Педагогический прикорм: хорошо забытое старое

Педиатр или педагог?

Еще совсем недавно процессом введения прикорма руководил педиатр, наблюдающий ребенка. Существует несколько официально одобренных схем, предписывающих порядок появления тех или иных продуктов в рационе питания ребенка. Родители вместе с врачом выбирали схему, соответствующую особенностям развития ребенка, и постепенно в течение полугода знакомили малыша практически со всеми продуктами взрослого стола, измельченными в пюре. Так как оценивал результаты врач-педиатр, то организованное подобным образом питание ребенка принято называть педиатрическим прикормом. Но современные мамы все чаще выбирают иной способ — педагогический прикорм. Что же это такое?

Когда вводить

Ребенок готов к естественному прикорму, если ему исполнилось 6 месяцев, прорезались зубки, малыш хорошо сидит и проявляет интерес к родительской еде. Но все дети разные, поэтому одни начинают пробовать взрослую пищу в 5 месяцев, а другие в 7 и позже.

При ГВ

Педагогический прикорм для ребенка на грудном вскармливании можно вводить немного раньше, если он к этому готов. Поддержка организма ферментами грудного молока благоприятно сказывается на переваривании и усвоении новой пищи. Поэтому взрослая еда редко вызывает расстройство кишечника или аллергию.

Практикуя педприкорм, не стоит давать младенцу витамины и микроэлементы по аналогии с баночным питанием. Грудное молоко полностью покрывает потребности младенца в полезных веществах.

При ИВ

По мнению педиатров, при искусственном вскармливании педагогический прикорм неэффективен и даже вреден. Однако опыт многих мам показывает, что это не так.

Малыши на ИВ, получающие взрослую пищу, прекрасно справляются с ней и хорошо себя чувствуют. Только вводить педприкорм в этом случае нужно на 2–4 недели позже (не в начале, а в конце шестого месяца).

Подсказок, которые показывают, что младенец готов к получению взрослой пищи, может быть несколько:

  • появились зубки;
  • малыш научился сидеть и расстался с рефлексом выталкивания твердой пищи;
  • наблюдается увеличение веса в два и более раз;
  • ребенку не хватает искусственной смеси, он проявляет явный интерес к маминой тарелке.

Если младенец находится на ИВ, не нужно форсировать события. Он сам попросит кусочек, когда захочет. Если этого не происходит, не следует заставлять есть насильно. В любом случае, проба взрослой пищи — это лишь один из вариантов прикорма.

А вот, какую схему прикорма разработали наши врачи на основе рекомендаций ВОЗ.

Таблица 2

Наименование продуктов и блюд

Возраст, мес.

6

7

8

9

10

11

12

Фруктовое пюре, мл.

5-30

40-50

50-60

60-70

80-90

90-100

100

Овощное пюре, г.

5-30

40-50

50-60

60-70

80-90

90-100

Каша, г.

50-100

100-150

150

150-180

180-200

200

Творог, г.

10-30

30-40

40-50

50

50-80

Желток, шт.

0.25

0.5

0.5

0.5

Мясное пюре, г.

5-30

50

60-70

70-80

Кефир и др. кисломолочные продукты, мл.

100

100-150

150-200

Цельное молоко, мл.

Фруктовые соки, мл.

5-30

40-50

50-60

60-70

80-90

90-100

Рыбное пюре, г.

5-30

40-60

70-80

Хлеб (пшеничный), г.

3-5

5

5

5-10

10

Сухари, печенье, г.

3-5

5

5

5-10

10

Растительное масло, г.

1-3

3

3

5

5

6

Сливочное масло, г.

1-4

4

4

5

5

В последние годы во всех странах отмечена тенденция к введению прикорма в более поздние сроки, чем считалось ранее. Это происходит потому, что раньше свойства грудного молока не были так хорошо изучены, как сейчас, а качества молочных смесей оставляли желать лучшего. В наше время ребенок до полугода получает самое лучшее питание (грудное молоко или качественный заменитель), поэтому у здорового ребенка нет потребности в раннем прикорме.

Когда-то считалось, что искусственникам прикорм вводят гораздо раньше, чем детям на грудном вскармливании. Сейчас и этот постулат отменили. Как уже было сказано, молочные смеси были невысокого качества. И ребенок недополучал ценных веществ, поэтому его начинали прикармливать раньше. Современные смеси хоть и не способны полностью «скопировать» грудное молоко, но имеют достаточно богатый состав. Малыш на ИВ лишен поддержки ферментов из грудного молока, поэтому ему прикорм по логике нужно вводить не раньше, а позже, чтобы пищеварительные системы созрели. Детям на ИВ обязательно предлагают педагогический прикорм, чтобы они постепенно знакомились с новой едой. 

Техника введения педагогического прикорма

Педагогический прикорм никак не отражается на грудном вскармливании: он является абсолютно параллельным процессом, дополняющим основное питание. Стоит отметить, что в сознании ребенка эти понятия также достаточно четко разделены. Так например, он понимает, что уснуть ему поможет не 50 граммов творожной массы, а сосание маминой груди. А вот увидев вкусный банан, который он обычно наблюдает раз в неделю, малыш конечно же потянется к заманчивому фрукту, а не к маминой груди, к которой у него круглосуточный доступ.

Как правило, весь цикл прикорма занимает около года, в течении которого ребенок должен попробовать ту еду, с которой он будет иметь дело на протяжении всей своей жизни. Малыш знакомиться с продуктами и изучает их:

  • по консистенции и температуре;
  • разнообразие вкусовых качеств, размеров и форм;
  • способы приготовления и употребления;
  • сезонность и прочее.

Важно знать! Если в период прикорма по какой-то причине ребенок не смог попробовать какие-то продукты, то в будущем он может вообще до какого-то возраста отказываться от них или все-таки их есть, но неохотно. Поэтому следует изначально приобщать малыша к той экологической и социальной нише в области питания, к которой принадлежит его семья

Поэтому следует изначально приобщать малыша к той экологической и социальной нише в области питания, к которой принадлежит его семья.

Пища, предлагаемая ребенку, может быть разной консистенции, но специально делать ее пюреобразной не следует. Предприкорм подразумевает знакомство малыша с пищей через микродозы (микропробы) продуктов, что стимулирует его успешно осваивать навыки жевания и глотания уже в первые месяцы введения прикорма

Кроме того, в процессе знакомства с едой ребенок учится самостоятельности, которую важно поощрять:

  • он может сам брать ручками предлагаемые ему кусочки пищи и отправлять их себе в рот;
  • он пытается “орудовать” ложкой;
  • учится держать чашку и пить из нее.

Задача родителей – только следить за тем, чтобы движения ребенка были правильными и при необходимости помочь ему, но ни в коем случае не пытаться его самостоятельно накормить. Этот процесс не должен превращаться в пассивное открывание рта перед очередной ложкой еды, которую предлагает мама.

Ребенок может садиться за обеденный стол для знакомства с пищей вместе с мамой до 5-6 раз в день. За один прием малышу можно давать не более двух-трех микродоз. Одна доза мягкой пищи должна помещаться между подушечками большого и указательного пальцев мамы, или на кончике чайной ложки.

Микродозы следует давать следующим образом:

  1. Мягкая пища:

    • рассыпчатого вида (макароны, каши, кусочки хлеба, салат и др.) – можно крошки давать ребенку прямо в ротик или же выложить на тарелочку, чтобы малыш пытался захватить их самостоятельно и отправить к “месту назначения”.
    • пюреобразного вида – следует намазать на ложку и вручить ее ребенку.
  2. Твердую пищу (сушка, очищенные фрукты, сухари и пр.) следует предлагать малышу под бдительным присмотром взрослых! Он может брать их или со стола, или из маминых рук. Если ребенок откусил очень большой кусочек, не соизмеримый с его жевательными возможностями, то его следует немедленно удалить изо рта малыша, демонстрируя при этом полное спокойствие и невозмутимый вид.
  3. Питье следует предлагать ребенку в небольшой чашке с широким горлышком не более одной чайной ложки за раз. Однако если ребенок просит добавки – доливаем еще одну чайную ложку жидкости. Малыш должен учиться с раннего возраста брать в ручки чашку и опрокидывать себе в ротик ее содержимое.
  4. Супы и другие первые блюда стоит предлагать несколькими способами:

    • даем малышу исследовать/облизывать ложку, предварительно обмакнув ее в бульоне;
    • вылавливаем содержимое бульона и помогаем малышу донести ложкой его до рта;
    • учим прихлебывать из ложечки.

Важно, чтобы малыш держал ложечку сам, а мама только помогает управлять ручкой! Как правило, самостоятельное зачерпывание ложкой становится доступным большинству детей только после того, как они осваивают самостоятельную ходьбу

Как организовать педагогический прикорм при грудном вскармливании?

Итак, вы хотите, чтобы ребенок ел то же, что и вы. Желание отличное, но подходить к вопросу нужно правильно.

Организовать педагогический прикорм при грудном вскармливании можно, следуя простому алгоритму:

Первые пару недель просто сажайте грудничка к себе на колени за общим столом и давайте очень маленькие порции еды со своей тарелки. Это может быть несколько зернышек риса или гречки, небольшой кусочек картошки и т. п

При этом важно, чтобы мама кушала «правильную» пищу. Если вы соблюдаете —диету при грудном вскармливании—, это вообще идеально для такой методики.
Предлагайте малышу все виды продуктов

Если что-то не понравится – не настаивайте.
После введения чего-то новенького в рацион подождите пару дней – вдруг что-то «не пойдет» малышу или вызовет аллергию.
За один прием пищи давайте крохе 2-3 небольшие дозы одного продукта или по одной дозе 3-4 видов еды.
Увеличивайте количество микродоз и видов еды постепенно, спешить в этом вопросе не нужно.
Со временем сажайте грудничка в его стульчик и ставьте его собственную тарелку.
Продолжайте кормить малыша грудью параллельно с педагогическим прикормом.

Схема введения продуктов

Никакой специальной последовательности или отсчитывания граммов при педприкорме нет — мы не едим, мы пробуем новые вкусы. Сколько смог съесть — столько и съел.

Однако есть рекомендации, которые нужно соблюдать независимо от того, находится ребенок на искусственном или грудном вскармливании.

Таблица — Педагогический прикорм по возрасту:

ПродуктыПорция, грамм
6 мес.7 мес.8 мес.9 мес.10 мес.11 мес.12 мес.
Размятые овощи10–12080–120150170>180>180>180
Фрукты5–6050–60607070–80100>50
Сухари, сушки, хлеб30–5030–5030–5030–505050>100
Гарнир из круп10–150150–180150–180180–200>200>200>200
Масло сливочное3–53–53–5555>5
Сок фруктовый10–3030–5030–50506080>100
Мясо10–3030–5050–7060–707080>80
Каша на молоке10–3030–5050–100100–200100–200100–200>200
Кефир, домашний йогурт10–3030–5050–7070–100100–150150–200>200
Творог10–3030–4030–4040–5040–5040–50>50
Яйцо или желток0,250,250,250,50,5>0,5
Рыба10–30303030–4030–5030–50>50

Все, чем питается мама, через несколько часов оказывается в грудном молоке. Таким образом, малыш на ГВ уже с рождения «ест» взрослую еду, но в измененном виде. Поэтому ему можно давать любой невредный продукт со стола, но в очень небольших количествах.

Сохранение традиций

Педиатрический прикорм исключает добавление соли, из-за чего дети едят пресные блюда. Ведь у малыша при традиционной схеме питания персональный рацион, отличающийся от рациона других членов семьи. Кроха замечает, что мама с папой кушают что-то другое, возможно вкуснее, чем предложенное ему, начинает протестовать и проявлять повышенный интерес к «взрослой» пище.

Когда ребенка все-таки допускают за общий стол, после детских пюре он пробует новую, незнакомую для него пищу.

Из-за привычки к перетертой еде и плохо развитых жевательных рефлексов многие дети не могут полноценно питаться в детсадах. Возрастает опасность появления пищевой аллергии, сбоев в работе ЖКТ и расстройств питания.

Проблемы

Педприкорм на первых порах может вызвать неудобства. Непривычный к твердой пище младенец часто давится кусочками еды, закашливается и пугает родителей.

В этом случае маме нужно научиться различать, когда ребенок действительно не способен справиться с едой или он жует и глотает, но при этом давится. Если не проявлять бурных эмоций и не кидаться к ребенку с выражением ужаса на лице, он быстро научится справляться с твердой едой.

Другой проблемой при педагогическом прикорме может стать аллергическая реакция. При разнообразии продуктов трудно понять, что именно вызвало диатез, поэтому специалисты советуют не обращать внимания на чуть покрасневшие щечки и продолжать пробовать новую пищу. Но если легкий симптом перейдет в обширную сыпь, коросты, багровые пятна — прикорм следует отменить.

Ничего страшного, если в кале появятся кусочки непереваренной еды. Кишечник только привыкает к новой пище, ферментов еще недостаточно — к 1,5–2 годам все нормализуется.

Принципы педагогического прикорма

При данной форме прикорма принципы подобного введения пищи таковы, что сам ребенок, а не родители и врач решают, когда и сколько еды съесть, какие из продуктов выбрать и в каком объеме. То есть получается аналог кормления ребенка по требованию, только не грудью, а уже продуктами прикорма. И если он считает, что ему нужно съесть ложку — он не съест больше, как бы его не уговаривали. Не менее полезно это будет и искусственникам, даже учитывая строгие объемы смеси, которые ему дают через определенные интервалы времени.

Плюсами данного метода будут:

  • Ребенок сам определяет виды и объемы пищи, хорошо стимулируется и формируется аппетит, не нужно уговоров.
  • Меньше риск аллергии на продукты, которые он пробует в силу мелких доз пищи и выбора ребенка, он знаком с этим питанием еще внутриутробно через мамин организм.
  • Не нужно отдельно готовить ребенку еду.

Минусы данного метода:

  • стоит следить при этом за своим рационом, чтобы в родительской тарелке были здоровые и полезные продукты.
  • ребенок ест еду руками, что делает сложным приучение его к приборам и культуре приема пищи за столом.
  • нужно строго следить за тем, как ест ребенок, чтобы он не подавился крупными кусочками, есть малыш может только под строгим контролем родителей.
  • не всегда за счет таких малых объемов можно полностью восполнить необходимое количество нутриентов растущего организма.

Комментарий эксперта

Лапушкина Юлия Сергеевна, детский стоматолог

Питание — это не только источник энергии для роста детей, но и залог полноценного развития челюстно-лицевой области. Если говорить о пользе введения прикорма для развития челюстно-лицевой области крохи, то педприкорм наиболее полезен.

Для полноценного роста и развития челюстно-лицевого скелета жевательным мышцам нужна полноценная нагрузка, а получить ее можно только при жевании. Педприкорм, кусочки пищи, научат малыша жевать и обеспечат ту нагрузку, которая необходима. Особенно рекомендован педприкорм малышам, находящимся на искусственном вскармливании. Дело в том, то при сосании груди, кроха вынужден трудиться, а вот сосание бутылочки не так сложно, следовательно, у детей-искусственником, чаще всего встречаются ортодонтические проблемы: недоразвитие челюстей, скученность зубов и, как следствие, множественная форма кариеса.

Нельзя говорить о том, что педиатрический прикорм не полезен — это также источник полезных веществ, которые необходимы для полноценного роста челюстей и минерализации зубов.

Для профилактики проблем с челюстно-лицевой областью, стоматологами рекомендовано как можно раньше научить ребенка жевать, давать жевательную нагрузку на мышцы. Именно это будет эффективной мерой профилактики формирования ортодонтических проблем.

Продолжаем пробовать еду взрослых

Если проба новых продуктов шла успешно и ребенок был активен в этом процессе, то примерно в 8-10 месяцев у малыша уже может сформироваться один или два основных прикорма. Например, завтрак или обед. Правда, они все равно могут начинаться и заканчиваться прикладыванием к груди, потому что малыш запивает взрослую пищу маминым молочком как водой или соком. Не следует ребенка от этого отучать. Потребность напиться чего-то еще кроме маминого молока возникает только после года с небольшим, именно тогда от крохи можно услышать что-то похожее на: «Дай водички!».

После 9-11 месяцев кроху уже можно сажать на отдельный стул и предлагать ему отдельную тарелку (до этого он ел из маминой). Мама помогает карапузу управляться с ложкой — помогает набирать в нее еду, а кроха сам пытается ее донести до рта. Запаситесь терпением — процесс этот не из легких как для малыша, так и для вас — разлитый суп, упавшая картошка… Но процесс этот нужный, ведь и вы не сразу научились кушать аккуратно. Если малыш что-то разлил, тут же постарайтесь вытереть: пусть привыкает кушать в чистоте.

Самостоятельный стол крохи

Кроме совместных с мамой обедов или завтраков с ужинами за общим столом, пора приучать детку к самостоятельному питанию. К этому возрасту, малыш уже способен удерживать в ручках небольшие предметы, поэтому вы можете предложить ему для пробы кусочки твердых овощей и фруктов, таких, от которых малыш не может сам много откусить, например, морковка, кабачок, яблока, или баранка, сушка, сухарик. Особенной любовью у деток пользуется куриная косточка, с которой мама предварительно снимает все мясо и хрящи. О нее, и десенки поческть можно, и вкусная она очень!

Конечно, во время самостоятельной еды мама должна быть рядом с малышом и следить за процессом. В случае, если малыш откусил большой кусок, нужно указательным пальцем достать его из ротика.

Естественный прикорм

Данная система учитывает, что ребенок до года не насыщается новыми продуктами — он их просто пробует, как бы создает для себя банк новых вкусов тех продуктов, которые принято кушать в его семье, а основной его пищей продолжает оставаться грудное молоко. Эта система основана на природном интересе ребенка к новой пище, на подражании малыша взрослым — он стремится брать ручкой ту же еду и так же отправлять ее в ротик как мама или папа, на постепенной адаптации организма крохи к новой пище.

В случае, если малыш проявляет интерес к пище мамы раньше полу года — не стоит торопиться. Лучше начать прикармливать детку позже на пару недель, чем раньше 6-ти месяцев. Пищеварительная система может быть еще не готова к приему новой пищи и, начав ранний прикорм, вы можете нарушить естественное ее созревание.

Описываемый способ введения прикорма может быть использован только в том случае, если ребенок находится на естественным образом организованном грудном вскармливании: прикладывается по требованию, не допаивается чем-либо, не сосет пустышку. В случае неправильно организованного грудного вскармливания, например, кормление по режиму через определенные промежутки времени, прежде чем вводить прикорм, необходимо изменить способ вскармливания ребенка на естественный.

Как вводить прикорм детям до года по месяцам

Многие педиатры сходятся во мнении, что все здоровые и развитые дети должны получать прикорм по особой схеме. Отправной точкой считают возраст 6 месяцев, и связывают это с началом созревания пищеварительного тракта детей, получающих грудное молоко в качестве единственного источника пищи.

https://youtube.com/watch?v=xjZjQRSp18g

6-7 месяцев

Начиная с полугода, дети должны получать овощные пюре или каши. Выбор первого прикорма зависит от того, набирает ли малыш вес или отстает от показателей для его возраста. Если нет иных рекомендаций, то детям можно давать печеные яблоки.

7-8 месяцев

В таком возрасте малышу можно предложить желток, мясо и кефир, а затем и мягкий творожок, перетертый с нежирным детским кефиром. В овощные пюре можно начинать добавлять оливковое масло.

8-9 месяцев

В таком возрасте в рационе здорового ребенка должны присутствовать каши, мясные пюре из нежирных сортов мяса (кролика, индейки и курицы), творог, кефир и желток перепелиного яйца. При отсутствии аллергии на коровье молоко дети могут получать 5 г сливочного масла. Если у малыша есть зубы, то можно предложить ему корочку хлеба.

Отварное мясо начинают давать детям с 8-9 месяцев

9-10 месяцев

В 9 месяцев у ребенка уже есть несколько зубов. Он хочет грызть и кусаться, но еще не умеет полноценно жевать. В его рефлексах преобладает сосание. Именно поэтому пища по-прежнему должна быть в меру жидкой.

На этом этапе можно кормить ребенка простыми овощными супами. Хорошим дополнением к уже используемым продуктам станет детское печенье без соли и сахара.

10-12 месяцев

В возрасте около 1 года ребенку можно давать мясо и субпродукты, а также вареную рыбу, перетертую в пюре. Эти продукты нужно компоновать с овощами, а если ребенок не противится, то и с кашами.

Если нет аллергии, и позволяет сезон, то ближе к 12 месяцам малыш может получать ягоды (клубнику, малину, смородину и вишню), растертые до состояния пюре, а также монокомпонентные соки, компоты и кисель.

Интервалы между прикормами не должны быть меньше 4 часов

Если в таком возрасте ребенок еще пьет материнское молоко, то ему достаточно 2 полноценных кормлений: при пробуждении и перед сном. Если молока недостаточно или мать решает прекратить ГВ, то его нужно заменять молочными смесями, подходящими по составу для детей старше 10 месяцев. цельное коровье и козье молоко можно давать детям только после 12 месяцев.

Правила и техника организации педприкорма

Хотя педагогический прикорм не предполагает следования определённым схемам, можно обозначить его примерные этапы:

  1. Во время приёма пищи мама или папа усаживает ребёнка за стол (на специальный стульчик либо себе на колени). Заранее нужно приготовить пустую детскую тарелочку (лучше пластмассовую) и ложечки. Наверняка кроха начнёт брать эти предметы в руки, стучать, даже может скинуть их на пол. Возможно, в первый раз он просто поиграет с посудой и не захочет пробовать пищу, это нормально.
  2. Взрослые с аппетитом начинают есть предлагаемые блюда. Как только малыш протянет ручки к чьей-то тарелке, нужно дать ему попробовать микродозу пищи — мама отделяет маленький кусочек и кладёт в детскую тарелку. При этом взрослая тарелка должна находиться от младенца довольно далеко, чтобы он сам не схватил большой кусок и не засунул его себе в рот. Также нельзя запрещать какой-то продукт: всё, что есть на столе, ребёнок может пробовать (при этом продуктов должно быть не более трёх, например, это варёная курица, картофельное пюре, сыр).
  3. С каждым днём доза еды, оказавшейся в детской тарелке, постепенно увеличивается (в среднем к концу первой недели до одной чайной ложки). Через какое-то время (у всех детей по-разному) кроха начинает есть полноценный по объёму завтрак или обед (ужин вводится позже), запивая его маминым молочком (будучи сытым, он выпьет его совсем немного, но это всё равно поспособствует выработке пищеварительных ферментов). Кстати, помимо кусочков еды в тарелке, можно предлагать малышу для откусывания яблоко, грушу, сухарик.

Помимо пищи кусочками, малыш может брать в ручку и откусывать или грызть печенье, сухарик, яблоко и пр

С самого начала нужно поощрять младенца самому брать ложку. Вначале, конечно, её будет придерживать взрослый.

Если ребёнок уже немного поел и явно не хочет продолжать трапезу, его тарелку нужно просто убрать

Важно не допускать, чтобы малыш баловался за столом (обычно он это делает, когда уже удовлетворит свой пищевой интерес)

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий