Что требуется от родителей
Чтобы уменьшить негативные последствия раннего посещения яслей, ребенка надо подготовить. Домашний распорядок дня следует мягко изменить под режим, установленный в яслях, научить ребенка есть и пить без уговоров. Полезно научить малыша играть самостоятельно непродолжительное время, самому убирать за собой игрушки. Обязательно надо приучить ребенка к дневному сну после обеда, это снизит капризность.
Постепенно надо знакомить малыша с другими детьми, гулять с ним на детских площадках, бывать в общественных местах. Ребенок должен привыкнуть к окружению чужих людей, не ощущая дискомфорта в новой обстановке.
Почему не стоит водить в садик раньше?
Отрыв от мамы, переход в группу, где множество малышей разного темперамента, необходимость по часам кушать, играть и спать для многих детей, особенно совсем маленьких – тяжелейший стресс.
Причем внешне у тихих, флегматичных детей все может быть и неплохо – они просыпаются вовремя, идут с воспитателем, не обижают детей, даже играют в группе. Но внутри у ребенка может быть острый конфликт с реальностью. Он может думать, что родители его предали, что он им не нужен так сильно, как раньше, что в какой-то из дней вечером мама за ним не вернется (особенно если такие “пугалки” в разговоре с малышами используют воспитатели).
На фоне невроза у малыша:
- могут обостриться заболевания;
- резко пропасть аппетит;
- ухудшится качество сна;
- могут появиться страхи, которые приведут к психологическим проблемам.
Готовность к саду должна быть в первую очередь психологической. Кушать ложкой, самостоятельно обувать ботиночки и ходить на горшок ребенка научат в яслях – причем очень быстро, особенно если в группе есть дети постарше, которые уже умеют это делать.
Маму же не заменит никакая, даже самая чудесная воспитательница – если малыш к этой временной замене не готов категорически.
Советы родителям
- Будьте настойчивы и последовательны. Тогда ребенок быстрее поймет, что детский сад — это теперь реальность, с которой ему лучше примириться.
- Если ребенок отказывается есть в садике, что является не редкостью, особенно в первое время, предупредите воспитателя, что его не надо кормить насильно, пичкать супом или кашей «любой ценой». Придет время, и он начнет есть сам.
- Обязательно предупредите воспитателей о том, какие заболевания у малыша есть и на что у него .
- Готовиться к садику нужно задолго до первого посещения, расширяя круг общения ребенка — знакомя его на площадке с соседскими детьми.
Что говорят родители?
Максимально достоверную информацию о том, с какого возраста берут в детский сад и в ясли, проще узнать на различных «мамских» форумах. Там родители делятся собственным опытом о том, как и куда они отдавали своих малышей на воспитание в дошкольные учебные учреждения.
Немного проще отдать малыша в садик досрочно можно, если оба родителя официально трудоустроены. В таком случае существует реальная возможность попасть в группу примерно с 2,5-2,8 лет. Нередко на первых порах сотрудники ДОУ предлагают родителям альтернативный вариант стандартного пребывания в садике – ГКП. О том, что это такое, мы сейчас поговорим более подробно.
Ольга: «Старшая дочка пошла в сад в 3 года, младшего – вообще не хочу отдавать!»
– Старшая дочка пошла в сад в три года, не видела смысла отдавать ребенка раньше, если я могу с ним быть дома. А младшего я вообще не хочу отдавать в садик, учитывая, что у меня сейчас свободный график (я – менеджер сетевого бизнеса). Я просто не могу отдать своего малыша чужой женщине на целый день без необходимости – вот такое мое мнение.
Сейчас сыну 2,2, в будущем будем просто искать «развивашки» или садик временного пребывания для социализации. За то время, что он будет там, я буду ездить в офис и решать рабочие вопросы, остальное – могу делать и вместе с ним.
Со старшим ребенком у меня не было такой возможности, сейчас же я сам себе «режиссер», так зачем отдавать ребенка куда-то, если я могу оставить его дома?
«А как же социализация?» – скажут другие! Хватит ему общения с другими детьми и на развивающих занятиях, и в песочнице во дворе, и во время встреч с семьями друзей и знакомых!
Сторонники и противники детского сада
Можно привести мнение двух групп психологов:
Мнение против посещения садика
Посещение детского сада негативно сказывается на развитии ребёнка, поскольку может развиться автономность. Также к отрицательным аргументам относят возможность частых заболеваний (ОРВИ, простудными и гриппами). Главенствующим из отрицательных аргументов называют стресс. Стоит отметить, что не у всех родителей есть возможность брать больничный лист по уходу за ребёнком или находиться в декретном отпуске до достижения ребенком шести лет.
Чтобы превратить минусы в плюсы, психологи и педиатры рекомендуют:
- для того, чтобы избежать инфицирования ОРВИ или гриппом, можно предложить малышу употреблять в пищу цитрусовые (если нет аллергии) и чеснок с луком, оказывающие противовирусное, противогрибковое, и противовоспалительное действие. Также можно кушать с чаем домашнее варенье (малина, смородина, рябина и так далее) ежедневно по вечерам. Посоветовавшись с врачом, можно давать комплекс поливитаминов.
- психологи рекомендуют предотвратить детский стресс. Он может возникнуть при попадании впервые в детский сад, если ребёнка до этого ни с кем чужим не оставляли. Для этого следует первое время ходить вместе с ребёнком в детский сад. Затем оставлять его на два-три часа в группе с воспитателями. Далее по прошествии трёх месяцев (адаптации) уже возможно оставлять ребёнка на полный день, либо пятидневную программу. Многие психологи отмечают полезность подготовительных групп, поскольку это нивелирует этап адаптации.
Социализация детей происходит в садике
Какая польза может быть от детского сада
Полезно посещение малышом дошкольных учреждений, особенно детского сада, который находится неподалёку от места проживания. Состоит она в том, что:
- ребёнок имеет возможность вхождения в социум в коллективе сверстников и при общении с чужим человеком, не являющемуся ему близким, что позволяет ему адаптироваться в обществе.
- основная функция детского сада — это социализация и подготовка к школьной жизни. Также в детском саду, проводят развивающие занятия, поэтому необходимо его посещать;
- посещая детский сад, ребёнок получает правильное представление о том, каким должен быть человек. К возрасту четырёх – шести лет, он сам начинает задумываться и представлять то, каким человеком он может стать в зависимости от того, как протекает социализация ребенка. Под этим подразумевается формирование базовых чувств вины, либо инициативы.
С какого возраста берут в детский сад в москве
Поэтому власти Москвы занимаются разработкой законопроекта, по которому дошкольные учреждения должны будут принимать всех детей, чей возраст достиг 2 лет. Можно надеяться на то, что в ближайшем будущем произойдут значительные изменения в законе о дошкольных образовательных учреждениях. И на вопрос: «С какого возраста берут в детский сад?» — можно будет смело отвечать — с 2 лет.
Прекрасно, если у мамы есть возможность находиться с малышом до трехлетнего возраста. Именно этот период считается «садиковским». Но нередко для многих родителей появляется необходимость отдать своего ребенка в детское дошкольное учреждение раньше. При поступлении в детский сад, в ясли, существуют свои требования, которым должен соответствовать малыш. Для многих родителей возникает вопрос: с какого возраста ребенка берут в ясли.
С какого возраста возьмут в сад и что для этого надо сделать?
Устроить малыша в ясли можно, даже если ему исполнился всего 1 год. Правда, открываются группы для самых маленьких исключительно по запросу. И если вы хотите попасть в одну из них, займитесь решением вопроса как можно раньше. Для начала надо позвонить в районное управление по образованию за консультацией, а затем обратиться в службу «Одно окно». Если в вашем районе таких групп не предвидится, обзвоните другие управления: возможно, там повезет больше. Но помните, что если вы с малышом попадаете в садик, пусть даже далеко от дома, с очереди вас снимут. И не факт, что когда ребенку исполнятся «положенные» 3 года, для него найдется место в ближайшем саду.
Второй важный нюанс: при комплектовании групп в расчет берется возраст детей на 1 сентября (как в школе). Поэтому вряд ли удастся пристроить годовалого малыша в группу «с двух до трех», если 2 года ему исполнится только в декабре. Строгое разделение по возрастам специалисты объясняют тем, что детский сад — это не только присмотр, а еще и обучение. Надо, чтобы малыш усваивал программу по своему возрасту и чтобы впоследствии пошел в школу со сверстниками.
Для справки: запросов на места для малышей до трех лет поступает относительно немало. Например, в 2019−20 учебном году в Минске работало свыше 800 групп для детей в возрасте от двух до трех лет и более 20 групп — для 253 малышей от года до двух.
Плюсы
1. Социализация
Самое важное, что детский сад дает ребенку – это возможность находиться среди сверстников, общаться с ними, учиться сосуществовать. Первая дружба, первые конфликты и их решение, поиск своего места в коллективе – все это в будущем поможет лучше выстраивать отношения с людьми, сначала в школе, а потом и во взрослой жизни
Ранний опыт такого взаимодействия может быть особенно полезен для единственного ребенка в семье, а также для тех детей, которые мало общаются с ровесниками в силу тех или иных причин.
2. Развитие речевых навыков
Из первого пункта логично вытекает и второй – чтобы общаться, надо говорить. Нередко именно в период посещения детского сада у ребенка происходит мощный прорыв в развитии речи. Мама и папа нередко понимают своего ребенка без слов, поэтому он может меньше стараться научиться внятно и правильно говорить, не видя в этом необходимости. Контакты с большим количеством новых людей, а также разнообразные занятия и мероприятия в детсаду будут способствовать тому, чтобы ребенок быстрее учился говорить.
3. Самостоятельность
Дома малыш привыкает к тому, что многое родители делают за него, поэтому стремление к самостоятельности и развитие бытовых навыков может в ряде случаев несколько тормозиться. В детском саду ребенка, конечно, не оставят без помощи и поддержки, но в отрыве от домашней обстановки умения будут развиваться быстрее. К тому же, ребенку может быть интересно подражать более умелым сверстникам, стараться догнать их и почувствовать себя более взрослым.
4. Подготовка к школе
Не в последнюю очередь посещение детского сада полезно для ребенка в качестве подготовительного этапа перед школой. Домашние занятия не всегда могут заменить разнообразную и разностороннюю программу дошкольного образования, которую составляют для детских садов педагоги и психологи. В садике малыш не только получит новые знания, но и научится усидчивости и внимательности, которые очень пригодятся ему позже, на уроках в школе.
5. Устойчивый режим дня
Физическое и психическое состояние ребенка во многом зависит от соблюдения режима дня. В домашней обстановке не всегда получается его соблюдать, и если единичные нарушения режима вреда не принесут, то полное отсутствие стабильного распорядка может быть чревато проблемами в будущем. Детский сад, напротив, это территория, где все подчиняется режиму. Приемы пищи в одно и то же время, очень важный для ребенка дневной сон, обязательная физическая активность и прогулки на улице – все это положительно влияет на здоровье малыша, а также дисциплинирует его и приучает к пунктуальности.
Режим дня и график
Теперь — о нормированном режиме дня и дисциплине. Мир живёт по графику 5/2. Раннее пробуждение и поздний отход ко сну — неотъемлемые атрибуты жизни практически любого человека. Жизнь в таком ритме является стрессом даже для взрослых. Что говорить о дошкольниках?
Кроме того, постоянное общение со случайно подобранными детьми в группе детского сада могут выдержать только ярко выраженные экстраверты. А как же быть интровертам, энергия которых расходуется в процессе общения, и не восстанавливается, потому что побыть одному — значит стать изгоем?
«Даже самый хороший садик считаю необходимостью только в крайнем случае, если родители вынуждены работать и некому помочь с ребёнком. Потому что даже для самых коммуникабельных детей это как ходить на работу — большое моральное напряжение, ответственность, необходимость вставать по будильнику. Кроме того, практически все дети, которые ходят в садик, начинают много болеть и проводят 2 дня в саду и потом 2 недели дома с температурой. Также в раннем возрасте дети, как обезьянки, повторяют всё, что услышат и увидят. Очевидно, что не все начинают говорить одинаково хорошо. Поэтому такое окружение также может влиять на задержки в речи. Конечно, рано или поздно любой здоровый ребёнок начнёт говорить. Но обидно, когда кто-то в 1,5 года отчётливо произносит слова, а кто-то начинает разборчиво говорить лишь к 4-м годам», — считает музыкант и мама 4-летнего Ярослава Вероника Попова.
Стоит ли отдавать ребёнка в детский сад до 2,5-3 лет?
С точки зрения детской психологии, основная потребность ребёнка до 3 лет – это тесное, эмоционально насыщенное общение с мамой. С самым первым и главным для ребёнка человеком в его жизни. Человеком, который всегда понимает, поддерживает и, безусловно, любит. Это – в идеале.
От того, как складывается общение у ребёнка с мамой, насколько его потребность в этом тесном и глубоком контакте удовлетворена, будет зависеть, сформируется ли у него базовое доверие или недоверие к миру и другим людям.
В возрасте до 2,5 лет у ребёнка ещё нет ярко выраженного стремления играть с другими детьми, он ещё не умеет и не знает, как это делать, да и потребности такой в этом возрасте, как правило, не возникает.
Весь мир для него – это мама. Источник радости – мама, источник общения и любви – мама.
Поэтому, если ребёнка отдают в садик в возрасте до 2,5 лет – это всегда будет, так или иначе, вопреки природе ребёнка и вопреки его основным психологическим потребностям – ну нет у него пока потребности часами играть с другими детьми и долго находится без мамы.
Развивающие занятия, кружки – это другое. Сюда приходишь вместе с мамой на 1–2 часа, мама рядом, она всегда готова прийти на помощь, поддержать, показать, что и как делать. Она всегда доступна. И такие занятия – это хорошо, если ребёнку нравится и он ходит с удовольствием.
Желание потихоньку психологически отделяться от мамы наступает у ребёнка примерно в возрасте 3 лет при условии, что до этого ребёнок получил «достаточно» мамы и не был напуган долгой разлукой с мамой, не испытывал страха внезапно маму потерять.
Психологическая подготовка детей и родителей
Когда родители определились, во сколько отдать ребенка в детский сад, необходимо подготовить его и самим настроиться на предстоящие в жизни семьи перемены.
В первую очередь необходимо начать со смены распорядка дня: он должен в точности соответствовать детсадовскому. Завтракать, обедать и полдничать нужно в то же время, что и в дошкольном учреждении. Дневной сон должен длиться столько же, сколько и тихий час в садике. В результате адаптация будет проходить легче, поскольку для малыша это будет знакомый режим, просто перенесенный на другую территорию. Если родители не знают, во сколько лет отдавать ребенка в садик, то стоит пообщаться с воспитателем или заведующей. Обычно оптимальным считается возраст 3 года.
Родителям нужно набраться терпения и позволить ребенку проявлять самостоятельность. Пусть в первое время на это будет уходить много времени, малыш должен научиться обслуживать себя: надевать и снимать одежду и обувь, мыть руки и т. д. Каким бы хорошим ни был детский сад, воспитатели порой физически не способны уделить максимум внимания каждому ребенку.
Огромное значение имеет речь
Понятно, что в детском саду на занятиях развитию речевых возможностей ребенка уделяется отдельное внимание. При этом он должен уметь изъясняться с другими детьми и сказать воспитателю о своих потребностях
Кроме того, родителям рекомендуется как можно чаще бывать с ребенком в местах скопления детей, на детских площадках, в спортивных комплексах, парках. Так у малыша появится возможность контактировать со сверстниками, и он быстрее привыкнет находиться в коллективе.
В первые пару месяцев период адаптации проходит особенно остро, и ребенка нужно будет водить в детский сад на короткий период времени, а не на полный день. В некоторых случаях реакция на новую обстановку проявляется частыми болезнями, поэтому, если мама находится в декрете, рекомендуется отдавать ребенка в сад как минимум за 2 месяца до планируемого выхода на работу.
3 года и более
К трем годам у ребенка формируется большинство необходимых для детского сада привычек и навыков. Но здесь нас может поджидать ловушка в виде серьезного возрастного кризиса. Если до этого, даже при наличии определенного интереса к другим людям, центром мира малыша была мама, то в три года мы получаем вспышку самостоятельности, стремление к социализации и растущую потребность общаться со сверстниками, участвовать в коллективных играх. В речи ребенка начинает рефреном звучать «Я сам!», и в этот момент приходится непросто как ему, так и родителям. На пике переломного периода отдавать малыша в детский сад – не лучшая идея, так как перемены, происходящие во внутреннем мире ребенка и в кругу семьи, дополнятся сложностями извне – адаптацией к новому месту и людям. Резкая перестройка режима жизни в момент кризиса может негативно сказаться на состоянии ребенка.
Большинство психологов считает, что оптимальный возраст для того, чтобы отдавать ребенка в детский сад – после трех лет. Кризис уже миновал, у малыша присутствует живой интерес к общению с ровесниками, эмоциональный настрой меньше зависит от присутствия родителей рядом на постоянной основе. К 3,5 – 4 годам многие дети уже бегло разговаривают и не испытывают серьезных трудностей при коммуникации.
Как определить готовность ребенка к детскому саду
Для разных возрастов набор желательных навыков несколько отличается, но главное – это психологическая готовность малыша к посещению садика. Вот несколько признаков, которые говорят о том, что ребенка можно отдавать в детский сад:
– ребенок заинтересован в общении со сверстниками, легко идет на контакт и находит общий язык;
– отсутствие мамы и папы в течение нескольких часов не становится поводом для слез и стресса;
– малыш уже приучен к режиму дня, схожему с детсадовским, или легко к нему привыкает в процессе подготовки;
– ребенок сам умеет кушать, сам или с минимальной помощью взрослых одевается и раздевается;
– может достаточно длительное время (от 30 до 40 минут) играть в одиночку или с другими детьми.
Многих родителей беспокоит тема туалета, но даже если ваш ребенок еще нуждается в подгузниках, приучение к горшку в детском саду проходит достаточно быстро и не вызывает у малыша особенных трудностей. К тому же, о любых особенностях именно вашего ребенка вы сможете поговорить с воспитателями и найти варианты решений для всех ситуаций.
При правильной, заранее начатой подготовке ребенка к детскому саду и своевременной помощи при адаптации, большинство рисков и проблем можно минимизировать, а малыш получит важный и интересный опыт общения со сверстниками, узнает много нового, ему будет проще приспосабливаться в будущем к учебе в школе и взрослой жизни.
Скидки и компенсации на оплату
Теперь поговорим о том, сколько нужно платить за пребывание ребенка в детском саду. По состоянию на 2020 год родителям, чей малыш ходит в ясельную группу, придется ежемесячно делать платеж на сумму около 1200 рублей, на старших деток расходы будут немного меньше – 1100 рублей. При этом государство делает компенсации для родителей.
Скидка зависит от многих факторов, например, количества детей в семье, уровня дохода родителей, наличия у них льгот и их места занятости. Минимальная компенсация на оплату детского сада составляет 20% от суммы платежа, максимум – это 70%. Также есть группа детей, которые могут посещать ДОУ на бесплатной основе – инвалиды и малыши, родители которых имеют инвалидность либо являются военнослужащими или сотрудниками образовательной системы.
С какого возраста лучше отдать ребенка в детский сад ?
С точки зрения психологов
Официально детей в садик принимают с полутора лет, если в садике есть ясельная группа. Некоторые родители рассуждают — чем раньше, тем лучше, ребёночек раньше адаптируется к садику и всему научится: самостоятельно есть, пользоваться горшком, разговаривать. И оформляют малыша в садик в 1,5 года и даже раньше. Для некоторых детей такой вариант проходит.
У большинства детей получается следующее
- Ребенок писает в штаны, это доставляет ему неприятные ощущения, плюс способствует частым заболеваниям.
- Ребенок не может есть сам и не согласен, чтобы его кормили воспитатели (он их считает чужими тётками). В результате малыш голодный и капризный целый день. Все играют в игрушки — а он хочет кушать.
- Выразить то, что он хочет, малыш не может, потому, что не научился говорить.
- Малыш ещё не готов длительно общаться со сверстниками и делить с ними игрушки.
- У малыша формируется отрицательное отношение к садику. Он не хочет туда идти. На этом фоне больше вероятность, что малыш заболеет.
Чтобы ребенку было комфортно в детском саду
- Необходимо приучить его к горшку,
- Научить самостоятельно есть ложкой,
- Научить разговаривать простыми фразами.
Большинство детей успешно обучаются этому к 2-м или 2,5-й годам. С точки зрения легкости привыкания к новым условиям: к детскому коллективу, к воспитателям, режиму — это лучший возраст. К 2-м — 2,5-й годам у детей уже есть потребность в общении со сверстниками. Именно детей с двух лет обычно приглашают оформляться в садик.
С точки зрения иммунологов
Иммунная система ребенка формируется к четырём годам. До этого возраста дети часто и достаточно тяжело болеют при встрече с инфекцией. Почти все дети, вновь оформившиеся в садик часто болеют в течение первого года.
Что с этим делать ?
- Подождать до четырёх лет. Для тех, у кого есть бабушки или няни— это хороший вариант. В 4 года ребёнок достаточно легко адаптируется в садике, и болеть он будет легче, чем в 2 года.
- Отдать в садик с двух лет, и ждать, когда малыш переболеет всем, чем возможно. Так поступает большинство родителей. Таким образом основная масса детей тоже адаптируется к садику и через 1-2 года начинает болеть реже. Но часть детей болеет так часто и тяжело, что ребёнка из садика приходится забрать совсем или сделать длительный перерыв по медицинским показаниям (на полгода или на год).
- Сделать ребенку до детского сада все возможные прививки.
На последнем пункте остановимся подробнее.Если делать плановые прививки: АКДС, от полиомиелита, гепатита и любые другие, когда ребенок уже посещает садик, это создаёт малышу дополнительный стресс и неприятные ассоциации с садиком. Сразу после прививки иммунитет малыша ослабевает и ребёнок хуже противостоит инфекциям. Поэтому все обязательные прививки рекомендуется сделать до первого посещения ребеночком детского сада.Если привить ребенка от пневмококковой, гемофильной, ротавирусной инфекции, ветрянки и гриппа, это значительно снизит частоту и тяжесть заболеваний ребёнка. Он будет реже болеть ОРВИ, и реже страдать от их осложнений: отитов, пневмонии, риносинуситов. Не заболеет ветрянкой, ротавирусной инфекцией, гриппом. По мере возможности — рекомендуется сделать и эти прививки ребенку до первого похода в детский сад .
Как ещё можно укрепить иммунитет ребенка перед садиком — читайте здесь.