Как развить самостоятельность у ребенка?

Помощь родителям как показатель самостоятельности

Дома по мере взросления у ребенка тоже должны быть свои обязанности. Помощь маме и для мальчика является очень полезной. Хорошо, когда о выполнении обязанностей, например, о мытье посуды или выносе мусора, не нужно ребенку напоминать. Если он сам отслеживает необходимость и выполняет свои обязанности, значит, у него высокий уровень самостоятельности.

Но не стоит расслабляться и останавливаться на этом. Скорее всего, ребенок сможет освоить еще какие-нибудь важные дела по самообслуживанию или помощи по хозяйству.

Жизнь состоит из ежедневных будничных мелочей. Например, с выбора маленькой девочки, какое платье сегодня одеть. Потом выбор увлечения, секции, который влечет за собой определенный стиль и распорядок жизни.

Сейчас много возможностей для детей заниматься, чем хочется, и в спорте, и в творчестве, и в саморазвитии

Задача родителей только направлять внимание детей в нужное русло, рассказывать, что еще интересного можно попробовать, кроме компьютерных игр: играть в теннис, кататься на лошади, рисовать, лепить, заниматься скалолазанием, играть в театральной студии и т.д.. Важные показатели самостоятельности — навыки самообслуживания в быту и помощь родителям по дому

Ребенок как можно раньше должен научиться убирать игрушки на место, одеваться и раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду, помнить, где находятся его вещи. При этом, разумеется, родители должны вести себя также и обучать на своем примере.

Важные показатели самостоятельности — навыки самообслуживания в быту и помощь родителям по дому. Ребенок как можно раньше должен научиться убирать игрушки на место, одеваться и раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду, помнить, где находятся его вещи. При этом, разумеется, родители должны вести себя также и обучать на своем примере.

Воспитание самостоятельности у детей: практические советы

Развитие у детей самостоятельности предполагает систематические и регулярные занятия с ними, а также терпение и мудрость.

Практические советы, которые помогут научить ребенка быть независимым и решительным:

Вдохновляйте малыша на новые свершения: не мешайте проявлять себя в попытках самостоятельности, поощряйте, хвалите, даже если у него пока не получается. Воспитывайте в ребенке уверенность и в следующий раз, приободренный вашими похвалами, он все сделает гораздо лучше.
Уделяйте больше времени малышу для оттачивания новых навыков, например, завязывать шнурки. Воспитание самостоятельности у крохи предполагает выполнение задачи не за него, а вместе с ним.
Ребенка научить чему-либо всегда легче с помощью игры. Монотонность дети не любят, а вот к занятиям с игровыми элементами всегда стремятся.
Самостоятельность в детях формируется и при помощи определения круга обязанностей, например, по дому. Это может быть уход за домашним питомцем, уборка игрушек или всей комнаты

Важно не поддаваться на капризы и отказы, иначе ребенок поймет, что вами легко манипулировать.
Воспитание у детей самостоятельности подразумевает объяснение, что такое ответственность и важность выполнения обещанного.
Научите ребенка делать выбор, предоставляйте ему возможность принимать решения: что надеть, что обуть, какую прическу сделать.
Просьбы родителей в чем-то помочь им развивают стойкую самостоятельность в детях. Попросите малыша помочь убрать вам на кухне, например

Обязательно хвалите за старания и поощряйте.
Научите ребенка жить по распорядку дня. Соблюдайте баланс между свободным времяпрепровождением и четкими режимными задачами. Контролируйте выполнение распорядка, самостоятельность в выполнении задач, но не навязчиво.

Помните, что ваш малыш – личность, а потому снисходительность при попытках научить ребенка быть инициативным неуместна. Покажите ему, как вы дорожите его мнением и самостоятельностью, и положительных результатов станет в разы больше.

Чем опасна гиперопека?

Многим родителям тяжело смириться с тем, что ребенок растет. Стремление уберечь самое драгоценное от всех опасностей на свете понятно, но губительно для самого объекта чрезмерной заботы.

Наш эксперт объясняет:

Гиперопека может иметь следующие неприятные последствия:

— недостаточные представления об окружающем мире;

— отсутствие самостоятельности;

— невозможность найти работу;

— сложности в коммуникации;

— неуверенность в себе;

— безответственность;

— сложности с адаптацией в социуме;

— инфантилизм и др.

В этой связи полезно будет перечислить некоторые приемы для взрослых, которые помогут ослабить «бразды правления»:

1. Прежде всего необходимо расслабиться и осознать, что ребенку придется получить свой собственный опыт. Если он не усвоит уроки самостоятельности с детства, то придется это сделать уже во взрослой жизни, что может привести к губительным последствиям.

2. Стать малышу другом и заранее принять все ситуации, которые не всегда будут соответствовать представлениям взрослых о правильности. Ребенок может по-своему видеть происходящее и действовать по-другому, и это нормально!

3. Быть наставником. «Давай я покажу тебе, как мы вместе с тобой это сделаем». Когда ребенок чувствует поддержку со стороны родителей, он приобретает уверенность в себе и быстрее усваивает навыки.

4. Научиться получать положительные эмоции от достижений карапуза. Ничто так не наполняет организм силой, как положительные эмоции. Постарайтесь искренне радоваться его даже самым маленьким успехам.

5. Чтобы расслабиться и получить положительные эмоции во время занятий с ребенком, можно петь или слушать любимую музыку. Мурлыканье под нос снимает тревогу и вызывает улыбку на лице, а приятная мелодия поднимает настроение.

6. Пока малыш оттачивает свои навыки самостоятельности, полезно заняться дыхательной гимнастикой, которая позволит расслабиться, привести физическое и физиологическое состояние в порядок

Дыхательные упражнения помогают контролировать эмоции, снять чувства тревожности, стресса, победить бессонницу, а также улучшить память и внимание

pixabay.com &nbsp/&nbsp

Не подрезайте крылья

Исследования подтверждают, что успеха в жизни добиваются те люди, которым в детстве позволяли проявлять смелость и предприимчивость. Но эти качества плохо сочетаются со столь милым родительскому сердцу послушанием! Скорее такие дети склонны к упрямству, хвастовству и самоуверенности. И задача родителей – осознать простой факт: независимо от того, нравятся им или не нравятся подобные черты характера, но именно они являются верными помощниками в достижении будущих побед и жизненных успехов. Конечно, послушный ребенок удобен, но, сломав в нем задатки предприимчивости, вы рискуете вырастить хорошего и скромного человека, но при этом покорного чужой воле и неспособного защитить себя и близких. Не лишайте своих детей надежды на будущий жизненный успех!

Как правильно:

Стоит придерживаться золотой середины – объясняйте малышу правила поведения в обществе и дома, учите принимать во внимание чувства и потребности других людей и поступать по совести, но при этом не давите авторитетом – отсутствие уверенности в себе приводит к неумению брать на себя ответственность и принимать самостоятельные решения. Естественное желание каждого родителя – видеть своего ребенка счастливым

И чтобы он действительно вырос таковым, достаточно придерживаться в воспитании простых принципов: предоставлять ему право на самостоятельные поступки, выказывать поддержку и одобрение, помогать в преодолении трудностей, хвалить за активность и проявление инициативы и укреплять в ребенке веру в собственные силы

Естественное желание каждого родителя – видеть своего ребенка счастливым. И чтобы он действительно вырос таковым, достаточно придерживаться в воспитании простых принципов: предоставлять ему право на самостоятельные поступки, выказывать поддержку и одобрение, помогать в преодолении трудностей, хвалить за активность и проявление инициативы и укреплять в ребенке веру в собственные силы.

Что нужно делать, чтобы ребенок был самостоятельным?

Психологами и педагогами был разработан ряд правил, следуя которым, родители смогут воспитать самостоятельного ребенка: 

1.Превратить свой дом в развивающее пространство

Сделать это не так уж и сложно. С одной стороны, дом должен быть безопасным для малыша, поэтому все опасные, острые предметы и бытовую химию необходимо убрать повыше. А с другой стороны, дом не должен ограничивать ребенка: пусть у него будет возможность свободно передвигаться, заглянуть во все ящики, шкафы, посмотреть хранящиеся там предметы, потрогать их. 

Кроме того, у ребенка должно быть свое место в доме, свой рабочий стол, свой шкаф и свои вещи, которыми он может распоряжаться по своему желанию. Можно обустроить ему полку в ванной, чтобы он мог самостоятельно умываться. Можно выделить ему полку на кухне, где будет храниться его личная посуда, 2-3 вида перекуса (печенье, батончик и булочка, например), чтобы он мог самостоятельно поесть, когда почувствует голод. 

2. Перестать помогать в делах, которые малыш уже умеет делать самостоятельно 

Как бы сильно душа и тело не стремились помочь и сделать все за ребенка, нужно вовремя останавливать себя. Годовалый малыш может есть вилкой или ложкой, пусть не идеально, но все же сам. В 1,5-2 года ребенок может самостоятельно снимать шорты, юбки, футболки, кофты. В 3 года малыш сам может натянуть на себя колготки, штаны, кофту, верхнюю одежду.

Пусть он тужится, пыхтит и сопит, но пытается делать это самостоятельно. Если после нескольких попыток малыш просит помощи, то делать надо не вместо него, а вместе с ним. 

3. Как можно чаще предоставлять ребенку возможность выбирать

Неспособность принять решение – это беда многих возрослых. А корень этой проблемы лежит в детстве. Мама выбирала одежду, игрушки, кружки и секции. Бабушка решала, чего и в каком количестве хочет съесть ее внук,  сколько нужно добавки. И хорошо, если на этом «любовь и забота» заканчиваются. Ведь некоторые родители выбирают, с кем их детям можно дружить, куда поступать, с кем брак заключать. А потом удивляются, почему их «ребенок» в 25 мало отличается от овоща.

Поэтому важно как можно чаще давать ребенку возможность выбирать. Пусть повседневная одежда лежит в доступном для него месте, чтобы, собираясь на прогулку, он мог сам выбрать, что ему надеть

Даже если он выберет несочетающиеся между собой желтую футболку, зеленые штаны и красные носки. Пусть в холодное время года он, почувствовав, что у него замерзли руки, сам попросит помочь одеть ему перчатки. В магазине при совершении покупок можно предложить ему выбрать из 2-3 альтернатив. 

4. Давать ребенку столько времени, сколько ему потребуется 

В силу своего возраста и физического развития, ребенок проделывает даже какую-либо простую операцию гораздо дольше, чем взрослый. Но чем чаще он будет проделывать одно и то же действие, тем быстрее и лучше у него будет это получаться. Поэтому не стоит спешить что-то делать за него. Конечной, если мама оденет ребенка, то на сборы уйдет гораздо меньше времени. Но и малыш дольше будет учиться.

Если родители хотят, чтобы их ребенок в коечном итоге стал зрелой, самостоятельной, гармонично развитой личностью, то нужно запастись терпением. И фразы “дай, я лучше сама сделаю” не должно произноситься при ребенке. 

5. Пусть ребенок станет помощником

Многие родители стараются заниматься домашними делами во время отсутствия или сна ребенка, так как он не отвлекает и не мешает. Да, так делать действительно удобно. Но не стоит забывать, что приучить ребенка помогать взрослым в 2 года проще, чем в 10. 

Поэтому нужно стараться как можно чаще привлекать ребенка к уборке дома, к приготовлению пищи, к работе на дачном участке. Да, так работа по дому будет требовать больше времени, но ребенок получить кучу знаний и навыков, которые ему пригодятся в будущем. 

По мере взросления можно возлагать на ребенка домашние обязанности, которые ему под силу. Например, опрыскивать цветы, протирать пыль в своей комнате, накрывать на стол. Так малыш с детства научиться уважать и ценить труд, и, с большой вероятностью, не вырастет бездумным потребителем. 

6. Помнить, что ребенок имеет право ошибаться 

Когда ребенок учиться делать что-то новое, и при этом допускает ошибку – это нормально. Он может уронить, пролить, надеть задом наперед. И прежде чем ругать, критиковать или делать замечание, стоит подумать: а все ли у взрослых всегда получается с первого раза без ошибок? 

Чем меньше критики и больше поддержки, тем быстрее ребенок научиться осознавать свои ошибки и избегать их. 

Почему умение быть самостоятельным в детстве – важно?

По Эрику Эриксону (известный немецкий психолог 1900 годов, создавший свою теорию развития личности) на втором и третьем году жизни у ребёнка развивается либо самостоятельность, либо в противовес ей нерешительность. В этот период своей жизни ребенок многое уже может по сравнению с первым годом жизни. Например, раньше не умел сам сидеть, самостоятельно ходить, толкать, открывать, закрывать – теперь он всё это умеет делать сам, и ТРЕБУЕТ от родителей позволения сделать эти вещи самостоятельно. Маленький ребенок наслаждается и гордится своими новыми способностями.  Если родители позволяют ему делать новые для него действия, у малыша появляется чувство уверенности в своих силах и ощущение, что он владеет самим собой и в какой-то мере окружающей средой. Это и есть самостоятельность.

В том случае, когда родители стремятся опередить ребенка и сделать все за него: обуть его, одеть, накормить, не позволяя ему самостоятельно даже ложку ко рту поднести, у него, в конце концов, вместо самостоятельности развивается стыдливость и нерешительность, и закрепляется ощущение, что он не может управлять собой и окружающей средой.

Если из этого периода жизни ребенок выйдет с чувством неуверенности, это окажет неблагоприятное воздействие на его самостоятельность в подростковом возрасте и даже в жизни взрос­лого человека.

В возрасте от четырех до пяти лет, по Эрику Эриксону, у детей формируется либо предприимчивость (инициативность), либо в противовес ей чувство вины.

Ребенок в данном периоде жизни уже является обладателем множества физических навыков – например, он умеет ездить на трехколесном велосипеде, бегать, помогать маме на кухне или папе в хозяйственных делах. Он уже сам в состоянии придумывать действия и игры (раньше только мог подражать другим)

На этой стадии развития ребенка очень важно, как родители реагируют на его действия. Так, например, у детей, которым позволено бегать, прыгать, резвиться, купаться в речке, бассейне, кататься на санках, коньках или велосипеде – вырабатывается и закрепляется предприимчивость

Самостоятельность в выборе одежды. Фото – фотобанк Лори

А еще в возрасте 4-5 лет ребенок становится почемучкой. И если родители не игнорируют его вопросы, отвечают на них, вместе с ребёнком отыскивают ответы в энциклопедии, у ребенка развивается интеллектуальная предприимчивость, которая благотворно влияет в дальнейшем на учебу в школе и на всю последующую жизнь уже в качестве взрослого человека.

Если же постоянно ругать ребенка за то, что он прыгает, бегает, машет чем-то, кидает что-то, шумит, мешает и т.д., – у ребенка развивается чувство вины, и он уносит его с собой в следующий период жизни, где от него потребуется самостоятельность, инициативность, интеллектуальная предприимчивость при решении школьных задач.

Таким образом, отсутствие самостоятельности в детстве, постоянная опека взрослых приводят к тому, что ребенок вырастает безынициативным и теряется перед малейшими жизненными сложностями.

Что делать:

Давать детям посильные задания, помогать и направлять, оказывать поддержку, хвалить за положительные результаты. Это позволит им почувствовать собственную значимость, приобрести полезный опыт и научиться справляться собственными силами.

Каким образом можно развить в малыше самостоятельность?

У обычного ребенка огромное желание делать все самому наступает после двух лет, ближе к трем годам. Родителям нужно набраться терпения и поощрять все начинания маленькой личности:

Занимайтесь с ребенком разными видами деятельности

Почаще занимайтесь с ребенком самыми разными видами деятельности – лепите, играйте с игрушками, рисуйте карандашами и красками, читайте книги и рассматривайте картинки – все это поможет вам лучше понять склонности малыша. Не отнимайте у него «взрослые» предметы, малышу интересно играть пустыми коробками из-под обуви, кастрюльками, половниками – так он познает мир.

Подавайте ему пример

Учите его собственным примером, показывайте ему, насколько интересна жизнь, ведь многочасовой просмотр мультиков не научит кроху правильно планировать свое время, а вот если его день будет заполнен интересными занятиями, в которых присутствует ясная и понятная цель, – это поможет становлению инициативной и независимой личности.

Давайте малышу поручения

Не отправляйте ребенка отдыхать, когда сами заняты домашними делами, вовлекайте его в этот процесс, не бойтесь давать ему поручения – это не только развивает самостоятельность, но и способствует формированию ответственности.

Хвалите ребенка за помощь

Хвалите ребенка за любую его помощь вам: убрал ли он игрушки или принес по вашей просьбе полотенце, от добрых слов он станет более уверенным в себе, а затем это и подтолкнет к самостоятельности в будущем. Не ругайте малыша за его стремление сделать что-нибудь самостоятельно, если при этом он умудрился разлить воду или пересолить еду в тарелке – это его первые попытки лично контролировать ситуацию, и если они не причинят прямой вред его здоровью, то ничего страшного в последствиях таких действий нет.

Не бойтесь оставлять ребенка с близкими

Не бойтесь оставлять ребенка на некоторое время с бабушками или дедушками, а также с другими родственниками или друзьями, которых он не боится и которым симпатизирует, возможно, вы действительно слишком опекаете малыша, а общение с посторонними людьми научит его определенной модели поведения.

https://youtube.com/watch?v=dHyxEDiaVHY

Учите его обслуживать себя

Учите ребенка, показывайте, как правильно сделать то или иное действие: как одеть кофточку, как завязать шнурки, как нарисовать солнышко, как убрать за собой тарелку – постоянно поощряйте и развивайте его самостоятельность.

Не торопите малыша

Не волнуйтесь слишком сильно, если у ребенка не все получается именно так, как вам бы того хотелось, не торопите его, со временем все получится, только наберитесь терпения, ведь возраст, когда малыш смотри на вас своими широко открытыми глазками и ловит каждое ваше слово, так быстро проходит. Не подавляйте малыша своей гиперопекой, не гасите его активность своим «я это сделаю быстрее», а если он замешкался, то стимулируйте его самостоятельность игрой «кто первый», вы удивитесь, как его самостоятельность увеличится буквально у вас на глазах.

Самостоятельность зависит от возраста

Во период внутриутробного развития новая жизнь полностью находится в руках мамы. Рождение младенца — его первый существенный шаг к становлению отдельной личности.

Первый год жизни называют «внешней беременностью» — у мамы с младенцем общее эмоциональное состояние, несмотря на то, что физически они уже отделились. С прекращением грудного вскармливания расстояние между мамой и малышом увеличивается ещё больше, возрастает уровень осознания себя как отдельной личности.

Самостоятельность ярко проявляется к 1,5–2 годам — мы буквально на каждом шагу слышим: «Я сам!», «Я могу!», «Я хочу!», «Дай мне!». Хотя малыш ещё плохо справляется, моторика совершенно не сформирована.

Большая ошибка — делать всё за него. В ответ мы получим постоянное нытьё, капризы и истерики — выражение протеста на слишком большое участие родителей в жизни.

Дети должны иметь возможность действовать в своём пространстве — только благодаря собственным движениям и взаимодействию с вещами происходит развитие. Чем больше возможностей мы предоставляем для реализации их естественных желаний, тем лучше. Это не значит, что мы отпускаем их на свободу: «Удачи, дружок!» — нет, мы даём возможности, когда они этого хотят. И поддерживаем, когда они в этом нуждаются.

Важно идти за интересами детей, но не навязывать им повседневные дела, пытаясь воспитать. Поддерживать инициативу, но не вменять в обязанности

Тогда быт станет настолько же увлекательным, как игра.

Путь самостоятельного ребёнка начинается с полугода до года, когда мы в минимальных порциях передаём малышу этот огромный груз ответственности, который лежит на родителе. Если предоставлять возможности сразу, как только проявилось желание и готовность, то развитию ничто не помешает.

Когда ребёнок отталкивает нашу руку и говорит «Я сам!» — это будущее «Я могу!», «Я умею!», «Я чего-то стою!», «Я значим!», «Я важен!». Это то, что в подростковом возрасте станет самоуверенностью, умением принимать решения и ответственностью за последствия.

Ранний опыт уверенности в себе формирует характер и поведение. Например, малыши любят работать над практическими задачами и участвовать во всём, что вы делаете каждый день дома. Опыт требует ошибок и эти дела не будут сделаны так, как их делают родители.  Зато бонусом мы получаем отсутствие истерик, свободное время у мамы и будущие академические успехи в школе и в жизни.

Главный результат воспитания самостоятельного ребёнка — «Я как мама и папа, я значим, я могу сам!»

Почему дети не самостоятельные. Как это начинается

Определённо, каждые родители желают своим детям только лучшего, заботятся о них, пытаются оградить малыша от всяких неудач, некоторые дают им чрезмерную опеку практически во всем. Такие родители боятся, что, проявив самостоятельность, ребёнок может совершить ошибку. Конечно, намного быстрее накормить свое чадо, пока он еще сам с трудом доносит ложку с кашей до рта, одеть его, убрать за него игрушки. Но таким образом родители пресекают всякую его инициативу. В результате чего некоторые дети вырастают безинициативными и беспомощными людьми.

Ещё один вариант-слишком строгие родители. В этом случае малыш просто боится сделать что-то самостоятельно, вдруг у него не получится или сделает неправильно, что может огорчить его маму или папу. Выход для него только один — не проявлять инициативы, чтобы не нести никакой ответственности за свои действия.

Наилучшее время для развития самостоятельности у детей дошкольного возраста начинается с возраста 2-3 лет. Именно в этот период малыши начинают становится наиболее инициативными. Наблюдая за окружающими, им хочется самим выполнять какие-либо действия. Наступает так называемый период «я сам».

В этом возрасте малыш начинает осознавать, что он является личностью, отдельной от мамы и папы, проверяет свою самостоятельность, на что он сам способен, при этом наблюдая за реакцией взрослых.

Очень важно позволять малышу быть самостоятельным, не нужно все делать за него. Но это не означает, что маленькому человечку нужно все разрешать

Такой подход может навредить, либо покалечить ребёнка. Родителям важно быть рядом, поддерживать кроху, помогать и объяснять.

Не путайте ответственность с послушанием

Если подросток под чутким руководством взрослого выполняет определённые вещи, это ещё не ответственность. Это исполнительность.

Послушный ребёнок прекрасно, с большим таким энтузиазмом и чувством собственного достоинства может сделать домашнее задание. А ответственный разработает план, который поможет ему всегда всё сдавать вовремя. Один — выполняет инструкции, другой — думает о последствиях.

Как ни парадоксально, именно исполнительные школьники чаще всего списывают

Им важно отчитаться перед мамой с папой: «Смотрите, у меня “пятёрка”!». Ответственные дети стремятся получать реальные знания и готовы отвечать как за хорошие, так и за плохие оценки

Ребенок и домашние обязанности

Равные требования для всех домочадцев независимо от возраста очень важны для воспитания полноценной личности. Такие качества, как самостоятельность, умение принимать решение, независимость, напрямую связаны с самоуважением и умением уважать других людей. Эти, казалось бы, торжественные слова на самом деле являются реальными ситуациями, растворенными в ткани нашей обыденной жизни.

Самоуважение: я умею сам! Это могут быть настолько незначительные с точки зрения взрослых дела, что они воспринимаются мелочами, недостойными внимания. Сам надел ботинок (ничего, что правый на левую ногу), сам вытираю пыль, сам мою чашку

Если все же обращать на это должное внимание, то дальше можно дождаться продолжения: сам сделал маме бутерброд, ведь она устала. Сам сходил за хлебом

Сам помыл полы. А здесь и до уважения других людей рукой подать: «Мама готовит обед, ей тяжело, но она о нас заботится». Или: «У нас дома принято убирать за собой».

Приучая ребенка разделять с другими членами семьи домашние обязанности, родителям нужно набраться терпения. И не только потому, что малыш не хочет этого делать.

Еще и как хочет, если вовремя начать этот процесс. Но неумение дочери мыть посуду может вызвать желание отобрать у нее тарелки и быстро все закончить за нее. Но плохо вымытый сыном пол может стать причиной скандалов и упреков. Это не станет для ребенка стимулом пробовать еще раз.

Препятствием для развития умения самостоятельного бытового обслуживания может стать неправильно понимаемая забота. Ну как еще проявить свою любовь к чаду, как не предлагая ему вкусный завтрак, не наглаживая платья, не убирая его комнату! Желание сделать жизнь близких комфортной и необременительной — это же так естественно! Разумное и осознанное поведение родителей в этом случае просто необходимо. Мама или бабушка должны объяснить всем, и прежде всего себе самим, что забота о близких должна быть, во-первых, уместной, а во-вторых, взаимной. Мама приготовила ужин. Малыш ей помог. И затем они вместе отправились гулять в парк.

Проявлять любовь к ребенку можно и нужно, но способы для этого существуют самые разные. Можно и нужно играть и разговаривать с детьми, выслушивать их проблемы и давать советы. Проводить время за различными полезными занятиями. Водить на кружки и в спортивные секции. Для всего этого понадобится время и ребенку, и его маме. А, значит, домашние хлопоты должны быть распределены между всеми по мере возможностей и сил каждого.

И сделать это нужно как можно раньше:

  • Для начала малыш может «помогать» взрослым, пусть даже это затруднит их жизнь.
  • Обязанности для малыша нужно сделать естественными, как умывание или одевание по утрам. Не должно возникать мысли, что можно действовать иначе.
  • Задачи для ребенка должны быть посильные и неопасные.

Что же делать, если дети предпочитают проводить время за играми и не воспринимают домашние хлопоты как обязательные для себя?
Здесь кроме «пряника» (радости преодоления, гордости «я могу», похвалы от мамы, увлекательного процесса) вступает в дело элемент требовательности и наказания.

Но это требует от родителей осторожности, разумности и последовательности:

  • Нельзя давать ребенку непосильные поручения и наказывать за их невыполнение.
  • Не стоит укорять ребенка за то, что у него пока не получается, при условии, что он старался.
  • Требования должны быть обязательными, а угрозы – выполняться.

Если мама пообещала спрятать или выбросить неубранные игрушки – это должно быть сделано.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий