Раннее плавание: учить или нет?

Грудничковое плавание: аргументы «против»

Они имеют право на существование и нередко весьма обоснованы

Принимать во внимание мнение противников грудничкового плаванья необходимо. В то же время правильно организованный процесс для ребенка способен принести больше пользы, чем вреда

А молодым родителям советуют внимательно относиться к поведению младенца – если он капризничает и каждое посещение бассейна сопровождается очевидным стрессом, то обучение плаванью лучше отложить на более поздние годы, а взаимодействие с водой ограничить более или менее длительным пребыванием в домашней ванночке.

Вот как высказываются противники практики грудничкового плавания:

  • Будучи врожденным рефлексом, умение «барахтаться» и задерживать дыхание относится к защитным рефлексам, и сохраняются они на первых порах для использования в критических ситуациях, которую мы и воссоздаем в бассейне. Другими словами, это искусственное создание критической ситуации, поведение в которой (пусть даже умелое) сопровождается для младенца стрессом.
  • С точки зрения физиологии, склонному к угасанию рефлексу нужно позволить это сделать. Нередко детей, с которыми занимались грудничковым плаванием, в более сознательном возрасте приходится обучать плаванью по стандартным методикам.
  • Новорожденные ребенок беспомощен перед глубиной, а такая (в сравнении с внутриутробным пространством) будет ощущаться им даже в самом маленьком бассейне-ванночке. Инстинктивно «проныривание» да и любое плавание воспринимается ребенком потенциально опасным – так же фактом, как и наличие врожденных рефлексов, признано обстоятельство, что их совершенно недостаточно для самостоятельного преодоления большего, чем объемы матки, пространства.
  • Полноценное физическое развитие ребенка в соответствии с его возрастными потребностями совсем не обязательно должно включать плаванье. Это чрезмерная динамическая нагрузка для ребенка, даже не умеющего ползать, которая может пойти и во вред.
  • Грудничковое плаванье может стать пусковым механизмом к развитию воспалительных заболеваний (уха, носоглотки, дыхательных путей) и ослабления иммунитета, поскольку возникает риск перемерзнуть и подцепить инфекцию в бассейне. Справедливости ради нужно отметить, что таких рисков в окружающем малыша мире масса и без бассейнов, и если удается их минимизировать, то благодаря разумному подходу к воспитанию и закаливанию ребенка. Такой же подход необходимо соблюдать и при посещении бассейна. Что касается микрофлоры и хлорирования воды, то опять же – столкнуться с этим непременно придется и в более позднем возрасте, и не факт, что в это время иммунитет будет более подготовленным.
  • Расстройство пищеварения может быть спровоцировано захлебыванием мелких порций воды во время «проныривания».
  • Касательно пользы ныряния для внутричерепного и внутригрудного давления у ребенка – это нужно обсуждать с педиатром. Часто медики не рекомендуют его деткам с повышенным внутричерепным давлением и до полного заращения обходного шунта в сердце. Заглатывание грудничками воды в бассейнах и вовсе может стать поводом для попадания в реанимацию.

Все эти замечания не лишены смысла, но и не являются однозначным поводом для отказа от грудничкового плавания. Выход прост:

  • взвешивайте плюсы и минусы грудничкового плавания,
  • консультируйтесь с детским врачом и объективно оценивайте здоровье и самочувствие своего ребенка (в том числе его поведение в бассейне),
  • все занятия или как минимум каждый новый этап проводите под руководством компетентного в этом вопросе специалиста.

Академический вариант

Если у Вас не получился или если Вам не нравится вышеизложенный “экспресс” вариант, то тогда учите ребенка по “академической” методике.

В таком случае нужно делать следующие упражнения.

Дыхание в воду

Ребенку требуется опускать лицо в воду и производить выдох носом или ртом. Как правильно, это делается 10-15 раз в начале каждого занятия.

Опускание головы в воду. Руки держатся за стенку бассейна.

Плавание с доской

Ребенок берет в вытянутые вперед руки плавательную доску и плывет за счет работы ног.

Тело должно быть вытянутым, лицо – опущено в воду и поднимается только для того, чтобы сделать вдох (а выдох, соответственно, делается в воду).

Выглядит это следующим образом:

Момент выдохаМомент вдоха

Движения ног – махи, как в кроле. Однако следите, чтобы ноги не сгибались в коленях, а работали от бедра (подробнее об этом – здесь).

Бывает также, что ребенок больше склонен к “лягушачьим толчкам” ногами – то есть к брассу. Если это так – то пусть плавает с доской, делая такие движения.

Как определить эту предрасположенность, показано в данном видео:

На это упражнение может уйти от одного до многих занятий.

Стрелочка

Если ребенок хорошо освоил плавание с доской за счет ног, то он уже может проплыть по воде, вытянув руки вперед стрелочкой и работая ногами.

Плавание стрелочкой можно давать в качестве альтернативы плаванию с доской, а затем оно выступает в качестве теста: если ребенок может проплыть стрелочкой (т.е. руки вытянуты, лицо в воде, ноги работают) – значит он прошел этот этап.

Отталкивание, скольжение и переход к плаванию стрелочкой

Подключение рук

После завершения предыдущего этапа, подключаем руки.

Здесь есть три варианта:

  1. Если ноги работали кролем, то на первом этапе можно к ним подключить руки брассом, поскольку такой гребок проще и понятнее ребенку (он близок к интуитивно понятному плаванию по-собачьи).

    Результат: ребенок плавает в стиле “ноги – кроль, руки – брасс”. Это вполне нормальный и допустимый стиль для начинающего.

  2. Если ноги работали кролем, то можно также и сразу осваивать гребки кролем.

    Для этого обычно тренеры дают такое задание: ребенок плывет с доской, делает рукой гребок и возвращает на доску, затем – повторяет этой же рукой либо делает гребок второй рукой. Постепенно, плавая с доской, он учится делать гребки кролем. Подробнее про правильную технику таких гребков читайте здесь.

    Параллельно тренируется дыхание вбок: во время гребка, когда рука идет к бедру и разворачивает грудную клетку, плечи вместе с головой поворачиваются для того, чтобы взять воздух.

    Результат: ребенок освоил плавание кролем.

Мозжечковая стимуляция в воде

6 учебных часов

На протяжении многих десятилетий функция мозжечка сводилась исключительно к координации движений и умению удерживать равновесие. Но в последние десятилетия, благодаря новым исследованиям и современному нейровизуализационному оборудованию, ученые смогли сделать вывод о том, что его роль в регуляции процессов в организме гораздо обширнее. И метод мозжечковой стимуляции, изобретенный еще в 60-е гг. прошлого века, вновь обретает популярность!
Целью программы является формирование у слушателей представления о методе мозжечковой стимуляции и способах ее адаптации к занятиям в бассейне.

Комплекс упражнений для плавания с грудничком

Основной целью плавания является не окунание его в воду, а польза от проделанных процедур. Несмотря на то, что мнения специалистов о раннем плавании неоднозначны, доказано, что водные упражнения полезны малышам.

Существует несколько разновидностей упражнений и поддержек новорожденных при занятиях в воде. Их можно применять по очередности. Папа или мама, которые занимаются с карапузом, определяют, какие из поддержек нравятся крохе больше всего. В процессе проведения упражнений на воде родители должны быть умиротворенными, чтобы беспокойство и волнение не передавалось малышу.

Поддержка под затылок

Это упражнение, с которого начинается раннее плавание. Один из родителей поддерживает новорожденного рукой под затылок, когда тот плывет на спине. Эта поддержка является первой, поэтому, самое главное, ее нужно проводить очень внимательно и ответственно. Перед началом выполнения эту поддержку настойчиво рекомендуется изучить.

Поддержка под подбородок

Также первая поддержка, с которой знакомится кроха на первом этапе плавания. Кроху поддерживают рукой за подбородок, когда он плывет на животике. Поддержка под подбородок тоже требует особого изучения. Изучив две основные поддержки, родители смогу чередовать их и уверенно пользоваться.

Плавание по прямой

Карапуза переворачивают на животик и удерживают в таком положении, придерживая подбородок. На некотором расстоянии от него помещают интересную игрушку, до которой кроха пытается добраться и старается активно грести. Игрушку понемногу отдаляют от маленького пловца, а поддержку уменьшают, давая малышу почувствовать силу воды. Карапуз чувствует, что вода держит его, и ведет себя в ней уже увереннее.

Толчки и повороты

Это упражнение в большинстве случаев нравится всем малышам. Ребенка приближают к стенке и дают ему возможность оттолкнуться. Один из родителей поддерживает его, но старается принимать минимальное участие. Кроха должен самостоятельно почувствовать силу своих отталкиваний и расстояние, на которое он проплывает.

Плескание

Новорожденный расположен на животике. Его держат одной рукой за подбородок, а второй показывают аккуратные плескания: круги на воде, стекание воды по руке. Малышу будет это интересно. Вскоре он сможет освоиться лучше в водной стихии и будет самостоятельно плескаться, не имея страха. Данное упражнение специалисты рекомендуют выполнять до тех пор, пока кроха полностью не привыкнет к воде.

Плывем за игрушкой или догонялки

Упражнение выполняется на животике, малыша аккуратно придерживают под подбородок. Плавающего грудничка учим догонять уплывающую от него игрушку. Родитель показывает жестами и говорит о том, что игрушка уплывает. Ее необходимо догнать. В процессе упражнения скорость плавания игрушки чуть-чуть увеличивают. Малыш изо всех сил пытается ее догнать.

Восьмерка

Данное упражнение выполняется при условии, когда малыш уже освоил технику плавания по прямой. Упражнение может выполняться на спине или животе. Ребенок плавает по форме восьмерки. С каждым занятием размер цифры нужно увеличивать.

Качели

Упражнение, как и многие другие, выполняется в положении, когда грудничок находится на животике, и является начальным этапом нырянию. Ребенка поддерживают за голову таким образом, чтобы она находилась над водой. Карапуза опускают вниз, а затем вверх.

Ныряние

Ныряние младенца под воду является серьезным и ответственным этапом. Многие родители очень волнуются перед тем, как новорожденный будет выполнять процедуру ныряния. Родители бояться, что малыш может захлебнуться под водой. На самом деле, такой страх необоснованный.

При правильной подготовке ребенка к этому этапу, вреда для его здоровья не будет. Ребенок с легкостью задержит дыхание под водой. Ему только нужно напомнить, как это делать. Нырять научить грудничка может каждый родитель, внимательно изучив особенности и правила занятий.

Перед тем как приступить к выполнению упражнения, нужно предупредить малыша о погружении словом «ныряем» и прикрыть ему глаза рукой. У крохи произойдет автоматическая задержка дыхания при погружении в воду с головой.

Такие действия проводятся в течение десяти дней, после поставленную задачу нужно усложнить. Теперь после команды нужно не просто прикрыть глаза крохе, но и слегка брызнуть на личико водой. Первые промежутки времени нахождения новорожденного под водой должны быть около нескольких секунд. Далее с каждым днем время чуть-чуть нужно добавлять.

Когда начинать

– В каком возрасте лучше приходить на плавание?

– Это решает не тренер. Это должны решить родители. Каждый родитель своего ребенка чувствует лучше. Если ребенок увлечен, если ему нравится вода, то начать можно и в 3 месяца, и в 2,5 месяца. Но нужно подходить к этому моменту очень осознанно – для чего именно вашему ребенку нужно плавать.

Возможно у ребенка есть какие-то патологии – это мышечный тонус, кривошея. Тогда на ранних этапах – да, действительно приходят к специалисту и говорят “у нас кривошея, нам врач посоветовал посещать детский бассейн” или “у нас есть мышечный тонус и нужно его расслабить”. Как известно, вода является универсальным средством, которое может и расслабить, и напрячь мышцы. Ни один массажист не может сделать того, что может сделать вода вместе с грамотным специалистом, который в воде проработает ту группу мышц, которую необходимо.

Если ребенок здоров, вода и ему принесет пользу. Раннее плавание способствует всестороннему физическому развитию – от двигательного до речевого аппарата. Те кто плавает, начинают раньше разговаривать, раньше вставать, своевременно переворачиваться, сидеть. Плавание – это развивающая среда, которая дает ребенку возможности для новых видов активности.

Какие упражнения можно делать, чтобы была польза

В возрасте одного-двух лет можно постепенно приучать ребенка к воде, чтобы к трем годам уже можно было действительно начать учить его плавать.

Но подходить к этому нужно с большой осторожностью и исключительно в игровой манере. Привыкание к воде через игры

Привыкание к воде через игры

Будет хорошо, если малыш будет по Вашим внимательным контролем играть в мелком бассейне с теплой и прозрачной водой. Благодаря этому он полюбит водную среду, будет считать ее дружественной, не будет испытывать перед ней страха.

Напротив, старайтесь избегать ситуаций, в которых ребенок получит дискомфорт или страх от воды (волны, холодная вода и т.д.).

Теоретически, можно также осторожно попробовать научить его:

  • опускать лицо в воду;
  • садиться под воду на задержке дыхания;
  • пускать пузырики носом или ртом под водой, то есть – выдыхать.

А как же курсы раннего плавания для грудничков?

Сейчас в Интернете действительно предлагается огромное количество различных курсов для грудного плавания – родителям предлагается приводить малышей в бассейны на занятия.

Однако если вы посмотрите видео таких занятий, вы увидите, что в действительности там идет речь не о плавании, а просто о занятиях с ребенком в воде – это “проныривания”, “заныривания”, плавание в круге.

Есть точка зрения, что такие занятия несут оздоровительный эффект.

Об этом, в частности, рассуждает уважаемый мной доктор Комаровский:

Тем не менее, нужно четко понимать, что это просто оздоровительные упражнения, основанные на имеющемся у младенцев рефлексе задержки дыхания, а не обучение плаванию.

Когда малыш подрастет, эти занятия лучше прекратить либо как минимум исключить плавание в круге и нарукавниках, чтобы у малыша не формировались неправильные привычки.

Никогда не поздно начинать

Нет ничего страшного в том, что вы начали с малышом заниматься после года. Плавание все равно принесет ему огромную пользу. Но в этом случае подготовительный период займет более продолжительное время. Пусть сначала малыш привыкает к «маленькой воде» — к ванной. Показывайте ребенку презентации с фотографиями детей в бассейне, читайте стихи и рассказы про море, смотрите картинки, слушайте песенки. Рисуйте, лепите, играйте с игрушками — пусть они у вас плавают, ныряют. Рано или поздно любому малышу захочется попробовать проделать все самому. И когда вы окажетесь вместе в бассейне, вашей главной задачей будет не спугнуть ребенка, не отбить у него желание находиться в воде. Конечно, после года все занятия с детишками проводятся в игровой форме. Вы не просто учитесь дышать в воду — а пускаете пузыри (можно даже соревноваться, кто больше пустит пузырей — маленький пловец или его мама), не достаете со дна игрушку, а охотитесь за сокровищами. Вы приседаете в воде и становитесь гномиками, а потом опять вырастаете; ныряете в обруч как лев на арене подводного цирка; не опускаете лицо в воду, а пытаетесь посмотреть, что за сюрприз спрятался под водой. Играете в догонялки, в подводную лодку, ходите в гости к обитателям подводных глубин. Чем разнообразнее и веселее будут игры, тем больше удовольствия и радости получите и вы и ребенок, тем более продуктивными будут занятия.

Митлина Мария

Цель курса: физическое развитие ребенка и профилактика утопления

Да, именно такие цели ставят пропагандисты методики раннего плавания. Годовалый ребенок должен в конце курса хорошо держаться на воде до 20 минут, уметь задерживать дыхание, нырять на 5-8 секунд. Это даст малышу шанс не попасть в печальную статистику утоплений. Ведь более 70% летальных случаев связаны именно с неумением ребенка задерживать дыхание, и тогда смертельно опасным становится даже падение в лужу.

То, что плавание полезно для здоровья, известно всем. «Водоплавающие» дети лучше развиваются физически, у них лучше осанка. Они реже болеют простудами и ОРВИ, потому что плавание в прохладной воде отлично закаливает организм. Родители отмечают, что сеансы плавания успокаивают гиперактивных и легковозбудимых детей, нормализуют сон и аппетит. «Водяные» дети раньше начинают ходить.

Комментарий эксперта

Анатолий, 56 лет

Мой первый сын родился в 1987 году, когда метод раннего обучения плаванию был едва ли не на пике популярности. Сын родился крупным, с гипертонусом. Мы начали учить его плавать, как только через неделю зажила ранка в пупке. Делали все по науке, что приводило в ужас старшее поколение. Доходило до того, что обе бабушки становились крестом на двери — «Только через наши трупы! Садисты, изверги!» Их даже не убеждало то, как нравится сыну плавать.

В результате наш плавун вообще ни разу не болел первые два года жизни. При значительном опережении сверстников в росте и весе, пошел раньше всех. Потом некоторое время занимался плаванием, ему даже прочили спортивную карьеру, но у него были другие интересы. Плавает как крейсер — красиво и сильно. Психологических проблем, каких-то фобий, не наблюдается.

Плаваем в ванне

Какой должна быть вода в ванне? Считается, что для купания младенцев температура воды должна быть около 37 градусов. Однако для плавания эта температура не очень подходит — она слишком теплая и малыш в ней расслабляется. Чем прохладнее вода, тем активнее малыш, тем меньше вероятности его переохлаждения, тем больше оздоравливающий и закаливающий эффект оказывают водные процедуры

Температура 34 градуса будет оптимальной, но важно смотреть на реакцию малыша — если такая вода не доставляет ему удовольствие, то лучше сделать её потеплее — 35-36 градусов. Сколько длится первое занятие? Нужно смотреть на реакцию ребенка

Начните примерно с 10 минут. Каждый день вы будете чуть-чуть увеличивать время, которое малыш проводит в воде (к концу года оно будет составлять 45-60 минут), и постепенно делать воду более прохладной, доведя её примерно до 28 градусов (температура воды в обычном бассейне).

Чем старше ребенок, тем важнее для него обстановка, в которой проводятся занятия. В воде должны находиться яркие игрушки, за которыми малыш будет плавать или которые нужно будет доставать со дна. Хорошо сопровождать занятия приятной музыкой. Разговаривайте с малышом во время занятий, улыбайтесь ему, чаще хвалите. Если позволяют размеры ванны — залезайте туда вместе с ребенком. Не делайте из занятия методичную отработку проводок и ныряний — в воде можно играть, плескаться. Даже кормить малыша можно в ванне. Ведь самое главное — получать удовольствие от нахождения в воде.

Маленькие дети начинают плавать сначала под водой. Когда малыш сможет проплывать какое-то расстояние под водой на задержке дыхания, он начнет учиться поднимать голову или поворачивать её для вдоха. Поэтому на первых этапах ребенку нужно освоить ныряние и умение держаться в воде самостоятельно. Осуществляется это с помощью различных проводок ребенка в воде в положении на спине и на животе и постепенного приучения к нырянию. При проводках маленьких детей держат обычно за голову и верхнюю часть плечиков. Держать можно одной или двумя руками, главное, чтобы это было удобно вам и ребенку. Поддержки должны быть свободными — такими, чтобы малыши могли проявлять и закреплять плавательный рефлекс. Кроме горизонтальных проводок можно держать малыша в воде вертикально, поддерживая за ручки и ножки, прижатые к животику — в позе эмбриона. В такой позе поднимайте малыша вверх-вниз в воде (совершай своеобразные «прыжки»), и по мере привыкания ребенок будет все больше и больше погружаться под воду — сначала по плечики, затем по шейку, до подбородка, по ротик, по носик, с головой. Это будет одновременно и подготовкой к нырянию, и тренировкой задержки дыхания под водой.

Малыша проводят в ванне «восьмерками» — восемь-десять кругов на животе, затем отдых в вертикальном положении, потом 8-10 кругов на спине. На поворотах малыша подводят к бортику ванны так, чтобы он сгибал ножки, а выпрямляя их, отталкивался. Количество таких циклов увеличивается постепенно по мере увеличения продолжительности занятия. С 3-4 месяцев можно использовать и автономные поддержки — «чепчик русалки» (шапочка с вставленными в неё пенопластовыми блоками). Постепенно ваша поддержка будет уменьшаться. Сначала в положении на животе вы будете придерживать малыша за верхнюю часть спинки, шейку и затылок, затем примерно к 15 занятию можно держать малыша «ложкой» — обхватив затылок одной рукой, затем четырьмя пальцами, затем кончиками двух пальцев. При использовании «чепчика русалки» из него постепенно вытаскивают по два пенопластовых блока. При регулярных (не менее 3-4 раз в неделю) занятиях к 4-5 месяцам детки уже могут держаться на воде самостоятельно в положении на спине.

Порядок посещения бассейнов и водных аттракционов.

6.1. Территория бассейна и водных аттракционов относится к зоне повышенной опасности. Посетители, находящиеся на данной территории, обязаны неуклонно соблюдать правила безопасности пользования водными аттракционами и пользования бассейном.

6.2. Посетители обязаны выполнять требования по использованию аттракционов, обозначенные на них и стендах рядом с ними, требования инструкторов:

6.2.1. на водных аттракционах сохранять стартовое положение до момента приводнения;

6.2.2. на территории бассейнов соблюдать правила безопасности нахождения на воде;

6.2.3. не прыгать и не нырять с бортиков бассейнов.

6.2.4. не ходить по решеткам, закрывающим переливные лотки, не забираться и не прыгать с жёлтой искусственной волны и колон.

6.3. Администрация Аквапарка не рекомендует посещать водные аттракционы людям не умеющим плавать, с повышенной чувствительностью кожи, а также запрещает посещать водные аттракционы в купальных костюмах (согласно п. 4.6.1. настоящих Правил), содержащих металлические предметы.

6.4. Запрещается пользоваться аттракционами посетителям с заболеваниями сердечной системы, опорно-двигательного аппарата, расстройствами нервной системы, а также беременным женщинам. При малейших недомоганиях или травмах Посетитель должен обратиться в Медпункт Аквапарка.

6.5. Запрещается вход Посетителей на территорию «Аквазоны» Аквапарка с пакетами, сумками и пр.

6.6. Запрещается посещать Аквапарк в несоответствующей одежде, например, в нижнем белье.

6.7. Запрещается находиться около или непосредственно в бассейнах и на водных аттракционах с едой, напитками, жевать жевательную резинку.

6.8. Запрещается выносить еду и напитки за пределы кафе и барной зоны.

6.9. Запрещается входить в любые технические и служебные помещения Аквапарка и самостоятельно регулировать любое инженерно-техническое оборудование.

6.10. Запрещается плавать с распущенными волосами.

6.11. Запрещается бегать или быстро передвигаться на территории Аквапарка, в связи с возможностью получения травмы.

6.12. Запрещается плевать на пол и в воду, справлять естественную нужду вне туалетов.

6.13. Запрещается взбираться на скалы, трубы и поручни.

6.14. Перед спуском с водных аттракционов, Посетитель обязан взяться за поручни (при наличии таковых) и приготовиться к спуску, в том положении, которое укажет инструктор, и только после команды инструктора Посетитель вправе выполнить спуск.

6.15. Запрещается начинать спуск с аттракционов без команды инструктора и не от места «старт». Спуск можно начинать только после команды инструктора.

6.16. Запрещается взбираться и пользоваться аттракционами, вход на которые закрыт.

6.17. Запрещается спускаться с водных аттракционов стоя, лежа на животе и головой вперед. Посетитель обязан начинать спуск с положения, рекомендуемого инструктором и/или обозначенного на пиктограмме аттракциона. Посетитель обязан сохранять стартовое положение до момента приводнения.

6.18. Запрещается намеренно менять траекторию движения находясь на аттракционе.

6.19. Во избежание возможных травм, после спуска с горок Посетитель обязан как можно быстрее покинуть зону приводнения.

6.20. Лицам, вес которых более 120 кг. спуск с водных аттракционов запрещен.

6.21. Запрещается выражаться нецензурной бранью, громко кричать, мешать другим посетителям отдыхать. В случае нарушения условий настоящего пункта администрация Аквапарка оставляет за собой право удалить посетителя с территории Аквапарка ранее срока окончания его сеанса, без возмещения стоимости билета.

6.22. Запрещается находиться на территории Аквапарка в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического и пр.)

6.23. Запрещается проносить на территорию Аквапарка и распивать спиртные напитки.

6.24. Запрещается пользоваться аттракционами беременным женщинам.

6.25. Запрещается находиться на территории Аквапарка женщинам без верхней части купальника (топлес).

6.26. Запрещается прыгать и нырять в воду с бортиков бассейнов, удерживать друг друга под водой, выполнять акробатические прыжки.

6.27. Запрещается при посещении водных аттракционов находиться в очках.

6.28. Детям до 5 лет, а также беременным женщинам разрешается перемещаться по Аквазоне в сланцах. Для детей до 5 лет разрешено проносить полотенца, всем остальным посетителям рекомендуется оставлять все моющие средства и полотенца в личных шкафчиках.

6.29. Посетители могут перемещаться по Аквазоне в аквашузах (без тканевых вставок, шнурков, замков и т.п.), а также силиконовых носках, либо босиком.

С чего начать? Экспресс-вариант

Как вариант, попробуйте с ребенком провести экспресс-обучение по методике, которую предложил тренер Денис Тараканов.

Для совсем маленьких детей она обычно не годится, но с 6-7 лет вполне можно попробовать ее применить в качестве старта.

С помощью этой методики можно научить ребенка хотя бы как-то плыть всего лишь за одно-два занятия.

Наглядно эта методика показана в видео самого ее автора, очень рекомендую посмотреть:

Вот последовательность упражнений, которые нужно выполнить. Каждое упражнение делаем около 10 раз, затем переходим к следующему:

  1. В мелкой части бассейна (где можно лечь и при этом дотянуться до дна) ребенок руками опирается на дно, лицо опускает в воду, расслабляет шею – делаем так 10 раз.
  2. Делать то же самое, но дополнительно отрывать одну руку ото дна.
  3. Делать то же самое, но затем убираем одну руку, затем – вторую.
    Если ребенок смог выполнить это упражнения (убрать обе руки и остаться лежать в воде) – он научился держаться на воде.
  4. Повторяем те же действия, но руки выпрямляем вперед. Всё делаем спокойно и мягко, без рывков.
  5. Делаем то же самое, но нужно немного отойти назад, оттолкнуться ногами и проскользить (руки вытянуты вперед).
  6. Теперь к вышеизложенному добавляем работу ног (про технику не думаем, просто мягко двигаем – бултыхаем).
  7. Добавляем руки – техника не важна, можно по-собачьи. Главное – держать руки впереди, не заводить их за тело (держим их впереди для того, чтобы можно было голову поднять).
  8. Делаем всё то же самое, но дополнительно поднимаем голову на пару секунд, пока без вдоха.
  9. Делаем то же самое, но при этом добавляя вдох ртом.

Если вам что-то непонятно по вышеизложенному – еще раз пересмотрите видео, там показан каждый шаг.

Если ребенок сможет по 10 раз сделать каждый из этих шагов – он научился плавать! Далее уже нужно переходить на освоение полноценных кроля или брасса, об этом – чуть ниже.

Польза и показания

В матке ребенок растет и развивается в околоплодных водах, поэтому после появления на свет некоторое время он не утрачивает способностей плавать и дышать под водой.

Если с малышом начать заниматься с грудничкового возраста, то полученные в утробе рефлексы не только не будут забыты, но и помогут крохе приобрести необходимые плавательные навыки, способствующие гармоничному развитию и крепкому здоровью.

Тренировки в воде оказывают положительное влияние на детский организм, а точнее, на:

  • Сердечно-сосудистую систему — активные движения карапуза в воде, позволяют активизировать кровоток, укрепить сердечную мышцу и сосудистые стенки, а также насытить кровь кислородом;
  • Центральную нервную систему — грудничковое плавание улучшает кровообращение в головном мозге, за счет чего улучшается его работа и активизируются многие процессы. Занятия в водной среде позволяют укрепить нервную систему, снять стресс, нервозность и улучшить настроение крохи;
  • Дыхательную систему — во время плавания происходит усиление дренажной функции легких, что способствует природной профилактике недугов инфекционной этиологии и оказанию оздоравливающего эффекта. Ребенок глубоко дышит, очищая и промывая носоглотку;
  • Костно-мышечную систему — при нахождении малыша в воде, нагрузка на костные, мышечные и суставные структуры распределяется равномерно. Это способствует правильному развитию позвоночника, мышечного корсета и осанки. Благодаря тому, что во время плавания кроха преодолевает сопротивление воды, его двигательная система укрепляется. Плавающие груднички в отличие от остальных деток быстрее начинают ходить, ползать и сидеть;
  • Мочевыделительную систему — активная мышечная деятельность, наблюдающаяся во время плавания, усиливает работу почек, благодаря чему они правильно развиваются и быстрее выводят из организма шлаки и токсины.

Кроме всего описанного выше, происходит и укрепление иммунной системы. Малыш закаляется благодаря температурным перепадам воды и внешней среды.

Кому показано грудничковое плавание

В целом, плавание полезно всем малышам, но есть такие состояния, когда занятия с ребенком в водной среде являются обязательными и назначаются педиатром в качестве терапии.

Плаванье необходимо карапузу со следующими отклонениями:

  • Гипертонусом мышц;
  • Заболеваниями суставов;
  • ДЦП;
  • Костно-мышечными врожденными патологиями;
  • Вялостью мышц;
  • Недостаточной массой при появлении на свет;
  • Кривошеей.

Также занятия в бассейне или домашнее плавание будут полезны деткам со слабой иммунной системой.

Ныряем? Ныряем. Ныряем!

Пожалуй, больше всего опасений у родителей вызывает ныряние. Однако происходит это из-за того, что родители сами боятся погружать ребенка под воду. Но на занятиях плаванием без ныряния не обойтись. Если ребенка правильно подготовили к погружению, то это упражнение не будет вызывать у него неприятных эмоций. Тем более не стоит опасаться, что он может захлебнуться. До 3 месяцев рефлекс задержки дыхания не даст малышу наглотаться воды, а попадание воды в ушки абсолютно безопасно.

Как же подготовить ребенка к нырянию? Для этого во время проводок и прыжков начинайте поливать малышу на личико водичку. Если малышу это будет неприятно, начните с затылка, постепенно переходите на лобик, затем, когда малыш привыкнет, — поливайте на личико. Можно при этом давать команду «ныряем». Когда малыш перестанет реагировать на поливание личика водой, будет закрывать глазки и задерживать дыхание — значит, он будет готов к погружению.

При погружении сначала поливаем личико водой и опускаем малыша в воду буквально на секунду, по мере привыкания начинайте проводить малыша под водой на 1-2 метра. Для надежности можете прикрыть ротик и носик малыша ладонью. Ныряние — это, в первую очередь, умение правильно регулировать режим вдоха и выдоха

Поэтому очень важно следить за дыханием ребенка — когда он делает вдох, когда выдох, когда задерживает дыхание. Поймайте момент «вдох — выдох — задержка» и поливайте и опускайте малыша под воду в этот момент

Потом начинайте потихоньку отпускать малыша во время погружения «в свободное плавание» — сначала буквально на секунду, затем на две и больше. Ваша уверенность будет залогом успеха малыша.

Что не надо делать в воде:

  • не форсировать события — резко увеличивать время занятия, резко снижать температуру воды. Это только ослабит организм малыша, а не оздоровит его;
  • не переходить к следующему шагу в обучении, пока не освоен предыдущий;
  • не делать того, что не понимаешь;
  • не работать на результат и ждать от ребенка быстрых успехов — цель занятий в воде не результат, а сами занятия;
  • не ориентироваться на других, смотрите только на своего ребенка, на то, что может он, и гордитесь даже самым маленьким успехом;
  • не сравнивайте его с другими;
  • не пользуйтесь дополнительными приспособлениями (нарукавниками, жилетами, кругами): они могут закрепить у ребенка навык неправильного (вертикального) положения в воде;
  • не теряйте чувство юмора.

Как выбрать секцию

Самое главное в обучении ребенка плаванию — хороший бассейн и опытный тренер. Именно на эти критерии нужно опираться в первую очередь, выбирая секцию или спортивную школу.

Независимо от того, синхронным или индивидуальным плаванием будет заниматься ваш малыш, бассейн должен быть чистым

Обращайте внимание не только на состояние воды: она может быть прекрасно продезинфицирована, но основной источник грибка и других инфекций кроется в «контактных» местах (бортики, лестницы и так далее). Если они даже визуально выглядят грязными, лучше выбрать другой бассейн

Приглядитесь к работе тренера: как он взаимодействует с детьми, что о нем говорят родители, какая атмосфера царит на занятиях и насколько хорошо контролируется безопасность. Если маленькие пловцы выходят с тренировки в хорошем настроении, это хороший знак.

Также помните, что чем меньше группа, тем эффективнее занятия, а дети в ней должны быть примерно одинакового возраста и уровня подготовки.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий