Как отучить ребенка от рук: первые шаги к самостоятельности

Почему дети просятся на ручки?

Требование двухлетнего ребенка взять его на руки может обернуться проблемой.
Малыш может отказываться шагать рядом с идущим взрослым, хотя с удовольствием бегает вокруг него, когда родитель сидит. Такое поведение может выглядеть как лень или демонстративный отказ идти домой, но в действительности это редко бывает так.

Когда ребенок начинает ходить, этот процесс для него не связан с перемещением из пункта А в пункт Б, ходьба для него – это удаление от взрослого, а затем возвращение «на базу». Если база начинает двигаться сама, ребенок чувствует себя растерянным. Он может плюхнуться на землю и заплакать.

Если вы замедлите шаг, он не последует за вами, поскольку не может этого сделать. Если вы вернетесь и возьмете его за руку, малыш сможет пройти с вами несколько шагов, но, даже держась за руку, он не сможет идти с вами рядом – в этот момент он как бы не чувствует, что вы вместе. Поэтому до трехлетнего возраста ребенок просится на руки – так он чувствует, что он с вами.

Почему еще малыши любят сидеть на руках?

Во-первых, это дает ощущение особой эмоциональной близости – кроха соскучился, ему хочется, чтобы вы обратили на него внимание, приласкали его.
Во-вторых, детские ножки могут отдохнуть.

В-третьих, мылыш может быть не здоров или его что-то тревожит (например, режутся зубки).
В-четвертых,  это дает чувство защищенности и безопасности. Например, кроха теперь выше проходящих мимо собак, которые могут испугать и т.д.
И наконец, когда вы берете ребенка на руки, его обзор увеличивается – до этого он видел на уровне ног и колес, а теперь видит все, что видите вы; и он может видеть лица взрослых и слышать, о чем они разговаривают.

Как отучить от рук ребенка старше полутора лет?

Если вашему ребенку уже больше года, а он все так же висит у вас на руках, как маленькая обезьянка, и устраивает истерики, если вы не берете его, нужно действовать более строго.

Только причины вашего «нежелания» должны быть четко ему объяснены: «я устала» или «я не хочу» — это не вариант. Лучше всего поступать так, как советуют психологи и опытные мамы.

Создавайте ощущение комфорта

Когда малыш просится на руки по любому поводу, начинайте «учить» его самостоятельной жизни. Вместо ношения на руках почаще обнимайте его, или, сев на корточки, создайте ощущение, что можете быть к нему так же близко, как он хочет, но при этом не держать его, тяжелого, на руках.

Маневр на улице

Если «хочу на ручки» прозвучит на улице, переключите внимание ребенка на что угодно. Достаньте игрушку, приготовленную заранее, отыщите в траве серую кису с усами, найдите птичку на дереве, забавного дяденьку в тулупе

Да, маневр не сразу срабатывает, но постепенно он начнет действовать и сбережет нервы и вам, и малышу.

Развивающие игры

Чтобы отучить от рук ребенка в домашних «условиях», накупите ему кучу развивающих игрушек: коврик, музыкальные инструменты, кубики, паззлы и прочее. Так вы освободите себя от «роли» ослика, на котором все время ездят, а ребенок станет более самостоятельным.

Помощь друзей и родственников

Если вам предлагают помощь друзья и родственники, соглашайтесь! Идите к ним в гости, берите с собой на прогулку, приглашайте домой с ночевкой. Чем больше людей будет вокруг ребенка, тем меньше он станет просить вас взять его на руки.

Как отучить ребенка от рук?

Если ребенок еще не может ходить с вами за руку, а вы не хотите (или не можете) нести его на руках,  решением проблемы могут стать:

  • увеличение времени общения с ребенком. Это должно быть время, когда вы не должны ни на что отвлекаться, а быть мыслями и делами только с крохой. Если вы моете посуду, а малыш сидит и смотрит – это не считается;
  • понимание – скажите малышу, что, больше носить на руках вы его не сможете, у вас очень болит спина и это может быть опасно. Вы можете сесть и взять кроху на руки, по-другому – никак.  Обнимайте, целуйте, ласкайте, но только сидя.
  • смена обстановки/”декораций”.  Многим детям быстро надоедают их игрушки и одна та же комната, в которой они играют, одна и та же площадка, на которой они гуляют. Попробуйте как-то изменить однообразные будни..
  • нужда – сделайте так, чтобы ребенку самому понадобилось и захотелось слезть с рук. Например, какая-нибудь игра на полу (мозайка, конструктор…). Вы можете сесть на пол с крохой на руках, и как бы мешать играть тем, что держите его. Может в каких-то ситуациях специально не отпускать.
  • прогулочная коляска. Даже когда ребенок уже достаточно подрос, чтобы самостоятельно идти рядом со взрослыми, практически у всех детей бывают моменты, когда они хотят, чтобы их понесли на руках.  Но вам нужно придумать, как сделать так, чтобы самостоятельная ходьба или езда в прогулочной коляске казались бы ребенку такими же интересными и занимательными, например:

    • Ходьба может быть веселой и безопасной, если вы позволите ребенку идти перед вами и везти коляску, при этом придерживая коляску обеими руками сзади.
    • На безопасных участках пути вы можете гоняться друг за другом или наперегонки.
    • Катание в коляске можно разнообразить, если посадить ребенка лицом к вам и петь песни, шутить и корчить веселые рожицы, или притвориться, что вы лошадка и позволить ребенку «управлять» вами.Если ничего из этого не поможет, и ребенок будет настаивать на том, чтобы его взяли на руки, попробуйте договориться с ним: «Я донесу тебя до того большого дерева, а ты пойдешь (или поедешь в коляске) до угла…». Нет деревьев и углов? Тогда попробуйте считать. Ребенок может отвлечься до того, как вы досчитаете до ста.
  • велосипед. Возможно ребенку уже не интересно сидеть в коляске и он хочет принимать активное участие в путешествиях. Хорошим решением будет покупка велосипеда с ручкой. Даже если малыш еще не может крутить педали, он сможет держаться за руль – а для него сейчас это тоже самое, что управлять! Малыш будет чувствовать, что он занят чем-то важным и, возможно, забудет про мамины руки.
  • переключение внимания – нужно чем-то его отвлечь и заинтересовать малыша, например, сказать “Смотри, какая машина красивая едет, а какого она цвета?”, или для малышей “Смотри, вон кошечка (собачка) бежит и хвостиком машет”.
    Можно просто предложить пробежать в догонялки (для детей постарше).
    Нельзя говорить ребенку что-то обидное. Можно просто объяснить: “Маме тяжело, видишь, у нее руки заняты, помоги маме нести сумку”. Ребенок с удовольствием согласится. А если при этом еще и похвалить его, что вот он какой молодец, мамин помощник, то капризы забудутся.

Возраст имеет значение

В первые три месяца жизни малыши страдают от повышенного газообразования. В отдельных случаях это продолжается даже до четырех-пяти месяцев. Во время приступов колик кроху и правда можно успокоить, взяв на руки и поносив по комнате. Это отвлекает ребенка, а тепло тела матери и давление на живот при объятиях облегчают боль. Именно в этот период отлучать ребенка от рук категорически нельзя.

Но как только работа желудочно-кишечного тракта малыша наладится, не просто можно, а нужно приучать его отвлекаться и играть самостоятельно. Лучше делать это не позднее чем в 6 месяцев. Для сравнения: уже в 1 год процесс будет длительным и болезненным. В некоторых семьях момент, когда ребенка можно спокойно «переключить» на другие формы общения, упускают. И тогда начинается настоящая борьба за время и пространство между чадом и взрослыми.

Причины формирования сильной привязанности

Если ребенка берут на руки по первому требованию — он привыкает к этому

Встречаются ситуации, когда ребенок не может жить без маминых ручек, его поведение становится навязчивым и капризным, малыш постоянно требует, чтоб его взяли на руки, когда начинает ходить, все равно проситься, чтоб его понесли на руках. Подобное поведение является неправильным. Давайте рассмотрим, что именно может провоцировать излишнюю привязанность:

  • постоянное ношение на руках в период бодрствования крохи вызывает патологическую привычку;
  • карапуза, которого мучают кишечные колики (а они могут тревожить до четырех месяцев), носят на руках и прикладывают к маминому животу – малыш может привыкнуть, что в таком положении испытывает облегчение, избавляется от дискомфорта;
  • реагирование на ребенка по каждому его требованию – малыш привыкает, что родители удовлетворяют все его потребности, облегчая жизнь;
  • если ребенок часто болеет, мама носит на руках – он привыкает к этому.

Отучаем малыша от постоянного контакта с мамой: советы родителям

В первый месяц жизни ребенка постоянный контакт между малышом и мамой обязателен, поэтому не стоит игнорировать желание крохи почувствовать тепло материнских рук. Полноценное общение матери с ребенком на данном этапе является немаловажным залогом установления между ними тесной и доверительной связи. Кроме того, доказано, что дети, недополучившие родительского тепла и заботы в раннем возрасте, зачастую испытывают в дальнейшем сложности в общении с противоположным полом или при выстраивании отношений внутри собственной семьи.

Когда ваше чадо немного подрастет, начнет различать цвета и прислушиваться к звукам, воспользуйтесь этим и постарайтесь создать условия, которые помогут максимально разнообразить досуг малыша. Существует несколько популярных приемов, позволяющих отучить ребенка от материнских рук:

Попробуйте переключить внимание крохи на другого человека, постепенно приучая малыша к обществу его нового «компаньона»

В качестве последнего может выступить другой член семьи либо няня; важно, чтобы этот человек испытывал к ребенку искренне добрые чувства и малыш, в свою очередь, питал к нему симпатию.
Замените пребывание грудничка на руках на его нахождение рядом с вами
Вначале кроха должен привыкнуть проводить хотя бы несколько минут вблизи вас на диване; постепенно доведите продолжительность такого общения примерно до половины общего времени бодрствования малыша. Не забывайте уделять своему чаду полноценное внимание — не только разговаривайте с ним, но и гладьте по головке, делайте легкий массаж; словом, постарайтесь активно поддерживать тактильный контакт с ребенком.
Если, невзирая на все ваши уловки, малыш настойчиво требует, чтобы родители укачивали его перед сном, возможно, вам стоит купить кроватку с укачивателем

В качестве более простой альтернативы такому варианту может выступить установка на детскую кроватку специального маятникового механизма, приобрести который можно через интернет или в специализированном магазине детских товаров.
Установите над кроваткой своего чада мобиль (специальную конструкцию с подвешенными на штанге игрушками). Когда старые игрушки перестанут привлекать внимание крохи, подвесьте вместо них новые — элементы мобиля легко заменяются.
Начиная с момента достижения малышом возраста двух-трех месяцев, начинайте приучать ребенка к развивающему коврику. В случае вашей занятости, этот маленький «центр развлечений» послужит вам отличным подспорьем, временно занимая внимание любознательного непоседы. Однако до тех пор, пока ребенку не исполнилось 4-5 месяцев, постарайтесь большую часть времени оставаться в поле зрения своего чада. Благодаря этому малыш будет чувствовать себя в безопасности, спокойно наблюдая за вашими действиями и не просясь на руки.
Примерно в возрасте 4-х месяцев малышей особенно радуют яркие музыкальные игрушки. Со временем можно начать использовать в играх юлу или игрушки с кнопочками, которые ребенок сможет самостоятельно нажимать. Ближе к 6-месячному возрасту крохи родители уже могут попробовать играть с карапузом в совместные игры: передавать друг другу мячик или шарик, катать машинки и т. д.
После достижения ребенком полугодовалого возраста, эксперты советуют брать его на руки только в крайних случаях. Обычно достаточно просто посидеть рядом с крохой, дать ему игрушку, приласкать малыша, поговорить с ним. Помните, что в этом возрасте ненадолго оставлять маленького непоседу без присмотра можно, только если он находится в манеже или в кроватке (если вы уверены, что он из них не выберется или не выпадет).
Когда кроха преодолеет годовой рубеж, пора начинать посещать с ним развивающие детские центры, где малыш сможет активно общаться со своими сверстниками. Таким образом, повышенная потребность ребенка в маме будет постепенно ослабевать, уступая место новым увлечениям и впечатлениям.

Постоянное пребывание ребенка на руках и элементарные проявления родительской ласки — совершенно разные вещи. Тем не менее, роль тактильного контакта между малышом и родителями нельзя недооценивать. Поэтому, когда ваше любимое чадо просит у вас внимания — как бы вы ни были заняты, постарайтесь уделить ему хотя бы несколько минут, чтобы подарить ему еще одну капельку родительской нежности, тепла и заботы. Ведь возраст, когда вы заменяете малышу весь мир, очень скоро пройдет, и однажды ваш кроха сам заявит вам, что он уже «слишком большой», чтобы идти «на ручки». Любите своего ребенка и цените золотые мгновения, которые никогда уже не повторятся!

Разнообразим впечатления

Малышу может быть скучновато лежать в кроватке довольно долго, поэтому ему просто необходимы новые и интересные впечатления. Как не приучить ребенка к рукам в этом случае и одновременно не давать ему возможности скучать?

Можно приобрести подвесные игрушки в кроватку или мобиль. Поможет и звучание музыки (особенно если это классика в обработке), изменение освещения. Чтобы мама могла заниматься домашними делами, не отвлекаясь, карапуза можно посадить (или положить) в коляску и возить за собой в другие комнаты либо на кухню.

Можно и даже нужно носить малыша на руках, особенно если ему это действительно необходимо. Потому что уравновешенным и психологически уверенным в себе человеком он вырастет, только если будет чувствовать любовь, заботу и ласку со стороны родителей.

Шесть шагов к самостоятельным играм

Если вы приняли решение отучить чадо от рук и сформировать удобный распорядок дня в семье, запаситесь терпением и следуйте простым правилам.

Покажите свою занятость. Наметьте список задач, которые вам нужно успевать выполнять в течение дня. Ребенок не спит? Отлично, приступайте к работе. Причем демонстрируйте усердие и занятость. Не бойтесь переиграть, пусть у крохи откладывается в памяти образ занятой мамы. Если он станет плакать и проситься к вам, ласково, но твердо объясните, что не можете сейчас отвлечься. Малыш не поймет, что вы говорите, но запомнит тон. В дальнейшем это будет сигналом, разграничивающим время для совместных развлечений и игр самостоятельных.
Используйте «погремушки». Конечно, ребенок не будет спокойно сидеть и рассматривать потолок

Нужно занять его внимание. Положите в манеж яркие игрушки

Пользуйтесь развивающим ковриком. Включите в комнате аудиозапись сказок.
Делайте перерывы. Ненадолго отвлекитесь от уборки и загляните к малышу. Присядьте рядом, обнимите, но не качайте на руках. Если малыш начнет протестовать, снова вернитесь к делам.
Перетерпите слезы. Прежде чем ребенок войдет в новый ритм, будут слезы. Их нужно пережить. Например, если малыш не мог засыпать без рук, в первую «самостоятельную» ночь он всем покажет, где раки зимуют. Предположим, сегодня вместо длительных укачиваний вы поцеловали кроху, уложили его в кровать и вышли из комнаты. Вам вслед обязательно зазвучит красноречивый детский крик. В среднем в первую ночь малыш может плакать около получаса, хотя вам покажется, что гораздо дольше. Привыкание к новому графику длится порядка трех ночей, после чего карапуз освоится и будет засыпать без истерик и рук.
Не стойте над душой. Малыш не заснет и не успокоится, если вы будете находиться в поле его зрения. В моменты отвыкания от укачиваний лучше оставлять кроху одного, либо завешивать его манеж ширмой. Не рисуйте себе страшных картин, что ребенок плачет от боли или он запутался в одеяле. По возможности подглядывайте за малышом, но не входите на его «территорию» — это еще больше разозлит дитя.
Предупредите соседей. Учитывая, что отвыкать от рук ребенок будет громко, лучше заранее предупредить об этом соседей. Объясните им ситуацию и попросите потерпеть пару дней.

Нужно подобрать момент, чтобы приучать малыша к самостоятельности. Не делайте это во время болезни или когда режутся зубы. В эти периоды кроха действительно нуждается в вас. И, естественно, не бросайте его, если голоден, ударился или испугался чего-то.

Но даже при недугах не держите малыша все время при себе. Иначе кроха поймет, что плохое самочувствие — рычаг, позволяющий на вас давать. Вот пример: медики рассказывают, что дети, которые во время срыгивания уловили тревогу матери, в дальнейшем могут намеренно вызывать рвоту.

Обсуждая, как отучить новорожденного от рук, ни в коем случае речь не идет о том, что малыш должен полностью обходиться без материнской опеки. Мы говорим лишь о способах построения счастливой семьи, где ребенок является стимулом, а не причиной.

Распечатать

Брать или не брать на ручки? С этой дилеммой ежеминутно сталкиваются половина родителей, в чьих семьях растет «ручной» ребенок.

Одно дело, если это новорожденный, не способный самостоятельно передвигаться и полностью зависящий от мамы. А что делать, если просьба исходит от двухлетнего упитанного бутуза? Как же отучить малыша от рук? Постараемся рассмотреть все возможные рекомендации.

Прежде всего, необходимо понять, почему вам хочется отучить чадо от этой привычки. Вы скоро выходите на работу или просто боитесь, что кроха с ваших рук постепенно переберется на шею и развесит ножки?

Если причина кроется в накопившейся усталости, обратитесь за помощью к супругу, бабушкам.

Если хотите вырастить самостоятельного сына или дочку, значит, нужно выбрать правильную тактику, чтобы одновременно отдать всю нежность и не воспитать маминого хвостика.

Как отучить постепенно?

Многие мамы старательно носят малышей до года, а то и больше, и удивляются, почему же их чадо такое «ручное». В возрасте 9 месяцев кроху нужно постепенно приучать к самостоятельности. Однако сразу лишать его тактильного контакта нельзя, сначала приучите его к игре. Сыграйте с чадом в прятки: прикрывайте крохе глазки платочком, а потом спросите: «где мама?» – покажитесь ему «вот она». Скоро кроха будет сам сдергивать платочек, а вы из соседней комнаты отвечать ему. Нужно развить у ребенка способность представить, что даже если мамы не видно, она недалеко и придет по первому его зову.

Детей годовалого возраста старайтесь не укачивать, а убаюкивать: спойте песенку, почитайте, подержите, дайте любимую игрушку. Ночночок-проектор или светящийся мобиль не позволит чаду испугаться, если он проснется, ведь он не в полной темноте. Если малыш заплакал, обнимите его, приласкайте, но старайтесь не брать на руки.

Стимулируйте развитие крохи, наклоняйте его, чтобы он мог рассмотреть различные предметы: со временем карапуз поймет, что самому исследовать этот мир куда интереснее, чем просто видеть его с мамой

Попробуйте отвлекать внимание ребенка: покачайте коляску, покажите ему игрушку. Кладите ребенка в кроватку как только он начинает засыпать, старайтесь, чтобы он не спал с вами

Если малыш начал хныкать, не забирайте его сразу из кроватки, вполне вероятно, что он через пару минут успокоится и уснет. Старайтесь быть почаще рядышком, улыбаться и поглаживать ребенка, целовать, но без особой нужды не поднимать. Развивающие коврики и манежи тоже могут на время отвлечь внимание малыша и при этом сделать его самостоятельным исследователем. Проявите терпение и понимание и все обязательно получится!

Как решить проблему «рук»?

— Играйте с ребенком в «ку-ку», прятки. Поначалу просто закрывайте себе лицо руками, затем платком или тоненькой пеленкой. Так у ребенка формируется способность представлять, что хотя мамы «не видно», но она все-таки рядом. Позднее, при игре в «прятки» поддерживайте с малышом контакт голосом. Это позволит ей или ему понять причинно-следственную связь, усвоить постоянство предметов. Со временем, можно накрывать лицо ребенка тонким платком, спрашивать, «А где же наш малыш, куда спрятался? «и затем радостно сдергивать его, или стимулировать, чтобы платок убирал сам ребенок.

— Всегда предупреждайте ребенка, если собираетесь «исчезнуть» в другую комнату, отлучаясь, поддерживайте с ним постоянный голосовой контакт, не прекращайте разговор ни на секунду: «Мама пошла на кухню. Пока! Вот я иду, сейчас вернусь! Мама идет! Все хорошо», и т. п. Возвращаясь, не забудьте похвалить малыша за терпение (даже, если первое время это будет совершенно не так): «Ты такая молодец! Совсем чуть-чуть огорчилась, пока мамы не было! Потерпела! Вот спасибо! (Тихонечко посидела, пока мама своими делами занималась, и т. п. ) «

— Еще некоторое время, месяцев 6–8, малышу будет необходимо находиться рядом с мамой в плотном контакте. Примите это как данность. Я прекрасно могу понять, как мама любую маму, что это значит — постоянно таскать на руках годовасика. Однако, чем меньше Вы будете раздражаться и сердиться по поводу этой реальности, тем меньшее напряжение будет передаваться вашему малышу, и, соответственно, тем меньше он будет протестовать и требовать этого внимания. Помните, что это процесс постепенный!»Облегчить себе жизнь» можно следующим способом. Время от времени спускайте свое сокровище с рук, усаживайте рядом с собой. Увлекайте какими-то «интересными» и сравнительно безопасными предметами. Это могут быть кастрюли, поварешки, тазики-миски, пустые бутылки от шампуня, телефон (отключенный, а если сотовый, то без батареи), неработающая клавиатура от компьютера, пустые коробки, и т. д. и т. п. Покажите ребенку, что можно делать с тем или иным предметом. И пусть то время, которое она или он проведет вне Ваших рук, будет, поначалу, совсем кратким, все равно, непременно хвалите малыша за то, что он сам поиграл

Постоянно разговаривайте с ним, называйте свои действия, акцентируйте внимание на том, что вы рядом, чтобы ребенок вас видел и слышал. «Ты такая молодец! Сама целую минуточку играла, а мама столько дел успела сделать! (пусть это и не так) Вот спасибо тебе!»

У здорового ребенка в возрасте 10–12 месяцев концентрация внимания очень непродолжительная, буквально 2–3 минуты максимум. Малыш и не должен уметь сам себя занимать. Это придет гораздо позже! И если существуют в мире малыши 11 месяцев, которые чрезвычайно привязаны к своим матерям, и при этом способны спокойно, по полчаса или больше, увлеченно играть в игрушки и не требовать маминого внимания, то это большая редкость!

Реакция малыша на тепло маминых рук

За время, которое карапуз проводит в утробе матери, он привыкает слышать биение ее сердца, чувствовать ее близость. Появившись на свет, ребенок оказывается в другой среде

Для того, чтоб снова ощутить былой комфорт и чувство безопасности, ему крайне важно находиться в максимальной близости к маминому телу. Что интересно, некоторые специалисты нарекают 4-ым триместром три первых месяца жизни крохи

Это обусловлено тем, что малыш зависит от мамы на эмоциональном и физическом уровне, хоть уже и нет связи с родительницей при помощи пуповины.

Забота и объятья мамы формируют у ребенка базовое доверие к миру, что его окружает. А оно со временем перерастает в желание познавать все новое, постигать неизведанное пространство.

Родители должны понимать, что ношение на руках благоприятно влияет на развитие малыша, как на эмоциональном, так и на физическом уровне.

  1. Тесный контакт с мамой способствует правильному развитию головного мозга.
  2. Объятья мамы, которая держит на руках, стимулируют кровообращение, развивают иммунитет, улучшают функционирование нервной и эндокринной системы.
  3. Правильное ношение приводит к нормальному формированию тазобедренных суставов, позвоночного столба и опорно-двигательного аппарата в целом.
  4. Малыш развивается в интеллектуальном плане, когда имеет возможность в непосредственной близости наблюдать за мамиными манипуляциями и эмоциями.

Что такое самостоятельность

Перед тем, как начать основательно разбираться в вопросе развития самостоятельности у детей, нужно определиться — а как понимать само определение самостоятельности. Современное толкование этого термина говорит о том, что самостоятельность ребенка дошкольного возраста — это комплекс нескольких важнейших умений. Что это за умения:

  • Действия по собственной инициативе, без посторонней подсказки и контроля.
  • Выполнение повседневных дел без помощи взрослых и их контроля.
  • Осознанные адекватные действия в различных бытовых ситуациях, полностью соответствующие сложившимся обстоятельствам.
  • Быстрая адаптация к новым условиям.
  • Самоконтроль и элементарный анализ своих действий и действий окружающих. Но первоначально — своих.
  • Умение переносить то, что уже известно, в новые условия и успешно применять эти знания.

Как не приучить ребенка к рукам

Лучший вариант отучить ребенка от рук, естественно, к ним изначально не приучать.

Этот вариант предполагает брать ребенка на руки при необходимости и немножко больше для “проявления любви”. Что это значит? Брать на руки по необходимости – это покормить, сменить подгузник, положить в кроватку или коляску, покупать, перенести куда-то. Это так называемые “функциональные объятия”. Без этих объятий уход за ребенком невозможен. Объятия для “проявления любви” – это нежные прикосновения мамы просто так. Это взять на ручки и полюбоваться малышом. Это поцеловать носик, погладить по спинке. Это как раз те из 8 объятий, которые необходимы человеку для ощущения счастья. Таким образом, мама проявляет свою любовь к ребенку, свою заботу и теплоту.

Для того, чтобы вам было легче, стоит изначально определиться с правилами, которые в будущем будут регламентировать жизнь малыша.

Это вопросы:

  1. кормления (по часам или по требованию);
  2. вопросы сна (совместный сон или отдельный);
  3. купание (совместное или отдельное) и т.д.

У женщин, которые выбирают для себя так называемое “естественное материнство” шансов приучить чадо к рукам намного больше, чем у обычных мам. Естественное материнство предполагает кормление по требованию, совместный сон, ношение ребенка в слингах с тем, чтобы ребенок находился в непрерывном контакте с матерью. Специальных научных исследований эффективности и целесообразности такого способа нет, поэтому каждая мама выбирает то, что ей по душе.

Если вы решили кормить по часам и спать раздельно с ребенком, тогда первое время (несколько дней или недель) вы столкнетесь со сложностями, так как малыш будет требовать свое и плакать.

Почему ребенок привыкает к рукам?

Специалисты выделяют несколько основных факторов, способствующих привыканию младенца к рукам:

Стресс первых месяцев жизни. Новорожденному ребенку непросто адаптироваться к новой, непривычной для него окружающей среде. Отделившись от мамы физически, появившийся на свет малыш еще не готов к автономному существованию. Примерно в течение трех месяцев после появления младенца на свет его психика «запрограммирована» на установку «я живу внутри мамы». Именно поэтому многие врачи называют первые три месяца жизни малыша «четвертым триместром беременности».
Колики. Дискомфортные ощущения в животике — явление, характерное для всех новорожденных детей первых месяцев жизни. Чтобы облегчить страдания своего чада, мама, как правило, берет его на руки и укачивает, прижимая животиком к своему животу. Почувствовав себя лучше, малыш не хочет покидать материнских объятий и сильно капризничает, если его хотят положить обратно в кроватку.
Болезнь ребенка. Если грудной малыш заболел, родители стараются окружить его максимальной заботой, зачастую практически не спуская кроху с рук. Так взрослые, сами того не желая, формируют у грудничка своего рода зависимость: он начинает чувствовать себя дискомфортно без родительского внимания и, едва очутившись в кроватке, заходится громким плачем.
Трудное засыпание. Некоторым карапузам просто необходимо, чтобы перед сном их покачали

Им важно почувствовать себя в безопасности, а в полной мере обеспечить крохе чувство покоя может только его пребывание на руках у родного человека.

Необходимость укачивания грудничка в первые месяцы

Каждая мамочка, даже неосознанно, стремится продлить тактильный контакт с младенцем. Она носит его на руках, покачивает, гладит. Во время своих действий она неосознанно покачивает его.

Доводы сторонников укачивания

Находясь на руках у мамы, да ещё когда она его укачивает, грудничок расслабляется и засыпает. Как говорят сторонники укачивания, родившемуся ребёнку необходимо адаптироваться к новым условиям, ведь он 9 месяцев находился у мамы в животике, где ему было максимально комфортно.

При укачивании карапуз чувствует эмоциональную связь с мамой, её тепло, любовь. Он быстрее засыпает, сон выходит более продолжительным и спокойным. Для младенца укачивание – естественная процедура, которая необходима для гармонического развития. В это время он общается с матерью, между ними устанавливается тесная связь.

Именно поэтому большинство детских врачей положительно отзывается об укачивании в первые месяцы жизни. При этом они рекомендуют делать это именно на руках, а не в колясках, кроватках или колыбельках.

Доводы противников укачивания

Есть и противоположное мнение. Особенно подвержены ему родственники преклонного возраста, у которых раньше было мало свободного времени в силу их занятости и отсутствия гаджетов для дома, каждая минута была на счету. В качестве доводов они приводят то, что младенец быстро привыкнет к рукам и будет постоянно требовать маминого внимания.

Противники укачивание утверждают, что плач ребенка – это способ манипулирования родителями

Стоит только родителям перестать обращать внимание на плач, как через несколько дней малыш будет спокойно засыпать сам

Кроме того, есть мнение, что укачивание младенца мешает ему засыпать, нарушает сон, который становится прерывистым и беспокойным. У малыша повышается тревожность, к самостоятельности такие дети приучаются позднее.

Бывает, что такого мнения придерживаются и некоторые медицинские работники. Почему нельзя качать ребенка? Это они обосновывают тем, что укачивание неестественно для младенцев, в дальнейшем у них будет нарушение сна. По их утверждению, впоследствии ребенок будет засыпать только при укачивании, так как при этой процедуре у него происходит головокружение, и вырабатывается стойкая привычка. Наукой такое мнение не доказано, это личное дело каждого – верить этому или нет.

Каждая семья решает сама, какие доводы более обоснованы. Нужно ли постоянно укачивать младенца или это следует делать только по мере необходимости? Стоит ли бояться, что младенец привыкнет к маминым ручкам? Однозначного ответа нет. Прислушиваясь к советам обеих сторон, следует выбрать оптимальный вариант для себя и своего малыша.

Как познавать мир

Конечно, он растет, и когда находится у вас на руках, вы носите его по квартире, и видите, что его взгляд остановился на картине на стене. Первое, что делает малютка, понаблюдайте за этим – он смотрит на вас.

Когда вы идете по улице, и залаяла собака, он смотрит на ваше лицо. Вдруг подул весенний теплый ветерок, первое, что сделает малыш – посмотрит на вас. Это мгновенный секундный взгляд. Что происходит?

Он ждет как вы отреагируете, потому что малыш не знает, что это за явление, опасно — не опасно, надо куда-то прятаться, плакать. Поэтому он смотрит на вас.

Когда у вас ребенок на руках, происходит эмоциональное познание мира через маму.

Складывается ошибочное впечатление, что носить ребенка нужно постоянно, привязать его, чтобы у него сформировалось базовое доверие к миру. Это не совсем так.

Ребенок уже родился, он не в вашей матке. Мы с вами понимаем, что его задача – взрослеть, осваивать новые способы передвижения, новые способы взаимодействия с миром, и становится самостоятельной, отдельной, взрослой, психически-адекватной личностью. Это большая цель, к которой мы движемся в воспитании.

Естественно, что мы носим малыша на руках, не отказываем ему в этом. Но не носите 24 часа в сутки. Если ребенок спокоен, если вы его покормили, если он сухой, и выспавшийся, он может полежать некоторое время сам, пока вы покушаете, умоетесь, заправите постель, что-то себе быстренько приготовите.

Можете спускать ребеночка с рук, но рядом с собой, чтобы он вас видел, чтобы вы его могли успокоить своим голосом. Чтобы вы могли позвенеть погремушкой. Чтобы он не переживал, что он один в комнате, а мама куда-то исчезла.

А стоит ли приучать?

Одно время в моду вошла спартанская методика воспитания, согласно которой маме предписывалось вообще не брать ребенка на руки и поменьше нежничать. Покормила, поменяла подгузник – и в кроватку или манеж. Сторонники теории, считали, что любое «баловство» портит ребенка, поэтому советовали родителям отбросить сентиментальность и общаться с ребенком только «по делу».

К счастью, поклонников этой методики воспитания нашлось немного. Ведь желание матери брать свое дитя на руки заложено на уровне инстинктов.

Но, тем не менее, большинству молодых мамочек время от времени приходится выслушивать совету: «Не приучай к рукам!». Но нужно ли им следовать?

Новорожденный младенец физически нуждается в тесном контакте с мамой, поэтому ни в 1 месяц, ни в 3 месяца, ни о каком отучении от рук речь идти не может. Малыша обязательно нужно брать на ручки, обеспечивая ему необходимый тактильный контакт и потихоньку знакомя с окружающим миром. Ведь ребенок пока лишен возможности передвигаться, и если не брать его на руки, то ничего, кроме своей кроватки он не увидит.

Конечно, речь не идет о том, что мама не должна спускать ребенка с рук. Даже в этом раннем возрасте нужно потихоньку приучать его занимать себя самостоятельно. Для этого используются яркие игрушки, мобили, которые подвешивают над кроваткой.

Чуть позже, примерно в 6 месяцев нужно стараться оставлять ребенка играть самому подольше. Очень помогут в этом различные развивающие коврики. Но если этого аксессуара нет, не стоит расстраиваться, его с успехом заменит расстеленное на полу одеяло и разложенные на нем игрушки.

В 10 месяцев дети, как правило, пытаются делать первые шаги, держать за опору. Теперь пришло время предоставить ребенку больше свободы, не подхватывая его на руки каждый раз, когда он шлепнется на попу.

В возрасте 1 год ребенка стоит брать на руки, только в тех случаях, когда без этого нельзя обойтись. Чувство тактильного голода можно удовлетворять другими способами: массажем, совместной игрой, «обнимашками». Если все будет сделано правильно, то в 2 года ребенок приобретет практически полную «автономность» и не будет проситься на руки.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий