6 причин научить ребенка играть в шахматы

Как занятия шахматами помогут в будущем

Большинство родителей зачастую и не ждут больших результатов от занятий ребенком шахматами. Для них это сродни отдать ребенка на рисование. «Учится? Занят? Интересно? Ну и хорошо». Так это еще и полезно!

У большинства детей проблемы с усидчивостью. Меня родители часто и всерьез просят: «Нам главное, чтобы он к школе мог хотя бы 45 минут спокойно сидеть». Шахматы с этим помогают, развивают и усидчивость, и внимательность. Кроме этого, родители часто в качестве запроса к тренеру озвучивают не «сделайте из моего ребенка чемпиона по шахматам», а «научите его строить планы и мыслить масштабно».

Шахматы определенно учат детей концентрироваться, принимать решения, анализировать, планировать, принимать и переживать поражение и продолжать бой. Шахматы повышают успеваемость по математике, улучшают память.

Когда у Сергея Галицкого (основателя сети «Магнит») спросили, что, по его мнению, самое важное в бизнесе, он ответил:

«Логично и быстро мыслить. Это две фундаментальные вещи. И этому отлично учат шахматы. Могу подтвердить собственным примером. Надо быстрее других считать, поэтому я совершенно четко рекомендую лет пять поиграть в шахматы любому, кто видит себя бизнесменом».

Галицкий ввел в своей детской Академии ФК «Краснодар» шахматы как обязательную дисциплину среди воспитанников. Хотя он не готовит из них намеренно профессиональных шахматистов.

Дополнительные преимущества:

  • улучшение вербальных навыков – во время игры общение между соперниками сводится к минимуму, однако одновременно задействуются участки мозга, отвечающие за коммуникацию и умение владеть языком;
  • развитие критического мышления – проведенные исследования показали, что люди, занимающиеся шахматами, отличаются более развитой логикой и критическим мышлением на 19% больше, чем другие;
  • нормализация эмоционального фона – во время игры используется холодный расчет, который предусматривает сведение эмоций к минимуму. Шахматы учат владеть собой и своим эмоциональным состоянием всегда, сохраняя спокойствие и внутреннюю гармонию в любой ситуации;
  • защита от возрастных недугов – медицинские исследования показали, что люди преклонного возраста, которые практикуют шахматы, подвержены меньшему риску развития синдрома Альцгеймера.

После рассмотренных особенностей игры можно смело утверждать, что шахматы полезны для людей любого возраста и социального положения. Они, в отличие от физических нагрузок, не имеют противопоказаний и ограничений. Шахматы представляют собой уникальный тандем приятного времяпровождения и развития умственных способностей.

С чего начинать обучение?

Конечно, с правил игры: на первом уроке покажите, как ходят пешки и фигуры; на втором расскажите, что такое шах, мат, пат и что цель в игре — дать мат неприятельскому королю; на третьем — объясните рокировку, превращение пешки, взятие на проходе.

Учтите, что правила — наиболее сухая и скучная часть «шахматной науки». Поэтому оживляйте свою беседу и ведите ее как своеобразную игру — сопровождайте легкими, посильными для малыша вопросами и заданиями. Например, объяснив ход пешки, поставьте себе белую, ему — черную. «А ну, кто скорее дойдет до последнего ряда?» Или: «Тут стоит мой слон. Поставь свою пешку так, чтобы ты мог его побить». Объяснили шах… «Вот мой король. А у тебя — тут ладья, здесь — слон, там — конь. Какой фигурой можешь ты объявить шах и как?» Думаем, подобные несложные задания маленький ученик будет выполнять с интересом и удовольствием.

На четвертом уроке покажите, как: дают мат одинокому королю король с ферзем и король с ладьей. На пятом — начинайте играть. В игре, особенно в первое время, подчеркивайте, что каждый ход должен делаться с какой-нибудь целью и что хвататься за первую попавшую на глаза фигуру, передвигать ее, а затем лишь смотреть — что получится, плохо и ведет к проигрышу. Почаще напоминайте, что нужно сперва обдумать — чем, куда и для чего пойти, а только потом делать ход. У маленьких ребят поначалу следует искусственно замедлять темп игры и, разумеется, ни в коем случае не торопить их. После нескольких партий можно предложить легкие задачи и решать их совместно, помогая намеками, но так, чтобы сыну казалось, будто решил он вполне самостоятельно: на первых порах хорошо, чтобы он поверил в свою «шахматную силу».

Кроме того, стоит последить, чтобы победы в игре доставались не только старшему, чтобы маленький партнер не чувствовал себя в этой борьбе обреченным. Но не проигрывайте умышленно, а лучше давайте фору (то есть снимайте у себя перед началом партии ферзя, а то и больше). Доведите фору до такой, когда сами увидите, что чаша весов в игре колеблется. И так играйте, пока ваш ученин не начнет одерживать больше побед, чем вы. А тогда чуть уменьшите фору.

Не смейтесь при поражении малыша, не поддразнивайте его, не растравляйте болезненную рану… Наоборот! Убеждайте его, что проигрыш не так страшен, и каждый раз вскрывайте причину ошибки: «Вот тут ты поспешил…», «Если бы ты здесь подумал…» и т. п.

Что должны знать родители?

Сознание ребенка имеет достаточно свободного пространства, поэтому именно в этом возрасте нужно приучать его к различным занятиям. Но для этого необходимо создать правильные условия, чтобы малыш понял, что от него хотят.

Главное – понимать, что ребенок – это маленький человечек, игра для него – это главное занятие. И играть он должен только в то, что хочет. Заставить его принудительно играть в шахматы не получиться, это не даст никакого эффекта.

Чтобы научить ребенка мастерству этой игры, необходимо самому разбираться в нескольких вещах:

  • Тонкости игры в шахматы, названия фигур, их ходы, терминология;
  • Детская психология, отвечающая возрасту;
  • Настроение малыша, хочет он этого или нет.

Если родители поставили цель научить свое чадо играть в шахматы, то им необходимо учесть несколько факторов:

Возраст ребенка. Начинать лучше с дошкольного возраста или младшего школьного;
Темперамент малыша. Если, например, ребенок яркий сангвиник, то не стоит ждать, что он будет сидеть два часа и спокойно учиться. В таком случае необходимо подобрать игровой метод.
Уровень развития ребенка. Каждый малыш развивается по своему, в разное время начинают говорить, ходить, самостоятельно кушать. Также и с игровыми навыками. То, что может понимать и делать один малыш в четыре года, будет доступно другому только в шесть

Это нормальное явление, на которое стоит обратить особое внимание. Если правильно не подобрать момент, опираясь на способности ребенка, то можно навсегда привить отвращение к этой игре.

И самое главное, чтобы ребенка научить играть в шахматы, нужно набраться терпения. Не стоит ждать, что после нескольких занятий он начнет вас переигрывать. Это должна быть прежде всего игра, которая ему нравится и только со временем, если конечно захочет, он свое мастерство закрепит.

Звучит сложно, но на самом деле это фантастически интересная игра, она помогает развивать в детях качества, которые точно пригодятся им во взрослой жизни.

Я нашла целых 10 причин, зачем нужно учить детей играть в шахматы

1. СПОСОБНОСТЬ КОНЦЕНТРИРОВАТЬСЯ

Это продолжительная игра, и ребенок должен постоянно следить, что происходит на доске, а ведь там целых 64 фигуры!  Партия может длиться 2-3 часа, и да, дети уже в 6-7 лет через полгода занятий умеют так долго сохранять, удерживать внимание –  просчитывать свои ходы и размышлять, что же задумал противник. 

Моему сыну в 6 лет один особо придирчивый невролог поставил диагноз синдром дефицита внимания.  Через год занятий шахматами после партии длинною в 2 часа я решила, что имею право самостоятельно снять диагноз.

2. ФЕНОМЕНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

Даже просто запомнить все свои ходы и противника – уже это одно развивает память, а дети, играющие регулярно, еще и разучивают многоходовые комбинации, дебюты и эндшпили.

Попробуйте сами! 

А еще они могут играть без доски, просто называя фигуру и ход, и держат в памяти все передвижения, свои и соперника!

3. УМЕНИЕ ПРОИГРЫВАТЬ

Да-да, не удивляйтесь, именно это я и хотела сказать. Это очень ценное качество, которому мы должны научить своих детей.  Во взрослой жизни их ждут не только победы.

В шахматах турниры обычно состоят из 5-7 партий, и если ты проиграл первые три, хочется все бросить и уйти.  Но дети, играющие в шахматы, умеют достойно принять поражение и бороться дальше. 

Кстати, рейтинговая система этому помогает, выиграл – рейтинг повысился, проиграл – ушел вниз.  «Все, что нас не убивает, делает нас сильнее» в действии.

4. ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

В шахматах все подчинено логике – кажется, игрок всего лишь делает один отдельный ход, но на самом деле за ним прячется целая логическая цепочка следующих 5-7 ходов.  Ребенок учится строить в уме такие логические цепочки и быстро перестраивать их в ходе игры.

5. ДРУЗЬЯ НА ВСЮ ЖИЗНЬ

Часто в литературе встречаются сцены, как двое друзей встречаются за партией в шахматы. Такие сцены греют душу.

А для детей шахматы дают целый круг друзей-единомышленников – на занятиях, на турнирах, где они проводят несколько часов. Часто детей не увести домой после турнира, им ведь еще нужно сыграть со всеми друзьями товарищеские партии.

Девочки, конечно, более редкие гости в таких компаниях, но зато их больше ценят. 

6. СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ

Что может одинаково увлечь и дедушку, и внучку? Чем внук-подросток может заниматься вместе со своей бабушкой пару часов подряд?  Это точно про шахматы! 

Наши дети могут бесконечно играть с дедушкой и обсуждать, какой ход надо было сделать. А еще дети очень довольны, когда могут обыграть взрослых. 

7. АЛЬТЕРНАТИВА КОМПЬЮТЕРНЫМ ИГРАМ

Как и многие мамы, я стараюсь, чтобы дети не просиживали все свободное время за компьютерными играми.  Однако это возможно, только если предложить им альтернативу. 

Шахматы могут очень в этом помочь – никаких гаджетов, нужна только доска и соперник. 

8. УЧЕБА БЕЗ ПРОБЛЕМ

Мы провели небольшой соцопрос в шахматном клубе и обнаружили, что среди шахматистов нет детей, отстающих в учебе.  Совпадение? Вовсе нет! Дети становятся внимательнее, легче воспринимают и запоминают информацию, и как следствие, им легче учиться.

9. ВОЗМОЖНОСТЬ ИГРАТЬ ГДЕ УГОДНО

Одна знакомая рассказывала, как лет 30-40 назад в юности играла в шахматы по переписке – отправляешь, например, во Владивосток свой ход письмом по почте (обычной, электронной не было еще) и ждешь месяц-другой ответа соперника. Так партия могла длиться месяцами.

В наше время все изменилось. Можно играть где угодно – в самолете, на пляже, ожидая своей очереди у кабинета врача. 

Не с кем играть – включайте компьютер! Сейчас есть множество ресурсов, где можно играть онлайн, в России самый популярный «Планета шахмат». Там всегда найдутся желающие сразиться, и можно даже участвовать в турнирах.

10. ХОББИ НА ВСЮ ЖИЗНЬ

На турнирах часто вижу пожилых людей, играют даже 80-летние. И неплохо играют! Сохранили ясность ума и боролись на равных с молодыми!  Это может так увлечь, что превратится в хобби на всю жизнь.

А, может быть, вместе с ребенком начнут играть и родители, и вся семья будет встречаться в интеллектуальных сражениях!опубликовано econet.ru

Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! econet

Во сколько лет начать обучение ребенка игре в шахматы?

Проштудировав соответствующую литературу и интернет-статьи, ответим на первый важный вопрос следующим образом: начинайте обучение, пока ребенок еще мал. Хотите узнать, сколько это «еще мал» в годах? Точного ответа никто не даст — все индивидуально, но общие критерии таковы:

1. С 3-х лет можно знакомить ребенка с правилами игры в шахматы;

2. В четыре года можно пробовать начинать игру, показывая, как ходят фигурки, куда их нужно ставить, чем они отличаются;

3. С пяти лет, если с ребенком занимались обучением, он, по наблюдениям многих тренеров, уже сможет предвосхищать некоторые шаги и несложные комбинации соперника;

4. Но самый плодотворный возраст для обучения — с 6 до 8 лет. Именно в этом возрасте наиболее полно раскрываются таланты и предрасположенности детей. Именно в этом возрасте они уже смогут обдуманно играть и знать, что значит сыграть «е2 — е4», абсолютно железно.

Шахматы — это игра, предназначенная не только для взрослых и школьников. Маленькие дети просто великолепно впитывают знания из окружающего мира, а игра в шахматы поможет им отточить критическое мышление и навыки решения проблем.

Особенности игры

Шахматы являются игрой с многовековой историей, которая отличается сложной многослойной логикой и неординарным игровым миром, работающим по строгим законам. Однако преимущество игры заключается в том, что данные законы в большинстве случаев можно нарушать (речь идет не о правилах шахмат), в результате чего нарушитель получает победу. Феномен шахмат заключается в развитии нестандартного мышления.

Перед тем, как читать статью дальше, предлагаем вам посетить сайт онлайн-школы “Шахматы с Жориком”.

Это проект, одобренный нашими читателями, в котором вы или ваш ребенок сможете повысить мастерство игры, выполнить шахматный разряд, за короткий срок вырасти до призера региональных турниров. В преподавателях – мастера FIDE, обучение онлайн.

Рассмотрим ситуацию: в ходе игры участник намеренно жертвует одной, двумя и даже тремя фигурами. Стратегия игрока хорошо скрыта, а бдительность противника усыплена. В один момент ситуация на шахматной доске резко меняется и первый игрок наносит матовую атаку. Всего несколько ходов способны разительно изменить положение дел, сокрушив противника. В этом и заключается очарование и высшая логика игры.

Игра позволяет одновременно задействовать логическое и абстрактное мышление. Игроку приходится продумывать шаги наперед, строить предположительные варианты развития событий. Во время партии у человека одновременно задействуется оперативная и долговременная память. Мало какая деятельность способна вызывать данные состояния. Предельная нагрузка сказывается на умственных способностях самым благоприятным образом.

Плюсы и минусы

Польза шахмат значительна и проявляется в виде следующих пунктов:

  • развитие стратегического мышления;
  • улучшение памяти;
  • концентрация внимания;
  • чувство дисциплины;
  • обучение шахматам способствует развитию логики;
  • достигается рациональное планирование времени;
  • тренировка стрессоустойчивости;
  • конкурентоспособность.

Минусы

Недостатков несколько. Они заключаются в малоподвижности и проведении времени за единственным занятием. Усидчивость — положительное качество, однако при продолжительности оно приводит к:

  • проблемам со спиной;
  • ухудшению зрения;
  • излишней умственной нагрузке;
  • замкнутости и эмоциональному напряжению после проигрыша.

Несмотря на глубину увлечения, ребенку необходимо общение. Обеспечивать его необходимо в пределах клуба или после занятий.

Польза состязаний в шахматы

О пользе от шахмат практически никто спорить не решается, его результат был замечен не только в ходе наблюдений за развитием детей и взрослых во время увлечений, но и в результате исследований. В шахматы играли знаменитости, среди них политики, философы и т.д., во время игры задействованы оба полушария мозга. В чем же конкретно заключается польза?

Развитие логики

Во время очередной партии игрок занимается решением повторяющейся задачи: нахождением решения наилучшего выхода для выигрыша. Данный процесс принятия решений рассматривается программами ВУЗа, из-за чего шахматы обеспечат хорошую тренировку будущему шахматисту.

Становясь опытным в шахматных соревнованиях, навык логического мышления оттачивается до такой степени, что срабатывает автоматически в повседневных ситуациях. Улучшение логического навыка способствует принятию правильных решений в тяжелых и ежедневных ситуациях, что может оказать серьезное влияние на течение жизни человека.

Творческое развитие

Ученые утверждают, что во время игры в шахматы, оба мозговых полушария работают синхронно, а также известно, что каждая личность имеет творческое начало, но оно может никак себя не проявлять долгое время или до конца жизни оставаться не раскрытым. Творческое начало стоит “пробудить” каждому, так как оно может помочь найти свое место в жизни и любимую работу. Шахматы способствуют выявлению творческих способностей.

Самостоятельность

Во время соперничества человек находится один со своими вызванными проблемами и ходами. Просить помощи запрещено, поэтому игрок вынужден самостоятельно ориентироваться. Выигрыш или проигрыш зависит лишь от принятых решений играющего. Развивается способность самостоятельно справляться со сложностями.

Важно: во время игры шахматные партии моделируют жизненные ситуации, где человек вынужден принять верное решение, иногда неординарными способами

Эмоциональное сознание

Эмоциональное сознание помогает правильнее ориентироваться в собственных эмоциях и распознавать чужие

Способность распознания эмоций является важной частью в жизни каждого, но не все могут освоить этот навык. В принятии успешного решения поможет распознавание расположения человека и его эмоционального состояния, множество знаменитых людей обладают эмоциональным интеллект, а в его развитии помогут игры в шахматы

Во время совершения ходов шахматист неосознанно следит за состоянием соперника, он обучается предугадыванию его ходов и его состояния

Запомнив гнев, радость, удивление и другие эмоции, выражающиеся соперником, в повседневной жизни станут чаще привлекать внимание реакции людей, из-за чего станет проще избегать конфликтов или располагать ситуацию себе на пользу

Какой вред человеку наносят шахматы

Несмотря на развитие мышления и эмоционального самосознания, злоупотребление шахматами может нанести вред здоровью.

Этот вид спорта предполагает задействование умственных способностей. В ходе состязания тело остается неподвижным, что негативно сказывается на состоянии опорно-двигательного аппарата и мышечной массы.

Гиподинамия

Чем плохи шахматы? Шахматы являются малоподвижной спортивной игрой, что может негативно сказаться на общем состоянии здоровья, особенно если человек пренебрегает физическими нагрузками. В такой ситуации возможно развитие следующих негативных последствий:

  • человек может быстро набрать лишний вес;
  • столкнуться со спазмами и судорогами мышц;
  • онемением нижних конечностей из-за нарушения кровоснабжения при длительном положении сидя.

В ходе партии игроки имеют право покинуть стол и ходить по комнате. Движение помогает не только избавиться от неприятных симптомов, но и принять правильное решение.

Искривление позвоночника

В ходе игры внимание концентрируется только на шахматной доске и расположении фигур. Взрослые могут вспоминать об осанке, дети, напротив, бессознательно сутулятся

Позвоночник под давлением тела в растущем организме начинает искривляться.

Чтобы избежать сколиоза, родителям ребенка важно приучить его держать правильную осанку, предупредить о возможных проблемах. Снизить риск развития заболевания опорно-двигательного аппарата помогут следующие действия:

  1. Разминка в ходе игры. Пока противник обдумывает следующий ход, рекомендуется встать и пройтись.
  2. Выход на улицу. После интеллектуальной партии стоит увлечь ребенка подвижными играми с мячом, ракетками.

Искривление позвоночника не грозит взрослым, которые не страдают заболеваниями костной системы, такими как остеопороз и остеомаляция. В то же время при наличии следующих факторов риска у людей после 35 лет возможно развитие грыжи:

  • ведение малоподвижного образа жизни;
  • профессия предполагает длительное пребывание в положении сидя: работа в офисе, на фрилансе за компьютером, художество;
  • наличие лишнего веса;
  • недостаток кальция.

В таком случае рекомендуется почаще вставать в процессе игры, разминать мышцы шеи и спины, сохранять правильную осанку.

Злоупотребление временем

Шахматы могут стать интересным увлечением, на которое человек будет тратить большое количество свободного и рабочего времени. Каждая партия за исключением блиц-турниров может длиться максимум 2 часа, потому как обоим игрокам на обдумывание стратегии и развитие фигур дается по 60 минут. Игра требует высокой концентрации внимания, из-за чего человек забывает о времени. Может сформироваться определённая шахматная зависимость.

Шахматные турниры устраивают не только в реальности. Существуют сетевые ресурсы, предлагающие игры с другими людьми в реалиях интернета. При отсутствии чувства меры человек начинает злоупотреблять шахматами, в результате чего развивается хроническая усталость, нарушается работа нервной системы. Игрок становится раздражительным, невнимательным, замкнутым и неуверенным.

Чтобы избежать неприятных последствий, достаточно уделять шахматам 2-3 часа в день. По завершении последней партии стоит заняться другими делами. Рекомендуется играть в перерывах между учебой или работой, чтобы сбрасывать напряжение.

Риск для ребенка

Существует 2 основных негативных фактора, которые сопряжены с игрой в шахматы в детском возрасте:

  1. Стресс. Постоянное обдумывание решений, длительное пребывание в сидячем положении вызывают физическое и умственное перенапряжение. Организм ребенка испытывает сильный стресс, особенно в условиях турнира, где хочется выиграть приз и получить новый разряд.
  2. Сильное напряжение глаз. В ходе партии игроки внимательно наблюдают за противником и фигурами на доске. Органы зрения испытывают высокую нагрузку. В этот период наблюдается повышение внутриглазного давления, появляется сухость слизистых оболочек, покраснение склеры.

Взрослые умеют отвлекаться и контролируют себя во время игры, в то время как дети полностью отдают себя игре, оставаясь уязвимыми к стрессу и перенапряжению.

Чтобы не возникало проблем, родителям стоит давать ребенку, увлеченному шахматами, больше витамина A, научить делать перерывы во время партии, морально поддерживать во время турниров

Важно рассказать детям, что необходимо получать от игры удовольствие и постараться не расстраиваться от поражения

Поэтапное обучение

По этому методу можно учить детей дошкольного и младшего школьного возраста. Если 3–4-летний малыш способен сосредоточиться на одном виде деятельности хотя бы на 15 минут, то он вполне сможет освоить шахматные основы.

Важные принципы организации занятий:

  • Прежде всего, сделайте обучение веселым. Описывайте игру как битву, а шахматные фигуры – как солдат. Можно создать целую сюжетную линию вокруг битвы, чтобы увеличить азарт и эмоциональное волнение.
  • Постепенное освоение правил и поэтапный переход к более сложным модификациям игры. Помните, что цель обучения – привить ребенку интерес к игре, которая приучит его действовать по правилам и прогнозировать ситуации.
  • Продолжительность занятий на начальных этапах – не более 10 минут.

Первое занятие – игра пешками

Правильно расположите доску – нижнее правое поле должно быть белого цвета. Разместите на шахматной доске только пешки. Цель игры – переместить их на последнюю линию половины соперника. Альтернативный вариант для разнообразия: кто сможет переместить свою пешку на последнюю горизонталь противоположного поля первым.

Объясните ребенку, как ходят пешки:

  • могут передвигаться на две клеточки на первом ходу, в остальных случаях – только на одну клетку вперед;
  • при захвате фигуры противника – на одну клетку по диагонали;
  • если две пешки встречаются и не могут двигаться, они застревают;
  • белая ходит первой.

Второе занятие – пешки и слоны

После того как ребенок получил хорошее представление о движении пешек, добавьте в  игру слонов. Цель игры остается прежней.

В результате этого урока ученик должен освоить ограничения по перемещению фигуры (только по диагонали, на любое количество клеток, вперед и назад, нельзя перепрыгивать через другие фигуры) и твердо знать:

  • какую пешку передвинуть, чтобы слон мог выйти вперед;
  • когда лучше выпустить фигуру перед пешками;
  • как использовать пешки, чтобы защитить слона;
  • как заблокировать слона соперника своими пешками.

Третье занятие – пешки, слоны и ладьи

К уже известным для ребенка фигурам добавьте ладьи. Цель игры, как и раньше, заключается в том, чтобы переместить пешку на последнюю линию доски. Расскажите ребенку, что ладья перемещается через любое количество квадратов по вертикали или горизонтали, но не может перепрыгнуть другую фигуру.

В процессе игры ребенок должен начать понимать:

важность сохранения ладьи до конца игры;
ценность удержания фигуры на своей стороне в запасе;
большие возможности ладьи на половине соперника;
разницу между захватом фигуры соперника и победой в реальной игре.

Четвертое занятие – добавьте коня

Пусть ребенок сначала перемещает фигуру по пустой доске. Г-образное движение уникально и требует некоторого времени на освоение.

Выберите на доске место, на которое должен прийти конь. Попросите ребенка продумать ходы, которые помогут добраться туда. Покажите самый короткий путь. После того как ученик будет чувствовать себя комфортно с конями, добавьте пешки и играйте с двумя типами фигур, как раньше.

Пятое занятие – кони, слоны, ладьи и пешки

Установите на доску все знакомые фигуры на свои места. Цель игры прежняя. Этот уровень игры уже достаточно сложный. Но, если вы добавляете этапы постепенно и медленно, давая ученику шанс построить шаблоны в своем уме, он будет приятным и несложным.

На этом этапе ребенок должен начать изучать, как различные модели игры работают вместе. Если у него возникли трудности, вернитесь к одному из более простых вариантов. Ученик должен прогрессировать через каждый этап в своем собственном темпе.

Шестое занятие – игра с королем, ферзем, слонами и пешками

Этот уровень поможет объяснить значение понятий «шах» (король в опасности) и «мат» (король больше не может двигаться). Используйте только 4 центральные пешки для каждого игрока. Сфокусируйтесь на движениях, которые король и ферзь могут делать.

На этом этапе ученик уже знает почти все о том, как играть в шахматы. Старайтесь не ожидать слишком большого прогресса от ребенка. Это нормально, если он захочет вернуться к более простым этапам. Не удивляйтесь, если он первым потеряет ферзя. Возможно, он захочет играть на этом уровне много сотен раз. Другие учащиеся пожелают быстро перейти к полной игре – с ними тоже все в порядке. Руководствуйтесь предпочтениями и скоростью ребенка.

Седьмое занятие – полная игра

Установите все фигуры для игры в шахматы. Объясните, что теперь вы играете полную партию в шахматы, цель которой – поставить мат королю соперника. Перемещение пешки на дальнюю линию позволит лишь заработать ферзя. По ходу игры введите понятие «рокировка».

В чём польза для детей

Игра в шахматы развивает усидчивость и собранность, что особенно актуально для очень активных малышей

Стремясь всесторонне развивать ребёнка, не упустите возможность научить своего малыша играть в шахматы. Обычно это задача ставится перед старшим поколением семьи – дедушкой, бабушкой, но, освежив свои навыки, вполне могут справиться и родители. Ведь польза от умения играть в шахматы для малыша очевидна:

  • эта игра заставляет думать;
  • чтобы побеждать, нужно быть максимально внимательным и сосредоточенным, а это учит ребёнка предвидеть результат своих действий;
  • с помощью игры в шахматы дети развивают и тренируют логическое мышление;
  • желание победить заставляет проявлять изобретательность, а проигрыш учит не унывать и относиться к себе самокритично, анализировать свою деятельность;
  • игра в шахматы развивает усидчивость и собранность, что особенно актуально для очень активных малышей.

Процесс обучения

К обучению лучше подготовить малыша заранее, дать посмотреть мультфильм про шахматы, рассказать их историю. На первых уроках дайте описание действующим фигурам, познакомьте с их возможностями и отличием от других. Каждой лучше посвятить отдельное занятие.

Потом покажите, как они действуют в связке друг с другом. Так как нежелательно, чтобы занятия длились больше двадцати минут, на это может уйти целый год.

На этом этапе важно часто играть с ребенком, например в «Угадай фигурку»: малышу с завязанными глазами дают предмет, а он должен угадать названия фигур. Или попросить перечислить все отличия одного персонажа игры от другого

Нужно приучать малыша правильно расставлять все предметы на доске. Как только он запомнит, как действуют основные «герои», где их место на доске, можно пошагово обучать правилам игры. На первых порах рекомендуется устраивать сценки с небольшим количеством фигур.

Маленький шахматист, освоивший азы, должен понять основные принципы:

  • Всегда обеспечивать прикрытием своего короля.
  • Давать на съедение персонажей игры можно только, если их жертвуют в пользу удачного хода.
  • Чем слабее фигура, тем ближе к центру она должна стоять.
  • Желательно играть всем шахматным войском. Игрушечная армия сильна полным составом, к тому же у каждой фигуры своя роль, малыш должен это понимать.
  • Ценность фигур – разная: ладья дороже, чем пешка, а король хоть и влиятелен, но беспомощен. Желательно первой нейтрализовать шахматную королеву противника.

Многим малышам не нравится черный цвет фигурок. Нужно объяснить, что белый имеет только одно преимущество: дает право первого хода.

Когда ученик освоит все правила, познакомьте его с основными шахматными понятиями: что такое рокировка, гамбит и как разыгрывать этюды.

В видеоролике ниже опытный детский тренер по шахматам рассказывает с чего начать и на чем сфокусировать ребенка при обучении игре на первых порах.

Если ребенок не хочет играть, не настаивайте. Лучше сохранить интерес к процессу, чем получить быстрые результаты. Обучение под давлением принесет вред вместо пользы и удовольствия.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий