Ребёнок берёт всё в рот: почему и как отучить?

Психологи: ДА!

Основоположник психоанализа Зигмунд Фрецд, предложил классическую периодизацию психологии ребенка, которую до сих пор никто еще не отменил. Она включает в себя оральную (пока малыш находится на грудном или искусственном вскрамливании), анальную (время приучения к горшку), фаллическую фазы (когда кроха влюбляется в родителя противоположного пола и конкурирует с родителем своего). Есть еще латентная и генитальная, но они уже относятся к подростковому возрасту. Нас интересует оральная стадия. Она характерна тем, что самое яркое удовольствие младенец получает через слизистую оболочку рта. Сосание и глотание выступают прототипом… полового акта! Насыщение снимает напряжение и дарит удовлетворение. А когда карапуз совершает открытие – можно сосать не только грудь, но и свой пальчик или игрушку – он здорово продвигается вперед в миропонимании.

Он перестает считать себя единым целым с мамой и ее телом, делая первый шаг к независимости. То, как малыша кормят грудью или из бутылочки, формирует его личность на всю жизнь. Например, если ребенок не мог удовлетворить полностью свою потребность в сосании или, наоборот, на любой его крик предлагалась именно грудь или соска, без попыток общения или игры, кроха фиксируется на неразрешенных проблемах того периода и вырастает человеком орально-пассивного типа. Он веселый, оптимистичный, ожидает от окружающих материнского отношения к себе, ищет одобрения любой ценой, слишком доверчив и зависим.

Такой подход к жизни чреват разочарованиями и часто заканчивается депрессией и плотной дружбой с психотерапевтами. При не особенно нежном отношении мамы к маленькому, резком отлучении его от груди или чересчур бурной реакции окружающих на укусы крохи формируется другой оральный тип личности – агрессивный. Он любит спорить, делать язвительные замечания, пессимистичен, склонен во всем подмечать лишь негативные стороны.

Ошибки, которых стоит избегать

Часто мамы, папы и другие родственники совершают ошибки, которые замедляют процесс отучения или вовсе перечеркивают все результаты.

Еда, упавшая на пол. Взрослый человек может наклониться, поднять с пола упавшую еду и съесть ее. Делать этого на глазах у ребенка точно не нужно. Лучше поднять эту еду, после чего выбросить в мусорное ведро

Важно, чтобы он увидел это действие и понял, что упавшее на пол должна ассоциироваться с уже ненужным и испорченным.
Несъедобные вещи. Бывают моменты, когда во рту у взрослого человека тоже появляется какой-то предмет

Это может быть зубочистка, или он откусывает нитку, рвет зубами плохо открывающуюся упаковку. Плохие привычки вроде обгрызания ногтей или ручек также могут быть замечены маленьким ребенком. Взрослые это предмет для подражания, поэтому малыш неизбежно повторит ваше действие.
Кладите вещи на свои места, убирайтесь, если в комнатах беспорядок. Малыш обязательно потащит в рот то, что плохо лежит.
Не ругайте, не бейте детей. Реагируйте спокойно, старайтесь объяснить, что так делать нельзя. А ещё лучше, если это все преподнести в игровой форме.

Читайте еще: Как отучить ребенка от пеленания

Чего делать не стоит?

Борьбу с плохой привычкой нельзя вести приемами, которые могут усугубить положение. Наши советы помогут вам правильно подойти к устранению дурной привычки. Когда ребенок стал сосать пальцы, не пеленайте его туго (рекомендуем прочитать: как правильно пеленать новорожденного и видео-инструкция). Совсем плохое решение – намазывать руку острыми и горькими приправами. Помимо вкусового дискомфорта, кроха может получить ожог слизистой желудка. Потянув руку, младенец может попасть себе в глаз, что приведет к резким неприятным ощущениям и стрессу.

Постоянная родительская опека и внимание – лучшая защита от любых вредных привычек, с которой следует начать борьбу с ними. Если вы всегда рядом с детьми, уделяете им достаточно внимания, то они не станут закручивать волосы, регулярно поглаживать кончик носа или мочку уха, жевать краешек одежды. Почему ребенок пальцы сосет? Ответ прост — у него нет надежной эмоциональной связи с родителями

Запугав кроху, вы добьетесь только того, что он станет прятаться от вас

Почему ребенок пальцы сосет? Ответ прост — у него нет надежной эмоциональной связи с родителями. Запугав кроху, вы добьетесь только того, что он станет прятаться от вас.

Появившись в детстве, привычка не переходит во взрослую жизнь. При правильном поведении и отношении родителей ребенок легко прощается с ней. Мы же рассмотрели все меры, которые можно принять, чтобы расставание произошло быстрей.

Чем опасна онихофагия?

Иногда, на первый взгляд, безобидная привычка приводит к дерматологическим, эстетическим, стоматологическим, психологическим нарушениям. Какими же осложнениями чревата онихофагия?

Заражение глистами

Дети плохо соблюдают правила гигиены, и глисты у них распространенное явление. Личинки способны прятаться в грязи, которая собирается между кожей и ногтевой пластиной. При попадании в рот проникают в желудок, а затем в кишечник, где начинают паразитировать.

Обратитесь к врачу, если заметили, что ребенок:

  • похудел;
  • жалуется на боли в животе;
  • кушает без аппетита или отказывается от еды;
  • ощущает зуд в области анального отверстия;
  • жалуется на обильное слюноотделение ночью.

Эти признаки характерны для глистной инвазии. Чтобы подтвердить диагноз, врач назначит анализ кала на яйца гельминтов.

Болезни ногтей

При постоянном обгрызании ногти ослабнут, начнут расти гораздо медленнее, расслаиваться, деформироваться. Онихофагия приводит к развитию микронихии и онихолизиса. При микронихии ногти выглядят укороченными, пластина покрывает ногтевое ложе лишь на ¾ или ½ . При онихолизисе ноготь частично отсоединяется от ложа. Зона отслойки выглядит белой и непрозрачной.

Онихофагия провоцирует воспаление, инфекции ногтей и кожи боковых валиков. Вызывает хроническую рецидивирующую паронихию, подногтевые инфекции, заражение тканей ногтевого аппарата грибком и патогенными бактериями. Возможны травмы, деформация, кровотечение, синяки на верхних фалангах пальца.

Стоматологические болезни

Хроническое обгрызание детьми ногтей приводит к некоторым стоматологическим осложнениям.

Среди них:

  • повреждение эмали на центральных и боковых резцах;
  • сколы зубов, участвующих в откусывании;
  • скрученность зубов, изменение прикуса;
  • нарушение функции височно-нижнечелюстного сустава;
  • воспаление десен, попадание инфекции в ротовую полость.

Психологические комплексы

Кроме явных физических нарушений со здоровьем вредная привычка приводит к скрытым психологическим расстройствам и комплексам. Онихофагия эстетически неприятна, ведь никому не понравится такое наблюдать, что отрицательно сказывается на социальной жизни детей. Она провоцирует замечания от окружающих взрослых, насмешки ровесников, осуждение. Все это влияет на самооценку, становится причиной внутренних страхов, смущения, неловкости, неуверенности.

Как отучить от привычки сосать палец

Если речь идет о младенце до года, попробуйте увеличить время сосания. Грудничку можно просто чаще предлагать грудь и подольше держать у нее (минут тридцать-сорок). С искусственниками сложнее – придется подобрать такую соску, из которой сосать будет достаточно трудно, в этом случае на поглощение той же порции смеси малышу понадобится больше времени, чем раньше. В идеале на это должно тратиться около двадцати минут. Возможно, стоит добавить еще одно кормление, со временем оно отменится.
Если малыш уже вышел из грудного возраста и сосет, в основном, для самоуспокоения, найдите другие способы его успокоить. Например, если он расстроен, научите его выражать свои чувства словами, обнимите его, приласкайте, почитайте вместе интересную книжку. Иногда дети тянут пальцы в рот в какой-то повторяющейся ситуации – например, во время просмотра телевизора

В таком случае найдите адекватную замену – подсуньте ему маленький резиновый мячик или другую игрушку, которую можно мять пальцами.
Важно, чтобы руки были чем-то заняты. О пользе развития мелкой моторикине устают повторять логопеды и психологи – это очень важно для развития речи

Пусть малыш возится с глиной, камешками, песком, собирает конструктор из достаточно мелких деталей, складывает мозаику или паззлы.
Маленькая модница оценит первый «настоящий» маникюр, как у мамы. Возможно, ей не захочется портить такую красоту?
Иногда помогает визит к стоматологу, который расскажет ребенку о вреде сосания пальцев
Это достаточно авторитетный для малыша человек, и он подтвердит, что родительские требования – это не пустая их прихоть.
Акцентируйте внимание ребенка на том, что, перестав сосать палец, он будет совсем взрослым. Эта привычка позволительна лишь самым маленьким, а для такого солидного молодого человека или взрослой девочки она просто недопустима
Кстати, большинство детей действительно сами отучаются от этой привычки в возрасте от двух до четырех лет.

Инесса Смык

Профилактика стоматита у взрослых

Чаще всего стоматит у взрослых спровоцирован запущенными проблемами ротовой полости. Поэтому, прежде всего раз в полгода проходите обследования у стоматолога

Лучшая профилактика стоматита в этом случае – своевременное лечение зубов.
Обращайте внимание на ощущения после лечения у стоматолога – стоматит может быть вызван острыми углами зубов или пломбы и неудобными протезами, которые натирают десна.
Немаловажный момент в профилактике стоматита – сбалансированное питание. Для того чтобы избежать авитаминоза вы должны включать в рацион белки, сложные углеводы и жиры, а также раз в три-пять месяцев пропивать курс витаминов

Кроме этого, стоматит может возникать при аллергии на продукты питания, поэтому обратите внимание на то, после употребления каких продуктов во рту появляются болезненные язвочки.
Избегайте нервных перенапряжений и стрессов.
Не допускайте травм слизистой оболочки ротовой полости.
Не забывайте, что важнейшее правило профилактики стоматита – соблюдение элементарных правил личной гигиена: ежедневная чистка зубов, полоскание растворами без добавления алкоголя и лаурилового сульфата натрия, использование зубной нити.
Если стоматит спровоцирован другими заболеваниями (поражениями ЛОР-органов, ЖКТ, печени), нужно обратиться к лечащему врачу и помимо соблюдения правил профилактики, устранять первопричину заболевания.

Привычка все тянуть в рот

Привычка все тянуть в рот в норме сохраняется не дольше 2,5 лет. Если ребенок старше этого возраста, его нужно срочно отучать от данной привычки. Вот советы, которые могут вам в этом помочь:

1. Если запрещаете брать в рот посторонние вещи, то делайте это всегда и солидарно со всеми членами семьи. Ребенок должен четко уяснить, что этого нельзя делать никогда, и никто не станет на его сторону, разрешая эту привычку.

2. Всегда рассказывайте ребенку, для чего предназначен тот или иной предмет. Если ребенок нашел на полу или под мебелью какой-то незнакомый маленький предмет (пуговицу, скрепку, колпачок от ручки, монетку и т.п.), то объясните ему, для чего он нужен и какую роль играет в обиходе.

Теперь предложите малышу вернуть предмет на свое законное место (пришейте пуговицу, скрепите скрепкой бумаги, наденьте колпачок на ручку, положите монетку в кошелек или копилку).

3. Не пытайтесь отобрать у ребенка найденную или взятую им вещь, а просто на своем примере покажите, как пользовать аналогичной вещью.

4. Все опасные для здоровья предметы всегда храните в недоступных для ребенка местах. Это относится к лекарствам, бытовой химии, иголкам, булавкам, батарейкам и т.п.

5. Учите ребенка приносить и отдавать вам найденные им вещи, всегда хвалите его за находку.

6. Не покупайте ребенку мелкие игрушки до трех лет, как этого требуют общие правила безопасности.

7. Если ребенок уже взял мелкий предмет в рот, без паники и криков попросите его открыть рот и показать вам, что у него за щечкой, под язычком и т.д.

Теперь попросите малыша достать изо рта помещенный туда предмет. Чаще всего дети глотают мелкие предметы как раз по причине паники их родителей, когда те заметили во рту ребенка инородное тело и начали суетиться.

Как отучить детей тянуть руки в рот

Каждый ребенок индивидуален, а потому к нему нужен особый подход. Однако существуют общие правила, как отучить малышей тянуть все в рот:

1. Переключение внимания. Как только ребенок стал сосать палец, сразу же отвлечь его на более интересное занятие. Например, рассказать потешку, взять на руки, сделать пальчиковую гимнастику.

2. Требовательная забота. Внимательно наблюдать за тем, берет ли ребенок что-то в рот. Требовательно объяснять, что так делать нельзя. Повторять замечания следует в твердой, но не грубой форме.

3. Шерстяная защита. Этот метод хорошо действует в прохладное время года. Можно одеть на руки малыша вязаные перчатки или варежки. Ребенку неприятна колючая шерсть во рту. Попробовав несколько раз шерстяную руку, он может отказаться от этой привычки. Некоторые родители по аналогии с этим методом мажут руки ребенка горчицей. Однако для желудка малыша такой способ слишком жесток. Можно отучить брать пальцы в рот, но получить детский гастрит, с которым будет намного больше проблем.

Дети обычно пробуют руки и окружающие предметы на вкус, но эта привычка обычно временная. При грамотном педагогическом подходе родителей от нее легко можно избавиться. Главное – терпение, забота, внимательное отношение к своему малышу.

Не так давно руки во рту у ребенка считались вредной привычкой, от которой родители должны были избавляться любой ценой. На сегодняшний день педиатры и детские психологи утверждают обратное: основная опасность заключается не во вредности сосания пальцев, а в причинах желания засунуть палец в рот.

Если сосательный инстинкт у крохи не удовлетворен, значит, ребенок будет постоянно тянуть руки в рот. Те малыши, которых кормят из бутылочки (сосать оттуда молоко намного проще, чем из груди матери), после трапезы сразу же тянут в рот ручки, чтобы удовлетворить сосательный рефлекс. Если малыша кормить грудью (по требованию малыша, а не по режиму), то тяга засунуть что-то в рот проявляется намного меньше, а чаще всего вообще отсутствует. Вы не указываете, на каком вскармливании ваш ребенок, поэтому можете просто понаблюдать за ним, как он ведет себя именно после кормления: тянет ли руки в рот или делает это просто так, без кормления.

Второй важный момент заключается в том, что посредством сосания пальцев малыши познают окружающий мир, т.к. сосательный рефлекс активизирует огромное количество природных процессов (пищеварение, метаболизм, мозговую деятельность, психологическое равновесие).

Существуют и другие причины тяги засунуть в рот ручки:

Малыш голоден и хочет просто пососать грудь матери или бутылочку, ведь помимо насыщения (это чувство приходит достаточно быстро), ребенку просто нравится этот процесс

Возможно, вам стоит подольше держать его у груди.
Появление первых зубок всегда связано с тем, что кроха тянет в рот не только пальчики, но и все то, что попадается ему под руку.
Малыши постарше сосут пальчики, когда обделены родительской любовью и вниманием.
Посредством сосания пальцев дети успокаиваются, ведь этот процесс приводит в равновесие их нервную систему, снимает нервное возбуждение и оказывает успокаивающий эффект.

Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей.

ВОПРОС: Здравствуйте! Моему ребенку 2 года и 5 мес. С 1-года мы ходили в школу раннего развития вместе со мной, в 1,8 мы пошли в школу где ребенок оставался без меня (проблем это не вызывало, он с удовольствием уходил с преподавателем и больше проблем было его оттуда забрать) он проводил там 1 час времени. Но всегда на него были жалобы что он все тянет в рот, будь то краски, любые мелкие предметы, а мелки, карандаши и бумагу он вообще ел с первого дня как я ему показала что это. В 2 года мы пошли в группу на пол-дня, специальных развивающих занятий там не много, но к жалобам что он тянет все в рот, добавилось что за ним невозможно усмотреть, он не хочет участвовать в общих, коллективных занятиях, для того чтобы он ничего не натворил за ним должен постоянно смотреть один из воспитателей. В 2 года и 2 месяца мы попытались вернуться в школу раннего развития, учитель заметила что в рот от стал тянуть намного меньше всего, но на каждое занятие ему хватает увлечения минут на 10, все остальное время он находит себе какой-нибудь другое увлечение, и там преподаватели отказались брать его по причине, что за ним нужно все время следить, а в таком случае проводить занятия они не могут. Сейчас ему 2 года и 5 мес. все это продолжается, в рот он тянет меньше, но мелки, бумагу и карандаши он не просто грызет, а съедает, усадить его, например, в круг для какой-то игры или посмотреть сказку, его невозможно. Дома точно так же, занимается только тогда, когда ему это интересно, максимум 10 минут он участвует активно, хоть еще толком не разговаривает, но стихи слушает и несколько старается повторять, показывать. Учит слова, с удовольствием учит английские слова, делает со мной аппликации, но потом начинает разбрасывать все или просто разворачивается и идет заниматься своими делами. Скажите, пожалуйста, его неусидчивость это проблема или просто он такой. И как можно перебороть проблему поедания всего. Чаще всего меня сразу спрашивают сколько я его кормила, поэтому сразу отвечу 1 год и 8 мес. Заранее большое спасибо Маша.

ОТВЕЧАЕТ Филякова Елена Геннадьевна ( психотерапевт, кандидат психологических наук) :

Добрый день Маша. Для начала хотелось бы сказать одну очень важную вещь. До какого возраста вы его кормили, не имеет по сути никакого значения. Ребенок до 3х лет может тянуть в рот все, что видит, не просто потому, что у него прорезываются зубы, а потому, что до 3-4 лет у ребенка развитие идет по оральной стадии. С помощью рецепторов рта он ощущает вкус, и качество материалы из которого изготовлен предмет. Поэтому до 3х лет рекомендуется на занятиях присутствие родителей или одного из них. Когда у педагога детей около 5 человек, она, даже если захочет, не сможет уследить за всеми. С 2х лет у ребенка активно идет смена видов деятельности. Он может посидеть, порисовать, попрыгать и все это сделать минут за 30. Старайтесь его не нагружать, потому что во всем вашем вопросе вы только и делаете, что с ним занимаетесь. В этом возрасте ребенок не сможет сделать то, что хотите вы. Он хочет делать, что то сам и только тогда, когда ему это нравится. С ребенком нужно заниматься не более 10-15 минут, потом ему не интересно, потому что он просто устает, утомляемость очень высокая. Не удивительно, почему ваш малыш начинает все раскидывать и заниматься тем, чем хочет заниматься он, а не вы. Наберитесь терпения, озвучивайте его действия, давайте возможность и отдохнуть (то есть позаниматься тем, что хочет малыш), и позаниматься. Не загружайте его, потому что сейчас психика просто не готова к таким интенсивным нагрузкам. Рисуйте вместе с ним, чтобы можно было вовремя объяснить, что карандаш или фломастер не для еды, а для рисования. Он все это поймет, не торопите события, дайте ему время. Удачи Вам!

С наилучшими пожеланиями, ETI-DETI.ru Тэги : ребенок мальчик 2 года невнимательный непоседливый тянет в рот неусидчивый

Психологический фактор

7 наказаний, на которые дети хранят обиду всю жизнь

Кроме физиологических факторов, существуют психологические. Возможно, крохе не хватает внимания родителей

Когда дитя отправляет свои пальцы и руки в рот, он пытается удовлетворить сосательный рефлекс, с которым ассоциируется внимание и любовь мамы. Если этого не хватает, чадо начинает брать в рот все подряд

Особенно часто это возникает у детей старше трех лет

Очень важно присмотреться к своему ребенку!

Безопасность и гигиена

Если кроха тянет все в рот, необходимо позаботиться о его безопасности и гигиене. Это самый основной и правильный момент. Нужно убрать все опасные предметы из зоны доступа ребенка, спрятать в недоступное место бытовую химию, острые предметы, игрушки, содержащие мелкие детали

Важно каждый день дезинфицировать игрушки и делать влажную уборку квартиры

Что делать нельзя?

Что нельзя делать в такой ситуации? Нельзя ругать ребенка, стыдить, бить по рукам, сравнивать с другими детьми (если ребенок уже осознанного возраста). Это может травмировать психику ребенка и привести к психологическим проблемам в будущем.

Причины, по которым дети грызут ногти

Медицинская наука называет это вредное пристрастие онихофагией, при этом  неотвязному желанию обкусывать ногти более подвержены мальчики. Чаще  всего рассматриваемое нарушение имеет психологическую природу и отнюдь не является огрехом в воспитании родителей. Чтобы понять, почему ребенок грызет ногти, следует рассмотреть мотивы, связанные с физиологией и психологически-социальной направленностью. В первом случае нужно отметить следующее:

  • склонность к неврозам и прочие проблемы центральной нервной системы;
  • плохое питание, ведущее к недостатку витаминов;
  • болезни сердечно-сосудистой системы;
  • наличие в организме паразитов;
  • раннее отлучение от груди или соски;
  • нерегулярные гигиенические процедуры.

Если говорить о нарушениях социально-психологического характера, то в этом случае причины будут следующие:

  • психологические травмы и стрессы вследствие потеи близких родственников и прочее;
  • сильный испуг;
  • напряженные отношения между родителями;
  • резкая смена обстановки;
  • большая психологическая нагрузка и чрезмерно повышенные требования со стороны взрослых к малышу;
  • слабая занятость ребенка – тогда ногти грызутся просто из-за скуки;
  • плохой пример со стороны родных и знакомых;
  • нарушения режима сна;
  • низкая самооценка.

Стандартные ответы

Как правило, о таких навязчивых действиях говорят в следующем ключе:

 «Он просто привлекает ваше внимание»
«Вы мало\плохо кормили его грудью, вот у него и не удовлетворен сосательный рефлекс»
 «Это нервный тик»

Да, каждый из этих вариантов возможен – хотя не всегда именно с такой формулировкой.

Но всегда ли наличие такой потребности – грызть, сосать, теребить что-то во рту – свидетельствует о «родительском недосмотре»?

Современная наука шагнула далеко вперед в том, что касается детского развития. Многие  проявления детей, которые раньше считались тем, что нужно «исправлять», сейчас рассматриваются как вариант нормы.

Почему ребёнок тянет всё в рот

Главная причина в том, что в возрасте до 1,5 лет рот ребёнка является основным инструментом познания мира. Мария Монтессори называла детей этого возраста «сенсорными исследователями», так как именно с помощью органов чувств они активно изучают мир, формируя всё новые нейронные связи в мозгу.

У ребёнка во рту самое большое количество нервных окончаний, что даёт возможность получать разнообразные сенсорные ощущения. Когда предмет попадает в рот ребёнку, то он даёт не только информацию о его вкусе, но и о структуре поверхности, форме и температуре. Например, есть тёплые материалы — такие как дерево, есть более холодные — металлы, а есть пластик, который не имеет никаких особо ярких характеристик, кроме неестественного цвета

Поэтому важно, чтобы у ребёнка были в доступе предметы из разных материалов и с различными текстурами. Это даст разнообразие сенсорного опыта, что служит важнейшим фактором для развития мозга и формирования обширного представления о мире

Кроме того, благодаря активным движениям челюсти во время изучения того или иного предмета, ребёнок развивает мышцы артикуляционного аппарата, что в свою очередь способствует развитию речи.

И ещё одна немаловажная польза — укрепление иммунитета. Помощь в этом процессе оказывает антибактериальный фермент слюны (лизоцим), который играет роль барьера, расщепляя инородные бактерии.

Теперь, зная всю пользу, которую ребёнок получает благодаря изучению окружающей среды с помощью рта, важно выстроить правильное и комфортное для себя и своего ребёнка поведение

Опасность

Прежде чем перейти к вопросу, связанному с тем, когда дети перестают тянуть все в рот, необходимо рассмотреть последствия, которые могут возникнуть.

В рот младенца может попасть все, что туда отлично помещается

Важно понимать, что такой период развития сопровождается повышенной опасностью. В чем она заключается:

  • Малыш может затащить в рот предметы, которые не предназначены для еды, а затем проглотить их. Не так страшно, если это будет всего лишь кусочек бумаги. Но есть опасность того, что кроха может проглотить небольшую батарейку, иголку или выпить средство для мытья посуды.
  • Ребенку год — все тянет в рот. Во время активного развития сосательного рефлекса детям свойственно облизывать дверные ручки, поручни в автобусе и прочие вещи, которые кишат бактериями. Помните, что все предметы, окружающие вас, могут быть источниками вирусов, с которыми бывает сложно справиться даже взрослому организму.

Но, опасность заключается не только в проглатывании предметов, также в возможности случайно вдохнуть мелкую деталь или предмет.

Почему ребенок грызет ногти? Какие советы психолога могут помочь?

С точки зрения психологии ответ практически однозначен: у ребенка невротическая реакция, которая возникла в результате взаимодействия ребенка с миром взрослых. Это навязчивое действие, которое проявляется в момент повышения тревоги у ребенка.

Когда оно сформировалось – это вопрос. Но ответ лежит в области запрета выражения чувств и реакций ребенка. Например, это может возникнуть в результате следующей ситуации: мама просит ребенка убрать игрушки. Ребенок не хочет убирать, он хочет продолжать играть. На просьбу или требование мамы он начинает капризничать, кричать, злиться. Мама недовольна, она обижена и уходит, пытается его таким образом пристыдить. Ребенок пугается, что мама отвернулась от него и теперь его не любит. Он перестает плакать и кричать, быстро убирает игрушки. В результате формируется очень послушный ребенок, который сам себя загоняет в рамки из страха обидеть маму. Он как бы сам себя берет в руки, не отрефлексировав свои эмоции по этому эпизоду. Таким образом, эти эмоции остаются внутри тела ребенка и застревают там.

Но это дает толчок к формированию навязчивого действия: ребенок начинает грызть ногти, выдергивать волосы или накручивать волосы на палец. Т.е. как только ребенок не может спонтанно выразить свои эмоции, начинает их зажимать, особенно под воздействием стыжения (стыдно не слушаться, стыдно злиться и кричать, стыдно повышать голос на маму и т.д.), образуется такой симптом. Плюс этому способствует еще повышенная тревога у ребенка, которая может возникать по разным причинам, например, если родители имеют разные взгляды на воспитание, путая тем самым ребенка, или мама за одни и те же вещи может в зависимости от настроения ругать или не ругать. т.е. когда нет четких и ясных правил поведения в семье.

Чтобы избежать или исправить эту реакцию, необходимо распознавать эмоции ребенка, особенно те, которые вам, как родителю, не нравятся, признавать их и помогать ребенку их разворачивать. Например: “Я вижу, что ты не хочешь убирать игрушки, и мне кажется, что ты сейчас злишься на меня. Я понимаю тебя: ты недоволен. Но сейчас время убирать игрушки.” Таким образом Вы разрешаете ребенку злиться и в тоже самое время настаиваете на том, что он должен делать.

Более подробно об этой проблеме написано в моей статье.

Если требуется помощь, приходите на консультацию. С детьми работаю по методу игровой недирективной терапии, который очень эффективен при таких проблемах.

Как отучить детей тянуть все в рот?

Уже с 2-3-х месячного возраста ребенок пытается изучать окружающий его мир. И рот ребенка непосредственно участвует в познавательном процессе. Пока малыш не начал самостоятельно передвигаться процесс познания контролируется легко, а вот после того, как он начнет ходить – нужен глаз да глаз! Как только ребенок начинает ходить, у родителей заканчивается спокойная жизнь. Ребенка приходится «ловить» каждую секунду: забирать из рук палку, оттаскивать от грязной урны, вытаскивать из лужи и т. п. Куда бы ребенок ни полез, за что бы ни взялся, он все норовит попробовать на вкус. Со временем, ближе к году, малыш начинает понимать, что помимо рта для исследования окружающего мира можно использовать другие органы чувств – руки, глаза, нос. Вот тут перед родителями встает важная задача – научить ребенка правильно пользоваться этими органами в познавательном процессе.

Отучить малыша тянуть все в рот совсем не сложно. Стоит показать ребенку, что, например, камешек или веточку намного интереснее изучать руками, чем ртом. Можно придумать игры, развивающие моторику. Ребенок должен заинтересоваться, и тогда он начнет изучать новые предметы правильно

Очень важно научить ребенка разграничивать вещи, которые можно и нельзя брать в рот. Причем делать это желательно не категорично, а играючи, чтобы малыш понял, что камень, поднятый с земли, в рот брать нельзя, потому что он грязный

Куда вкуснее, скажем, кусочек хлеба или яблока, предложенный мамой.

Чтобы избавить ребенка от привычки все тянуть в рот, следует показать ему модель правильного поведения при знакомстве с новыми вещами. Если этого не сделать сразу, то ребенок может решить: «Раз родители молчат, не делают замечаний, то я все делаю правильно». Со временем этот «правильный» поступок войдет в привычку, которую будет очень трудно искоренить.

Если вы все же по каким-то причинам упустили время и все чаще замечаете установившуюся у ребенка привычку все тянуть в рот, попробуйте намазать перцем или горчицей (не сильно острой) «самые любимые» вещи малыша. Взяв такой предмет в рот, ребенок начинает морщиться, и у него пропадает желание снова его облизывать. Теперь не упустите момент и покажите малышу, как правильно обращаться с предметом. Возьмите в руки «горькую» игрушку и поднесите ее ко рту. Но, едва коснувшись ее губами, резко уберите руку ото рта и постарайтесь как можно брезгливее наморщиться. После чего возьмите игрушку в руки и положите ее на коврик или на стол (туда, где она должна находиться) или постарайтесь увлечь малыша интересной игрой с использованием этой игрушки.

Также очень важно соблюдать последовательность и придерживаться постоянства в запретах и разрешениях. Если тот или иной предмет нельзя брать в рот сегодня, то его нельзя брать в рот и завтра, и через неделю

И за этим должны следить все члены семьи без исключения, чтобы не возникала ситуация «а мне папа разрешил». При соблюдении взрослыми этих простых правил, ребенок вскоре начнет все понимать и перестанет тянуть в рот посторонние предметы.

Стресс, дети и пальцы во рту

Если в доме произошли или намечаются большие перемены: появился новый малыш, скоро будет переезд или ребенок идет в детский сад, отучение лучше отложить на пару месяцев. Во время повышенного стресса и тревожности попытки избавиться от пальца во рту (равно как и от других ритуалов и привычек) могут вызвать значительное сопротивление ребенка. Стоит также знать, что в таких ситуациях даже без начала отучения сосание может стать более частым и интенсивным. Взрослые также пытаются почаще принимать ванну или проводить вечер за хорошим кино в стрессовой атмосфере, так что чувства малышей вполне понятны.

Надо подождать, пока изменения пройдут, переезд состоится, первичная адаптация к детскому саду закончится, и тогда начинать постепенно заменять палец на более приемлемые способы расслабления.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий