Соблюдение норм сна для развития и хорошего самочувствия детей до года

Признаки того, что сна не хватает

Если грудничок до года спит на час меньше необходимого, но чувствует себя хорошо, его настроение ровное, веселое, то беспокоиться не стоит. Но если Ваш сын или дочь спит достаточно (длительность укладывается в табличные нормы сна и бодрствования ребенка до года), это не значит, что именно ему хватает. Симптомами того, что грудничок отдыхает не достаточно, являются:

Во время бодрствования грудничок неспокойный, ни минуты не может играть самостоятельно, начинает капризничать, ничем не увлекается, нервничает. Успокоиться может только на руках у мамы;

  • Малыш, который недостаточно отдыхает днем, к вечеру становится настолько уставшим, что начинает кричать и плакать. Укладывание становится настоящим испытанием для всей семьи. Следите за соблюдением норм сна днем. Заранее готовьтесь к засыпанию в определенное время. Ближе к году уже устанавливается более или менее постоянный режим. Уже возможно предугадать усталость и вовремя перейти к спокойным играм и ритуалу укладывания.
  • Сын (дочь) просыпается до полуночи. Через час-два после укладывания. Это признак того, что он недостаточно отдыхает днем. Увеличьте продолжительность сна в светлое время суток, даже если она соответствует норме. Вечером укладывайтесь пораньше.
  • Недостаток сна – одна из частых причин плохого аппетита, несоответствие веса норме.
  • Дети часто плохо засыпают, больше 20 минут сопротивляются, кричат, ворочаются. Это проявления синдрома гиперусталости.

Какие советы можно дать родителям, если у ребенка бессонница?

Прежде чем прибегать к лекарственным препаратам, следует максимально изменить образ жизни и питания, а также обстановку сна.

В этом отношении важны:

  • рацион питания с включением белка, растительных жиров, пищевых волокон (отруби, свежие овощи), витаминов и микроэлементов;

  • гармоничный режим труда и отдыха, в частности, без напряженной умственной работы или возбуждающего чтения перед сном;

  • Жалобы на плохой сон грудных детей встречаются очень часто, в большинстве случаев это связано с болями в животе (кишечные колики) или дефектами воспитания. В последнем случае рекомендуется:

  • отучить ребенка от укачивания;

  • хорошо проветрить помещение;

  • избегать возбуждающих игр перед сном;

  • сделать теплую ванну.

Дети раннего возраста:

Купание с успокаивающей пеной действует на ребенка расслабляюще, помогает успокоиться после активного дня и настроиться на крепкий и здоровый сон.

Массаж. Ласковые и заботливые мамины руки подарят крохе чувство комфорта и безопасности. Во время массажа лучше использовать масло с успокаивающими ароматами. Техника довольна проста: Ваши движения должны быть плавными и поглаживающими, начинайте с личика крохи, плавно спуститесь к животику, погладьте ножки и ручки, завершающим этапом станет поглаживание спинки. 

Вечернее кормление. Ночные пробуждения ребенка могут быть связаны с чувством голода

Поэтому следует помнить о важности вечернего кормления, но не стоит кормить кроху непосредственно перед сном.

Смена подгузника. Для того, чтобы кроха спокойно спал всю ночь, необходимо перед укладыванием поменять подгузник, не забыв нанести присыпку на предварительно очищенную кожу этой области. Она быстро и эффективно поглотит избыточную влагу, делая кожу сухой и гладкой.

Колыбельная или сказка на ночь. Лучшей ассоциацией засыпания будет успокаивающий нежный голос мамы

Разговаривайте с малышом ровным голосом или спойте ему песенку. Это успокоит его и настроит на крепкий сон.

Питание и сон:

  • Существует ряд продуктов, которые успокаивают нервную систему, стимулируют выработку гормонов влияющих на наступление сна (серотонин и мелатонин).

  • Известное старое средство – ромашковый чай. Ромашка недаром занимает первое место среди успокаивающих напитков. Она обладает легким снотворным эффектом и служит идеальным натуральным релаксантом и для тела, и для души.

  • Также полезно съесть перед сном банан, выпить стакан теплого молока. Молоко воздействует на психику ребенка. Оно как бы погружает в полузабытые ощущения раннего детства, когда бутылочка молока олицетворяла собой покой и уют. Можно добавить в теплое молоко или травяной чай немного меда.

  • Поможет уснуть и горсть миндаля.  Если сну мешают неприятности, депрессия, попробуйте добавить в вечернюю овсянку две чайные ложки семян льна. 

    (Продолжение следует)

Автор статьи Чикунов В.В., детский гастроэнтеролог, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры детских болезней с курсом ПО КрасГМУ

Источник Сибирский медицинский портал

Нормальный сон у детей.

Сон у совсем маленьких детей существенно отличается от сна у взрослых. Младенцы до 6 месяцев проводят 50% своего сна в стадии инактивного REM сна по сравнению с 20% у взрослых. Сон у малыши начинается через начальную активную REM стадию, тогда как у взрослых первая REM фаза появляется не раньше чем через 90 минут от момента засыпания. Активная REM фаза часто повторяется у младенцев, формируя укороченные циклы сна. До 6 месяцев спокойный REM (определяемый также как спокойный или неопределенный сон) не может быть подразделен на ЭЭГ стадии, известные как зрелый паттерн сна. После 6 месяцев архитектура сна младенца начинает становиться похожей на таковую у взрослых. После начального «установочного» периода, который обычно длится от 10 до 20 минут, наблюдается переход из 1 стадии NREM в стадии 3 или 4. Ребенок может вернуться в стадию 1 и повторить цикл. После одного или двух циклов NREM сна, через 60-90 минут наступает REM сон. Первая треть ночи представлена в основном глубоким сном (Стадии 3 и 4 NREM). Во второй половине ночи преобладают стадии 2 NREM и REM сон. У новорожденных, общее время сна равномерно распределено между дневным и ночным периодами суток. Ночной сон постепенно консолидируется в один непрерывный эпизод к первому году жизни. Количество дневного сна постепенно снижается на протяжении первых трех лет жизни. К четырем годам, большинство детей не испытывают больше потребности в коротком дневном сне. Потребность в ночном сне также снижается, так что в подростковом возрасте она сопоставима с потребностью у взрослых.

Как обеспечить ребенку крепкий сон?

1. Ребенку необходимо спать определенное количество часов в сутки. Так, младенцу нужно около 18-20 часов сна в сутки, а подросшему ребенку уже достаточно около 14 часов на отдых днем и ночью. Ориентируйтесь на табличные нормы – они дадут вам понять, как корректировать режим с учетом возраста и индивидуальных особенностей крохи.

2. Детей легко переутомить и тяжело успокоить, если они сильно перевозбуждены. О чем мы часто забываем. Чем младше ребенок, тем меньше времени он может бодрствовать без накопления усталости.

В этом случае важно следить за признаками усталости у ребенка и проводить последний час перед сном в спокойных играх, которые замедлят его. Здесь поможет работа с мелкой моторикой: (подойдут удалить слово) игры с разными тканями, перебирание крупы или бусин (под присмотром взрослого), лепка, пальчиковое рисование

Не забываем о ритуале перед сном, который настраивает на отдых и помогает малышу расслабиться.

3. Дети сильно реагируют на внешние раздражители, особенно свет и шум

Поэтому важно создавать подходящие условия для отдыха, начиная с рождения

Если в детской светло, ребенку будет тяжело уснуть. И вот почему: гормон мелатонин, от которого зависит то, как мы спим, вырабатывается только в темноте. При этом он легко разрушается под воздействием света, особенно синего спектра. Если малыш спит при свете днем и  ночью, это сильно снижает качество его сна, уменьшается выработка мелатонина. Если свет попадает на ребенка, он проходит через родничок напрямую в мозг и разрушает уже накопленный мелатонин

Поэтому важно даже под утро сохранять темноту в комнате. 

Также при свете ребенок будет отвлекаться на окружающие его предметы, а не настраиваться на отдых.

Как создать правильную атмосферу: 

  • Затемняйте комнату темными шторами и убедитесь, что от электроприборов не исходит свет.
  • Стоит ли создавать тишину? Лучший вариантом будет использование белого шума, который заглушит посторонние бытовые звуки, когда ребенок спит. Белый шум не вызывает привыкания и является позитивной ассоциацией на засыпание.

4. Биологические ритмы детей работают иначе, чем у взрослых. Для детей физиологичен уход в ночь в промежутке между 18.00 и 20.00 и подъем не позднее 7 утра. Подобный режим позволяет малышу получить необходимое количество качественного ночного сна, так как первую половину ночи сон проходит в основном глубокой фазе. В этот период происходит активное восстановление организма. Раннее укладывание возможно с 4 месяцев и до школьного возраста. 

5. Ребенку легче жить по режиму. Следование распорядку дня дает малышу чувство предсказуемости и понятности в течение дня. Режимного ребенка легче уложить спать, так как его внутренние часы настроены на сон в определенное время. Также не следует пропускать дневной сон в надежде, что ребенок будет лучше спать ночью. При отсутствии дневного отдыха малыш труднее уйдет в ночь и будет спать беспокойно из-за переутомления. 

6. Подъемы по ночам являются нормой. В первые месяцы жизни частые пробуждения новорожденного малыша обусловлены физиологией.

Но по мере взросления сон становится все более консолидированным и к году ребенок уже способен спать всю ночь без пробуждений. Точнее, ребенок будет просыпаться между циклами сна, но заснет обратно через пару минут. При условии, что он умеет делать это самостоятельно. Малыши, которые не имеют этого базового навыка (а он приобретается, как и умение прикладываться к груди, жевать и ходить) нуждаются в посторонней помощи, чтобы продлить сон. Этими “помощниками” становятся укачивание, грудь, бутылочка, соска, мамино присутствие рядом.

7. Позитивные ассоциации на сон облегчают укладывание. Включение белого шума, использование игрушки-любимки, сон в спальном мешке и ритуал на засыпание и пробуждение приходят на помощь при работе над сном ребенка.

8. У ребенка должно быть постоянное спальное место. Лучше всего, если это будет кроватка. В ней не должно быть ничего, кроме плотного матраса с простыней на резинке. Подушка и одеяло не нужны малышу в первый год жизни – лучше использовать детский спальный мешок. Мягкую игрушку можно класть в кроватку после полугода.

9. Состояние мамы легко передается ребенку. Если вы помогаете успокоиться своему малышу, успокойтесь сами. Дети легко считывают наши эмоции с помощью зеркальных нейронов, которые активно работают у них в первые годы жизни.

Включите в ритуал перед сном объятия. Обнимая ребенка, вы воздействуете на его периферическую нервную систему и успокаиваете его.

Проверьте по таблице, что вы используете помощников сна и избегаете его разрушителей:

Понравиласть статья? Оцените:

Голосов: 26

Создаем условия для сна

Чтобы маленький ребенок лучше спал, как это ни странно звучит, не стоит изолировать его от посторонних шумов. Если малыш будет слышать сквозь сон негромкий фон работающей стиральной машины, спокойные приглушенные голоса родителей – он привыкнет к этим звукам, и не будет пугаться их во сне, и соответственно, будет лучше спать, а родители смогут продолжать заниматься привычными делами, не опасаясь разбудить кроху.

Перед сном необходимо хорошо проветрить комнату, в которой спит ребенок. Свежий воздух поможет малышу спать крепче. Очень полезен сон на открытом воздухе, который повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Детям постарше полезны прогулки перед сном.

Для хорошего сна имеет значение и то, насколько удобна подушка и комфортно одеяло. Ребенку не должно быть ни слишком жарко, ни холодно во время сна, поэтому одеяло должно соответствовать сезону и общей температуре в комнате. Если у ребенка мерзнут ноги, он быстрее заснет в носочках

Для более старших детей нужно обратить внимание на подбор подушки, в частности ее высоту

Не маловажно и то, как ребенок спит на подушке: край подушки должен приходиться на шею, а плечи и верхняя часть спины должны лежать на матрасе – это самое физиологически правильное положение

Нормы сна детей до года

Скорее всего, вы фиксируете у своего малыша первого года жизни перерывы между кормлениями, объем пищи, прибавки веса, роста и сравниваете их с эталонами. А про нормы сна даже не думали. А зря. Ведь сон не менее важен для роста и развития грудничка, чем питание.

Нормы сна детей до года приведены в таблице.

ВозрастКоличество снов днемНорма ночного сна, часовВсего, часов
До 1 мес.4-88-10От 16 до 19
1-3 мес.3-510-11От 14 до 17
4-5 мес.3-410-12От 14 до 17
6-8 мес.2-310-12От 13 до 15
9-11 мес.210-12От 12 до 15
1 год1-210-12От 12 до 14

Это средние нормы. Все дети имеют свои особенности. Качество и норма зависит и от общего состояния, здоровья, темперамента. Например, если маленького беспокоит насморк, он может быть меньшей продолжительности. Но спать будет чаще.

Приведенные по месяцам нормы сна детей до года условны. Некоторые больше отдыхают ночью, другие — днем. Бывает, что дети до года пытаются отказаться от второго сна. Не допускайте этого, всеми силами сохраняйте второй дневной сон

Это очень важно для здоровья и хорошего самочувствия малыша

Признаки того, что малыш хочет спать

Иногда уставшие дети засыпают самостоятельно. Но в большинстве случаев, когда Ваш сын (дочь) уже устал, он сам этого не понимает. Но меняется поведение:

  1. Трет глазки, зевает, дергает себя за ухо;
  2. Его не увлекают никакие занятия, игры, он отворачивается;
  3. Начинает капризничать, нервничать, плачет без особой причины;
  4. Падает, толкается;
  5. Становится возбужденным, слишком подвижным.

Необходимо правильно понять эти симптомы и в короткое время уложить ребенка спать, иначе он перевозбудится и не сможет нормально уснуть. Все закончится слезами, истерикой, ночным беспокойством.

В большинстве семей дети засыпают поздно, примерно в одно время с родителями. Это абсолютно неправильно, не соответствует норме. Точно известен тот факт, что 60 минут сна до полуночи для маленьких равен 120 после. Поэтому важна не только общая длительность.

Если вы укладываетесь поздно, не меняйте привычку слишком резко. Это будет тяжело для всех. Сдвигайте время засыпания на 15 минут каждый вечер. Через несколько дней сформируется новая привычка, и проблем с засыпанием в нужное время не будет.

Признаки того, что сна не хватает

Если грудничок до года спит на час меньше необходимого, но чувствует себя хорошо, его настроение ровное, веселое, то беспокоиться не стоит. Но если Ваш сын или дочь спит достаточно (длительность укладывается в табличные нормы сна и бодрствования ребенка до года), это не значит, что именно ему хватает. Симптомами того, что грудничок отдыхает не достаточно, являются:

Во время бодрствования грудничок неспокойный, ни минуты не может играть самостоятельно, начинает капризничать, ничем не увлекается, нервничает. Успокоиться может только на руках у мамы;

  • Малыш, который недостаточно отдыхает днем, к вечеру становится настолько уставшим, что начинает кричать и плакать. Укладывание становится настоящим испытанием для всей семьи. Следите за соблюдением норм сна днем. Заранее готовьтесь к засыпанию в определенное время. Ближе к году уже устанавливается более или менее постоянный режим. Уже возможно предугадать усталость и вовремя перейти к спокойным играм и ритуалу укладывания.
  • Сын (дочь) просыпается до полуночи. Через час-два после укладывания. Это признак того, что он недостаточно отдыхает днем. Увеличьте продолжительность сна в светлое время суток, даже если она соответствует норме. Вечером укладывайтесь пораньше.
  • Недостаток сна – одна из частых причин плохого аппетита, несоответствие веса норме.
  • Дети часто плохо засыпают, больше 20 минут сопротивляются, кричат, ворочаются. Это проявления синдрома гиперусталости.

Как изменить привычки и обеспечить качественный сон

Если Вы обнаружили признаки недостаточности сна, отклонения от норм дневного и ночного отдыха, не расстраивайтесь. В Ваших силах все изменить, сформировать правильные привычки, помочь малышу нормально расти и развиваться.

Рекомендации:

  1. Старайтесь укладывать малыша при первых признаках усталости;
  2. Следите, чтобы вечером он засыпал вовремя, в норме в 8-9 часов. Отложите свои дела ненадолго, на время укладывания;
  3. Придумайте вечерний ритуал. Это помогает детям настраиваться на сон и быстро спокойно погружаться в царство Морфея. Расскажите сказку, спойте колыбельную, погладьте спинку. С детьми постарше можно укладывать на сон мишек, кукол;
  4. Создайте благоприятные условия для засыпания. В комнате должно быть темно и тихо. Организму так проще настроиться на нужный ритм.

Изменить неправильные привычки у детей никогда не поздно.

Первая стадия – крик

Когда малыш рождается, попадая из одной среды в другую, ему нужно каким-то образом заявить о себе, о своем присутствии в этом мире. Пока ребенок находился в мамином животе, все его потребности удовлетворялись мгновенно. Теперь же он иногда чувствует какой-то дискомфорт – и кричит (пока еще на уровне безусловного рефлекса). Когда потребности малыша удовлетворяются, у ребенка формируется некоторый стереотип поведения, и крик становится сигналом о дискомфорте (мокро, хочется есть или спать, грустно, одиноко). Средство у ребенка только одно – крик

Постепенно с помощью крика младенец учится не только привлекать к себе внимание, но и общаться. Вспомните, когда ваш малыш зовет вас, он сначала кричит, а потом ждет ответа: придет мама или не придет? Потом он кричит громче и снова ждет

Таким образом ребенок дает возможность своему “собеседнику” включиться в свой первый диалог.

Примерно к третьему месяцу (а у многих детишек и значительно раньше) меняется и интонация криков. Внимательная мама может выделить очень много различных криков своего чада – это может быть ворчание, нытье, недовольство, резкий визг от боли, гневные “восклицания”.

“Даже находясь в другой комнате, я по крикам почти наверняка могу определить, что происходит с моими близнецами. Когда они ссорятся и не могут поделить игрушки – крик один, когда им скучно – крик совсем другой. И, конечно, я всегда отличаю пронзительные и резкие “опасные крики” (когда срочно нужно бежать на помощь) от “неопасных”, когда дети просто выражают свое недовольство”.

Крик присутствует у ребенка довольно долго, развиваясь параллельно с речью. И даже когда появляются настоящие, “взрослые” слова, крик продолжает играть в общении очень важную роль.

Физиологические особенности сна ребенка

На физиологическом уровне сон ребенка отличается от сна взрослого. Дети спят по-другому, чем мы, их сон более поверхностный, чуткий, и это является нормой.

Как известно, сон состоит из сменяющих друг друга фаз – медленной и быстрой. У детей большая часть сна приходится на быстрый сон (а у взрослых быстрый сон составляет только 25%). В эту фазу мама может наблюдать, как под закрытыми веками быстро движутся глазные яблоки ребенка, в это время ребенок видит сновидения. Тонус мышц утрачивается (за исключением мышц глаз и носоглотки), ребенок не может двигаться, так предусмотрено природой. Если бы возможность движения оставалась, люди совершали бы все те движения, которые им снятся.

РЕЖИМ СНА РЕБЕНКА после 4 месяцев

Режим сна и бодрствования грудного ребенка после 4 месяцев будет более четким с подъемом в 6:00-7:00 утра и ранним укладыванием в период с 18:00 до 20:00 вечера.

При физиологичном режиме дневные сны следует устраивать в промежутки: 8:00-10:00, 12:00-14:00 и 15:30-17:00. В эти промежутки времени меняется гормональный фон ребенка – происходит пик выработки гормона сна мелатонина. Температура тела понижается, замедляются обменные процессы в организме. Все это способствует более легкому переходу из состояния бодрствования в сон.

Чтобы подобрать правильное время укладывания, ориентируйтесь на нормы времени бодрствования малыша в каждом возрасте.

Для этого используйте таблицу с режимом сна ребенка по месяцам:

В таблице указаны усредненные нормы, для вашего малыша они могут быть чуть больше или чуть меньше. Также время бодрствования с утра и вечером будет короче, чем дневное время бодрствования. Обязательно следите за признаками усталости малыша. До 6 месяцев ориентируйтесь на них, чтобы не пропустить время легкого укладывания.

Режим дня новорожденного

Два основных пункта в графике новорожденного — это сон и кормление. Сон — основной регулятор жизненного ритма малыша. Надо помнить, что все проблемы с засыпанием скажутся на организации режима дня

Важно, чтобы ребенок спал не менее 3 раз днем (до 9 месяцев) и не менее 2 раз ночью (с 9 до 12 месяцев). Ночной отдых должен длиться не менее 11 часов

Норма сна для малыша 9 – 12 месяцев — не менее 14 – 15 часов в сутки.

Приучать к одному и тому же времени отхода ко сну можно с 2 месяцев, а к 3 – 4 месяцам — укладывать в кроватку, пока малыш не заснул, и он будет учиться засыпать самостоятельно.

Что касается кормления, то при грудном вскармливании, как правило, сохраняется вариант «по требованию». Со временем, в связи с взрослением и вводом прикорма, ребенок будет прикладываться к груди все меньше.

Нужны ли медикаменты?

А вот здесь можно однозначно сказать – нет. Ребенок — это инструмент с удивительно гибкой настройкой. И любые медикаменты, даже те, которые, по заверениям врачей, являются безвредными, могут нанести огромный вред его здоровью.

Если ребенок часто расстраивается и плачет по пустякам, его клонит в сон, значит, просто дайте ему возможность высыпаться. Иногда причиной недосыпа являются скандалы в семье – постарайтесь оградить детей от этой страшной стороны взрослой жизни.

Ребенок спит меньше, чем сверстники, но при этом прекрасно себя чувствует, не уступает друзьям по физическому и интеллектуальному развитию? Значит, и вовсе не следует волноваться – все процессы в организме идут нормально, и сын или дочь просто спят столько, сколько им нужно. Любые попытки корректировать устоявшийся график принесут только лишние проблемы.

Этапы формирования речи ребёнка

К шести-восьми месяцам жизни малыш начитает лепетать, произносить звуки типа «ма», «па», «ба», «на», «ди» («иди»), «да» («дай») и прочие. Звуковой состав лепета — результат кинестетической «настройки» артикуляционного аппарата по слуховому и акустическому подражанию речи окружающих. Одновременно ребенок осваивает элементарную слоговую структуру слова, состоящую, чаще всего из одного слога. Если гуление не перешло в лепет, родителям стоит бить тревогу, возможно у младенца есть проблемы со слухом.

Во втором периоде, примерно с восьми-девяти месяцев жизни, малыш начинает повсеместно воспринимать звучание некоторых слов, взглядом или указательным жестом «отвечать» на вопросы «где мама?», «где кошка?». Он радуется, что его понимают, начинает подражать взрослым в играх с игрушками, в использовании ложки, кружки. Слов еще нет, но интонации-восклицания уже разные: чувства радости и недовольства вокализируются, сопровождаются характерными звуками «а-а-а», «у-у-у». Лепет становится продолжительнее, обогащается интонационная окраска, звуки начинают повторяться («ба-ба-ба», «ма-ма-ма») и превращаются в слова, которые становятся элементами мышления. Произношение слов еще не совершенно, но ребенок уже вкладывает в них определенный смысл. Видя, что мама пришла или уходит, он произносит слово «ма-ма». Это так называемые слова-предложения. К концу первого года жизни появляются звукоподражательные слова типа «ав-ав» («собака»), «би-би» («машина»), «тик-так» («часы»).

В третьем периоде, начинающемся со второго года жизни, малыш уже понимает обращенную к нему речь, по одному слову выполняет простые поручения. У него появляется осмысленный указательный жест, сопровождаемый звуками с интонацией требования, которые просят назвать что-либо. Ребенок упрямо перемещает указательный пальчик с одного предмета на другой, по нескольку раз возвращается к уже знакомым предметам, пока не будет удовлетворен сознанием того, что разные предметы имеют разное название. Период активного указательного жеста является большим прорывом в становлении первого этапа детского конкретно-образного мышления, связанного с начальным выделением на слух звуковой оболочки слова. В это время закладывается пассивный словарь ребенка. Бурное развитие восприятия речи на несколько месяцев опережает развитие устной речи. Нередко пауза между тем, когда ребенок стал показывать пальцем на тот или иной предмет, и моментом, когда он произносит слово, обозначающее предмет, насчитывает пять-восемь месяцев. В конце концов, наступает момент, когда малыш делает попытку связать два слова в фразу («папа, дай»).

Ребенок с нормальным слухом, воспринимая правильную, не сюсюкающую речь матери, начинает говорить в 14-18 месяцев. У разных детей развитие речи может протекать индивидуально. У одних довольно медленно формируется высказывание из двух-четырех слов, зато такие малыши примерно к году и восьми месяцам овладевают произношением почти всех звуков родного языка. У другой группы детей стремительно развивается мелодика речи, они произносят длинные фразы, но пользуются несколькими слогами, многие звуки не выговаривают. В таких случаях только мама может разобрать, что сказал ее сын или дочь. Замечено, что девочки начинают говорить раньше мальчиков; вероятно, это объясняется более пластичной нервной системой. К полутора годам возникает первый период вопросов «что это?». В активном словаре такого малыша уже 30-35 слов, состоящих из одного-двух слогов и выговариваемых при помощи шести-восьми звуков с разными слоговыми вариациями, которые понимает далеко не всякий взрослый. Это уже можно смело назвать общением с помощью речи. К двум годам словарь малыша достигает примерно 300 слов. Он активно употребляет наречия и глаголы. На третьем году жизни усваивает первые грамматические формы, выстраивает многословные фразы со сложными и придаточными предложениями, предлогами, прилагательными, наречиями, вопросительными словами. После двух с половиной лет у ребенка, кроме большого количества прилагательных, появляются причастия, сложные предлоги «через», «вдоль» и прочие, а к концу третьего года жизни — соединительные союзы и местоимения. Основное формирование речи заканчивается, но ее изменение и становление продолжается на четвертом и пятом годах жизни. Это период вопросов: «почему?», «зачем?».

Существует ли детский недосып

Принято считать, что хронический недосып — удел взрослых, которые много работают. На самом деле школьники нуждаются в большем количестве сна, но получают его порой меньше, чем взрослые. 

Чем младше ребёнок, тем больше он должен спать. В норме первоклассник должен спать 10–13 часов, включая 1–2 часа дневного сна. Продолжительность сна в подростковом возрасте должна составлять от 9 до 11 часов. При этом дети и подростки часто страдают от недосыпа из-за эмоционального перенапряжения, зависимости от гаджетов и перегрузок в школе. Давайте узнаем, какие могут быть последствия и что с этим делать.  

Ночные ритуалы

Начиная с самого раннего возраста, когда хаос в распорядке ребенка сменяется постоянным режимом, имеет смысл сопровождать отход ко сну ритуалом. Ритуал отхода ко сну – это серия простых последовательных шагов, призванных помочь вам настроить ребёнка на нужный лад и погрузить его в сон тогда, когда это требуется.

Для начала укладывайте ребенка спать в постоянное время. Делайте это всегда.

Разумеется, бывают различные форс-мажоры, при которых привычный график отклоняется в ту или иную сторону. Но в целом час отхода ребёнка ко сну должен быть постоянным. Некоторые родители считают, что укладывать ребенка один вечер в 20:00, другой в 22:00 или вообще когда ребенок захочет спать – это хорошая идея. Нет, это не хорошая идея. Детям нужен режим, в том числе и для их внутреннего спокойствия. Поэтому две вещи должны оставаться неизменными – время отхода ко сну и место отхода ко сну. Если ребенок засыпает в своей кроватке, он должен засыпать там каждую ночь. А не день в кроватке, день в салоне, день у мамы не руках.

Затем переходим к основной фазе, собственно, отходу ко сну. Многие родители думают, что он состоит из всего одной фазы – засыпания. Это ошибка. Он состоит их нескольких частей, предшествующих самому засыпанию, которые не менее важны. Ритуал может быть любым, например, таким:

  • ужин;
  • ванна;
  • книжка;
  • сон.

В нашей семье этот ритуал работал на ура. При этом ужин должен начинаться изо дня в день в одно и то же время. Это время также должно быть постоянным, как и время отхода ко сну.

Перед ужином, который становится предвестником сна, мы подготавливаем ВЕСЬ дом ко сну:

  • уменьшаем громкость телевизора, а лучше выключаем его совсем;
  • приглушаем свет в комнате;
  • заканчиваем все подвижные, возбуждающие игры;
  • переходим на пониженные тона в разговоре.

Таким образом, день изо дня вы готовите ребенка ко сну.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий