Интеллектуальное развитие
В возрасте 19 месяцев предметно-манипулятивная деятельность постепенно начинает преобразовываться в игровую. И хотя до полноценной игры еще довольно далеко, но это большое достижение.
На данном возрастном этапе ребенок отлично освоил соотносящие и орудийные действия. С помощью соотносящих действий малыш располагает предметы в определенном порядке. Например, складывает пирамидку. С помощью продуктивных действий он воздействует одним предметом на другие. Например, игрушечным молоточком забивает игрушечные гвозди.
В этом возрасте малыш:
- знает свое имя;
- подолгу любуется на свое отражение в зеркале;
- на вопрос «кто это в зеркале?» называет свое имя, но не местоимение «я», поскольку осознание себя как личности еще не произошло;
- знает, где живет, т. е. может привести маму от детской площадки домой;
- знаком с понятиями «нельзя» и «можно»;
- различает (не называя) основные цвета – красный, синий, желтый, зеленый;
- различает размеры предметов – большой и маленький;
- различает форму предметов и игрушек;
- складывает башню из кубиков;
- любит «читать» книжки.
В этом возрасте начинают формироваться зачатки логического мышления по типу «действие – результат». Если разорвать пакет с крупой, то крупа рассыплется. Если бросить предмет с силой, то он может сломаться. Это открытия в жизни маленького исследователя.
ВАЖНО! В раннем возрасте нервные процессы еще очень слабы и подвижны, но условно–рефлекторные связи уже сформированы и прочны. Не случайно существует пословица о том, что учить всегда легче, чем переучивать
Заученные с ошибками навыки будет практически невозможно сформировать правильно.
Игрушки – это помощники в интеллектуальном развитии ребенка, которые отображают окружающий мир. Это животные, машинки, куклы, посуда, кубики, домики, гаражи, строительный материал. Игрушечных животных можно использовать в игре «Кто как кричит». Для развития умения мыслить пространственно очень полезны кубики и конструкторы. Можно подбирать кубики с буквами.
Полезные игры для развития мышления ребенка:
- пазлы из 2 частей,
- сортировщики по цвету, размеру и форме,
- парные картинки, матрешки.
- картинки – вкладыши,
- конструкторы,
- магнитная рыбалка,
- мозаика,
- различные коробочки для открывания и закрывания,
- простейшие лото.
2.1. Продуктивная деятельность
Рисование, лепка и аппликация – любимые занятия. Этот период называют доизобразительным, когда юный живописец изображает на листе вертикальные и горизонтальные линии. Всем этим шедеврам можно давать различные названия: «Дорожки», «Дождик льет», «Ветер».
Для изодеятельности используются:
- акварель и гуашь,
- штампики,
- губки,
- зубные и другие щетки,
- толстые палочки, обмотанные ватой,
- ватные диски.
Постепенно ребенок учится рисовать не от плеча, а от локтя. Это серьезное достижение.
В области ваяния это пока еще примитивные углубления в тесте или глине. Можно начинать учить юного скульптора отрывать небольшие кусочки глины от большого куска («Покормим птичку»).
Развитие и питание малыша в 7 месяцев
В семь месяцев ребенок может уверенно держать в руке ложку и даже пытаться ей кушать. К этому моменту можно купить крохе набор столовых приборов: ложку, вилку с закругленными концами, кружечку и тарелочку.
Но главная еда крохи в семь месяцев, по-прежнему, мамино молоко или подходящая молочная смесь. Прикорм постепенно замещает дневные и вечерние приемы пищи
Особенно это важно вечером — ребенок лучше наедается и хорошо спит ночью. Если вы не сделали этого раньше, в 7 месяцев пора вводить прикорм
Таблица прикорма для детей в возрасте 7 месяцев по рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ):
Наименование продуктов и блюд | Объем, грамм, мл |
---|---|
Фруктовый сок | 70 |
Фруктовое пюре | 70 |
Овощное пюре | 170 |
Молочная каша | 150 |
Мясное пюре* | 30 |
Творог** | 40 |
Желток, шт | 0,25 |
Кефир и другие кисломолочные напитки | 200 |
Сухари, печенье | 3-5 |
Сливочное масло | 4 |
Растительное масло | 5 |
Готов ли ребенок к прикорму можно узнать по таким признакам, как:
- выплевывание еды, которая ему не нравится;
- интерес к пище – кроха пытается выхватить еду из рук у родителей или из тарелки, постоянно наблюдает за тем, как и что они едят;
- готовность кишечно-желудочного тракта – приблизительно к шести месяцам кишечник маленького человека начинает вырабатывать энзимы, помогающие пище усваиваться. Поэтому, если стул малыша после первого прикорма изменился, то прием твердой пищи стоит временно прекратить;
- рефлекс по выталкиванию корня языка постепенно угасает – если ребенок давится небольшим количеством пищи, то прикорм необходимо ненадолго отложить;
- готовность и умение крохи сидеть без посторонней поддержки. Когда ребенок сидит не слишком уверенно, увеличивается вероятность того, что он подавится пищей.
Специалистами рекомендуется следующее меню для 7-месячного малыша:
- На завтрак — мамина грудь при ГВ или смесь при искусственном вскармливании,
- Второй завтрак (до обеда) — грудное молоко или бутылочка со смесью,
- Обед — овощное пюре с прокрученным и перетертым мясом,
- Полдник — фруктово-зерновая каша,
- Ужин — молочно-зерновая каша.
Изучение пищи, на теплоту и густоту, является нормой для малыша семи месяцев. Не стоит ругать кроху за размазывание еды по столу и по себе. Такое поведение свидетельствует о хорошем развитии ребенка и благоприятно влияет на мелкую моторику.
Начать прикорм лучше с чего-то более густого, иначе одежда, стол и окружающие предметы рискуют быть испачканными. В любом случае — самое время учиться самостоятельности.
Развивающие игрушки для ребенка 7 месяцев
Большое количество игрушек будет отвлекать малыша и потеряет ценность, а несколько самых интересных, любимых и увлекающих помогут развитию ребенка. Поэтому не стоит каждую неделю покупать новые игрушки.
Как заметил однажды писатель Эстер Селсдон: «Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени».
Разнообразие детских товаров позволяет выбрать для семимесячного малыша любые игрушки по желанию и возможностям родителей. Наиболее полезные и распространенные развивающие игрушки с 7 месяцев это:
Пирамидка
Она может быть мягкой, пластмассовой или деревянной. Ребенок с удовольствием будет рассматривать яркие детали пирамидки и учиться формировать их правильную последовательность.
Игрушка-сортер
Сортер бывает обычной коробочкой с отверстиями для разных фигур, а может быть выполнена в виде музыкальной машинки с разными функциями. Что именно выбрать, решать родителям.
Куклы-неваляшки
Неваляшки вызовут большой интерес ребенка в 7 месяцев, особенно если при перекатывании будут издавать звуки или мелодии.
Книги
Книги с яркими картинками и плотными страницами
Совместное чтение с мамой должно начинаться с самого рождения ребенка, а в период становления речевого аппарата представляет особую важность.. Таким образом, игры и игрушки для ребенка в возрасте 7 месяцев представляют обширное поле деятельности и освоения окружающего мира
Подключив фантазию и регулярно уделяя время своему малышу, родители смогут значительно повлиять на его развитие и восприятие предметов.
Таким образом, игры и игрушки для ребенка в возрасте 7 месяцев представляют обширное поле деятельности и освоения окружающего мира. Подключив фантазию и регулярно уделяя время своему малышу, родители смогут значительно повлиять на его развитие и восприятие предметов.
Какие навыки развиваются в 7 месяцев
Важная составляющая развития 7-месячного ребенка – это возможность самостоятельного перемещения в окружающем пространстве, улучшение мелкой моторики и появление более сложных эмоций, страхов.
Нервно-психическое развитие
Ребенок хорошо осознает речь родителей. Он выучил не только свое имя, но и слово «Нельзя». Малыш на седьмой месяц понимает значение запретов, и его они очень огорчают. Он может показывать пальчиком на определенные предметы. Понимает, что спрятанная игрушка не исчезла бесследно. По мимике, жестам и голосу различает, какие эмоции испытывают окружающие.
Наблюдается более интенсивное развитие правого полушария мозга, отвечающего за левую половину тела. Если ребенок стал чаще использовать левую руку, это временное явление.
Познание окружающего мира
Он научился держать в руках маленькие предметы двумя пальцами, хорошо владеет обеими руками. Его интересуют все «звучащие» игрушки, и ребенок осознано ими шумит. Малыш гремит погремушками, стучит по кнопкам музыкальных игрушек. Ему интересно открывать и закрывать коробки. Продолжает все пробовать и выявлять новые свойства предметов.
Любит слушать потешки, стихи, рассматривает книжки с картинками, может переворачивать страницы, если они толстые и не рвущиеся.
Улучшаются двигательные навыки
Основной навык этого возраста – уверенное сидение. Но все детки развиваются по своему, поэтому к 7-ми месяцам они могут:
- переворачиваться со спины на живот и обратно;
- самостоятельно сидеть, но сами сесть еще не могут;
- ползать, иногда задом наперед, на четвереньках или на животе;
- стоять у опоры и пробовать делать первые шаги, держась за ограждение;
- пытаться самостоятельно встать на ноги, хватаясь за опоры и свисающие вещи.
Внимание! Нельзя оставлять свисать стола скатерти, бросать на столе и близко к краю горячие и острые предметы. Младенец может опрокинуть все на себя
Эмоции
Он очень привязан к маме, и ее отсутствие вызывает плач. Может прятаться на плече, стесняясь некоторых людей, или, наоборот, рассматривает заинтересовавших его. Сам выражает свои эмоции, отворачиваясь или прижимаясь к человеку. Может подружиться с другими младенцами.
Развивается речь
Лепет значительно усложняется. На седьмом месяце дети уверенно пользуются слогами, где задействован язык: ма-ма, ба-ба, ла-ла, та-та и другие. Он может выстраивать их цепочкой. Продолжает экспериментировать с громкостью и тональностью звуков, иногда подпевает музыке
Очень важно разговаривать в его присутствии только в доброжелательном тоне
Зрение и слух грудничка
На этом этапе жизни младенца зрение и слух полностью сформированы. Ребенок реагирует даже на тихие звуки, может обернуться, когда к нему обращаются. Во время дневного сна оставляйте звуковой фон (телевизор, радио), чтобы позже он не просыпался от малейшего шороха. Он отлично видит даже быстро движущиеся объекты, различает оттенки цветов.
Развиваем в ребенке умение принимать решение
Даем ребенку взять в руки по игрушке. Предлагаем ему третью. В 7 месяцев младенец задумается и бросит одну из игрушек, чтобы взять новую.
Как играть с малышом в возрасте 7 месяцев
Как играть с мальчиком
Опираясь на информацию о том, что мальчиков больше интересуют движущиеся игрушки, следует выбирать для них крутящиеся предметы. Одним из лучших вариантов будет игрушка на основе оси и одного колеса. Любому мальчику будет очень интересно держать за палочку игрушку одной рукой, второй – раскручивать колесо.
Внимание! Если под рукой нет специального варианта такой игрушки, и приходится использовать самую обычную металлическую ось с колесом, важно обеспечить безопасность ребенка, прикрыв острый конец оси чем-то мягким. Например, это может быть сложенная в несколько слоев ткань, зафиксированная на острие
Мальчику понравится игра с движущейся машинкой. Ее можно катать перед сидящим на коврике ребенком, издавая характерный звук
При этом важно описывать автомобиль: какого он цвета, большой или маленький, громкий или тихий, быстрый или медленный
Как играть с девочкой
Девочкам нравится рассматривать детали. Для того чтобы поиграть с малышкой, можно взять куклу и показывать ее глаза, нос, ресницы, уши, волосы, руки, ноги. Лучше, если мама будет демонстрировать детали сначала на кукле, потом на себе, затем на дочери. Например: «у куклы носик (жестом указать), у мамы носик (жестом указать), у Маши носик (жестом указать)». Не спеша, последовательно, не ленясь, повторить несколько раз.
Девочка и кукла
Интересной игрой станет для девочки любование собой через безопасное детское зеркало. Их часто делают из картона и фольги. Такое зеркало нельзя разбить и получить травму, его можно бросать, грызть и мять. Смотреться в него семимесячная модница будет с удовольствием, кривляясь, издавая звуки, даже попробует на вкус свое отражение.
Игрушки для новорожденного
Новорожденному от 0 до месяца игрушки не требуются, поскольку вся его жизнь определяется исключительно контактами со взрослыми. А вот в период от одного до трех месяцев у ребенка формируются механизмы зрительного и слухового восприятия. Так, в месячном возрасте малыш не только фиксирует взгляд на лице взрослого, но и пытается за ним следить. В два месяца ребенка уже интересуют различные предметы, контрастные рисунки, узор на обоях. Почти все время, свободное от сна и еды, он что-то разглядывает, к чему-то прислушивается… Теперь самое время обеспечить малышу удобный материал для рассматривания и фиксации взгляда. Пусть это будут декоративные пятна чистого, яркого цвета (светло-красного, желтого, голубого, ярко-зеленого на сером или кремовом фоне). Пятна эти могут представлять собой геометрические фигуры или рисунки, наклеенные на стены или потолок. Можно еще подвешивать к потолку разноцветные фигурки на ниточках. Заметим, что дети в этом возрасте охотнее всего фиксируют взгляд на предметах желтого цвета. Следите за тем, чтобы в поле зрения ребенка не попало слишком много ярких объектов – это помешает ему сфокусировать зрение на каком-то одном пятне (рисунке) и хорошенько рассмотреть его.
Координация движений глаз – очередной этап развития зрительного аппарата ребенка. Здесь ему поможет специальная глазодвигательная гимнастика. Возьмите яркую погремушку и поместите ее на расстоянии 40 см от глаз ребенка. После того как он остановит на ней взгляд, отведите игрушку вправо, затем влево, вверх, вниз… Следите за глазками малыша. Если он “потерял” погремушку, повторите упражнение, только не переусердствуйте: занятие должно длиться не более двух минут.
Полезно вкладывать погремушку в ручку малыша (разумеется, она должна быть легкой и не слишком объемной). Ребенок еще не может играть ею, но постепенно, по мере развития двигательной системы, начнет подносить игрушку к лицу, затем намеренно помещать ее в поле зрения, чтобы получше разглядеть. И тогда игрушка начнет выполнять формирующую функцию, стимулируя целенаправленные движения и развивая координацию “глаз – рука”.
Когда обращаться к врачу
Каждый малыш развивается по-своему. Если соседский мальчик уже пытается ходить, а ваш еще ползает, это не значит, что есть какие-то отклонения. Есть определенные временные рамки, в которые ребенок должен поползти, сесть, пойти, начать бегать.
Существует несколько простых способов проверить, нормально ли протекает развитие ребенка:
Реакция на родителей. Привязанность, в первую очередь, проявляется к маме и папе. Если после расставания малыш никак не реагирует на вас, то есть поводы для волнения.
Повторение действий родителей. Покажите малышу, как греметь погремушкой или стучать в бубен – он должен повторить. Если он никогда не проявляет к этому интереса, то необходимо обратиться к врачу. Стоит отметить, что ребенок может быть просто без настроения или сильно уставшим. В таком случае его реакция объясняется этими временными факторами.
Сидение. Если мама протягивает ручки к ребеночку, а он никак не реагирует, то в этом случае тоже стоит забеспокоиться. Хотя бы неуверенно, но он должен сидеть, а может даже самостоятельно садиться из положения лежа
Если ребенку 7 месяцев, а он не сидит — это повод обратиться к врачу.
Ребенок должен пытаться хоть как-то обратить на себя внимание: звуками или жестами.
При обращении к нему малыш должен поворачивать голову в сторону того, кто его зовет.
При попытках поставить кроху на ножки, он должен пытаться опереться ими на пол или любую твердую поверхность. Если же он подгибает ножки, то это еще одна причина для похода к врачу.
Узнать, что должен уметь ваш ребенок в семь месяцев, можно у участкового педиатра при ежемесячном осмотре. При некоторых отклонениях он направит к ортопеду или невропатологу на прием, которые помогут поставить диагноз и разобраться в проблеме.
Читайте далее:
Достижения малыша в 9 месяцев
Что ребенок должен уметь в 8 месяцев: навыки и нормы развития
Что умеет ребёнок в 5 месяцев: навыки, физическое развитие и таблицы норм
Собираем вишни
Пальчиковая игра для развития мелкой моторики и координации движений.
Один пальчик вишню поднимает (одна ладонь раскрыта, большой палец второй руки “подхватывает вишню” с раскрытой ладони — движение подобно щелчку одним пальцем, “чиркающее” движение по ладони),Второй пальчик вишню катает (указательный палец делает круговые движения по раскрытой ладони — “катает вишню”),Третий пальчик вишню вытирает (средний палец двигается по раскрытой ладони вперед-назад — “вытирает вишню”),Четвертый пальчик вишню отдает (безымянный палец постукивает по мизинцу),А пятый пальчик вишню съедает! (Мизинец трется о раскрытую ладонь — “съедает вишню”.)
Игра повторяется со сменой рук.
Развитие двигательной активности
Приобретите для ребенка резиновые игрушки, чтобы у него была возможность пожевать и погрызть их. Купить такие игрушки можно в любой аптеке.
Смело отправляйте малыша на исследование квартиры
Не стоит переживать из-за возможной грязи: выработка собственного иммунитета – важное условие для полноценной жизни.
Почаще выкладывайте ребенка на живот, если он при этом не выказывает недовольства. Чаще занимайтесь укреплением ног малыша, ставя его на пол или на свои колени, придерживая за подмышки.
Стимулирование желания ползать сопровождайте использованием ярких игрушек, а при неудачных попытках ползти создайте руками опору для ног сзади, чтобы ребенок мог оттолкнуться ножками и продвинуться вперед (рекомендуем прочитать: во сколько маленькие дети начинают ползать?). Оптимальное расстояние, на которое стоит удалять игрушку – вытянутая детская рука, но так, чтобы до игрушки доставали только кончики пальцев. Продолжайте упражнение, пока ребенок не доберется до игрушки.
Что должен уметь делать ребенок в 7 месяцев?
Изначально нужно определиться с целями, которые должны выполнять игрушки и совместные с родителями мероприятия. Плохо, если они проводятся только чтобы занять детей на некоторое время или успокоить, это обязательно отложится в подсознании ребенка, ассоциируясь с пустым времяпрепровождением. Если же играть с 7-месячным грудничком с пользой, то у него всегда будет положительное отношение к учебе, а к выбору игр он будет подходить осознанно и с конкретной целью.
Развивающие игры для малышей преследуют сразу несколько целей: отработка физических показателей, формирование речевого аппарата, стимулирование сенсорного восприятия. Рекомендуется завести дневник и в нем отмечать появление у ребенка новых навыков, закрепление недавно освоенных. Игрушки и мероприятия нужно подбирать так, чтобы к концу 7 месяца жизни у малыша присутствовали базовые умения во всех перечисленных сферах.
В плане физического развития грудничок должен уметь следующее:
- Ползать во всех направлениях, быстро и без капризов. Может заползать на невысокие горки по покатым ступеням.
- Пытается самостоятельно садиться и очень любит заниматься гимнастикой, направленной на отработку нового навыка.
- Способен самостоятельно переходить из сидячего положения в какое-нибудь другое.
- Уже сам пытается стоять у опоры, после чего может встать на четвереньки или попытаться сесть.
- Держась за опору, пытается делать боковые шаги.
Речевое развитие – это не только способность детей говорить, но и их навыки в восприятии обращенных к ним фраз. Занятия должны строиться таким образом, чтобы в арсенале зрелого 7-месячного малыша присутствовали следующие умения:
- Он способен выполнять какие-то действия в ответ на обращенную к нему просьбу.
- Малыш уже знает слова некоторых потешек (Ладушки, Сорока) и начинает воспроизводить соответствующие действия, если мама начинает читать стишок.
- Ребенок активно лопочет, выговаривает отдельные слоги.
- В ответ на обращенный ему вопрос «Где?» дети указывают на нужные игрушки, предметы, людей или хотя бы ищут их глазами.
- Большая часть детей уже хорошо знают свое имя и реагируют на него.
Развивающие игры, направленные на активизацию сенсорных центров, позволят добиться следующих результатов:
Малыш начнет узнавать знакомые предметы с разного расстояния, под разным углом, в непривычной для них атмосфере (например, на другой полке).
Он пытается обследовать свои игрушки и другие доступные изделия всеми возможными способами, все новое вызывает у него интерес.
Способен манипулировать сразу несколькими вещами, а не одной, как раньше
В процессе игр активно пользуется двумя руками.
Начинает понимать смысл прямых и обратных действий (сбирает и разбирает игрушки, снимает и надевает вещи).
Правильно оценивает особенности и свойства предметов (шарики катает, кубики ставит друг на друга, крышки открывает и закрывает).
Внимание детей в этом возрасте может задерживаться на интересном предмете до 3-6 минут, если занятия проходят вместе с взрослым – до 8-10 минут.. Все перечисленные способности у малышей быстрее всего формируются именно в процессе игры
Но манипуляции эти должны быть особенными и специфическими
Все перечисленные способности у малышей быстрее всего формируются именно в процессе игры. Но манипуляции эти должны быть особенными и специфическими.
Что должно насторожить на 8-м месяце жизни
Все дети индивидуальны. У каждого своя скорость освоения навыков, появления основных умений, роста и набора веса. Но есть ситуации, требующие повышенного внимания и осмотра специалистами. Срочно обратитесь к участковому педиатру, в случае если ваш малыш:
- не ворочается и не пытается садиться;
- во время игры не пытается стучать игрушками по полу;
- не реагирует на громкие и тихие звуки;
- не проявляет нежности к маме и папе;
- не просится на руки к родителям;
- не следит за перемещающимися предметами;
- не несет игрушки в рот;
- не упирается ногами, находясь в вертикальном положении;
- не пытается тренировать речевые возможности. Отсутствует лепет и агуканье.
Режим сна
Семимесячному крохе нужно спать около 11-12 часов ночью и 2,5-4 часа днем. Исходя из этих требований необходимо составлять распорядок дня. В светлое время суток дети спят 2-3 раза.
Рекомендован сон в промежутках между 8:00 и 10:00 утра, 12:00 и 14:00 дня, 15:30-16:30 вечера. Третий раз укладывать кроху следует таким образом, чтобы его сон закончился до 16:30.
Тогда засыпание ночью пройдет легче. Если грудничок просыпается в 7:00, тогда дневной сон у него следует организовать в такое время: в 8:45, 12:00 и 15:30.
Важно не допускать переутомления ребенка: это может привести к бессоннице.