Первый кризис ребенка в 12 месяцев
Как видите, первый кризис ребенка наступает не в подростковом возрасте, а возрасте всего одного годика. У ребенка уже может формироваться своя личная позиция – что он хочет делать, а что нет, что ему нравится, а что не очень. Ребенок в 1 годик уже начинает осознавать собственное «Я». От этого меняется его поведение – оно может быть упрямым и нелогичным. Например, ребенок может согласиться что-то делать (например, гулять), а потом резко отказаться, передумать. У ребенка могут начаться бои со сном, он может иногда капризничать без видимых на то причин.
Врачи-психологи говорят, что ребенку в этом возрасте можно позволять кричать и топать ногами, если он чего-то очень хочет. В другом возрасте – нет, а в этом – пожалуйста. Так малыш отстаивает свою жизненную позицию. Это отголоски того времени, когда плач был единственным способом ребенка сказать или показать что-то родителям, когда речи еще не было. Ее и сейчас почти нет, но совсем скоро ребенок заговорит и такая роскошь, как плач, будет для него все более недоступной.
Во время истерики ребенка нельзя бить или кричать на него. Если малыш плачет, значит, с ним что-то действительно не то, у малыша настоящее горе. Нужно взять его на руки, успокоить, покачать, поцеловать. Очень быстро все проблемы малыша пройдут. Физиологические особенности ребенка в 12 месяцев таковы, что, раз уж он начал громко реветь, то сам успокоится еще нескоро, поскольку у него все еще может проявляться гипертонус мышц. Чтобы расслабить их, нужно снять стресс у ребенка, погладив его и устранив таким образом мышечные зажимы.
1 месяц малышу – развитие
Нервная система крохи еще находится на начальной стадии формирования, но он уже многое умеет, и развитие ребенка в 1 месяц идет усиленными темпами
Очень важно, чтобы родители осознавали, что одномесячные младенцы являются полноценными участниками всего происходящего и чутко воспринимают царящий вокруг эмоциональный фон. Вот почему если рядом находятся спокойные, радостные мама и папа, дитя чувствует себя комфортно, а если кто-то раздражен и зол, малыш становится тревожным, плачет
Что умеет ребенок в 1 месяц?
Для того, чтобы кроха адаптировался к окружающему миру и подготовился к осознанным движениям, природа наделила его важными рефлексами. У здорового младенца они отчетливо проявляются, и при желании родители могут проверить их (при этом ребенок не должен быть голодным, усталым, мокрым). Рассмотрим основные рефлексы, присущие ребенку в 1 месяц:
- Сосательный – если в ротик малыша попадает какой-либо предмет (соска, сосок), он начинает совершать ритмичные сосательные движения.
- Поисковый – при нежном прикосновении к щечке и уголкам рта крохи он вытягивает нижнюю губку и начинает искать материнскую грудь.
- Верхний защитный – если малютку уложить вниз животом, он сразу же поворачивает голову набок.
- Хватательный – малыш непроизвольно сжимает руку в кулачок и крепко удерживает палец, вложенный в его ладошку.
- Рефлекс ползания – при прикосновении к подошвам малыша ладонью в положении на животике он попытается оттолкнуться, как бы совершая попытку ползти.
- Рефлекс «автоматической» походки – при удерживании крохи вертикально и приближении его стоп к твердой опоре он станет совершать движения ножками, напоминающие ходьбу.
Изучая поведение новорожденного в первый месяц жизни, можно легко научиться понимать его потребности и желания. Плач пока еще является единственным способом общения со взрослыми, но внимательная мама может заметить, что он не всегда одинаковый, а имеет разные интонации, громкость и так далее. Так, если малыш не видит никого рядом, но нуждается в общении, скучает, его плач характеризуется тем, что звучит по несколько секунд с небольшими паузами. Голодный плач зачастую постепенно набирает громкость, а плач от боли – монотонный, беспрерывный, с периодическим усилением крика.
Что уже умеют многие малыши в этом возрасте:
- удерживать голову на весу в течение нескольких секунд при перекладывании на животик;
- реагировать на окружающие звуки (моргает или вздрагивает при резких звуках, прислушивается к звону колокольчика, поворачивает голову в сторону звуков);
- узнавать мамин голос;
- во время кормления фокусировать взгляд на мамином лице, рассматривать неподвижные и плавно движущиеся предметы на расстоянии 20-30 см;
- различать яркие однотонные цвета;
- осознанно улыбаться, видя знакомые лица;
- пытаться повторять мимику своего «собеседника»;
- произносить «булькающие», сопящие и гортанные звуки, «отвечать» на обращение к нему.
Во время бодрствования кроха совершает некоординированные движения ручками и ножками, что связано с физиологическим гипертонусом его мышц, зачастую исчезающим к четвертому месяцу жизни. Любимым положением во сне является «поза лягушки» – лежа на спине, согнутые ручки подняты вверх, согнутые ножки раздвинуты в стороны. Когда малютка лежит на животе, коленки его подтянуты к груди, ручки согнуты в локтях.
Игрушки для детей в 1 месяц
Когда исполняется 1 месяц ребенку, развитие его психологических способностей и моторных навыков уже можно улучшать посредством игрушек. Это должны быть безопасные и приносящие пользу предметы, развивающие тактильные ощущения, визуальное и слуховое восприятие:
- механическая карусель, крепящаяся к кроватке, с негромкой музыкой и небольшим количеством разных игрушек спокойных цветов;
- погремушки, которые можно удерживать в ручке;
- мягкие погремушки-браслеты на ножку или ручку;
- игрушки, крепящиеся на резинке (цветные и черно-белые).
В ручки грудничка можно вкладывать небольшие игрушки, шнурочки с узелками, ленточки. Нарисовав на картоне черно-белые геометрические фигуры, улыбающееся или грустное личико, полезно давать ему рассматривать такие изображения
Кроме того, важно уже в этом возрасте рассказывать крохе стишки, потешки, короткие сказки, петь песенки. Следует почаще брать его на руки, разговаривать, комментируя свои действия, называть находящиеся вокруг предметы
Питание
Кроме материнского молока или смеси малышу можно при необходимости давать ложечку воды.
Рассчитать, сколько малыш должен съедать в сутки молока (в случае грудного вскармливания) в первые 10 дней жизни можно умножив возраст младенца в днях на 80. Разовая доза составит возраст умноженный на 10.
Это усредненные цифры, на практике малыш может съесть больше или меньше в зависимости от различных факторов – температурного режима, самочувствия.
Средняя суточная доза для детей от 10 дней жизни после рождения составляет около 750-1000 гр.
При искусственном вскармливании появляется риск перекормить ребенка. Чтобы этого избежать кормить ребенка необходимо регулярно, строго следуя указанным дозировкам и инструкциям педиатра.
Как помочь ребёнку освоить важные для 1 месяца умения
Не секрет, что воспитание и образование ребёнка начинается практически с рождения. Правда, ещё, конечно, не время для больших подвигов и свершений, но ведь даже самое большое путешествие начинается c первого шага.
Прежде всего, постарайтесь создать благоприятную атмосферу – ребёнок должен пребывать в хорошем расположении духа, быть спокойным и не иметь причин для проявления нервозности. Первое время для этого его придётся носить на руках, чтобы малыш слышал биение вашего сердца и чувствовал ваш запах.
Очень важен тактильный контакт – сделайте его максимально приятным. Переодевая ребёнка, следите за температурой в помещении: холодный воздух или руки может стать причиной такого неприятно явления как икота у новорождённого. Не забывайте делать массаж и обязательно выкладывайте малыша на животик – это не только поможет избежать запоров у грудного ребёнка, но и побудит его активнее двигаться.
Для развития слуха полезно всё время разговаривать с ребёнком, напевать ему песенки и рассказывать потешки — всё это превращается в весёлую игру, которая нравится ребёнку
Повторение простых звуков побудит малыша реагировать, очень скоро ему захочется вступить с вами «в диалог» — и начнётся весёлое гуление и осмысленное агуканье.
Также очень важно развивать зрение ребёнка: купите ему яркие, контрастные игрушки. Заметные расцветки помогут малышу лучше фокусировать взгляд на предмете, как только он научится это делать, двигайте игрушки в поле зрения ребёнка, он должен за ними следить
Беседуя с малышом, сохраняйте визуальный контакт – наградой за этой очень скоро станет вполне осмысленная адресная улыбка.
Сколько, как и когда должен спать одномесячный ребенок
Идеальным считается режим дня, в котором шесть кормлений через каждые 3 – 3,5 часа. Но добиться такого режима смогут далеко не все и не сразу. Первые две недели жизни малыш проводит 17-21 час во сне, перерывы и время бодрствования в этот период составляют не более 20 минут.
Со второй по четвертую неделю жизни младенец может спать от 16 до 18 часов, просыпаясь на интервалы до 60 минут.
Длительность ночного сна должна составлять 8-10 часов, это время включает в себя перерывы на смену подгузника и кормление. Днем ребенок должен спать 6-8 часов, длительность сна может варьироваться от 15 минут до 3 часов, просыпаясь 4-8 раз.
Главный посыл для мамочки — до полугода вы должны спать 1-2 раза днем вместе с малышом для того, чтобы поддерживать свое физическое и эмоциональнее состояние в норме.
Что должен уметь ребёнок в 1 месяц
Многие даже не подозревают, что в 1 месяц ребёнок уже должен многое уметь. Присмотритесь к своему карапузу – наверняка он уже обладает кое-какими навыками.
- Развитие зрения позволяет малышу реагировать на «изменение картинки»: он умеет фокусировать взгляд на лице близкого человека, отслеживать движение предмета в пространстве, различать яркие, контрастные цвета и узоры: клетки, линии, горохи.
- Развитие слуха позволяет малышу не только отличать мамин голос от остальных, но и побуждает его издавать собственные звуки – нередко к концу первого месяца ребёнок начинает если не «агукать», то хотя бы «гулить».
- Физическое развитие карапуза тоже не стоит на месте и, хотя малыш ещё очень слаб, он всё равно пытается поднять голову из положения лёжа на животике.
Таблица ключевых моментов развития ребёнка от 0 до 1 года
Развитие ребёнка касается не только физических показателей. Несмотря на то что малыш ещё совсем крохотный, он должен многое успеть и выучить. Причём это предопределено показателями развития детей.
Таблица демонстрирует, что должен уметь ребёнок в каждом месяце на каждой возрастной стадии.
Возраст | Уровень речевого развития | Двигательное развитие | Психическое развитие |
1–1,5 месяца | Тихо гулит | Проявляет первые попытки приподнять головку | Может кратковременно проследить взглядом за предметом (обычно за яркой игрушкой) |
2 месяца | Если настроение хорошее, гулит. Звуки становятся громче и немного увереннее. Гуление систематическое и краткосрочное | Координация движений становится лучше | Может дольше удерживать взгляд на движущемся предмете |
3 месяца | Гуление становится продолжительным | Уверенно поднимает и держит головку | Поворачивается к источникам звука |
4 месяца | На смену гулению приходит первый лепет | Постоянно двигает руками и ногами, без проблем прослеживает глазами движущиеся предметы | Может отличить маму от посторонних |
5 месяцев | Лепечет активно. Образует первые слоги вроде «ма», «па» | Самостоятельно переворачивается, ползает назад | Различает голоса родных и чужих людей. Услышав незнакомый голос, настораживается |
6 месяцев | Активный лепет дополняется всё большим количеством простых слогов | Ползает по-пластунски | Расширяет эмоциональную сферу эмоциями вроде радости и недовольства |
7 месяцев | Лепет, появление слогов «та», «на», «да» и др. | Может сесть с помощью взрослого и сидит, опершись на что-нибудь. Ползает вперед | Понимает интонации. Разбирается, когда ему что-то запрещают, и отличает слово «нет» |
8 месяцев | Первые односложные слова | Сидеть и вставать может самостоятельно. Может стоять возле опоры и понемногу начинает ходить, держась за что-нибудь | Расширение диапазона эмоций продолжается. В копилке ребенка появляются эмоции вроде удивления, настойчивости |
9 месяцев | Активное лепетание, новые слоги | Без проблем стоит и передвигается возле опоры. Ползает активно | Понимает простые поручения |
10 месяцев | Наделяет предметы названиями вроде «ля-ля», «ав-ав» | Может сесть из стоячего положения. Может пытаться сделать первые шаги | Копирует мимику взрослых |
11 месяцев | Выражает желания: «на», «дай» | Может поднять предмет из положения стоя. Приседает и поднимается | По просьбе может показать на знакомые предметы или части тела у себя и других |
12 месяцев | Появляется осознанное определение близких людей. Говорит «мама», «баба» | Передвижение становится всё более активным | Понимает большинство сказанного взрослыми. Если что-то попросят, старается выполнить |
Как уже говорилось, девочки и мальчики развиваются немного по-разному. Обычно девочки быстрее начинают ходить и разговаривать, поэтому данные нормы достаточно условны. Добиться лучшего результата можно, если с ребёнком заниматься. А вот малыши, предоставленные сами себе, обычно развиваются медленнее, так как у них нет положительного примера
Именно поэтому так важно не просто вовремя кормить малыша и переодевать его, но и вывозить на прогулку, много с ним разговаривать, покупать развивающие игрушки и т. п
Какие методы развития стоит применять к ребенку, чтобы сделать его более гармоничным
Основное правило, как уверяют, психологи и медики, – мама должна быть рядом крохой и находиться в полнейшем его распоряжении. При этом не нужно думать, что ваш малыш станет избалованным или вырастет эгоистом
В этот период он начинает выстраивать свою стратегию отношений с миром, и очень важно, чтобы у него был ответственный проводник для этого, который позволит ему правильно воспринять все окружающее
Месячного ребенка необходимо развивать больше с позиции физиологии. Несмотря на то, что бодрствует он довольно недолго. И тут основная задача родителей – правильно распределить все имеющееся время между гимнастикой, массажем, питанием и прочими действиями
Причем желательно особое внимание уделить развитию основных рефлексов, типа ползания, хождения и хватания. Все это позволит укрепить мышцы крохи и сделать его более любопытным и выносливым
Отдельное внимание следует уделить водным играм и занятиям. Обязательно показывайте ребенку, что он не один в воде
Как вариант, можно купаться вместе с ним. Но для таких родителей, которые никак не приемлют такие варианты развития малыша, можно просто выбрать вариант, когда мама активно развлекает кроху, используя различные игрушки и прочие варианты.
https://youtube.com/watch?v=mFerxFsVkPo
Ребенка можно положить на воду на животик, поддерживать его под подбородок и тельце и катать по воде. Также можно осваивать хождение в ванной. Налейте неполную ванну воды, держите кроху под мышками и пусть он перебирает ножками. Это и очень удобно, и интересно для самого малыша.
Развлекать ребенка можно и при помощи плавания на спине. Такой вариант позволяет развить вестибулярный аппарат, способствует улучшению чувства равновесия. Кроме того, такие упражнения способствуют отличной профилактике морской болезни.
Также не стоит забывать о том, что ребенку требуется спокойствие – создавайте дома только позитивную обстановку. Ведь кроха еще на уровне инстинктов чувствует всеобщие нервы и сам начинает нервничать.
Крошку обязательно необходимо брать на ручки, прижимать к себе. Биение сердца матери, к которому он привык, будучи в утробе. И это для него самый лучший успокаивающий звук. Стоит практиковать покачивания. Причем это можно делать как на руках, так и при помощи специальных шезлонгов, детских качелей и т.д.
Развивайте слух и зрение, проговаривая свои действия, показывая предметы и называя их. Вы сразу же сможете заметить, насколько быстро отвечает вам взаимностью малыш, – начинает реагировать.
Чаще старайтесь выкладывать крошку на животик. Это и способствует избавлению от коликов, и позволяет ребенку быстрее развиваться, рассматривая мир с оптимальной для этого точки, с которой это положено.
Возможные проблемы в первый месяц жизни
В периоде новорожденности могут возникать такие проблемы:
- Желтушка. Это физиологическое состояние, характерное для большинства младенцев. Оно связано с процессом замены гемоглобина, который был в крови малыша во время внутриутробной жизни, на обычный гемоглобин. Обычно она проходит в первые 2 недели жизни крохи.
- Беспокойный сон. Хотя младенец первого месяца жизни и спит очень много, но вследствие особенностей работы его мозга сон младенца легко нарушается. Так что стоит позаботиться об оптимальных условиях для сна малыша – пусть ребенок спит в тихом и теплом помещении с приглушенным светом.
- Колики. Они появляются у большинства младенцев, как следствие недостаточной зрелости кишечника. Помочь малышу можно с помощью легкого массажа живота, телесного контакта, газоотводной трубочки или препаратов, помогающих избавиться от газиков.
- Плохое заживление пупочной ранки. Чтобы оно проходило нормально, пупочек новорожденного нужно ежедневно обрабатывать бриллиантовым зеленым. В случаях появления выделений из ранки или покраснения пупка ребенка стоит показать врачу. Также нужна консультация педиатра, если малышу уже исполнилось 2 недели, а корочка не отпала и ранка не зажила.
Подведем итог статье и перечислим некоторые советы и рекомендации:
https://youtube.com/watch?v=PELAO1bT00g
Четвёртый месяц
Грудничок становится достаточно развитым, особенно развивается шейный отдел, благодаря чему детки более уверенно держат голову. Это помогает значительно расширить поле зрения. К тому же заметно развивается детализация зрения: малыш может различать детали.
Ребёнок удерживает и перекладывает игрушки в руках. Лёжа на животике, может опираться на локти, чтобы приподняться. Приподнимается, чтобы схватить игрушку, которая перед ним. Появляются первые признаки осознанного манипулирования предметами: хватает, бросает, пробует на вкус. Может проследить за предметами, которые двигаются.
Лёжа на спине, делает попытки приподниматься, чтобы сесть, а на животе выполняет ползающие движения. Может присматриваться к зеркалу. Набирает около 750 г, а подрастает на 2–3 см.
Что малыш умеет?
- Лежа на животе, кроха уверенно удерживает свою голову и рассматривает все вокруг. Мало того, младенец уже может приподнимать вместе с головой всю верхнюю часть тела и опираться на ладошки.
- К четырем месяцам младенец освоил перевороты на животик с положения на спине. Некоторые малыши даже научились обратно и пытаются ползать на животе, помогая себе ножками.
- Лежа на спине, кроха научился приподнимать голову вместе с плечевым поясом. Это первые попытки младенца садиться.
- Малютка уже неплохо управляет своими руками. Во время кормлений ручки ребенка часто обнимают грудь мамы или обхватывают бутылочку. Пребывая в кроватке, кроха уже уверенно ухватывает руками предметы, которые висят над ней (игрушки мобиля).
- Во время игр ребенок улыбается и часто смеется. Ребенок в возрасте 4 месяцев очень эмоционален, он может как радоваться, так и огорчаться или обижаться.
- Гуление четырехмесячного младенца довольно длительное. Вы услышите от малютки звуки «а», «о», «б», «п» и «м». Некоторые малыши даже научились их связывать в слоги.
Отметим, что каждый младенец развивается в своем темпе и одни навыки у карапуза могут появиться раньше, а другие – чуть позже, чем у сверстников. Тем не менее, есть умения, отсутствие которых в 4-месячном возрасте должно насторожить родителей. Обратитесь к педиатру, если малыш:
- Не хватает предметы и не удерживает их в ручке некоторое время.
- Не приподнимается с опорой на руки, когда лежит на животе.
- Не научился переворачиваться на живот.
- При вертикальном положении (когда родитель поддерживает под мышки) не опирается ногами о поверхность.
- Когда подтягивают за обе ручки, головка ребенка отклоняется назад.
- Не проявляет каких-либо эмоций и не реагирует на общение с людьми.
О том, стоит ли беспокоиться, если есть отклонения от норм, смотрите в видео доктора Комаровского.
О том, что, согласно нормам, должен уметь ребенок в 4 месяца, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.
Рекомендуемый режим дня
От 8 до 10 недель режим ребенка почти не отличается от новорожденного периода, малыш спокоен и тратит много времени на рост во сне. Однако на 2 месяце жизни больше времени грудничок спит уже именно в ночное время, бодрствуя больше днем.
Режим с чередованием сна и бодрствования ребенку в два месяца нужно прививать. Точно так же должно быть установлено время на кормление, развитие с помощью специальных занятий. Четкий режим дня обеспечит малышу эмоционально положительное, бодрое и уравновешенное состояние.
Сон
Чтобы нормально развиваться физически и психологически, ребенок в 2 месяца должен спать днем минимум 3-4 раза. Как именно построить распорядок дня — вопрос индивидуальный, зависит от графика кормления и времени, когда грудничок сам просыпается утром.
На 2 месяце жизни ребенка дневной сон желателен на свежем воздухе. Не переусердствуйте, учитывайте погодные условия и корректируйте время пребывания на улице в зависимости от температуры воздуха. Здоровый сон на свежем воздухе способствует развитию иммунитета.
Кормление
Идеальное питание ребенка в 2 месяца – натуральное материнское молоко. На нем физическое развитие малыша намного лучше, чем на искусственном вскармливании. Первый прикорм сторонними продуктами делать рано.
В отличие от первого месяца жизни, когда грудничок ест по желанию и сам этого требует, уже можно делать четкие промежутки между кормлениями. Оптимальные временные рамки – 2, 2,5 и 3,5 часа. В норме малыш должен получать от своего веса 1/6 молока или смеси в сутки. Эту цифру следует разделить на число кормлений, чтобы примерно понимать, какой объем питания грудничок должен получить за раз.
Уход
Чтобы рост и психика ребенка в 2-3 месяца были в нормальном развитии, есть способы их стимулирования, универсальные для девочки и мальчика:
- ежедневные прогулки длительностью 2-4 часа;
- недолгое, но частое выкладывание малыша на живот для тренировки шейных мышц;
- воздушные ванны по 5-15 минут в день (ребенок должен быть догола раздет, можно перед купанием или очередным переодеванием);
- знакомство мальчика и девочки 2 месяцев с разными по фактуре материалами и развитие моторики путем вкладывания их малышу в руку;
- мануальный уход в виде массажа, поглаживаний по всему телу.
Отдельное внимание уделяется купанию. Достаточно водных процедур раз в два дня в вечернее время
Оптимальная температура воды 36-37 градусов, температура воздуха в комнате для купания – 23-24 градуса. В ванночку с водой можно добавлять отвар из коры дуба, ромашки или лаванды для лучшего сна.
Режим дня
В этом возрасте режим дня часто меняется, т.к. малыш активно растет. Для хорошего самочувствия детей родители должны уметь правильно организовать их сон, бодрствование и питание.
Сон
Общий сон на протяжении суток составляет 10-14 часов, при этом днем надо спать около 3 часов. Многие дети этого возраста днем спят еще 2 раза, первый сон около 2 часов, второй в пределах часа. Примерно в 18 месяцев постепенно переходят к одноразовому дневному сну.
Дети должны иметь полноценный крепкий сон.
Прогулки
При хорошей погоде на улицу надо выходить минимум 2 раза, 1 дневной сон лучше проводить на свежем воздухе. Оптимальное время для прогулок — 10-11 часов и 16-17 часов. Летом на улице проводят 5-6 часов, в прохладную погоду — 1-2 часа, а в плохую лучше остаться дома.
Прогулки на природе с папой.
Нормы для детей в один год
На первом году жизни дети активно растут, в месяц они прибавляют 1-1,5 см, после 12 месяцев этот процесс немного замедляется. Они активно набирают вес — 300-350 г за 30 дней, окружность головы и груди увеличивается в среднем на 5 мм.
В этом возрасте стопы еще плоские, но после того как ребенок начнет ходить, жировые складочки постепенно исчезнут и образуется изгиб.
В среднем появляется до 8 зубов, но это все условно, у одних их 10-12, а у других всего 2. Беспокоиться надо, если к концу первого года зубов совсем нет.
Мальчики
Мальчики чаще рождаются более крупными и в этот период развиваются немного быстрее. В средним их вес 8,9-11,6 кг, а рост — 72,3-79,7 см. Это данные отечественных педиатров, по классификации ВОЗ диапазон немного больше.
Девочки
Они растут немного медленнее и к концу первого года достигают 71,4-78 см, а их вес — 8,5-10,8 кг.
Чему должны учить ребенка родители в первые 30 дней его жизни
Фиксируйте взгляд малыша
Когда ребенок бодрствует, находится в хорошем настроении, обязательно покажите ему крупную погремушку
Когда вы привлечете его внимание звуком, медленно поводите игрушкой на расстоянии вытянутой руки малыша. Пусть он следует за ней взглядом – с каждым днем у него это будет получаться все лучше
Развивайте слух младенца
В отличие от зрения, слышит малыш уже неплохо, так что почаще используйте игрушки, издающие различные звуки – важно, чтобы ребенок реагировал и поворачивал голову в ту сторону, откуда он слышит звук (если он не реагирует на звук – обязательно скажите об этом вашему педиатру!) Пусть у вас будет несколько звучащих, пищащих, шуршащих игрушек
Беседуйте с новорожденным
Сегодня медики и психологи советуют не сюсюскать с ребенком (от этой привычки потом будет трудно избавиться в первую очередь вам), а разговаривать с ним, как со взрослым. Говорите спокойным тоном, короткими фразами, используя простые слова.
Обнимайте его и поглаживайте
Делайте это почаще, особенно важен контакт «кожа к коже», чтобы малыш чувствовал тепло вашего тела. Поглаживания – самая простая, естественная и безвредная стимуляция развития малыша, в отличие от массажей на которые так уповают мамы. Их должен делать специалист и только по медицинским показаниям! Для здорового ребенка нет ничего полезнее, чем мамины руки.
Занятия не должны утомлять ребенка
Наконец, важный вопрос: как долго заниматься с ребенком? Ребенок в возрасте одного месяца может играть с вами на протяжении 5-7 минут, потом он устанет. Эти минуты игры можно устраивать в каждый период бодрствования малыша – ему это будет полезно, а вам доставит море удовольствия!
18.07.2017
Подготовила Анна Первушина
о новорожденных Другие статьи автора
Что может сказать мой ребенок
Ребенок 1 месяц развитие что должен уметь?- в этом раннем возрасте плач – единственная форма общения ребенка. Сначала все крики ребенка звучат одинаково, но родители скоро узнают разные виды криков от голода, дискомфорта, разочарования, усталости и даже одиночества. Иногда на плач ребенка можно легко ответить кормлением или сменой подгузника. В других случаях причина плача может быть загадкой, и плач прекращается так же быстро, как и начинается. Независимо от причины, реагирование на крики вашего ребенка с утешительным прикосновением и словами необходимы, чтобы помочь ребенку научиться доверять вам и полагаться на вас в любви и безопасности.
Первые слова
Малыш понимает смысл несложной речи и обращения к нему. Но пока он больше ориентируется на интонацию, чем на слова, хотя и знает смысл определенных фраз. Разговаривайте с ребенком чаще — и его словарный запас будет расти день ото дня, даже если пока этот запас пассивен (доступен пониманию, но не используется в речи). В год малыш уже понимает примерно 10 слов и выражений, включая звукоподражания (к примеру, если «мяу» — это «кошечка»).
Ели ваш ребенок совсем ничего не говорит, не паникуйте. Главное — чтобы он понимал ваши фразы и обращения. Если понимания не наблюдается — обязательно обратитесь к педиатру, ведь у малыша могут быть слуховые, психологические или неврологические нарушения, которые необходимо компенсировать своевременно.
Что должен делать ребенок в возрасте четырех лет?
В четыре года ребенок должен:
- Помогать маме сервировать стол. Выкладывать на него тарелки, вилки/ложки. В зависимости от того, какую еду вы планируете кушать.
- Помогать маме убираться на кухне.
- Уметь выбирать качественные продукты. Хлеб, разные виды сыров, макароны, каши и так далее.
- Если у вас есть собственный земельный участок, то ребенок должен помогать вам на нем. Например, он может поливать грядки вместе с вами. Это несложно. Ребенку достаточно всего лишь взять в руки шланг.
- Помогать маме во время уборки дома.
- Ребенок должен уметь расстилать свою постель перед сном. А затем застилать ее утром.
- Помогать маме мыть грязную посуду. Хотя бы одну-две тарелки. Или вместе с ней класть грязную посуду в посудомоечную машину. Запускать ее.
- Вытирать пыль с полок. И других предметов мебели.
- Готовить себе бутерброды с маминой помощью. Ребенок должен научиться намазывать масло на хлеб. А также заливать молоком хлопья.
- Заниматься своими делами, не требуя взрослых развлекать его.
- Относить на балкон вещи после стирки, вешать их на специальную сушилку.
- Помогать маме развешивать полотенца на балконе.
Как ребенок познает окружающий мир
В течение первого месяца младенец привыкает к новой обстановке. Исследование окружающего мира пока происходит не слишком активно.
Ребенок различает цвета, рассматривает предметы, лица взрослых, пытается следить за двигающимися объектами. Изучение мира происходит и с помощью слуха: младенец прислушивается к окружающим звукам.
Как развиваются органы чувств в этот период
В первые 30 дней жизни младенец различает только сладкий вкус, характерный для грудного молока. Горькое, соленое он пока не различает.
Из цветов отличает яркие, контрастные. К концу месяца зрительно узнает маму. Зрение появляется с первого дня жизни, но у грудничков оно еще недостаточно четкое, резкое: эта функция развивается после рождения, поскольку во время внутриутробного развития необходимости видеть что-либо у ребенка нет.
Слух хуже, чем у взрослых, но присутствует. В первый месяц грудничок еще не умеет определять, откуда исходит звук, но реагирует на резкие звуковые раздражители. Узнает интонации, различает материнский голос, иногда – отцовский.
Обоняние развито хорошо. Ребенок по запаху узнает маму. Если наблюдается резкий неприятный аромат, проявляет недовольство, может заплакать. Реакция усиливается при более выраженных обонятельных раздражителях.
Как способствовать развитию месячного ребенка
Основной принцип занятий направлен на развитие органов чувств. Обоняние, зрение, слух, осязание — помогут малышу поскорее освоиться в этом мире. Также мы должны всячески способствовать развитию мускулатуры, нервной системы.
- Говорите с малышом как можно больше. Рассказывайте сказки, пойте песенки, при этом меняя мимику. Это стимулирует слух ребенка и развивает речь. Евгений Комаровский утверждает, что раньше начинают говорить те дети, с которыми постоянно разговаривали с рождения. А в ответ на вашу мимику, чадо подарит вам свою улыбку.
- В месяц для развития ребенка можно включать классическую музыку на 5-10 минут, чтобы привить любовь к прекрасному, помимо этого тихая классическая музыка успокаивающе действует на малышей.
- Чтобы ребенок скорее сфокусировал взгляд, возьмите крупную игрушку в руки, когда он на нее посмотрит, медленно отводите в сторону. Взгляд крохи должен следовать за предметом в ваших руках.
- То же самое можно повторить и с погремушкой, издавая негромкие звуки. Заниматься можно дважды в день не больше двух минут на одно занятие.
- Повесьте над кроваткой мобиль, где движение крупных игрушек сопровождается приятной музыкой. Также, можно прикрепить воздушные шарики, картинки в виде шахматной доски в черно белом цвете. Черно-белые узоры, спирали – это то, что груднички в 1 месяц рассматривают с особым интересом. На обозрение малыша можно поставить яркие игрушки, дугу для игры в кровати, также можно приобрести развивающий коврик.
- Ежедневно выкладывайте малыша на животик, это способствует укреплению мышц живота, спины и позвоночника, а также благоприятно сказывается на пищеварении, это помогает грудничку справиться с коликами. Для первого раза будет достаточно 1-2 минут, так как это требует определенных усилий, не стоит перетруждать свое чадо. С последующими занятиями время увеличивается до 10-15 минут, можно и больше, это зависит от настроения крохи. Чтобы ему было интересно, поставьте рядом яркие игрушки, пусть рассматривает.
- Мышцы шеи и головы быстрее укрепляются, если изредка носить месячного ребенка на руках в вертикальном положении, придерживая головку.