Ребенок сидит в позе лягушки — нормально ли это?

Почему дети спят попой вверх

Психологи утверждают, что поза попой кверху — признак протеста. Ребенок часто так засыпает после долгих капризов, а также после сильной усталости. Для родителей это признак что ребенку не нравится время, когда его уложили спать или место для сна. Возможно, есть проблемы во взаимоотношениях. На это может указывать крепко сжатый кулачок.

Расшифровка с точки зрения психологии считается актуальной, если ребенку больше двух лет. До этого возраста любая поза имеет чисто физиологическое происхождение. В этой позе лучше отходят газы. Педиатры считают — если нет проблем со сном, с общим состоянием здоровья, то любая комфортная малышу поза является нормой.

Гимнастика и упражнения для ползания

Гимнастика полезна всем малышам. Она улучшает кровообращение, стимулирует развитие костной и мышечной систем, связок, положительно сказывается на развитии речи и состоянии нервной системы. Если ребенок не ползает, хотя, по мнению мамы, ему давно уже пора это делать, можно стимулировать приобретение навыка, добавив к ежедневной зарядке особые упражнения.

Нужно отметить, что эти упражнения являются активными, то есть в их выполнении участвует и ребенок. К тому же без должной мотивации ползать чадо не станет, как ни старайтесь — нужно позаботиться о том, чтобы у вас в распоряжении были интересные и яркие предметы, игрушки, которые и станут тем самым стимулом, который заставит ребенка начать перемещаться по новым правилам.

Мы приведем несколько полезных и простых упражнений, направленных на укрепление мышц рук, ног, живота и спины, а также способствующих развитию вестибулярного аппарата, что требуется для начала ползания.

«Охотник»

Для этого занятия вам понадобится детский развивающий коврик с дугой для игрушек. Если его нет, сделайте такой самостоятельно из кусков яркой ткани. Для дуги используйте толстую проволоку, обшитую поролоном и тканью. Упражнение предназначено для самых маленьких — от 5 месяцев. Положите ребенка на коврик на живот и к дуге привяжите игрушку небольшого размера так, чтобы она была хорошо видна ребенку, но недоступна.

Придерживайте ребенка ладонью за грудную клетку, пока он одной рукой будет пытаться достать игрушку. С каждым днем поддержка должна становиться все меньше. Важный момент — игрушку нужно подвесить так, чтобы, потянувшись, ребенок все-таки смог ее достать

Упражнение стимулирует развитие рук и шеи, позволяет крохе ощутить перенос веса на одну конечность, что немаловажно для ползания

«Путешественник на шаре»

Для этого упражнения вам понадобится гимнастический мяч. Положите чадо на фитбол сначала на спину, покатайте его вперед-назад и вправо-влево. Потом поверните ребенка на живот и повторите покачивания. Перед мячом положите игрушку или интересный для малыша предмет, придерживайте лежащего на животике малыша за стопы и голени. Он будет тянуться к игрушке, перебирая руками поверхность фитбола.

Ваша задача — держать ножки, чтобы малыш не упал с мяча головой вниз. Упражнение завершается тогда, когда ребенок достал игрушку. Потом перенесите ее дальше и повторите упражнение еще раз.

«Тачка»

Это популярное и знакомое многим упражнение, которое вызывает у детей настоящий восторг. Задача мамы — держать ребенка за ножки, задача ребенка — переступать ручками по полу. Движение вперед будет напоминать тачку, отсюда, собственно и название. Главное не делать резких поступательных движений вперед, иначе ребенок может потерять равновесие и сильно удариться головой о пол. Упражнение подходит для детей старше 7-8 месяцев.

«Лягушонок-путешественник»

Это упражнение является усовершенствованной версией известного упражнения «Лягушка». Положите ребенка на живот. Слегка разводите его ножки, сгибая в коленях, это будет напоминать движения прыгающего лягушонка. Завершите упражнение созданием опоры для ребенка из собственных ладоней. Отталкиваясь от них, кроха по инерции сможет проползти свои первые сантиметры по направлению к интересной игрушке, которую мама заблаговременно поставила впереди. Упражнение подходит для самых маленьких — от 5,5 месяцев.

«Танцы на четвереньках»

Если ребенок уже встал на четвереньки и никак не может решиться переставить руки, чтобы поползти, помогите ему, завершая ежедневную гимнастику веселым подвижным упражнением. Включите ритмичную музыку, встаньте с малышом рядом на четвереньки и слегка покачайтесь в таком положении, желательно в одном ритме с крохой. А потом демонстративно делайте «шаг» рукой вперед. Не сегодня, так через несколько занятий малыш обязательно решится повторить это движение вслед за вами.

По поводу личного примера можно сказать многое. Но будет достаточно, если мы напомним, что ребенка до года личный пример — лучший учитель. Будет это выглядеть комично и нелепо, но маме и папе, не исключено, придется провести несколько дней, перемещаясь на четвереньках по квартире. Поверьте, после увиденного малыш с большой охотой начнет повторять за старшими такие непонятные, но очень забавные движения.

Метки

аминокислотыдиагностикапогодалекарстваанализыострый перецискустводетионкологияльготыдетская поликлиникапереохлаждениемолодостьпрививкапротезированиеCOVID-19медицинаногтилорсиндром Дауналечениеангелыпольза и вредморозбесплатноиммунитетпрофилактикавыставкабольницыМетеочувствительностьортопедиястатистикабессонницаВИЧс бодрым утромвакцинацияпаллиативная помощьздоровьезожмужчиныпанкреатитдень здоровьярейтинггормоныСевастопольбиполярное расстройстворакхосписгрыжа животаковидсолнечные детиедаСПИДСонзарядкакоронавирусмеждународный деньшкольникиэволюцияПитание

Тяжело?

Порой от молодой мамы можно услышать что-то вроде: “Сын (дочка) уже весит столько! Как же я буду носить его через пару месяцев!?” Да, детки растут, но если мама постоянно носит кроху на руках и делает это правильно, руки привыкают, и постепенное увеличение веса практически не замечается. Так, мама при необходимости может довольно долго нести даже 3-4-летнее дитя (например, если чадо заснуло). Стоит помнить такую простую истину: ребенка нести всегда намного удобнее и легче, чем что-то ровно такого же веса, но в одной руке, например, в сумке.

Если мама испытывает трудности со спиной, страдает заболеваниями опорно-двигательного аппарата — это повод заняться своим здоровьем, выяснить причины, обратиться за помощью к врачам различного профиля, массажистам. Но это не повод не носить малыша на руках, так как правильные (подчеркиваем!) способы ношения ребенка никак не могут отрицательно сказаться на здоровье матери.

На собственном родительском опыте и в практике помощи другим мамам я заметила, что порой женщины старшего поколения еще чаще, чем молодые мамы, стремятся то взять малыша спиной к себе (при этом неестественно прогибаясь в пояснице!), то посадить его на руку и долго нести. Причем не потому, что так просит ребенок, а просто потому, что других способов себе не представляют. Или (что еще хуже!) стараются пореже брать кроху на руки, так как считают, что носить ребенка очень тяжело, неудобно и вредно для спины. Сталкивалась я также и с настоящим удивлением и даже восторгом бабушек и дедушек: малыша, оказывается, можно носить на бедре и к тому же это совсем не тяжело!

Так что порой к изучению информации об уходе за младенцем можно и нужно подключать и старшее поколение — тех, кто будет присматривать за малышом в родительское отсутствие. Для обучения навыкам родительства, в том числе способам ношения ребенка, полезно обращаться за помощью к опытным, вырастившим и выкормившим грудью не одного малыша мамам или специалистам по естественному вскармливанию, по уходу за детьми. Таким образом, такой важный для человечества принцип преемственности, конечно, видоизменяется, но все-таки не исчезает бесследно.

Как научить?

Умение ползать заложено природой, родителям следует лишь немного помочь малышу «вспомнить» это. Обычно процесс перемещения в пространстве с помощью ползания начинается в возрасте от 5-6 до 8-9 месяцев.Если ребенок старше не сидит и не ползает, стоит проконсультироваться с врачом, чтобы выяснить, в чем причина — в мышечной слабости спинки и конечностей или в индивидуальных особенностях крохи. Стимулирование ползания — это необходимый комплекс мер.

Подготовительный этап

Подготовительный этап заключается в стимулировании, создании мотивации. Если ребенок не заинтересован в ползании, он не поползет. Значит, нужно создать ему потребность ползти. Положите перед ним красивую яркую игрушку или очень интересный предмет, до которого кроха не сможет дотянуться, не попытавшись продвинуть свое тело хоть немного вперед из положения лежа на животе. Если ребенок уже сидит, это облегчит задачу, если еще нет — не стоит усаживать его насильно, лучше стимулировать ползание.

Основной этап обучения включает в себя оздоровительный массаж для укрепления мышц спины, шеи и живота, а также сами занятия. Представления о том, в какой позе лучше всего ползать — всего лишь родительские представления. Малыши сами выбирают удобное для себя положение тела. Даже если со стороны кажется, что ребенок ползает неправильно, отталкиваясь только одной ногой (или елозит на животе, раскинув руки и ноги и размахивая ими), нет никаких оснований вмешиваться и что-то пытаться изменить.

Медленное ползание

Довольно часто дети, которым помогли встать на четвереньки, надолго «застывают» в этом положении. Они могут раскачиваться, как бы проверяя, держат ли они баланс, но делать движение вперед не спешат. Комаровский рекомендует таких «медленных» карапузов никуда не торопить. Они проходят важный этап, изучая вестибулярные возможности собственного тела.

Специалист рекомендует родителям не искать в интернете видео о том, как научить ребенка ползать в 5 месяцев по системе Комаровского (именно такой запрос является очень популярным). Такого видео не существует, поскольку возраст, в котором ребенок начинает ползать — разный. От родителей активная помощь карапузу нужна тогда, когда он сам уже готов к новому способу перемещения,а это часто происходит значительно позже, чем в 5 месяцев.

Однако несколько приемов, которые помогут научить малыша ползать, Евгений Комаровский все-таки подсказывает.

  • Личный пример.Со стороны это смотрится смешно и порой даже нелепо, но лучшего способа научить ребенка чему-либо, чем личный пример, пока не придумано. Если ребенок лежит на животе, ползайте рядом с ним по-пластунски. Если он уже встал на четвереньки, вставайте рядом и показывайте, как нужно перемещаться. Деткам, которые боятся совершить движение вперед, можно помочь, поддерживая их ладонью под животик. Если на пару дней на четвереньки встанет вся семья, включая братьев и сестер, будет вообще идеально.
  • Миссия должна быть выполнимой.Если вы ставите игрушку слишком далеко от ребенка, пытаясь заинтересовать его в ползании, кроха быстро поймет, что добраться до нее трудно, сложно или невозможно вообще. Тогда он перестанет предпринимать попытки и смирится с недосягаемостью желанного предмета. Как вариант — он может начать истошно орать, требуя эту игрушку. Но если вы будете ставить ее рядом, а с каждым днем немного отодвигать дальше, то процесс ползания будет происходить естественно, при обоюдной заинтересованности сторон.
  • Обучение движениям. В ежедневную гимнастику или процедуры массажа стоит добавить новые упражнения, которые будут имитировать ползание и тренировать мышечную память. Можно положить чадо на спинку и поочередно сгибать и разгибать в коленочках ножки. Это не только полезная процедура, но и веселая игра. Можно положить ребенку под животик мягкий валик, взять его за ножки и немного «покатать» его животом по валику, при этом кроха должен упираться ручками в твердую поверхность пола.

Еще одно эффективное упражнение напоминает движения лягушки — положите кроху на живот на твердую поверхность, обе ножки попеременно сгибайте в коленях и слегка разводите в стороны (это будет похоже на манеру плавания лягушат) . Через некоторое время в этой позе можно подставлять ладонь таким образом, чтобы стопы крохи упирались в нее, тогда малыш научится отталкиваться и совершать первое инерционное движение вперед.

Укрепить руки и плечевой пояс поможет хождение на руках. Если малыш хорошо опирается на руки во время лежания на животе, аккуратно возьмите его за ножки и слегка приподнимите их, легко подтолкните ребенка вперед, чтобы он начал «переступать» руками. Не делайте это слишком резко, иначе малыш может сильно удариться головой.

Позвоночник и грудная клетка

Закончив осмотр головы и шеи, переходим к позвоночнику и грудной клетке, однако этот этап осмотра необходимо предварить небольшим экскурсом в анатомию.

Позвоночник взрослого человека не прямой, он имеет физиологические изгибы — кифоз (внешний изгиб — если смотреть на человека сбоку, этот изгиб направлен назад, в сторону спины) и лордозы (внутренние — направленные в сторону груди):

  • шейный лордоз;
  • грудной кифоз;
  • поясничный лордоз.

Все эти изгибы формируются в первые месяцы жизни человека. При правильном формировании позвоночных изгибов возникает эффект пружины, и в дальнейшем позвоночник легко переносит осевые нагрузки за счет хорошей амортизации позвонков, но при сглаженности хотя бы одного из изгибов этот эффект исчезает, и позвоночнику приходится испытывать нерациональные нагрузки, что способствует развитию многих заболеваний, таких как сколиоз (боковое искривление позвоночника), остеохондроз (ограничение подвижности позвоночника) и др.

Итак, вернемся к осмотру. Положим малыша на живот с согнутыми в коленях ножками («поза лягушки»), и убедимся, что позвоночник располагается по средней линии. Иногда у ребенка может отмечаться «младенческий сколиоз». Чаще всего он сопутствует неврологической симптоматике (мышечная дистония, гипертонус) — при ее устранении восстанавливается и нормальное положение позвоночника.

Иногда при осмотре в этом положении у ребенка выявляется отклонение оси позвоночника назад — так называемый кифоз поясничного отдела позвоночника ; он встречается в основном у детей, родившихся достаточно крупными, и довольно быстро проходит, если первые три месяца жизни ребенка правильно держат на руках, не пытаются посадить, поставить на ножки (многие родители любят устраивать с ребенком «попрыгушки» — этого делать нельзя).

Родителям следует знать, что формирование изгибов позвоночника идет поэтапно: сначала ребенок начинает держать голову — это способствует формированию шейного лордоза. Здесь уместно напомнить, что использование подушек у детей нарушает правильное формирование данного изгиба. Когда малыш начинает присаживаться (а делает он это постепенно, если ему не мешают взрослые), формируются грудной кифоз и поясничный лордоз. Если же ребенка посадить в кресло раньше времени, то вместо положенных изгибов у него может сформироваться грудопоясничный кифоз , так называемая «круглая спина».

Если вы хотите опробовать на своем ребенке изобретения современной промышленности, то попытайтесь сначала представить, как это отразится на костно-мышечной системе малыша. Не торопитесь приобретать для своего ребенка кресло, ходунки, прыгунки, манеж. В первую очередь позаботьтесь о правильном матраце: он должен быть упругим, плотным, на нем не должно оставаться вмятин после сна.

Первые 2-3 месяца жизни ребенок должен лежать на спине или животе. Не стоит поворачивать его на бок, так как слабо развитые боковые мышцы еще плохо удерживают тело, вся нагрузка падает на позвоночник, и при положении ребенка на боку может возникнуть сколиоз. С 3-4 месяцев ребенок начинает самостоятельно переворачиваться и с этого момента сам выбирает удобное для себя положение: на спине, животе или боку. В этот период мама должна проследить, с одинаковой ли частотой малыш переворачивается через левую и правую стороны. Предпочтение одной стороны может свидетельствовать об остаточных явлениях мышечной дистонии (разном тонусе мышц слева и справа). Эти явления необходимо устранить до того момента, как ребенок начнет садиться:

  • во-первых, разная сила мышц левой и правой половины тела затруднит выработку навыков при посадке (ребенок будет заваливаться в одну сторону и может потерять желание продолжать попытки),
  • во-вторых, посадка в таком положении может спровоцировать формирование сколиоза.

Возможно, в этот период целесообразно провести курс массажа, дать ребенку поплавать в большой (взрослой) ванне, это поможет избавиться от нежелательной асимметрии тонуса мышц.

В чем опасность сна на четвереньках

Основная опасность сна на четвереньках в том, что по статистике большинство детей, умерших от синдрома внезапной смерти, спали именно попой кверху. При этом малыши по факту признаны абсолютно здоровыми.

Причиной стали несколько факторов:

  • кроха спал на животе;
  • младенца мучил насморк или просто заложенность носа, которая мешает дышать;
  • пониженная влажность воздуха в детской комнате;
  • кроха младше трех месяцев;
  • матрас недостаточно жесткий.

Чтобы не подвергать малыша риску следует внимательно следить за микроклиматом в комнате. Воздух должен быть достаточно влажным, а матрас у младенца — жестким. Если у малыша заложен нос, а он привык спать на четвереньках, то родители должны находиться рядом. Так они смогут повернуть головку младенца, если у него затруднено дыхание. Обычно ближе к году малыш сам способен поворачивать головку и контролировать свое телоположение. Поэтому опасность есть только до трех, реже до 6 месяцев.

Также педиатры считают, что постоянный сон на четвереньках с оттопыренной попой может отрицательно повлиять на работу сердечно-сосудистой системы в будущем. Также нельзя разрешать спать младенцу на четвереньках, если хотя бы один из родителей курит (даже на балконе).

Какие причины, по которым ребенок не сидит?

Из-за чего пятимесячный, шестимесячный, восьмимесячный, девятимесячный, десятимесячный, одиннадцатимесячный, двенадцатимесячный, годовалый ребенок, мальчик, девочка, малыш не сидит? К сожалению, таких причин очень много. Основными причинами отставания в моторном и психомоторном развитии детей являются внутриутробная гипоксия плода, внутриутробная задержка развития плода, перинатальная энцефалопатия, кесарево сечение, родовая травма, вакцинация, осложнения прививок, повышение внутричерепного давления, ликвородинамические нарушения, внутриутробная инфекция, недоношенность или переношенность, угроза прерывания беременности, низкая оценка новорожденного по шкале Апгар, слабая родовая деятельность, анемия беременных женщин, быстрые или стремительные роды, токсикозы и гестозы беременных, гемолитическая болезнь новорожденных, преждевременные роды или преждевременное излитие околоплодных вод, соматические и эндокринные заболевания матери, маловодие, многоводие, многоплодная беременность, предлежащие плаценты, врожденные пороки развития и многое другое.
 

Лечение диспраксии

Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.

Советы родителям:

Поощрять ребенка и помогать ему в приобретении специальных навыков

Хвалить ребенка за любые попытки выполнить действие, не обращая внимание на результат. Обязательно соблюдать режим дня

Ставить перед ребенком ясные и понятные цели.

Лучше начинать с тех действий, которые нравятся самому ребенку.

Быть терпеливым к своему ребенку.

Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:

«На ощупь».

(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).

В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.

«Замок».

(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).

Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.

Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли!»,
происходят ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок, затем ручки тянуться в разные стороны, кисти рук со сцепленными пальцами двигаются от себя – к себе, основания ладоней постукивают друг о друга, пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны. Повторяется несколько раз.

«Чья лошадка быстрее».

(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).

Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.

Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.

«Поймай мяч».

(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).

Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом. Запишитесь на прием по телефону единого контакт-центра в Москве +7 (495) 775 75 66, воспользуйтесь сервисом  к врачу или обратитесь в регистратуру клиники.

Тазобедренные суставы и ноги

Вернемся к ортопедическому осмотру нашего малыша. Следующий, не менее важный, этап — тазобедренные суставы. Чтобы оценить функцию тазобедренных суставов, ребенка следует положить на спину, согнуть ему ноги в коленных суставах и попытаться развести их в стороны. Не следует делать этого резко, с применением силы. Это может не понравиться малышу, он напряжет мышцы и не даст развести ноги.

При правильном проведении этой пробы обычно удается отвести ноги настолько, что коленные суставы касаются стола, на котором лежит ребенок. Ограничение отведения может быть связано с различными причинами. Самой частой (и легко устраняемой) причиной является спазм приводящих (внутренних бедренных) мышц. В этом случае поможет широкое пеленание (то есть такое, при котором бедра ребенка не прижимаются друг к другу, а разводятся на некоторое расстояние), плавание в теплой воде, лечебная гимнастика

Если мама отмечает, что отведение бедер с одной стороны ограничено больше, на это необходимо обратить внимание врача

Следующий этап осмотра — проверка симметричности ягодичных складок и длины ног, для ее проведения положите малыша на живот. Следует обратиться к специалисту, если вы заметили асимметрию ягодичных складок или разную длину ног. Эти симптомы могут возникать при некоторых заболеваниях.

Убедившись, что тазобедренные суставы сформированы правильно и функция их не нарушена, посмотрите на стопы

Обратите внимание на положение стопы, она должна находиться в среднем положении. Если вы заметили, что стопа направлена не строго вперед, а немного повернута в горизонтальной плоскости внутрь или наружу (то есть имеет место так называемая ротация стопы ), необходимо как можно скорее начать массаж стоп

Специальный курс массажа устранит неправильное положение стопы уже на первом месяце жизни ребенка. При более выраженной деформации стоп возможно использование корригирующих лангет, что дает возможность исправить стопу, пока ребенок еще не начал ходить. Помните: любая незначительная деформация стоп легко устраняется в ранний период жизни, но гораздо больше усилий приходится затрачивать на лечение, начатое после того, как ребенок пошел.

Итак, надеемся, что в результате нашего осмотра вы поняли, как важно внимательно следить за состоянием ребенка, отмечать тревожные симптомы и проводить своевременное лечение. Однако не менее важно не торопить развитие малыша, не подгонять его, не пытаться «помочь», а терпеливо ждать, когда он сам захочет и сможет — сесть, встать, пойти

Родительская любовь должна быть внимательной и терпеливой, лишь тогда она принесет достойные плоды, и ваш ребенок вырастет здоровым и счастливым.

По материалам журнала “9 месяцев” №9 2001

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий