Учим ребенка есть самостоятельно

Когда нужно начинать обучение?

Усвоение навыка владения ложкой займёт несколько недель, а то и месяцев, однако торопиться всё же не следует. Если приучать ребёнка с полугода, когда начинается прикармливание, то результатом станут лишь разлитая еда и испорченное настроение. Ведь в этом возрасте координированность движений находится на крайне низком уровне.

Но и упускать подходящий момент также не стоит. Малыша постарше сложнее увлечь игрой, заинтересовать столовыми приборами. Ближе к трём годам дети, вступив в очередной кризисный период, вообще могут заупрямиться, отказаться обучаться новому навыку.

Идеального возраста для приучения ребёнка пользоваться ложками-вилками не существует. Однако многие специалисты уверены, что в год или чуть раньше малыш уже готов к обучению, поскольку способен слушать и понимать.

Родители, до последнего пряча ложку от ребёнка, совершают две больших ошибки:

  1. Если начинать обучение с рекомендованного возраста (например, в год), то уже к 18 месяцам малыш овладеет этим важным умением. Затягивание же чревато тем, что трёхлетка отправится в сад необученным, а, значит, окажется белой вороной среди более умелых ровесников.
  2. Не помогает в этом деле и чрезмерная опека. Отдельные мамочки не приучают кроху кушать ложкой и пить из кружки, не желая грязнить кухню либо считая, что ребёнок ещё слишком мал, а вот когда подрастёт…

Итак, во сколько приучать малыша к столовым приборам, решать лишь родителям. Излишняя спешка или оттягивание обучения – частые ошибки родителей. Поэтому нужно присмотреться к ребёнку и ориентироваться на его возможности.

Как заинтересовать малыша — нужные покупки для стимулирования самостоятельности

  • Тарелка. Ее выбираем из безопасного, пищевого термостойкого пластика. Желательно, тех компаний, которым можно доверять. Цветовая палитра должна быть яркой, что кроха с удовольствием откапывал под кашей любимых мульт-героев. Рекомендуем выбирать тарелку с наклонным дном — для удобного зачерпывания пищи, достаточной глубины и с присоской для стола.
  • Чашка-непроливайка. Ее также выбираем исключительно из безопасных материалов. Лучше брать чашку с 2-мя ручками, чтобы крохе было удобно ее держать. Носик должен быть силиконовым или из мягкого пластика (без заусенцев!), чтобы не поранить десны. Хорошо, если у чашки будет резиновая подставка для устойчивости.
  • Ложка. Она должна быть из безопасного пластика, анатомической формы, с округлой и нескользящей ручкой.
  • Вилка. Также из безопасного пластика, изогнутой формы, с закругленными зубьями.
  • Не забываем про удобный стульчик. Не отдельно стоящий и с собственным столом, а такой, чтобы кроха сидел за общим столом со всей семьей.
  • Также следует купить непромокаемые нагрудники — желательно, яркие, с мультперсонажами, чтобы ребенок не сопротивлялся при надевании (увы, многие детишки, воспринимающие кормление, как экзекуцию, нагрудники срывают сразу после надевания). Лучше, если слюнявчики будут из мягкого и гибкого пластика с немного загнутым вверх нижним краем.

Что необходимо для кормления ребенка до года — список всех нужных принадлежностей для кормления малыша

Принципы обучения

Для достижения результата молодые родители должны соблюдать 4 основных правила.

  1. Непринужденная обстановка. Нельзя заставить ребенка кушать ложкой. Применяя насилие, вы получите обратную реакцию. Попробуйте заинтересовать ребенка, мотивировать его на обучение. Например, купите яркую ложку с детскими рисунками. Малыш точно захочет подержать ее.
  2. Степенность. Кормление может затянуться, но ребенок не должен спешить. Хвалите малыша, играйте с ним, но не торопите.
  3. Удобное время. Для освоения нового навыка следует выждать момент, когда ребенок настроен на игру. Он не слишком голоден, бодр, не хочет в туалет, в хорошем настроении.
  4. Помощь. Педагоги убеждены, что не нужно возвращаться к кормлению из бутылки или из рук мамы, когда родители уже начали приучать ребенка самостоятельно держать ложку. Но зачастую это утверждение понимается слишком буквально. Ни в коем случае не оставляйте ребенка с неподдающейся ложкой один на один! Корректируйте движения. Помогайте, когда это требуется. Ощущение беспомощности повергнет ребенка в панику, а затем спровоцирует капризы и отказ от самостоятельного питания.

Как быть, если момент приучения ребенка к разжевыванию пищи упущен?

Что же делать, если ребенку пошел второй год или скоро уже исполнится 2 года, а у него все еще не сформировался жевательный рефлекс? Помочь ему преодолеть эти трудности! Как это сделать?

  • Постоянно показывать личный пример — есть вместе с ребенком и тщательно пережевывать еду. Можно превратить процесс приема пищи в интересную игру, в ходе которой мама или папа рассказывают крохе занимательные истории о кусочках еды.
  • Чаще приглашать на обеды/ужины семью друзей, в которой есть малыш, умеющий пережевывать твердую еду. Возможно, ваш ребенок возьмет с него пример и обретет такой же навык.
  • Массажировать язык — пальцем, обмотанным марлей, или деревянной палочкой. Движения нужно совершать от кончика к основанию языка. Это поможет ребенку избавиться от рвотного рефлекса, который возникает при попытке проглотить пищу твердой консистенции.
  • Ходить с ребенком в кафе. Там он сможет брать пример с других детей и взрослых, которые едят твердую пищу.
  • Привлекать малыша к приготовлению завтрака, обеда или ужина и рассказывать в процессе, что сито потерялось, а блендер сломался, поэтому еда сегодня будет измельчена вилкой и содержать твердые кусочки.

Пройдите тестСоблюдаете ли вы правила здорового питания?
Знаете ли вы принципы здорового питания? Пройдите тест и узнайте всю правду о вашей диете!

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Приучаем ребенка к аккуратности

Родители, которые только начинают учить ребенка кушать самостоятельно, должны быть готовы к тому, что после детской трапезы остатки еды будут не только в тарелке и на столе, но и на полу и даже на стене, а также на самом карапузе! Поэтому следует надевать на кроху ту одежду, которую не жалко испачкать, а если дома тепло, его можно кормить в памперсе или трусиках, а после еды сразу же нести в ванную.

Также стоит приучить кроху к нагруднику из ткани, клеенки или пластика. Следует учесть, что пластиковые нагрудники очень практичны и легки в уходе, но зачастую не слишком удобны для малыша, поэтому лучше пользоваться клеенчатыми или тканевыми (последних следует иметь несколько штук, потому что после каждой трапезы их придется основательно стирать). Очень удобны нагрудники из мягкой клеенки с небольшим карманчиком внизу, в которые попадают крошки и остатки еды, не проливаясь на одежду. А для приучения к аккуратности стоит сразу же познакомить малыша с салфетками и приучить к тому, что после еды нужно вытирать ротик и ручки.

Алина Серик для сайта Активная мама

Когда можно учить ребенка кушать самостоятельно

Давать ребенку ложку можно уже в 5 – 8 месяцев. Именно в это время в его рацион активно вводится прикорм. Конечно, он еще не сможет сам кушать, но он будет постепенно привыкать к приборам. Для начала не нужно ставить цель научить ребенка кушать самого в этом возрасте. Пока он будет просто возить ложкой по тарелке. Уже 1 – 1,5 года малыш сможет делать это более осознанно. В этом возрасте его действия будут более скоординированы. Он сможет набирать еду в ложку и класть ее в рот. Если малыш не хочет сам брать ложку и есть с нее, следует научить его этому с помощью некоторых уловок.

Не приучайте малыша к кормлению вами, даже если вам так удобнее, иначе потом это станет настоящей проблемой.

Полезные рекомендации

К любому процессу обучения можно подойти творчески, тогда он принесет немало радости. Превратите процесс в игру: пусть кроха попробует кормить пупсов и зайцев, маму и папу

Чем чаще он будет тренироваться, тем быстрее освоит навык.

Обращайте внимание на мелочи: накладывайте на тарелку то количество еды, которое малыш в состоянии съесть. Для начала не предлагайте слишком жидкую пищу: суп ребенок попросту разольет

Желательно дать кашку, густое пюре или нежный творожок, детское питание из баночки. В первый раз предложите любимую еду из рациона крохи.
Лучше, если первый раз ребеночек возьмет в руку ложку сам. Для этого просто положите ее рядом, когда кормите его. Скорее всего, ваше чадо попытается тоже включиться в процесс. Продолжайте использовать кормление в две руки, пока кроха не научится питаться сам.
Иногда родители настаивают, чтобы ложка была в правой руке. Не нужно давить на малыша, пусть попытается действовать той рукой, которой хочет. Нельзя и заставлять на первых порах держать ложку правильно – со временем ребенок обязательно научится. Есть и такой способ: можно положить две ложечки по обе стороны от тарелки.

Этапы привыкания

Чтобы мама лучше понимала своего ребенка и легче переносила неизбежные трудности, важно знать этапы привыкания малыша к ложке и их особенности. Все выделяют 5 основных этапов, каждый из которых важен для нормального и полноценного развития ребенка

Игровой этап — знакомство.

На данной стадии кроха воспринимает ложку в качестве игрового элемента. Он берет ее в руки, стучит по столу, крутит в руках, но не предпринимает попыток зачерпнуть еду из тарелки. Длится этап знакомства от 2-3 до 7 дней.

Этап копирования.

Если мама часто показывает малышу, как надо пользоваться ложкой, он начинает повторять ее действия. Пока это всего лишь попытки, но совсем скоро ребенок будет лучшее координировать свои движения и держать ложку увереннее.

Этап обучения.

Процесс освоения прибора идет полным ходом: кроха пытается кушать ложкой, но делает это неаккуратно

На этом этапе важно подсказывать крохе порядок действий и поправлять, если он что-то делает не так

Этап привыкания.

Промахи и ошибки случаются редко. Малыш уверенно и правильно держит ложку, может съедать сам более половины объема, положенного в тарелку.

Закрепляющий этап.

Ребенок ест самостоятельно даже жидкие блюда.

Приучение малыша к самостоятельному пользованию столовыми приборами может занять много времени, но в большинстве случаев добиться положительного результата можно за несколько недель.

Если кроха болеет, плохо себя чувствует, или у него просто нет настроения, лучше отложить обучение на несколько дней. Не стоит торопиться этим процессом, так как нервозность мамы малыш чувствует очень хорошо. Немного терпения и спокойствия — и кроха непременно порадует родителей новыми успехами.

Что делать, если ребенок не может есть твердые кусочки

В некоторых случаях даже годовалый малыш не может пережевывать пищу и постоянно давится маленькими кусочками. Это значит, что жевательный рефлекс сформировался не до конца, и родителям придется действовать очень деликатно:

Готовить ребенку густые крем-супы и пюре, но оставлять при взбивании блендером несколько крохотных разваренных кусочков овощей

Позже овощи можно будет измельчать при помощи вилки, кусочки станут более крупными, но недостаточно твердыми, чтобы ребенок подавился

Наилучшего эффекта помогут добиться продукты, вкус которых нравится ребенку. Это могут быть печеные яблоки и груши, бананы, детское печенье

Еду нужно делать не только вкусной, но и красивой, чтобы она привлекала малыша

Если же в процессе обучения ребенок продолжает давиться и не способен глотать твердую пищу — это повод обратиться к врачу, который найдет причину проблемы.

Полезные советы для родителей

Чтобы процесс обучения пошел быстрее и проще, соблюдайте рекомендации специалистов:

  1. О том, что вы начали процесс обучения малыша есть самостоятельно, должна знать вся семья. В противном случае получится, что вы учите навыку, а кто-то продолжает кормить кроху сам.
  2. Обучать малыша нужно ежедневно, не прерываясь. Так кроха быстрее освоит умение владеть ложкой.
  3. Начинайте обучение не с жидкой пищи, а с пюре или каши. Не кладите большую порцию в тарелку.
  4. Обучать малыша есть самостоятельно лучше летом. Ведь когда он перепачкается, а это произойдет обязательно кроху легче отмыть.
  5. Не нервничайте! На процесс обучения малыша есть самостоятельно может уйти от одного до шести месяцев. Имейте терпение, ведь координация у малыша еще слабая и поначалу он будет промахиваться ложкой мимо рта.
  6. Начинать обучение стоит, когда малыш действительно голоден. И делать это лучше с любимого блюда крохи.
  7. Кушайте все вместе. Детки очень любят копировать поведение взрослых. Поэтому сидя с вами за общим столом, с удовольствием будут пробовать тоже пользоваться столовыми приборами.
  8. Создайте на кухне приятную атмосферу – красивая скатерть, яркие салфетки.
  9. Не принуждайте кроху. Начинать обучать малыш нужно тогда, когда он в хорошем настроении и ничем не болен.
  10. Не нужно ориентироваться на других детей: соседей, подруг. Начинайте обучение, когда к этому готов именно ваш ребенок. Все детки разные и темп развития у них тоже разный.
  11. Чаще играйте с ребенком в песочнице. Ведь умение пользоваться лопаткой схоже с умением держать ложку. И, как показывает практика, такие детки быстрее учатся.
  12. Если ребенок устал есть самостоятельно, не нужно его заставлять. Лучше докормите сами. Или предложите чередовать движения: одну ложку он сам, одну вы.
  13. Пусть ребенок возьмет ложку в ту руку, в какую ему удобно. Ведь детки до 3 лет часто путаются.
  14. Разрешайте ребенку экспериментировать с едой, но не играть. Часто дети сначала руками накладывают еду в ложку и только потом подносят ко рту. Не переживайте, когда малыш начнет держать ложку более уверенно, это пройдет.

Первые успехи малыша полностью зависят от вас. Поэтому делать это нужно правильно и в спокойном состоянии. Ведь обучение – процесс не трудоемкий. Не нужно ругать малыша, если у него что-то не получается. Любите и чаще хвалите своего ребенка.

Как научить кушать самостоятельно смотрите в следующем видео:

14 Мар 2018      Валерия    
    359      

Полезные рекомендации

Научить ребёнка самостоятельно кушать и держать ложку не такой сложный процесс, как может показаться на первый взгляд.

А чтобы ускорить и упростить обучение, стоит прислушаться к следующим рекомендациям специалистов и опытных родителей, которые уже прошли этот путь:

Нужно озвучить решение о том, что детка теперь ест самостоятельно, всем домочадцам. Иначе получится так, что мать учит ребёнка держать ложечку, а когда он начнёт бывать у бабушки, то она его станет кормить сама. В такой ситуации процесс приучения затянется.
Чтобы стать умелым, ребёнку нужно учиться владеть ложкой каждый день

Но если он неважно себя чувствует по причине болезни или прорезывании зубов, не нужно принуждать его кушать самостоятельно. В такой день лучше отойти от правила и накормить кроху с ложки.
Маме нужно быть рядом с малышом во время приёма пищи

Ситуации бывают разные – ребёнок устаёт, капризничает, может подавиться даже небольшим кусочком. Поэтому лучше присесть рядом и наблюдать за крохой.
Научить ребёнка держать ложку можно не только в процессе кормления. Отлично подойдёт для тренировки песочница, где малыш орудует лопаткой. Также следует почаще играть с куклами, объясняя, что они тоже «хотят кушать».
Как быстро приучить ребёнка к ложке? Важно выбрать оптимальную консистенцию блюда – пюреобразную, но не жидкую. Идеально подойдут каши, овощные пюре, творог или густоватый крем-суп. Порции должны быть небольшими, чтобы сохранялся необходимый температурный режим.
Если ребёнок тянется не к ложке, а вилке, позвольте ему выбрать для начала обучения этот «зубастый» предмет. Важно лишь приобрести особую вилку с закруглёнными краешками и затупленными зубцами. Но тогда и еда должна быть не жидкой, а кусочками (отварные овощи).

Более подробно о том, когда следует вводить овощное пюре в детский рацион и как правильно готовить эти блюда, читайте в статье детского доктора.Ребёнка заинтересует процесс питания, если оформлять блюда красиво (делать цветы, зверей, смайлики) и подавать их в тарелках с рисунками на донышках. Нужно объяснить малышу, что в конце обеда его ждёт небольшой сюрприз.

Необходимые приспособления

Когда вы решили, что пора приучать малыша кушать ложкой самостоятельно, нужно позаботиться о необходимых приспособлениях. К ним относятся:

  1. Тарелка. Вашему карапузу идеально подойдёт посуда из термостойкого пластика (предназначенного для пищи). Отдавайте предпочтение красочным тарелочкам с изображением животных, машинок или персонажей из мультфильмов. На первое время лучше приобретать посуду с присоской, так будет больше шансов, что она не окажется на полу. Также пользуются популярностью тарелки, имеющие наклонное дно. Ведь, такая особенность посуды позволит ребёнку с лёгкостью справляться с зачерпыванием еды.
  2. Чашка – непроливайка. Опытные мамочки советуют использовать именно такое приспособление, а не обычную чашечку для взрослых, даже если вы приобрели маленькую двухсотграммовую. Как правило, большая часть жидкости прольётся и практически ничего в ротик не попадёт.

Обязательно убедитесь, чтоб материал, из которого изготовлена непроливайка был нетоксичным. Выбирайте чашечки с пластиковым, а ещё лучше силиконовым носиком. Не лишним будет и наличие резиновой подставки.

Ложечку стоит выбирать подходящего размера. В выборе материала определись самостоятельно, но рекомендуется использовать пластиковое приспособление

Важно, чтоб у ложечки была округлая ручка, которая не будет скользить в руке карапуза.
Вилка в первое время вам не понадобится. Но когда придёт время, лучше выбирать с округлыми зубчиками, чтоб малыш не смог пораниться.
Слюнявчик

Возможно, вы его уже используете при кормлении малыша. Когда карапуз начнёт самостоятельно кушать, в первое время не обойтись без пролитой еды, поэтому обязательно позаботьтесь о приобретении непромокаемого слюнявчика.
Ну и немаловажное значение имеет собственный стульчик со встроенным столиком. Хотя специалисты рекомендуют приобретать, как раз без столика, сажать ребёнка на его стульчик, но за общий (взрослый) стол. Таким образом, ребёнок сможет наблюдать за остальными членами семьи и брать с них пример.

Этапы привыкания к ложке.

Ложки в виде супер героев помогут ребенку кушать с интересом

    Ну вот мы и знаем как научить ребенка есть ложкой самостоятельно, и наверняка уже начинаем это делать.

    Пока Ваш ребенок будет самостоятельно учиться кушать, вы возможно заметите, как проходит несколько этапов в его поведении:

  1. Игровой. Ребенок неумело берет ложку, крутит ее, стучит ей, играет. Пока для него это только игрушка.
  2. Копирование. Малыш пытается быть похожим на Вас — взрослых. Он набирает ложку и пытается попасть в рот, но у него не получается из-за слаборазвитой координации.
  3. Обучение. Тут малыш уж сам берет ложкой пищу, сам кушает неумело. Но не всегда пища доходит до рта, она падает с ложки.
  4. Привыкание. Малыш уже не роняет пищу с ложки и довольно хорошо кушает.
  5. Заключение. Ребенок уверенно и спокойно кушает самостоятельно.

   Каждый ребенок хочет кушать самостоятельно, поэтому наберитесь терпения и будьте спокойны, тогда научить ребенка есть ложкой самостоятельно не будет сложно.

   На этом у меня все, пишите комментарии, делитесь полезным опытом, всем пока.

Основные моменты и рекомендации по освоению ложки

Конечно, существует немало советов от бабушек и подруг, правил и рекомендаций в специальной литературе, а также видео, размещенное в интернете, как научить есть ребенка самостоятельно. Но самое главное, каждая мама должна запомнить: все дети разные, графики развития и познания окружающего мира у малышей индивидуальные.

Поэтому, в своих попытках научить чадо есть самостоятельно все мамы должны запастись терпением. Сегодня ребенок кидает ложечку или балуется с ней, а завтра уже уверенно держит ее в руках и делает первые успехи. Все мамы должны стараться проявить свой талант и вооружиться упорством и терпением, прежде чем она подберет подход к малышу и сможет научить его кушать правильно.

Отличным стимулом взять ложку в руки и попытаться кушать без посторонней помощи — это присутствие за обеденным столом всей семьи. Взрослые должны с пониманием относится к долгому приему пищи, ведь зачастую совместные обеды для маленьких детей — это не утоление голода, а время, когда можно поиграть и пообщаться с близкими людьми. Также можно разумно позволять малышу есть с тарелок родителей, если при этом он пользуется ложкой.

Часто бывает так, что наука приучения карапуза к ложке, не всегда простая и легкая. Можно потихоньку взять маленькую ручку вместе с ложечкой в свою руку и легонько направлять ко рту малыша. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка и ставить его в какие-либо рамки.

Специалисты по питанию давно доказали, что любое насилие во время приема пищи негативно влияет на пищеварение и психику человека, особенно детей.

Важно приучать ребенка к ложке тогда, когда ребенок действительно голоден и хочет кушать. В желании утолить свой голод ему будет не до баловства с едой, и голодное состояние станет неплохим стимулом научиться есть ложкой

Также следует не упустить момент, когда ребенок насытится и начнет хватать еду руками либо размазывать ее по столу. Необходимо сразу пресекать такие действия и убирать тарелку с ложечкой.

Есть ложкой лучше всего ребенка могут научить его любимые блюда, которые неизменно вызывают его особый восторг и интерес. Немаловажный момент — это консистенция приготовленного блюда. Кушанье должно легко зачерпываться ложкой, не быть слишком жидким либо твердым. Соответственно, это могут быть каши, густые супы, детский творожок.

Существенным в учебе будет являться соблюдение режима кормления. Даже если кроха еще не совсем умеет использовать ложку, следует ее сразу давать ему в ручки, как только он усаживается за стол.

Опытные мамы практикуют такой способ учебы обращения с ложкой как еда «в две ложки». Одна ложка находится в ручке у малыша и он пытается кушать в меру своих возможностей, а другой аккуратно его кормит мама.

Почти все педиатры, выпустившие книги об уходе за ребенком, в том числе доктор Комаровский, подчеркивают, что вначале, когда ребенок еще только изучает такой предмет, как ложка, маме следует кормить его основным блюдом самой. Ну а вкусненький десерт можно предложить попробовать съесть самостоятельно. Особенно, это касается тех мам, которые переживают, что после самостоятельного использования ложки ребенок останется голодным.

Также разнообразные популярные методики воспитания детей (методики Монтессори, Домана и другие) доказательно аргументируют, что ребенку необходимо предоставлять свободу и выбор действий. Поэтому, когда взрослые навязывают ложку вопреки желанию крохи, то это может привести к увеличению периода привыкания к ней.

Советы и правила о том, как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно.

    Вот вашему малышу уже за 10 месяцев, вы ввели прикорм. Каждый по разному. Пора уже научить ребенка есть ложкой самостоятельно. Вы специально приготовились, морально и материальное. То есть купили ложку, тарелочку на присоске и так далее.

Учим малыша кушать самостоятельно

   Набираемся терпения и начинаем учиться. Для этого существует несколько правили советов от опытных мам.

Следите за ребенком. Как только Ваш ребенок проявит интерес к ложке, даже в 6 месяцев, дайте ее ему в руку. Пусть он просто даже поиграет и раскидает еду по столу, размажет по себе. Ничего страшного.

Заинтересуйте малыша

С самого раннего возраста нужно дать понять ребенку, что прием пищи — важное и ответственное мероприятие. Не позволяйте кушать в зале, смотря мультики, не бегайте за ним по комнате с ложкой

Лучше всего, если вы кушаете всей семьей вместе за одним столом. Ребенок должен научиться кушать только за обеденным столом в тишине и спокойствии.

Создайте благоприятную атмосферу. Будьте с ним спокойны и ласковы. Пусть трапеза длиться столько, сколько необходимо. Мы, например, можем кушать и полтора часа. А если заинтересовать, то меньше раза в два.

Не отказывайте в помощи. Если у малыша что-то не получается, и он расстроился. Помогите ему своей рукой, направьте. Можно показать на своем примере, как нужно кушать.

Приучайте играя. Специалисты говорят о том, что хорошо и быстро учатся кушать ложкой дети, которые играют в песочнице. Так как чаще дети играют лопаткой, а она как ложечка для еды. Играя лопаткой, ребенок учится управлять ею так же как и ложечкой для еды.

Позволяйте выбирать. Некоторые детишки лучше учатся есть самостоятельно вилкой, нежели ложкой. Так что давайте ребенку выбирать: ложкой он будет есть или вилкой с тупыми концами.

Начинайте со вкусного. Приготовьте своему малышу его любимое  блюдо. Но оно не должно быть сильно жидким или густым. Лучше подходят каши. Особенно если украсить ягодами или фруктами.

Давайте ребенку отдохнуть. Пользование ложкой — это процесс требующий усилий, концентрации и координации движений. Ребенок может уставать. Лучше давать ему немного времени передохнуть, а потом снова продолжить кушать ложечкой самостоятельно.

Ложка — не игрушка. Не позволяйте ребенку играть с ложкой как с игрушкой. Малыш должен понимать, что это только для еды. Должно возникнуть понимание: ложка — еда.

      Иногда возникает такая ситуация, например ребенок не проявляет самостоятельно интерес к ложке. Тогда некоторые родители не знают как научить ребенка есть ложкой самостоятельно.

Тогда нужно следовать такому плану:

  • Застелить пол и стол вокруг ребенка клеенкой.
  • Лучше, если тарелка будет на присоске, то есть закреплена на столе.
  • Повяжите ребенку слюнявчик. Еще желательно одеть чепчик, чтобы не замарать волосы.
  • Встаньте перед малышом, зачерпните ложкой  еду с его тарелки и скушайте сами. Похвалите себя за это. Тем самым Вы подадите пример малышу.
  • Далее вручите ложечку малышу. Если он сам не может, то возьмите его ручку и ложечку в его руку положите. Вместе зачерпните еду с его тарелочки.
  • Помогайте малышу кушать до тех пор, пока он сам не научится держать ложку.

   Наберитесь терпения и будьте спокойны. Пока малыш учится, все вокруг и он сам, будет в каше. Дети учатся быстро, скоро он будет кушать нормально.

Выбор ложки для маленького ребенка

Важно определить, из чего должна быть сделана ложка и каков ее оптимальный размер. Для приучения ребенка к ложке существуют специальные приборы, имеющие небольшую длину и удобный широкий черпачок

Лучше, если ручка будет прорезиненная: это не позволит ей выскальзывать из руки. Самые безопасные материалы – это силикон и латекс. Они не позволят ребенку поранить десны благодаря своей мягкости и податливости. Приборы из пластмассы тоже подойдут, однако, прежде чем ими пользоваться, надо быть уверенным, что сделаны они без нарушений. Поддельный и дешевый пластик токсичен для малыша.

Для детей, имеющих нарушения в координации, придумали «кривые» анатомические приборы, с которыми им будет намного проще управляться самостоятельно и есть. Также существуют различные модели «обучалок», которые в игровом формате сформируют правильный захват прибора.

Оптимальный возраст

Безусловно, первичное обучение какому-либо сложному навыку требует наличия хорошего учителя, а для малыша, уж поверьте, самостоятельно есть ложкой – задача не из простых, ведь родился он, практически не владея своим телом. По этой причине во многом именно от желания родителей зависит, когда их чадо начнёт кушать самостоятельно. В то же время спешить с этим тоже не стоит – прийти к осознанному использованию столовых приборов можно лишь постепенно, предварительно освоив навыки того же удерживания предметов в руке.

Специалисты указывают, что конкретные сроки приобретения навыков пользования ложкой сильно зависят от индивидуальных особенностей ребёнка. Усреднённые показатели гласят, что в возрасте одного года малыш должен быть просто в состоянии удерживать ложку длительное время, не роняя её – тогда примерно к полутора годам он уже сможет применять её по прямому назначению.

При этом детские психологи отмечают, что в процессе обучения крайне важна личная заинтересованность ребёнка в процессе. Не секрет, что дети очень любят во всём подражать взрослым, и в среднем около года малыш начинает задумываться о том, а не начать ли кушать самостоятельно. Естественно, для подобных умозаключений ему нужен постоянный наглядный пример, как взрослые едят самостоятельно, иначе мамина рука может восприниматься таким же прибором, как и сама ложка.

Если пример перед глазами есть, и ребёнок всё понял, он рано или поздно даст понять, что хотел бы попробовать орудовать столовым прибором самостоятельно. Можно со стопроцентной уверенностью сказать, что у чада не получится ни с первого раза, ни с десятого, потому маме следует заранее готовиться к перепачканному столу, одежде и лицу малыша. Тем не менее отказывать ребёнку не стоит – он ведь никогда не научится, если так и не начнёт учиться

Обратите внимание, что принципиально важно в ходе обучения проявить ангельское терпение, поскольку, однажды накричав на неаккуратного малыша, вы можете испугать его, и он вообще забросит попытки

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Типичные ошибки родителей

Часто мамы упускают благоприятный момент для начала обучения самостоятельному пользованию столовыми приборами (возраст активного проявления интереса).

Если он пропадает, а ребенок продолжает послушно открывать ротик, в который мама помещает еду, заставить есть самостоятельно в более старшем возрасте — крайне проблематично.

Еще одна типичная ошибка — пытаться заставить малыша орудовать ложкой насильно. Как правило, подобное заканчивается отказом ребенка от еды совсем. В этом случае разумным будет отложить процесс обучения на несколько дней, а затем попытаться начать заново.

Отсутствие личного примера — еще одна серьезная проблема. Если юный член семьи ест отдельно и не видит, как орудуют ложкой и вилкой мама с папой, то учится ему гораздо сложнее. В этом случае стоит подумать о том, чтобы организовать для малыша место за общим столом, например, купив высокий детский стульчик.

Что еще нельзя делать в процессе самостоятельной трапезы:

  • торопить кроху, который ест очень медленно;
  • заставлять съедать все до последнего;
  • ругать за испачканную одежду;
  • включать телевизор, чтобы развлечь;
  • поддаваться на капризы, позволяя выбрать любимую котлетку вместо супа, например.

Стоит сразу быть готовым к тому, что процесс приучения достаточно длительный и хлопотный, а значит, если все идет медленно и тяжело, просто нужно набраться терпения.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий