Ребёнок боится смерти: как выработать правильную тактику поведения родителям

Как избавиться от страха смерти

Для коррекции состояния используются различные техники. Высокую эффективность показывает когнитивно-поведенческая терапия, которую назначает врач-психотерапевт в зависимости от состояния больного и степени расстройства. Также могут практиковаться гипноз и назначение пациенту антидепрессантов

Но важно учитывать, что сами по себе антидепрессанты ничего не лечат. Они скорее притупляют ощущения, но не позволяют человеку жить полной жизнью

Поэтому крайне важно подходить к лечению комплексно, не пытаясь ограничиться лишь таблетками.

При этом огромное значение имеют поддержка близких людей и психоэмоциональный фон, который складывается в окружении человека. Конечно, закрыться от грустных мыслей и оградиться от любых переживаний невозможно. Но в силах каждого из нас снизить «градус» негатива в собственной жизни.

А для этого нужно избавиться от главных источников негативных эмоций: не смотреть фильмы-катастрофы, триллеры и боевики. Вместо них выбирать легкие комедийные фильмы или не вызывающие переживаний телевизионные программы. Стоит пересмотреть круг своего общения и свести к минимуму контакты с постоянно жалующимися на жизнь знакомыми

Важно окружать себя позитивными людьми, и тогда собственное восприятие жизни тоже станет позитивным

Тревожность

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не располагают.

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодическое проявление беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, ребенок иногда волнуется перед выступлением на празднике – это тревога. Если же беспокойство проявляется постоянно, то можно говорить о тревожности.

Многие психологи считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

  • противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и детским садом (школой);
  • неадекватными требованиями (чаще всего завышенными);
  • негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию малыша.

Тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие.

Работа с тревожным ребенком, как правило, занимает длительное время и направлена на:

  • повышение самооценки;
  • обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях;
  • на снятие мышечного напряжения.

Поскольку тревожные дети, как правило, открыто не сообщают о своих проблемах, то выявить, что же на самом деле тревожит ребенка, крайне сложно. В решении этой проблемы поможет построение песочной картины, которое не требует от малыша специальных навыков, а является просто игрой – естественной деятельностью для этого возраста. В результате у ребенка нет ощущения того, что он сделал что-то неправильно (нет напряжения), а психолог получает необходимую информацию о внутреннем состоянии маленького клиента. После установления контакта в песочнице с помощью различных фигурок разыгрываются те ситуации, которые тревожат малыша. Тем самым вырабатываются конструктивные способы реагирования, которые потом закрепляются в реальной жизни.

Работа с глиной позволяет расслабиться, тем самым способствуя снятию мышечного напряжения. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение «Я» в процессе использования этого материала. Такой вид творчества – хороший способ стимулировать словесное выражение чувств у тревожных детей, которым порой не достает таких способностей.

Не менее эффективным способом в решении проблемы тревожности ребенка является сказкотерапия. Ребенок, идентифицируя себя с героем сказки, в результате проигрывания его образа, учится разрешать конфликт, приобретая для себя новые возможности и способности.

Когда можно игнорировать поведение ребенка

Гашение – процедура, предполагающая, что “какое-либо поведение перестает подкрепляться, и его частота постепенно снижается”. Для обеспечения эффективности данной процедуры нам необходимо знать, что именно подкрепляет поведение ребенка, чтобы лишить его этого подкрепления.

Данная методика используется параллельно с обучением альтернативному поведению. Если мы перестанем подкреплять проблемное поведение ребенка, имеющее важную для него функцию, при этом не обучив его иному поведению, высока вероятность возникновения новых, еще более тяжелых форм проблемного поведения.

Иногда встречается ошибочное использование терминов “гашение” и “игнорирование” в качестве синонимов. Также ошибочно считать, что игнорирование нежелательного поведения всегда приведет к тому, что ребенок перестанет вести себя плохо. Это не так. Игнорирование нежелательного поведения будет эффективным только в случае, если функция поведения – привлечение внимания. Однако если функция поведения, например, заключается в избегании деятельности (совместной игры, уборки в комнате или решения задачи), то каждый раз, когда мы будем игнорировать поведение ребенка и прерывать взаимодействие с ним, мы будем подкреплять нежелательное поведение (именно этого – прекращения взаимодействия – ребенок и добивался).

Причины истерик у школьников

Вот лишь основные из них:

  • Переутомление и перенапряжение. Современных детей очень нагружают знаниями. Даже первоклашки учат языки, информатику, сдают итоговые экзамены и пр. Как тут не нервничать? Про ЕГЭ и говорить нечего. Ребёнок слышит о нём каждый день в школе (и не раз), потом слышит о нём же дома. Если его пугают последствиями провала и готовят сутками напролёт, то это не может не сказаться на психологическом состоянии. Масла в огонь могут подливать родители, считающие, что чем больше кружков посетит их ребёнок, тем успешнее и счастливее он станет в итоге.
  • Конфликты со сверстниками, учителями, родителями. Они неизбежны, но некоторые дети реагируют на них слишком остро. Также истерики могут быть следствием оказываемого в школе давления, притеснения со стороны учителей, недопонимания в отношениях с родителями. Сложные отношения с одноклассниками, неумение ребёнка за себя постоять, отсутствие друзей – всё это может сильно тревожить его, что также скажется отрицательно на эмоциональном фоне. Если школьник почти всегда приходит домой в плохом настроении, это повод для родительского «расследования». Зная причину угнетённости, проще помочь ребёнку.
  • Подростковая любовь. Это взрослое чувство, очень сильное и глубокое, подросток переживает впервые, и тогда весь мир для него начинает вращаться вокруг объекта привязанности. Успеваемость в школе резко снижается, отношения с родителями портятся, да и друзья-ровесники часто тоже не способны разделить переживаний влюблённого. Ситуация осложняется, если объект любви не отвечает взаимностью или хотя бы симпатией. В такой ситуации подросток особенно остро нуждается в поддержке, только вот получить её часто негде и не у кого.
  • Глубинные психологические проблемы. Они могут быть незаметны со стороны, даже при тесном общении. Или же напротив, очень заметны. К примеру, замкнутый малообщительный ребёнок может страдать от одиночества, различных комплексов и непонимания со стороны сверстников. Или испытывать болезненный страх перед противоположным полом.
  • Проявление протеста или бунта. Иногда истерика у школьника является ответом на запреты и ограничения свободы. К примеру, подростку не разрешают выходить из дома до тех пор, пока не выучит уроки. Истерика ребёнка-бунтаря, пожалуй, самая изматывающая, ведь с ней куда сложнее справиться. При неправильном подходе родителей такое поведение может привести к большим проблемам в будущем.

Истерики бывают разовыми и регулярными, их могут запускать различные факторы и ситуации. Простой пример: умерла кошка. Ребёнок, узнав об этом, начинает плакать и не может остановиться. Когда всё-таки останавливается, снова плачет. Отказывается от еды и развлечений, не может нормально спать всю неделю, подушка постоянно мокрая от слёз, вид подавленный, состояние крайне угнетённое. Он переживает из-за смерти любимого питомца, и это уже само по себе достаточный повод для истерики. Но может быть и так, что эмоциональные срывы случались и раньше, правда, не столь сильные. Возможно, что-то тяготило ребёнка, и смерть кошки стала последней каплей.

Другая ситуация – истерики во время выполнения домашнего задания. Если они становятся постоянными, это тоже сигнал о проблеме и серьёзный повод обратиться к детскому психологу.

Итак, рассмотрим детские страхи более подробно

Страх – это одна из разновидностей эмоционального состояния, которую можно анализировать, как защитную функцию подсознания на ту или иную ситуацию.

«Большие детки – большие бедки» тоже самое можно сказать по поводу страхов, с годами дети все больше получают информации, и все больше растет страх перед неизведанным, а именно: 

  • семимесячный малыш пугается, когда матери нет рядом, 
  • достигнув восьмимесячного возраста, ребенок в кругу близких ему людей чувствует себя защищенным, а вот, чужие вызывают чувство страха, 
  • в 2 года ребенку свойственны уже более «взрослые» страхи – темнота, которые могут выявляться в ночных кошмарах,
  • в 3 года детские страхи могут иметь отношение к животным, 
  • к 4 годам жизни может появиться целый комплекс страхов: «бабай», открытый водоем или открытое (замкнутое) пространство, насекомые и так далее, 
  • дошкольники и младшие школьники могут испытывать страх перед смертью, 
  • чуть позже ребенка начинает пугать неизвестность.

Как действовать родителю, когда ребенок боится посторонних людей

Я бы обозначила следующий план действий: успокоиться, оценить ситуацию, перестать подкреплять страхи ребенка своим поведением и, если нужно, обратиться за помощью.

Во-первых, героине нужно успокоиться. Состояние родителя передается ребенку. Настрой взрослого на позитив придаст малышу смелости. А если испуганный ребенок видит страх, неуверенность на лице мамы, он начинает бояться еще больше. «Даже взрослый не может справиться с ситуацией, похоже, все совсем плохо…» — чувствует дите и начинает вести себя еще хуже. Действия ребенка вызывают у женщины новую волну негативных мыслей. Часто она начинает думать, что ребенок все время боится чужих, и вслух делится переживаниями с подругами и знакомыми. Малыш слышит разговоры, видит, как сильно мама волнуется, и напрягается еще сильней. Все, круг замкнулся.

  • Помечтать о приятном для себя.
  • Подробнее расспросить подругу, что у нее в жизни хорошего. Радость, как и страх, «заразна».
  • Внимательно посмотреть по сторонам, дела на благо других тоже поднимают настроение.
  • Полезно подумать о сильных сторонах дочери: она предсказуема в своем поведении, осторожна, у нее есть свое мнение — это ценно!

Из практики психолога знаю, что отключить страшные картины маме мешают вещи в ее внутреннем мире, часто — из детства. Память устроена так, что неприятное забывается. Поэтому маме может быть сложно вспомнить ситуацию, с которой все началось, сложно связать прошлый опыт с настоящим.

Одна женщина, чей ребенок боится чужих людей, излишне оберегала девочку. Родные и знакомые говорили ей, что такая опека вредна для ребенка. Мама соглашалась с ними, но ничего поделать не могла. В своем окружении женщина не находила понимания, ей говорили: «Это же так просто, не потакать дочери!».

Она чувствовала себя никчемной матерью, пока не обратилась ко мне. Выслушав, я предложила поискать причины проблемы не только в настоящем, но и в прошлом. И маму осенило! Она вспомнила, как воспитательница закрывала ее в темной кладовке. Маленькой девочкой женщина испытала настоящий ужас. И теперь она защищала дочь от любой, даже мнимой, опасности. Мы проиграли ситуацию с помощью фигурок в песочнице, и женщина сказала злой воспитательнице все, что давно хотела. Завершила историю и перестала переживать. И ребенок стал более открытым, общительным.

Как только родитель разрушил (или пошатнул) замкнутый круг тревоги между собой и ребенком, нужно разобраться с причиной страха.

Почему ребенок интересуется смертью

Ему интересно. Ребенок постоянно об этом думает и ищет ответы. Хорошо, что он пришел с вопросом к вам — значит доверяет.

Мысли о смерти у ребенка могут быть из-за горя, которое случилось с кем-то из близких, из-за просмотренного фильма или мультика, сказки, в которой погибает персонаж. Дети находят мертвых насекомых, играют с ними, спрашивают, почему жук не летает, будет ли ему больно, если его бросить на пол.

Вопросами о смерти ребенок начинает интересоваться в возрасте примерно 4 лет. Он растет, все глубже изучает мир, начинает понимать, что все имеет начало и конец, осознает, что он и его близкие тоже будут существовать не всегда. Ребенок пытается переварить, осознать, принять непростую информацию: смерть есть, жизнь не бесконечна. С этой информацией нужно учиться жить дальше.

Почему и в каком возрасте дети начинают бояться смерти

В первые годы жизни такое понятие, как «смерть» не вызывает интереса ребенка. Все окружающие объекты он воспринимает постоянными. Но со временем малыш получает представления о времени, пространстве и приходит к осознанию того, что любая жизнь имеет начало и конец. Это открытие ошеломляет формирующееся сознание, и ребенок начинает очень переживать за себя и своих родных, появляется устойчивая боязнь.

У каждого малыша этот страх выражен в большей или меньшей степени. Причиной сильной боязни смерти зачастую является потеря одного из родителей или другого очень близкого человека. Кроме того, такой фобии нередко подвержены часто болеющие, излишне эмоциональные и впечатлительные малыши, а также ребята, которые воспитываются в неполной семье. Что касается половых различий, то девочки испытывают боязнь чаще, чем мальчики.

Конечно, есть дети, которые вообще не страшатся смерти. Часто причиной тому является то, что родители создают вокруг малыша искусственный мирок, оберегая его от малейших потрясений. Однако из таких ребят зачастую вырастают равнодушные эгоисты, которые не тревожатся ни за кого. Отсутствие переживаний по поводу смерти в то же время отмечается у детей хронических алкоголиков и обусловлено их низкой эмоциональной чувствительностью, неустойчивостью интересов и чувств.

Боязнь смерти не является отклонением, а, напротив, свидетельствует о нормальном развитии психики ребенка. Этот страх малышу предстоит осознать и пережить. Если же он не перерабатывается, а загоняется внутрь сознания, то мучает ребенка долгие годы, соединяясь с другими фобиями и мешая полноценному общению.

В пятилетнем возрасте для крохи становится потребностью ощущать себя. Боязнь утратить это состояние трансформируется в страх смерти. Именно поэтому многие дети боятся засыпать, а также видеть страшные сны. Во сне утрачивается самоощущение, что чем-то напоминает смерть. Завтрашний день для ребенка оказывается за горизонтом реальности.

Чуть позже (лет в шесть) мальчикам и девочкам иногда снится собственная смерть — во сне их съедает лев или крокодил, пресловутая Баба Яга хочет схватить и поджарить в своей печке.

Детская психика продолжает развиваться, и танатофобия (именно так в психологии называется страх смерти) становится более обобщенной: ребенок боится оказать в замкнутом пространстве, быть погребенным заживо, заболеть смертельной болезнью.

Часто страх смерти влечет за собой боязнь засыпать

Если одни ребята боятся умереть сами, стать «ничем», не понимают, зачем они родились на свет, если все равно придется умереть, то другие, наоборот, страшатся смерти своих близких, самих себя считая при этом неуязвимыми. Такие дети могут демонстративно заявлять, что никогда не умрут. Подобный максимализм может проявляться до подросткового возраста.

Вообще, что касается подростков, то многие из них склонны к магическому воображению. Сами себе они выдумывают символы смерти, таинственные знаки, роковые совпадения, рассказывают друг другу страшные истории про вампиров, призраков, Пиковую Даму, Черную руку и пр. Тревоги на тему смерти, как правило, проявляются у излишне впечатлительных и эмоциональных девочек и мальчиков.

Магическая тематика привлекает излишне впечатлительных школьников

Однако при патологической природе такого страха он может негативно сказываться на развитии личности, подрывать уверенность в себе, и тут уже не обойтись без вмешательства специалиста.

Отметим также, что страх смерти в детском возрасте может быть открытым (ребенок боится непосредственно смерти) либо скрытым (малыш опасается острых предметов, огня, высоты, подавиться едой и пр., что опять-таки может привести человека к смерти).

Степени танатофобии

В психиатрии страх скорой смерти считается психическим расстройством. Его выраженность оценивают от легкой до тяжелой степени.

В легкой форме танатофобия проявляется периодически возникающими мыслями о том, что однажды придет день, который станет последним. Что когда-то человек умрет или уйдут близкие для него люди. Особенность танатофобии заключается в том, что даже если удается отгонять эти мысли, они все равно возвращаются, что нарушает привычный ритм жизни. Она теряет свои яркие краски, уходит осознание ее ценности, человек может все чаще задумываться о бессмысленности собственного существования, что загоняет его в глубокую депрессию.

Наряду со страхом смерти может развиваться и страх жизни. Это состояние, в котором человек склонен отказываться от любых стремлений и развития. Он не видит необходимости учиться, стремиться к продвижению по карьерной лестнице. Не понимает необходимости создавать семью или заботиться о близких. Страх жизни заставляет его закрыться в себе, отказаться от общения, оставаться в одиночестве, что только глубже вгоняет в депрессивное состояние.

pixabay.com &nbsp/&nbsp

Что делать, если вы все-таки поссорились на глазах у ребенка

Если вам не удалось вовремя сдержаться и недопонимание вылилось в «разговор» на повышенных тонах, важно сгладить его последствия для вашего чада. Всеми силами старайтесь:

  1. Говорить и вести себя спокойно. Повышение голоса не придадут убедительности вашим доводам, а ребенка могут серьезно напугать. Еще в большей мере это касается ваших действий. Да, разбив пару тарелок или «распустив руки», вы сбросите свое накопившееся напряжение. Однако для малыша это может стать травмой, с последствиями которой ему придется разбираться всю жизнь.

  2. Избегать оскорблений и унижений. Вербальная (словесная) агрессия так же вредит ребенку, как и физическая. Дети очень чувствительны к эмоциям, вложенным в слова.

    Поэтому, даже если вы не используете бранные слова, ребенок почувствует ваше неуважение к маме или папе.

  3. Сохранять нейтралитет ребенка. Ни в коем случае не нужно спрашивать его мнения – кто прав в вашем споре, на чьей он стороне. И, тем более, убеждать в том, что правы именно вы. Это крайне травматично для малыша, ведь вы оба для него родные и любимые люди.

Лучше всего показать ребенку, что конфликт завершен – то есть после ссоры при нем же и помириться. Но часто и это не получается. В таком случае, после того как эмоции улеглись, признайте свою ошибку и извинитесь перед ребенком за то, что ему пришлось это увидеть. Как только вы почувствуете себя готовым, можно спокойно объяснить малышу, что произошло, что вы чувствовали и почему поругались

Важно подчеркнуть, что вины ребенка в произошедшем не было, так как маленькие дети часто думают, что причиной негативного поведения родителей являются они сами

Доступными для детского понимания словами необходимо объяснить, что ссора не говорит о том, что кто-то виноват или один хуже другого, просто два человека не смогли договориться

Также важно озвучить, что ссора не приведет к разрыву отношений между мамой и папой, что они продолжают любить друг друга и своего сына или дочь

Если же ссоры родителей, особенно с применением словесной или физической агрессии, имеют регулярный характер, необходимо остановиться и задуматься

Важно понять причины происходящего и исправить ситуацию как можно скорее, чтобы прекратить травматизацию ребенка. Лучше всего для этого обратиться за помощью к специалисту по семейным отношениям, так как самостоятельно бывает трудно разорвать порочный круг взаимных обвинений и упреков

Предпринимая усилия по улучшению своих отношений с супругом (супругой), вы не только станете сами спокойнее и счастливее, но и сможете сделать более счастливыми своих детей.

Анастасия Вялых,
психолог портала «Я – Родитель»

Детско-родительские конфликты: Ваш тип поведения

Конфликты неизбежны в любых отношениях, в том числе и между родителями и детьми. Ответив на вопросы теста от портала Я – родитель, вы сможете выявить свой стиль поведения в конфликтах с ребенком.
Пройти тест

Как родители могут «напугать» ребенка

Детские страхи порой возникают из-за поведения родителей.

1. Родители сами чего-то боятся.

Например, мама или папа сами чего-то боятся. Например, летать в самолете. Если каждый перелет для кого-то из родителей — это истерика и нервное состояние, то и ребенок будет относиться к самолетам так же. Или же будет бояться чего-то иного столь же сильно.

2. Требования к ребенку постоянно меняются.

Путешествие на территорию страха. Что делать, если ребенок боится темноты?

Чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности, его мир должен быть предсказуем. Если дети не знают, чего ждать от родителей, и одни и те же их поступки приводят к разной реакции — от одобрения («Вот ты хитрец!») до осуждения («Да как ты мог такое натворить!»), то они чувствуют себя неуверенно.

Зачастую страх — это психическое напряжение. Порой оно вытесняет саму причину, ребенок привязывает свои чувства к внешней причине. Он на самом деле боится, что его будет ругать мама, а говорит, что его страшит монстр под кроватью.

Если же родители последовательны в воспитании, их требования понятны и выполнимы, то у ребенка страхов может быть меньше.

3. «Попустительский» стиль воспитания. 

Сейчас нередко родители говорят: «Он сам должен выбрать», «Я не буду ему ничего запрещать, и он сам поймет» и так далее. Ребенок поступает плохо, а мама или папа думают: «Вырастет и сам все поймет». Не хочет надевать колготки: «Пусть идет так». Казалось бы, такое поведение полностью ориентировано на интересы ребенка. Но результат противоположный.

Ребенок маленький, он не знает, как надо. Ему необходимо, чтобы родители показывали: это можно, а вот это — нельзя. Иначе он не научится делать что-либо сам.

Без разумных ограничений у ребенка возникает картина, опять-таки, небезопасного мира: «Я взрослый, а мама и папа — нет. Они сами ничего не знают, поэтому не смогут меня защитить». Конечно, это вызывает тревогу.

Если родители последовательны, а их требования к ребенку адекватны, они сами не испытывают иррациональных страхов или работают с ними, то вполне вероятно, что ребенок перерастет свои страхи.

Трансляция переживания: «Смотри, как я волнуюсь!» (страх от родителей к детям)

А вот обратная ситуация. Не ребенок заражает родителя, а взрослый — ребенка.

Родители делятся переживаниями с ребенком, чтобы освободиться от напряжения и тревоги, но не всегда это осознают:

  • «Не лезь к тому мальчику — ударит»
  • «Куда ты пошел — упадешь»
  • «Ну вот ты опять упал. Я же говорила тебе быть аккуратнее, а ты меня не слушаешь. Я же переживаю»
  • «Дети бывают жестокие, никто тебе не поможет, будь осторожен. Держись от этой компании подальше»

Без этих фраз не обойтись. Это эффективный способ, чтобы ребенок учился оценивать, что опасно, а что нет. Но здесь нужна мера. Каждый родитель хочет, чтобы ребенок знал, что потеряться может быть опасно и лучше не теряться. Но вряд ли мы желаем, чтобы ребенок впадал в панику каждый раз, когда остается один.

Чтобы так не происходило, следуйте нескольким правилам:

  • говорите о своих переживаниях от первого лица: «Я очень за тебя переживала»
  • говорите не более 15–30 секунд; в крайнем случае — 5–15 минут, если ситуация была в самом деле опасная и требует выхода эмоций, но больше со стороны ребенка
  • предлагайте позитивный выход из ситуации или давайте позитивный настрой: «Зато мы друг друга нашли», «Теперь ты знаешь как справляться с такой ситуацией», «Ты герой»

Выполнить эти рекомендации не всегда просто. Но если вы заметили, что уже ребенок старается вас утешить, значит вы перестарались с переживаниями, пора остановиться и вспомнить о позитивных моментах.

Страхи-помощники

Во взрослом возрасте мы все знаем, чего нужно бояться, а что не требует особого внимания. Этого не скажешь о детях: у них нет ни опыта, ни знаний об окружающем мире, да и справляться с эмоциями они пока не умеют. И в дополнение обладают таким необычным свойством, как магическое мышление. Это значит, что ребенок с высокой готовностью принимает необычные и чудесные явления, а также верит в свои способности влиять на окружающий мир мыслями, чувствами, желаниями.

Поэтому в норме страхи часто посещают детей, и проявляется это иногда интенсивно: в виде плача, упрямства, замирания. Но сегодня один страх, завтра другой. Обычно они длятся недолго (один-три месяца) и проходят сами собой. «Нормальные» страхи мало зависят от поведения родителей и отражают нормальное развитие психики. Сюда входят различные боязни, реальные и не очень:

  • укусит собака
  • мама навсегда оставит в садике
  • утащит чудовище
  • кто-то нападет из темноты
  • врач сделает больно
  • украдут грабители

Почему родители боятся разговоров о смерти

Мамы и папы хотят дать ребенку самое лучшее: беззаботное детство, в котором нет страхов, потерь и смерти. Хотят подарить ему волшебный мир, где Дед Мороз приносит подарки, зубная фея меняет зубы на конфеты, где игрушки оживают ночью, а хомячок и любимая собачка уходят жить на радугу. Или просто уходят. В лес, в поле, в другой дом, к другому ребенку…

Фантазия родителей безгранична, но она не решает главную проблему. Нет больше любимого Шарика, ребенок его больше не увидит, ни через год, ни через десять лет. Он не вернется. Он больше ничего не чувствует, не просит косточку, не лает и не скулит.

Двоюродная бабушка не уехала в гости, не переехала жить на Камчатку. Ее больше нет. Нигде нет… Наверное, и у взрослых при чтении этих строк наворачиваются слезы. Что тут говорить о ребенке.

Как можно такими словами разрушить детский мир сказок и грез! Придет время, повзрослеет и сам все поймет. А сейчас путь верит в лучшее.

За стремлением позаботиться о комфорте и душевном спокойствии ребенка скрывается родительская тревога — собственный страх смерти. Скорее всего родителей оберегали их родители, которые в свою очередь получили такой опыт от своих мам и пап.

Если мама боится даже думать о смерти, сложно будет говорить о ней с ребенком. Причем бережно и деликатно.

Взрослых больше всего в этом непростом вопросе пугает неизвестность. Никто не знает наверняка, что будет после того, как мы умрем. Мы можем только фантазировать и предполагать. Научно обоснованных теорий, доказанных фактов не существует. Оттуда еще никто не возвращался.

Очень хорошо иллюстрирует этот страх притча об осужденном к смертной казни, которому дали возможность выбора. Или смерть или выход в дверь. Но за дверью неизвестность. Осужденный выбрал смерть. А за дверью свобода. Только никто ее не выбирал, поскольку неизвестность страшнее смерти.

Ребенок же боится страшных конкретных картин, которые сам же и нарисовал в своем воображении. А уж о детском воображении все имеют представление. Уж чего только не напридумывают!

Поэтому с детьми особенно важно конкретно проговорить все страхи, ответить на все вопросы, которые задает ребенок, смягчить, заменить страшную картину на более приемлемую для ребенка

Ошибки родителей

Когда ребенок боится чего-то, не всегда родителям удается реагировать правильно и мудро. Это — нормально, ведь, они имеют свои чувства, право на ошибку. Однако, возможность знать о том, как не следует поступать — обезопасит детей от новых стрессов и волнений.

Нельзя игнорировать страх ребенка, делать вид, что ничего не происходит. В обратном случае, он остается с ним один на один и его богатая фантазия может «увести» так далеко, что, избавиться от последствий, можно будет только с помощью психолога.

Нельзя смеяться над детскими страхами, пересказывать их, как анекдот, в кругу родственников и друзей. Если ребенок становится свидетелем таких разговоров, это больно «ранит» его, вызывает стыд, заставляет думать, что с ним что-то не так. Впоследствии, это может привести к отказу испытывать страх. Так, появляются дети, с низким уровнем тревожности — они перебегают дорогу на красный свет, прыгают с гаражей, без разрешения купаются в водоемах, верят незнакомцам. Все это происходит, потому что ребенок считает, что бояться стыдно, плохо, боятся лишь неудачники и трусы.

Как избавить ребёнка от страха смерти: советы психологов

Психологи считают страх смерти одной из ключевых детских фобий. Эта тема рано проникает в сознание ребенка, ведь он наблюдает смену дня и ночи, времен года, сталкивается в окружающей среде с мертвыми живыми существами. Этот вопрос тем более актуален, если малыш пережил собственный печальный опыт — потерю близкого человека.

По мнению психолога М.Г. Дятловой трудности в преодолении боязни смерти у ребенка состоит в том, что взрослые часто в глубине души испытывают те же самые переживания. Многих людей приводит в оцепенение сама мысль о том, что все в мире тленно, и когда маленький сын или дочь начинают задавать вопросы о смерти, взрослые пугаются и не могут дать адекватного ответа, который бы удовлетворил и успокоил малыша.

Психолог-консультант Анна Арутюнян, которая специализируется на отношениях родителей и детей, полагает, что все виды детских страхов в какой-то мере связаны со страхом небытия. Взрослым замалчивать эту тему не нужно, ведь она является неотъемлемой частью самой жизни, затрагивает содержание телевизионного контента. Поскольку больше всего страшит то, что непонятно, родителям нужно рассказать ребенку о том, что каждое живое существо проходит обязательный цикл рождения, развития и умирания. Что касается формулировки «смерть — это вечный сон», то ее следует избегать, чтобы не вызвать у малыша проблемы с засыпанием.

Многие дети очень боятся, что умрут и мама и папа. В этом случае нужно объяснить крохе, что это произойдет не скоро, что впереди еще его ждет множество радостных событий.

Е. Сорокина, педагог-психолог высшей категории, называет страх смерти здоровым этапом развития детской психики. Это так же естественно для малыша, как боязнь потеряться или заболеть. И говорить с ребенком на эту тему следует предельно честно.

Страх смерти у детей: рекомендации родителям психолога В. Шиманской

Страх смерти — совершенно нормальный этап развития детской личности. Малышу рано или поздно придется столкнуться с этим явлением. Задача же родителей — проявить всю свою мудрость и тактичность, чтобы успокоить ребенка и правильно объяснить ему, что такое смерть (естественный процесс, являющийся частью самой жизни). По мере взросления сына или дочери эту тему сменят другие интересы. Если же сознание малыша не в состоянии принять смерть, и боязнь превращается в навязчивую фобию, то, конечно же, не следует откладывать визит к психологу.

Как помочь ребенку победить страх

Ребенок от трех лет и старше поделился с вами своими страхами. Что делать, чтобы ему помочь?

1. Показать, что вы сами не боитесь монстров (пожара, собак, машин и так далее). 

Неважно, три года ребенку или 15 лет. Он ориентирован на то, что чувствуют родители

Малыши даже копируют их мимику, дыхание, эмоциональное состояние.

Поэтому если ребенок чего-то боится, первое, что должны сделать мы — это показать ему, что мы в отношении этой проблемы совершенно спокойны. Например, наш дом не сгорит, потому что мы правильно используем электроприборы, знаем правила безопасности и вообще это случается очень редко. И монстр из-под кровати не выпрыгнет — я точно это знаю.

2. Не обесценивать чувства ребенка.

Для чего детям страшилки о черных занавесках и красных пятнах

Ребенка ни в коем случае не надо стыдить, ругать или смеяться над ним («такой большой, а боишься»). Выразите понимание и поддержку.

Ни в коем случае не говорите ребенку: «Не думай об этом, не смотри на это, не говори про это». Так мы лишаем человека поддержки. Вспомните себя — если вы чего-то сильно испугались, то вы хотите кому-то об этом рассказать. И пока говорите, эмоциональный накал спадает, становится легче.

Детям в этом смысле сложнее. Они редко рассказывают о своих страхах. Поэтому родители порой долго не знают о проблемах в жизни ребенка.

3. Рассказать, что страх нормален и он обязательно пройдет.

Можно сказать: «Ты боишься, это нормально, со мной было то же самое, когда я была маленькой. Все пройдет, вот увидишь».

Если ребенку пять и он боится монстра из темноты, вы можете сказать, что в этом возрасте очень многие дети его боятся. Потом они подрастают и спокойно спят, потому что им больше не страшно. Пока ребенок маленький, мы занимаемся «маминым гипнозом», внушаем ребенку отсутствие страха.

Подростку мы говорим иначе: «Да, я вижу, что ты боишься экзаменов. Любой бы на твоем месте чувствовал себя так же, все боятся экзаменов. Но страх помогает тебе лучше подготовиться. Ты все выучишь и сдашь хорошо, вот увидишь».

4

Не акцентируем внимание на страхах

Страхи приходят и уходят. Это же эмоции, а они подвижны

Поэтому важно не укоренять их. Например, если ребенок сегодня боится один войти в темную комнату, не надо ему завтра говорить: «Включи свет, ты же боишься»

А он уже перестал бояться или забыл, что боится. Лучше напомните ему о том, где он проявил смелость.

5. Бороться со страхом на его территории — в фантазии. 

Если ребенок поделился с вами страхами и попросил помощи, помните — с ними надо бороться на их территории, в воображении.

Если сказать, что под кроватью монстра нет, это не поможет. В фантазии ребенка он живет. Поэтому лучше взять швабру, запустить ее под кровать и сказать: «Монстр, ну-ка, уходи! Не мешай моему Коле спать!» Это может помочь.

Помните: то, что смешно, уже не страшно. Многие папы — отличные психотерапевты, которые запросто могут Бабу Ягу или Бабайку представить в ином свете — придумать и рассказать смешную сказку. Или нарисовать страх, а потом переделать рисунок так, чтобы он стал смешным.

Можно поиграть в игру, которая нейтрализует страх

Но действовать стоит осторожно. Одному ребенку это поможет, а другого напугает еще больше

Поэтому если вы не уверены в себе, лучше заручиться поддержкой психолога, который поможет сделать все правильно.

Например, ребенок боится пожара. Можно поиграть в пожарных, которые спасают всех жителей дома, а потом те строят новый — лучше прежнего. В магазине можно купить наборы с фигурками пожарных, лестницами, машиной. Во время игры вы можете еще раз поговорить о том, что вы не боитесь пожара. А то, что ребенку страшно — это нормально и обязательно пройдет. Так ребенок увидит, что есть люди, которые в силах защитить его и родителей от этой беды.

В 99% случаев, чтобы скорректировать страхи, не потребуется медикаментозная терапия. Нужно будет время для созревания психических функций, либо семейное консультирование и коррекция воспитания, либо поведенческие приемы, которые позволят ребенку сделать проблему не страшной, а смешной, или почувствовать себя в безопасности.

Фото: Adrian Sommeling

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий