Почему ребенок может бояться других детей и как помочь ему справиться с фобией

Основные причины появления фобий

Специалисты выделяют следующие причины возникновения необъяснимого страха — биологические, генетические, психологические, социальные.

Биологические и наследственные факторы

Недостаток определенной кислоты в организме (гамма-аминомасляной), имеющей успокоительное действие, приводит к увеличению страха и тревожности, что в свою очередь способствует риску появления фобий. Причинами уменьшения количества этой кислоты могут быть травмы головного мозга, длительное применение лекарств и психотропных препаратов, стресс и депрессия.

Кроме этого, причиной возникновения фобий может быть генетический фактор. Если один из родителей страдает фобическим расстройством, то риск появления фобии и у ребенка очень велик. Однако, что именно повлияло на это, наследственная предрасположенность или определенное поведение родственника, трудно сказать.

Социальные причины

Чаще всего возникновению фобий способствует влияние внешних факторов, особенно различные события шокирующего характера, произошедшие в детстве. Именно психологические травмы детского возраста: укусы насекомого или животного, потеря близких или продолжительное расставание, негативный опыт плавания или закрытого помещения и тому подобное вырастают обычно в непредсказуемые страхи.

Психологические факторы

У некоторых фобических расстройств и панических атак не прослеживается связи с какими-то травмами или событиями, в этом случае причины часто скрываются в подсознании. Неправильное объяснение каких-либо слов или действий, неверный взгляд на происходящие и будущие события, ущемление характерных черт и другие психологические проблемы также могут повлиять на возникновение фобий.

Определенные страхи появились в процессе эволюции, например, боязнь открытого пространства имеет свои корни в далеком прошлом, когда в незащищенном месте существовала опасность нападения диких животных.

Социальные причины

Появлению социофобий может способствовать чрезмерно строгое воспитание или критика родителей, неадекватная оценка взрослыми происходящих с ребенком событий, неудачный опыт общения со сверстниками или противоположным полом.

Таким образом, травмирующие ситуации, воздействуя на неокрепшую психику или наследственную предрасположенность, а также социальное и материальное положение способствуют возникновению и развитию различных фобий.

Как искоренить недуг

Лечение ПА начинается с признания своего состояния и осознания того, что человеку действительно нужна медицинская помощь. После обращения к врачу и исключения им реальных заболеваний, он может назначить консультацию невролога, психолога или психиатра.

Терапия состояния объединяет в себе медикаментозное и психотерапевтическое лечение.

Из лекарственных средств назначают:

Седативные средства. Они довольно эффективны, но только в случае легкой степени приступа. Основаны на травах и имеют небольшую концентрацию активных веществ. Быстрее начинают действовать настойки, чем таблетированные формы.
Антидепрессанты (ингибиторы обратного захвата серотонина) в течение 6 месяцев.
Транквилизаторы. Проявляют несколько эффектов: антитревожный, успокаивающий, снотворный, противосудорожный, спазмолитический, вегетостабилизирующий, устраняют страх. Курс лечения  – 2 недели, не более, чтобы не вызвать зависимость.
Нейролептики. Используются как дополнительная терапия. Снимают психомоторное возбуждение, устраняют страх, уменьшают чувствительность по отношению к раздражителям.
Ноотропные препараты. Стимулируют работу ЦНС, активизируют мыслительную деятельность

Улучшают когнитивные функции: память, внимание. Назначаются в комплексе с основной терапией.

Из методов психотерапии наиболее эффективна когнитивно-поведенческая терапия. В ходе ее сеансов психотерапевт поможет своему клиенту воссоздать в безопасной обстановке симптомы ПА, и через некоторое время они не будут казаться человеку такими угрожающими. Страх нахождения в определенной ситуации или месте тоже удастся преодолеть.

Кроме этого, пациент сможет осознать причины своей тревоги и страхов, научиться контролировать их. Например, бывает так, что пациент получает так называемую вторичную выгоду из своего состояния

То есть подсознание специально выделывает подобные фокусы, чтобы не работать, привлечь внимание, получить заботу и т.д. Причин может быть масса

Помимо когнитивно-поведенческой терапии, также применяют семейную и психоанализ.

Оба метода, как медикаментозное лечение, так и психотерапия, по-своему эффективны. Чем раньше начата терапия панических атак, тем более велика вероятность избавиться от них раз и навсегда.

Существуют некоторые хитрости, которые позволят сократить частоту приступов, став своего рода профилактикой процесса. Во-первых, избегайте приема веществ, возбуждающих нервную систему: крепкий чай, кофе, алкоголь, наркотики. Во-вторых, необходимо привести в гармонию вашу нервную систему, нормализовать режим дня: высыпаться, заниматься спортом, гулять на свежем воздухе, правильно питаться. Посещайте группы поддержки, созданные для людей с данным типом расстройства.

И самое последнее, но самое важное: соблюдайте лечение, назначенное врачом. Приступы панической атаки не приведут вас к смерти, но существенно исказят ваше существование

Наиболее действенный метод борьбы с ними – раннее, вовремя начатое лечение. Не стоит откладывать его, стараясь преодолеть болезнь самостоятельно. Подобные попытки только усугубят процесс, трансформируя его в более глубокие и тяжелые расстройства

Приступы панической атаки не приведут вас к смерти, но существенно исказят ваше существование. Наиболее действенный метод борьбы с ними – раннее, вовремя начатое лечение. Не стоит откладывать его, стараясь преодолеть болезнь самостоятельно. Подобные попытки только усугубят процесс, трансформируя его в более глубокие и тяжелые расстройства.

В чем заключаются минусы гиперопеки над ребенком?

Хочется начать с хорошего, но положительных сторон здесь как таковых нет. Гиперопека обеспечивает не решение проблем, а только лишь самоуспокоение. Полностью контролировать все вокруг невозможно. Дети могут пораниться на ровном месте или, наоборот, выйти «сухими» из воды. Да, загнав малыша в тесные рамки, родители смогут обеспечить ему относительную безопасность. Но разве можно лишать ребенка свободы? Сверхопека имеет массу недостатков:

Ребенок растет ограниченным и беспомощным.

С рождения пребывающий в сковывающих условиях малыш не имеет возможностей учиться решать проблемы самостоятельно. А ведь человеческая жизнь полна трудностей и препятствий! Только представьте: ребенок вырос, и совершенно не понимает, кто он, что ему делать со своей жизнью, как преодолевать препятствия и делать правильные выводы из совершаемых ошибок; мамы и папы рядом нет, подстраховать некому, есть только безумный страх опасности, который ему постоянно прививали.

Чадо может выйти из-под родительского контроля и стать неуправляемым.

Если малыш изначально имел волевой характер, но его побуждения постоянно подавляли, то высока вероятность того, что в старшем возрасте ребенок будет выражать протесты против установленных правил. Подросток может бунтовать, отрекаясь от своей семьи и обрывая контакты с родителями. И винить его в этом будет неправильно, ведь такое поведение с его стороны станет результатом жажды полноценной жизни.

Вероятность формирования у ребенка потребительского отношения к людям.

Привыкший жить в окружении чрезмерной заботы малыш может вырасти в эгоистичного, излишне требовательного к окружающему миру взрослого человека. Он будет постоянно ждать «обслуживающий персонал», который сделает его жизнь комфортной. Разумеется, такой человек будет испытывать существенные трудности при выстраивании дружеских и романтических отношений.

Вероятность формирования у ребенка стойкого стремления быть угодным.

Сломленные гиперопекой дети, привыкшие во всем полагаться на решения старших, нередко становятся тихими спутниками, жертвами без права голоса, которых постоянно подавляют другие люди. Сложно поверить, что на такую судьбу их обрекли любящие родители!

Всем известно, что успешная личность — это лидер; тот, кто не боится падать и подниматься вновь; человек, который верит в себя и свои силы. У жертвы родительской гиперопеки мало шансов стать сильной и уверенной личностью, ведь такому ребенку буквально прививается чувство беспомощности перед целым миром наряду с неспособностью постоять за себя, добиться хоть какого-нибудь успеха без посторонней помощи.

Виды фобий

Боязнь определенных ситуаций

Сюда относятся сильнейшие негативные переживания от предвкушения или пребывания в какой-либо ситуации. Такие фобии обычно появляются после испытания сильного страха в определенных обстоятельствах. Это может быть боязнь каких-либо видов транспорта (самолетов, кораблей, поездов и др.), закрытых или открытых пространств, а также страх одиночества и т.д.

Социофобии

Здесь собраны все страхи, связанные с патологическим ужасом перед пребыванием на глазах у других людей: боязнь выступления на публике, незнакомого общества, экзаменов, большого скопления людей и прочее.

Боязнь людей

Необъяснимый ужас могут вызывать люди определенной профессии, национальности, статуса, гендерной принадлежности, сексуальной ориентации, возраста, внешности и т.д.

Страх болезни (нозофобия)

Любой здравомыслящий человек избегает болезней, поддерживая здоровый образ жизни, вовремя принимая предписанные витамины и лекарства, однако у некоторых забота о своем самочувствии переходит разумные границы и перерастает в иррациональную погоню за здоровьем. Все больше людей в наше время подвержены страху онкологических заболеваний (канцерофобия).

Танатофобия

– страх смерти. Наверное, все мы в какой-то степени боимся умереть, но танатофобы испытывают постоянную панику и тревогу, что провоцирует у них возникновение неврозов и затяжных депрессий.

Страх состояний

Любой человек испытывает различные эмоции и понимает, что эти переживания естественны. Некоторые же настолько страшатся оказаться в определенном состоянии (обнищать, обанкротиться, разбогатеть), что переживают панические атаки. Сюда же относятся боязнь испытать определенные эмоции, страх старости, неудач и др.

Боязнь действий

Предвкушение или выполнение какого-то действия влечет за собой необъяснимый страх. Это может быть боязнь танцевать, петь, готовить еду, учиться, выступать и многое другое.

Страх мест

Мы часто избегаем определенных мест, в которых когда-то довелось пережить негативные эмоции (морг, ночное кладбище). Люди же, подверженные этой группе фобий, от одной мысли о каком-то месте (лифт, крыша, церковь, театр) могут пережить ужас и головокружение.

Боязнь веществ

Человек с таким нарушением испытывает неконтролируемую панику на грани безумия при упоминании или виде какого-то вещества. Наиболее распространенные фобии этого вида – метилофобия (страх алкоголя), фармакофобия (страх лекарственных препаратов), аматофобия (боязнь грязи) и цибофобия (страх пищи).

Страх предметов

Боязнь конкретных предметов часто возникает после имевших место в жизни негативных ситуаций с этими объектами (страх острых предметов, зеркал, оружия и т.д.). Кроме этого, к этому виду фобий относят и страх перед определенным цветом, размером или формой предметов.

Зоофобия

Достаточно большая группа ужаса перед определенным видом животных. У любого человека есть страх перед дикими или агрессивными представителями животного мира, но вряд ли мы испытываем ужас в зоопарке или от одной мысли об определенном звере.

Боязнь мистики

Многие уходят в мир мистики, не найдя себя в обычной реальной жизни. Страх пред совершением греха, Божьей кары, боязнь магов, колдунов, святых мест – только малая часть благодатной мистической почвы для появления фобий.

Страх природных явлений

Ужас и беспомощность, испытываемые перед разрушительными явлениями природы считается результатом генетической памяти. Цунами, землетрясения, ураганы действительно опасны, и до сих пор человек не научился полностью справляться с ними. Однако существует огромное количество фобий, связанных с вполне обычными и безопасными явлениями: ветер, снег, туман, луна, солнечный свет, вода и так далее.

Это далеко не полная классификация фобических расстройств, поскольку панику и страх человек может испытывать перед любыми предметами или явлениями, не только существующими в жизни, но даже воображаемыми.

Опытные психотерапевты помогут справиться с любыми видами фобий, главное, не стесняться своей проблемы и вовремя обращаться за профессиональной помощью.

Узок круг…

Если ребенок все свое время проводит наедине с мамой (бабушкой, няней и пр.), то возникает ощущение, что ему «больше никто не нужен». Увы, мама часто поддерживает эту иллюзию. Так приятно осознавать, что есть маленькое беспомощное существо, которому ты жизненно необходима… Иногда это ощущение описывают словами: «Я чувствую его, как себя». Психологи называют эту связь симбиотической, мама и ребенок, как во время беременности, ощущают себя одним организмом.

В этом случае маме очень трудно отпустить подросшего птенца из-под своего теплого крылышка. И все-таки это надо сделать, ведь он не сможет провести под ним всю свою оставшуюся жизнь.

Кстати, замечена любопытная вещь. Когда круг общения у ребенка слишком узкий (на площадках маме тоскливо, друзей маловато, в доме редко бывают гости), тихий и покладистый ребенок, попав в общество сверстников, вдруг начинает драться. А дело все в том, что он просто не умеет общаться иначе. Он отлично знает, как обратиться с просьбой ко взрослому, как показать свою заинтересованность, а что делать со сверстником, он просто не представляет.

Стратегия и тактика ваших действий

  • Старайтесь постепенно расширять круг общения (как свой, так и детский). Ведь подобные проблемы обычно возникают, когда мама сама несколько замкнута. Личный пример в этом случае – лучший способ «вывести малыша в свет».
  • Чаще выбирайтесь с ребенком в новые места. Совсем не обязательно, чтобы эти места были многолюдными (как раз наоборот: большое скопление народа не способствует тесному общению). И как раз в большом коллективе ребенок может почувствовать себя наиболее дискомфортно. Ведь часто малыш боится не столько общения, сколько агрессии, громких криков. Например, когда такой ребенок впервые попадает в детский сад, ему очень тяжело переносить шум и крики большой детской группы. Он как бы отключается, кружится, поет сам себе песни, пытаясь никого не замечать рядом с собой.
  • Попробуйте подружиться семьями, как говаривал незабвенный Гоша из «Москвы, что слезам не верит». Выберите спокойного, неагрессивного «одногруппника», наиболее симпатичного вашему наследнику. Зовите его в гости, приходите в гости сами. И постепенно пытайтесь организовать детскую игру. На своей территории ваш «неконтактный ребенок» будет чувствовать себя более уверенно.
  • Психолог Мария Ряховская, сотрудник центра «Образование в развитии», советует : «Если сначала ваш сын или дочка не желает включаться в игру, начните сами играть с другим ребенком. Только не нужно демонстративно противопоставлять детей: «Раз ты не хочешь играть, значит, я буду это делать только с Ваней»! Дайте своему малышу спокойно понаблюдать за ходом действия. Он будет наблюдать столько, сколько ему нужно. А потом в какой-то момент и сам захочет принять участие в такой интересной деятельности».

Советы наставникам

Чтобы стать наставником потребуется, в первую очередь, работа над собой. Приводим несколько советов, которые эксперты дали родителям, решившим встать на этот благородный путь:

Тренируйте навык принятия решений у детей, и лучше — с самого детства. Речь не идет о чем-то глобальном, но даже маленький ребенок способен решить, какие носки ему надеть или какую игрушку взять. Умение принимать решения развивается на протяжении всего формирования личности. 
Учитывайте, что отличная успеваемость в школе не равна отличной «успеваемости» в жизни, а развитие личности важнее оценок.
Следует принимать право ребенка на ошибку, спрашивать, чему он научился, какой опыт приобрел и что, возможно, хочет сделать по-другому.
Учитесь управлять своими эмоциями

Важно учить этому не только детей, но и справляться с собственными чувствами.
Не бойтесь говорить о своем волнении и его причинах. Важно не скрывать от детей, что именно волнует взрослых в определенных ситуациях. 
Принимайте точку зрения ребенка

Она может быть полярной или не такой, как родители ее себе представляли, однако это не умаляет ее ценность. 
Ищите сторонников (семья, друзья), которые смогут поддержать подростка в непростой ситуации и помочь найти выход.
Цените силу «договорных отношений» и формируйте партнерское взаимодействие с ребенком, которое поможет ему и во взрослой жизни.

Практикум организован проектом «Родительский университет: PRO-родители» ГК «Просвещение», проектом ГЕРОИ и Фондом Яны Поплавской.

Партнерский материал

Как вести себя в межприступный период

Терапия панических атак в период спокойствия включает в себя несколько ключевых моментов. Главное – избавиться от стрессов, травмирующей ситуации и внутреннего напряжения.

Очень важно повышать способность организма противостоять стрессам. В этом поможет комплекс мероприятий

Учитесь контролировать ваши эмоции и поступки, брать за них ответственность на себя. Для этого анализируйте ситуации, свои решения, почему вы поступили так, а не иначе, как было бы лучше для вас поступить в этом случае. Записывайте свои размышления. Если вы совершили ошибочные действия, пересмотрите их, постройте модель правильного поведения. Теперь вы знаете, как повести себя в аналогичной ситуации.
Впускайте в вашу жизнь больше положительных эмоций. Смотрите приятные, веселые фильмы, чаще занимайтесь любимым делом, общайтесь с позитивными людьми. Старайтесь меньше находиться в одиночестве.
Перестаньте высказывать в свою сторону уничижительные речи. Хвалите себя за свои достижения, принимайте свои недостатки и работайте над ними. Не проводите сравнения между вами и другими людьми

Уделяйте себе внимание, следите за собой.
Постарайтесь не возвращаться мысленно к травмирующим ситуациям, случившимся с вами в прошлом. Чтобы заново не переживать негативные эмоции

Постарайтесь убрать все вещи, которые могут напоминать об этом событии.
Найдите себе дело по душе. Направляйте свою энергию на творчество, а не на черные мысли.

Медитация поможет вам расслабиться. Она снимет не только эмоциональное напряжение, но и мышечные зажимы. Существуют профессиональные практики, требующие специальной подготовки и знания методики. 

На бытовом уровне вы сможете медитировать, включив расслабляющую музыку и приняв удобную позу. Лучше всего для этого лечь. Закройте глаза или сфокусируйтесь на одном объекте. Дышите глубоко, ровно и мысленно повторяйте заранее приготовленные фразы-установки: я спокоен, мой страх отступает, у меня все под контролем, и любые другие фразы, адаптированные под ваше состояние.

Работа психолога с нерешительным ребёнком и его семьёй

Психолог совместно с родителями определяет причину нерешительности. Тревожность (почти всегда она – основа нерешительности) может быть как врождённой, так и приобретённой, постоянной или возникающей в определённых ситуациях. Психологическое исследование и понимание всего комплекса факторов позволит сделать работу над проблемой более целенаправленной. В зависимости от того, какие факторы привели к нерешительности, будет составлен план работы. В него может входить стабилизация эмоционального состояния и снижение тревожности, формирование устойчивой позитивной самооценки и уверенности в себе, работа со страхами и многое другое. Постепенно, шаг за шагом, проблема будет решена. Изменится как внутреннее самоощущение ребенка, так и его поведение

Важной составляющей успешной психологической работы является контакт с родителями.

В ходе беседы с родителями психолог даёт рекомендации, помогающие решить проблему, при необходимости отрабатывает с ребёнком ситуации, в которых он чувствует себя неуверенно и потому ведёт себя нерешительно.

Детская нерешительность «лечится» куда проще, чем взрослая, поэтому родителям важно не упустить момент и вовремя обратиться за помощью к психологу

Советы психологов по решению проблемы

Многие психологи придерживаются мнения, что боязнь чужих людей у детей часто обусловлена негативным опытом в прошлом, когда общение с посторонними доставило малышу неприятные эмоции

В данной ситуации очень важно терпение и тактичность со стороны родителей. Сын или дочь, прежде всего, должны быть уверены, что близкие понимают, но никак не осуждают их поведение

В борьбе с детской застенчивостью очень эффективны рассказы родителей о собственных похожих страхах в детстве и способах преодоления этой проблемы. Также хороший терапевтический прием — проигрывание собственных страхов при помощи кукол.

Интересно, что многие специалисты считают, что отсутствие каких-либо страхов у ребенка — это не норма, а, напротив, тревожный симптом. И если годовалая кроха никак не реагирует на посторо, не прижимается к маме при их появлении, то не лишним будет проконсультироваться у невропатолога.

Детский педагог-психолог Т. Шишова утверждает, что появление страха незнакомцев у годовалых малышей — сигнал того, что ребенок начал отличать «своих» от «чужих», свидетельство инстинкта самосохранения. Специалист советует родителям заранее предупреждать сына или дочку о приходе гостей, при этом в воображении малыша нужно создать положительный образ

Очень важно хвалить ребенка за его достижения: сдержал слезы, поздоровался и т.д

Т. Шишова настоятельно рекомендует родителям не отдавать малыша в детский сад, если он психологически еще не готов расстаться с мамой. Это чревато психологическими трудностями и усугублением страхов.

Психолог Л. Самарская подчеркивает, что детей пугает все неизвестное и непонятное. Именно по этой причине многие из них боятся большого скопления народа во время салютов, концертов и пр. В борьбе с этой проблемой очень важна реакция мамы или папы на происходящее. Нужно искренне восхищаться салютными залпами, песнями, обеспечивая при этом ребенку тактильный контакт (обнять, взять за руку).

Как помочь ребёнку «выплыть»?

Чтобы спасти утопающего, надо самому уметь плавать. Чтобы помочь ребёнку подружиться с его эмоциями, надо научиться принимать собственные.
Ваша задача как родителя – не уничтожить неугодные эмоции ребёнка, не сделать так, чтобы он, например, никогда не боялся, а показать, что вы рядом. Ребёнку нужно точно знать: чтобы он ни сделал, мама его не разлюбит, не бросит, не будет к нему относится хуже

Важно дать понять, что он не один: «Это ужасно обидно, когда у тебя что-то отбирают».
Помогите ребёнку проживать свои эмоции до конца. Позвольте им быть

Дайте ему выплакаться, выговориться или как-то ещё, приемлемым для него способом, выплеснуть то, что его гнетёт.

Часто родители признаются: «Прихожу домой, как на поле боя». Значительная часть энергии уходит на подавление сопротивления ребёнка. На радость общения уже не остаётся ни сил, ни желания. Недовольство между родителями и детьми накапливается и к подростковому возрасту подходит к точке наивысшего накаливания.

Управлению эмоциями можно и нужно учиться. Научитесь сами и тогда вы сможете научить этому и своего ребёнка. Можно читать книги по теме, участвовать в тренингах или обратиться к психологу. Психолог раскроет природу эмоциональных состояний, научит управлять собственными эмоциями и поможет научить этому ребёнка.

Вот примеры наиболее частых вопросов, с которыми работают наши детские психологи в сфере эмоций:

  • Как помочь ребёнку до конца пережить эмоцию?
  • Когда присоединение к эмоциям ребёнка не желательно?
  • Как переключить активность ребёнка со смартфона на уроки без скандала и ссор?
  • Что делать, когда ребёнок «истерит», боится воды или подвергается другим сильным эмоциям?
  • Как вам самим научиться проживать эмоции, справляться со стрессом, слышать себя и своего ребёнка?

Грустно, когда радость и искренность в детско-родительских отношениях считаются роскошью. А ведь это может стать нормой. Только бы не опустились руки. И только бы хватило смелости начать с себя.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий