Правильный уход за ребёнком и питание: что нужно знать
Основные правила ухода остаются прежними. В этом возрасте утро малыша начинается с любящей мамы и завтрака. Дети, находящиеся на грудном вскармливании, едят по требованию. Дети, получающие смесь, питаются примерно 7 раз в сутки, размер порции рассчитывается. Мама может заметить, что объём грудного молока снизился, и у неё начался лактационный криз. Не стоит сразу хвататься за бутылочку и давать её кричащему ребёнку, так как криз длится недолго. А малыши, которых начинают докармливать из бутылочки, могут отказаться от груди совсем. Ведь получить питание с помощью соски намного проще, чем добывать его из груди. Ещё один минус докорма: ребёнка прикладывают ненадолго, потом он получает смесь, а у женщины вырабатывается столько молока, сколько сосёт ребёнок. То есть когда ребёнок будет стараться высасывать даже капельки, поступит сигнал, что молока не хватает, и организм женщины начнёт вырабатывать его в большем количестве. Если мама намерена сохранить грудное вскармливание, нужно набраться терпения, и применять некоторые правила в этот период:
- рацион должен быть сбалансированным;
- есть необходимо не менее 5 раз в день;
- пить побольше жидкости;
- спать 7–9 часов в сутки;
- не волноваться;
- обязательно прикладывать ребёночка к груди чаще.
Грудное молоко представляет собой самую лучшую и полезную для грудных детей пищу
После завтрака начинаются гигиенические процедуры: смена подгузника, подмывание, умывание, протирание. Не следует подмывать ребёнка часто и с усердием, это может привести к неблагоприятным последствиям. Детское мыло или средство для мытья употреблять нужно не более 1 раза в день при сильном загрязнении. Подмывать необходимо под проточной водой. Девочку мыть спереди назад, не затрагивая малые половые губы (при загрязнении можно протирать их стерильным маслом); мальчика в любом направлении, не отодвигая крайнюю плоть. Подгузник желательно сразу не одевать, а оставить малыша проветриться на 15–20 минут или более. Для профилактики опрелостей можно промазывать кожу и складочки специальным кремом. Все средства должны соответствовать возрасту грудничка.
Пока ребёнок принимает воздушную ванну, его можно умыть:
- личико умывают чистой водой;
- глазки протирают по направлению к носу отдельными ватными дисками, смоченными в кипячёной воде;
носовые ходы обрабатывают вращательными движениями с помощью чуть влажных ватных жгутиков;
- ушки чистят при необходимости тем же способом, как и носик;
- складочки (на шее, подмышечные, паховые, подколенные, сжатые кулачки) также протираются влажным ватным тампоном для предотвращения потницы, затем промокают.
В этом возрасте ещё сложно организовать удобный режим дня, но какие-то основные моменты соблюдать можно, что облегчит родительские заботы в будущем и благотворно скажется на ребёнке. Дети-искусственники едят в определённое время, дневной сон лучше совместить с прогулкой, а укладываться спать на ночь необходимо в одно и то же время. Длительность прогулки зависит от настроения родителя и погоды. Дышать свежим воздухом детям рекомендуется не менее 3 часов в день. В холодное время года на прогулку грудничка одевают так же как и себя, добавив ещё один слой (ползунок или кофточку).
Перед последним кормлением малыша обычно купают. Средства для купания ребёнка используют не чаще 1 раза в неделю. Температура воды около 36 градусов. При опрелостях в ванночку можно добавить отвар календулы, череды или ромашки.
Общие движения и перемещения
Развитие общих движений отражается в удержании определенной позы в пространстве, всесторонним развитии навыков управления телом. Физическая подготовка малыша сказывается и на его умственном и психологическом развитии. С каждым месяцем кроха совершенствует свои умения. Что умеет ребенок в 4?
1) Малыш в 4 месяца уже умеет лежать на животе, опираясь на предплечья (под углом от 45 до 90 градусов). Локти при этом не заходят за плечи, находятся на одном с ними уровне или впереди.
Малышу интересно разглядывать окружающие его предметы, изучать обстановку вокруг. Окружите младенца красочными картинками, которые он с удовольствием будет рассматривать.
2) Может свести руки вместе, лежа на спине, прижимая подбородок к грудке.
Развиваются хватательные движения обеими руками одновременно. Для развития этого движения предлагайте малышу не слишком крупные, но и не мелкие предметы, которые удобно держать в ручках.
3) Уже может смещать тяжесть своего тела, при положении лежа на животе и с опорой на руки.
Еще немного — и он научится переворачиваться! Если показывать младенцу увлекательный для него предмет, заводя его за спину, кроха будет пытаться следовать за ним взглядом и рукой.
4) Если потянуть малыша за ручки, он будет пытаться сесть. Некоторые детки уже могут сидеть самостоятельно с опорой в пояснице.
Не разрешайте четырехмесячному грудничку долго сидеть, это вредно для его неокрепшего позвоночника. Всего хорошего – в меру!
Отслеживайте эти навыки, чтобы не пропустить никаких отклонений в развитии. Ведь чем раньше обратиться к специалистам для решения проблем, тем меньше времени потребуется на их устранение и тем вероятнее становится избежать негативных последствий. Одной из распространенных трудностей в четырехмесячном возрасте может стать сохранившийся гипертонус в мышцах, который не дает малышу развиваться в соответствии с возрастом. Эта проблема легко решается с помощью остеопата, главное – не затягивать по времени момент обращения к врачу.
Что способствует развитию
Чтобы малыш активно развивался, с ним можно и нужно заниматься:
- Подвесить над малышом игрушки (купить карусельку) – он сможет их хватать, щупать, рассматривать. Лучше, если они будет разной фактуры и музыкальные.
- Развивать мелкую моторику: давать потрогать погремушки разных форм, мягкие игрушки, резиновые пищалки.
- Игра в «прятки»: закрывать лицо ладонями, а, открывая, произносить «ку-ку». Можно также прикрывать глазки малыша, а после – свои. Дети очень радуется такой забаве.
- Игра «сорока-ворона»: на ладошке находятся центры, которые стимулируют работу кишечника. Игра поможет и для мышц руки, и для пищеварения.
- Пускание мыльных пузырей: кроха будет наблюдать, как они медленно падают.
- Надеть носочек яркого окраса на ножку малыша, чтобы он смог его сам снять, дотянуться.
- Тренировка координации: медленно поднимать ручки малыша и опускать вниз, после – скрестить на груди и развести.
- В моменты гимнастики петь ему песенки, разговаривать, читать стишки, потешки. На ночь можно петь колыбельные.
- Отчетливо вести «диалог» с малышом, он будет видеть мимику и стремиться подражать.
Наличие специальных игрушек способствует развитию
Обратите внимание! Кроха познает мир через игру, поэтому, чтобы развитие шло успешно и без слез, стоит превратить весь процесс обучения в развлечение. Есть целый комплекс мероприятий, который способствует психологическому развитию:
Есть целый комплекс мероприятий, который способствует психологическому развитию:
- Регулярные прогулки на свежем воздухе.
- Кормление грудью или правильно подобранной смесью по графику.
- Купание в теплой воде ежедневно, по желанию – можно ходить в бассейн на грудничковое плавание.
- Массаж, выполненный профессионалом или мамой (при условии знания всех вопросов техники).
- Постоянный разговор с крохой.
- Чтение потешек, стишков, пение ему колыбельных.
Развитие мальчиков до 14 лет
После года прибавка в весе и росте ребенка становится неравномерной и не такой интенсивной. В возрасте от года до трех мальчик прибавляет примерно 10 – 30 мм каждые 3 месяца. Первое ускорение темпов физического развития у детей мужского пола происходит в возрасте 5 лет, нормой в этот период считается увеличение показателя на 1 – 3 см каждые полгода.
С 7 до 13 лет происходит стабилизация темпов роста. В 14 лет в организме происходит гормональная перестройка, начинается период полового созревания. В этом возрасте мальчик может вырасти за 2 – 3 месяца сразу на несколько см. По окончанию этого периода рост человека приближается к конечной отметке.
Возраст | Рост (см) | Вес (кг) |
1 | 73 – 79 | 9,4 – 11,9 |
2 | 81 – 93,5 | 9,7 – 15,3 |
3 | 85 – 99 | 11,3 – 18,3 |
4 | 88 – 103 | 12,7 – 21,2 |
5 | 99 – 111 | 14,1 – 24,2 |
6 | 100 – 120 | 15,9 – 27,1 |
7 | 106 – 126 | 17,7 – 30,7 |
8 | 111 – 127 | 19,5 – 34,7 |
9 | 116 – 138,5 | 21,3 – 39,4 |
10 | 120,5 – 144,5 | 23,2 – 45 |
11 | 125 – 150,5 | 28 – 44,9 |
12 | 134,5 – 152,9 | 30,7 -50,6 |
13 | 145,7 – 166 | 33,8 – 56,8 |
14 | 152,3 – 172 | 38 – 63,4 |
Важно! В период скачка роста нужно усиленно следить за состоянием здоровья подростка, так как организм часто не успевает набирать мышечную массу в соответствии с темпами роста.
Физическое и психическое развитие девочек в пять месяцев
Для младенцев-девочек возраст пяти месяцев является переломным в развитии.
Ребенок теперь способен занимать себя самостоятельно в течение 5-10 минут. Звуки распознаются им точнее, он по-разному на них реагирует, воспринимает ритм мелодии. Меняется и цветовое восприятие, появляется способность фокусировать взгляд на движущихся предметах, хорошо отличать яркие контрастные цвета.
С каждым днем грудничок все больше начинает походить на маленького человечка, его мимика и эмоции становятся все более выразительными.
Этому способствуют несколько факторов развития:
- комплекс оживления ребенка в активной фазе;
- усиливается двигательная активность;
- гуление плавно перетекает в лепетание;
- уменьшается количество времени дневного сна;
- совершенствование психомоторного развития.
Пятимесячные малышки должны хорошо реагировать на лица близких людей, различать эмоциональный окрас интонации речи взрослых. Выделяют маму среди окружения, становятся пугливыми в ее отсутствие, а у чужого человека на руках могут расплакаться от огорчения.
Физическое развитие
Показатели физического развития девочек в 5 месяцев включают в себя ежемесячное измерение на приеме у педиатра. Нормы могут варьироваться, но в среднем укладываются в диапазон, представленный ниже:
- Вес, кг – 5,4-7,7;
- Рост, см – 59,6-66,2;
- Окружность головы, см – 40-43;
- Окружность груди, см – 42-45.
Обычно к этому возрасту ребенок уверенно переворачивается со спинки на животик и обратно. Также начинают передвигаться по-пластунски, не отрывая живота от поверхности. Особо активные дети пытаются вставать на четвереньки, могут подолгу раскачиваться в этом положении, пытаясь поползти.
Некоторые дети передвигаются с помощью перекатываний и перебирания ножками. С поддержкой подмышками с помощью взрослого ребенок должен уметь стоять, опираясь на ножки.
Бытует заблуждение, что девочки к 5 месяцам уже должны делать попытки сесть. Иногда так и бывает, и если ребенок активно пытается принять сидячее положение, препятствовать не нужно. Но физиологическая норма у детей разная. Навыки сидения могут сформироваться и к 7-8 месяцам, что является абсолютно нормальным.
Не дождавшись, когда ребенок начнет самостоятельно присаживаться, некоторые родители придают сидячее положение, подпирая спинку подушками, или фиксируя в детском стульчике.
Психическое развитие
Речевые навыки также активно совершенствуются. Ребенок много лепечет повторами различных слогов, в них даже можно расслышать привычные слова, например, «ма-ма», «ба-ба», но они не являются осознанной речью.
Осознанные простые слова и словосочетания появятся только через несколько месяцев. Тем не менее, в лепете ребенка уже четко прослеживаются интонации в зависимости от его настроения.
Пятимесячный ребенок привлекает к себе внимание, подзывая коротким окриком. Он внимательно прислушивается к обращенной речи, может обидеться, если на него кричат, понимает, если с ним разговаривают строго
https://youtube.com/watch?v=0rHpUma0rr4
Также радуется ласковой речи, может начать что-то лепетать в ответ. Различает выражения лиц, предпочитает улыбающиеся. Сам улыбается и охотно смеется. Также бурно выражает огорчение и негодование.
Усложняется игра, так как появляется способность выхватить взглядом отдельную игрушку, дотянуться до нее и схватить. Появляется зрительное управление движением рук. Запоминается расположение предметов.
Способен долгое время изучать предметы. Старается попробовать их на вкус. Этому есть два объяснения – естественный интерес побуждает узнать о предмете как можно больше, а зуд десен, связанный с процессом прорезывания зубов, побуждает тащить в рот и грызть все подряд. Если спрятать предмет под подушку или платочек, ребенок запомнит и найдет его.
Малышки изо всех сил стремятся к общению, любят обращенное на них внимание, а главное, это время формирования настоящей привязанности ребенка к воспитывающим его взрослым
Что должен уметь ребенок
Новорожденный растет быстро, приобретая сразу ряд ценных навыков по месяцам и стремительно приспосабливаясь к внешним условиям. Развитие ребенка в 2 месяца позволяет ему уверенно держать голову, лежа на животе, и недолго держать в руке вложенные в нее предметы. Самостоятельно брать их он еще не умеет и не знает, что с ними делать, поэтому, подержав немного, просто роняет и это нормально.
Что еще умеет ребенок в 2 месяца:
- следить взглядом за крупными движущимися предметами и людьми;
- ориентироваться на звук и его направление, прислушиваться;
- чаще держать ладони расслабленными, а не сжатыми в кулачки;
- замечать детали предметов и мамины черты лица;
- реагировать не только плачем, но и мимикой;
- пугаться резких громких звуков (падение предмета, чихание) и чужого громкого голоса.
Болевая чувствительность в этом возрасте увеличивается, а вместе с ней и ощущение дискомфорта, включая мокрые пеленки или чувство голода.
Зрение
В два месяца ребенок начинает лучше видеть и уже должен уметь узнавать соску, бутылочку с молоком, мамино лицо. Взгляд малыша привлекают игрушки вокруг и более-менее крупные предметы рядом, перед ним и по бокам. Лица людей тоже рассматриваются с интересом, как и человеческие движения, крутящиеся карусели с погремушками.
Ребенок в 2 месяца начинает понемногу различать цвета, поэтому больше внимания он уделяет ярким вещам. Но черно-белые геометрические фигуры ему тоже любопытны
В среднем на одном объекте грудничок может сосредотачивать внимание около 5 минут
Слух
Двухмесячный ребенок также должен уметь поворачивать голову на звук, что дает представление о том, как он ориентируется в пространстве. Малыш прислушивается к работающему телевизору, погремушкам, маминому голосу и необычному шуму вокруг. Не стоит нервничать, если от резких щелчков грудничок вздрагивает и начинает часто моргать – он еще привыкает к новому и не нуждается в гиперопеке от шумов. Но и нарочно их провоцировать тоже не стоит.
https://youtube.com/watch?v=d_pwOTAOpOQ
Двигательная активность и эмоциональное развитие
Тонус сгибателей рук и ног становится меньше, появляется больше спонтанных движений.
Что должен уметь двухмесячный малыш в плане физического развития:
- удерживать голову на весу (непродолжительно);
- подносить руки к лицу – тереть глаза, нос, сосать свои пальцы;
- отпихивать от себя предметы, отводить висящие игрушки в сторону;
- удерживать в руке предметы на протяжение 10 секунд;
- поворачивать голову на голоса, звуки;
- на несколько секунд приподымать грудь, лежа на животе.
Психологическое развитие проявляется в виде активного интереса ко всему вокруг, попытки прикоснуться к вещам рядом с ним и схватить их. В этот период развиваются эмоции. Например, малыш уже может показывать свое недовольство не только плачем, но и скорченными гримасами или имитацией чихания. Приятные вещи вызывают замирание и первую улыбку грудничка.
Поведение
В норме, когда в 2 месяца ребенок достигает пика в плане плача. Из-за развития нервной системы ощущения малыша становятся острее и для него это непривычно. Ребенок много времени уделяет тому, что уже умеет, но хлопот обычно много.
Поскольку грудничок может плакать очень часто, важно особенно внимательно следить за его потребностями в 2 месяца и удовлетворять их: своевременно менять подгузники и пеленки, подмывать, обрабатывать зудящую кожу, кормить, следить за температурой воздуха и удобством в коляске, кроватке. Не редко новорожденный плачем показывает недостаток внимания к себе, испытывая потребность в успокоении, убаюкивании
Как общается двухмесячный малыш
Контактировать и взаимодействовать с другими людьми в общепринятом понимании грудничок пока не может. Его методы коммуникации – плачь, улыбка, мимика. Издавать отдельные звуки, гулить развитие позволяет ребенку примерно в 2,5 месяца.
Что уже умеет ребенок в 4 месяца
Кроха станет намного активнее, внимательнее и научится взаимодействовать с окружающим миром. Вот некоторые из основных этапов развития, которые родители могут ожидать в этом возрасте.
Физические параметры
- Переворачивается со спины на животик без помощи мамы.
- Пытается сидеть с поддержкой.
- Отталкивается, когда стоит на твердой поверхности.
- Держит в своих маленьких ручках погремушку или другие детские игрушки.
- Поддерживает самостоятельно голову.
- Стоит на локтях при положении лежа на животике.
- Дотягивается до предметов одной рукой. Координирует зрение и движение – замечает то, что ему интересно, затем тянется к предмету.
- Следит за объектами, движущимися из стороны в сторону глазами.
- Подносит руки ко рту.
Зрение, слух
- Улучшает ясность зрения, любит смотреть на большие предметы разных форм и цветов.
- Улыбается спонтанно, чаще узнает знакомых людей. Особенно чувствует себя оживленно при виде мамочки.
- Любит играть и может реагировать отрицательными эмоциями, такими как плач, если игра останавливается, а он этого категорически не желает.
- Имитирует разные выражения лица, такие как улыбка или недовольство.
- Болтает гулением, а также пытается подражать другим, пытаясь повторить услышанные звуки. В основном это гласные: “аааа”, “уууу”, “ееее”.
- Узнает людей даже на расстоянии.
- Плачем сообщает о своем недовольстве чем-либо (голоде, скуке, сонливости, плохом самочувствии, мокром подгузнике.)
Нормы веса и роста
На текущий момент различаются 2 вида стандартов физиологических показателей. Отличия заключаются только в диапазоне допустимых значений, которым должен соответствовать ребенок (4 месяца): рост, вес и другие параметры. Это также касается окружности и головы, и груди. По мнению отечественных специалистов, вес детей в 4 месяца должен находиться в пределах от 5,4 до 7,6 кг. Минимальный порог у мальчиков и девочек единый, а максимальный разнится на 0,5 кг в пользу первых. Допускают отклонения до 700 г, если ребенок был рожден не в срок. Рост у мальчиков может быть от 58,7 до 64,5 см, когда у девочек — от 58,4 до 64 см. Показатели окружности головы варьируются от 39 до 43,5 см, груди — от 38,6 до 44,6 см.
По международным стандартам, вес детей в 4 месяца может находиться в диапазоне от 5 до 8,7 кг. Погрешности и допустимые отклонения у девочек и мальчиков совпадают с отечественными нормами. Рост малышей в этом возрасте может быть от 57,8 до 68 см. Показатели окружности головы — от 38,1 до 44 см, а груди — 37,3-45,2 см.
Подробная оценка, рекомендации, проблемы
Мы проанализировали указанные вами данные согласно рекомендаций всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и получили следующие результаты для возраста 6 месяцев:
Показать ИМТ на графике
Показать рост на графике
* Для получения точных оценок укажите максимально точные возраст, вес и рост.
Поделиться
Поделиться
Мой Мир
Мы искренне надеемся, что предоставленная информация была вам интересна и полезна. Все оценки производятся согласно полных центильных таблиц роста, веса и ИМТ, разработанных Всемирной Организацией Здравоохранения. Если вы хотите поделиться этим калькулятором с другими родителями, то можете указать либо простую ссылку на , либо ссылку с указанием возраста или даты рождения ребенка
Если же вам важно продемонстрировать другим результаты расчёта именно по вашему ребенку, то воспользуйтесь следующей ссылкой с указанием возраста, веса и роста
Результаты
Ребенок: мальчик
Возраст: 6 месяцев
* Не указан возраст ребенка
Вес: 7.6 кг, средний
Рост: 68.5 см, средний
Индекс массы тела: 16.2, норма
Оптимальный вес:
7.43 – 8.86 кг
* Укажите рост для более точной рекомендации.
Поздравляем! Ваш ребенок имеет идеальное телосложение. Величины веса, роста и ИМТ имеют оптимальные значения. .
Вес, рост и ИМТ ребенка в пределах нормы, но имеется риск набора избыточного веса, .
Поздравляем! Вес, рост и ИМТ ребенка в пределах нормы, .
Обнаружено отклонение от нормы, . Обратитесь за консультацией к специалисту.
Обнаружено значительное отклонение от нормы, . Обязательно воспользуйтесь помощью квалифицированного специалиста.
Указанные данные не соответствуют возрасту ребенка, .
Пожалуйста, о возрасте, весе и росте ребенка.