Ребенок не сидит в 7 месяцев — что делать

Как научить ребенка сидеть самостоятельно?

Как уже упоминалось выше, чтобы благополучно сесть, ребеночек должен иметь крепкие мышцы спины. Существует несколько способов укрепления мышечного аппарата, наиболее распространенные и используемые из них:

  • массаж;
  • гимнастика.

Массаж улучшает тонус мышц. Проведение массажа грудничку вовсе не обязательно доверять специалисту, его можно делать и в домашних условиях. Массажируем не только спину, но и бока, пресс, ручки и ножки.

Гимнастику также можно проводить дома. Есть различные упражнения, чтобы ребенок сел.

Вот некоторые из них:

  1. Подтягивание за руки крест-накрест. Ребенок лежит на спине, взрослый берет его за правую ручку и подтягивает ее к левой ножке, а затем левую ручку – к правой ножке. Ребенок не должен оказаться в сидячем положении, а лишь повисеть несколько секунд с помощью взрослого. Это упражнение отлично тренирует боковые мышцы.
  2. Подтягивание за обе руки. Ребенок лежит на спине, взрослый дает ему свои указательные пальцы и аккуратно подтягивает его так, чтобы он оказался в полусидящем положении, но не сидя! Затем ребенка необходимо вернуть в исходное положение лежа. Данное упражнение тренирует мышцы пресса.
  3. Наклоны. Нужно взять ребенка на руки и поставить его на стол к себе спиной. Одной рукой взрослый обхватывает ножки малыша, а другой рукой придерживает животик. Затем нужно стимулировать ребенка к наклону вперед, легонько надавливая на спинку. Благодаря «наклонам» укрепляются мышцы спинки.
  4. Упражнение «Самолет». Ребенок находится в положении лежа, взрослый одной рукой держит грудную клетку, другой – ножки. Нужно легонько поднять малыша и подержать так несколько секунд.

Физические навыки семимесячного ребенка

В семимесячном возрасте дети умеют:

  1. Сидеть и ползать. Одни малыши сидят самостоятельно, другим – необходима опора. Ползают крохи также по-разному. Многие дети перемещаются на четвереньках или ползают, лежа на животе, пятятся назад.
  2. Держать в руках различные предметы, пробовать на вкус, бросать, закрывать, открывать.
  3. Подносить ложку ко рту, пить из чашки.
  4. Стоять, начинают делать первые шаги, опираясь за твердый предмет. Вставать, потянувшись за пальцы взрослых.
  5. Распознавать речь взрослых. По просьбе родителей малыши показывают отдельные части тела, привычные предметы. Произносят множество новых слогов осмысленно.

Важно! Связки и мышцы малышей находятся в стадии формирования, следует обеспечить максимально бережное отношение к организму малыша. Если ребенок не садится в 7 месяцев, принудительное усаживание грозит искривлением позвоночника, нарушением развития тазовых костей

Не готовый к нагрузке малыш не держит спинку, наблюдаются нарушение дыхания, деформация грудной клетки.

Как научить ребенка садится самостоятельно?

Существует несколько простых советов, как научить ребенка садиться самостоятельно.

Каждый день старайтесь делать с малышом несложную зарядку, включающую следующие упражнения:

  • Подъемы. Из положения лежа на спине, помогайте малышу сесть, слегка подтягивая его за руки. Вначале следует повторять данные упражнения не более 3-5 раз, так как малышу еще достаточно тяжело удерживать свой вес.
  • Сгибание и разгибание рук. Следует взять ручки ребенка в зоне лучезапястных суставов и поочередно сгибать их к плечам и разгибать.
  • Скрещивание рук. Пусть малыш возьмется ладошками за ваш указательный палец, и вы сможете поднять ручки ребенка, а затем аккуратно развести их в стороны, после чего следует скрестить их на груди.
  • Поднимание ног. Держа малыша за голени, следует поочередно поднимать каждую ногу вверх, чтобы нога образовывала прямой угол по отношению к туловищу.
  • Опускание ног в стороны. По типу предыдущего упражнения, следует поднять ножки малыша вверх, держа их за голени и опустить их в стороны, после чего снова поднять и опустить в не разведенном состоянии. Получается, необходимо выполнить следующий цикл действий: поднять прямые ножки малыша на угол 90 градусов и опустить их, разведя в стороны, после чего вновь поднять ножки и опустить их в ровном положении.
  • Сгибание ног. Большинству родителей это упражнение известно под названием «велосипед». Следует поднять ножки ребенка и поочередно сгибать и разгибать их в коленных суставах, имитируя езду на велосипеде.

Также помогут следующие мероприятия:

  • Необходимо приобрести устойчивый детский манежик с крупноячеистой сеткой. Когда малыш будет находиться в манеже стоит показать ему, как он может приподыматься, держась за сетку. Проделывая такие упражнения, малыш будет тренировать свои ручки, и улучшать способность садиться и вставать.
  • Ненадолго можно сажать малыша в детскую коляску, предварительно приподняв ее спинку. В это время можно вынуть корзину из коляски-трансформера и переставить ее в положение «сидя». Или же купить малышу специальную прогулочную коляску, в которой он может сидеть, опираясь на жесткую спинку.
  • Родители, не знающие, как научить ребенка сидеть, могут сразу усаживать кроху на полчаса и больше. Делать этого не стоит. Вначале сажайте ребенка всего на 5-7 минут и только через неделю таких занятий, вы сможете начать постепенно увеличивать время. Перед тем, как научить ребенка сидеть, следует приобрести специальный детский стульчик, у которого спинка может фиксироваться в нескольких положениях.
  • Еще до того, как научить ребенка садиться, необходимо укреплять его мышцы, так как они должны быть достаточно крепкими, чтобы малыш мог совершать подъемы туловища. Для укрепления мышц малыша его следует почаще выкладывать на животик. Помогайте ему переворачиваться (сначала с животика на спинку, потом обратно), обучайте его ползанию и вообще побуждайте к активному движению. Чтобы малышу хотелось двигаться, можно использовать игрушки, которые он захочет достать. Чтобы ребенок смог доползти до игрушки, ему под ступни можно подставить ладошку, которая будет служить некоторой опорой, также ладошкой можно подталкивать ступни малыша вперед, чтобы он понимал, какие движения ногами следует совершать.
  • Многие родители на вопрос, как научить ребенка сидеть, отвечают следующим образом: надо с 5-6 месяцев сажать малыша на кровать или диван, предварительно обложив его подушками. Однако лежа на подушке, даже в положении полусидя, малыш не тренирует мышцы. Для того, чтобы кроха учился держать равновесие в положении сидя, его следует ненадолго усаживать к себе на колени, держа ребенка за кисти рук и дав ему держаться за ваши пальцы. Чтобы малыш сидел с удовольствием, можно проводить различные игры-потешки, держа малыша на коленях: «По кочкам, по кочкам», «Поехали с орехами».

Ребенок стоит на цыпочках, плохо стоит на ножках – повод для обращения к врачу

В жизни часто встречаются случаи, когда ребенок начинает учиться стоять, но при этом он опирается на кончики пальцев стопы (ног), то есть ребенок стоит на цыпочках, на кончиках пальцев. Это хорошо заметно как родителям, так и врачу. К сожалению, этот симптом указывает на серьезную неврологическую патологию центральной нервной системы, которая требует комплексного лечения. Стояние на цыпочках указывает на повышенный тонус мышц нижних конечностей (гипертонус в ногах) преимущественно центрального генеза. Этот симптом может свидетельствовать о таких заболеваниях и патологических состояниях, как спастическая форма детского церебрального паралича, последствия хронической внутриутробной гипоксии плода, перинатальная энцефалопатия смешанного или постгипоксически-ишемического генеза, перинатальное поражение ЦНС, родовая травма и др.
 

Что должен уметь ребенок

Развитие ребенка в возрасте 6 месяцев движется гигантскими темпами. Для шестимесячного периода характерна высокая физическая и эмоциональная активность, быстрота обучения. Можно назвать несколько навыков, которые должны освоить шестимесячные мальчики и девочки. Перечень, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, включает следующие пункты:

  • поднимать тело на вытянутых руках;
  • пытаться ползать;
  • лепетать;
  • самостоятельно переворачиваться на живот, набок;
  • пытаться принять вертикальное положение;
  • самостоятельно садиться;
  • умеет держать игрушки, перекладывать предметы из руки в руку;
  • хорошо держать голову и контролировать ее положение.

Двигательная активность

Когда карапуз рождается, детская нервная система, которая регулирует работу мышечного аппарата, является незрелой. Полугодовалый малыш уже обладает способностью делать осознанные и упорядоченные движения. Нормальное развитие ребенка в полгода проявляется навыками крупной и мелкой моторики. Малыш к 6 месяцам должен научиться переворачиваться, уверенно держать голову, некоторые из детей уже умеют ползать. Удерживание игрушек, ощупывание предметов ладошкой – важные достижения.

Зрительное восприятие

Зрение малышей продолжает развиваться. Мальчики и девочки, достигнув возраста полугода, уже могут фокусировать взгляд на предметах, которые находятся на расстоянии около 8 см от маленького носа. Карапузы различают больше цветов, предметы на дальнем расстоянии приобретают более четкие очертания. Разглядывая игрушки, кроха может щуриться, а от яркого света – жмуриться. Это естественные рефлексы, которые не должны вызывать беспокойства.

Слуховое восприятие

У новорожденного к 6 месяцам активно развиваются слуховые возможности. Карапуз отчетливо слышит негромкие звуки, крутит головой в поисках источника шума. Резкий и громкий звук может испугать ребенка. Даже ночью, когда кроха спит, внезапный шум вызывает беспокойство. Младенцы прислушиваются, когда люди разговаривают, улавливают интонации общения взрослых.Им становятся интересны музыкальные игрушки, погремушки.

Речевые навыки

Помимо двигательных навыков, важнейшим этапом развития является речевая активность. В шестимесячном возрасте кроха уже не только плачет и гулит, но и издает активный лепет. Малыши пробуют произносить слоги, иногда повторяя сочетания букв десятки раз. Если взрослые с радостью реагируют на детское «ма-ма-ма», то карапуз лепечет еще старательнее, будет дальше повторять звуки.

Речевые навыки ребенка в 6 месяцев позволяют карапузу имитировать интонации взрослых, говорить тише или громче, покашливать. В этот этап речевого развития малыш начинает вступать в «диалог». Когда взрослые произносят реплику, кроха молчит, а потом продолжает разговор. Вставляйте фразы, когда карапуз замолчал, и увидите, что ребенок будет на реплики отвечать на своем детском языке.

Психоэмоциональное развитие

Для проявления эмоций кроха уже использует не только плач, но и мимику, звуки, жесты

Малыши показывают настороженность при виде незнакомого человека, проявляют осторожность при попадании в новую обстановку

Ребенок нуждается в эмоциональном общении, старается удерживать внимание близких, особенно мамы. Некоторые мальчики и девочки способны проявлять нежность и ласку, прижимаясь к маме, когда сидят у нее на коленях

Тест на развитие малыша в полгода

Проводить тестирование нужно в привычных условиях, в момент, когда кроха себя хорошо чувствует, активен и весел. В тест можно включить следующие занятия:

  1. Положите любимую игрушку на расстоянии 20-30 см от карапуза. Малыш должен перевести на игрушку взгляд, выделить среди окружающей обстановки.
  2. Общайтесь с карапузом, меняя мимику. В ответ малыш должен делать попытки повторить выражение лица: улыбаться, хмуриться, морщить лоб.
  3. Дайте крохе игрушку, а затем попробуйте ее забрать. Малыш недоволен? Крепко держит предмет? Значит, все в порядке!

Что делать нельзя?

Нельзя слишком рано присаживать детей, поскольку сидение ребенку, по словам доктора, вообще не полезно. Чем позже малыш это сделает, тем прямее будет его спина, ровнее ножки и ручки, правильнее осанка. Раннее присаживание создает сильнейшую нагрузку на слабый и не готовый к ней позвоночник, отсюда потом у подросших детей возникают многочисленные проблемы со здоровьем.

Часто родители, заставшие своего грудничка за попыткой присесть, сразу отправляют малыша на диван, обкладывают подушками и в сидячем положении и радуются, что их ребенок быстрее всех развивается. Правильнее развивать не сидение, а ползание, ведь именно при этом процессе мышцы и костный скелет малыша укрепляются и готовятся к сидению и хождению.

Еще одна ошибка, которую часто допускают современные родители — прыгунки. Ребенка, который еще не умеет сидеть, они подвешивают в вертикальное положение, чтобы он прыгал. Взрослым кажется, что так он укрепляет двигательный аппарат. На самом деле ранняя вертикализация может быть очень опасной для крохи. Прыгунки и — не самые удачные приобретения, и их лучше убрать подальше в чулан.

Психоэмоциональное развитие 6 месячного малыша

К 6 месяцам большинство из рефлексов, имеющихся у новорождённых, угасают или в норме не наблюдаются вовсе. Зато малыш становится более самостоятельным, активно и настойчиво приобретает новые навыки и умения:

  • малыш понимает, когда к нему обращаются, он знает своё имя;
  • улыбается и оживляется в ответ;
  • внимательно слушает речь;
  • если назвать какой-то хорошо знакомый предмет, малыш поворачивает голову к нему и находит его глазами;
  • захватывает руками ножки, тянет их в рот;
  • с интересом рассматривает предметы;
  • берёт игрушку, находящуюся рядом, хорошо держит её, перекладывает из руки в руку;
  • держит игрушки в обеих руках, трясёт ими, стучит, бросает;
  • тянет всё в рот;
  • понимает, что произойдёт в результате какого-либо элементарного действия (например, если бросить игрушку, то она упадёт на пол);
  • тянется к маме;
  • может различать положительные и отрицательные эмоции: выражает это мимикой (улыбается или настораживается) в ответ на слова и выражение лица взрослого;
  • отдельные звуки соединяет в слоги, начинает лепетать (пока слоги не несут смысловой нагрузки);
  • может проявлять недоверие к посторонним людям;
  • подзывает маму криком с разной интонацией в зависимости от потребностей.

Когда ребенок научится сидеть самостоятельно

Исходя от врожденных и наследственных навыков, дети самостоятельно принимают вертикальное положение в 4,5 месяцев или отказываются сидеть до года. Девочки обычно усаживаются раньше мальчиков. Активные и стройные дети справляются быстрее, относительно полненьких сверстников, однако бывают исключения.

Норма

Согласно нормативам, дети начинают садиться или вставать к 10 месяцам. Врачебной помощью стоит заручиться, если малыш к девяти месяцам не переворачивается с живота на спинку или не проявляет желания сесть. Если дети в 3-4 месяца настойчиво принимают сидячее положение, не стоит поддерживать данное решение. Позвоночник малыша не окреп, вертикальное положение в раннем возрасте причинит вред. Лучше выкладывать грудничка в люльку-шезлонг – положение «полулежа» увеличит обзор без вреда позвоночнику.

Малыш самостоятельно передвигается

Как научить?

Умение ползать заложено природой, родителям следует лишь немного помочь малышу «вспомнить» это. Обычно процесс перемещения в пространстве с помощью ползания начинается в возрасте от 5-6 до 8-9 месяцев. Если ребенок старше не сидит и не ползает, стоит проконсультироваться с врачом, чтобы выяснить, в чем причина — в мышечной слабости спинки и конечностей или в индивидуальных особенностях крохи. Стимулирование ползания — это необходимый комплекс мер.

Подготовительный этап

Подготовительный этап заключается в стимулировании, создании мотивации. Если ребенок не заинтересован в ползании, он не поползет. Значит, нужно создать ему потребность ползти. Положите перед ним красивую яркую игрушку или очень интересный предмет, до которого кроха не сможет дотянуться, не попытавшись продвинуть свое тело хоть немного вперед из положения лежа на животе. Если ребенок уже сидит, это облегчит задачу, если еще нет – не стоит усаживать его насильно, лучше стимулировать ползание.

Основной этап обучения включает в себя оздоровительный массаж для укрепления мышц спины, шеи и живота, а также сами занятия. Представления о том, в какой позе лучше всего ползать — всего лишь родительские представления. Малыши сами выбирают удобное для себя положение тела. Даже если со стороны кажется, что ребенок ползает неправильно, отталкиваясь только одной ногой (или елозит на животе, раскинув руки и ноги и размахивая ими), нет никаких оснований вмешиваться и что-то пытаться изменить.

Медленное ползание

Довольно часто дети, которым помогли встать на четвереньки, надолго «застывают» в этом положении. Они могут раскачиваться, как бы проверяя, держат ли они баланс, но делать движение вперед не спешат. Комаровский рекомендует таких «медленных» карапузов никуда не торопить. Они проходят важный этап, изучая вестибулярные возможности собственного тела.

Специалист рекомендует родителям не искать в интернете видео о том, как научить ребенка ползать в 5 месяцев по системе Комаровского (именно такой запрос является очень популярным). Такого видео не существует, поскольку возраст, в котором ребенок начинает ползать — разный. От родителей активная помощь карапузу нужна тогда, когда он сам уже готов к новому способу перемещения, а это часто происходит значительно позже, чем в 5 месяцев.

Однако несколько приемов, которые помогут научить малыша ползать, Евгений Комаровский все-таки подсказывает.

  • Личный пример. Со стороны это смотрится смешно и порой даже нелепо, но лучшего способа научить ребенка чему-либо, чем личный пример, пока не придумано. Если ребенок лежит на животе, ползайте рядом с ним по-пластунски. Если он уже встал на четвереньки, вставайте рядом и показывайте, как нужно перемещаться. Деткам, которые боятся совершить движение вперед, можно помочь, поддерживая их ладонью под животик. Если на пару дней на четвереньки встанет вся семья, включая братьев и сестер, будет вообще идеально.
  • Миссия должна быть выполнимой. Если вы ставите игрушку слишком далеко от ребенка, пытаясь заинтересовать его в ползании, кроха быстро поймет, что добраться до нее трудно, сложно или невозможно вообще. Тогда он перестанет предпринимать попытки и смирится с недосягаемостью желанного предмета. Как вариант — он может начать истошно орать, требуя эту игрушку. Но если вы будете ставить ее рядом, а с каждым днем немного отодвигать дальше, то процесс ползания будет происходить естественно, при обоюдной заинтересованности сторон.
  • Обучение движениям. В ежедневную гимнастику или процедуры массажа стоит добавить новые упражнения, которые будут имитировать ползание и тренировать мышечную память. Можно положить чадо на спинку и поочередно сгибать и разгибать в коленочках ножки. Это не только полезная процедура, но и веселая игра. Можно положить ребенку под животик мягкий валик, взять его за ножки и немного «покатать» его животом по валику, при этом кроха должен упираться ручками в твердую поверхность пола.

Еще одно эффективное упражнение напоминает движения лягушки — положите кроху на живот на твердую поверхность, обе ножки попеременно сгибайте в коленях и слегка разводите в стороны (это будет похоже на манеру плавания лягушат). Через некоторое время в этой позе можно подставлять ладонь таким образом, чтобы стопы крохи упирались в нее, тогда малыш научится отталкиваться и совершать первое инерционное движение вперед.

Укрепить руки и плечевой пояс поможет хождение на руках. Если малыш хорошо опирается на руки во время лежания на животе, аккуратно возьмите его за ножки и слегка приподнимите их, легко подтолкните ребенка вперед, чтобы он начал «переступать» руками. Не делайте это слишком резко, иначе малыш может сильно удариться головой.

Еще несколько легких и интересных упражнения для крох, которые стремятся сесть:

  • Упражнение «Хватай-ка». Разложите по комнате мягкие игрушки (обязательно те, от которых малыш не сможет получить травм). Уложите малыша на маленький фитбол животом вниз и плавно покачивайте его вперед и назад, чтобы ребенок пытался дотянуться до игрушек, напрягая необходимые мышцы.
  • Альтернативная версия упражнения «Хватай-ка»: расстелите на поверхности одеяло, и разложите на расстоянии 20-30 см от малыша пестрые игрушки, книжки и т.п. В попытках дотянуться до цели ребенок будет задействовать основную группу мышц, так что выполнение таких тренировок по 2-3 минуты несколько раз в день позволит значительно их укрепить, подготавливая малыша к будущей нагрузке.
  • Упражнение «Самолетик». Положите ребенка животом вниз на мяч и возьмите за руки, слегка разведя их в стороны, как будто это крылья самолета. Для упражнения потребуется еще один взрослый, который будет держать малыша за ноги и сгибать их в коленях. Кроха в таком положении будет рефлекторно отталкиваться от мяча коленями.

Время, наиболее подходящее для развивающих упражнений с младенцем, — между утренним кормлением и дневным сном.

Когда малыш уже начнет сидеть самостоятельно, периодически усаживайте его себе на колени, но так, чтобы он хорошо опирался на вас. Сначала стоит сидеть не больше трех минут, постепенно увеличивайте время до двадцати минут в день и более. День за днем такое положение будет становиться привычным вашему крохе, и он сможет удерживать его самостоятельно.

Все свои действия стоит преподносить в игровой форме, прививая малышу любовь к новым движениям. Хвалите кроху – он ведь так старается поскорее повзрослеть! Рассказывая стишки или песенки в процессе, вы не только позитивно настроите малыша на занятия, но и поспособствуете его умственному развитию. Помните, что только систематическое выполнение различных упражнений приведет вас к скорому результату. Повторяйте занятия каждый день, и совсем скоро ваш малыш освоит необходимые навыки!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий