Топ-11 способов увести ребенка с прогулки без истерики

Гулять с ребенком можно только на детской площадке.

Я имею в виду не парки, лесопарки и прочие места, где сам Бог велел гулять. Даже если там нет специально оборудованной песочницы и качелей. Я имею в виду, что если дите решительно направилось за пределы площадки, не надо кричать вслед: “Куда!!!!”, как будто оно собирается пересечь границы нашей Родины или лезет через Берлинскую стену из ГДР в ФРГ. Ничего ужасного не произойдет, если оно побродит по газону, влезет на какую-нибудь гору или отправится исследовать дно канавы. Если отправится по узкой извилистой тропинке, куда глаза глядят. Не страшно даже если оно начнет ощупывать припаркованные машины или гоняться по тротуару за голубями. Или пойдет знакомиться со встречными бабушками. Или обнимать деревья. Или… Да мало ли, куда оно пойдет… Просто идите рядом и страхуйте, если что.

Совет. Если дитю, как моему, нет еще и полутора, заранее подумайте, как вернетесь обратно. Нам, например, помогает сказка про ворон, которые как раз сейчас собираются покататься на нашей коляске. Можно так же догонять собачку бегущую в нужном направлении, но тут велик риск догнать.

Долго прощаться или уходить побыстрее «с глаз долой»?

Ольга Гома уверена, что, заводя ребенка в сад, обязательно нужно с ним попрощаться, а не исчезать незаметно. Если мама просто убегает, пока ребенок отворачивается, его мир рушится, он начинает думать, что самый близкий человек может просто исчезнуть. 

— Если вы говорите ребенку, что будете ждать его за дверью, как иногда говорят мамы, стойте там или не обещайте такое. В противном случае вы просто подрываете доверие к вам.

Нужно обязательно придумать определенный ритуал похода в сад или прощания. Это поможет ребенку начинать день на позитиве.

— Например, можно насыпать корм в птичью кормушку по пути или придумать специальное рукопожатие при прощании. Соблюдайте этот ритуал всегда.
 

Воспитатель подтверждает, что самый сложный момент — это уход мамы. Обычно после прощания дети быстро отвлекаются и занимаются своими делами. 

— Когда утром вы привели ребенка в сад, расскажите, что придете за ним в такое-то время, убедите, что все будет хорошо, поцелуйте и попрощайтесь. Если ребенок плачет и не отпускает маму, тут должен активную роль сыграть воспитатель. Я обычно беру ребенка на руки, жалею его, мы машем маме ручкой и заходим в группу

Там с помощью разговоров и игр я стараюсь его отвлечь, переключить внимание на что-то другое. И обычно уже совсем скоро ребенок играет с игрушками и сверстниками. 

Причины, по которым малыш не хочет ходить в сад в 2 и 3 года — таблица

2 года3 года

Малыш боится смены окружающей обстановки и режима.

Когда малышу еще нет трех лет, ему крайне необходимо внимательное отношение мамы. Кроха из привычной для него домашней среды, где любимая мама всегда рядом, попадает в чужой мир, где все абсолютно люди для него незнакомы, пусть даже они относятся к нему положительно.

Малютке приходится принимать правила распорядка дня, которые могут отличаться от тех, что у него были дома

Также важно учитывать необходимость дисциплины, которая была не так категорична у мамы. Нарушение личного пространства и режима дня провоцирует появление истерик. Негативный опыт первого посещения детского садика

Негативный опыт первого посещения детского садика.

Часто именно этот отрицательный опыт дает категорический отказ ребенка от дальнейшего посещения ДОУ.

Ребенок психически не готов к детскому саду.

Решить эту причину бывает сложнее всего. Истоки ее могут крыться в особенностях развития каждого малыша. Порой первоисточник этой проблемы – нехватка эмоционального общения с мамой.

Переизбыток впечатлений.

Эмоций, переполняющих кроху в садике, бывает столь много, что малыш может просто устать и переутомиться. В связи с этим появляются неожиданные капризы, слезы, нервы.

Негативное отношение к ребенку персонала.

Это не всегда имеет место, но исключать такое условие не стоит.

В каком возрасте с детьми становится легче договориться?

До 3 лет дети очень эмоциональны. Иногда проще избегать неприятных ситуаций, чем решать, как из них выйти. Например, пропустить прогулку, если ребенок капризничает больше обычного. К 4-5 годам с детьми становится проще договариваться, они с удовольствием участвуют в делах взрослых, напоминают маме, что нужно зайти магазин или позвонить сантехнику.

Мальчики и девочки-дошкольники понимают, когда родители устали или сердятся, и могут подстраиваться под чужое настроение, сидеть в очереди, ждать, когда мама договорит по телефону. Ученики младших классов проявляют самостоятельность, гуляют во дворе без взрослых, учатся засекать время и вовремя возвращаться домой.

Почему такие милые малыши устраивают такие гадкие истерики?

Истерики — весьма неприятная часть взросления. Не так просто продолжать нежно любить свое чадо, норовящее упасть в лужу и бить там ногами с громкими криками. Однако понимание причин позволяет спокойнее пережидать эти периоды и, более того, сокращать их длительность и количество.

Каждая истерика — это результат несовпадения желания и возможностей. Малышу прямо сейчас нужно именно то, о чем рассказать он пока не может, а взрослые и не догадываются.

Неразвитость коммуникативных навыков, скудность активного словаря и неумение справляться с собственными эмоциями — основные причины истерик у детей от года до двух. Срочно надо выпить еще соку, помыть попу, погладить вон ту собаку, а объяснить не получается. Желания растут, становятся более разнообразными, и словарный запас за ними не успевает. При этом дети не задумываются, насколько понятно они сообщают о своем требовании, и то, что родители его не выполняют, приводит к состоянию фрустрации (негативным эмоциям из-за несоответствия желаемого и действительного) и последующему «взрыву».

У тоддлеров, детей в возрасте 3-4 лет, умеющих выражать свои желания, истерики связаны обычно с «борьбой за власть». Кризис самоидентификации, начинающееся в трехлетнем возрасте отделение себя от мамы, попытки автономии и проверки границ приводят к бурным эмоциональным реакциям в ответ на неудовлетворенные потребности вчерашних грудничков.

Чтобы адаптация ребенка прошла легко

Адаптация в саду у каждого малыша проходит по-своему, важно заранее подготовить ребенка к детскому саду. Прекрасно, если есть возможность приучать малыша к садику постепенно. Для ребенка будет сильным стрессом, если после сугубо домашнего окружения он сразу на целый день останется в новой, чужой для него обстановке

Для ребенка будет сильным стрессом, если после сугубо домашнего окружения он сразу на целый день останется в новой, чужой для него обстановке.

Сначала приведите ребенка в садик на прогулку, останьтесь с ним на 20-30 минут, постепенно увеличив время пребывания в группе до часа.
Стимулируйте малыша общаться с другими детками, с воспитателями, если видите, что «процесс пошел» — отходите в сторонку, но не уходите.
Затем познакомьте малыша с обстановкой внутри заведения: побудьте в группе во время игр, обеда, останьтесь на время дневного сна.
Посмотрите, в какие игры и игрушки играют с детьми воспитатели, и научите малыша этим играм дома.
Если увидите, что ребенок заинтересованно общается с другими детками, оставляйте его одного – сперва на несколько минут, предупредив, что скоро вернетесь.
День за днем увеличивайте время его самостоятельности и каждый раз четко сообщайте малышу, когда именно вы за ним придете: «Я заберу тебя после того, как ты пообедаешь; после того, как ты поспишь»

Всегда сдерживайте свое обещание, не опаздывайте!
Важно: лучше, чтобы первые дни ребенка в садике пришлись не на традиционное начало сентября, а на лето. Меньше деток в группе, больше внимания ему лично – залог более легкой адаптации.

Fotolia

Что делать, если прошло время, а ребенок все равно по утрам плачет?

Психолог уверена, что в большинстве случаев, плохая адаптация — это неготовность самих родителей оставить ребенка в саду. Нужно искать внутренние мотивы в себе или родных.

— Например, мама может не работать или находиться во втором декрете. Ее мучает совесть, что она отправляет ребенка в сад, а сама в это время дома. Ребенок чувствует мамино состояние и становится «болезненным» или совсем «несадовским», чтобы удовлетворить потребность мамы. Конечно, он не думает: «Так, сейчас заболею и останусь с мамой». Это происходит само собой, поскольку внутренние мотивы взрослых передаются ребенку.

Психолог давно заметила, что в тех семьях, где родители уже вышли на работу, а бабушки не могут помочь, дети адаптируются быстрее и легче. От родителей к детям идет посыл: «Без этого никак нельзя, нам это нужно, так будет лучше».

Воспитатель также замечает, что родители порой нервничают больше, чем дети. И эта тревога «передается» ребенку, что тормозит процесс адаптации.

— Если мама спокойно отдает ребенка в сад, а не думает, «как же я оставлю его с чужой женщиной», то и ребенок быстрее привыкает к новым условиям. Ведь существует достаточно сильная связь «мама — ребенок». И то, что мама транслирует ребенку, очень сильно сказывается.

Как спокойно реагировать на детские капризы?

Возраст до 3 лет — период, когда ребенок часто плачет. Капризы, в понимании взрослых, схожи с манипуляцией, но часто дети просто не могут иначе выразить эмоции. Они кричат и льют слезы, когда устали, плохо себя чувствуют, не согласны с поступками и словами мамы. Родителям не стоит забывать, что перед ними маленький человек, который не получает удовольствия от истерики и никого не хочет разозлить.

Стоит меньше беспокоиться об осуждении со стороны прохожих, и ни в коем случае не кричать и не бить ребенка, чтобы он замолчал. Некоторые взрослые ставят себя в неловкое положение, обещая малышу уйти без него. Сначала он пугается, но постепенно понимает, что это пустые угрозы. Лучше взять его на руки и быстрее уйти с площадки. Выяснять отношения, вести беседу можно, успокоившись, и не на глазах у посторонних людей.

Детям 3-4 лет можно озвучивать планы заранее, вместе с ними продумывать маршрут прогулки. Перед тем, как увести ребенка с площадки, стоит предупредить его, что осталось немного времени для игр. Так он сможет завершить то, что начал, успеет покататься с горки или на качелях.

Прерывать капризы обещанием купить ребенку угощение или игрушку — не очень хорошая идея. Он быстро усваивает последовательность действий и плачет снова, чтобы добиться желаемого.

Некоторые мамы заранее продумывают поощрения, которые заинтересуют детей. На площадке — это встреча с другом или возможность побегать босиком, в магазине — йогурт или мыльные пузыри, в гостях — кот или щенок, дома — мультики после ужина. Видя, что малыш собирается закатить истерику, взрослые быстро напоминают, что ждет его дальше.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми

Сравнивая своего ребенка с другими детьми, родители порождают в нем излишнюю тревогу. Малыш перестает нравится сам себе, становится неуверенным и застенчивым. Возможно, у ваших друзей ребенок, действительно, достигает больших высот в учебе и спорте. Но фраза мамы «а твой одноклассник получил пятерку за контрольную, а ты — тройку» точно не подстегнет ребенка прилежнее учиться.

Давайте советы, хвалите, разумно критикуйте. Но в своих «нравоучениях» избегайте любых сравнений, которые бы принизили старания и без того застенчивого ребенка.

Елена Владимировна дает важные рекомендации: «Родителям очень важно, не зацикливаться на проблеме застенчивости ребенка. Не нужно вообще говорить об этом при малыше! Не заставляйте его знакомиться и играть с другими детьми, если ребенок сам не проявит желание наладить общение со сверстниками. Как правило, к 7 годам проблема стеснительности исчезает, как будто и не стояла вовсе

Поверьте, ваш малыш подрастет и будет с легкостью общаться с окружающими, непременно заведет друзей»

Как правило, к 7 годам проблема стеснительности исчезает, как будто и не стояла вовсе. Поверьте, ваш малыш подрастет и будет с легкостью общаться с окружающими, непременно заведет друзей».

Эксперты:

Инна Александровна Мальцева

Любовь Быкова

Елена Владимировна Ушачёва

Помогите ребенку расширить круг общения

У застенчивого ребенка мало друзей. Стеснительность и неуверенность в себе мешают ему знакомиться со сверстниками и общаться с ними на равных. И нередко родители, видя, насколько тяжело малышу находиться в большом коллективе, стараются «защитить» его. Няня вместо детского сада, минимум времени на детских площадках, праздники только в кругу семьи — это целый ряд ошибок, которые тормозят развитие ребенка и совсем не помогают ему в навыках социализации.

«Гуляйте с ребенком в час пик, когда много ребятишек на площадке, чтобы он начал взаимодействовать со сверстниками, — говорит Любовь Быкова. — Есть много активных игр, таких как прятки, догонялки, катание на велосипеде. Не ленитесь, возьмите с собой на площадку игрушки, самокат. Чаще посещайте новые места, где ребенок еще никого из ребят не знает: здесь он будет учиться знакомиться и выстраивать новые отношения. Игра раскрепощает, помогает освоить навык и легче отстаивать свое мнение, развить инициативность. Способствует формированию доверия и уверенности в себе, развивая спонтанность. Лучше использовать игры, которые способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка и приводят к развитию умения позитивно разрешать проблемные ситуации».

«Запишите ребенка на различные развивающие занятия, где он сможет познакомиться с другими ребятами. — советует Любовь Быкова. — При этом можно переходить к групповым занятиям постепенно, если малыш сильно стесняется. Пусть это будет сначала работа с педагогом тет-а-тет, а затем малые группы по 2-3 человека. А дальше — большой коллектив. Меняйте ситуации вокруг ребенка постепенно, давая ему возможность адаптироваться, тогда научение знакомству будет проходить комфортно и безболезненно».

Советы родителям для лучшей адаптации детей в саду

Если ребенок плачет в саду, это – показатель того, что ему нужна помощь. Ведь маленький человечек еще так беззащитен, а его нервная система такая хрупкая. Обязательно спросите у воспитательницы, сколько плачет ваш ребенок и когда. Может быть, он больше всего расстраивается по утрам, когда вы уходите? Может быть, вечером, когда думает, что его не заберут? А может быть, ребенок плачет после сна, потому что новая обстановка для него некомфортна? В зависимости от причины плача вы сможете устранить ее и успокоить тем самым расстроенного малыша.

Обратите внимание на то, плачет ли ребенок после того, как в садик его отводит мама или, может быть, плач усиливается, когда в садик его отводит папа? Если ребенок меньше плачет, когда в садик его отводит другой член семьи (не мама), пусть этот член семьи (папа, дедушка, старшая сестра) его пока и отводит. Так нужно делать, пока малыш не адаптируется.
Узнайте у воспитателя, какие игры или игрушки больше всего радуют вашего ребенка

Может, он успокаивается, ложась спать с любимой лошадкой? Или после разговора с девочкой Ирочкой? Или ему нравится, когда воспитательница читает ему сказку про Золотого петушка? Эти методы нужно применять, когда ребенок плачет в саду.
Не молчите, разговаривайте с ребенком даже в том случае, если он еще мал и говорить с вами не может. Когда мама и папа разговаривают с ребенком, что-то объясняют, делятся впечатлениями, малыш успокаивается и плачет намного реже. Очень хорошо, когда по дороге в детский сад мама рассказывает ребенку о том интересном, что ждет малыша в группе. А по дороге домой тоже что-то рассказывает ребенку, спрашивает, как он провел день.
Можно давать ребенку в сад его любимую куклу или мишку – игрушку, с которой он чувствует себя более защищенно. Такая игрушка наверняка найдется у каждого ребенка. Это особенно хороший способ, если у ребенка тяжелая или средняя степень адаптации к незнакомой среде. Можно также дать ребенку с собой его любимую вещь – платьице, полотенце, платочек, любимые тапочки. С этими предметами ребенок будет чувствовать себя немного уютнее – с ним вроде бы частичка привычной домашней обстановки.
Есть еще один прекрасный способ смягчить адаптацию ребенка в садике. Можно дать ребенку ключ и сказать, что это ключ от квартиры. Можно сообщить ребенку, что теперь ключ от квартиры (дома) будет только у него и без этого ключа мама или папа домой попасть не смогут, пока не заберут из садика своего малыша. Это очень хороший ход, который поможет ребенку чувствовать себя важным и нужным. Это также поможет обрести ребенку дополнительную уверенность в себе и в том, что родители обязательно заберут его из садика как можно скорее. Этот ключ должен находиться у ребенка в таком месте, чтобы малыш мог достать его и ассоциировать с приходом родителей. Это придаст ему уверенность в себе в те моменты, когда малыш плачет в садике.
Когда родители забирают ребенка из садика, они не должны спешить, нервничать и кричать. Даже если родители нервничают молча, ребенок моментально считывает эти эмоции и повторяет их. Ведь связь малыша с родителями в этом возрасте очень крепка. Чтобы ваш ребенок не расстраивался и не плакал, постарайтесь сами быть в хорошем настроении и добром здравии.
Не стоит реагировать на первые же слезы и капризы ребенка. Он быстро поймет, что таким образом может манипулировать мамой и папой. Будьте тверды в своих намерениях и не отступайте от них. Если уж решили сдать ребенка в садик, переживите вместе с ним первый месяц адаптации (а может, и дольше) и чутко реагируйте на его потребности и проблемы. Ваша твердость и доброжелательность поможет ребенку обрести спокойствие в непривычной среде.
Придумайте милую традицию, когда прощаетесь с ребенком, оставляя его в саду. Научите его посылать воздушный поцелуй или поцелуйте ребенка в щечку, погладьте его по спинке, подайте другой условный знак, который говорит о любви к ребенку. Этот обмен знаками «я тебя люблю» успокаивает малыша, дает ему ощущение защищенности не смотря на то, что любимая мама (папа) сейчас уйдет.

Физические способы успокоить истерику

Попросить ребенка кричать как можно громче. Это хороший способ, если, конечно, это не звучит как “Ой, давай! Ори еще громче, никто ж не слышит!”. Нужно грамотно сказать что-то вроде: “Помоему, ты не всю обидку показываешь. Давай всю! Давай-ка громче покричим, как мы на самом деле недовольны!”. Вполне себе способ выпустить эмоции.

Погудеть. Один из способов разделить эмоции ребенка — войти в звуковой резонанс. Гудеть или тянуть звук “а-а-а” в такт плачу ребенка. Только звук должен быть ниже, спокойнее и тише. И тогда ребенок через время подстроится и успокоится.

Побить предметы. Реальность там, где твое тело. Если ребенок сильно злится, то выразить это физически — значит и выпустить это из себя. Даже для нас с вами работает ведь!

Порвать бумагу. Младших детей такой способ просто отвлекает, а старшим может предлагаться в качестве варианта того, как выплеснуть злость.

Игры с песком или пластилином. Игры с приятными тактильными ощущениями — тоже отличные помощники мам. Причем эта идея хороша как для годовалых малышей, так и для тридцатилетних тетенек. Полепишь куличики, поразминаешь руки, и уже куда-то ушли злость и обида.

Купаться. Особенно приятный метод для лета или перед сном. Купание прекрасно снимает нервное напряжение и отвлекает, а пока ребенок занят игрой в воде, мама может выдохнуть и тоже успокоиться.

Сделать массаж

Очень приятный и нежный способ вернуть внимание ребенка из эмоций обратно в тело

Потанцевать. Еще один прекрасный телесный способ справиться с чувствами. Вы можете пригласить ребенка на танец, взять на руки, закружить или просто танцевать с ним рядом.

Переодевание. Особенно такое любят девочки. Иногда приходится долго убираться после того, как даешь дочери возможность самой выбрать себе одежду из шкафа и перемерить все, что захотелось, но удовольствие ребенку обеспечено. Конечно, это не работает в случае сильной истерики. Этот метод скорее для длительного нытья, “нехочуханья” и отказов слушаться.

Аквагрим. Дети очень любят грим! Девочки любят красить губки, а мальчикам можно предложить “превращение” в какое-нибудь животное. Необязательно иметь специальные краски, вполне подойдет мамина косметичка или натуральные “краски” типа сметаны, куркумы или еще что-нибудь, что есть в холодильнике. Но одно правило: грим не получится нарисовать, если есть слезки!

Ароматы. Еще один способ “переключить” чувства — дать ребенку понюхать что-нибудь с сильным запахом. “Ой! Что это за запах? По-моему, пахнет сыром! Ты что, где-то запрятал(а) сыр? Или, может, папа где-то оставил? Давай-ка принюхаемся…”

Объятия. Говорят, человеку просто для здоровья нужно четыре объятия в день. Восемь — для спокойствия. Шестнадцать — для счастья. Может, это и не доказано на 100%, но это невероятно приятно и не несет никакого вреда для организма или отношений.

Попросить помощи у брата или сестры. Двое людей, которые тебя любят, гладят и обнимают, всегда лучше, чем один. А если у вас многодетная семья, объятий и вовсе может быть через край.

Дать грудь. Простой, как и все гениальное, способ от нашей подписчицы: “Для ребенка на ГВ (то есть грудном вскармливании) можно вообще ничего не придумывать. Почти любую истерику можно остановить, просто дав малышу грудь”.

И здесь нам хочется успокоить тех родителей, которые переживают, что таким образом они формируют у ребенка связь между успокоением и едой. Нет никаких доказательств этому мифу. А вот то, что грудь для ребенка – это не только про еду, а очень сильно про связь с мамой, всем очевидно. Грудь даже называют второй пуповиной, так что вы можете быть спокойны на этот счет.

Покушать. Этот вариант здесь не как способ “заесть” неприятные эмоции. Это о том, что не все дети и не всегда могут слышать маленькие сигналы своего тела. Они могут быть голодны, а из-за этого утомлены, а из-за этого слишком нервно на все реагировать. Сами они этого понять не могут. Так что если ребенок раскапризничался, стоит оценить, хорошо ли он ел в последний раз и как давно это было.

Как ускорить адаптацию?

Чтобы ребенок быстро и легко привык к переменам в его жизни, психолог Ольга Гома советует заранее рассказывать ему о детском саде. Нужно делать акцент на позитивных вещах (что там много игрушек, дети вместе играют и ходят на прогулки), не приукрашая действительность, чтобы потом у ребенка не было разочарования.

Психолог советует еще до начала учебного года сходить с малышом на последнюю прогулку в саду, чтобы он познакомился с воспитательницей, увидел, что дети весело играют вместе, а потом их вечером забирают мамы.

Если администрация не запрещает чужим людям играть на территории сада, такие прогулки станут отличным подспорьем для успешной адаптации в будущем, соглашается воспитатель Виктория Кулинич. Можно также взять ребенка с собой, когда мама за пару дней до начала посещения сада понесет справку заведующей.

— Обычно в этот день заведующая показывает помещение той группы, куда определен ребенок. И это отличная возможность познакомить малыша с тем местом, куда он скоро придет. Если там еще будет воспитательница, то он сможет с ней наладить с ней первичный контакт.

Когда придет время посещать детский сад, начинать нужно с минимального времени, постепенно оставляя ребенка в саду все дольше:

— В первую неделю стоит водить ребенка в сад на 1-2 часа во время произвольной игры в группе или на улице (без завтрака и занятий), —  советует психолог Ольга Гома. —  Затем можно приходить на завтрак и в течение недели оставлять ребенка на 2-3 часа. Еще 2-3 недели водим малыша с завтрака до обеда и только потом оставляем на дневной сон, забирая сразу после сна либо полдника. Хорошо, если этот этап тоже продлится около 2-3 недель. После такого плавного вхождения в режим можно оставлять ребенка уже на весь день, но по возможности забирать в течение пары месяцев в 16-17 часов.
 

Примерно такой же схемы придерживается воспитатель, только она выделяет на каждый этап в среднем по неделе. Начинать новый этап адаптации, например, оставлять ребенка на обед или сон, Виктория Кулинич советует не с понедельника, а со вторника.

— Дети за выходные немного отвыкают от сада, поэтому в понедельник лучше оставить тот же режим, что был на прошлой неделе. А со вторника уже вводить что-то новое: обед, сон и т. д.

Куда сходить с ребенком помимо детской площадки?

Если времени на прогулку мало, на улице дождливо или очень холодно, стоит подумать, куда пойти с ребенком вместо детской площадки. Можно прогуляться в магазин, зайти на чай к соседке или выбраться в кино, кафе. Смена обстановки обеспечивает хорошее настроение, подобные развлечения не требуют больших затрат энергии от родителей и детей.

Хотя прогулки важны для здоровья и развития, иногда нужен и пассивный отдых. Можно полежать на диване, почитать книгу или посмотреть фильм, приготовить что-нибудь вкусное или побездельничать. Главное — получать от этого удовольствие.

Пройдите тестНасколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Истерика у школьника – это нормально?

Школьный период состоит из 11 лет. Согласитесь, между первоклашкой и выпускником разница есть, и она очень велика. Бывает так, что ребёнок ещё психологически не готов к школе, особенно если школа – его первый «отрыв» от семьи. Новая социальная роль, изменение всего уклада жизни, введение оценочной системы деятельности ребёнка, жёсткая необходимость подчинять своё поведение требованиям учителя – всё это стрессовые факторы, связанные с началом обучения. Не всем детям удаётся успешно с ними справиться, и появившиеся истерики у младшего школьника могут быть одним из признаков психологического неблагополучия.

Кроме того, у школьников могут сохраняться те самые ложные истерики, целью которых является манипуляция. Происходит это из-за ошибок в воспитании, вызванных неопытностью родителей и другими факторами. Бороться с ними нужно теми же методами, о которых мы говорили в цикле статей про дошкольников.

Что поможет увести ребёнка с прогулки домой без истерики

Если истерика уже случилась, то нам остаётся только принять разочарование малыша и поддержать его. Но в будущем мы можем действовать более эффективно, чтобы предотвратить истерики.

Сразу оговорим стратегии, которые не работают:

Уговаривать, объяснять. Детская нервная система ещё не настолько развита, чтобы внять уговорам и объяснениям

Дети живут в здесь и сейчас: «Мне так интересно здесь, почему я должен уходить домой?» Они пока не способны простроить причинно-следственные связи и не понимают важности распорядка дня.
Обещать вознаграждение — конфету, мультик или покупку новой игрушки. Так мы приучаем к неэффективной мотивации: «Ты получишь вознаграждение только если сделаешь то, что мне нужно».
Устраивать завлекающие представления

Например, убегать за птичками или прятаться за деревьями, чтобы заманить ребёнка подальше с площадки. Такими действиями мы роняем свой родительский авторитет, а придумывание и воплощение завлекалочек забирает много сил.

​Но есть два принципа, которые помогут увести ребёнка с прогулки без истерик:

  1. Дайте немного времени, чтобы он смог принять ситуацию. Например, озвучить заранее, какие действия будут происходить и проговорить распорядок дня. Тогда ему становится проще: он включается в то, что одно действие заканчивается и он переходит к следующему пункту.
  2. Не обращайтесь с ребёнком как с человеком, которому нужно постоянно указывать. Ему больше поможет, если вы будете говорить с ним как с товарищем, с которым можно сотрудничать в соблюдении распорядка и давать ему какой-то выбор в действиях. Если малыш что-то выбирает сам, то у него будет ощущение, что он контролирует свою жизнь. И тем охотнее он будет следовать собственному выбору.

Рассмотрим на примере, как это работает.

Придя на детскую площадку, вы говорите: «Мы можем пробыть здесь до обеда», и отпускаете ребёнка играть. Эта фраза даёт ему понимание, что есть какая-то точка, после которой нужно будет уйти.

За 10 минут до обозначенного времени подходите, устанавливаете контакт и напоминаете:

— Скоро нужно будет уходить. Ты можешь скатиться с горки два раза или сделать два круга на карусели. Что ты будешь делать?

Допустим, ребёнок подходит к карусели. Помогаете ему сесть на лошадку и крутите карусель. При этом считаете: «Ты прокатился один круг. Остался ещё один».

Затем снова проговариваете: «Пора уходить», и делаете паузу.

Если не уходит, напоминаете о распорядке и даёте выбор:

— Помнишь, мы должны уйти до обеда? Сейчас уже до обеда. Ты пойдёшь со мной или побежишь, а я буду тебя догонять? Поймаю-поймаю-поймаю.

Вот ещё несколько фраз для предоставления выбора, которые помогут переключить внимание ребёнка на возвращение с прогулки домой:

  • Будем возвращаться домой через парк или через магазин?
  • Пойдём по этой дорожке или по этой?
  • Ты возьмёшь меня за руку или пойдёшь рядом?

Этот алгоритм действительно работает, просто попробуйте. В ситуации, когда ребёнок уже привык к истерикам при уходе с детской площадки, может понадобиться чуть больше времени на перестройку. Но оно того стоит.

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Куда сходить с ребенком помимо детской площадки?

Если времени на прогулку мало, на улице дождливо или очень холодно, стоит подумать, куда пойти с ребенком вместо детской площадки. Можно прогуляться в магазин, зайти на чай к соседке или выбраться в кино, кафе. Смена обстановки обеспечивает хорошее настроение, подобные развлечения не требуют больших затрат энергии от родителей и детей.

Хотя прогулки важны для здоровья и развития, иногда нужен и пассивный отдых. Можно полежать на диване, почитать книгу или посмотреть фильм, приготовить что-нибудь вкусное или побездельничать. Главное — получать от этого удовольствие.

Пройдите тестНасколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

В каком возрасте с детьми становится легче договориться?

До 3 лет дети очень эмоциональны. Иногда проще избегать неприятных ситуаций, чем решать, как из них выйти. Например, пропустить прогулку, если ребенок капризничает больше обычного. К 4-5 годам с детьми становится проще договариваться, они с удовольствием участвуют в делах взрослых, напоминают маме, что нужно зайти магазин или позвонить сантехнику.

Мальчики и девочки-дошкольники понимают, когда родители устали или сердятся, и могут подстраиваться под чужое настроение, сидеть в очереди, ждать, когда мама договорит по телефону. Ученики младших классов проявляют самостоятельность, гуляют во дворе без взрослых, учатся засекать время и вовремя возвращаться домой.

Детская площадка — хорошее место, нужное для развития ребенка. Плюсы от ее посещения: физическая активность, общение, игры. Время, когда дети маленькие, быстро проходит. Период, в который сына или дочь трудно увести с улицы, заканчивается в средней школе. Тогда родители уговаривают школьников оторваться от гаджетов и подышать воздухом. Поэтому иногда можно уступить ребенку и отложить все дела, чтобы он гулял и наслаждался детством.

Почему ребёнку нужно ходить в детский сад

Специалисты уверены, что для полноценного развития, формирования характера и вливания в социальную среду детям лучше расти в коллективе, чем постоянно находиться дома с мамой, бабушкой или няней.

В группе ребёнок не только учится общаться с другими детьми, но и привыкает к самостоятельности

Посещение детского сада имеет свои положительные стороны:

ребёнок учится взаимодействовать с другими людьми

И речь идёт не только о детях, но и о взрослых, ведь малыш знакомится с несколькими воспитателями, музыкальным руководителем, психологом и другими сотрудниками сада;
психологи и педагоги обращают внимание, что в группе дети начинают быстрее развиваться. Секрет этого прост: ребёнок, который дома не хотел выполнять задания, наблюдает за сверстниками, и хочет быть первым, лучшим, так же стремиться научиться определённым навыкам. В нём просыпается инстинкт лидерства и соперничества;
приучение к дисциплине: очень важный момент для взрослеющего малыша

Сегодня многие родители поощряют вольное воспитание, когда ребёнку можно все. Но таким детям становится очень трудно в школе, где уже нет игр, но нужно выполнять задания учителя. Именно в саду дети привыкают к дисциплине в игровой форме, а к старшему дошкольному возрасту уже осознают, что можно делать, а что нет;
организация режима дня: медики всего мира настаивают, что приучение ребёнка к определённому распорядку положительно влияет на его развитие. Если кроха до двух — трёх лет не знал, что такое режим, в саду за несколько месяцев организм привыкнет к новым правилам. А после выпуска из дошкольного учреждения у ребёнка не будет проблем в школе, ведь там тоже все по времени и расписанию;
проявляет самостоятельность и характер: когда мамы нет рядом постоянно, малыш начинает сам анализировать многие ситуации и принимать решения, за которые только он несёт ответственность.

В нём просыпается инстинкт лидерства и соперничества;
приучение к дисциплине: очень важный момент для взрослеющего малыша. Сегодня многие родители поощряют вольное воспитание, когда ребёнку можно все. Но таким детям становится очень трудно в школе, где уже нет игр, но нужно выполнять задания учителя. Именно в саду дети привыкают к дисциплине в игровой форме, а к старшему дошкольному возрасту уже осознают, что можно делать, а что нет;
организация режима дня: медики всего мира настаивают, что приучение ребёнка к определённому распорядку положительно влияет на его развитие. Если кроха до двух — трёх лет не знал, что такое режим, в саду за несколько месяцев организм привыкнет к новым правилам. А после выпуска из дошкольного учреждения у ребёнка не будет проблем в школе, ведь там тоже все по времени и расписанию;
проявляет самостоятельность и характер: когда мамы нет рядом постоянно, малыш начинает сам анализировать многие ситуации и принимать решения, за которые только он несёт ответственность.

Очень часто именно в саду у ребёнка проявляется хороший аппетит, а родители не могту нарадоваться, ведь раньше их малыша нельзя было заставить нормально поесть

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий