Спокойствие, только спокойствие, или агрессия у ребенка

Введение

В этой книге приведены данные о проявлениях и симптомах детской и подростковой агрессии. Показано, как она начинается, развивается, оформляется в виде жестокого поведения.

Рассматриваются основные виды агрессии. Жестокость ребенка может быть направлена на родителей, младших братьев и сестер, животных, обитающих в квартире, т. е. ограничиваться домашним кругом. Она может выходить за пределы семьи, проявляться в школе, в конфликтах со сверстниками, учителями. Агрессивность – питательная среда, основа антисоциальности, индивидуальных и групповых насильственных актов, садизма, немотивированной, необъяснимой жестокости.

Отношение к агрессивности детей бывает разным. Она воспринимается, например, как нормальное возрастное поведение, как проявление «бури и натиска», свойственные растущему организму, созревающей личности. Родители долгое время не предпринимают действий для коррекции поведения такого ребенка. Другой тип отношения состоит в мощном «воспитательном» прессинге, когда агрессия расценивается как социальное зло. При этом любые протесты, любое, даже вполне оправданное недовольство, подлежит наказанию. Часто единичные проступки служат поводом вызова милиции, постановки на учет в комиссии по делам несовершеннолетних и т. д. В школе ребенок с трудным, проблемным характером, страдающий депрессией, проявляющий повышенную раздражительность и оппозиционность, встречает непонимание, категорический «социальный отпор», с ним обращаются как с хулиганом. Он подвергается дисциплинарным наказаниям; родители со своей стороны подключаются к проведению тактики репрессий. В результате глубинные проблемы личности, истинные причины агрессии не вскрываются и по-прежнему оказывают свое влияние. Невыясненные причины продолжают существовать, а наказания только способствуют их усугублению. Формируется «порочный круг».

Агрессия детей и подростков может восприниматься как психологическая проблема. В этом случае в дело идут многочисленные варианты психологической коррекции, масса всевозможных психологических тренингов, сессий. Наконец, и это бывает совсем уж нечасто, в агрессии ребенка замечают расстройство психики и прибегают к консультации психиатра.

Надо признать, что обращение к психиатру является «последним аргументом». К нему прибегают в самых крайних случаях, когда ребенок/подросток совершает садистские действия, ломает мебель, наносит телесные повреждения и т. д. Почему к психиатру обращаются так редко и поздно? Родители не хотят видеть в ребенке психические аномалии. Педагоги и работники милиции не могут в полной мере выявить психопатологию. Пока не существует возможности обнаружить болезненную подоплеку агрессивности с помощью каких-либо анализов. На сегодняшний день маркеры патологической агрессии в крови и моче не выявлены. Поэтому раскрыть ее сущность, определить болезнь можно только при помощи опроса, анализа поведения, рассказов родителей и учителей.

Наверное, ни один способ терапии агрессивного поведения не может быть с успехом использован изолированно. Нельзя уповать только на психологический подход, игнорируя использование лекарств. Только одни наказания или только лекарства также не способны изменить поведение в лучшую сторону. В книге изложены приемы, тактика лечения, учитывающая различные параметры агрессии и способы ее коррекции. Говорится о том, как правильно вести себя при встрече с агрессивностью ребенка, куда обратиться за помощью, какие лекарства являются максимально эффективными.

Возможно ли воспитание детей без агрессии?

Главная причина психологического неблагополучия ребенка при отсутствии неврологических нарушений — это отсутствие внимания. Если плохое поведение остается единственным способом его привлечения, то в дальнейшем оно закрепится и доставит взрослым немало проблем.  Когда малыш наблюдает негативные эмоции или физическое насилие в семье или мультфильмах, то он начнет копировать такое поведение. Воспитание детей без агрессии — непростая задача, но выполнить ее необходимо. Прежде всего, неравнодушные взрослые, должны подумать, что именно провоцирует повторяющиеся приступы агрессии у ребенка и попытаться скорректировать ситуацию.

Воспитание детей без агрессии возможно только при единстве требований отца и матери и позитивном личном примере взрослых. При гармоничных отношениях в семье ребенок также будет расти дружелюбным и миролюбивым. Если взрослые ругают или бьют ребенка за плохое поведение, и при этом сами выясняют отношения на повышенных тонах, то он будет считать это нормой.

Сегодня существуют методы снижения уровня агрессии в игровой форме. Это может быть визуализация агрессии в виде рисунка — метод, часто используемый психологами. Еще один забавный метод, который подходит не только малышам, но и взрослым — побить подушку, если кто-то обидел или разозлил. Также помогает переключение с предмета агрессии на другое занятие.

Ребенок старше 5 лет вполне может посещать спортивные занятия. Они не только способствуют поддержанию хорошей физической формы, но и помогают справиться с агрессией. Например, мальчики, посещающие занятия по восточным единоборствам, реже нападают на сверстников. Если агрессия вызвана неврологическими нарушениями, взрослым следует проконсультироваться у специалиста и мотивировать ребенка на выполнение релаксационных техник.

Самый эффективный метод борьбы с детской агрессией — это ее отсутствие во внешних источниках. Поэтому желательно внимательно следить за подбором развлекательного контента — мультфильмов, кинофильмов, компьютерных игр. Маленький ребенок еще не в состоянии отличать фантазии от реальности и легко усваивает семейные модели поведения. Поэтому лучшим способом профилактики агрессивного поведения будет личный пример взрослых и грамотное художественное воспитание.

Пройдите тестНасколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Острое агрессивное поведение

Очень важно, чтобы пациенты с агрессивным поведением в первую очередь должны быть оценены на предмет возможности сопутствующих заболеваний. При этом, острые психотические состояния, в том числе наличие острых абстинентных синдромов при отмене алкоголя, наркотиков или седативных средств, должны быть исключены

Помимо острого управления агрессивным поведенческим эпизодом, долгосрочное управление зависит от характера насилия, временными или постоянными.

После лечения агрессивного поведения

После снятия острого психомоторного возбуждения требуются долгосрочные стратегии управления психическим состоянием. В этот период не рекомендуется применение средств применяемых для снятия острого состояния. Необходимы профилактические меры предотвращения агрессивного поведения в форме амбулаторно-поликлинического и амбулаторного лечения, которые могут быть использованы в качестве альтернативы стационарному лечению — стационар замещающие методики используемые в Брейн клиник. При использовании инновационных альтернативных амбулаторных программ, в сочетании с психотерапевтической модификацией поведения, пациенты отлично реагируют на проводимую терапию, при которой госпитализация не требуется.

Фармакотерапия долгосрочного управления агрессивным поведением зависит от основной клинической проблемы конкретного пациента. Лечение основного расстройства является ключевым фактором. Часто, когда основная психиатрическая проблема успешно лечится, степень агрессивного поведения уменьшается. К сожалению, возможно, одна треть пациентов с шизофренией не реагирует на антипсихотическое лечение или позитивно на него отвечает лишь частично. У некоторых пациентов с шизофренией высокие дозы нейролептиков на самом деле могут в дальнейшем увеличить риск возникновения агрессивного поведения.

Агрессивное поведение

Вы встретились с агрессивным поведением у кого-либо.

Основные элементы управления не фармакологического включают в себя следующее:

  • Оценка потенциальной опасности (например, объекты, которые могут быть использованы в качестве нападения).
  • Оцените физическое поведение пациента (например, многие пациенты показывают кулак или стучат ногами).
  • Всегда держать пациента в поле зрения, контролируя его поведение (например, не поворачивайтесь спиной).
  • Принимайте словесные угрозы всерьез.
  • Держите безопасную дистанцию.
  • Не стесняйтесь попросить дополнительной помощи, не время проявлять героизм.
  • Сохраняйте спокойствие, держитесь уверенно и компетентно, пытайтесь путем привлечения в спокойный разговор снять проявления агрессивного поведения.
  • Избегайте споров с пациентом.

В повседневной жизни люди, достаточно часто сталкиваются с агрессивным поведением окружающих. Это может происходить в семье, на работе, на улице, в общественных местах. Само слово агрессия переводиться с латыни как «нападать».

Агрессивное поведение может быть обусловлено различными факторами и входить в структуру различных типов девиантного поведения.

Агрессивные поведенческие действия могут носить характер как криминального поведения, так и являться проявлением (симптомами) какого-либо психического расстройства.

Основным различием этих двух форм агрессивного поведения, являются причины мотивации действий и возможности или невозможности их контроля.

База агрессивного поведения

Как правило, основной базой для агрессивного поведения, являются отрицательные эмоции (злость, ненависть, гнев и.т.д.) вызванные какими-либо, внешними раздражителями. Этим раздражителем может быть как один фактор, так и целая совокупность.

Ученые рассматривают мотивацию агрессивного поведения по-разному. Например, известный этолог К.Лоренц рассматривал агрессивное поведение, как один из основных стержней для выживания человека.

З.Фрейд говорил об агрессивном поведении, как об инстинктивном влечении и отводил этому важную роль в психосексуальном развитии ребенка.

Многие современные психологи рассматривают агрессивное поведение как результат общественного влияния и последствий каких-то психологических травм полученных в раннем детстве или юношеском возрасте.

Важно знать, что агрессивное поведение может быть подконтрольно человеку и направленно в мирное русло, например в спорт, творчество, науку. Более подробно о враждебности и агрессивном поведении в статьях:

Более подробно о враждебности и агрессивном поведении в статьях:

Гиперкинетическое расстройство

Развивается в раннем возрасте. Определяется чрезмерной активностью, сложностями концентрации внимания, особенно относительно интеллектуальных задач. Деятельность деток плохо организована: хватаются за новое дело, не окончив предыдущее.

Беспокойны, неусидчивы, легко отвлекаются на посторонние раздражители. Поэтому гиперактивному ученику сложно усидеть на школьных занятиях. Он погружается в собственные мечтания, невнимателен. Проблемы обучения затрудняют усвоение новых знаний, вызывая задержку познавательного развития.

Импульсивность проявляется необдуманными, неожиданными действиями, порой носящими опасный характер. Детки выбегают на проезжую часть, взбираются на крыши, играют с огнеопасными предметами. Импульсивность также выражается бестактными, неуместными выражениями. Настроение быстро меняется. Больные вспыльчивы, неуравновешенны.

Впоследствии такие дети, отвергаемые окружением, становятся агрессивными, выражающими протест, вовлекаются в противоправные деяния.

Жертвы детской агрессии: родители и другие дети

В основе детской агрессии находятся внешние причины — невозможность получить желаемое,  неумение вести себя в социуме, ревность, неблагополучие и желание испытать границы, которые устанавливают родители.  Впервые детская агрессия проявляется в возрасте 2 лет, когда ребенок впервые осознает свою самостоятельность и переживает первый кризис идентичности. Одним из наиболее ярких проявлений агрессии в этом возрасте является укус. Малыш кусает мать, отца и других родственников.  Он прибегает к укусам, чтобы добиться цели или продемонстрировать власть над взрослыми или сверстниками.

Поскольку ребенок копирует поведение взрослых, то мать, проявляющая агрессию, передает эту модель поведения и ему. В возрасте 3 лет основная причина детской агрессии — свои и чужие игрушки. Агрессивный дошкольник может отбирать игрушки у друзей, вызывая недовольство взрослых. На ребенка 4 лет большое влияние оказывают телевизор и компьютерные игры. Не имея привычки отличать реальный мир от изображения на экране, он может начать драться со сверстниками или наносить побои взрослым.

В 5 лет агрессивный ребенок начинает обзывать своих сверстников, усваивает бранные слова в семье или ближайшем окружении. Малыши, выросшие в атмосфере насилия, часто чувствуют себя ненужными и одинокими. Поэтому у них появляется желание отомстит окружающим за нелюбовь и отсутствие внимания. Но поскольку они не осознают этого, а негативные модели поведения уже усвоены, то они начинают проявлять агрессию к тем, кто не способен ответить.

Коррекция агрессивности у детей

Коррекция требуется не только агрессору, но и жертве агрессии, а также свидетелям ситуации проявления агрессии. Стратегии и тактики должны меняться в зависимости от условий проявления агрессии и внешних факторов. Тактики коррекции представляют собой игровые задачи.

Стратегия на стимуляцию гуманных чувств

Агрессивных детей нужно учить гуманности по отношению к обиженному ими ребенку. Спросите, неужели ему не жалко того, кого он толкнул/ударил/обозвал. Дети, которые мало способны сопереживать, нужно учить резонансу с эмоциями людей (если ты не будешь обижать других, то кто тебя будет любить? все и тебя будут обижать).

Стратегия на осознание

Стратегия подразумевает, что ребенок, жертва и окружающие (которые видели/слышали конфликтную ситуацию) должны уразуметь отдаленные последствия случившегося. Агрессор-ребенок должен понять, почему он совершил тот или иной негативный поступок. Наведите его на размышление вопросами.

Обиженный малыш должен понять, почему именно агрессор проявил негатив к нему. Жертва также должна с помощью педагога (учитель, родитель и т. д.) осознать причины и особенности своего поведения. Спросите, какой сейчас ребенок: добрый, злой или нейтральный? Спросите его, как долго он помнит обиду, как быстро прощает и т. д.

Стратегия ориентации на состояние

Взрослый при помощи данной стратегии не дает оценке конфликтной ситуации, а пытается привлечь внимание к состоянию жертвы. Спросите ребенка, что он чувствует в данный момент

Спросите, действительно ли он не хочет ни с кем говорить. Малыш должен осознать свое состояние или состояние другого человека. Также нужно поговорить с проявившим агрессию ребенком: что он чувствует в данный момент, кому еще сейчас нехорошо?

Стратегия на переключение

Заключается в том, чтобы обидчика, жертву и свидетелей «переключить» на другое состояние. Ребенок-агрессор должен переключиться с агрессии на другое поведение. Жертва должна выйти из состояния притеснения в другое состояние.

Также в разделе

Имбецильность (олигофрения)
Проявления олигофрении
Причины возникновения болезни
Постановка диагноза имбецильность
Терапия олигофрении
Профилактика имбецильности…
Проблемы психического здоровья: здоровье души и тела Проблемы психического здоровья сходны с другими проблемами здоровья, некоторые из них можно предотвратить, другие исчезнут после лечения в домашних условиях,…
Синдром Туретта Что такое синдром Туретта?
Синдром Туретта – это неврологическое (мозговое) состояние, которое обычно начинается в детстве. Оно является причиной того, что…
Токсикомания Токсикомания — наркотическая зависимость, которая формируется по причине злоупотребления человеком любого возраста химическими, лечебными или…
Психопатия Психопатия — патология, при которой проявляется дисгармонический склад личности, при которой у человека нарушена адаптация, отмечается тотальность и…
Психические заболевания Психические заболевания – это нарушения функций головного мозга. Распознавание и лечение подобных заболеваний составляет область интересов психиатрии. Но…
Дискалькулия Дискалькулия – специфическое нарушение возможности обучения счету, которое выявляется в дошкольном или уже в школьном возрасте. Ее причина в том, что у…
Театральное (драматическое) расстройство личности Театральное расстройство личности является одной из групп состояний, которая называется драматическим расстройством личности. Люди с этими расстройствами…
Олигофрения Олигофрения – группа различных по этиологии и патогенезу заболеваний, основным проявлением которых служит врожденное или приобретенное в первые 3 года жизни…
Панические атаки Паническая атака — приступ тревоги и страха, который сопровождается ускоренным биением сердца, головокружением, усложненным дыханием; возможны также боли в…

Эмоциональная нестабильность

Обучение

Мария Владимировна Осорина
11–30 апреля 2022
Дополнительное профессиональное образование
Детская практическая психология
43 800 руб.

Участвовать

Источником агрессивности у детей 2–6 лет может быть их эмоциональная нестабильность. До 7 лет многие дети подвержены колебаниям эмоций, которые взрослые часто называют капризами. Настроение малыша может меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия. Когда проявления раздражения или негативных эмоций ребенком считаются недопустимыми и всячески подавляются под влиянием принятого в семье стиля воспитания, родители ребенка могут столкнуться с немотивированными, в их понимании, вспышками гнева.

В этом случае ребенок переносит свою агрессивность не на «обидчика», а на все, что под руку подвернется. Это могут быть предметы и игрушки, которые он станет швырять и ломать. Или растение, у которого он оторвет листья и цветы. Или маленький котенок, которого он безнаказанно (если никто не видел) пнет. Можно также выместить обиду на более слабых: младшем братике, сестренке. Чем жестче установленные дома правила поведения, тем агрессивнее может быть поведение ребенка вне дома (или в стенах дома в отсутствие авторитетных для ребенка взрослых).

Как понять, что ваш ребенок агрессивен? Вот несколько признаков агрессивного ребенка:

  • постоянно теряет контроль над собой;
  • ругается и спорит с окружающими;
  • постоянно пытается раздражать других детей и взрослых;
  • винит остальных в своих ошибках;
  • часто сердится;
  • отказывается делать что-либо;
  • он мстителен и завистлив.

Как Предотвратить Чрезмерную Агрессию У Детей?

Вот десять вещей, которые вы должны сделать, чтобы предотвратить чрезмерную агрессию у малышей.

  1. Установите ограничения: научите их границам: что они могут и не могут делать, чтобы выразить себя, когда они расстроены. Скажите им, что они ни при каких обстоятельствах не могут кого-то ударить или ударить. Четкие ожидания помогают снизить вероятность того, что малыш в первую очередь будет подавлен своими эмоциями.
  1. Имеют очевидные последствия неадекватного социального поведения. Простое, ясное «нет» и устранение ситуации будут наиболее эффективными для маленького ребенка. Для детей старшего возраста с большим уровнем языковых навыков могут быть полезны некоторые словесные объяснения вместе с коротким тайм-аутом.
  2. По возможности будьте последовательны в своей реакции. Конечно, иногда малыши будут «нажимать на наши кнопки». Родители часто беспокоятся о том, что удар малыша предполагает наличие какой-то долгосрочной проблемы с агрессией. Эти опасения могут усиливаться, когда другие члены семьи боролись с агрессивным поведением во взрослом возрасте. Помните, что смысл поведения у малыша другой. Если вы сохраняете спокойствие и не проявляете чрезмерной реакции, поведение, скорее всего, со временем исчезнет. Смоделируйте разное поведение. Говоря спокойно перед лицом неприятной ситуации, вы учите своего малыша другому подходу к неизбежному разочарованию.
  3. Обеспечьте выбор: дайте малышу адекватные альтернативы, чтобы создать у него чувство контроля. Например, если ваш малыш перед сном устраивает истерику из-за игры в игру, дайте ему возможность послушать сказку на ночь, а затем выключить свет. Дайте им свободу выбирать любую книгу, которую они хотят прочитать, чтобы они чувствовали, что это их решение читать. Это беспроигрышный вариант как для малыша, так и для родителей.
  1. Создайте благоприятную среду: создайте атмосферу, которая с меньшей вероятностью вызовет агрессию. Если ваш малыш становится ошеломленным и агрессивным во время игры в группе, позвольте ему поиграть с одним или двумя детьми. Если ваш малыш всегда вступает в конфликт с агрессивным кузеном, внимательно следите за его игрой, чтобы вы могли помочь ему научиться преодолевать конфликт без неуместной агрессии.
  1. Подготовьте их к переменам: внезапные перемены могут ошеломить маленьких детей. Подготовка малышей к разным ситуациям может предотвратить агрессивную реакцию в будущем. Например, если вы в парке и пора уходить, скажите малышу, что вы все уедете в следующие 20 минут. В зависимости от способности вашего ребенка управлять переходами, вам может потребоваться напомнить ему об этом несколько раз после того, как вы скажете ему в первый раз. Если сообщить им задолго до мероприятия, у них будет достаточно времени, чтобы обработать информацию и принять ее.
  1. Установите положительный образец для подражания : дети имитируют то, что видят. Они учатся поведению, когда видят, что родитель, опекун или персонаж из телевизора или игры, в которую они играют, чрезмерно агрессивны. Так что будьте осторожны с их окружением, а также следите за тем, какие телешоу или игровые шоу они смотрят. Затем вы можете рассказать им, как их любимый герой / родитель / бабушка и дедушка никогда никого не бьет, когда злятся, а вместо этого спокойно разговаривают.
  1. Обеспечьте выход: каждому нужен способ выразить свое разочарование. Дети – не исключение, и им нужно избавиться от раздражения, иногда физически. Если вы чувствуете, что малышу нужно освободиться от сдерживаемого гнева или раздражения, предложите ему продуктивные идеи, например, быстро прыгать на одном месте, делать приседания, молча бить кулаками в воздухе, бегать по дорожке и танцевать злобный танец.

Дайте положительное подкрепление: постоянная похвала также является важной частью предотвращения чрезмерной агрессии малыша. Принимайте душ с благодарностью каждый раз, когда ребенок мирно разрешает ситуацию

Расскажите им, как хорошо они себя вели и как вы гордитесь их поведением.

Последовательно выполняйте эти шаги, чтобы регулировать и в конечном итоге предотвращать проблемную агрессию у детей.

Проблема детской жестокости как социальное явление

Жестокие дети в школе — актуальная и насущная проблема. Об этом свидетельствуют новости, ролики в интернете, да и просто жизненные ситуации. Подростковая жестокость стала одной из самых больших проблем современной школы. Почти в каждом классе есть хотя бы один маленький агрессор. Сначала ребенок может мучать животных, потом начинает унижать одноклассников, грубить учителям, вести себя вызывающе с родителями. Когда дети-агрессоры собираются в сообщество из нескольких человек, это становится уже серьезной проблемой.

Даже если ребенок ведет себя агрессивно только во внешней среде, а дома вполне адекватен, бездействие родителей может привести к тому, что жестокость рано или поздно обратится и на членов семьи. Проявление агрессии во внешнем мире часто переходит в жестокое отношение детей к родителям, младшим братьям и сестрам, поэтому профилактика агрессивного поведения детей и подростков является общей задачей семьи и общества.

Согласно исследованиям Института социологии РАН, проводимым с 2005 года в разных городах России, количество детей со спокойным, устойчивым неагрессивным поведением значительно снизилось. А статистика, собранная в период с 2006 по 2010 год, уже показывает, что доля подростков с адекватным поведением уменьшилось еще сильнее — с 32 до 15 %.

В ходе исследований выяснилось, что около 48 % старшеклассников тем или иным образом проявляли жестокость по отношению к сверстникам, участвовали в групповых избиениях и драках. Среди учеников 7-9 классов таких 21 %.

Каждый случай жестокости и агрессивности у детей школьного и подросткового возраста необходимо разбирать индивидуально с учетом особенностей развития, темперамента, способностей и социальных условий. Однако существуют методы действенной коррекции и профилактики детской жестокости и агрессивности, основанные на воспитании гуманности и контроля проявления негативных эмоций. О них поговорим ниже.

Причины детской жестокости и агрессивности

Причины такого поведения кроются во внешних и внутренних факторах. В недавнем прошлом, причины подростковой агрессии и детской жестокости искали исключительно в семейных отношениях. Но этот фактор не всегда оказывается самым главным, иначе как можно объяснить агрессивность детей из вполне благополучных семей, где не применяют физическое насилие в качестве воспитательной меры. Ученые утверждают, что нельзя исключать из причин и генетическую предрасположенность.

Воспитание и атмосфера в семье

Со стороны семьи к неадекватному поведению ребенка могут привести:

  • слишком жесткое авторитарное воспитание, чаще всего со стороны строго отца;

  • завышенные требования к ребенку;

  • недостаток любви и слабая эмоциональная связь с родителями;

  • запугивание (даже если не бьют, но вызывают чувство страха);

  • чрезмерное попустительство и потакание;

  • домашние конфликты;

  • отсутствие откровенности между ребенком и родителями.

При наличии проблем в семейном воспитании у ребенка проявляется жестокость уже в детском саду, и это должно стать предупреждением для родителей. Часто воспитатели детсада говорят о проблемах взаимоотношений у детей, но многие родители находят массу оправданий и объяснений, не могут признать проблему.

Дети становятся жестокими не сразу, это процесс постепенный

Важно наблюдать и своевременно применять методы коррекции поведения агрессивных детей

Подростковая и детская агрессия как желание самоутвердиться

Как показывают исследования психологов, первые проявления агрессии у детей начинаются в возрасте 9-10 лет. Именно в этот период ребенок начинает чувствовать свою взрослость, происходит некоторое отдаление от семьи, в приоритет ставятся отношения с друзьями-сверстниками. Жестокость в детской среде — часто желание самоутвердиться в компании ровесников, которое приобретает жесткие формы. То есть, ребенок хочет доказать собственную значимость и силу, а выбирает для этого самый простой путь — подавление с помощью насилия более слабого в физическом или психологическом плане объекта (младшие дети, животные)

Детская жестокость к животным — одно из первых проявлений агрессивного поведения, важно понять почему и зачем ребенок это делает

Жестокие фильмы и игры

К косвенным причинам, провоцирующим подростковую агрессию, относятся также увлечения — фильмы, ТВ, интернет, компьютерные игры. Влияние современной индустрии развлечений одна из значимых причин, почему дети становятся жестокими и агрессивными. У несовершеннолетних, которые постоянно смотрят фильмы со сценами насилия, изменяется восприятие окружающего мира. Компьютерная зависимость вообще может привести к тому, что у ребенка выстроится неправильная система ценностей. Компьютер — это главное, остальное — ерунда. При такой модели поведения ребенок будет готов драться и хамить, лишь бы сохранить доступ к любимому развлечению.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий