Развитие грудничка в 4 месяца: что должен уметь малыш

Правильный уход за ребёнком и питание: что нужно знать

Основные правила ухода остаются прежними. В этом возрасте утро малыша начинается с любящей мамы и завтрака. Дети, находящиеся на грудном вскармливании, едят по требованию. Дети, получающие смесь, питаются примерно 7 раз в сутки, размер порции рассчитывается. Мама может заметить, что объём грудного молока снизился, и у неё начался лактационный криз. Не стоит сразу хвататься за бутылочку и давать её кричащему ребёнку, так как криз длится недолго. А малыши, которых начинают докармливать из бутылочки, могут отказаться от груди совсем. Ведь получить питание с помощью соски намного проще, чем добывать его из груди. Ещё один минус докорма: ребёнка прикладывают ненадолго, потом он получает смесь, а у женщины вырабатывается столько молока, сколько сосёт ребёнок. То есть когда ребёнок будет стараться высасывать даже капельки, поступит сигнал, что молока не хватает, и организм женщины начнёт вырабатывать его в большем количестве. Если мама намерена сохранить грудное вскармливание, нужно набраться терпения, и применять некоторые правила в этот период:

  • рацион должен быть сбалансированным;
  • есть необходимо не менее 5 раз в день;
  • пить побольше жидкости;
  • спать 7–9 часов в сутки;
  • не волноваться;
  • обязательно прикладывать ребёночка к груди чаще.

Грудное молоко представляет собой самую лучшую и полезную для грудных детей пищу

После завтрака начинаются гигиенические процедуры: смена подгузника, подмывание, умывание, протирание. Не следует подмывать ребёнка часто и с усердием, это может привести к неблагоприятным последствиям. Детское мыло или средство для мытья употреблять нужно не более 1 раза в день при сильном загрязнении. Подмывать необходимо под проточной водой. Девочку мыть спереди назад, не затрагивая малые половые губы (при загрязнении можно протирать их стерильным маслом); мальчика в любом направлении, не отодвигая крайнюю плоть. Подгузник желательно сразу не одевать, а оставить малыша проветриться на 15–20 минут или более. Для профилактики опрелостей можно промазывать кожу и складочки специальным кремом. Все средства должны соответствовать возрасту грудничка.

Пока ребёнок принимает воздушную ванну, его можно умыть:

  • личико умывают чистой водой;
  • глазки протирают по направлению к носу отдельными ватными дисками, смоченными в кипячёной воде;
  • носовые ходы обрабатывают вращательными движениями с помощью чуть влажных ватных жгутиков;

  • ушки чистят при необходимости тем же способом, как и носик;
  • складочки (на шее, подмышечные, паховые, подколенные, сжатые кулачки) также протираются влажным ватным тампоном для предотвращения потницы, затем промокают.

В этом возрасте ещё сложно организовать удобный режим дня, но какие-то основные моменты соблюдать можно, что облегчит родительские заботы в будущем и благотворно скажется на ребёнке. Дети-искусственники едят в определённое время, дневной сон лучше совместить с прогулкой, а укладываться спать на ночь необходимо в одно и то же время. Длительность прогулки зависит от настроения родителя и погоды. Дышать свежим воздухом детям рекомендуется не менее 3 часов в день. В холодное время года на прогулку грудничка одевают так же как и себя, добавив ещё один слой (ползунок или кофточку).

Перед последним кормлением малыша обычно купают. Средства для купания ребёнка используют не чаще 1 раза в неделю. Температура воды около 36 градусов. При опрелостях в ванночку можно добавить отвар календулы, череды или ромашки.

Общие движения и перемещения

Развитие общих движений отражается в удержании определенной позы в пространстве, всесторонним развитии навыков управления телом. Физическая подготовка малыша сказывается и на его умственном и психологическом развитии. С каждым месяцем кроха совершенствует свои умения. Что умеет ребенок в 4?

1) Малыш в 4 месяца уже умеет лежать на животе, опираясь на предплечья (под углом от 45 до 90 градусов). Локти при этом не заходят за плечи, находятся на одном с ними уровне или впереди.

Малышу интересно разглядывать окружающие его предметы, изучать обстановку вокруг. Окружите младенца красочными картинками, которые он с удовольствием будет рассматривать.

2) Может свести руки вместе, лежа на спине, прижимая подбородок к грудке.

Развиваются хватательные движения обеими руками одновременно. Для развития этого движения предлагайте малышу не слишком крупные, но и не мелкие предметы, которые удобно держать в ручках.

3) Уже может смещать тяжесть своего тела, при положении лежа на животе и с опорой на руки.

Еще немного — и он научится переворачиваться! Если показывать младенцу увлекательный для него предмет, заводя его за спину, кроха будет пытаться следовать за ним взглядом и рукой.

4) Если потянуть малыша за ручки, он будет пытаться сесть. Некоторые детки уже могут сидеть самостоятельно с опорой в пояснице.

Не разрешайте четырехмесячному грудничку долго сидеть, это вредно для его неокрепшего позвоночника. Всего хорошего – в меру!

Отслеживайте эти навыки, чтобы не пропустить никаких отклонений в развитии. Ведь чем раньше обратиться к специалистам для решения проблем, тем меньше времени потребуется на их устранение и тем вероятнее становится избежать негативных последствий. Одной из распространенных трудностей в четырехмесячном возрасте может стать сохранившийся гипертонус в мышцах, который не дает малышу развиваться в соответствии с возрастом. Эта проблема легко решается с помощью остеопата, главное – не затягивать по времени момент обращения к врачу.

Что способствует развитию

Чтобы малыш активно развивался, с ним можно и нужно заниматься:

  • Подвесить над малышом игрушки (купить карусельку) – он сможет их хватать, щупать, рассматривать. Лучше, если они будет разной фактуры и музыкальные.
  • Развивать мелкую моторику: давать потрогать погремушки разных форм, мягкие игрушки, резиновые пищалки.
  • Игра в «прятки»: закрывать лицо ладонями, а, открывая, произносить «ку-ку». Можно также прикрывать глазки малыша, а после – свои. Дети очень радуется такой забаве.
  • Игра «сорока-ворона»: на ладошке находятся центры, которые стимулируют работу кишечника. Игра поможет и для мышц руки, и для пищеварения.
  • Пускание мыльных пузырей: кроха будет наблюдать, как они медленно падают.
  • Надеть носочек яркого окраса на ножку малыша, чтобы он смог его сам снять, дотянуться.
  • Тренировка координации: медленно поднимать ручки малыша и опускать вниз, после – скрестить на груди и развести.
  • В моменты гимнастики петь ему песенки, разговаривать, читать стишки, потешки. На ночь можно петь колыбельные.
  • Отчетливо вести «диалог» с малышом, он будет видеть мимику и стремиться подражать.

Наличие специальных игрушек способствует развитию

Обратите внимание! Кроха познает мир через игру, поэтому, чтобы развитие шло успешно и без слез, стоит превратить весь процесс обучения в развлечение. Есть целый комплекс мероприятий, который способствует психологическому развитию:

Есть целый комплекс мероприятий, который способствует психологическому развитию:

  • Регулярные прогулки на свежем воздухе.
  • Кормление грудью или правильно подобранной смесью по графику.
  • Купание в теплой воде ежедневно, по желанию – можно ходить в бассейн на грудничковое плавание.
  • Массаж, выполненный профессионалом или мамой (при условии знания всех вопросов техники).
  • Постоянный разговор с крохой.
  • Чтение потешек, стишков, пение ему колыбельных.

Развитие мальчиков до 14 лет

После года прибавка в весе и росте ребенка становится неравномерной и не такой интенсивной. В возрасте от года до трех мальчик прибавляет примерно 10 – 30 мм каждые 3 месяца. Первое ускорение темпов физического развития у детей мужского пола происходит в возрасте 5 лет, нормой в этот период считается увеличение показателя на 1 – 3 см каждые полгода.

С 7 до 13 лет происходит стабилизация темпов роста. В 14 лет в организме происходит гормональная перестройка, начинается период полового созревания. В этом возрасте мальчик может вырасти за 2 – 3 месяца сразу на несколько см. По окончанию этого периода рост человека приближается к конечной отметке.

ВозрастРост (см)Вес (кг)
173 – 799,4 – 11,9
281 – 93,59,7 – 15,3
385 – 9911,3 – 18,3
488 – 10312,7 – 21,2
599 – 11114,1 – 24,2
6100 – 12015,9 – 27,1
7106 – 12617,7 – 30,7
8111 – 12719,5 – 34,7
9116 – 138,521,3 – 39,4
10120,5 – 144,523,2 – 45
11125 – 150,528 – 44,9
12134,5 – 152,930,7 -50,6
13145,7 – 16633,8 – 56,8
14152,3 – 17238 – 63,4

Важно! В период скачка роста нужно усиленно следить за состоянием здоровья подростка, так как организм часто не успевает набирать мышечную массу в соответствии с темпами роста.

Физическое и психическое развитие девочек в пять месяцев

Для младенцев-девочек возраст пяти месяцев является переломным в развитии.

Ребенок теперь способен занимать себя самостоятельно в течение 5-10 минут. Звуки распознаются им точнее, он по-разному на них реагирует, воспринимает ритм мелодии. Меняется и цветовое восприятие, появляется способность фокусировать взгляд на движущихся предметах, хорошо отличать яркие контрастные цвета.

С каждым днем грудничок все больше начинает походить на маленького человечка, его мимика и эмоции становятся все более выразительными.

Этому способствуют несколько факторов развития:

  • комплекс оживления ребенка в активной фазе;
  • усиливается двигательная активность;
  • гуление плавно перетекает в лепетание;
  • уменьшается количество времени дневного сна;
  • совершенствование психомоторного развития.

Пятимесячные малышки должны хорошо реагировать на лица близких людей, различать эмоциональный окрас интонации речи взрослых. Выделяют маму среди окружения, становятся пугливыми в ее отсутствие, а у чужого человека на руках могут расплакаться от огорчения.

Физическое развитие

Показатели физического развития девочек в 5 месяцев включают в себя ежемесячное измерение на приеме у педиатра. Нормы могут варьироваться, но в среднем укладываются в диапазон, представленный ниже:

  • Вес, кг – 5,4-7,7;
  • Рост, см – 59,6-66,2;
  • Окружность головы, см – 40-43;
  • Окружность груди, см – 42-45.

Обычно к этому возрасту ребенок уверенно переворачивается со спинки на животик и обратно. Также начинают передвигаться по-пластунски, не отрывая живота от поверхности. Особо активные дети пытаются вставать на четвереньки, могут подолгу раскачиваться в этом положении, пытаясь поползти.

Некоторые дети передвигаются с помощью перекатываний и перебирания ножками. С поддержкой подмышками с помощью взрослого ребенок должен уметь стоять, опираясь на ножки.

Бытует заблуждение, что девочки к 5 месяцам уже должны делать попытки сесть. Иногда так и бывает, и если ребенок активно пытается принять сидячее положение, препятствовать не нужно. Но физиологическая норма у детей разная. Навыки сидения могут сформироваться и к 7-8 месяцам, что является абсолютно нормальным.

Не дождавшись, когда ребенок начнет самостоятельно присаживаться, некоторые родители придают сидячее положение, подпирая спинку подушками, или фиксируя в детском стульчике.

Психическое развитие

Речевые навыки также активно совершенствуются. Ребенок много лепечет повторами различных слогов, в них даже можно расслышать привычные слова, например, «ма-ма», «ба-ба», но они не являются осознанной речью.

Осознанные простые слова и словосочетания появятся только через несколько месяцев. Тем не менее, в лепете ребенка уже четко прослеживаются интонации в зависимости от его настроения.

Пятимесячный ребенок привлекает к себе внимание, подзывая коротким окриком. Он внимательно прислушивается к обращенной речи, может обидеться, если на него кричат, понимает, если с ним разговаривают строго

https://youtube.com/watch?v=0rHpUma0rr4

Также радуется ласковой речи, может начать что-то лепетать в ответ. Различает выражения лиц, предпочитает улыбающиеся. Сам улыбается и охотно смеется. Также бурно выражает огорчение и негодование.

Усложняется игра, так как появляется способность выхватить взглядом отдельную игрушку, дотянуться до нее и схватить. Появляется зрительное управление движением рук. Запоминается расположение предметов.

Способен долгое время изучать предметы. Старается попробовать их на вкус. Этому есть два объяснения – естественный интерес побуждает узнать о предмете как можно больше, а зуд десен, связанный с процессом прорезывания зубов, побуждает тащить в рот и грызть все подряд. Если спрятать предмет под подушку или платочек, ребенок запомнит и найдет его.

Малышки изо всех сил стремятся к общению, любят обращенное на них внимание, а главное, это время формирования настоящей привязанности ребенка к воспитывающим его взрослым

Что должен уметь ребенок

Новорожденный растет быстро, приобретая сразу ряд ценных навыков по месяцам и стремительно приспосабливаясь к внешним условиям. Развитие ребенка в 2 месяца позволяет ему уверенно держать голову, лежа на животе, и недолго держать в руке вложенные в нее предметы. Самостоятельно брать их он еще не умеет и не знает, что с ними делать, поэтому, подержав немного, просто роняет и это нормально.

Что еще умеет ребенок в 2 месяца:

  • следить взглядом за крупными движущимися предметами и людьми;
  • ориентироваться на звук и его направление, прислушиваться;
  • чаще держать ладони расслабленными, а не сжатыми в кулачки;
  • замечать детали предметов и мамины черты лица;
  • реагировать не только плачем, но и мимикой;
  • пугаться резких громких звуков (падение предмета, чихание) и чужого громкого голоса.

Болевая чувствительность в этом возрасте увеличивается, а вместе с ней и ощущение дискомфорта, включая мокрые пеленки или чувство голода.

Зрение

В два месяца ребенок начинает лучше видеть и уже должен уметь узнавать соску, бутылочку с молоком, мамино лицо. Взгляд малыша привлекают игрушки вокруг и более-менее крупные предметы рядом, перед ним и по бокам. Лица людей тоже рассматриваются с интересом, как и человеческие движения, крутящиеся карусели с погремушками.

Ребенок в 2 месяца начинает понемногу различать цвета, поэтому больше внимания он уделяет ярким вещам. Но черно-белые геометрические фигуры ему тоже любопытны

В среднем на одном объекте грудничок может сосредотачивать внимание около 5 минут

Слух

Двухмесячный ребенок также должен уметь поворачивать голову на звук, что дает представление о том, как он ориентируется в пространстве. Малыш прислушивается к работающему телевизору, погремушкам, маминому голосу и необычному шуму вокруг. Не стоит нервничать, если от резких щелчков грудничок вздрагивает и начинает часто моргать – он еще привыкает к новому и не нуждается в гиперопеке от шумов. Но и нарочно их провоцировать тоже не стоит.

https://youtube.com/watch?v=d_pwOTAOpOQ

Двигательная активность и эмоциональное развитие

Тонус сгибателей рук и ног становится меньше, появляется больше спонтанных движений.

Что должен уметь двухмесячный малыш в плане физического развития:

  • удерживать голову на весу (непродолжительно);
  • подносить руки к лицу – тереть глаза, нос, сосать свои пальцы;
  • отпихивать от себя предметы, отводить висящие игрушки в сторону;
  • удерживать в руке предметы на протяжение 10 секунд;
  • поворачивать голову на голоса, звуки;
  • на несколько секунд приподымать грудь, лежа на животе.

Психологическое развитие проявляется в виде активного интереса ко всему вокруг, попытки прикоснуться к вещам рядом с ним и схватить их. В этот период развиваются эмоции. Например, малыш уже может показывать свое недовольство не только плачем, но и скорченными гримасами или имитацией чихания. Приятные вещи вызывают замирание и первую улыбку грудничка.

Поведение

В норме, когда в 2 месяца ребенок достигает пика в плане плача. Из-за развития нервной системы ощущения малыша становятся острее и для него это непривычно. Ребенок много времени уделяет тому, что уже умеет, но хлопот обычно много.

Поскольку грудничок может плакать очень часто, важно особенно внимательно следить за его потребностями в 2 месяца и удовлетворять их: своевременно менять подгузники и пеленки, подмывать, обрабатывать зудящую кожу, кормить, следить за температурой воздуха и удобством в коляске, кроватке. Не редко новорожденный плачем показывает недостаток внимания к себе, испытывая потребность в успокоении, убаюкивании

Как общается двухмесячный малыш

Контактировать и взаимодействовать с другими людьми в общепринятом понимании грудничок пока не может. Его методы коммуникации – плачь, улыбка, мимика. Издавать отдельные звуки, гулить развитие позволяет ребенку примерно в 2,5 месяца.

Что уже умеет ребенок в 4 месяца

Кроха станет намного активнее, внимательнее и научится взаимодействовать с окружающим миром. Вот некоторые из основных этапов развития, которые родители могут ожидать в этом возрасте.

Физические параметры

  • Переворачивается со спины на животик без помощи мамы.
  • Пытается сидеть с поддержкой.
  • Отталкивается, когда стоит на твердой поверхности.
  • Держит в своих маленьких ручках погремушку или другие детские игрушки.
  • Поддерживает самостоятельно голову.
  • Стоит на локтях при положении лежа на животике.
  • Дотягивается до предметов одной рукой. Координирует зрение и движение – замечает то, что ему интересно, затем тянется к предмету.
  • Следит за объектами, движущимися из стороны в сторону глазами.
  • Подносит руки ко рту.

Зрение, слух

  • Улучшает ясность зрения, любит смотреть на большие предметы разных форм и цветов.
  • Улыбается спонтанно, чаще узнает знакомых людей. Особенно чувствует себя оживленно при виде мамочки.
  • Любит играть и может реагировать отрицательными эмоциями, такими как плач, если игра останавливается, а он этого категорически не желает.
  • Имитирует разные выражения лица, такие как улыбка или недовольство.
  • Болтает гулением, а также пытается подражать другим, пытаясь повторить услышанные звуки. В основном это гласные: “аааа”, “уууу”, “ееее”.
  • Узнает людей даже на расстоянии.
  • Плачем сообщает о своем недовольстве чем-либо (голоде, скуке, сонливости, плохом самочувствии, мокром подгузнике.)

Нормы веса и роста

На текущий момент различаются 2 вида стандартов физиологических показателей. Отличия заключаются только в диапазоне допустимых значений, которым должен соответствовать ребенок (4 месяца): рост, вес и другие параметры. Это также касается окружности и головы, и груди. По мнению отечественных специалистов, вес детей в 4 месяца должен находиться в пределах от 5,4 до 7,6 кг. Минимальный порог у мальчиков и девочек единый, а максимальный разнится на 0,5 кг в пользу первых. Допускают отклонения до 700 г, если ребенок был рожден не в срок. Рост у мальчиков может быть от 58,7 до 64,5 см, когда у девочек — от 58,4 до 64 см. Показатели окружности головы варьируются от 39 до 43,5 см, груди — от 38,6 до 44,6 см.


По международным стандартам, вес детей в 4 месяца может находиться в диапазоне от 5 до 8,7 кг. Погрешности и допустимые отклонения у девочек и мальчиков совпадают с отечественными нормами. Рост малышей в этом возрасте может быть от 57,8 до 68 см. Показатели окружности головы — от 38,1 до 44 см, а груди — 37,3-45,2 см.

Подробная оценка, рекомендации, проблемы

Мы проанализировали указанные вами данные согласно рекомендаций всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и получили следующие результаты для возраста 6 месяцев:

Показать ИМТ на графике

Показать рост на графике

* Для получения точных оценок укажите максимально точные возраст, вес и рост.

Поделиться

Поделиться

Мой Мир

Мы искренне надеемся, что предоставленная информация была вам интересна и полезна. Все оценки производятся согласно полных центильных таблиц роста, веса и ИМТ, разработанных Всемирной Организацией Здравоохранения. Если вы хотите поделиться этим калькулятором с другими родителями, то можете указать либо простую ссылку на , либо ссылку с указанием возраста или даты рождения ребенка

Если же вам важно продемонстрировать другим результаты расчёта именно по вашему ребенку, то воспользуйтесь следующей ссылкой с указанием возраста, веса и роста

Результаты

Ребенок: мальчик

Возраст: 6 месяцев

* Не указан возраст ребенка

 Вес: 7.6 кг, средний

 Рост: 68.5 см, средний

 Индекс массы тела: 16.2, норма

Оптимальный вес:
7.43 – 8.86 кг

* Укажите рост для более точной рекомендации.

Поздравляем! Ваш ребенок имеет идеальное телосложение. Величины веса, роста и ИМТ имеют оптимальные значения. .

Вес, рост и ИМТ ребенка в пределах нормы, но имеется риск набора избыточного веса, .

Поздравляем! Вес, рост и ИМТ ребенка в пределах нормы, .

Обнаружено отклонение от нормы, . Обратитесь за консультацией к специалисту.

Обнаружено значительное отклонение от нормы, . Обязательно воспользуйтесь помощью квалифицированного специалиста.

Указанные данные не соответствуют возрасту ребенка, .

Пожалуйста, о возрасте, весе и росте ребенка.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий