Ребенок старше года плохо ест: ждать или заставлять?

Убедитесь, что болезнь не затянулась

Длительная потеря аппетита после ОРВИ может говорить о том, что болезнь не долечена и инфекция продолжает жить в организме. Первое, что нужно сделать, — удостовериться, что острая респираторная инфекция отступила. Подтверждать это должен врач. Запишитесь на прием в поликлинику или вызовите педиатра на дом, если боитесь снова подхватить вирус. Специалист осмотрит ребенка и оценит общее состояние. Если будут обнаружены подозрительные признаки, доктор выпишет хорошее противовирусное средство при простуде и даст рекомендации по лечению.

Многие врачи для борьбы с гриппом и ОРВИ советуют использовать Деринат. Это комплексный препарат, который действует сразу в нескольких направлениях:

  • помогает устранять первопричину болезни;
  • активизирует естественную оборону организма;
  • восстанавливает и укрепляет слизистую носоглотки, препятствует присоединению вторичной бактериальной инфекции и снижает риск развития осложнений.

Назальные капли Деринат разрешены к применению с первых дней жизни. Спрей предназначен для детей старше трех лет и взрослых. Подробная инструкция к препарату есть на сайте и в упаковке. Перед использованием проконсультируйтесь с лечащим врачом.

Пять способов от психолога накормить малоежку полезной едой

Как поступить в ситуации, когда педиатр говорит, что все в порядке, Вы проверили рацион питания, инстинкт самосохранения никуда не пропал, но ребенок все равно отказывается есть? Значит, есть какие-то внешние проблемы. Справиться с ними помогут советы наших психологов.

1. Не давите на ребенка

Дети чутко реагируют на эмоции взрослых, особенно на негативные. Относитесь к недоеденной трапезе спокойно: не съел – значит не голодный

Если для малыша это не является важной проблемой, то и Вам не следует бить тревогу. Не стремитесь накормить его любой ценой

  • Никогда не пытайтесь насильственно накормить ребенка, не угрожайте (типа «Не съешь – вылью тебе на голову») – не ломайте его волю.
  • Никогда не ругайте ребенка, когда он ест, за плохой аппетит, посаженное на одежду пятно или поведение – прием пищи будет ассоциироваться с отрицательными эмоциями.
  • Никогда не пихайте ложку, если ребенок упорно закрывает рот и отодвигает тарелку, он наелся и перекармливать его не нужно.
  • Никогда не наказывайте ребенка едой.

Учитесь отличать капризы от сытости. Сохраняйте спокойствие. Лучше поставьте на видное место блюдо с полезными перекусами — фруктами и нарезанными овощами. Когда ребенок проголодается, он сам подойдет и поест. Инстинкт самосохранения не обманешь.

2. Сделайте из приема пищи семейный ритуал

Ритуалы, которые повторяются изо дня в день, помогают детям чувствовать себя в безопасности. Как сделать традицию из обычного обеда? Очень просто. Постелите на стол красочную скатерть или клеенку, поставьте красивую посуду, разложите салфетки. Садитесь ужинать или обедать всей семьей. Выключите телевизор, чтобы он не отвлекал ребенка. Разговаривайте за столом: как прошел день, что интересного произошло, о планах на завтра. Пусть ребенок видит, что прием пищи – это что-то интересное, спокойное и приятное, конечно, ему самому захочется принять участие в семейной трапезе.

3. Подайте положительный пример

Хотите, чтобы ребенок питался правильно и в одно и то же время? Тогда сами поступайте также:

  • ешьте сами, только когда голодны – после сна, в обед, после прогулки
  • старайтесь, чтобы завтрак, обед и ужин были в определенное время,
  • ограничивайте прием пищи по времени – 20-30 минут, порции должны быть небольшими;
  • старайтесь не перекусывать между трапезами, а если делаете это, то выбирайте фрукты и овощи;
  • отдавайте предпочтение здоровой разнообразной пище, ударяться в модные пищевые «религии» необязательно;
  • следите за тем, чтобы ребенок получал достаточно овощей, мяса, фруктов, рыбы, злаков;
  • предлагайте продукты по возрасту, регулярно готовьте новые блюда.

Согласитесь, нечестно требовать от малыша того, чтобы он съедал полностью тарелку супа, когда Вы сами обедаете аппетитным бутербродом или перебиваете аппетит шоколадкой. Наши пищевые привычки формируются в детстве, и какими они будут у ребенка, зависит только от Вас.

4. Подавайте блюдо красиво

Скучную кашу мало кто любит, а вот если выложить на ней ягодами веселую рожицу, то кушать ее намного веселее и интереснее, правда? Для того чтобы необычно оформить привычное блюдо, не нужно много времени. Сосиски с «волосами» из спагетти, мышка из творога с глазками-изюминками и сырным хвостиком, машинки из болгарского перца приведут в восторг любого «малоежку». Заведите малышу собственную посуду, пусть на дне тарелки или чашки будет веселая картинка: чтобы ее увидеть, придется все съесть.

5. Находите компромисс

Если ребенок не хочет есть овощи, предлагайте фрукты, отказывается от курочки – приготовьте свинину или говядину, не любит вареные овощи – запеките их, может, даже с той же курочкой или котлеткой. Предлагайте пищу несколько раз, но только без раздражения и злости в голосе. Всегда найдется блюдо, которое ему особенно нравится, которое он съест с удовольствием. Попробуйте привлечь ребенка к готовке. Поручите ему то, что он в состоянии сделать: посыпать пиццу сыром, слепить колобок из теста и т. д. Обязательно поблагодарите за помощь при всех.

Самое главное, говорят психологи, запаситесь терпением. Как правило, к 10-12 годам дети-малоежки начинают есть хорошо. Ваша задача – помочь ему сформировать правильное пищевое поведение, чтобы в будущем у него не возникло проблем со здоровьем.

Ребенок ничего не ест? Рецепт идеальной трапезы

Когда дети взрослеют, встреча за столом — это время для того, чтобы обсудить события дня. Редко кто из детей отвечает на прямо заданный им вопрос (в любом возрасте), но большинство из них с удовольствием поболтают за едой, если на них никто не давит.

Пока ваши дети еще столь юны, попробуйте привить им правила поведения, на которые можно будет опираться позднее, когда они подрастут и смогут сказать гораздо больше. Со своими маленькими детьми я играла за столом в игру “У кого что смешного, плохого, хорошего или странного произошло сегодня днем?”. Так легче разговориться. И это подразумевает, что за день может случиться всякое — и плохое, и хорошее.

Часто разговор начинал мой муж. Он рассказывал о чем-нибудь простом: “Я сегодня увидел кое-что удивительное. Два пожелтевших листочка на дереве, а ведь еще только август на дворе!”. Это помогало растопить лед. Потом мальчики начинали делиться тем, что произошло с ними, иногда перебивая друг друга.

Во время разговора пусть ваш ребенок сам решает, когда он уже наелся; так он научится утолять свой голод и реагировать на связанные с этим сигналы насыщения. Если ваш малыш быстро выскакивает из-за стола, съев кусочек-другой, просто уточните: “Тебе виднее, наелся ты или нет. Ты уверен, что больше не хочешь?” и напомните, что тогда обед окончен! Со временем дети научатся есть тогда, когда им потребуется, но лишь в том случае, если мы, родители, не вмешиваемся в это постоянно.

Суть подхода такова: не присматривайтесь к тому, что дети едят. Просто ставьте еду на стол, разговаривайте и наслаждайтесь общением. Я знаю, это легче сказать, чем сделать. Но так отношения в семье улучшатся.

Весы

Обычные весы, которые стоят у вас в ванной, подойдут для эксперимента, если они нормально работают. Главное, каждый раз пользуйтесь одними и теми же весами, и взвешивайте ребенка в той же одежде (или без одежды, если вы дома). Вы сэкономите некоторое количество нервных клеток, если будете делать взвешивания в одно и то же время, но это необязательно. Можете взвешивать ребенка сколько захотите. Я бы делал это максимум раз в неделю, но, если вы очень беспокоитесь, то можете взвешивать хоть каждый день.

Ни при каких условиях не заставляйте ребенка есть до тех пор, пока он не потеряет по крайней мере 1 кг. Ясно, что такой эксперимент нужно проводить лишь тогда, когда ваш ребенок здоров, когда он не болеет поносом, простудой, ветрянкой, поскольку во время болезни 1 кг потерять легко, независимо от того, заставляете вы ребенка есть или нет.

Почему дети мало едят?

Когда дело касается пищевых привычек, мы не можем предсказать, как будет есть наш ребенок. Особенно, когда малыш уже подрастает. Некоторые дни он может ничего не есть, а в другие дни вам будет казаться, что он кушает весь день. Такие периоды пищевого поведения  вы можете наблюдать, начиная с 2 лет. Ребенок может есть одну и ту же еду каждый день несколько недель подряд, а потом вдруг сказать, что он ее разлюбил. Количество съедаемой пищи вашим малышом может отличаться от размера порции, съедаемой другим ребенком. 

На самом деле такое пищевое поведение вполне естественно для ребенка с 2 до 5 лет

Если ваш  малыш мало есть или избирателен в еде, это нормально. Еда — это одна сфера их жизни, в которой они могут проявить свою самостоятельность. Отказываясь есть, ваш малыш учится проявлять свою независимость. 

Вы можете наблюдать следующие реакции у ребенка в отношении еды:

  • отказ есть продукты определенного цвета или текстуры
  • выбор одних и тех же блюд ежедневно
  • нежелание пробовать новые продукты
  • потеря интереса к еде, которую любил до этого
  • требование, чтобы мама кормила его из ложки

Вы не можете заставить свое чадо есть. Но вы можете предлагать ему полезную и питательную еду, показывать на своем примере здоровые пищевые привычки и создавать располагающую к приему пищи атмосферу. Также помните, что не стоит беспокоиться, если ребенок полон энергии, набирает вес в соответствии с нормами, не жалуется на свое самочувствие и ваш педиатр подтверждает, что малыш здоров. 

Плохой аппетит у детей: причины

Плохой аппетит у детей может быть надуманной проблемой родителей, которые хотят, чтобы их крошка съедал первое, второе, компот с булочкой и непременно просил добавки. До сих пор некоторые родители и особенно бабушки, измеряют любовь размером съеденного.

Кроме того, если дети отказываются от очередного приема пищи, то дело может быть не в плохом аппетите, а в перекусах, съеденной конфете или прочих сладостях, проще говоря, в отсутствии режима питания. И когда подходит время для нормального приема пищи, родители слышат отказ. В таком случае проблема — в отсутствии у ребенка навыков правильного питания. Эти навыки родители должны прививать ребенку с самого рождения.

Если дети отказываются от еды, иногда это может указывать на заболевания. И родители должны внимательнее присмотреться к состоянию малыша: измерить температуру, расспросить о самочувствии. Иногда малыши не могут точно сформулировать, что именно их беспокоит. Даже если ребенок болен, необходимо позаботиться о том, чтобы он получал все необходимые витамины и минералы. Но насильно пичкать едой нельзя. Все предложенные блюда должны быть легкими в усвоении и иметь богатый витаминный состав.

Плохой аппетит может быть сезонной проблемой. Трудно не согласиться, что есть в жару практически не хочется, и дети — не исключение. В летний зной деткам можно предлагать легкие продукты — фрукты, овощи, молочные и кисломолочные продукты, блюда, которые будут освежать. А вот вечером, когда на улице не так жарко, можно предложить что-то более существенное.

Нельзя забывать и про предпочтения в еде. И взрослые, и дети любят определенные продукты и отказываются от других. И совсем необязательно заставлять малыша есть молочную кашу, потому что она полезна. Вполне возможно найти другое блюдо, которое будет нравиться детям, а его витаминный и минеральный состав будет идентичным. А источниками кальция может быть не только молоко.

Истинное отсутствие аппетита

Ребенок, как это ни странно, действительно может не хотеть есть, и повлиять на это желание фактически невозможно и не нужно. Причинами такого явления могут быть:

  • большой объем последнего кормления;
  • недостаточный перерыв между кормлениями. Сюда же можно отнести небольшой перерыв между кормлением грудью и основным кормлением (завтрак, обед и т.д.);
  • высококалорийные блюда в последнем кормлении;
  • плохое самочувствие ребенка (болят и зудят воспаленные десны в период прорезывания зубов, первые часы (дни) болезни ребенка респираторными заболеваниями или, наоборот, период выздоровления, язвочки стоматита в ротовой полости, недосыпание и т.д.). Основные проявления острой болезни (боль, повышение температуры тела, нехватка кислорода, отравление продуктами жизнедеятельности бактерий и вирусов) приводят к увеличению циркуляции крови в жизненно важных органах (головном мозге, сердце, легких, почках), а сосуды в «менее значимых» органах (к которым относится кишечник) сужаются. Со снижением кровотока замедляется перистальтика (двигательная активность) кишечника и уменьшается выработка кишечных ферментов. Частый спутник любой детской болезни, влияющий на аппетит, — «синдром раздраженного кишечника» или расстройство кишечника (понос, боль и метеоризм). Основная «противоинфекционная» баталия развертывается в печени — важнейшем органе системы пищеварения: именно в ней обезвреживаются и удаляются из кровеносного русла различные яды и токсины. При острой инфекции нагрузка на печень высока, и потеря аппетита является защитной реакцией организма;
  • различные функциональные заболевания желудочно-кишечного тракта (например, запор). В результате заболеваний желудочно-кишечного тракта полное освобождение желудка от очередной обычной порции еды (а это обязательное условие возникновения желания есть) замедляется из-за сниженной секреции пищеварительных ферментов;
  • недостаток времени (меньше 5-7 дней), отведенного на привыкание к твердой или любой другой пище, отличной по консистенции от грудного молока или смеси;
  • недостаточное число зубов (сложно пережевывать пищу);
  • индивидуальная непереносимость конкретного продукта (часто в «черный список» попадают манная и геркулесовая каши, рыба, овощи и др.);
  • психотравмирующие ситуации. Ребенок может отказываться от еды, мучаясь ревностью к новому брату или сестре, либо страдая от конфликта в материнско-детских отношениях, возникнувшего из-за отсутствия мамы рядом, либо, например, в результате смены няни. Возможны и иные причины.

Если причина отсутствия аппетита у ребенка установлена и она связана с его плохим самочувствием, безотлагательно обращайтесь к доктору. Отсутствие замечаний от врача должно навести на мысль, что проблема не в вашем ребенке, а в неправильно организованном режиме дня.

Если вы заставите ребенка что-нибудь съесть против его физиологических возможностей, у него может возникнуть рвота как защитный рефлекс от перекорма. В случае частых повторений таких ситуаций происходит закрепление реакции, и в дальнейшем рвота может возникать от вида любой пищи!

Что делать, если ваш ребёнок плохо ест

1. Контролируйте размер порций.

Можно использовать принцип — 1 столовая ложка каждого продукта на один год. Например, если малышу 3 года, порция каши будет 3 столовых ложки. В этом случае есть большая вероятность, что ребенок будет съедать еду и просить добавки. 

Если бывает, что ребенок мало ест в основной прием пищи или отказывается вообще есть, проследите за количеством пищи, которую он съедает в течение дня. Он может кусочничать между завтраком, обедом и ужином и перебивать себе аппетит. Это частая причина отсутствия аппетита у малыша во время основного приема пищи. 

Можно также ввести «правило одного укуса» —  договоритесь с ребенком о том, что если он сделает один глоток или укус и ему не понравится, он не обязан есть все остальное.

2. Будьте терпеливы — предлагайте новый продукт много раз.

Иногда на то, чтобы ребенок согласился попробовать новое блюдо, может уйти до 15 попыток. При этом новые  продукты обязательно должны присутствовать регулярно у вас на кухне. 

4. Еще один способ накормить ребенка – экспериментировать с подачей блюд.

Детям важен не только вкус, но и цвет продуктов, их текстура и ассоциации, возникающие с определенной едой. Разные варианты приготовления одного и того же продукта способны придать ему разную текстуру и вид. Попробуйте делать смузи, тушить, запекать, варить, готовить на гриле. 

Используйте формочки для печенья, чтобы вырезать различные фигурки из фруктов и овощей. Выложите еду на тарелке особым способом, например, в форме мордочки животного. Пусть ребенок придумает свои  названия для своей любимой еды. 

Если малыш не любит, когда еда соприкасается между собой, используйте тарелку с разделителями. 

5. Разнообразьте рацион, комбинируя новые продукты с уже знакомыми ребенку.

В основу меню берите блюда, которые ребенок точно ест. И дополняйте их новым вкусом. Так малыш охотнее попробует незнакомый продукт. Используйте рекомендации ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), которые есть в открытом доступе, чтобы сделать рацион ребенка сбалансированным. 

6. Предлагайте ребенку выбрать, что кушать.

«Хочешь попробовать брокколи или цветную капусту?” Не предлагайте более двух продуктов. 

Это касается и основных блюд. Если малыш вдруг отказывается есть суп на обед, предложите второе блюдо, которое он тоже любит: «Если не хочешь суп, есть каша.» Если не хочет есть, отпустить. Но не предлагать печенье или бутерброд через 30 минут перекус лишь бы, чтобы ребенокпоел. 

Предлагайте перекус, если основная еда будет через несколько часов, а не в течение ближайшего часа. Ребенок должен проголодаться, тогда он хорошо поест. Перекусы также должны быть здоровыми и полезными: фрукты, кусочки сыра, полезное домашнее печенье, овощи, нарезанные кусочками, фруктовое пюре. 

7. Подавайте личный пример.

Если ваш ребенок видит, что вы едите разнообразную полезную еду, он заинтересуется, что у вас в тарелке, и тоже захочет попробовать. Важно следить за своей реакцией на еду и проявлять интерес к новым продуктам. 

8. Кормите в одном и том же месте и приблизительно в одно и то же время.

Режим питания поможет организму ребенка лучше работать. Введите правило есть за столом на кухне, а не в других комнатах. Исключением может стать кормление в постели или в спальне во время болезни малыша. 

Не разрешайте ребенку играть с телефоном, планшетом за столом, читать книгу. Пусть это будет время общения с семьей. Объясняйте, как хорошо есть вместе. Избегайте неприятных разговоров и споров за столом.

Чем кормить ребенка после года

Питайтесь просто. Очень маленьким детям лучше давать всего пару видов продуктов в один прием пищи. Если маленький ребенок плохо ест, предложите ему только один продукт. К примеру, дайте ему творог и пусть ест, сколько хочет. В другой раз подайте на стол хлеб и масло, затем очищенное яблоко или его любимый овощ. Он может захотеть только клубнику или сливы из компота, или миску овсянки. Когда кормите ребенка, не цепляйтесь за идею сбалансированного питания. Баланс нужно соблюдать в питании в целом, а не в одном приеме пищи.

Пища, которая легко усваивается. Аппетит ребенка улучшится, если вы уберете из его рациона еду, которая долго переваривается: жареную, жирную пищу и красное мясо. Давайте маленьким детям то, что им легко прожевать. Не кормите их стейками, кукурузой или кусочками яблок, пока они не научатся жевать как следует.

Еда должна быть вкусной. Дети не станут есть полезную еду, если она невкусная. Вы проиграете эту битву. Многие люди думают, что вся полезная еда невкусная. Это вовсе не так.

У хорошего вкуса еды есть два фактора. Во-первых, нужно покупать свежие и спелые фрукты и овощи.

Во-вторых, готовьте еду так, чтобы сохранить ее вкус. Делайте овощи на пару, запекайте их в духовке или тушите в небольшом количестве воды на среднем огне, пока они не станут чуть мягче. Если ваша семья не любит есть овощи просто так, добавьте к ним масло, сливочный соус или сделайте из них крем-суп. Если дети не любят готовые овощи ни в каком виде, подавайте их сырыми.

Зерновые и бобы нужно готовить долго и медленно, тогда в них сохранится витамин С. Бобы готовятся шесть или восемь часов, а может, и дольше. Они должны стать очень мягкими, а сок — загустеть. У овсяной крупы сохраняется больше вкуса, когда ее доводят до мягкого, кремового состояния.

Пусть как минимум один продукт у детей на тарелках будет вкусным. Тогда они всегда будут чего-то ждать во время еды.

С чувством вкуса тесно связано обоняние. Чаще готовьте то, что хорошо пахнет: горячие пирожки, запеченные яблоки с корицей, наваристые супы, печеные бобы, лук, помидоры и другие ароматные продукты. Это стимулирует аппетит и заставляет думать о еде с удовольствием.

Умеренное разнообразие. Необязательно подавать маленьким детям много разнообразной еды. Вместо этого определите небольшое количество полезной еды, которая им по-настоящему нравится, и готовьте ее. Когда они подрастут, их меню понемногу увеличится. Когда дети маленькие, им важнее научиться любить есть. Это подарит им хорошее здоровье на всю жизнь.

Но не позволяйте им есть лишь одно или два любимых блюда и отказываться от всего остального. Нельзя питаться только хлебом с маслом или хлопьями, или молоком. Если вы столкнулись с такой проблемой, некоторое время готовьте какие-нибудь другие блюда, которые должны понравиться детям. Чем разнообразнее они питаются, тем легче им выбирать еду по вкусу.

Как накормить ребенка без стульчика для кормления

Стульчик для кормления ассоциируется у детей с приемом пищи. Его рекомендуют использовать до 3 лет. Что делать, если без стульчика малыш не сидит на одном месте и его невозможно накормить?

Наши рекомендации:

  • Убедитесь, что ребенку комфортно сидеть за столом без стула
  • Уберите посторонние игрушки, чтобы малыш не отвлекался
  • Введите правило — во время кормления сидим на одном месте. Если ребенок убегает, заканчивайте обед
  • Если малыш еще маленький и вы вынуждены кормить его без стульчика, посадите его к себе на колени полубоком лицом к вам — так он будет видеть ложку с едой, а вы — его рот.

В каких ситуациях вам сложно накормить ребенка? Идете на какие-то хитрости?

Понравиласть статья? Оцените:

Голосов: 5

Как не заставлять ребенка есть

Представим, что сегодня у вас на столе макароны, говядина с картофелем и банан на десерт.

“Будешь макароны?” — “Да”. Как много макаронин съест ваша дочь, прежде чем начнет сопротивляться? Пять? Ладно, положите на тарелку три. Да-да, не три столовых ложки, не три кучки, а три макаронины. Пусть она сама их съест, возьмет руками или вилкой, если умеет ей пользоваться.

Если она их доела, не спрашивайте: “Хочешь еще макарошек, дорогая?”. Если захочет — сама попросит. Если прошло несколько минут, и она их не съела, можете спросить: “Ты уже все?”. Если скажет да, то убирайте тарелку, не смотрите на нее со злостью и упреком. Если дочка скажет, что не доела, но и не торопится, вежливо попросите, чтобы доедала или вам придется убрать тарелку. Так и сделайте, если через некоторое время она не начала есть. Поскольку ваша дочь привыкла проводить за столом по два часа, в первые несколько дней она может очень удивиться изменениям; поэтому будьте уступчивой и, если она хочет получить тарелку назад, верните ее.

Если дочка привыкла, что ее кормят взрослые, постарайтесь сделать так, чтобы она не подумала, будто вы заставляете ее есть самостоятельно в наказание или лишаете ее своего внимания. Если она хочет, чтобы вы ее покормили — покормите. Если она не ест, но и не дает убрать тарелку — предложите ее покормить: “Тебе помочь?”. Но не начинайте кормить ребенка, пока она не попросила и не начала принимать помощь, и сразу прекратите, как только она даст знать, что больше не хочет.

Может быть и так, что ей просто не хочется этих макарон. Без эмоций, не меняя тона голоса, предлагайте следующее блюдо.

Съела она пять макаронин или ни одной, продолжайте обед: спросите, хочет ли она следующий продукт, и положите меньше, чем она, по вашему мнению, могла бы съесть.

Когда она больше не хочет второе блюдо, время переходить к десерту. Не пытайтесь подкупать ребенка десертом (“Если все доешь, получишь шоколадное мороженое”), и не давите на него (“Не получишь мороженое, пока не доешь мясо”), и уж, конечно, не высмеивайте (“Вот десерт, но если бы ты и вправду хотела есть, ты съела бы больше мяса”). Не обвиняйте (“Я тут мучаюсь у раскаленной плиты, чтобы приготовить вкусный обед, а принцесса, видите ли, хочет йогурт”). Если она и десерта не хочет, тогда позвольте ей пойти играть.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий