Развивающие занятия
Занятие с детьми 3-4 лет нужно предварительно спланировать, желательно на неделю вперед. Таким образом вы учтёте все значимые для ребёнка моменты, предотвратите перегрузку малыша и будете иметь в запасе время, чтобы к ним подготовиться. Составляя недельный план, первостепенно необходимо учесть посещение малышом детского сада
Если ребёнок целый день находится в саду, то важно учесть следующие аспекты:
- Ребенок в садике ежедневно участвует в развивающих занятиях и регулярно получает физическую нагрузку;
- Ваши занятия будут проходить только в вечернее время и на выходных;
- На вечер не стоит намечать активных мероприятий;
- Вечером у вас не так много времени, поэтому строить планы можно максимум на два занятия;
- Нужно уточнить, какую программу используют с ребёнком в садике, чтобы не повторять, а грамотно дополнять ее;
- Для малыша, не посещающего сад, расписание занятий будет более объёмным. План занятий составляется с учётом имеющихся навыков и интересов ребёнка.
Задачи кризиса и суть происходящего с ребенком
Стадия негативизма означает, что ребенок начинает ощущать свою отдельность, и пытаться жить в новом качестве.
Взрослым следует особенно бережно обращаться с маленьким бунтарем. Шаг вправо – и он уязвлен в своей новой самостоятельности, шаг влево – и он паникует без надежной поддержки и абсолютного принятия.
И то, и другое может выражаться в криках, плаче, необъяснимых претензиях и капризах.
Наберемся деликатности и терпения и поможем ему пройти этот путь
Важно понять, что стоит за его протестом и отрицанием. «Мама, я хочу быть сильным и большим
Не смей мешать мне! Мама, я маленький и слабый. Спаси меня сейчас же!» Представьте себе, как тяжело испытывать это одновременно. В голове не укладывается, правда?
Слышали ли вы о кризисе 3-х лет раньше?
Да 73.91%
Нет 17.39%
Все эти кризисы – выдумка психологов. Пороть их надо! 8.7%
Проголосовало: 23
Давление и чрезмерный контроль
Психологическое подавление и жёсткие рамки в воспитании приводит к тому, что родителей просто не слышат. Так способны реагировать даже малыши в 1,5–2,5 года. Посмотрите и послушайте себя со стороны. Возможно вы забыли, что такое просьбы и давно перешли в общении на приказы, которые не обсуждаются. Но у детей есть интересная особенность привыкания к повышенным тонам, и когда от них не требуют беспрекословного подчинения под угрозой наказания, они просто не замечают разницы в настроении и громкие крики взрослых. Для них это норма, пока дело не доходит до наказания.
Строгие родители очень изобретательны в «карательных» мерах. Запрещая любимые мультики, игры и прогулки, или щедро раздавая подзатыльники, они забывают о простом правиле «агрессия порождает агрессию». В случае с маленькими детьми подобные наказания провоцируют бунт. Ребёнка лишают собственного мнения, и он реагирует протестом, делает «назло» и поступает «вопреки».
Еще один неприятный момент. В семьях, где мама и папа ведут себя жёстко и требуют соблюдения дисциплины, дети лишены такой приятной мелочи, как похвала. Если до 5–6 лет не баловать их комплиментами и поощрением, они начинают чувствовать себя ненужными. В будущем такие детки не стремятся стать лучше, боятся сделать что-то не так, вырастают замкнутыми и с кучей комплексов, такими как:
- безынициативность;
- заниженная самооценка;
- мстительность;
- склонность к обману.
Запреты и ограничения
Безусловно, если все позволять маленькому человечку, то в итоге это выльется в непослушание. Пойдя однажды на уступку, велик риск оказаться в невыигрышном положении. Потом не стоит удивляться, почему карапуз ведет себя как дьяволенок.
На самом деле родителям очень легко потерять свой авторитет в глазах ребенка. Поэтому нужно еще с малых лет объяснять ему, что разрешается, а что находится под запретом. Это правило должно распространяться на всех детей любого возраста. Запреты являются неотъемлемой частью правильного воспитания. Если их не вводить, то конечный результат очевиден – ребенок не слушается. К 3-5 годам дети обычно уже начинают четко понимать, как можно поступать, а как – нельзя.
Справедливые запреты и ограничения полезны для формирования у малыша адекватного отношения к самому себе и миру. Если все будет дозволено, то он в скором времени перестанет ценить то, что имеет, и будет принимать все как должное. Кроме того, многие запреты необходимы для безопасности и здоровья детей.
Но стоит понимать, что не нужно ограничивать ребенка во всем подряд. В противном случае можно создать препятствия для развития. Если трехлетний карапуз ведет себя некрасиво, то не осознает этого
Он просто хочет ощущать свою значимость и важность
Советы родителям пятилеток
Если ребёнку 5 лет, и он не слушается вас, огрызается, следует как можно быстрее начинать выстраивать с ним отношения (читайте по теме: Почему ребенок не слушается?>>>).
- Интересуйтесь его жизнью, по возможности проводите с ним больше времени, чаще организуйте какое-то общее интересное занятие;
- В 5 лет дети активно подражают взрослым, поэтому нет смысла требовать от них того, чего не делаете вы сами. Терпеливо рассказывайте ему, как следует себя вести и будьте достойным примером;
- Старайтесь не срываться на крик, всегда спокойно объясняйте, почему ребёнок вас огорчил и как ему следовало поступить.
Если вам тяжело сдерживаться, начните применять техники из семинара Мама, не кричи!>>>
Помните! Постоянные упрёки и нотации рано или поздно приведут к «психологической глухоте», когда дети перестают слышать потоки обвинений в свой адрес.
Родители раздражаются от этого ещё больше и конфликт вспыхивает с новой силой. Получается замкнутый круг.
Как быть?
- Учитесь вести диалог с ребёнком;
- Вовлекать его в обсуждение;
- Искать компромисс;
- Забудьте про назидательный тон, говорите спокойно;
- Старайтесь смотреть ему в глаза.
Если ребёнок в 5 лет не слушается, что делать родителям?
Можно воспользоваться несколькими нехитрыми приёмами воспитания. Они помогут договориться с детьми и избежать капризов и истерик.
- «Виш-лист»;
Когда малыш просит какой-то подарок, лучше не отвечать категоричным отказом, который, скорее всего, приведёт к детской истерике, а спокойно сказать: «И правда хорошая вещь. Ты должен включить её в свой список желаний».
Как только у вас появляется возможность, что-то из списка можно покупать.
- Правило 5 минут;
Часто конфликт возникает из-за того, что ребенок увлечен интересным занятием, а взрослый что-то требует от него (например, немедленно убрать игрушки и лечь в кровать).
По этому вопросу есть хорошая статья: Как научить ребенка убирать игрушки?>>>
Введите правило 5 (10,15 – на ваше усмотрение) минут. Как только возникает необходимость, чтобы ребенок завершил своё дело, предупредите, что у него остаётся 5 минут.
«Давай ты ещё 5 минут покатаешься с горки и мы пойдем домой». Можно использовать колокольчик, оповещая ребёнка, что оговоренное ранее время подходит к концу.
Дети быстро привыкают к этому правилу и перестают протестовать.
- Посиди и успокойся;
Если ребенок не на шутку разбушевался, то можно посадить его на стульчик в центре комнаты и объяснить, для чего вы это делаете:
«Ты очень разгорячился, пожалуйста, посиди на этом стуле 5 минут и успокойся. Как только ты почувствуешь, что стал спокойнее – скажи мне и я разрешу тебе покинуть стул»
Можно всякий раз после баловства усаживать его на стул, давать мячик или игрушку-антистресс, чтобы непоседа успокоился.
Важно! Очень травматично для детей, если за один и тот же проступок их то наказывают, то нет, поэтому родителям стоит быть последовательными в своих действиях. Главное, что нужно осознать: послушный ребёнок на родительском языке означает «удобный, беспроблемный». А ведь малыш не обязан отвечать родительским ожиданиям и угождать вам
А ведь малыш не обязан отвечать родительским ожиданиям и угождать вам
Главное, что нужно осознать: послушный ребёнок на родительском языке означает «удобный, беспроблемный». А ведь малыш не обязан отвечать родительским ожиданиям и угождать вам.
Своим непослушанием он отстаивает собственные границы, учится прислушиваться к себе и решать, что ему нравится, а что нет.
Важно сохранять с ребенком близкие и доверительные отношения, а возрастные кризисы всегда проходят. Относитесь к этому с пониманием
- Как не кричать на ребенка?
- Как вести себя с ребенком?
- Ребенок-жадина
Особенности этого возраста. Теория привязанности Л.В.Петрановской
Пережив кризис трёх лет, ребенок сильно меняется, как физически, так и психически. К этому возрасту он уже познал и изучил многие предметы, может сам обслуживать себя и не требует физического ухода.
При этом остаётся маленькой милым крошкой с покладистым характером и хорошим послушанием. Теперь уже нет необходимости нянчить его, достаточно просто присматривать.
Ребенок становится управляемым на расстоянии с помощью слов. Можно просто сказать: «Подойди ко мне поближе» или «Не беги перед светофором и возьми меня за руку». Неспроста этот возраст называется «нежным». Дети становятся ласковыми, покладистыми.
Возраст 4-5 лет психологи называют “нежным”
Исследовав материальный мир, кроха теперь больше интересуется людьми и отношениями. Четырёхлетки очень чувствительны к эмоциям, чутко следят за отношениями между людьми, их настроением, реагируют на остановку в семье. В это время закладывается основа эмпатии. Чадо уже осознает свои чувства и любовь к родителям.
Это самые дорогие и незаменимые люди в его жизни. Малышам очень хочется нравиться своим маме и папе. Мальчики и девочки приобретают способность к рефлексии – умению распознавать свои чувства и необходимости говорить о них. Но иногда дети выходят из-под контроля.
Наказание
Если ни беседа, ни уговоры взрослых не помогают, и ребёнок отказывается слушаться, тогда следует наказание. Иногда мамы и папы с крика переключаются на применение силы, не понимая, что так они только ухудшат ситуацию.
Такие действия не только не разрешат проблему, но еще и обидят малыша, или что еще хуже — разозлят, спровоцируя дальнейшее непослушание. Но и безнаказанным плохое поведение не должно оставаться. Но, в любом случае, вместо применения силы лучше наказывать психологическим воздействием, подобрав соответствующий способ.
Главное — ребёнок должен понимать, за что его наказывают. Помните, что частый «нагоняй» становится привычкой и своей цели не достигает. Ни в коем случае не наказывайте ребенка во время вспышки гнева — результат от такого «воспитания» может быть непредсказуемый и далеко не всегда положительный.
Возраст 4 лет оправдывает непослушное поведение ребёнка. В этом возрасте малыш – маленький бунтарь, стремящийся отстоять свою самостоятельность. Если же взглянуть на ситуацию с другой стороны – такие действия служат лишь методом привлечения внимания, не достающего ребёнку.
Воспитывая своего непослушного малыша, помните, что хвалить нужно в пять раз чаще, чем наказывать. Слушая от родителей слова похвалы, у ребёнка появится стремление получать их ещё чаще, тем самым его поведение исправится в нужном вам направлении.
А как же его воспитывать? Как сделать послушным?
В заключение хорошая новость: согласно теории привязанности, волшебная кнопка для остановки плохого поведения у детей все-таки существует. И она называется «укрепление связи». Нажимать на нее надо утром, днем и вечером раз по 15-20 в час, можно ночью. Можно во время припадка с криками и швырянием игрушек, хотя эффективнее, пожалуй, после него.
Учитывая, насколько хрупка и чувствительна психика у малыша, как глубоко он может переживать тревогу из-за любой мимолетной разлуки и потери, есть смысл выстроить для него систему эмоциональной безопасности, с упором на надежности вашей привязанности.
- Вот простые, но хорошо работающие советы для снижения тревожности: щедрое приглашение в свою жизнь. Обнимаем не меньше 20 раз в день, вместе готовим, накрываем на стол или наводим порядок.
- Второе: перебрасывание мостика при расставании. Разлука – это не навечно! Мама сейчас уйдет в магазин, мы помашем ей в окошко, а когда вот эта стрелка будет на вот тут, наверху, она позвонит в дверь и мы ей откроем. Так расставание становится менее непонятным и тревожным.
- Третье: метод, который я бы назвала «белые камушки». Их кидали Гензель и Гретель на пути из дома, и по ним они смогли вернуться домой. При расставании мы даем малышу что-то, что напомнит ему о значимом взрослом: маленькую фотографию, заколку, монетку. Если мы идем прогулку, возьмем с собой
Далее: ритуалы. Успокаивающе действуют правила и традиции, например, возвращения домой. Помыть руки, надеть тапочки, проверить свой автопарк и так далее. Эти понятные и ожидаемые события помогут переключиться от одной деятельности к другой, скажем, прервать игру и покинуть друзей в детском саду. Некоторые дети даже сами придумывают традиции, например, особое прощание при отходе ко сну (сон – это тоже расставание для них, поэтому им так трудно бывает заснуть). Осознанное и систематичное выстраивание множественных связей снижает общую тревожность и дает опору в трудную минуту.
Нежелательное поведение и его причины
Капризы и бунт не всегда связаны с темпераментом чада. Вообще, чаще всего ребенок непослушный в 4 года из-за ошибок родителей. В этом возрасте дети очень привязаны к взрослым, которые за ними присматривают. Маленький гиперактивный человек настойчив и целеустремлён в желании изучить внешний мир.
Если у него что-то не получается, он готов предпринимать попытки вновь и вновь. Но если на пути стоит преграда, которую он пока не в состоянии преодолеть, то неудача вызовет фрустрацию
В эти моменты крайне важно быть рядом и оказать поддержку
Если кроха упал или ударился, поругался с другом или не получил желаемое, не стоит его ругать. Нужно оказать сочувствие, пожалеть, чтобы малыш ощущал защиту и опору.
Мнение эксперта
Клименко Наталья Геннадьевна – психолог
Практикующий психолог муниципальной женской консультации
Это значимый фундамент для преодоления трудностей во взрослом состоянии. Дети, которые «брошены» в самостоятельную жизнь для якобы закалки характера, наоборот, в будущем сложнее переживают кризисы и стрессы. Непослушание четырёхлетки – знак, что малышу не хватает внимания и поддержки. Ему необходима психологическая утроба, в которой можно укрыться от бурь и разочарований.
Истерики по любому поводу
Почти у восьмидесяти процентов детей до шести лет случаются истеричные припадки. Малыш орёт, как резаный и требует своего. Больше половины из них капризничают постоянно. Если речь не о патологическом состоянии и истерики возникают не на ровном месте, то у таких припадков есть несколько причин.
Малыш, как антенна, улавливает любые изменения, происходящие вовне. Громкие шумы, ругань дома, принуждение к чему-либо вызывают стресс. В данном случае истерика – это способ снять нервное напряжение. В этом возрасте крошек начинают приучать к самостоятельности: правильно и аккуратно кушать, убирать за собой вещи, играть со сверстниками.
Часто детей записывают в различные развивающие группы. Всё это требует больших усилий со стороны нервной системы. Она к 4 годам ещё неустойчива. Поэтому любя нагрузка может вызвать непривычную реакцию.
Другая причина – система запретов. Пытливый ум четырёхлетки заставляет его исследовать всё вокруг. Если мама и папа его постоянно одёргивают и подавляют его свободу, то такой тотальный контроль может вызвать адекватное желание самоутвердиться и проявить свое «Я».
Хамство и агрессия
К четырём годам мальчики и девочки стремятся быть ближе к своим взрослым. Мама и папа для них драгоценные люди. Если чадо проявляет агрессию к родителям, нарочно хамит и начинает огрызаться, значит малышу была нанесена тяжёлая психологическая травма. Так необходимая сейчас связь со своим «взрослым» разрушена.
Крошка на бессознательном уровне решает отделиться от него. Это может произойти, если малыш систематически находился в состоянии стресса, не получал помощи и поддержки при решении своих проблем, регулярно наблюдал грубость в отношениях между членами семьи.
Это очень тревожный симптом, который в последствие может иметь серьёзные последствия. Агрессия в 4 года – повод обратиться за консультацией к психологу.
Мы друг друга понимаем, и до такого не доходит
14.29%
Да, это очень задевает
42.86%
Проголосовало: 7
Демонстративное поведение
К середине дошкольного возраста у детей появляется потребность в признании
Им важно знать, как оценивают их действия окружающие
Если родители не уделяют достаточного внимания, не подкрепляют похвалой успехи сына или дочери, пускают воспитание на самотёк, то кривляние, капризы и другие проявления демонстративного поведения – это способ напомнить о себе. Малыши пытаются добиться внимания любой ценой.
Отказ выполнять требования
Причиной непослушания может быть атмосфера постоянного контроля или невнимательного отношения к чаду. Его мнение никак не учитывается и не воспринимается взрослыми всерьёз, малыш не ощущает свою значимость и уважение со стороны родителей. Капризами и отказом выполнять просьбы и требования он пытается восстановить свой положение
Другие советы о том, как справиться с бушующим малышом вы найдете в следующем видео:
Послание мамам. Вместе заключения
Ольга Всем мамам, которые дочитали эту статью, мне хочется сказать – вы большие молодцы! Если вы здесь – вы уже хорошая мама! Вам не все равно, что происходит с ребенком, вы хотите разобраться в ситуации и избежать конфликтов. Ваше желание – это самое главное, значит у вас обязательно все получится. Пожалуйста выдохните, выпейте кофе, включите ребенку мультик, и отдохните хоть немного. Скорее всего у вас замечательный, смышленый малыш, которым можно гордиться. Просто он старается отстоять свои потребности, громко заявить о своих желаниях, если тихо его не услышали. В свои 4, оказывается, он уже личность. И с этим придется считаться. Да, навыков самоконтроля и осознания ситуации пока не хватает. Но это скоро пройдет, он подрастет, и все наладиться. Правда начнется другой этап взросления со своими сложностями =), но об этом мы расскажем уже в следующих материалах…
Можно и нельзя
Будьте последовательными, поощряя и наказывая ребенка. Дети должны понимать, что от них хотят, и неукоснительно выполнять правила. Вы должны четко объяснить рамки дозволенного:
- разрешенные действия (например, сын сам решает, на что потратить карманные деньги);
- разрешенные действия с условием (можно поиграть на компьютере, но после того, как будет сделано домашнее задание);
- неразрешенные действия с исключением (во время путешествия спать можно лечь позже, чем обычно);
- полный запрет (нельзя ругаться матом).
https://youtube.com/watch?v=rnhj0INhBXs
Для ребенка важно, что родители видят, как он растет и старается совершать взрослые поступки. Не менее важным является осознание детьми того, что, кроме прав, есть и обязанности, а, кроме внешних признаков взросления, существует ответственность за совершенные действия
Станьте для своих детей другом, к которому они смогут обратиться с просьбой, придут за советом и будут доверять.
Если бы ребенок был настолько опытен, как взрослый, он не был бы ребенком. Именно из-за нехватки жизненного опыта происходят все разногласия между детьми и родителями. Об этом надо помнить постоянно, независимо от причины непослушания и возраста ребенка. Не требуйте от детей правильных действий, сначала помогите им стать опытнее.
Нежелательное поведение
Отклонения в поведении малыша в большинстве случаев, если речь не идёт о неврологических расстройствах, связаны с качеством реализации базовой потребности крохи – безусловной любви, принятия и поддержки взрослого.
К 5 годам малыш ещё не сепарирован от родителей и крайне привязан к ним. Они не просто любимы, а обожаемы и прекрасны. Дети очень хотят быть похожими на маму и папу, стремятся полностью соответствовать их правилам и ожиданиям, быть хорошими и послушными.
В психологии не существует такого понятия, как кризис 5 лет. Плохое поведение в этом возрасте и непослушание – сигнал, что крошке не хватает внимания и заботы. Он испытывает стресс и психологический дискомфорт.
Истерики по любому поводу
В пятилетнем возрасте в организме происходят интенсивные процессы, оказывающие большую нагрузку на нервную систему. Резкая смена поведения – это признак, что дошкольник перешёл на новую ступень развития.
Он очень быстро развивается. Теперь кроха уже может фантазировать, копировать родителей. Ему очень хочется быть похожим на них, но быстро повзрослеть не получается. Из-за этого чадо начинает нервничать, замыкаться в себе. 5-летний возраст также связан с развитием страхов разного характера: темноты, смерти.
Они делают детей неуверенными в себе, нервными и пугливыми. Повышенная возбудимость является причиной частых истерик и нытья. Ситуация особенно усугубляется, если родители предъявляют слишком много требований или перегибают с опекой.
Хамство и агрессия
Если малыш агрессивный, начинает вести себя грубо, драться, огрызаться, кричит и матерится, крушит всё на своём пути и отказывается подчиняться, то за этим кроется серьёзная причина.
Вероятно, когда-то была нанесена психологическая травма, с которой не может справиться пятилетка. Сложная обстановка в семье, неуважительное и грубое отношение членов семьи друг к другу, унижение и подавление личности крохи, злость и обида на родителей провоцируют дитя как бы отделиться от своего «взрослого», в котором он не находит понимания, и жить своей жизнью.
Такое поведение может иметь серьёзные последствия в будущем, поэтому очень важно сразу разобраться в причинах и устранить их. В этом может помочь консультация с психологом
Демонстративное поведение, “неуправляемость”
В пятилетнем возрасте начинает доминировать потребность в признании и уважении
Детям важно, как их воспринимают окружающие. Чадо выделяет своё «Я», в нём проявляется конкурентное начало
Активно привлекая к себе внимание, дошкольник пытается самоутвердиться. Часто это сопровождается агрессией, провоцированием скандалов, ссорами
Ребёнок неуправляемый в 5 лет, если ему не оказывают необходимое внимание. Своим непослушанием он пытается восполнить дефицит.
Отказ выполнять требования, непослушание
Если жизнь ребёнка состоит только из указаний и упрёков, его мнение не учитывается при любых обстоятельствах, на него не обращают внимания или не уважают, это может быть причиной непослушания.
Малыш обижен, не чувствует себя самостоятельным и взрослым
А это сейчас для него очень важно
Отказываясь подчиняться правилам, он обращает внимание на свою формирующуюся личность
В следующем видео о своем мнении по поводу этой проблемы рассказывает психолог Дмитрий Карпачев:
Минимальная мозговая дисфункция
У 20% детей дошкольного возраста встречается ММД. Это комплекс несильных нарушений центральной и вегетативной нервной системы. Часто они связаны с родовой травмой. Дисфункция проявляется в дезадаптации крохи в обществе, нарушениях в эмоциональной, волевой и интеллектуальной сферах.
У детей наблюдается дефицит внимания, импульсивность и гиперактивность, что негативно влияет на поведение. При благоприятных условиях со временем эти симптомы пропадают.
Советы психолога.
Если ребенок не слушается в возрасте 4-5 лет, то психологи рекомендуют следующее:
Если решили наказать ребенка, то следует лишить его чего-то хорошего и приятного, а не делать больно и обидно.
Не стоит пугать ребенка чем-либо, как это привыкли делать многие родители. Это не сделает его более послушным. Вместо фразы: «Пока все не съешь не выйдешь из-за стола» лучше будет сказать: «После ужина у тебя не будет возможности больше поесть, поэтому лучше тебе хорошо поесть сейчас».
В воспитании нужно соблюдать 2 важных принципа: последовательность и твердость. То есть нельзя, например, сегодня разрешать то, что было запрещено вчера. Дети уже в таком возрасте хорошо запоминают, что им можно делать, а что нельзя.
Довольно часто маленькие дети любят показывать свои капризы в людных местах, например, в магазине. Не нужно кричать и срываться на ребенка
Именно это нужно малышу – привлечь к себе внимание, пусть даже негативное. Лучше будет отвлечь его небольшой хитростью и попросить: « Помоги мне в поиске, на какой полке находится твой любимый сок?»
Если найти подход и общий язык с малышом 4-5 лет, то его послушное поведение можно считать гарантированным. Когда ребенок будет чувствовать себя любимым, нужным, если родители будут без раздражения отвечать на его многочисленные вопросы и учитывать его мнение, то еще и значимым, как благодарность вы получите послушного малыша. Помочь создать теплые доверительные отношения с крохой может психолог на индивидуальной консультации.
Положительные симптомы
Изменения в поведении вы заметите сразу. Однако они могут быть не только отрицательными, но и положительными. С положительными моментами в поведении ребенка у родителей трудностей обычно не возникает: они всегда похвалят, помогут, поддержат, поощрят. Главное, замечать все плюсы и не оставлять их без внимания.
- Решительность. Ваш ребенок может взять на себя ответственность за выполнение какой-либо домашней работы и будет выполнять ее без подсказки и своевременно. Насколько хватит у него стремления, покажет время. Однако не забывайте его похвалить.
- Любопытство. Ваше чадо начнет проявлять интерес к тому, что раньше его не привлекало (например, биология или космос). Может появиться новое хобби. Это говорит о том, что малыш развивается, расширяя свой кругозор. Предложите свою помощь в поиске интересующей его информации. Ребенку будет приятно ваше участие. К тому же совместное занятие поможет вам быстрее понять друг друга.
- Повторение за взрослыми. В этот период вы можете заметить, что ребенок копирует ваши действия, высказывания, привычки. Он старается быть взрослым, говорить о своих поступках и тревогах. Помогите ему, научите логично рассуждать, делать выводы, анализировать свое поведение.
- Внешний вид. Особый интерес к внешнему виду появляется и у девочек, и у мальчиков. Дети всегда хотят казаться старше своего возраста. Не стоит пресекать это желание: разрешите ребенку немного поэкспериментировать. Он почувствует себя на равных с вами и прислушается к советам.
Замечайте и закрепляйте хорошие перемены в поведении ребенка. И тогда он станет вам больше доверять, меньше спорить и удивит вас своим послушанием.