше 3 лет, его слух можно проверить с помощью тональной аудиометрии

Игровая аудиометрия – диагностика слуха, в которой участвует сурдопедагог. Он помогает врачу и с помощью игровых методик определяет, как малыш реагирует на звуки определенного тона.

Игровую аудиометрию проводят при участии сурдопедагога

Поэтому в случае с маленькими детьми «золотым стандартом» является объективная аудиометрия, то есть ОАЭ, КСВП, АСВП, АSSR-тесты и другие. При этом по сравнению с традиционной регистрацией коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП), регистрация акустических стволовых вызванных потенциалов (АСВП) отличается автоматическим алгоритмом, когда в анализе данных не участвует специалист.

На приеме обычно сурдологи начинают с осмотра наружного слухового прохода и барабанной перепонки с помощью отоскопа. Этот прибор в буквальном смысле позволяет заглянуть в ухо. Отоскопия – безболезненная и безопасная процедура, но маленький ребенок может испугаться чужого человека и активно протестовать.

Отоскопия позволяет визуально оценить состояние слухового прохода и барабанной перепонки

Затем врач померяет вызванную отоакустическую эмиссию. Измерение ОАЭ позволяет оценить состояние внутреннего уха и диагностировать нейросенсорную тугоухость.

Измерение ОАЭ – быстрая и безболезненная процедура

Еще один аппаратный метод диагностики – акустическая импедансометрия. Суть метода: с помощью прибора доктор измеряет акустическую проводимость среднего уха. Есть два типа импедансометрии: тимпанометрия и акустическая рефлексометрия.

Это тоже безопасная и безболезненная диагностическая процедура. Позволяет выявить нарушения функции среднего уха, патологию лицевого нерва и слуховых анализаторов.

Самый надежный метод диагностики слуха у новорожденных и младенцев – регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП). С помощью специального оборудования врач регистрирует импульсы ствола мозга, которые возникают в ответ на звуки. Во время процедуры ребенок должен спать. Для регистрации КСВП на кожу головы малыша врач накладывает датчики прибора, обработав кожу специальным скрабом. Это, пожалуй, единственный момент в подготовке, который может не понравиться маленькому пациенту.

Внешне это напоминает регистрацию кардиограммы.

Регистрацию КСВП проводят во время сна пациента

Процедура безболезненная и безвредная. Регистрация КСВП позволяет диагностировать нарушения слуха, порог слышимости, а также необходима для отбора пациента на кохлеарную имплантацию.

Регистрация КСВП может проводиться в любом возрасте

Когда, что и как видят новорожденные

Органы зрения у малыша работают как положено с самого первого момента появления на свет. Большинство только что появившихся на свет детей могут видеть окружающие их предметы через своеобразный туман и расплывчатость. Таким образом происходит постепенная адаптация органов зрения. У ребенка существует рефлекторная особенность щурить глазки, либо вовсе держать их в закрытом состоянии. Но можно встретить и таких малышей, которые на протяжении некоторого времени, после появления на свет, держат глаза в открытом состоянии, и даже можно заметить в них некую заинтересованность происходящим.

Что видит новорожденный?

  • Способность реагировать на яркое освещение, либо на его полное отсутствие.
  • Возможность различать из общей картины некоторые предметы более крупного размера.
  • Способность следить за передвижением крупных предметов, в том числе и людьми.
  • При достижении ребенком возраста трех или четырех месяцев появляется способность следить за предметами и игрушками, которые находятся в движении.
  • В полгода ребенок может пристально наблюдать за более мелкими предметами, и даже различать их, узнавая свои игрушки.

На что любит смотреть малыш?

  • Наиболее любимыми вещами, на которые любят смотреть малыши — лица их родителей. Чаще всего это лицо отца, у которого более отчетливые черты.
  • Перемена во внешности родителей может вызвать беспокойство и некоторую неудовлетворенность у ребенка. При этом часто дети начинают капризничать, отворачиваться, а то и вовсе плакать.
  • Любовь к разнообразным картинкам и фотографиям, особенно черно-белым.

Как видят новорожденные дети?

  • На протяжении первой недели жизни ребенка он может смотреть на одну и ту же вещь в течение нескольких секунд.
  • В двухмесячном возрасте у ребенка уже получается фокусировать свой взгляд на предмете на короткое время.
  • В четыре месяца малыш уже может полностью фокусироваться на интересующем его предмете.
  • Часто у маленьких детей можно заметить, как они слегка скашивают свой взгляд. Это случается из-за невозможности применения одновременно обоих глаз. Нормальным это можно считать до полугодовалого возраста. При дальнейшем обнаружении такого недостатка обязательно нужно обратиться к специалисту.

Как наладить контакт?

  • Новорожденные дети фокусируют взгляд гораздо лучше, если находятся в вертикальном положении.
  • Нужно быть терпеливым и ждать, когда малыш сфокусирует свой взгляд.
  • Новорожденный малыш видит предметы и лица, которые находятся не дальше 20-25 см.
  • Игрушки над манежем или кроваткой лучше всего вешать не перед лицом малыша, а сбоку или возле его ножек.

Зная все нюансы и тонкости того, как и когда начинает видеть ваш малыш, вы легко найдет с ним общий язык и с легкостью установите свой первый контакт

Это очень важно не только для родителей, но и для самого малыша

Новорожденный малыш — это событие для всей семьи. Им восхищаются и любуются. И в первую очередь это касается, конечно же, молодой мамочки. Карапуз совсем не похож на те картинки, которые она себе представляла.

Маме удивительно видеть эти крохотные ушки, розовые пальчики, непонятного цвета глазки. Интересно, что умеет младенец в таком возрасте? Слышит ли он своих родителей? И когда ребенок начнет видеть маму и папу?

Из этой статьи вы узнаете

пЕВЕБШЕ ГБСЙХ

оНЯКЕДМХИ, РПЕРХИ ЩРЮО ПЮАНРШ ОН ОПЕНДНКЕМХЧ ПЕВЕБНИ ЯКСУНБНИ ЮЦМНГХХ, – ПЮЯОНГМЮБЮМХЕ ГБСЙНБ ПЕВХ. щРЮО БЙКЧВЮЕР Б ЯЕАЪ ДХТТЕПЕМЖХЮЖХЧ МЕ РНКЭЙН ГБСЙНБ, МН Х ХМРНМЮЖХИ, ЯХКШ, РЕЛАПЮ ЦНКНЯЮ. сФЕ Я ЦНДЮ ЛЮКШЬ НРКХВЮЕР ОЮОХМ ЦНКНЯ НР ЛЮЛХМНЦН. дКЪ ПЮГБХРХЪ ТНМЕЛЮРХВЕЯЙНЦН ЯКСУЮ МЮ ЩРНЛ ЩРЮОЕ ЛНФМН БЯЕИ ЯЕЛЭЕ ЯЕЯРЭ Б ЙПСЦ, ПЕАЕМНЙ Б ЖЕМРПЕ Я ГЮЙПШРШЛХ ЦКЮГЮЛХ. оННВЕПЕДМН РН ЛЮЛЮ, РН ОЮОЮ, РН ДЪДЪ, РН РЕРЪ, РН АЮАСЬЙЮ, РН ДЕДСЬЙЮ ОПНХГМНЯЪР ЕЦН ХЛЪ. пЕАЕМНЙ ДНКФЕМ ОНЙЮГЮРЭ ХКХ ЯЙЮГЮРЭ, ЙРН ЕЦН ОНГБЮК. гЮРЕЛ МЮДН ОНГБЮРЭ ЦПНЛЙН, РХУН, ЬЕОНРНЛ, ФЮКНАМН, БЕЯЕКН, ПХРЛХВМН ОН ЯКНЦЮЛ. лЮКШЬ ЯМНБЮ СЦЮДШБЮЕР, ЙРН ОНГБЮК ЬЕОНРНЛ, Ю ЙРН Я БНЯЙКХЖЮМХЕЛ.

б МНПЛЕ Б 2 ЦНДХЙЮ ПЕАЕМНЙ ЯКШЬХР НЬХАЙХ Б ВСФНИ ПЕВХ. й 3 ЦНДЮЛ ЯКШЬХР МЕЙНППЕЙРМШЕ ГБСЙХ Х Б ЯБНЕИ ПЕВХ. й 4 ЦНДЮЛ ЛНФЕР НОПЕДЕКХРЭ, ЙЮЙНЕ ЯКНБН ДКХММНЕ, Ю ЙЮЙНЕ ЙНПНРЙНЕ. пЕАЕМНЙ Я ПЕВЕБНИ ЯКСУНБНИ ЮЦМНГХЕИ ГЮРПСДМЪЕРЯЪ НОПЕДЕКХРЭ ДКХМС ЯКНБЮ, ВЮЯРН МЕ ЛНФЕР ОПНХГМЕЯРХ ДЮФЕ ЙНПНРЙНЕ ЯКНБН «ДНЛ». оНЩРНЛС ОНДЙКЧВЮЕЛ ЙЮПРХМЙХ Я ЙНПНРЙХЛХ Х ДКХММШЛХ ЯКНБЮЛХ, НРУКНОШБЮЕЛ. «дНЛ» – УКНОМСКХ НДХМ ПЮГ, ЙНПНРЙНЕ ЯКНБН. «вЕ-ПЕ-ОЮ-УЮ» – УКНОМСКХ 4 ПЮГЮ, ДКХММНЕ ЯКНБН.

дЮКЕЕ МЮВХМЮЕЛ ПЮАНРЮРЭ МЮД ПЮГКХВЕМХЕЛ ЯКНБ-ЙБЮГХНЛНМХЛНБ, НРКХВЮЧЫХУЯЪ НДМХЛ ГБСЙНЛ: ЙНЛ-ДНЛ-РНЛ-ЯНЛ. лНФМН ОНХЦПЮРЭ Б ХЦПШ. йНЛЙЮЕЛ АСЛЮЦС (ЯМЕФНЙ-ЙНЛ). хМЯРПСЙЖХЪ: ЙХДЮИ ЙНЛ Б ЙНПГХМС, ЕЯКХ СЯКШЬХЬЭ ЯКНБН «ЙНЛ». оПНХГМНЯХЛ: «ЙСЙКЮ, ЯНАЮЙЮ, ЙПШЯЮ, РНЛ, ДНЛ, ЯНЛ, КНЛ, йнл», БШДЕКЪЪ МСФМНЕ ЯКНБН ЦНКНЯНЛ. яМЮВЮКЮ ОПНХГМНЯХЛ МЕОНУНФХЕ ОН ГБСВЮМХЧ ЯКНБЮ. хКХ: «ЙХДЮИ ЯНЛЮ Б БНДС, ЕЯКХ СЯКШЬХЬЭ ЯКНБН «ЯНЛ».

бШАХПЮЕЛ ЯКНБЮ Б ГЮБХЯХЛНЯРХ НР ЙКЮЯЯЮ ЯКНЦНБНИ ЯРПСЙРСПШ, МЮД ЙНРНПШЛ ЛШ ПЮАНРЮЕЛ. еЯКХ НМХ ДБСЯКНФМШЕ, Х ПЕАЕМНЙ МЕ ПЮГКХВЮЕР -, АЕПЕЛ, МЮОПХЛЕП, ЯКНБН «ЛСУЮ». хМЯРПСЙЖХЪ: АЕИ ОН ЯРНКС УКНОСЬЙНИ (ЛНФМН ЯБЕПМСРЭ Б РПСАНВЙС КХЯР АСЛЮЦХ), ЙНЦДЮ СЯКШЬХЬЭ ЯКНБН «ЛСУЮ» («ЛСРЮ, ЛСЦЮ, ЛСКЮ, ЛСЙЮ, ЛСПЮ, лсую)». лНФМН ХЯОНКЭГНБЮРЭ МЕЯСЫЕЯРБСЧЫХЕ ЯКНБЮ, БШДЕКЪЪ МСФМНЕ ЦНКНЯНЛ. мЮДН НРПЮАНРЮРЭ НВЕМЭ ЛМНЦН ЯКНБ, ВРНАШ ПЕАЕМНЙ ЩРН СЯБНХК.

 

вРН ДЕКЮРЭ, ЕЯКХ

оНЯКЕ НРПЮАНРЙХ ГЮОЮДЮЧЫХУ ГБСЙНБ Б ЯКНБЮУ, АЕПЕЛ ЯКНЦХ. еЯКХ ПЕАЕМНЙ ОСРЮЕР -, АЕПЕЛ ЯКНЦНБШЕ ЖЕОНВЙХ. оНБРНПХ ГЮ ЛМНИ: АЮ-АЮ-ОЮ, АЮ-ОЮ-АЮ, ОЮ-АЮ-ОЮ Х Р.Д. юМЮКНЦХВМН ОПХ ГЮЛЕМЕ ГБСЙНБ -, -, -, -. лНФМН ХЯОНКЭГНБЮРЭ ПХРЛХВЕЯЙХЕ ПЪДШ Б БХДЕ ЛЮЬХМНЙ ПЮГМШУ ЖБЕРНБ, ЙЮЛЕЬЙНБ, ТХЬЕЙ. бШЙКЮДШБЮЕЛ ЙЮЛЕЬЙХ: ЙПЮЯМШИ – ЯКНЦ «ДЮ», ЯХМХИ – «ЦЮ». мЮФХЛЮЕЛ ОЮКЭВХЙНЛ ОНОЕПЕЛЕММН: ДЮ-ЦЮ-ДЮ-ЦЮ-ДЮ-ЦЮ. хЛОПНБХГХПНБЮММЮЪ ХЦПЮ МЮ ОХЮМХМН: КЕБЮЪ ПСЙЮ – «РЮ», ОПЮБЮЪ – «ДЮ». бГЛЮУХ ПСЙ: РЮ-РЮ-ДЮ, ДЮ-ДЮ-РЮ, ДЮ-РЮ-ДЮ. оПНУКНОШБЮМХЕ, ОПНРНОШБЮМХЕ ЯКНЦНБ Б ЯКНБЕ. хЦПЮ Б КЮДНЬЙХ Я НРПЮАЮРШБЮЕЛШЛХ ГБСЙЮЛХ.

б МНПЛЕ ТНМЕЛЮРХВЕЯЙХИ ЯКСУ ТНПЛХПСЕРЯЪ Й 5 ЦНДЮЛ. оНЯКЕ ОПЕНДНКЕМХЪ МЮПСЬЕМХЪ ЯКСУНБНЦН БНЯОПХЪРХЪ СВХЛ ПЕАЕМЙЮ НОПЕДЕКЪРЭ ЛЕЯРН ГБСЙЮ Б ЯКНБЕ (ОЕПБШИ, ОНЯКЕДМХИ, ОНЯЕПЕДХМЕ), ЯНЯЕДЮ ГБСЙЮ ЯОПЮБЮ Х ЯКЕБЮ. рЮЙХЛ НАПЮГНЛ ЦНРНБХЛ ДНЬЙНКЭМХЙЮ Й ГБСЙНБНЛС ЮМЮКХГС, ЯХМРЕГС Х ТНПЛХПНБЮМХЧ РЮЙНЦН ЯКНФМЕИЬЕЦН ЛЕУЮМХГЛЮ, ЙЮЙ ОХЯЭЛН.

юБРНП – КНЦНОЕД чКХЪ яЮБЕКЭЕБЮ

 

нЯРЮКХЯЭ БНОПНЯШ?

яОПНЯХРЕ С КНЦНОЕДЮ 

Проверка слуха у новорожденного

Молодые мамы часто переживают за слух ребенка. Как проверить слух у новорожденного, и когда можно это сделать?

Возьмите колокольчик или тихую музыкальную игрушку. Звук должен быть незнаком для новорожденного. Незаметно подойдите к малышу сбоку и тихо включите музыку или позвените колокольчиком.

Даже ребенок в возрасте месяца даст понять своей мимикой, услышал ли он шум. Малыш же старше двух месяцев обязательно повернет глазки в сторону источника звука.

Если малыш спит, то в это время также можно использовать для проверки слуха. Только нужно выбрать время, когда новорожденный только уснул и находится в стадии так называемого «быстрого» сна.

Нужно тихо подойти к кроватке крохи и тихонько потереть руки или кашлянуть. Малыш среагирует движениями глазных яблок, вздохом или вскидыванием ручек.

Ни в коем случае нельзя издавать громкие, резкие звуки. Они могут испугать ребенка!

Первая проверка слуха у новорожденного происходит еще в роддоме. Делается это специальным аппаратом и называется слуховым скринингом. К сожалению, очень часто данная процедура проводить исключительно для галочки и иногда врачи упускают нарушения слуха ребенка.

Есть и другой фактор – аппарат для проверки выдает только результат, участвуют ли специальные волосковые клетки в передаче звука. А ведь в этом процессе задействовано огромное количество клеток.

Есть и другой метод для проверки – проверка слуха при помощи компьютера (аудиометрия). При такой методике в слуховой проход малыша вводят датчики, которые посылают определенный импульс. При этом фиксируется, подает ли слуховая система новорожденного ответы на раздражение. Такая проверка проходит во время сна и не доставляет неудобств. При подозрениях на нарушение слуха лучше всего пройти проверку именно на таком аппарате.

Поэтому в первые месяцы жизни родители должны тщательно следить за развитием слуха ребенка

Итак, на что нужно обращать пристальное внимание?

В возрасте двух недель новорожденный не вздрагивает при громких звуках.
В возрасте одного месяца ребенок никак не реагирует на звук сзади него. В этот период новорожденный должен поворачивать головку.
В три месяца малыша не успокаивает голос мамы. Можно заметить, что он его не слышит и никак не реагирует.
В возрасте четырех месяцев ребенок должен поворачивать голову в сторону незнакомого шума

Если реакции нет, следует обратить на этот факт внимание педиатра.
В возрасте двух-четырех месяцев, ребенок не подражает звукам.

Изначально эта проверка предназначена для выявления повреждения спинного мозга в шейном отделе, однако и информацию о слухе новорожденного тоже дает. Ведь если он не услышит хлопков, значит слуховая система не работает.

Внимание к ребенку

Участие и внимание родителей является самым важным действием в выявлении и лечении потери слуха. Когда появляется проблема, и выясняется, что новорожденный плохо воспринимает некоторые частоты, то следует незамедлительно идти к специалисту

И чем раньше вы это сделаете, тем больше шансов на то, что проблема решится одним из современных методов, которыми располагает медицина.

Новорожденные с нарушением слуха требуют особого внимания. Когда неутешительный диагноз поставлен, родители должны способствовать применению различных терапевтических методов лечения, а если потребуется, начать использование слухового аппарата. Главное, помочь крохе стать полноценным членом общества, который слышит, общается и живет полной жизнью.

Зарождение такой важной способности, как слух, происходит еще в утробе матери. Малыш может ответить толчком на звучание маминого голоса или громкий шум

Так как существуют различные причины нарушения этой функции у детей сразу после родов, то желательно проконсультироваться со специалистом, как проверить слух у новорожденного и провести необходимые исследования.

Окружающий мир наполнен большим разнообразием звуков и при рождении у ребенка идет активация его слухового аппарата. От правильного функционирования органа слуха зависит развитие мозга и способность ребенка к развитию речи. Если же кора головного мозга не будет получать нужную информацию, то в дальнейшем это может стать причиной не способности ребенком понимать звуки.

В роддоме

Слух новорожденных проверяют при плановом осмотре в первые дни, а также по желанию родителей, когда они жалуются на отсутствие внимания малыша на голоса и другие звуки. Некоторые дети в обязательном порядке проходят проверку слуха, так как они относятся к группе риска:

  • генетическая предрасположенность;
  • наличие у матери во время беременности инфекционных заболеваний, а также употребление ею алкоголя и никотина;
  • недостаточный вес при рождении;
  • преждевременные роды;
  • травматизм ребенка в процессе родоразрешения;
  • у новорожденного малыша диагностируется инфекционная патология, влияющая на слуховой орган.

В педиатрии существует 2 методики проверки слуха в роддоме:

  1. Отоакустическая эмиссия. При ее проведении ребенок должен спать или спокойно лежать, тогда процедура занимает не более 10 мин. Если же малыша не удается успокоить, то она продлится около 2 ч. Она безопасна и не вызывает никаких болевых ощущений. В ухо вводится зонд, на котором прикреплен микрофон с динамиком, и через него подают звуковой сигнал. На дисплее компьютера отображаются показатели, необходимые для оценки слуха. ОАЭ позволяет фиксировать реакцию внутреннего уха.
  2. Исследование реакции ствола спинного мозга. На уши младенца надевают наушники, через которые происходит передача различных звуковых сигналов, а к голове крепят электроды (4-5 штук). На специальном аппарате показывается активность нервных волокон в этот момент. Такая процедура длится в течение 5-15 мин.

Если ребенок не прошел данные тесты, то назначают повторное их проведение через 1 неделю.

В домашних условиях

После выписки из роддома родителям необходимо выяснить у врача как проверить слух ребенку в домашних условиях. Для этой цели можно выбрать один из следующих способов:

  1. Рефлекс Моро. Малыша освобождают от пеленки и укладывают на ровную поверхность. Затем мама или папа отходят на расстояние 25-30 см от уха ребенка и выполняют громкий хлопок, такую же манипуляцию проводят и со стороны второго уха. Если со слухом нет проблем, то младенец испугается и начнет активно двигать конечностями. В том случае, когда реакция у него отсутствует, необходимо обратиться за консультацией к специалисту.
  2. Метод Калмыковой. Для проведения данной процедуры потребуются оба родителя, один из которых будет отвлекать ребенка яркой игрушкой, а другой начнет трясти поочередно пластиковыми банками, заполненными манкой, гречкой и горохом. Между сменами емкостей делают минутный перерыв. Банки держат над ухом на высоте 10-15 см. У ребенка как минимум должна появиться реакция на звук трясущихся гречки и гороха.

Врождённая глухота

К счастью, врождённая глухота встречается нечасто. Однако знать о причинах её возникновения будет полезно всем, кто планирует стать родителями. Речь идёт не о наследственных факторах, а именно о тех, повлиять на которые нам вполне под силу.

Причинами детской глухоты могут стать:

  • Употребление будущей мамой алкоголя и другие токсические факторы.
  • Вирусные заболевания: сифилис, герпес, краснуха, грипп, паротит, ветряная оспа, корь.
  • Некоторые лекарственные средства: канамицин, мономицин, стрептомицин, хинин и другие.

Особенно важно не допустить вредного влияния этих факторов в первые четыре месяца беременности, поскольку именно в этот период формируются органы слуха плода

Диагностируем сами

Конечно, ориентироваться только на собственные впечатления и самостоятельно ставить диагноз нельзя

Однако умалять важность внимательного отношения к ребёнку и пользу «бытовой» диагностики было бы неправильно. Близкие люди могут раньше других заметить тревожные «звоночки»

На что же должны обращать внимание родители, чтобы вовремя заметить неблагополучие?

Новорождённые далеко не сразу начинают реагировать на звуки. В норме младенцы учатся «откликаться» на них в возрасте двух месяцев. Конечно, есть и те, кто даже раньше начинает поворачивать головку в сторону звука или «агукать» в ответ на речь взрослых. Но все дети разные, поэтому до двух-трёх месяцев беспокоиться не стоит.

Малышу уже три месяца или даже больше? Тогда можете проверить слух самостоятельно: потрясите погремушкой, похлопайте в ладоши, делайте это с разной громкостью.

Ребёнок реагирует? Замечательно. Но в любом случае, когда малышу исполнится полгода, покажите его отоларингологу. Следующий визит запланируйте на год.

Вам кажется, что есть причины для беспокойства или в роду были люди с нарушениями слуха? Как можно скорее обратитесь к врачу.

Проверять слух ребёнка нужно регулярно. Даже если его проверили ещё в роддоме и пришли к радостному выводу, что малыш слышит, как рекордсмен среди животных слон, то это не значит, что родители могут успокоиться. Увы, как уже было сказано, слух может испортиться

Поэтому важно не расслабляться

Когда стоит проверить слух:

  • Если ребёнок часто переносит отиты
  • При проблемах с речью
  • При трудностях с концентрацией внимания и/или в обучении
  • При заболеваниях ЦНС
  • После перенесённых черепно-мозговых травм и нейроинфекций
  • При аутизме
  • При синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВ, СДВГ)
  • При трудностях в общении
  • Если ни одной из вышеперечисленных причин нет, то раз в несколько лет.

Обратите внимание на то, что даже поведенческие проблемы могут быть связаны с нарушением слуха. Даже общаться с другими детьми малышу может быть нелегко, в том числе, и в результате нарушения слуха

Поэтому, если ребёнок упорно игнорирует ваши просьбы, если вам кажется, что он специально пропускает ваши слова мимо ушей, если чадо постоянно разговаривает слишком громко или то и дело переспрашивает, то не торопитесь выходить из себя, а лучше отведите чадо к отоларингологу. Возможно, дело вовсе не во вредности, а в плохом слухе.

Когда формируется слуховой аппарат

Во многих журналах и книгах для беременных можно встретить советы будущим мамам: читать сказки, петь колыбельные или разговаривать с еще не родившимся ребенком.

Кому-то может показаться это надуманным, однако современные исследования подтверждают: ребенок, еще не родившись, уже способен слышать звуки окружающего мира, немного приглушенные из-за царящей вокруг водной среды.

А особенно отчетливо в такой среде улавливаются звуки низких частот, поэтому многие детские психологи советуют общаться с нерожденным малышом не только маме, но и папе.

Что касается того, когда именно ребенок начинает слышать в утробе, то здесь мнения расходятся. Некоторые исследования позволяют сделать вывод, что слуховой аппарат, а, значит, и способность слышать окружающий мир, у плода формируется к 16 неделе беременности.

Большинство же ученых считают, что слух формируется полностью к 20 неделе. То есть, начиная с пятого месяца беременности, будущим мамам рекомендуют общаться “с животиком”, петь ему или читать сказки.

Причины нарушения слуха (тугоухости)

Выделяют два основных типа нарушения слуха: нейросенсорную и кондуктивную тугоухость.

  • Нейросенсорная тугоухость наиболее распространена. Она наступает при повреждении чувствительных волосковых клеток, которые находятся во внутреннем ухе и воспринимают звуковые колебания. Кроме того, нейросенсорная тугоухость может развиться в результате поражения слухового нерва, который передает информацию о звуке от волосковых клеток в головной мозг. В некоторых случаях могут быть повреждены и нерв, и волосковые клетки.
  • Кондуктивная тугоухость развивается из-за проблем в наружном и среднем ухе: если слуховой проход закрыт серной пробкой, и плохо работают слуховые косточки, или повреждена барабанная перепонка.

Иногда у одного человека встречаются оба типа нарушения слуха. Далее мы расскажем о наиболее частых причинах этих типов тугоухости.

Потеря слуха с возрастом

Основной причиной потери слуха является общее старение организма. Глухоту, которая развивается с возрастом называют пресбиакузисом.

Большинство людей начинает понемногу терять слух на рубеже 30-40 лет. С годами этот процесс усиливается. 30-35% людей 65-75 лет страдают от нарушений слуха, а после 75 лет процент возрастает до 60%. К 80 годам у большинства людей наблюдается значительное снижение слуха.

Это происходит потому, что чувствительные волосковые клетки во внутреннем ухе постепенно повреждаются и отмирают. При возрастном снижении слуха человеку становится сложнее воспринимать высокочастотные звуки, например, женские или детские голоса, а также согласные звуки. Труднее становится разбирать речь в шумном помещении, а также определять источник звука. Как правило, потеря слуха развивается одновременно в обоих ушах.

Снижение слуха из-за шума

Еще одна распространенная причина потери слуха — длительное воздействие громких звуков. Этот фактор тоже может привести к повреждению волосковых клеток, расположенных в улитке внутреннего уха. В группе риска по развитию нейросенсорной тугоухости в результате воздействия шума находятся:

  • работники шумного производства, например, имеющие дело с пневматической дрелью или молотом;
  • сотрудники заведений, где играет громкая музыка, например, ночных клубов;
  • люди, которые громко и часто слушают что-то через наушники.

Потеря слуха может случиться внезапно из-за особенно громкого звука, например, взрыва. Это называется акустической травмой.

Прочие типы нейросенсорной тугоухости

К ухудшению слуха и глухоте могут приводить многие другие причины:

  • Наследственность — некоторые люди рождаются глухими или теряют слух из-за генетической патологии, хотя у них не всегда есть родственники с той же проблемой.
  • Осложнения вирусных инфекций, например, свинки, кори или краснухи.
  • Болезнь Меньера — характеризуется головокружением, периодической потерей слуха, шумом в ушах и ощущением заложенности уха.
  • Невринома слухового нерва — доброкачественное новообразование на слуховом нерве или около него.
  • Менингит — воспаление защитных оболочек головного и спинного мозга.
  • Энцефалит — воспаление головного мозга.
  • Рассеянный склероз — заболевание, поражающее центральную нервную систему (головной и спинной мозг).
  • Инсульт — нарушение мозгового кровообращения.

Некоторые лекарства, например, определенные препараты для химиотерапии и антибиотики, также могут повредить улитку и слуховой нерв, приводя к нейросенсорной тугоухости.

Кондуктивная тугоухость

Возникает, когда звуки не могут попасть во внутреннее ухо. Как правило, это происходит из-за непроходимости, например, скопления ушной серы, жидкости (гнойный отит) или из-за ушной инфекции.

Кондуктивная потеря слуха также может быть вызвана следующими факторами:

  • прокол барабанной перепонки;
  • отосклероз — нарушение подвижности слуховых косточек в среднем ухе;
  • повреждение слуховых косточек в результате травмы или заболеваний, например, холестеатомы (патологическое скопление кожных клеток в ухе).

Когда ребенок начинает видеть?

Когда малыш родился на свет, его близкие с нетерпением ожидают появления у долгожданного чада признаков осознанности. Ведь так хочется, чтобы ребенок слышал и видел тебя. Считается, что новорожденный приходит в большой мир, еще не обладая слухом и зрением. Высказывалось предположение, что первые несколько недель малыш только чувствует голод, а других ощущений у него нет. Тогда закономерен интерес взрослых к тому, во сколько ребенок начинает видеть.

Новорожденный ребенок и его зрение

На самом деле малыш рождается с уже развитым зрением. Дело в том, что еще в утробе матери у плода на 18 неделе беременности происходит формирование глаза. К седьмому месяцу у будущего ребенка уже появляется глазное яблоко. Чуть позднее плод начинает реагировать на вспышки света, которые направляются на живот мамы. Малыш даже поворачивает головку на них.

Таким образом, сразу после появления на свет кроха может реагировать только на отсутствие или присутствие света.

Несмотря на этот факт, родители все равно задумываются над тем, видит ли новорожденный. Их можно понять. Ребенок рождается, как правило, с припухшими веками, что объясняется давлением на голову при прохождении через родовые пути. Кроме того, малыш щурится, ведь он попадает из темноты на яркий свет.

Как видят новорожденные дети?

В первые дни жизни окружающий мир представляется малышу в виде теней или как бы в тумане. Он не может взором захватить все, но фокусирует взгляд на довольно крупных предметах, расположенных неподалеку. Но на каком расстоянии видят новорожденные? Первые два месяца жизни малыш видит вещи, которые находятся от него на 20-25 см. Кстати, именно такой промежуток между мамой и грудничком при кормлении. Поэтому неудивительно, что мамино лицо является самой любимой «картинкой» у новорожденных. К концу первого месяца ребенок различает силуэты и следит за движением объекта на расстоянии около 30 см. К полутора месяцам кроха способен отличить объемные предметы от плоских, а к 2,5 месяцам – вогнутое от выпуклого. А что касается того, когда ребенок начинает хорошо видеть, то это происходит обычно 3 месяцам. Именно в этом возрасте малыш различает окружающих его людей по чертам лица, и, соответственно, узнает маму и папу.

В первые месяцы после рождения заметно, что глазки ребенка косят. Это происходит потому, что глубина восприятия карапуза недостаточна, проще говоря, он еще не научился смотреть. Постепенно глазные мышцы укрепятся, и максимум к полугоду чадо будет смотреть обоими глазками параллельно. Если косоглазие к 6 месяцам не пройдет, необходимо обратиться к офтальмологу.

Кстати, среди обывателей бытует мнение, что новорожденные видят вверх ногами. На самом деле это не совсем так: изображение на сетчатке глаза действительно перевернуто. Но малыш не видит вверх ногами. Поскольку его зрительный анализатор еще не развит, он не воспринимает картинку.

Когда ребенок начинает различать цвета?

Если говорить о том, какие цвета видят новорожденные, то тут все вполне понятно. Ведь поскольку в первые пару месяцев мир представляется ребенку в виде тени и света, белый и черный цвета он вполне отличает. Малышам в этом возрасте очень нравятся контрастные рисунки с узорами из черно-белых элементов (кругов, полос).

Такая способность как различение ярких цветов приходит к малышу с умением распознавания лиц, то есть к трем месяцам. Малыши выделяют желтый и красный цвет, поэтому рекомендуется покупать погремушки именно этих оттенков. Наряду с этим некоторые цвета, как, например, синий, пока не доступны грудничку. Различать основные цвета карапуз научится только к 4-5 месяцу.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий