Ребенок боится грозы: как ему помочь

Мифы ушли в прошлое, но страхи остались по-прежнему

Однако даже сейчас можно встретить взрослого, который признается, что в темноте чувствует себя крайне некомфортно. Что уж говорить о детях младшего школьного возраста?

Самыми впечатлительными и восприимчивыми к «ужасам темноты» являются наши дети. Кто-то из них подвержен этой фобии в меньшей или большей степени. Тем не менее, родителям часто приходится бороться со страхами своего ребенка, ведь зачастую темнота не дает малышам спать, может внушать им неподдельный ужас и порой настоящую панику.

Как проявляется никтофобия у детей?

Такой страх принято называть никтофобией (от греч. nyktos – «ночь», phobos – «страх») и, несмотря на то, что у всех детей он может проявляться по-разному, психологи выделяют несколько его распространенных симптомов:

  • бессонница;
  • упорное нежелание ложиться в постель и выключать свет;
  • состояние дрожи при выключенном свете;
  • головокружение;
  • потливость;
  • потеря контроля над ситуацией;
  • тревожное состояние;
  • паника и т.д.

Поведение ребенка может проявляться по-разному: некоторых детей беспокоит приоткрытая штора в комнате, через которую видна темная улица; иногда страх может возникать с наступлением темноты даже при включенном свете; в некоторых случаях ребенок не может спать всю ночь и настаивает на постоянном присутствии родителей рядом с ними.

Опасность никтофобии в том, что при выраженных формах страха у ребенка могут начаться проблемы с нервной системой.

Причины страха темноты у детей

Осознание явления смерти в детском возрасте. Согласно мнению экспертов, страх темноты совершенно естественен для периода развития детей: он связан с персонификацией смерти, когда малыш впервые начинает осознавать смерть как явление в человеческой жизни.

Когда ребенок понимает, что когда-нибудь он умрет, возникает на подсознательном уровне страх перед смертью, который зачастую становится причиной персонификации смерти в виде инфернальных монстров, чудовищ и привидений, которые якобы обитают в темноте.

Воображаемое заменяет реальное. Страх рождается тогда, когда у ребенка включается воображение. Ночью мы видим только очертания предметов, которые в темноте начинают вызывать ассоциации с какими-то посторонними предметами (например, когда стул в темноте кажется кораблем с парусами) или мистическими существами, животными, людьми (например, когда свернутые ткани одежды кажутся в темноте сгорбленным стариком или медведем).

У большинства детей в младшем школьном возрасте очень хорошо развито воображение. Однако фантазия под воздействием никтофобии может разыгрывать злые шутки. Если ребенок ко всему этому отличается сильной впечатлительностью, проблем не миновать.

Нужно ли побеждать «чудовищ» в темноте?

Некоторые родители считают, что страх темноты пройдет сам по себе с возрастом, когда ребенок сам осознает безосновательность своих фантазий. Однако это не так.

Если вовремя не «остановить» страхи ребенка, могут начаться проблемы со здоровьем или родятся другие фобии в более зрелом возрасте. Поэтому родителям нужно внимательнее относится к тревогам малыша. То, что кажется вам смешным и незначительным, для ребенка приобретает колоссальные масштабы.

Помочь ребенку справиться с никтофобией способен только взрослый человек. Психологи уверяют, что он очень нуждается в родительской поддержке, потому что именно она помогает ему формировать особую психологическую защиту.

Ошибки родителей

Нередко родители сами не замечают, как мешают ребенку преодолеть страх темноты. Иногда они допускают достаточно серьезные ошибки, когда пытаются научить ребенка спать в темноте.

Если ваш ребенок склонен к никтофобии, ни в коем случае не стоит делать следующее:

  • нельзя открыто смеяться над переживаниями ребенка, даже если ситуация кажется вам нелепой: отнеситесь к страхам малыша с пониманием и сопереживанием;
  • нельзя поддерживать и развивать никтофобию: многие родители неосознанно допускают одну и ту же ошибку, запугивая ребенка чудовищами («Будешь себя плохо вести, придет Бабайка и заберет тебя»);
  • нельзя смотреть с ребенком фильмы в жанре «хоррор», «ужасы», «мистические триллеры»: даже если ваш ребенок проявляет интерес к сюжетам таких кинолент, не стоит знакомить впечатлительного малыша с фантазиями режиссеров (не забывайте, что такие фильмы рассчитаны на взрослую аудиторию);
  • нельзя наказывать ребенка, запирая его в темноте, этот метод давно признан как неэффективный и влияющий на психику маленького никтофоба;
  • нельзя заставлять ребенка бороться со своими страхами самостоятельно – это будет возможно лишь после того, как вы поможете ему сделать первые шаги к этому.

Внешнее проявление тревоги и беспокойства у детей

Повышенная тревожность имеет разные проявления: учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, повышенное потоотделение, напряжение в теле, тошнота. Тревожный ребенок может не отпускать вас ни на шаг, начать заикаться, плакать, впадать в истерику. У него появляются проблемы со сном, повышенная утомляемость, проблемы со здоровьем. 

Но не всегда тревога является чем-то негативным. Чувство страха мотивирует нас или помогает нам избегать опасности и конфликтов

Но если повышенная тревожность мешает нормальной жизни, тогда стоит обратить на эту проблему пристальное внимание

Причины патологической боязни грозы

Почему люди боятся грозы:

  1. Детская психотравма. Сильный испуг во время грозы в детстве может преследовать человека всю жизнь. Может быть, это случилось, когда ребенок потерялся на улице, и началась гроза. Или ребенок был один дома, когда на улице случилась непогода. Или ребенка просто запугали родители. Причиной детской психотравмы может быть что угодно, а ассоциативная связь может носить как прямой, так и опосредованный характер. Например, сама гроза не напугала ребенка, но напугал скандал родителей, который случился в это время.
  2. Психотравма во взрослом возрасте. Несчастный случай, связанный с грозой, или неприятное событие, случившееся во время грозы, может быть причиной психотравмы. Как и в детском возрасте, ассоциации могут носить прямой и опосредованный характер.
  3. Внушаемость и впечатлительность. Репортажи из СМИ, фильмы ужасов, рассказы знакомых – все это может спровоцировать развитие фобии у внушаемого человека.
  4. Суеверия. Некоторые люди до сих пор расценивают грозу как гнев богов, природных сил. Например, человек может быть уверен, что молния ударит в него за какие-то грехи.

Иногда патология связана с другими страхами:

  • астрапофобия – боязнь молний, ярких вспышек света;
  • омброфобия – боязнь дождя;
  • лигирофобия – боязнь грома, громких и резких звуков.

Если человека пугает не вся гроза, а он страдает только боязнью молний или грома, то нужно искать первопричину этого состояния. Например, лигирофобия может быть связана с трудным детством, в котором родители ссорились, кричали, хлопали дверями и т.д.

В чем причины

Трусливым малышам обязательно нужно помогать перебарывать страхи. Но делать это по принципу «клин клином» категорически нельзя! Мы уже выяснили, когда и как появляются тревоги. Теперь выясним, почему они возникают.

Цепочки из прошлого: последствия испуга

Предположим, в раннем детстве случилась неприятная встреча со злобной собакой, которая лаяла, скалила зубы, пыталась укусить.

Не только эмоции, но и все каналы восприятия ребенка (зрение, слух, осязание) в этой ситуации задействованы. А возрастной этап предполагает фиксацию на опасных объектах. Возникает страх перед собаками.

Застревание малолетнего в лифте может привести к появлению аналогичной цепочки.

Вскоре на прогулке малыш боится отойти от мамы, оставаться один из-за страха повторения встречи с животным. Закрепляется новая боязнь – одиночества. Если похожая собака появится возле человека, предмета или в какой-то ситуации, запоминаются все новые и новые устрашающие события.

Постоянное напряжение и ожидание появления собаки заставляет малыша растрачивать психическую энергию на безопасность, что истощает нервную систему и приводит к неврозам. Побеждать последствия столь серьезного испуга придется методами психотерапии не за одну встречу с психологом. Домашние рекомендации тоже придется выполнять очень тщательно.

Она тебя обязательно укусит, или внушенный страх

Если бабушка постоянно запрещает подходить к собаке, потому что «она злая и укусит», а с бордюра прыгать нельзя, потому что «ты упадешь, и будет больно», то вполне вероятно, бабушке удастся научить малыша бояться и высоты, и домашних животных.

Фразы «Ты упадешь», «Она тебя укусит» нужно заменять на предупреждения с альтернативой: «С этого бордюра прыгать нельзя, здесь можно упасть, давай лучше пойдем во-о-он по тому походим?» Справляться с уже внушенными страхами старайтесь через демонстрацию правильного поведения на собственном примере.

Показывайте ребенку, как удовлетворить интерес и не испугаться.

Сила воображения

Творческие дети с богатыми эмоциями часто выдумывают монстров и страшилищ. Эти существа на равных с самим малышом присутствуют в реальности. Возраст фантазирования (около 5 лет) быстро проходит

Важно поддержать ребенка, погрузиться в его мир, прогонять монстров вместе с ним. Преодоление фантазий пойдет быстрее, если исключить мультфильмы, кино и телепередачи мистического толка

Проделки Бабы-яги и Кощея

Сказка – место, в котором ребенку понятнее и спокойнее. Если дома творится что-то неладное, малыш может уйти в себя, в свою фантазийную реальность, в которой обязательно возникнут персонажи добрые и злые. С добрыми он будет дружить, а злых пугаться и приписывать им вину за проблемы в семье. Проработать семейные страхи можно в сюжетно-ролевых играх с куклами, рисунках и лепке.

Когда боится мама

Если значимые члены семьи постоянно сами чего-то боятся, дети легко перенимают эти модели поведения. У замкнутых родителей-домоседов и дети растут домоседами. А во всем окружающем мире зверствуют «злые дядьки», «рыночные воры», «опасные бактерии» и даже «радиоактивное солнце».

Пересмотрите собственные страхи и позвольте ребенку сформироваться психологически без чужого давления.

Иррациональная тревога

Откуда берется этот страх? Это неизвестно до конца. Если ни вы, ни кто-либо из ваших близких (например, бабушка с дедушкой) не рассказывали ребенку пугающие истории, связанные с грозой, и у вас нет связанных с этим явлением травматических переживаний, возможно, страх инстинктивен и иррационален. Это не означает, что малыша можно игнорировать, принижать или высмеивать.

Пенсионеры выиграли 1 млн фунтов и решили помочь детям, обучающимся на дому

Спинозавр, живший 100 млн лет назад, ловил рыбу у береговой линии

Создан имплантат, который может положить конец эры очков для чтения

Никогда не говорите ему следующее: «Ты уже такая большая девочка (большой мальчик), не бойся, это просто буря». Вы должны понимать чувства своего ребенка и уважать их.

Следует говорить вот что: «Мы знаем, что гроза может быть страшной, но мы, взрослые, будем помогать тебе. Мы будем заботиться о тебе, обнимемся, будем вместе ждать завершения бури. Мы будем что-то делать вместе».

«Страх хорошо продается»

Мама ищет. И часто – находит нечто пугающее.  Ее дополнительно невротизируют врачи, готовые выписывать анализы, лекарства, процедуры. Потому что, раз уж пациент пришел, его надо лечить.

Масла в огонь добавляют психологи. Сколько уже вышло статей с заголовками: «5 фраз, которые нельзя говорить детям», «10 поступков, которые нанесут ребенку травму» и так далее.

Это звучит отовсюду: будь осторожен, родитель! Шаг вправо, шаг влево, и ты все испортишь! В формировании нашей тревожности большую роль играет информация. Не зря ведь говорят: «меньше знаешь, крепче спишь».

Любопытный факт: когда я опрашивала мам после родов о том, есть ли у детей какие-то проблемы со здоровьем, подавляющее большинство, несколько сотен человек, отвечали «да» и называли, в общем-то, типичные для младенцев вещи – колики, срыгивания и так далее. Это просто этапы развития, но они воспринимаются тяжело, вызывают тревогу. Почва для страхов готова.

Сегодня информации слишком много. И с одной стороны это хорошо – мы предупреждены и вооружены. Например, недавно поисковый отряд «Лиза Алерт» стал активно информировать о том, что дети могут погибнуть в выгребных ямах. Мы можем учесть этот момент, избегать таких ям, закрыть их, следить за своими детьми.

Но иногда новостной фильтр настроен на такой тревожащий контент, что создается ощущение: везде ужас. Помните историю про няню, которая отрезала ребенку голову?

Если вдуматься, статистически это один случай на миллионы, но он прозвучал так ярко, и само по себе это так страшно, что мне до сих пор мамы говорят: боимся нанимать няню, а вдруг что-то случится? Понятно, что риск попасть, например, под машину, гораздо  выше, чем то, что няня отрежет голову, но люди боятся.

Страх хорошо продается. Журналисты это понимают, «происшествие с детьми» — это кликабельно. При этом, конечно, звучат слова о том, что необходимо распространять важную информацию.

Вот только люди по-разному с ней обходятся. Кому-то хоть и страшно, но это длится недолго – вот я проверил все, что могу сделать по этому поводу, исправил и успокоился. А тревожный человек просто не может отвязаться от этих мыслей, вплоть до проблем со здоровьем.

«Тревожность росла с количеством детей»Светлана Соколова, трое детей, 3,7 и 11 лет:
«С третьим сыном я стала гипертревожной, потому что опыта банально больше. Хотя мне кажется, что я очень рациональная. Люблю инструкции и правила, мы в семье стараемся им следовать.
Когда дома появилась двухэтажная кровать, мы сразу договорились, что младший на «второй этаж» не лазает. В итоге средний сын однажды, зацепившись за опору, сорвался с высоты и сломал себе руку.
А младший падал с самоката и тоже ломал руку. После этого я изучила все окрестные дороги, и если знаю, что там выбоины, мы на самокатах не поедем.
Когда дети заболевают, я стараюсь читать о болезни в подробностях. Однажды это помогло спасти жизнь моему младшему сыну: после ветрянки у него начался менингит, и к счастью, я знала, что такие осложнения бывают, мы успели быстро вызвать «скорую».
Чтобы иметь возможность помочь своим детям, я прошла курсы по оказанию первой помощи. И даже в какой-то момент мечтала научиться самостоятельно интубировать – на случай, если будут трудности с дыханием. Муж смеется: ты бы могла!
Тревожусь ли я? Постоянно! Но говорю себе: делай что должно, и будь что будет. Считаю, что бездействовать все равно нельзя».

Чем опасно чувство тревоги и страха у детей

Страх имеет в своей основе некую защитную функцию, поскольку базируется на инстинкте самосохранения. Испытывая чувство страха, человек переживает из-за боязни каких-то реальных или мнимых опасностей. Такие переживания вызывают учащение дыхания и пульса, напряжение мышц, повышение артериального давления.

Однако следует знать, что чувство страха имеет опасные последствия. Оно порождает неуверенность в собственных силах и, как следствие, неудовлетворенность жизнью. Идя на поводу у страхов, ребенок может уйти в себя и отказаться от общения с окружающими, везде и всюду ожидая опасность.

Дети становятся зависимыми от чужого мнения, начинают постоянно лебезить, прятать глаза, просить прощения, боятся остаться одни, перестают общаться со сверстниками, испытывают огромные проблемы с адаптацией к новым условиям. Так формируется повышенная внушаемость и несамостоятельное мышление.

«Идея о том, что мы можем все проконтролировать – иллюзия»


Вера Якупова. Фото: Павел Смертин

«Для начала поспешу мам успокоить: хотеть защищать своего ребенка – нормально! Это наша базовая потребность – защищать того, кто нам дорог.

А теперь давайте разбираться, от чего мы можем защитить ребенка, от чего – нет, и что со всем этим делать.

Сегодня наша репродуктивная жизнь изменилась: мы не рожаем много детей, это происходит позже и осмысленнее. Ценность материнства, ребенка при этом возрастает. Соответственно, мы больше внимания на это обращаем – как правильно, как лучше.

Есть расхожая шутка: сегодня быть родителем означает заботиться об образовании, строить с ребенком хорошие отношения, развивать у него эмпатию, водить на английский, приучать к спорту, и так далее и так далее. А что значило быть родителем 100 лет назад? Просто иногда кормить ребенка. Мне кажется, это отлично иллюстрирует все, что сейчас происходит.

Наше общество становится детоцентрично. И если без перегибов, то это, на мой взгляд, показатель ценности человеческой жизни. Никогда еще за все время человеческой истории жизнь, особенно детская, не ценилась так высоко, как сейчас. Интересно, кстати, что свою жизнь нам пока еще сложно ценить, а детскую мы уже научились оберегать.

Многие мамы, приходя ко мне на консультацию, говорят:  я-то ладно, но я не хочу, чтобы это передалось ребенку. То есть о себе позаботиться все еще трудно,  а о ребенке – проще. Когда отрабатывается какой-то навык, всегда проще сначала тренировать его на ком-то, и потом уже – на себе.

Так что бережное отношение к детям – это очень хороший «симптом» нашего общества. Это говорит о том, что в целом ценность человеческой жизни возрастает.

Но есть и обратная сторона медали. Да, сегодня мы обладаем достаточной информацией, мы многое знаем о рисках, опасностях и о способах их преодоления. Мы достаточно компетентны в том, чтобы обеспечить физическую безопасность: сейчас развита медицина, есть разные приспособления – заглушки на окна, автокресла, умные часы с GPS и так далее. Мы многое знаем о психологии, стараемся беречь ребенка от душевных травм.

Но при этом мы забываем о том, что человек не всемогущ. Таковы правила игры, так устроен наш мир: не все зависит от нас. Это реальность, и другой у нас нет.

И вот тут – интересный момент. Когда мы пытаемся все контролировать, отвечать за все и всех, нам кажется, что мы – супервзрослые, мы несем ответственность. Но на самом деле, это инфантильная позиция. Нам очень хочется полностью управлять миром, но это никому не дано.

Зрелость состоит как раз в принятии собственных ограничений.

Приписывать себе ответственность за все – тяжкий груз, это может серьезно невротизировать, провоцировать вину и тревогу. Часто это присуще как раз хорошим родителям – образованным, думающим, социально успешным. Это одна из сторон «синдрома отличника».

Мы привыкли еще с нашего советского детства слышать: старайся, и все будет хорошо. Но в реальности жизнь не дает никаких гарантий.

«Когда родился младший – меня накрыло»Алена Фурман, двое детей 3 и 13 лет:
«Когда родился старший сын, я была еще слишком молода и ни о чем не тревожилась. Мы легко пережили синяки и шишки, простуды, ветрянку. Даже то, что до трех лет мой мальчик почти не говорил, не слишком беспокоило – ведь потом-то все наладилось.
Но когда родился младший, меня накрыло. Я боюсь всего и почти постоянно. За прошедшие три года «скорую» малышу я вызывала 6 раз. Встаю ночью, чтобы послушать его дыхание. Сын обварил руку чаем – я купила годовой запас противоожоговых повязок – на всякий случай. Укусила уличная собака – теперь мы обходим всех, даже самых маленьких и самых домашних.
Мы привинтили к стене всю мебель, поставили заглушки на окна, убрали острые предметы и бытовую химию. Но проблема в том, что мой младший сын – товарищ с шилом, поэтому он все равно умудряется создать проблему из ничего.Однажды во сне до крови расковырял себе ухо – это было похоже на фильм о войне. Потом – забаррикадировался в ванной, пришлось вызывать МЧС и ломать дверь.  В какой-то момент я сказала себе: «Защитить его от всех опасностей не получится».
Правда, в смысле тревожности это никак не помогло – я все равно беспокоюсь. Заодно стала беспокоиться и за старшего.  Его это страшно раздражает, а я все равно беспокоюсь. Духовник сказал мне, что нужно доверять Богу, но и это получается у меня пока что плохо…»

Убедитесь, что цель соответствует критериям SMART

SMART — это пять критериев, которым должна соответствовать цель. S (specific) — конкретность, M (measurable) — измеримость, A (attainable) — достижимость, R (relevant) — уместность, T (time-bound) —ограниченность во времени. Прежде чем определять цель в борьбе со страхом, подумайте, достаточно ли она конкретна, понятно ли ребенку, что именно нужно сделать. Подойти к подругам и позвать их в гости — понятно, стать общительной и активной — нет.

Сюда же можно отнести измеримость цели. У вас должно быть четкое понимание, когда цель достигнута. И достижима ли вообще ваша цель?

Важно, чтобы достижение цели было ограничено по времени.При этом не стоит начинать с той, чье выполнение займет больше 1-2 месяцев. Лучше разбить ее на несколько краткосрочных

Пример. Ребенок боится темноты.
Цель: сделать так, чтобы ребенок не боялся темноты.
SMART цель: спать одному всю ночь, не убегая к родителям.
Но к этому не прийти за один день, поэтому имеет смысл разбить выполнение задачи на несколько этапов.

Краткосрочная цель: ребенок остается в постели после того, как родители пожелают спокойной ночи, но они еще периодически к нему заглядывают.
Среднесрочная цель: привыкнуть засыпать самостоятельно.
Долгосрочная цель: засыпать самому и спать одному всю ночь.

Помогаем ребенку победить страх

Решили добавить детенышу храбрости? Приступаем:

Обнимаем и объясняем

Если это первое осознанное столкновение с непогодой, маленький человек еще не понимает что к чему. Объясните, что такое дождь, тучи, гром, молния

Акцентируйте внимание на том, чем они полезны и интересны. Не забывайте и о правилах безопасности

Ваши помощники: тематические книги, видео, мультфильмы.

Учим справляться со страхом

Помогите малышу успокоиться самостоятельно. Он может задернуть шторы, обнять любимого мишку, включить музыкальную игрушку. А вдруг плюшевый кот тоже боится? Ребенок может успокоить его или побояться вместе с ним, укутавшись в плед.

Готовимся к диверсии

Вместе посмотрите мультик про свинку Пеппу и ее любимые прыжки по лужам

Заведите специальный костюм и сапоги для этой важной миссии. Поход в магазин за яркими резиновыми сапожками уже существенно уменьшает страх

Но напоминайте, что лужи появляются исключительно после хорошего дождя.

Гуляем

Естественно, не нужно тащить рыдающего от страха ребенка на улицу. Но когда все проговорено, а красивые резиновые сапоги уже давно ждут своего часа, предложите дочке или сыну пойти попрыгать по лужам.

Для себя захватите валерьянку. Даже в век стиральных машин родителям трудно смотреть, как ребенок кувыркается в грязи. Особенно, в первый раз.

Хотя… можете найти одежду, которую давно пора выбросить, и попрыгать по лужам вместе. Но будьте готовы к тому, что одним разом вы не отделаетесь.

Заводим ритуалы

Кто-то любит в дождливую погоду пить чай с вареньем, а кто-то бросает все дела, чтобы поваляться с книжкой. Вы можете придумать что угодно, соответственно возрасту ребенка и его увлечениям.

Например: «Ага! Гроза! Время волшебных историй! Скорее неси книжку!» или «Я обожаю готовить под шум дождя. Пойдем с тобой печь оладьи!»

Играем в грозу

Пусть ребенок покричит, как гром. Побарабанит металлической ложкой по кастрюле как дождик. Внезапно выпрыгнет, как молния. Побегает по дому под зонтиком, спасая игрушки от ливня.

Обращаемся к психологу

Этап боязни громких звуков вообще и грома в частности проходят все дети. Не нужно бежать к специалисту, как только вы заметили подобные переживания у сына или дочери. Искать психолога нужно, если страх затянулся, доставляет малышу и семье сильный дискомфорт, а справится с ним своими силами не выходит. Не переживайте, опытные психологи прорабатывают такой запрос за 1-2 сеанса.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий