Особенности вскармливания недоношенных детей

Введение прикорма недоношенным детям

Прикорм может вводиться с 4–5-месячного возраста. Очередность введения продуктов имеет свои особенности. Это связано с тем, что некоторые маловесные дети имеют определенные нарушения моторики ЖКТ, в том числе после проведенного лечения.

Расширение рациона малыша должно начинаться с введения каши или овощного пюре. Лучше отдавать предпочтение продуктам промышленного производства. Это связно с тем, что при их изготовлении используется экологически чистое и проверенное сырье, они имеют гарантированный состав и должную степень измельчения, обогащены минеральными веществами и витаминами. Вводить прикорм нужно с монокомпонентных продуктов. Что касается каш, первыми вводятся безмолочные и безглютеновые (рисовая, гречневая, кукурузная). Их можно разводить молоч­ными смесями, которые получает малыш. В составе каш не должно быть фруктов, сахара и других добавок. Если врач отметил у малыша риск развития железодефицитной анемии, мясное пюре можно водить уже с 5,5 месяцев (с учетом хорошего усвоения из него гемового железа). Творог можно давать только после 6 месяцев. Соки желательно вводить после 8–9 месяцев. Раннее их введение может привести к негативным последствиям: спрово­цировать колики, срыгивания, аллергические реакции, диарею.

Недоношенный ребенок — «приговор» для семьи?

К детям с умеренной степенью недоношенности отношение не столь настороженное, хотя и они могут преподносить «сюрпризы». Тогда как к глубоконедоношенным детям нередко имеется две крайние позиции: некоторые считают, что следует бороться за каждого ребенка, другие отказывают ему в праве на жизнь.

Взглянем на ситуацию иначе: к примеру, произошла автомобильная авария, в которой тяжело пострадал абсолютно здоровый человек. Разве врачи отказывают в помощи? Нет. Наоборот, делается все возможное для его выживания, хотя зачастую отсутствует уверенность, что пострадавший вновь станет полноценным членом общества. Так почему же глубоконедоношенных малышей лишать такой возможности?

Однако вставая на этот нелегкий путь, помните, что многое зависит от степени зрелости органов малыша и других факторов. К сожалению, не всегда удается избежать печальных последствий, особенно если у ребенка имеются врожденные пороки развития, либо малыш получил родовую травму.

P.S. В завершении сделаю небольшое лирическое отступление, рассказав собственную историю…

Много лет назад у меня родился недоношенный ребенок на сроке 30-31 недель с весом 1300 грамм. Мне едва исполнилось 19 лет, поэтому о детях знала я немного. Сказать, что я была расстроена —  ничего не сказать. Скорее я пребывала состоянии шока, виня себя в произошедшем.

В реанимации мой ребенок находился 10 дней. Затем он был переведен на второй этап выхаживания, где долго набирал в весе. Тогда не практиковалось совместное пребывание матери с ребенком, поэтому я ежедневно приходила и уходила.

До года ребенок получил несколько курсов медикаментозного лечения, массажа и физиотерапевтических процедур. Невропатолог стал почти членом семьи, настолько часто мы оказывались у него на приеме.

Ребенок поздно начал говорить, были небольшие нарушения в речевом развитии. Поэтому с ним занимался логопед. Справились и с этой трудностью. Правда даже, повзрослев, сын при волнении иногда «проглатывает» некоторые буквы и частит.

В остальном он развивался, не отставая от сверстников, а во многом даже опережая.

Сейчас — все позади. Моему «малышу» уже исполнилось 24 года. Основное направление его деятельности — информационные технологии.

Дорогие мамы, у вас имеются собственные истории? Поделитесь с нами. Возможно, кому-то ваш рассказ поможет сделать правильный выбор, поверить в себя и своего малыша.

Читайте первые статьи нашего цикла:

врач-ординатор детского отделения

фото: http://globallookpress.com

КРИТЕРИИ ВЫПИСКИ НЕДОНОШЕННОГО РЕБЕНКА НА ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ УЧАСТОК

1.  Вес при выписке в сельскую местность должен быть .не ме­нее 2500 г, в город — 2300 г и в дом младенца — 3000 г.

2.  Не должно быть острых заболеваний, при наличии энцефало­патии она должна быть в стадии значительного улучшения.

3.  Ребенок должен быть активным, хорошо сосать, прибавлять в весе, иметь нормальную температуру.

4.  Основные клинические анализы должны быть без патологи­ческих отклонений.

5.  Благоприятные  социально-бытовые условия  (желанный ре­бенок,  хорошая  семья,  заботливая  мать,  нет вредных привычек, дома тепло, нет больных и т д.).

6.  Благоприятная обстановка в планетуберкулеза.

•   7, При выписке в сельскую местность: в роддом приглашается фельдшер с ФАПа. в роддоме заводится история развития ребенка, форма № 112 и делается первая запись.

Особенности наблюдения за недоношенными детьми:

— при объективном исследовании обратить особое внимание на признаки морфо-неврологической зрелости, определить ее соответ­ствие гестационному возрасту; выявить клинические признаки не­зрелости органов и систем, особенности течения пограничных со­стояний:

—  максимальная убыль массы тела у детей с массой 1000—1500 г составляет до 10%; 1500—2000 г составляет до 8—9%; 2000—2500 г составляет до 6—8 %. Максимум снижения массы приходится на 4—7 день жизни, отсутствие, динамики массы тела до 10—14 дня, далее постепен­ное восстановление первоначальных показателей к 3 неделе жиз­ни;

—  физиологическая эритема  кожных  покровов  яркая,  сохра­няется до 2-х недель, редко сменяется шелушением;

—  крайне редко отмечаются токсическая эритема и гормональ­ный криз;

—  желтуха достигает максимума к 5—8 дню, исчезновение ее

может затягиваться до 3-х недель;

—  физиологическая    диспепсия    специфических    особенностей не имеет, однако следует помнить о возможности очень быстрого  перехода ее под влиянием неблагоприятных факторов в патологическое состояние;

—  транзиторная лихорадка почти не встречается у недоношен­ных детей, а нарушение терморегуляции в неонатальном периоде направлено в сторону гипотермии.

—  При оценке физического развития антропометрические дан­ные ребенка  сопоставляются  только со  стандартными  показате­лями у недоношенных детей (масса тела, длина, окружность голо­вы, окружность грудной клетки). В динамике наблюдения физи­ческое развитие оценивать по темповым массо – ростовым прибав­кам в зависимости от срока гестации и массы тела при рождении. Учитывая, что до 3—4 мес.  недоношенные дети наблюдаются на дому, необходимо обеспечить их медицинскими весами.

—  При оценке психомоторного развития следует помнить, что дети с I степенью недоношенности не отстают от своих доношен­ных сверстников, дети с II степенью могут отставать на 1—:1,5 мес; а с III—IV степенью недоношенности — на 2—3 мес.

—  Обратить  внимание  на  склонность недоношенных  детей  к развитию  фоновых   заболеваний    (анемия,   рахит,   гипотрофия). Обеспечить раннюю их диагностику, активную профилактику и ле­чение

— Спланировать сроки диспансерного наблюдения педиатром и специалистами, обратив особое внимание на критические перио­ды развития недоношенного ребенка. — Назначить и интерпретировать анализ крови  (1 раз в месяц контроль Н в и количества эритроцитов)

Об анемизации ре­бенка свидетельствуют: в первую неделю жизни — Нв в ниже  180 г/л, эритроциты — 4,5.1012/л, на  второй   неделе  — Нв  ниже    150  г/л,   эритроциты   ниже. 4,0. 1012/л, после  2-х   недель –   Нв   ниже   110  г/л,   эритроциты   ниже 3,5-1012/л

— Назначить и интерпретировать анализ крови  (1 раз в месяц контроль Н в и количества эритроцитов). Об анемизации ре­бенка свидетельствуют: в первую неделю жизни — Нв в ниже  180 г/л, эритроциты — 4,5.1012/л, на  второй   неделе  — Нв  ниже    150  г/л,   эритроциты   ниже. 4,0 . 1012/л, после  2-х   недель –   Нв   ниже   110  г/л,   эритроциты   ниже 3,5-1012/л.

— Спланировать индивидуальный прививочный календарь. Де­тям, родившимся с массой до 1500 г, профилактические прививки назначаются после 1 года с учетом состояния здоровья.

—  Санпросветработа с родителями об особенностях развития  недоношенных детей, подверженности их заболеваниям.

—  Рекомендовать  индивидуальное   психо-физическое  воспита­ние ребенка в сенье, закаливающие процедуры.

— Информировать родителей о возможных причинах недоно­шенности и о своевременном их устранении при повторной бере­менности.

Первые часы

Естественные, физиологические роды даются недоношенным детям очень тяжело. Поэтому если преждевременные роды неизбежны, врачи нередко настаивают на кесаревом сечении. Но иногда операцию проводить уже поздно, и тогда остаются только роды естественным путем – в этом случае кроху стараются принять как можно бережнее, чтобы избежать родовой травмы. После рождения малыша осматривает неонатолог – на предмет проблем с дыханием, весом, врожденных аномалий или пороков развития. Если нет необходимости в детской реанимации или интенсивной терапии, недоношенного ребенка заворачивают в стерильные пеленки и помещают в специальный кувез – отныне он станет его домиком.

Смешанное вскармливание (докармливание)

Смешанное вскармливание (докармливание) — способ вскармливания детей первых 4—5 мес. жизни, при к-ром они получают не только женское молоко, но и искусственные молочные смеси. Необходимость такого докармливания возникает в случае, если потребности ребенка в пищевых ингредиентах и калориях в силу тех или других причин не могут удовлетворяться полностью только одним женским молоком, а время для прикорма еще не наступило. В этих случаях назначают искусственный докорм, обычно молочными смесями. Показания к смешанному вскармливанию могут быть различны: 1) недостаточное количество или неполноценный состав материнского молока; 2) индивидуальные особенности ребенка, требующие или ограничения количества материнского молока (тяжелые проявления экссудативного диатеза), или введения повышенного количества белка или жира (недоношенные дети, дети с расстройствами питания).

Количество и характер добавляемой смеси определяются возрастом ребенка, причиной докармливания и количеством недостающего материнского молока. Для длительного применения в качестве докорма здоровым детям назначают: молоко, разведенное отварами, цельное молоко с 5% сахара, кефир и разведения его, ионитное молоко, смесь «Малыш» и другие сухие молочные смеси. Детям первых дней жизни, если не удается недостающее молозиво матери дополнить молозивом или молоком другой женщины, назначают смесь Сперанского, смесь «Малютка» или смесь № 2 (см. Молочные смеси). Эти смеси, особенно смесь № 2, не могут считаться достаточно полноценными, и уже с 1,5—2 нед. надо заменять их смесью № 3 молока и кефира. При смешанном вскармливании особенно внимательно надо учитывать количество белков, жиров, углеводов и калорий на 1 кг веса ребенка; количество белка надо несколько увеличить по сравнению с тем, что ребенок получает при естественном вскармливании, т. к. чужеродный белок хуже усваивается организмом ребенка. Количество жира должно оставаться приблизительно ок. 7—7,5 г на 1 кг веса, как и при вскармливании молоком матери. Смеси № 2 и № 3 бедны жиром, и количество его надо повышать добавлением к ним сливок; можно использовать смесь «Малыш». При смешанном вскармливании калорийный коэффициент должен быть несколько выше, чем при естественном вскармливании. Общее число кормлений в течение суток такое же, как и при естественном вскармливании. Прикорм можно назначать приблизительно на 2 нед. раньше, чем при кормлении ребенка только грудью матери. При смешанном вскармливании особенно необходимо своевременно вводить фруктовые соки.

Смешанное вскармливание ребенка в течение первых 6—8 нед. жизни значительно уступает грудному и должно назначаться только при наличии безусловных показаний к нему и невозможности дополнить недостающее материнское молоко донорским. После 2—21!2 мес. затруднения при правильно проводимом смешанном вскармливании встречаются обычно не чаще, чем при естественном. Смешанное вскармливание требует от врача еще большего, чем при грудном вскармливании, понимания и учета возрастных физиологических и индивидуальных особенностей ребенка.

Правильно проводимое смешанное вскармливание, когда материнское молоко остается основным в пищевом рационе ребенка, а докорм лишь дополняет его, как правило, обеспечивает вполне нормальное развитие ребенка. Докорм можно давать как одно или несколько самостоятельных кормлений, чередуя их с кормлениями только грудью, либо как добавление к одному или нескольким кормлениям грудью. Однако если смешанное вскармливание вызвано гипогалактией у матери, прикладывание ребенка к груди при всех кормлениях обязательно. Докорм следует давать после кормления грудью, когда в груди больше не остается молока. Желательно, чтобы при смешанном вскармливании мать полностью или частично кормила ребенка грудью не менее трех раз, т. к. при более редких прикладываниях к груди быстро угасает лактация у матери, а ребенок начинает неохотно брать грудь, предпочитая более легкое для него получение молока из бутылочки.

Концентрированные (богатые белками, жирами и углеводами) и лечебные смеси (растительное молоко и др.) должны назначаться для докорма лишь по специальным показаниям.

Медицинское наблюдение

За детьми, родившимися недоношенными, по месту жительства устанавливается диспансерное наблюдение до 7 лет жизни. Обязательны периодические консультации специалистов, в первую очередь невропатолога. В возрасте 1—2 недель и далее проводится профилактика рахита: ультрафиолетовое облучение-кварцевание, добавление в пищу по назначению врача витамина Д, массаж, закаливание.

В течение первых двух лет недоношенный ребенок должен находиться под наблюдением кардиолога. В 2, 4, 6 и 12 месяцев жизни ребенка необходимо проведение электрокадиографии (ЭКГ), позволяющей оценить работу сердечной мышцы. Ультразвуковое исследование сердца (эхокардиография — ЭХО-КГ) позволяет выявить пороки и другие анатомические дефекты сердца. ЭХО-КГ желательно провести в 2, 6, 12 и 24 месяца жизни ребенка.

ОСОБЕННОСТИ ЛЕЧЕБНОЙ ТАКТИКИ У НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ

1. Строгое соблюдение дозировок,  кратности  и сроков введения антибиотиков.

2.  Тщательный выбор лекарственных средств при терапии не­доношенных детей с желтухой.

3.  Обеспечение оптимального питьевого режима.

4.  Профилактика и лечение дисбактерноза.

5. Проведение заместительной иммунотерапии с учетом особен­ностей питания и иммунитета.

6

Медленное,  очень осторожное внутривенное введение  жид­костей (2—4 мл/час)

Прогнозирование рождения недоношенного ребенка. Прогнозирование риска преждевременного рождения ребенка включает анализ большого числа факторов и возможности их раннего выявления до наступления беременности или на ранних ее сроках. Это потребовало разработкипрогностических систем, основанных на оценке комбинации и информативной значимости отдельных факторов риска.

Многие стандартизированные системы оценки риска касаются не только преждевременных родов, но и широкого спектра неблагоприятных исходов беременности (Фролова О. Г., 1978).

Оценочная таблица, информативность применения которой подтверждена в проспективных исследованиях, представлена в табл. 4 (Creasy R.K. et al., 1980).

Оценка 10 баллов и больше соответствует высокому риску, б—9 баллов – умеренному, до 6 баллов – низкому риску.

Значение          оценочно-прогностических          таблиц заключается как в выявлении женщин с повышенной вероятностью преждевременных родов и установлении наблюдения за ними, так и в определении приоритетного направления профилактики недонашивания в каждом конкретном регионе.Поэтому более целесообразными следует признать системы, разработанные с учетом частоты преждевременных родов в данной популяции или территории.

Все предлагаемые формализованные системы оценивают риск преждевременных родов в баллах, как рекомендовано ВОЗ. Однако внедрение в практику этих систем с подсчетом риска в баллах оказалось пока недостаточно успешным, так как математическое баллирование не выявило преимуществ перед учетом опытными клиницистами нескольких наиболее значимых факторов (Chenoweth J.N. et al., 1983; Papiernik E., 1984).

В последние годы предпринимаются попытки разработки альтернативных по отношению к формализованным системам подходов к прогнозированию преждевременных родов. В их основе лежит установление таких показателей, которые более тесно связаны с процессами, происходящими в матке. Изучается возможность использования для прогнозирования недоношенности такого признака, как самопроизвольная антенатальная активность матки (которая, по данным специальных исследований, может повышаться за несколько недель до родов), а также характеристики релаксированной шейки матки.

Специалисты считают, что регистрация таких признаков позволит улучшить прогноз и уменьшить частоту недостаточно обоснованных серьезных вмешательств. Эти показатели и признаки     уже     включены     в     некоторые     программы профилактики недоношенности.

Тепло и ласка

Избегайте резких перепадов температуры. Старайтесь как можно больше прижимать малыша к собственному телу – для него сейчас очень важен контакт «кожа к коже». Представьте, что у вас маленький кенгуренок, который в течение долгих месяцев живет на маме. В комнате, где будет обитать ребенок, должно быть 22-23 градуса, избегайте резких перепадов температуры, сквозняков.

Полезен малышу и легкий массаж, правда, если его вес при рождении был менее 1,5 кг, то массаж можно начинать не раньше шести месяцев. Сеансы массажа короче, чем для обычных детей – начинать следует с 1-2 минут легкого поглаживания. Если же кроха родился с весом больше 2 кг, то массаж можно начинать с 2-3 месяцев, и движения постепенно разнообразить – легкое растирание, осторожная вибрация, поколачивание, разминание. Очень важен в этот момент ваш положительный настрой и ласковое обращение к крохе.

Уже с первых дней жизни недоношенных детишек выкладывают на животик – это тоже стимуляция физического и эмоционального развития – при этом укрепляются мышцы спины, конечностей, живота. Выкладывайте кроху на животик перед началом кормления на две-три минуты, начиная от одного-двух раз в день.

Мамино молоко для недоношенного крохи

О ценности грудного молока при рождении доношенного ребенка мы говорили ранее в одной из наших статей: Состав грудного молока или Всё, что вы хотели знать о ценности грудного молока.

Однако Мудрой Природой предусмотрено, что грудное молоко женщины, родившей преждевременно, отличается по содержанию. 

В нем больше:

* Белка и незаменимых аминокислот (строительных элементов для построения белков).

* Олигосахаридов, которые участвуют в формировании слизистой оболочки кишечника и способствуют активизации полезной микрофлоры, улучшают работу иммунной системы. 

* Защитных иммунных факторов, а особенно лизоцима — фермента, разрушающего стенки бактерий.  

* Натрия, железа и магния, которые необходимы для интенсивного роста малютки, синтеза гемоглобина и работы организма в целом.

* Лактоферрина — белка, защищающего новорожденного ребенка от болезнетворных микроорганизмов, пока не заработает его собственная иммунная система.

* Иназитола — жира, принимающего участие в передаче импульса по нервным волокнам.

В нем немного лактозы (сахар материнского молока), которая плохо усваивается у незрелых детей.

Уход за недоношенным ребенком на втором этапе выхаживания

Выхаживание недоношенного ребенка на втором этапе строится индивидуально и является логическим продолжением  мероприятий, начатых в отделении патологии новорожденных родильного дома.

Недоношенные дети с массой тела в момент поступления 1700 г и менее обычно нуждаются в дополнительном обогреве, в связи с чем их помещают в кувез-кровать. Необходимость дополнительного согревания таких детей обычно исчезает к концу 2-3 недели жизни. «Экстремально» недоношенные нередко находятся воткрытых кувезах до полугора-двухмесячного воз­раста.

Кувезы закрытого типа на втором этапе выхаживания ис­пользуют чаще всего для больных детей.

Температура воздуха в отделении второго этапа выхажи­вания недоношенных соответствует таковому в отделении пато­логии новорожденных родильного дома, однако в палате, где задерживаются дети с массой выше 2500 г, она должна быть снижена до 23-24 С°.

Антропометрию проводят в день поступления (измеряют окружность головы, груди, плеча, бедра, голени, рост, массу), затем повторяют это исследование ежемесячно.  Исключение представляют определение массы тела и окружности головы. Взвешивают детей ежедневно, а   в случае грудного вскармли­вания – до и после каждого кормления, проводя при необходи­мости  соответствующую  коррекцию  объема  питания.  Окруж­ность головы измеряют не реже одного раза в неделю. Одно­временно определяют темпы нарастания мозговой части черепа (расстояние между верхними точками ушных раковин) при на­ложении сантиметровой ленты через свод черепа.

Один раз в неделю пальпаторно определяют плотность костей черепа для своевременной диагностики краниотабеса. Выкладывание  недоношенных  на  живот  начинают   как можно раньше. Манипуляцию проводят на жесткой поверхности (матрасик) без подушки, так как у некоторых из них даже в ме­сячном возрасте может отсутствовать защитный рефлекс. В последние годы доказана целесообразность выхаживания не­доношенных в положении на животе, так как данная позиция способствует увеличению напряжения кислорода в крови и, кроме того, снижает вероятность срыгиваний.

Массаж передней брюшной стенки проводят ежедневно, начиная с месячного возраста при достижении ребенком массы 1700-1800 г. У недоношенных, страдающих метеоризмом, пе­риодически показано поглаживание живота даже при массе тела 900-1000 г.

Игрушку подвешивают на уровне груди на высоте 60-70 см вне зависимости от возраста, срока гестации и состояния ребен­ка.

Прогулки с недоношенными детьми, длительно находя­щимися в отделении второго этапа выхаживания, осуществляют на прогулочных верандах или на улице в теплый осенне-весенний период и летом. В случае затяжных бронхолегочных заболеваний и тяжелой анемии недоношенных, показаны про­гулки и в зимний период на прогулочной веранде. Прогулки на­чинают с детьми 3-4-недельного возраста при достижении мас­сы тела 1700-1800 г. Прогулки с глубоко недоношенными детьми можно начинать с двухмесячного возраста при массе тела 1500-1600 г.

Использование ЛФК и массажа недоношенным детям

Виды массажа и ЛФК:

1.  Классический массаж общий и локальный (тактильный,   рас­слабляющий, стимулирующий).

2. Точечный массаж (тормозной и возбуждающий).

3. Сегментарный массаж.

4. Физические упражнения:

– рефлекторные;

– пассивные;

–  активные (в соответствии с уровнем психомоторного развития ребенка).

– Упражнения в воде, подводный массаж.

Стадии грудного вскармливания недоношенного ребенка

I этап — кормление через зонд. Иногда применяется одновременное использование пустышки во время кормления через зонд (вместо маминого пальца или соска) для стимуляции сосательных и глотательных движений. В утробе матери малыш сосет собственный палец, поэтому такой подход не создает препятствий для дальнейшего грудного вскармливания..

II этап — знакомство с маминой грудью или непитательное кормление. При улучшении состояния ребенка извлекают из кувеза на 10-15 минут и прикладывают к маминой груди. Малыш лижет сосок, что способствует стимуляции сосательного и глотательного рефлексов. Кроме того, усиливается выработка окситоцина в организме у матери, поэтому улучшается выделение грудного молока.  

III этап — применение приспособлений. Вместе с соском матери в полость рта ребенка вводится катетер, на конце которого имеется несколько отверстий. Другой конец катетера опускается в бутылочку со сцеженным молоком.

IV этап — малыш прикладывается к груди без приспособлений и постепенно полностью переходит на полноценное грудное вскармливание.

Температурный режим

В первую очередь в домашних условиях недоношенному ребенку необходимо создать оптимальный температурный режим. Температура воздуха в комнате должна быть 22—25С. Через каждые 3 часа необходимо в течение 15-20 минут проветривать помещение. Непосредственно возле ребенка (под одеялом) следует поддерживать температуру 28—32С. Нередко возникает необходимость в дополнительном обогреве новорожденного. С этой целью удобно использовать резиновые грелки. Температура воды в грелках должна составлять 60—65С.

Электрические грелки и одеяла для обогрева новорожденных применять нельзя. В зависимости от степени недоношенности и температурных условий в комнате можно использовать от одной до трех грелок. Обернутые в пеленки, полотенца или специальные мешочки, грелки помещают в ногах (под одеялом) и по бокам (поверх одеяла). Кладут их на расстоянии ладони от ребенка. Для постоянного контроля за температурой под одеялом рядом с малышом можно положить термометр. Ни в коем случае (во избежание ожогов) нельзя подкладывать грелку под ребенка или класть ее сверху (это затрудняет дыхание). Менять грелки следует через полтора-два часа поочередно, чтобы даже на короткий срок не оставлять малыша без источника тепла.

А вот лицо новорожденного обязательно следует оставлять открытым (не прикрывая его одеялом). К концу первого месяца ребенок начинает самостоятельно «удерживать» температуру тела и постепенно можно будет отказаться от искусственного обогрева. Температуру тела недоношенного ребенка необходимо измерять утром и вечером. По рекомендациям врача – чаще, иногда при каждом пеленании. Делать это нужно, не раздевая малыша.

МЕТОДЫ ВСКАРМЛИВАНИЯ НЕДОНОШЕННОГО НОВОРОЖДЕННОГО

Детям, родившимся до 33-34 недели гестации, как прави­ло, вскармливание проводится через зонд с целью избежания риска аспирации. Кормление через зонд может быть прерывис­тым, когда зонд используют для введения порции молока, после чего его сразу удаляют (обычно каждые 3 часа). Зонд вводят на длину, равную расстоянию от переносицы до мечевидного от­ростка, что составляет около 10-12 см. На свободном конце зонда имеется отверстие для ввода шприца, по которому отме­ренное количество молока медленно под действием силы тя­жести подается ребенку.

Орогастральное введение зонда лучше, чем назогастральное, т.к. последнее создает дополнительное сопротивление на пути прохождения воздуха, что может способствовать воз­никновению апноэ.

Маловесным недоношенным детям (менее 1500 г) так же, так и более крупным, но вялым, с тенденцией к застою в желудке, необходимо ввести постоянный зонд. Такой зонд может находиться в желудке 3-7 дней. Введение молока осуществляется медленно: либо капельно, с помощью специальной капельницы, либо с заданной скоростью с помощью инфузионного насоса.

Важным условием при нарастающем объеме вскармливания, особенно у детей, находящихся на интенсивном лечении, шляется необходимость аспирации (с помощью шприца с поршнем) содержимого желудка перед каждым кормлением, если оно состоит, в основном, из воздуха и остатков слизи, то кормление следует продолжать по стандартной схеме. Если при этом получают более 10% объема предыдущего кормления, объем молока следует уменьшить и потом очень медленно yвеличивать его.

Срыгивание, рвота, вздутие живота служат показаниям отмене стандартной схемы вскармливания до выяснения причин, вызывавших эти симптомы.

Оптимальным для недоношенных детей является кормление грудным молоком матери (термически необработанным).

Для самых маловесных детей грудное молоко необходимо дополнительно обогащать белком, кальцием, фосфором железом.

Как сохранить грудное вскармливание?

Ответ на это вопрос волнует практически каждую кормящую маму. Разумеется, необходимо полноценно питаться, высыпаться и избегать стрессовых ситуаций.

Однако огромное значение играют два гормона:

* Окситоцин, который сокращает мышцы молочной железы.

* Пролактин, усиливающий выработку клетками молочной железы молока.

Без вашего участия эти гормоны не будут вырабатываться и работать. Дело в том, что при стимуляции молочной железы в организме усиливается синтез окситоцина и пролактина. То есть чем чаще и эффективнее малыш сосет вашу грудь, тем больше вырабатывается и выделяется грудного молока. .

Однако незрелый малыш зачастую не в силах самостоятельно высасывать молоко довольно длительное время. Что же делать? Необходимо правильно сцеживать грудь. Приемы подробно рассмотрены в двух наших предыдущих материалах: Лактостаз: причины возникновения, методы борьбы и профилактика и Сцеживание молока.

На заметку!

Недоношенный малютка слаб. По сути, еще несколько месяцев он должен был дозревать в утробе, но случилось так, что он поторопился появиться на свет.

Поэтому наберитесь терпения и помогайте крохе: ваша задача на этом этапе – сохранить грудное молоко, которое содержит все самое необходимое. Вначале научитесь правильно сцеживаться, затем – докармливать и прикладывать малыша к груди с помощью медицинского персонала.

Ведь даже научившись правильно брать грудь, кроха долго сосет, поэтому  давайте ему возможность передохнуть. Придет время, и все ваши старания будут вознаграждены.

Прогулки

С прогулками следует быть очень осторожными: резкая смена температуры может неблагоприятно повлиять на здоровье малыша. Недоношенных детей, родившихся с массой тела более 1500 г, можно выносить на прогулки начиная с 2-недельного возраста (в теплое время года при температуре воздуха 25—26 градусов). Первая прогулка непродолжительна – всего 10—15 минут. Затем время пребывания на свежем воздухе постепенно (прибавляя по 20 минут) доводят до 1—1,5 часов. Осенью и весной (при температуре воздуха до 10 градусов) можно гулять только с грудничками в возрасте 1—1,5 месяцев с массой тела не менее 2500 г. При температуре воздуха ниже 8—10 градусов гулять с недоношенными детьми можно только при достижении ими возраста 2-х месяцев и массы тела 2800—3000 г.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий