Результаты впечатляют
Жалобы мамы на тот момент были связаны в основном с задержкой моторного, то есть физического развития ребенка. Оно не соответствовало возрастным нормам. Во время электропунктурной диагностики центральной нервной системы ребенка выявились неврологические нарушения, которые вызвали задержку моторного развития. У девочки обнаружили внутричерепное давление, нарушение работы шейных сегментов спинного мозга, снижение функциональной активности мозжечка и моторных зон (тех структур головного мозга, которые отвечают за координацию, моторное развитие ребенка, за мышечный тонус), а также выраженные остаточные явления гипоксического поражения головного мозга во время родов.
Валерия Матвеева, врач-невролог ижевского филиала «Реацентра»
Даша прошла 1-й первый курс абилитации – это курс микротоковой терапии и курс Войта-терапии, сеансы мануальной терапии, общий массаж, после которого стала самостоятельно переворачиваться и сидеть.
Через полтора месяца начался 2-й курс лечения. После него девочка стала вставать в кроватке и поползла по-пластунски. Начала понимать обращенную речь и эмоционально реагировать на родных, появился интерес к игрушкам.
В 1 год и 2 месяца Дашу привели в «Реацентр» на 3-й курс лечения. К этому времени девочка уже сама ползала на четвереньках и пыталась встать у опоры. После 3-го курса начала потихонечку говорить.
– К году у Даши стало явным отставание в речевом и психическом развитии, – продолжает рассказывать врач Валерия Матвеева. – Мы начали дополнительно стимулировать речевые зоны и зоны умственных способностей коры головного мозга. И, как результат, после 3-го курса увидели повышение речевой и познавательной активности ребенка.
Уже после первого курса Даша стала самостоятельно переворачиваться и сидеть. А через полгода начнется уже шестой курс лечения.
На 5-м курсе помимо основного курса лечения уже стали возможны и необходимы занятия с психологом и педагогом-дефектологом.
Навыки общения и проявление эмоций
Шестимесячный ребенок уже откликается, когда слышит свое имя. Также он может повторять некоторые услышанные звуки и “возвращать” эмоции. В этом возрасте ребенок уже понимает некоторые простые слова, например, “нельзя”, “кушать”, “пойдем”, особенно если родители дополняют сказанное соответствующими жестами.
И хотя малютка многие слова пока еще не понимает, дитя уже способно откладывать у себя в памяти услышанное. Это сыграет свою роль в его речевых способностях через полгода или год. Развивающее действие оказывают музыкальные записи, песни и стихотворения. Ребенок в свои шесть месяцев прекрасно все усваивает. Проявляемые им эмоции становятся уже более разнообразными. До этого возраста обычно состояние менялось от “я рад” до “я плачу”. Теперь же добавилась новая палитра эмоций:
- недовольство;
- печаль;
- удовольствие;
- страх;
- настороженность.
В этом возрасте разнообразными становятся и звуки, которыми малютка призывает взять на руки, посмотреть на него или выражает свой восторг чем-то.
Советы невролога
На плановом осмотре у невролога в шесть месяцев врач будет оценивать физические навыки малыша. На самом деле осмотры невролога необходимо проходить регулярно: в 1 месяц, в 3, затем в полгода. Опытный специалист на каждом приеме осматривает младенца на предмет возможных отклонений, которые могут привести к нарушениям в навыках сидения и ползанья.
Следует обратить пристальное внимание, если:
- к 3-м месяцам ребенок не умеет держать голову в течение 1 минуты;
- к 5-ти месяцам не может приподнять туловище, опираясь на предплечье, плохо поворачивается с живота на спину;
- в 5 месяцев плохо держит голову, если приподнимают за руки из положения, лежа на спине;
- в 5 месяцев отсутствуют хватательные навыки.
Если наблюдается небольшое отклонение от нормы, отставание составляет не более 2 недель, то беспокоиться не стоит. Это, скорее всего, индивидуальные особенности развития. В случае регулярного «отставания» от условной нормы следует пройти тщательное обследование
При этом маме обратить внимание врача на течение беременности и процесс самих родов, проводилось ли КС, или роды были естественными, наличие родовых травм, недоношенность и пр
В любом случае родители должны владеть информацией, в какой последовательности должно происходить развитие их ребенка. Следует внимательно наблюдать за малышом, не упустить тревожные симптомы, такие как односторонние манипуляции – движения только одной рукой или ногой, при этом другая прижата к туловищу и движется незначительно. Или ребенок не любит лежать на животе, что сопровождается длительным плачем.
Регулярные занятия дома с мячом, вечерние заплывы в большой ванне (туда можно добавить морскую соль или хвойный экстракт) окажут благотворное влияние на мышцы малыша и помогут ему освоить все необходимые навыки. Ходунки и прочие приспособления для «развития» малыша лучше даже не приобретать. Зачем создавать значительную вертикальную нагрузку, которая за счет собственного веса ребенка негативно влияет на мышцы и связки, неправильно формирует стопу?
Свободные передвижения – лучшая тренировка
Самый лучший способ тренировать малыша – предоставить ему больше пространства для передвижения, не держать в кроватке или манеже: постелить на полу одеяло и выпустить на волю.
Когда к врачу?
Конечно же, совсем другое будет отношение, если ребенок к 8 месяцам не может сидеть из-за задержки психомоторного развития. Тогда родителям следует немедленно обратиться к неврологу. К неумению сидеть в таком возрасте могли привести следующие причины:
- досрочные роды;
- гипоксия;
- малокровие во время беременности;
- недоношенность плода;
- внутричерепное давление.
Подводя итог, можно сказать, если родители вдруг замечают, что ребенок не сидит в 6 месяцев, бить тревогу не стоит. Они могут оказывать планомерную помощь малышу, чтобы постепенно он смог научиться сидеть. В таком случае для ребенка это будет естественным и безопасным этапом его развития.
Когда можно начинать присаживать грудничка?
Согласно статистическим данным полугодовалые дети способны хорошо сидеть с поддержкой. Семимесячным малышам опора уже не требуется. В 8 месяцев ребята могут садиться из положения лежа и наоборот, принимать горизонтальное положение из позы сидя. Но нужно помнить, что дети индивидуальны в своем развитии.
Этапы развития ребенка по месяцам
Также большую роль играют родители: если с ребенком регулярно заниматься, проводить массаж, специальные упражнения, то садиться он начнет раньше. Позвоночник маленьких детей ослаблен. Если проводить раннее и неправильное присаживание, то это может привести к развитию сколиоза, сутулости, нарушению функционирования опорно-двигательного аппарата, появлению проблем в работе внутренних органов.
Оптимальный возраст для начала присаживания индивидуален для каждого малыша. Он зависит от физического состояния крохи. В среднем детей начинают садить в 4-8 месяцев. Оптимальный возраст – полгода. До четырех месяцев малышей пытаться садить не стоит: их мышцы спины и пресса очень слабые.
Признаки того, что ребенок готов к присаживанию:
- кроха легко переворачивается со спины на живот и обратно, с одного на второй бок;
- малыш хватает взрослого за пальцы и пытается принять сидячее положение;
- ребенок уверенно держит головку, приподнимает ее, лежа на животе или спине.
Комаровский отмечает, что, если ребенок в 7-8 месяцев не сидит, то это не является патологией. Как только позвоночник крохи окрепнет и будет готов к нагрузке, малыш сядет сам. Доктор утверждает, что девочек следует присаживать позже, чем мальчиков.
Раннее принятие вертикального положения для них может обернуться деформацией костей таза и появлением в будущем проблем с беременностью и родами. Если мальчика разрешается начинать присаживать с 4-5-месячного возраста, то для девочек данную процедуру лучше отложить до полугода.
Если ребенок до шестимесячного возраста начал самостоятельно присаживаться, то в таком положении ему следует быть не дольше часа в день.
Похожие и рекомендуемые вопросы
Не сидит и не ползает в 7 месяцев Доктор. Сыну ровно 7 месяцев, меня немного беспокоит…
Умения в 7 месяцев Подскажите пожалуйста. Ребёнку 7 месяцев, он поджимает пальчики…
Не чувствует опоры Ребёнку 7 месяцев, мальчик. Пока ещё не сидит, не ползает, только…
Ребенок в 7 месяцев не сидит Вчера были у невролога, у меня ребенок не сидит, не ползает…
Синдром ликворной дистензии Вчера были на приёме у частного невролога (плановый) -…
Развитие ребёнка Дочь родилась в 33-34 недели, 8/8 апгар. Сейчас 10 месяцев, активно…
Неврология у ребенка Помогите, пожалуйста, разобраться! Мальчик 9,5 месяцев. Родился…
Ребенок 9 месяцев не ползает, не стоит, не сидит Ребенку 9 месяцев, не ползает на…
Нет лепета У меня такой вопрос, моему сыну 8 месяце, и у него нет лепета. Только мычит….
Нет указательного жеста Моему сыну 1 год и 2 месяца я очень переживаю т. к у сына…
Тремор ручек и лепет Моему сыну 10 месяце, после пробуждения у него трясутся ручки,…
Выгибание спины при ходьбе у ребенка Подскажите пожалуйста. Дочка при ходьбе за руку…
Ребёнок не говорит, нет указательного жеста пальцем Моему сыну 1 год и 2,5 месяца,…
Межполушарное пространство Подскажите пожалуйста делали ребёнку узи головного мозга…
Ребенок не стоит у опоры Подскажите пожалуйста, моей дочери 10 месяцев, не встает…
Развитие 11,5 мес Подскажите, пожалуйста, мальчик 11,5 месяцев. Нет подражания (не…
Моторное развитие Доктор! Дочке 1,3 (родилась в 33-34 недели), 8/8 апгар, на данный…
Синдром нервно-рефлекторной возбудимости Роды были затяжные, стимуляция, вакуум, у…
Развитие ребенка к годику Моему ребенку 11 месяцев.
Не интересуют игрушки, не собирает…
Ребенок 1 год и 2 месяца не говорит У меня сыну год и 2 месяца, и он не хочет разговаривать,…
Маленькие хитрости
- Все дети — жадины. Если вы пригласите в гости подругу с ребенком, который уже прекрасно ползает или даже ходит, и оставите детей поиграть в одном пространстве, гость, который более мобилен, довольно быстро завладеет всеми игрушками вашего маленького лентяя. Обычно чувство собственности берет верх, и ребенок начинает предпринимать попытки перемещаться, чтобы забрать свое имущество обратно. Может, это произойдет не в первый визит друзей (и не во второй), но произойдет обязательно.
- Все дети любят играть. Если вы сделаете из простыни небольшие вожжи, которые одеваются под мышки ребенку для поддержки сверху, а поверхность оборудуете по методу Глена (наклонная поверхность на основной), то такой досуг будет восприниматься ребенком как игра, и ползание станет естественным финалом этой игры.
- Удобство. Чтобы ползать с удовольствием, ребенок не должен чувствовать себя дискомфортно. Проверьте, насколько просторная на нем одежда, не мешают ли ему швы, ширинка, молнии и застежки-кнопочки. Летом лучше проводить такие упражнения в одном . Зимой ребенка следует одевать легче, чем в состоянии покоя, ведь активные движения увеличат потоотделение.