Причины
Существует достаточное количество факторов, провоцирующих развитие дефекта. Нельзя говорить об их определяющем действии, но подготовить благоприятную почву данные провокаторы способны.
Особая роль принадлежит семейный атмосфере, в которой воспитывается маленький член семьи. Например, установлена взаимосвязь расстройства поведения с разводом родителей, появлением неродного родителя, многочисленной семьей, а также бедностью. Иногда имеет значение слишком молодой возраст матери.
Разрушающей манерой воспитания считается низкий уровень контроля и недостаточное участие в жизни ребенка, особенно подростка, а также непредсказуемость реакции родителей на действия детей.
Существует взаимосвязь между дефектным образом действий и низким уровнем интеллекта деток, способностью организовать, планировать собственную деятельность, переключать внимание между целями. Нельзя обойти стороной наследственные факторы
Когда один член семьи – родитель, брат, сестра страдает поведенческой дезорганизацией, существует риск перенять подобные манеры младшему члену семейства
Нельзя обойти стороной наследственные факторы. Когда один член семьи – родитель, брат, сестра страдает поведенческой дезорганизацией, существует риск перенять подобные манеры младшему члену семейства.
Проблемы с психическим здоровьем и семья
Передаются ли психические расстройства по наследству?
Тут к каждой нозологии нужно подходить отдельно. Что касается шизофрении, биполярного аффективного расстройства, действительно определенную роль играет генетика, наследование болезни. А такие состояния, как депрессия, тревожное расстройство, расстройства поведения и многие другие генетического наследования чаще всего не имеют. В значительной степени играет роль характер и метод воспитания ребенка, атмосфера, в которой он растет и живет.
Может ли бабушка отвести внука на прием к психиатру без ведома родителей?
С ребенком на прием к психиатру или психотерапевту приходят законные представители – мама или папа. Можно вместе, можно поодиночке. Если вы поручаете это дело бабушке, нужно оформить на нее нотариально заверенную доверенность о том, что она представляет интересы вашего сына или дочери. Поскольку бабушка хоть и родной и близкий человек для вашей семьи, но не является законным представителем ребенка. Поэтому у бабушки не получится самолично, без вашего ведома и согласия, отвести на прием к психиатру внука, если она посчитала, что у него проблемы.
Девиантное поведение
Термин применим относительно детей старше 5 лет. Определяется как деятельность, отклоняющаяся от общепринятых норм.
Девиантность характеризуется несколькими основными характеристиками. Подразумевает получение выгоды через неправомерные деяния – разбой, воровство, мошенничество. Второй момент – агрессивные тенденции, направленные против человека: убийство, изнасилование, нанесение телесных повреждений. Третий опознавательный знак – уклонение от поддержания социальных норм: школьные прогулы, зависимости, суицидальные попытки, бродяжничество.
Девиантность выражается антисоциальными поступками, идущими вразрез закону, моральным, культурным, этическим нормам. Данная категория объединяет любые неправомерные деяния: убийства, кражи, изнасилования.
Аутодестоуктивная форма выражается нанесением урона непосредственно девиантной личности.
Делинквентная форма подразумевает деяния, противоречащие общепринятым нормам данного общества, не дотягивающая до криминала. Сюда причисляется хулиганство, прогулы, издевательства, вымогательства, членство в асоциальных группах. В большинстве случаях сопровождается домашними побегами, бродяжничеством. Побеги имеют различную подоплеку:
- освобождение от контроля, поиск свободной, непринужденной, легкой жизни;
- избавление от насмешек сверстников, побоев, издевательств. Это дети, воспитанные по принципу золушки, изгоя;
- демонстративный побег. Совершается для привлечения внимания, возвращение занимаемого прежде положения. Например, любимца семьи после рождения младшего дитя;
- побеги, провоцируемые неуемной тягой бродяжничества – дромоманией. Настроение больного изменяется. Одолевает скука, появляется желание сменить обстановку. Однако момент скитаний вызывает желание вернуться домой.
Девиантное поведение подростков значительно опаснее, нежели младших детей, поскольку вызывает более разрушительные последствия. Оно требует более сложной корректировки. Ему сопутствует наркомания, алкоголизм, проституция, увлечение азартными играми.
Причинами подобной поведенческой деструкции считаются социальные факторы. Большой процент – 40–80 отводится неполной семье.
Любые расстройства поведения требуют коррекции – вмешательства психолога или невролога. Большинство отклонений с течением времени благополучно проходит. Однако немалая часть перерастает в стойкое психическое нарушение – диссоциальное расстройство личности, требующее более напряженного лечения.
Причины полевого поведения
Отсутствие внутреннего контроля над собственным поведением является признаком эмоциональных, неврологических и психических нарушений, несформированности волевой сферы. Наиболее распространенные причины возникновения полевого поведения:
- органические нарушения в работе головного мозга, например, несформированность лобной доли;
- родовые травмы;
- травмы, полученные непосредственно после рождения;
- психические отклонения, связанные с интеллектуальной и мыслительной сферами.
Полевое поведение – один из симптомов большого количества нарушений развития, таких как аутизм (РАС), умственная отсталость, алалия, СДВГ. При этих расстройствах проявляются разные симптомы – речевые, поведенческие, эмоциональные.
Как мать может подготовить ребенка к своему выходу на работу?
Если уже известно, что мама выходит на работу, то ее задача — постепенно приучать ребенка к ее вынужденному отсутствию и к мысли о том, что он будет оставаться дома с другим взрослым. Поэтому ей пригодится ритуал прощания в игровой форме — необходимые ласковые слова, игрушки, проговаривание ситуаций. Следует оставить ребенку какой-то предмет одежды или что-то другое, что будет напоминать о маме.
Обстановка сборов должна быть спокойной. Маме необходимо объяснить ребенку, когда она вернется, например, после того, когда он поест, поспит или поиграет. Если он плачет, ему необходимо посочувствовать, но вместе с тем подчеркнуть, что с мамой ничего плохого не случится, а он прекрасно проведет время в ее отсутствие.
Ритуалы расставания важны и при отправке ребенка в детский сад. У многих мам появляется чувство вины за то, что они вынуждены оставлять ребенка под присмотром других людей, и поэтому они тревожатся и беспокоятся больше, чем он сам. Но во многих случаях он перестает плакать, как только за мамой закрывается дверь. Мамина тревога передается и ребенку, поэтому он начинает вести себя беспокойно.
Ребенок старшего дошкольного возраста уже не подвержен влиянию инстинктов, но ему по-прежнему грустно в разлуке с мамой. В 5-6 лет она может рассказать ему о своей работе, обязанностях общении с коллегами и даже иногда приводить на свое рабочее место, если такая возможность есть. А с 10 лет он уже осведомлен и о характере ее работы. Представление о том, чем занимаются родители, расширяет кругозор школьника и позволяет сориентироваться при выборе профессии.
Расставание с мамой — необходимый этап развития ребенка. Ведь рано или поздно ему будет необходимо начать самостоятельную жизнь, принимать решения и жить отдельно от родителей. Взрослые, которые по каким-то причинам не смогли пройти процесс внутренней сепарации от родителей, испытывают серьезные проблемы в самореализации и выстраивании личных отношений. Разумеется, слишком резкое расставание может навредить психическому здоровью ребенка, поэтому следует приучать его к отлучкам мамы постепенно. И если он видит, что с мамой не происходит ничего плохого на работе, в гостях или в магазине, то будет с радостью и нетерпением ждать встречи после вынужденной разлуки. А сам в это время будет заниматься интересными делами в компании папы, бабушки или новых друзей в детском саду, и не заметит, как пролетит время. Но самое главное в ситуации вынужденного расставания — позитивный настрой и уверенность самой мамы.
Пройдите тестВаш ребенок оптимист или пессимист?
Оптимисты и пессимисты по-разному оценивают одну и ту же ситуацию и перспективы. К чему более склонен ваш ребенок?
Использованы фотоматериалы Shutterstock
Что чувствует холодная мама, вид изнутри
Очень редко бывает так, что холодная отстраненная мама – сознательно и злорадно мучает детку. Чаще всего холодность – это не вина, а беда такой мамы. Она попала в переплет сложных внутренних и внешних обстоятельств, которые ей трудно преодолеть даже из самых лучших побуждений. Есть такое мнение: нужно трезво расстаться с иллюзией, что все матери инстинктивно любят своих детей. Матери знают, что детей любить нужно, но не всегда находят в себе источник любви. Маме может быть скучен ребенок, малыш может ее пугать и утомлять, она может тяготиться им, – и при этом фанатично заботиться о нем, а одновременно – страдать от чувства вины за свою невовлеченность в малыша. Психика способна выстраивать самые странные логические конструкции, чтобы спасти человека от сильного стресса (а осознать, что ты не любишь своего ребенка – всегда стресс). И холодная мама будет объяснять себе, что ребенок ей достался очень трудный и неуравновешенный, что она «просто» строгая мама и ведет себя так на благо ребенку. Современная холодная мама, скорее, даже будет старательно изображать интерес и выражать восторги пластиковым голосом, ведь сегодня в тренде радостное участие в жизни ребенка
Но как бы то ни было, очень многие холодные мамы в глубине души страдают от того, что не могут дать ребенку чего-то важного
Ученые-этологи напоминают о таком любопытном факте: у большинства приматов материнский инстинкт угасает, когда их детеныши достигают 5-6 лет, – эта программа вполне может влиять и на мам вида гомо-сапиенс. Конечно, человек – существо социальное, мы руководствуемся культурными программами и научились взращивать «вторичный инстинкт» материнской любви и заботы, которая действует на протяжении всей жизни. Но механизм этого более молодого инстинкта не так надежен. И приходится признавать, что есть несчастные матери, которые не любят своих детей, хотя по социальным причинам они стараются изображать это отсутствующее чувство.
Еще одна частая причина холодности к ребенку – это нелюбовь к отцу ребенка, которая порой переносится на малыша. Мать может быть в обиде на отца ребенка, иметь к нему массу претензий и, сама не понимая подсознательных процессов, отталкивать от себя сына или дочь.
Мама может быть «мертва» эмоционально, потому что находится в депрессии. Смерть близкого человека, расставание с любимым, сложные отношения, сложные жизненные обстоятельства – все это может «выключить» маму из эмоциональной связи с ребенком. Печальным образом сказывается и недостаток опор в жизни, которые могли бы поддержать женщину и дать ей силы: любимая работа, хорошие друзья, любящая семья, здоровье, увлечения и т.д.
Тревога и родительские ошибки — это нормально
— Вы сказали о том, что человек в тревоге не может принимать решения, и мне это кажется очень важным моментом. Если родитель в тревоге, он не сможет помочь ребенку с образованием и другими вещами?
— Ну вот мне хочется сказать как раз про страх ошибки. Снижается тревога тогда, когда мы себе разрешаем ошибаться. Если осознаем, что мы на самом деле не понимаем, как все будет дальше, значит, надо дать себе право на эту ошибку.
Да, сейчас мы точно не знаем, как поступить правильно. Мы сейчас составили суперграфик, всех распределили: со старшим помогло, со средним помогло, а младшая сидит и полчаса одну колготину надевает, а потом она в этих сапогах в школу ни за что не пойдет. И весь наш простроенный график скатится с горки, никому не нужный. И, да, мы ошиблись, да, не учли того, что у нас младшая такая, медленная, ей нужно больше времени.
Бессонные ночи, 10 кружков – и мама решает все. Пройдет ли мода на интенсивное материнство
Нормально ошибаться. Нормально, что вы составили свои графики и все пошло не так, и ваша работа вам это не позволяет, и что-то с этим придется делать. Нормально, что выбрали не ту школу. Бывает. Если в этом нет вины и напряжения, что «мне нельзя ошибиться», то тогда легче будет посмотреть и понять: «Угу, школа не та. Либо подождем, либо прямо в октябре соберем документики и перейдем». Для того чтобы иметь эту возможность, нужно себе заранее, еще сейчас сказать: «Ну, ошибусь, значит ошибусь».
— По поводу себя люди легче принимают ошибки, мне кажется. А вот насчет ребенка… Он подрастет и скажет: «Мама, зачем ты отвела меня в эту школу? Ты мне все испортила!» Как разрешить себе и это?
— Мама имеет право ошибаться в том числе и по поводу ребенка. То есть в своем родительстве можно ошибаться. Можно принимать идеальные родительские решения, но школа действительно место очень сильного напряжения, потому что это большая ценность для многих. И образование для многих ценность серьезная, и выбор школы, чтобы ребенку не навредить. И в этом месте очень сильное ожидание от себя, что «я выберу самое лучшее для своего ребенка». А нет, мы живые люди. Да, нашему ребенку плохо в том классе, который мы выбрали, так бывает. Значит, ошиблись.
Школа сама по себе — сплошные требования. Сейчас, с приходом в 08:15, в 08:45 и не минутой позже требования стали нереалистичными.
Они такие, немножко сферические и в вакууме, про то, как совместить ребенка и пандемию.
Эти требования мне напоминают светофор через пять полос, который горит 15 секунд зеленым для пешеходов. Вот требование: зеленый человек горит 15 секунд, соберись и перейди. И здоровый, веселый перейдет, а все остальные — с колясками, с малышами за ручку, с инвалидной коляской, с палочкой — не перейдут. И, в общем, где-то там к третьей полосе, как мама с коляской, в какой-то момент ты осознаешь, что это требование не для тебя и ему даже и не надо соответствовать, это просто невозможно.
Если начать бежать через две оставшиеся полосы бегом, таща за ручку малыша и проталкивая коляску, то ты свалишься просто, упадешь под машину. Здесь надо вдохнуть, выдохнуть и сказать: «Ну вообще-то я живой человек, и я не буду этим требованиям соответствовать, буду делать так, как мне это безопасно».
Мне хочется пожелать относиться к школьным требованиям так же. Там, где это возможно, там, где это реалистично — да. Там, где это нереалистично — мы будем опаздывать, не будем лететь через две полосы, мы живые люди, зато придем целыми.
Свои и чужие
Теперь мы понимаем, насколько важно, чтобы к тому моменту, как малыш слезает с рук и обретает свободу передвижения, он уже разделил людей на своих и чужих. Чтобы следовать — только за своими взрослыми
За теми, кто помнит и знает, что у них есть ребенок, кто ответственен, кто понимает, что ребенку хорошо и что плохо.
Психологи, врачи, логопеды, работающие с маленькими детьми, знают: на первых встречах ребенок не будет выполнять никаких заданий и инструкций, пока не глянет на своего взрослого и не дождется его кивка.
Никому не придет в голову оставить маленького ребенка даже с самым опытным педагогом, не побыв рядом, пока взаимодействие не установится. «Своих слушайся, чужих нет, по крайней мере, пока свои не разрешат», — гласит программа, и, согласитесь, ничего разумнее нельзя было бы придумать.
Готовность ребенка слушаться определяется не нотациями и поучениями, не наказаниями и призами, а качеством привязанности. Чем надежнее связь с родителями, чем больше они для ребенка «свои», тем естественней для него их слушаться, а незнакомых — нет, по крайней мере пока свои не одобрят их указания.
Не хотите, чтобы ребенок в более старшем возрасте «попал под дурное влияние»? Значит, постарайтесь, чтобы ваша с ним привязанность была надежной, прочной, чтобы он был уверен, что может на вас рассчитывать. Будьте для него надежным источником защиты и заботы в любых обстоятельствах. Тогда именно ваши ценности лягут в основу его личности, именно вы будете самыми авторитетными для него людьми даже спустя годы.
Природа на вашей стороне. Главное — свою часть партии сыграть как положено.
Что такое поведение следования
Слезая с рук около года, следующие пару лет ребенок проводит рядом с родителем — «у маминой юбки». Интересно, что в некоторых диалектах русского языка (и в других языках) есть даже отдельное слово «юбошный» как обозначение возраста ребенка, вот именно этого, с года до трех.
Самое главное, базовое желание маленького ребенка — оставаться рядом со «своим» взрослым. Желательно всегда. Пока малыш не способен сам перемещаться в пространстве, вариантов у него немного — только звать криком.
В самом деле, что может сделать совсем маленький, не способный самостоятельно перемещаться детеныш, если в минуту опасности вдруг оказался не рядом с родителем? Драться он не может, убегать и хитро прятаться — тоже. Его единственная надежда на спасение — что к нему вернется родитель и очень быстро заберет отсюда в безопасное место или как-то еще разберется с угрозой.
Что детеныш может сделать от себя? Только одно: оставаясь на месте, поставить звуковой маяк, чтобы взрослый не тратил время на его поиски, скажем, в высокой траве. Эта первая, самая примитивная программа «оставайся на месте и кричи громко», и она более-менее сносно работает весь первый год, если родители в порядке и отзывчивы.
Но вот наконец ребенок научился преодолевать силу земного тяготения, хотя бы пока на четвереньках и — о, чудо, надо же! Теперь я могу сам приблизиться к маме, когда захочу! Еще немного — и больше не надо ждать милостей от взрослых, захотел — и пошел! Потом побежал! Ведь стимул мощнейший — исполнение самого главного желания, самой базовой потребности.
Так начинает свое становление важнейшая поведенческая программа, которая обеспечивает безопасность ребенка, его развитие и взросление — поведение следования.
Программа следования есть почти у всех млекопитающих и у многих птиц: детеныши следуют за мамой, куда бы она ни пошла. Они сами не решают, куда бежать, не выбирают путь, не рассматривают варианты. Залог выживания: следовать за своим взрослым, а уж он знает, куда. Слоненок трогательно держится хоботом за хвост слонихи, олененок бежит за ярким белым пятном у мамы под хвостом — чтобы легче было не терять из поля зрения на бегу, утята смешно семенят за уткой, человеческий детеныш идет рядом с родителем, держась за его руку или одежду.
Поведение следования очень — сложная программа, ведь нужно одновременно делать несколько дел. Удерживать в поле внимания «своего» взрослого, который при этом быстро движется. Оценивать свое от него расстояние: не отстал ли? не прибавить ли ходу? Да еще в процессе смотреть под ноги — взрослый движется вперед, ему не до этого.
Сложно. Следованию не научишься за один день, на это уходит время.
Следование — совместная деятельность ребенка и мамы по освоению пространства вне дома.
Следование — важнейшая для ребенка возрастная сфера, наравне с освоением самостоятельной гигиены
По важности эти две сферы равны, по опыту-полярны. Гигиена дает ребенку пространство для инициативы и проявления своих возможностей, развития сознавания чувств, контроля. Следование дает ребенку опыт комфортной ведомой, зависимой позиции, учит соглашаться отдавать инициативу маме, полностью полагаться на неё, доверять и зависеть от неё в своих действиях больше обычного
Следование дает ребенку опыт комфортной ведомой, зависимой позиции, учит соглашаться отдавать инициативу маме, полностью полагаться на неё, доверять и зависеть от неё в своих действиях больше обычного.
Следование как совместная деятельность, учит ребенка не столько «не убегать», сколько ориентироваться на маму и передавать ей свою инициативу в освоении пространства. В совместной деятельности, вообще, основное — это подражание, » я как мама». Следование дает следующий шаг для развития психики и личности- ребенок не просто подражает, но еще и активно учится,находясь в ведомой позиции.
То есть, когда, например, мама с ребенком моет посуду или еще чем-то занимается, она его не учит непрерывно, в основном-ребенок сам берет и повторяет за мамой, изредка мама ему что-то показывает. Следование — такой вид совместной деятельности, где мама полностью берет на себя ответственность и учит ребенка непрерывно, до тех пор, пока он не осваивает основы поведения на улице в совершенстве
Пространство вне дома — для ребенка является очень насыщенной информационной средой, для мамы важно максимально полно знакомить ребенка со средой и расставлять ориентиры
Готовность ребенка к освоению поведения вне дома определяется тем, умеет ли ребенок ходить за руку с мамой. Некоторые дети изначально охотно соглашаются ходить за руку(повезло ), других и этому надо учить- годовалые дети очень чувствительны к границам, из-за этого могут воспринимать хождение за руку как посягательство на личную неприкосновенность. (У меня сын был таким, хотя пошел он в 9 месяцев, но за руку стал ходить со мной только после 1,2-1,3, т.е. после окончания кризиса года, плюс я удачно воспользовалась зимними прогулками, когда Юра был вынужден держаться за мою руку из за сугробов и скользких дорожек Так и привык, и к теплому времени года уже уверенно держался за мою руку и не протестовал.
Надо ли лечить ребенка?
Стереотипные повторяющиеся движения включены в Международную классификацию болезней (актуальная версия МКБ-10). Как расстройство они могут быть признаком различных нарушений – от органических поражений мозга до шизофрении. Однако самостоятельные первичные стереотипии не лечат, и доказательств эффективности какой-либо терапии нет.
Если не выявлено расстройство, которому сопутствует такой признак, то возможна коррекция поведения, создание иной привычки. Однако такой вариант рекомендуется, только если стереотипии мешают в повседневной жизни.
Не менее важна правильная постановка диагноза. Так, в Developmental Medicine & Child Neurology опубликованы результаты наблюдения за детьми со стереотипными повторяющимися движениями.
- Средний возраст начала стереотипий составил 17 месяцев.
- У мальчиков они встречались в 3 раза чаще, чем у девочек.
- Семейный анамнез отмечался в 30% случаев, синдром дефицита внимания с гиперактивностью – у 36%, тики – у 42%, нарушения моторного развития у 36%, обсессивно-компульсивное расстройство у двух детей.
- Детям (но не их родителям) нравились их движения, которые обычно ассоциировались с тревогой или игрой воображения.
- У почти 70% детей такое поведение прекратилось или стало использоваться только в домашних условиях и там, где никто не видит и не осудит.
Основные выводы из научной работы (и не только этой): стереотипии довольно часто встречаются у детей без аутизма или нарушений психического, интеллектуального развития. Однако во врачебной практике детям со стереотипиями часто ставят неверные диагнозы – от тиков до эпилепсии.
Цель терапии при стереотипиях направлена на безопасность ребенка и улучшение его самочувствия и функционирования. Наиболее частые варианты (если стереотипии мешают нормально жить): терапия для снижения стресса, техники релаксации, поведенческая терапия для подкрепления социально приемлемого поведения, коммуникативный подход.
Однако если стереотипии не вызывают проблем (кроме социального осуждения) и не являются следствием нарушений, к таким движениям и вокализациям можно и нужно относиться, как к нормальному временному явлению. По мере взросления дети находят приемлемые формы активности или полностью от них избавляются.
Пройдите тестВаш персональный IQ здоровьяПройдите этот тест и узнайте, во сколько баллов – по десятибалльной шкале – можно оценить состояние вашего здоровья.
Использованы фотоматериалы Shutterstock
Агрессивное поведение дошкольников
Дошкольники хотят получить авторитет среди тех групп, в которых они пребывают (детский сад, компания во дворе и пр.). В возрасте до 6-7 лет с коммуникацией у детей очень слабо, процессы торможения в психике недостаточно развиты. Они не имеют достаточно понятия моральных норм. Потому свой авторитет дошкольники могут завоевывать при помощи агрессивного поведения.
Агрессия характерна для детей такого возраста, которые растут в социально неблагоприятной обстановке, имеют органические поражения головного мозга, не имеют достаточно любви и внимания от родителей. Также агрессивное поведение типично для умственно отсталых детей до 6 лет. Некоторые приемы воспитания (навязывание агрессии как способа реализовать себя и доказать свою значимость) также оказывают влияние на формирование привычки агрессивно себя вести у детей дошкольного возраста.
Агрессивное поведение дошкольников чаще всего имеет инструментальный характер. То, что они агрессивны, малыши осознают в слабой мере. Чем младше ребенок, тем проще он после вербальной агрессии переходит на физическую. Малыши часто вовлекают в конфликты взрослых. Взрослые же должны объяснить малышу, что проблему со сверстником он должен решить самостоятельно. Иначе ребенок никогда не научится сам решать конфликты, он будет искать решение в действиях других, более могущественных и влиятельных лиц.
Если мама не знает о поведении следования
Наверняка вы много раз наблюдали, что происходит, когда малыш еще не вполне освоился со следованием.
Вот ребенок лет полутора идет куда-то с мамой. Скажем, в поликлинику.
Идет то за руку с ней, то просто рядом. И вдруг увидел под ногами что-то интересное. Или просто зазевался, притормозил. Мама прошла по инерции вперед на несколько шагов. Обернулась, видит, что малыш отстал, и зовет его: «Догоняй скорее!».
Если она успела уйти на пару шагов, то он догонит. А вот если на несколько метров…
Ребенок вдруг обнаруживает себя в незнакомом месте, на улице, среди чужих людей. Мама далеко. Ему становится тревожно.
При этом ходит он пока еще не очень. Следование освоил нетвердо. Поэтому включается старая добрая «программа для самых маленьких»: оставайся на месте и поставь звуковой маяк. Малыш стоит как вкопанный и готовится зареветь.
Если мама догадается вернуться к нему, обнять, взять за руку — все будет хорошо. Но если мама нервничает, торопит: «Давай скорей, опаздываем, врач уйдет!» — тревога ребенка взлетает, он «укрепляется на местности» еще прочнее, например, может сесть на попу, и начинает плакать. Не из вредности и не из непослушания — просто так ему говорит инстинкт, он делает как раз то, что положено.
И совсем беда, если мама решила, что это подходящий момент повоспитывать, начинает его ругать или, того хуже, грозит уйти и оставить: «Ну, и сиди тут, а я без тебя уйду, раз ты такой непослушный!». Да еще обязательно возникнет рядом какая-нибудь добрая бабушка с текстом: «А кто это тут маму не слушается, вот я тебя сейчас заберу».
Представляете себе ужас положения? Уж какое тут следование, малыш буквально вцепляется в землю — кажется, если бы у него была саперная лопатка, он стал бы рыть окоп — и орет уже всерьез, в полном отчаянии. И уж точно ни за что не пойдет к маме.
Теперь даже когда она за ним вернется (а куда она денется?) понадобится довольно много времени, прежде чем он перестанет плакать и снова сможет сам следовать за ней. Если такое повторяется часто — ребенок становится тревожным, формирование следования задерживается, он не идет сам, а виснет на родителе, боясь отпустить его от себя.
Интересно, что если с ними гуляет еще и старший ребенок, лет пяти хотя бы, он часто первый соображает, что происходит, возвращается за младшим, чтобы притащить его к маме, одержимой приступом педагогического рвения. Словно еще сам не забыл, каково это — сидеть там и слушать «Я сейчас от тебя уйду».
Причины детской замкнутости
Детская замкнутость – сложное состояние, основанное на особенностях личности, издержках воспитания и других причинах. Психологи считают, что для изменения поведения закрытого ребенка необходимо устранить истинный мотив, вызывающий нежелание идти на контакт. Чем бывает вызвана замкнутость малышей?
Причин может быть несколько:
- У ребенка имеется тяжелое заболевание, из-за которого он считает себя другим, не таким, как все остальные.
- Ребенок воспитывается в строгости. Закрытость может возникнуть при завышенных требованиях родителей, постоянной критике поступков, недовольстве поведением, наказаниях. У ребенка развивается ощущение собственной неправильности, ненужности, он использует отстраненность как средство защиты от окружающего негатива.
- Очень часто замкнутыми становятся дети-дошкольники, обладающие очень развитым интеллектом.
- Дети, интроверты по природе, с рождения немного замкнуты. Это особенность их темперамента, коррекция здесь бессильна. Но при этом такие малыши тянутся контактировать с другими детьми и взрослыми, умеют общаться. Сдержанность, мечтательность, погруженность во внутренний мир – просто черты их характера.
- Ребенок перенес сильный стресс. Психологическая травма, полученная в результате шокирующего детскую психику обстоятельства, может привести к закрытости. Это случается, когда ребенок пережил развод родителей, потерю близкого члена семьи, при нем часто скандалят родители или другие родственники.
Выяснить, в чем заключается первопричина замкнутости маленького ребенка, очень сложно. Дети в раннем возрасте еще не понимают, почему ведут себя так или иначе. Однако и родители, постоянно находясь рядом с ребенком, не всегда могут понять, что послужило причиной закрытости. Когда причина не очевидна, не получается разобраться самостоятельно, желательно посетить детского психолога. Специалист проведет беседу с ребенком, выявит, действительно ли это замкнутость, а не застенчивость, уточнит ее степень, даст рекомендации, как скорректировать поведение малыша.
Важно. Помочь необщительному ребенку раскрыться – задача не из легких
Одни дошколята практически сразу идут на контакт, занятия с другими требуют большого терпения и длительного времени.
“Царевна Несмеяна”
Взрослый рассказывает сказку про царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет. Дети по очереди подходят к царевне Несмеяне и стараются утешить ее и рассмешить. Царевна же изо всех сил будет стараться не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сможет вызвать улыбку царевны. Затем дети меняются ролями.
Такие игры способствуют формированию общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Когда ребенок почувствует радость от общей игры, от того, что мы делаем вместе, когда он разделит эту радость с другими, его самолюбивое “Я”, скорее всего, перестанет требовать похвал и восхищений. Чувство общности и интерес к другому являются тем фундаментом, на котором только и может строиться полноценное общение людей и нормальные человеческие отношения.
Когда можно игнорировать поведение ребенка
Гашение – процедура, предполагающая, что “какое-либо поведение перестает подкрепляться, и его частота постепенно снижается”. Для обеспечения эффективности данной процедуры нам необходимо знать, что именно подкрепляет поведение ребенка, чтобы лишить его этого подкрепления.
Данная методика используется параллельно с обучением альтернативному поведению. Если мы перестанем подкреплять проблемное поведение ребенка, имеющее важную для него функцию, при этом не обучив его иному поведению, высока вероятность возникновения новых, еще более тяжелых форм проблемного поведения.
Иногда встречается ошибочное использование терминов “гашение” и “игнорирование” в качестве синонимов. Также ошибочно считать, что игнорирование нежелательного поведения всегда приведет к тому, что ребенок перестанет вести себя плохо. Это не так. Игнорирование нежелательного поведения будет эффективным только в случае, если функция поведения – привлечение внимания. Однако если функция поведения, например, заключается в избегании деятельности (совместной игры, уборки в комнате или решения задачи), то каждый раз, когда мы будем игнорировать поведение ребенка и прерывать взаимодействие с ним, мы будем подкреплять нежелательное поведение (именно этого – прекращения взаимодействия – ребенок и добивался).