Учим ребенка жевать

Зачем учить ребёнка жевать

Наши прапрабабушки не задавались вопросами, когда и как учить детей элементарным навыкам. Они просто старались приучать их к самостоятельности с самых пелёнок, внимательно наблюдая при этом за изменяющимися потребностями крохи. Младенцев начинали прикармливать кусочками фруктов и ягод ещё до того, как у них появлялись зубки. Никто не измельчал эти продукты специально. Их просто помещали в своеобразный ниблер из куска льняной ткани. Кроха рассасывал угощение, как мог, обучаясь при этом глотать кусочки размером с хлебную крошку.

Взрослые блюда в рацион малышей вводили примерно к году. Чтобы кроха мог проглотить её, супы и каши измельчали через сито. Сначала еду перетирали довольно мелко. Потом с каждым разом кусочки в блюде становились всё крупнее. Это помогало ему постепенно привыкнуть к новой консистенции еды и глотать достаточно крупные кусочки. Взрослые старались постепенно научить ребёнка жевать еду и глотать её, потому что стремились сделать его самостоятельным как можно быстрее.

В то же время необходимость жевать возникает у детей не только как показатель его самостоятельности

Жевание крайне важно для здоровья и развития ребёнка. Нагрузка на дёсны улучшает кровоснабжение в них, благодаря чему зубки становятся крепче

Польза жевания заключается также в том, что при тщательном перетирании пищи во рту она смачивается слюной и лучше переваривается. При разжёвывании продуктов малыш запоминает их вкус, что способствует развитию его вкусовых предпочтений в будущем.

Пережёвывание твёрдой пищи способствует развитию артикуляционного аппарата. Замечено, что дети, которые долго не жуют сами, всегда сталкиваются с проблемами произношения

Поэтому очень важно, чтобы младенец начал сам жевать вовремя

Что лучше: домашнее или промышленное питание

Когда мама начинает кормить ребенка, то часто слышит о вреде баночной еды и пользе пюре домашнего приготовления. Но плюсов у домашнего пюре не так уж много по сравнению с тем, что приготовлено на заводе. 

На приготовление нужно много времени, сил и приходится покупать дополнительные кухонные устройства: блендер, пароварка и другие. Финансово выгодно готовить домашнее пюре, только если есть свой участок с овощами, но для весны и зимы это не подойдет. 

Плюсы домашнего пюре и приготовленного на заводе:

Домашнее пюре Заводское пюре
Известные ингредиенты Нет комков (гомогенное)
Свежеприготовленное Контроль качества продуктов 
 Стерильность
 Разнообразие вкусов
 Обогащено витаминами и пребиотиками

Почему ребенок не жует в положенное время

Причин отсутствия жевательного рефлекса у детей в 2 года и старше много. Некоторые из них легко исправить, приложив определенные усилия, другие могут носить патологический характер.

Причины отсутствия жевательного рефлекса:

  1. Рано завершившееся грудное, смешанное или искусственное вскармливание с рождения.

Доказано, что дети, питающиеся исключительно грудным молоком, имеют более развитый челюстной аппарат, раньше овладевают речью и не испытывают трудностей при переходе на твердую пищу. Дело в том, что для получения молока из материнской груди им приходится прикладывать большие усилия, напрягая язык и остальные мышцы. Дети же, получающие смесь, привыкли к легкому получению пищи.

  1. Неправильно организованное кормление.

Рацион ребенка должен составляться согласно графику, разработанному педиатрами. Пищу, измельченную кусочками, рекомендуется вводить после 9 месяцев, но не позднее года.

Естественно, после жидких каш и пюре, малыши тяжело воспринимают такой вид пищи: выплевывают, глотают кусочки либо вовсе отказываются от еды. Заботливые и любящие родители стремятся обязательно накормить свое дитя, поэтому продолжают измельчать продукты блендером долгое время.

Ребенок привыкает не прикладывать усилий, чтобы наесться, поэтому в 2 года продолжает есть пюре из баночек. То же самое можно отнести и к родителям, у которых мало свободного времени, чтобы вовремя научить малыша жевать.

  1. Отсутствие приспособлений для облегчения прорезывания зубов на первом году жизни.

Малыш теряет жевательный рефлекс к одному году полностью в этом случае.

  1. Лень ребенка, появившаяся из-за потакания родителей его капризам.

Малыш начинает плакать, когда получает твердую пищу, и мама сразу дает ему пюре.

  1. Резкое переведение ребенка на твердые виды пищи.

Такой процесс вызывает стресс у детей, и они категорически отказываются от любой еды.

  1. Чрезмерная активность малыша.

Такие дети постоянно находятся в движении, привыкают есть очень быстро, чего с твердой пищей сделать невозможно.

  1. Введение прикорма позже положенного времени (после полугода).

Ребенок привыкает пить смесь из бутылочки или молоко из материнской груди.

  1. Заболевания органов пищеварительного тракта, воспалительный процесс во рту или гортани.

Причиной того, что малыш не может в положенное время жевать твердую пищу, могут быть отклонения в физическом развитии, слабость мышц лица. Дети с такими проблемами сегодня не редкость. Связано это с плохой экологической ситуацией, генетикой, питанием и образом жизни будущих мам либо осложненными родами.

2 года: свежие яблоки и морковь

Приучать детей к твердой пище можно ближе к двум годам, когда прорезаются все молочные зубы (всего их 20). Начать знакомство с твердой пищей лучше со свежих зеленых яблок и моркови.

Двухгодовалому ребенку можно давать небольшие кусочки мягкого вареного мяса, которые он уже способен прожевать.

Если малыш хорошо прожевывает пищу, в его кале вы не обнаружите непереваренный продукт. Если все же непереваренное мясо в кале имеет место быть, необходимо терпеливо, но настойчиво обучать ребенка тщательно пережевывать пищу, продолжая развивать подвижность языка из стороны в сторону.
 

Кстати, это очень важно и для развития речевых навыков. Не жалейте времени на приучение малыша жеванию, ведь движения, совершаемые при жевании, – это модель произнесения слога: рот открыт – произносится гласный звук, закрывается – согласный

Все движения, осуществляемые во время еды, развивают движения органов артикуляции. Ситуация правильно организованного процесса питания для детей раннего возраста считается самой благоприятной ситуацией для развития общения.

Для связи с редакцией пишите нам в Telegram, Instagram или на почту editor@rebenok.by

Оптимальный возраст

Пищеварительная система, жевательный аппарат детей 4-5 месяцев не готов ни к какой другой еде, кроме адаптированной смеси или грудного молока. Поэтому до этого возраста педиатры не советуют вводить прикорм, и тем более начинать приучать к твердой пище. У малышей выражен не только сосательный, но и защитный рефлекс: все твердые частицы автоматически выталкиваются из ротовой полости языком.

По мере роста и развития ребенка врожденные рефлексы постепенно угасают. Одновременно с этим совершенствуется пищеварительная система. Одного грудного молока или смесей становится недостаточно для насыщения организма крохи необходимым количеством питательных элементов. Примерно с полугодовалого возраста родители начинают вводить прикорм. Продукты первое время даются в измельченном пюреобразном виде.

Раннее приучение к употреблению твердой пищи может привести к таким последствиям:

  • появление проблем с кишечником (расстройство стула);
  • нарушение функционирования желудка.

Поздний переход к употреблению твердой пищи может повлечь за собой ряд проблем:

  • нарушение речи. Это связано с недоразвитостью жевательных мышц, которые принимают участие в произношении слов;
  • формирование неправильного прикуса;
  • появление проблем в работе пищеварительного тракта;
  • неправильный рост зубов;
  • психологические нарушения. В 2-3 года дети уже осознанно выполняют все действия. Некоторые могут отказываться от приема неизмельченной еды.

Поэтому родителям важно знать оптимальный возраст, когда можно начинать приучать кроху к твердой пище. Давать это разрешается после появления у крохи первых зубов. Это примерно возраст 7-10 месяцев

В это время у малыша возникают зуд, жжение десен.

Твердые частицы пищи помогают уменьшить выраженность дискомфорта. Рекомендуется приучать кроху к пережевыванию еды в то время, когда он будет к этому готов. Тогда процесс пройдет проще и быстрее.

Признаки того, что ребенок готов к употреблению твердой пищи:

  • малыш проявляет интерес к взрослой еде, которая не измельчена до пюреобразного состояния;
  • кроха пытается не сосать предложенную ему пищу, а снимать ее верхней губой и жевать;
  • ребенок засовывает в рот ложку. Это не вызывает у него рвотный рефлекс.

Педиатры считают, то дети старше 10-месячного возраста не должны давиться едой.

Важно, чтобы двухлетние малыши уже умели хорошо пережевывать твердую пищу. Ведь именно в этот период начинает формироваться прикус

Поначалу твердая еда переваривается плохо, может выходить с калом в первозданном виде. Не нужно паниковать, ведь ребенок только учится жевать. Со временем такая проблема исчезнет.

Временные рамки формирования навыка

Жевательный рефлекс у детей должен появиться еще до перевода на твердую пищу (обычно это рекомендуется делать после 12-18 месяцев).

Первые попытки у малышей проявляются около 6 месяцев (иногда раньше), на этом этапе своего развития ребенок усердно тянет в рот руки и разные предметы, пытаясь грызть их. Так он не только чешет десны (этот период обычно совпадает с прорезыванием первых зубов), но и тренирует способность жевать.

Через некоторое время инстинкт может угаснуть, поскольку первые несколько зубов будут мешать выполнять жевательные движения. Однако годовалый ребенок вновь начинает проявлять интерес ко взрослой пище, и задача родителей — развить его.

К 2 годам малыш должен уметь есть полутвердую и твердую пищу, если в 24 месяца кроха продолжает питаться пюре и кашами, категорически отказываясь даже от мягких котлет, пора бить тревогу и что-то предпринимать.

Способствуйте развитию мышц челюсти

Многие из мышц, которые ребенок использует во время речи, также участвуют в жевании. Примерно к восьми месяцам дети начинают лепетать. Поощряйте эти первые попытки заговорить — отвечайте на «реплики» ребенка и корчите смешные рожицы, чтобы ребенок повторял за вами (тем самым тренируя мышцы челюстей).

Обратите внимание на снижение рвотного рефлекса ребенка

Каждый ребенок рождается с рвотным рефлексом, который помогает ему с помощью языка выталкивать посторонние предметы изо рта, уберегает его от удушья. Примерно к шести месяцам этот рефлекс ослабевает, и это значит, что ребенок готов к тому, чтобы учиться жевать. Этот рефлекс не уходит сразу, и вначале, когда ребенок будет учиться жевать, рефлекс будет проявляться (ребенок давится, выплевывает пищу). Самое худшее, что вы можете сделать на данном этапе, это переволноваться и вернуться к жидким пюре. Вам нужно успокоиться и под пристальным присмотром продолжать давать ребенку пищу с кусочками, такую пищу, которую он сам может взять руками и попытаться прожевать. Чем больше практики у него будет, тем лучше он научится контролировать рвотный рефлекс.

Какая еда способствует жеванию малыша

Примерно через три недели после того, как ваш ребенок начал есть пюре, ему необходимо постепенно знакомиться с продуктами, которые нужно жевать, чтобы развить данный навык. Сначала нужно предложить ему более густое пюре. Позже можно добавить хорошо проваренный рис или кусочки банана или яблока, вместо того, чтобы перемалывать их блендером. Также предложите ему еду, которую можно взять руками и жевать. Скорее всего, вначале ребенок вряд ли откусит кусочек хлеба или огурца, но вы продолжайте предлагать ему твердые, но легко жующиеся кусочки еды, которые он может сам взять руками. Со временем мышцы челюстей станут сильнее, у ребенка начнут прорезываться зубки, что облегчит жевание. Помните, что не стоит давать слишком твердую пищу. Она должна быть такой консистенции, чтобы ребенок мог размять ее языком. Если вы добавляете кусочки пищи в пюре, то добавляйте какой-нибудь один вид еды в одно блюдо, чтобы ребенок почувствовал одну текстуру, а не сразу несколько. Так ему будет проще понять, как жевать.

Разновидности еды

Есть восемь факторов, которые помогут вам определить, насколько легко или сложно вашему ребенку прожевать ту или иную еду:

  • сила давления, которую ребенок прилагает, чтобы прокусить еду
  • сенсорное восприятие (например температура и сезонность пищи)
  • размер (более тонкие кусочки легче жевать, чем толстые)
  • форма (еду, нарезанную узкими полосками будет удобнее жевать, чем если это будут толстые полоски)
  • мягкая текстура, которая легко разминается во рту
  • консистенция (еду с однородной консистенцией, например, банан, проще прожевать, чем с неоднородной, например, неочищенный огурец)
  • часть рта, которой ребенок кусает и жует (боковая, средняя, передняя)
  • количество жевательных движений, необходимых, чтобы размягчить определенную пищу для глотания.

Когда вы будете выбирать еду для малыша, который начинает учиться жевать, начните с самой простой для него, такой как полоски вареной моркови — они узкие и тонкие, не требуют больших усилий для того, чтобы их откусить и жевать, и быстро размягчаются во рту. Когда он научится справляться с такими видами еды, можете перейти к более сложным, таким как свежие фрукты и овощи, мясо и печенье.

Что указывает на то, что есть проблема: ребенок не жует

У некоторых детей слишком чувствительный рвотный рефлекс (обычно это дети, страдающие рефлюксом). Такие дети дольше учатся жевать и глотать пишу. Многие мамы замечают, что детям проще есть, если они сами берут еду руками, а не когда их кормят с ложки. Так они контролируют ситуацию. Большинство детей перерастают свой слишком чувствительный рвотный рефлекс к двенадцати месяцам; поэтому, если в год ребенок не жует или не может жевать кусочки и еду, которую может сам взять руками, обратитесь к врачу.

Пришла пора жевать: что предопределено природой?

Первые жевательные движения у малыша появляются примерно на 4–5 месяце жизни. Одновременно и рвотный рефлекс начинает перемещаться от середины языка к его задней трети — постепенно исчезает выталкивающее движение язычком.

К возрасту 7–8 месяцев ребёнок обычно уже готов к знакомству с кусочками твёрдой пищи.

С 7 до 12 месяцев жизни укрепляются навыки кусания и жевания, а также развиваются боковые движения языка, перемещающие пищу к зубам.

Важно!

Не относитесь к рекомендованным срокам безальтернативно. Многое зависит от степени зрелости и готовности к усвоению нового навыка: доношенный или недоношенный малыш, здоровый ребёнок или болеет, появились или ещё нет зубки, вида вскармливания.

Однако к возрасту одного года кроха должен уметь жевать челюстями, даже если эти движения немного неуклюжие.

Как научить ребёнка кушать самостоятельно: Часть 1 и Часть 2

Жевательный рефлекс: когда формируется в норме?

Маленькие дети рождаются с рефлексами, одним из которых является сосательный. Грудничка не нужно этому обучать: он будет сосать любой предмет, который попадёт к нему в рот. Примерно до четырёхмесячного возраста младенец будет рефлексивно выталкивать языком изо рта любую твёрдую пищу.

Именно поэтому раньше 4-месячного возраста вводить прикорм бессмысленно. Детям, которые уже достигли этого возраста, можно постепенно вводить в рацион простые продукты. Сначала нужно начинать учить кроху есть пищу в виде кашицы или пюре. Для этого блюда необходимо измельчать в блендере. Умение глотать каши и пюре – это основа для формирования жевательного рефлекса.

Сайт sympaty.net подчёркивает: жевание является именно рефлексом, который развивается следом за сосательным рефлексом и предусмотрен природой как жизненно важное умение. Когда в норме грудничок должен научиться жевать? В каждом индивидуальном случае ответ на этот вопрос будет разным

Когда в норме грудничок должен научиться жевать? В каждом индивидуальном случае ответ на этот вопрос будет разным.

Когда у крохи появится жевательные инструменты, он и должен научиться ими пользоваться. У большинства детей этот период наступает после года. В то же время рефлекс жевания не сможет развиться у младенца, который в этом не нуждается. Так бывает, когда чрезмерно заботливая мама даже после года продолжает тщательно измельчать еду младенцу в блендере и кормить его жидкой кашкой из бутылочки.

Что нужно делать, чтобы научить ребёнка правильно жевать и глотать твёрдую пищу? Если отвечать на этот вопрос коротко, то можно сказать одним предложением: необходимо кормить кроху твёрдой пищей. Рассмотрим этот вопрос более подробно.

Что делать, если ребенок не может есть твердые кусочки

В некоторых случаях даже годовалый малыш не может пережевывать пищу и постоянно давится маленькими кусочками. Это значит, что жевательный рефлекс сформировался не до конца, и родителям придется действовать очень деликатно:

Готовить ребенку густые крем-супы и пюре, но оставлять при взбивании блендером несколько крохотных разваренных кусочков овощей

Позже овощи можно будет измельчать при помощи вилки, кусочки станут более крупными, но недостаточно твердыми, чтобы ребенок подавился

Наилучшего эффекта помогут добиться продукты, вкус которых нравится ребенку. Это могут быть печеные яблоки и груши, бананы, детское печенье

Еду нужно делать не только вкусной, но и красивой, чтобы она привлекала малыша

Если же в процессе обучения ребенок продолжает давиться и не способен глотать твердую пищу — это повод обратиться к врачу, который найдет причину проблемы.

Зависимость от рациона

В первые месяцы своей жизни малыш питается материнским молоком, получая из него все необходимые для развития вещества. Поэтому основной рефлекс, который формируется у него в этот период, – сосательный. Также для детей характерны рвотный и защитный рефлексы, за счет которых происходит отталкивание твердых кусочков пищи, если они случайно попадают в рот.

Такие реакции становятся слабее после того, как малыш перешагнул рубеж 4-6 месяцев (более точный возраст зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка). Педиатры советуют именно в этот период и начинать вводить в рацион малыша прикормы, постепенно приучая младенца к более твердой пище, формируя у него навык перехода от сосания к жеванию.

Следующий шаг – твердая пища кусочками, она должна вводиться в меню после достижения ребенком 6-7 месяцев

Именно в это время у него начинают прорезаться первые зубы, вызывая желание почесать десну твердым предметом, поэтому осторожное введение небольших кусочков будет как нельзя кстати

Нестандартные способы

Родителям можно пойти на некоторые хитрости, чтобы избежать детских истерик. Педиатры рекомендуют выкладывать на тарелки узоры в виде животных, солнышка, домика, его любимых игрушек. Это завлечет малыша и ему захочется самому попробовать блюдо.

Небольшие кусочки сладких фруктов, ягоды можно добавить в кашу, йогурт, творожок, постепенно увеличивая размер частичек.

Можно кормить ребенка в гостях, где нет возможности измельчить еду, а рядом жуют твердую пищу его сверстники. Тогда ему самому станет интересно попробовать что-нибудь новенькое

Годовалыми детьми легко управлять и отвлекать их внимание при помощи игр. Еще родителям советуют с 7 месяцев обратиться к логопеду, чтобы он показал речевую гимнастику для малыша в этом возрасте

Такие занятия помогут развить артикуляцию и будут держать лицевые мышцы в тонусе.

Что делать, если ребенок не может есть твердые кусочки

В некоторых случаях даже годовалый малыш не может пережевывать пищу и постоянно давится маленькими кусочками. Это значит, что жевательный рефлекс сформировался не до конца, и родителям придется действовать очень деликатно:

Готовить ребенку густые крем-супы и пюре, но оставлять при взбивании блендером несколько крохотных разваренных кусочков овощей

Позже овощи можно будет измельчать при помощи вилки, кусочки станут более крупными, но недостаточно твердыми, чтобы ребенок подавился

Наилучшего эффекта помогут добиться продукты, вкус которых нравится ребенку. Это могут быть печеные яблоки и груши, бананы, детское печенье

Еду нужно делать не только вкусной, но и красивой, чтобы она привлекала малыша

Если же в процессе обучения ребенок продолжает давиться и не способен глотать твердую пищу — это повод обратиться к врачу, который найдет причину проблемы.

Потребность в жевании у малыша появляется к 6-7 месяцам

Это чаще всего связано с прорезыванием зубов, сопровождающимся зудом в деснах. На первых парах можно дать крохе печенье, сухарик или корочку хлеба. Твердую пищу давайте за 10 минут до основного кормления. Это полезно как для формирования навыков жевания, так и для активизации пищеварения. Как только ребенок привыкнет жевать хлеб, можно познакомить его с фруктами. Начать стоит с яблока, груши и персика.

Если малыш в этот период будет сталкиваться с проблемами, стимулируйте его к жеванию и активной работе языком. К осознанной зарядке для языка он пока не готов, но старайтесь по возможности кривляться, когда карапуз, подражая вам, должен строить смешные рожицы, облизываться, высовывать язык и т.п.
 

Поощряйте его к развитию, позволяя брать в рот, сосать и жевать разные безопасные игрушки, помещая их то в левую, то в правую сторону рта. Обмакните в пюре такую игрушку, чтобы у ребенка был стимул поработать язычком.

Как быть, если момент приучения ребенка к разжевыванию пищи упущен?

Что же делать, если ребенку пошел второй год или скоро уже исполнится 2 года, а у него все еще не сформировался жевательный рефлекс? Помочь ему преодолеть эти трудности! Как это сделать?

  • Постоянно показывать личный пример — есть вместе с ребенком и тщательно пережевывать еду. Можно превратить процесс приема пищи в интересную игру, в ходе которой мама или папа рассказывают крохе занимательные истории о кусочках еды.
  • Чаще приглашать на обеды/ужины семью друзей, в которой есть малыш, умеющий пережевывать твердую еду. Возможно, ваш ребенок возьмет с него пример и обретет такой же навык.
  • Массажировать язык — пальцем, обмотанным марлей, или деревянной палочкой. Движения нужно совершать от кончика к основанию языка. Это поможет ребенку избавиться от рвотного рефлекса, который возникает при попытке проглотить пищу твердой консистенции.
  • Ходить с ребенком в кафе. Там он сможет брать пример с других детей и взрослых, которые едят твердую пищу.
  • Привлекать малыша к приготовлению завтрака, обеда или ужина и рассказывать в процессе, что сито потерялось, а блендер сломался, поэтому еда сегодня будет измельчена вилкой и содержать твердые кусочки.

Пройдите тестСоблюдаете ли вы правила здорового питания?
Знаете ли вы принципы здорового питания? Пройдите тест и узнайте всю правду о вашей диете!

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Зачем нужен прикорм

Организм ребенка созревает ближе к 4,5–6 месяцам, до этого времени младенцу сложно есть что-то кроме грудного молока или заменителя по нескольким причинам: 

  • кишечник не готов для более тяжелой пищи чем молоко — это может вызвать понос или запор у малыша. 
  • повышенная проницаемость стенок кишечника может привести к отравлению
  • поджелудочная железа не может вырабатывать нужные ферменты для переваривания
  • незрелые почки можно повредить большим количеством белка и  других веществ
  • местный иммунитет кишечника пока не может бороться с неподходящими продуктами — это увеличивает риск аллергий и пищевых расстройств. 

Сначала ребенку хватает энергии и питательных веществ, которые он получает из грудного молока или смеси, но ближе к полугоду увеличивается физическая активность: малыш начинает переворачиваться, тренируется ползать и сидеть. Из-за этого потребность в энергии растет и привычной еды уже не хватает для восполнения затрат. 

У прикорма есть и другая цель — познакомить с разными вкусовыми ощущениями и привить правильные пищевые привычки. Также это способ научить ребенка вовремя жевать и глотать, а твердые продукты помогут правильно сформировать прикус. Как это сделать правильно, мы писали здесь. 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий