Чего делать не стоит
Нежелание ребенка идти в садик проявляется по-разному: от простых уговоров до истерик и угроз. Но в этом случае родители хотя бы видят и осознают проблему. Гораздо сложнее понять, в чем причина нервозности малыша, если свое нежелание идти в сад ребенок не высказывает прямо, а просто всячески пытается избежать этого события:
Не стоит сразу отказываться от посещения дошкольного учреждения, как бы жалко ни было своего кроху. Именно в детском саду ребенок приобретает необходимые социальные навыки, развивается, учится общаться со сверстниками и взрослыми, становится более самостоятельным. Ребенок, посещающий дошкольное учреждение, впоследствии проще адаптируется к школьной обстановке.
Нельзя поддаваться на уговоры ребенка «один денек посидеть дома», «только сегодня не пойти в детский сад». Добившись своего уговорами, в следующий раз ребенок при отказе станет уже кричать и плакать, а там недалеко до истерики. Существует строгое правило: если решено водить в детский сад, то нужно твердо стоять на том, что каждое утро малыш просыпается и идет в свою группу.
Водить ребенка через день, «чтобы он привык», также не вариант. Если уж мама сильно переживает, то допускается первое время оставлять кроху на несколько часов, например, до обеда, или же забирать после дневного сна.
Пускать проблему на самотек, думая, что через время она решится сама собой, тоже опасно. У наиболее чувствительных ребятишек из-за сильного психологического стресса родители отмечают так называемый регресс в развитии. Ребенок, который уже давно просится на горшок, вдруг перестает это делать, а рассказывающий стихотворения малыш не хочет связать и нескольких слов. Такое обычно наблюдается перед очередным скачком в развитии, кода кроха накапливает впечатления и опыт, а потом удивляем окружающих новыми «умелками». Но может и говорить о серьезных проблемах. Если у ребенка наблюдается подобный регресс, и связан он с началом посещения детского сада, консультация со специалистом обязательна.
Татьяну Толкачеву
Специально для сайта “ ” Татьяна написала очень интересную статью.
Статья посвящена наиважнейшей теме и поможет нам разобраться в том, что делать, если ребенок не хочет идти в детский сад. Я думаю немало родителей уже столкнулись с этим.
Итак, слово Татьяне)
Всем добрый день!
Изначально планировала пост на другую тему, но звонок приятельницы сначала отвлек от мысли, а потом подтолкнул написать эту статью.
Лена (так зовут мою знакомую) была абсолютно расстроена тем, что ее дочка в последнее время не хочет ходить в сад. Она долго, со всеми живописующими подробностями, рассказывала, во что сейчас превращается у них каждое утро. Детские истерики в начале рабочего дня заряда бодрости и оптимизма не прибавляют, да и на психике ребенка сказываются не самым лучшим образом. «Жаль, конечно, работу бросать, но видимо, другого выхода нет, – грустно подытожила Лена свой рассказ. – А может, ты что-нибудь посоветуешь?»
Конечно, сложно советовать, не зная всех деталей подобной ситуации, но основные причины, по которым ребенок чаще всего наотрез отказывается ходить в сад, выделить можно.
Действия родителей после установления причины
После того, как вы выяснили причину неприязни малыша к воспитателю, постарайтесь незамедлительно ее устранить. В первую очередь нужно очень серьезно поговорить с малышом и объяснить ему, что воспитатель желает ему только лучшего. Например, спать ему нужно, чтобы быть здоровым и сильным, а кушать манную кашу, чтобы хорошо расти и быть красивым. В некоторых ситуациях помогает исключительно разговор с малышом.
Что делать, если ребенку не нравится воспитатель в детском саду, даже после того, как вы провели с ним беседу? Если проблема не устранена посредством общения с малышом, то вам необходимо обратиться к самому воспитателю. Проблема может заключаться не только в том, что воспитатель заставляет малыша делать то, что он не хочет, а в каких-либо неверных действиях самого преподавателя.
Что делать, если воспитателю не нравится ребенок? Как показывает практика, бывают случаи, что воспитатель оказывает насилие к тому, или иному ребенку просто из-за того, что у него проявляется личная неприязнь к нему. Воспитатель может постоянно повышать голос на ребенка или даже бить его. В такой ситуации нужно незамедлительно действовать, и как минимум писать жалобу на имя заведующего детским садом. Такой воспитатель может иметь характерные отклонения в психологическом состоянии, и должен немедленно быть отклоненным от должности.
Беседа с воспитателем: нужна или нет?
Если ребенку не нравится воспитатель в детском саду, не стоит сразу идти к преподавателю просить его о более лояльном отношении. Помните, что отношение ко всем воспитанникам детского сада, должно быть одинаковым. Все требования и нормы поведения, должны быть одинаковыми для всех малышей. Такой подход к дисциплине и стабильности, будет благотворно влиять на всех деток, а не на каждого по отдельности. Для воспитателя все детки должны быть равными, ни о каких любимчиках не должно идти и речи. Ведь в такой ситуации, у ребенка может развиться комплекс, и ребенок будет задаваться вопросом: «Чем он лучше меня, что воспитатель его больше любит?»
Поэтому если малышу не нравится воспитатель в детском саду, обратите внимание на равноценное отношение преподавателя, может причина неприязни кроется именно в данной ситуации
Также не редко возникает проблема со стороны самих родителей, когда им не нравится воспитатель детского сада
Поэтому, вам необходимо изначально определить для себя, что воспитатель, это тот человек, который прошел немаловажное обучение, прежде чем приступить к работе на данной должности. Следовательно, он довольно начитан в области психологии и педагогики
У воспитателя много деток в группе, а не только ваш, поэтому уследить он должен за всеми, а также оказать знаки внимания каждому. Не следует думать, что ребенок будет всему обучен именно в детском саду.
Прочитав статью, вы знаете, что делать в ситуации, когда ребенку не нравится воспитатель в детском саду. Как вы уже поняли, в первую очередь необходимо найти причину неприязни к воспитателю, а только после этого задаваться вопросом: «Не нравиться воспитатель, что делать». Корень проблемы может быть не только в самом воспитателе, но и в малыше или даже в родителях. Чтобы разобраться с данной ситуацией, следует определить, что вы сами хотите получить от воспитателя, и только после этого, можно поговорить с малышом и непосредственно с самим воспитателем.
Плюсы нахождения в детском саду: развлечения для детей, общение и многое другое
Посещение детского дошкольного учреждения имеет ряд очевидных плюсов для семьи и для ребенка. Первый и самый главный — это детская социализация, заключающаяся в умении дружить, выходить из конфликтных ситуаций, общаться со сверстниками. Другой важнейший навык — умение признавать авторитет взрослого, который не испытывает безусловной любви к ребенку. Родители, бабушки и дедушки любят ребенка безусловно, воспитатели и школьные учителя не будут этого делать — для того, чтобы заслужить их авторитет, нужны реальные достижения.
Следующий важный аспект пребывания в детском дошкольном учреждении — развлечения для детей
Мама не всегда в состоянии качественно развлечь ребенка — она занята на работе или уделяет внимание младшему брату или сестре, папа на работе, а бабушки далеко. А в детском дошкольном учреждении ребенок находит еще больше партнеров для игр и развлечений
Кроме того, в садике развиваются навыки самостоятельности — умение есть ложкой, одеваться, заправлять кровать.
Посещение ребенком детского дошкольного учреждения положительно влияет и на психологическое состояние мамы. Если работа отца обычно не подвергается сомнениям, то от матери общество в большинстве случаев ждет посвящения себя интересам мужа и детей. Но далеко не все матери с удовольствием остаются дома — у многих быт и нахождение в четырех стенах вызывает раздражение, которое неблагоприятно отражается на отношениях в семье. И если нет возможности нанять няню, то посещение ребенком детского дошкольного учреждения будет оптимальным выходом из ситуации.
Адаптация к посещению детского дошкольного учреждения — непростой период и для ребенка, и для мамы. Но если это необходимо для семьи, то не стоит сдаваться, особенно, если альтернативы нет. Вполне возможно, что постепенно ребенок полюбит садик и будет с удовольствием его посещать.
Пройдите тестНасколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.
Использованы фотоматериалы Shutterstock
Психология детей в период адаптации
Маленькие дети могут трудно приспосабливаться к новым условиям развития. Ребенку сложно понять, почему дни, которые он проводил рядом с мамой и папой, вдруг сменяются буднями в детском саду, где много чужих и незнакомых людей. Все дети по-разному привыкают к новому коллективу. Легче всего это происходит у тех, кто с рождения обладает общительным характером, легко идет на контакт.
Труднее приходится тем, кто слишком привязан к матери. Такая привязанность обычно проявляется на эмоциональном уровне — ребенок остро нуждается в матери, ее физической близости, помощи, ответах на вопросы. Когда ее нет рядом, малыш чувствует себя небезопасно. Он может испытывать тревогу, что мама больше не придет, что она его бросила или не любит.
Учитывая психологические и физиологические особенности детей, психологи советуют не отдавать ребенка в детский сад, пока ему не исполнится 3 года. Считается, что именно к этому возрасту, у детей происходит здоровое «отделение» от матери и они готовы к тому, чтобы посещать новый коллектив.
Плюсы
Почему же необходимо посещать ребенку детский сад?
Плюс сада для родителей – возможность маме выйти на работу и резко улучшить материальное положение семьи.
Но даже если папа зарабатывает хорошо и обеспечивает семью – мама все равно стремится отдать ребенка в сад, чтобы быстрее вернуться к социализации – работать, спокойно заниматься домашними делами и приучить малыша к самостоятельности. Какие же основные плюсы у ДОУ?
Позволяют родителям стать свободнее
Основной плюс сада – возможность родителям спокойно заниматься своими делами. Даже если мама работает дома – писать статьи или шить, например, одежду, когда дома дошкольник, проблематично. С ребенком нужно заниматься, гулять, вовремя кормить, развлекать – на свои дела попросту не остается времени.
Если мама уверена, что сад хороший, малышу в нем комфортно, он с удовольствием играет со сверстниками и хорошо кушает – она спокойно выходит на работу, развивает собственные проекты или занимается собой. О том, как выбрать хороший детский сад, мы писали в отдельном материале.
Учат установлению границ
Избалованные, капризные дети, которые дерутся в детском коллективе или постоянно толкаются/обижают всех подряд – не редкость среди малышей, получивших домашнее воспитание, особенно если ребенок – единственный внук у не работающей бабушки.
В саду малыш очень быстро учится взаимодействовать со сверстниками, понимает границы дозволенного.Воспитатель не будет терпеть непослушания, остальные дети в группе вряд ли допустят постоянных нападок в свой адрес. Ребенок вынужден учиться жить в коллективе, принимать авторитет взрослого и спокойно подчиняться режиму.
Развивают самостоятельность
В саду дети, как правило, очень быстро приучаются к порядку – убирать игрушки, заправлять постель, помогать воспитателю или няне накрывать на стол малыши, посещающие садик, умеют уже к четырем-пяти годам.
Воспитатель не имеет возможности всем 20-30 детям завязать шнурки перед прогулкой или застегнуть куртку – поэтому карапузы учатся делать это самостоятельно уже в ясельном возрасте.
Хорошо действует и коллективный пример. Когда в группе кто-то умеет пользоваться ножом и вилкой за обедом, самостоятельно натягивать колготочки или обувать ботинки – остальные подтягиваются очень быстро.
Когда в родителях согласья нет
Мама запрещает есть конфеты перед обедом, а бабушка – разрешает. С папой можно залезать на самую высокую ступеньку железной лестницы на школьном дворе (папа убежден, что будущий мужчина не должен бояться высоты), а у мамы чуть инфаркт не случился от этого зрелища. Как же быть? Прежде всего попытайтесь выработать единую линию поведения. Ребенок очень быстро понимает, что одни родственники позволяют ему больше, чем другие, и ловко начинает использовать это обстоятельство в свою пользу. Но в конечном итоге, вечно шатающиеся рамки не дают ему возможности на них опереться, дезориентируют малыша. Так что и для ребенка, и для его родственников будет лучше, если все они будут жить по одним и тем же законам.
Однако подчас договориться очень трудно. Тогда надо спокойно объяснить ребенку, никого не обвиняя и не упрекая: у мамы одни правила, а у папы (няни, бабушки, дедушки) – другие. Когда ты гуляешь с мамой, изволь соблюдать ее правила.
Причина третья – не готов.
Да, возможно вы удивитесь, но эта причина довольно распространенная. Ваш такой самостоятельный ребенок может быть на самом деле совершенно не готов расстаться с мамой на целый день. В таком случае лучше всего на время прекратить посещения сада и дождаться того момента, когда малыш сможет переносить разлуку без истерик.
Некоторые дети до самой школы наотрез отказываются посещать детский сад. Если у мамы есть возможность оставить малыша дома – это решает проблему. Но не стоит забывать об обратной стороне медали – социальной адаптации и разностороннем развитии. Если пустить эти моменты на самотек, ребенок окажется совершенно не готов школе, а ее, в отличие от сада, окончить придется в любом случае.
Если вы решили не отдавать малыша в сад, обязательно посещайте детские площадки, кружки и «развивалки» – ребенку необходимо учиться находить общий язык со сверстниками. Кроме того, ежедневно проводите занятия и дома – в игровой форме можно без труда научить кроху основам письма, чтения, математики, иностранного языка и различным видам творчества. Эти навыки помогут ему в будущем, когда наступит время идти в первый класс, не отставать от тех детей, которые всему этому учились в саду.
Как видите, причины, по которым малыш отказывается посещать сад, могут быть очень разными и подчас, неожиданными. Главное в такие моменты не раздражаться, а постараться как можно быстрее определить проблему и найти пути ее решения. Надеюсь, вас подобные трудности не коснутся, и ваш малыш будет посещать детский сад с удовольствием!
P.S. Что касается моей знакомой, то работу ей бросать не пришлось – причина утренних истерик выяснилась и была устранена. Оказалось, выбирая дочке для сада удобные джинсы и футболки, Лена не учла мнение трехлетней принцессы, желающей ходить исключительно в платьях. Девчушка, не желая одевать «мальчачьи» брюки, протестовала, как могла. Стоило маме приобрести пару нарядных сарафанов, как концерты прекратились, и маленькая модница собирается по утрам без особых капризов.
Каждое утро, встав по звонку будильника, вы подходите к детской кроватке, смотрите на мирно сопящего сынишку или дочь и с тоской думаете: «Ну вот, сейчас опять начнется…» Ребенок не хочет идти в садик, вы знаете об этом и, тем не менее, начинаете будить и тормошить малютку – ведь вам пора на работу, и вообще, так положено, все ходят. Сначала хныканье и капризы, а затем, если не взять ситуацию под контроль, плач и крики не заставят себя ждать. О завтраке и думать не стоит, настроение у всей семьи испорченное, а вам приходится буквально заталкивать в садик залитого слезами малыша, цепляющегося за ваши руки и ноги.
Должно ли так быть? И почему это происходит? Как правильно себя вести? На все эти вопросы есть обоснованные ответы и полезные рекомендации психолога.
Истории мам
- Валентина, 35 лет, мама двух детей – 12 и семи лет. В детский сад старший у меня не ходил – я сидела с ним дома, так как и муж хорошо зарабатывал, и бабушки помогали. Проблем с социализацией в школе не было – с трех лет ходили на всякие развивашки, на площадки и в гости к сестре, у которой трое детей.
Младший в сад ходил – и постоянно болел. В шесть лет забрали, так как все равно работы не получалось – неделя в саду, три дома на больничном. Вывод сделала – моим мальчикам ДОУ был не нужен.
- Светлана, 40 лет, мама 3 детей (14, 8 и 4 лет). Ни один из моих в сад не ходил, так как у самой остались из детства об этом заведении самые негативные воспоминания. Растили с мужем сами, бабушка помогала, но не очень. Работала на фрилансе – деньги небольшие, но нужные.
Никаких проблем у детей ни в школе, ни в общении – сразу влились в коллектив, есть друзья. Видимо, способствовало то, что их трое – общаться умели. Да и в кружки ходили все с трех лет.
Ходить или не ходить в сад – решать только родителям и самому ребенку. Если есть хорошее учебное заведение, в котором прекрасные проверенные воспитатели, хорошая атмосфера, а сам малыш рвется в коллектив – прекрасно. Если нет – лучше поискать альтернативу или хотя бы отложить знакомство с ДОУ на более поздний срок.
Обратите же на меня внимание!
Нередко истерикой малыш пытается добиться родительского внимания. Особенно часто это происходит, если родители в течение всей недели почти не видят ребенка, а на выходных хотят отдохнуть и расслабиться от тяжелых рабочих будней. Вот тут-то чадо и напоминает о себе! В этом случае попытайтесь хотя бы в выходные проводить с ним больше времени. И совсем не обязательно каждый раз «выходить в свет». Можно просто поиграть, почитать любимую книжку, обнявшись на диване, прогуляться по соседнему парку. А, может быть, вам захочется создать в ближайшие выходные грандиозный семейный коллаж на листе ватмана – из журнальных картинок, собственных фотографий – и дополнить всю эту красоту, например, необыкновенными пластилиновыми барельефами.
Ошибка № 5. Долго прощаются
Многие мамы сильно затягивают прощание. Конечно, это тяжелый момент, но нужно четко и уверенно объяснить ребенку, что это осознанная необходимость.
Если ребенку сложно дается адаптация, можно придумать ритуал прощания, который поможет ребенку пережить момент расставания с мамой. Часто мамы усаживают детей на колени, гладят по голове, поют любимую песенку, считают пальчики — каждый придумывает что-то свое. Главное — успокоить ребенка и настроить его на позитив.
Можно использовать такой прием: дать ребенку с собой в сад игрушку, которая будет напоминать ему о маме. Так малышу будет проще справиться с тревогой и волнением, уверяет психолог.
Разумеется, важно получить согласие воспитателя на то, чтобы взять с собой игрушку в группу. Это связано с общими правилами санитарии в детских садах
Раннее развитие до садика
Важно заострить внимание на следующем моменте: до достижения возраста трёх лет ребёнок должен находиться с матерью. Именно в этот период закладывается базовое доверие к себе и окружающему миру. Лучше всего, при возможности, дать малышу развиваться дома
Ведь дети, попавшие в детский сад в более раннем возрасте, менее открыты и дружны с родителями. А также у них менее развита зависимость и ярко выражена автономность. Правильное развитие этих чувств зависит от реакции родителей на попытки малыша к самостоятельности. В течение первого года жизни формируется чувство привязанности к родителям
Лучше всего, при возможности, дать малышу развиваться дома. Ведь дети, попавшие в детский сад в более раннем возрасте, менее открыты и дружны с родителями. А также у них менее развита зависимость и ярко выражена автономность. Правильное развитие этих чувств зависит от реакции родителей на попытки малыша к самостоятельности. В течение первого года жизни формируется чувство привязанности к родителям.
Если малыш находится дома, то, по мнению протоиерея Димитрия Смирнова, педагога по первому образованию, ребёнок должен, по возможности, воспитываться в семье, не посещать детский сад. Ведь родители и родительская семья (бабушки и дедушки) могут сами преподать ему начальные навыки быта и социализации, а также подготовить к школе.
Немаловажный момент в рассматриваемом вопросе — когда ребёнок сам просит повести его в детский сад. Такая ситуация может сложиться, когда у него появляется такое желание после посещения детской площадки. Здесь малыш может узнать, что существует такое место, где дети общаются, и называется оно детским садом. Он может сам попросить записать его туда. Альтернативным вариантом может стать посещение кружков/студий по дошкольному развитию три раза в неделю.
Дошкольное развитие в саду
Вторая проблема и ее решение
Все мы – живые существа, у каждого из нас может быть как хорошее, так и плохое настроение по тем или иным причинам. Дети не исключение. Пусть вам пора на работу и малыш только раздосадовал вас своими неуместными капризами. Постарайтесь успокоиться, взять себя в руки и спокойно поговорить с ним, выяснив, почему он хочет остаться дома – это займет не более четверти часа, зато вы получите видимый результат, а не скандал, который может затянуться на полдня.
Выясните причину. Возможно, ребенок просто устал. Шумные сверстники, занятия по подготовке к школе, танцы и английский – малыш мог переутомиться. Небольшая пауза – и все встанет на свои места. Если получается, оставьте его дома на день-другой, взяв отгул на работе или пригласив в гости бабушку. Вот увидите, вскоре он сам скажет, что хочет в садик.
Но есть и другие моменты, которые могут стать причиной отказа ребенка идти в садик.
- Конфликт со сверстниками. Малыши часто бывают скрытны и не говорят взрослым обо всем, что с ними произошло. Поговорите с воспитателем – пусть он понаблюдает за происходящим в группе. Может быть, ваш ребенок действительно стал жертвой обидных шуток и насмешек более сильного или старшего. Непременно разберитесь в этой ситуации, не допускайте, чтобы ребенок чувствовал себя жертвой и привыкал к этому состоянию, замыкаясь в себе.
- Конфликт с воспитателем. К сожалению, такое тоже случается очень часто. Никогда не отмахивайтесь, если ваш малыш пожаловался вам, что воспитатель как-то обозвал его, отказался помочь или, тем более, ударил или толкнул. Это может быть очень тревожным сигналом. Не обязательно, что вам «посчастливилось» попасть на психически нездорового человека, в душе глубоко ненавидящего всех детей. Бывает так, что по какой-то причине воспитатель чувствует неприязнь именно к вашему ребенку. В этом случае не остается ничего другого, кроме как подумать о переводе в другую группу, а лучше – в другой детский сад, чтобы неприятный момент без следа стерся из детской памяти.
Причина может быть и куда более банальной – невкусная еда, неудобная кровать или место за партой. Все это вполне поправимо. Еду можно давать с собой, договорившись с воспитателем, чтобы тот не кормил вашу дочь или сына манной кашей, на которую у него с младенчества непереносимость. Кровать застилается мягким пледом, принесенным из дома. А место за партой можно сменить.
Не пожалейте одного дня, отпроситесь с работы и нанесите визит в детский сад, стараясь остаться незамеченным для ребенка. Вы откроете для себя много интересного, своими глазами убедитесь, когда ваш малыш говорит правду, а когда фантазирует, и, скорее всего, легко сможете найти ответы на вопрос, почему ребенок не хочет ходить в детский сад.
Игры, которые научат обходиться без мамы
Игра в прятки – замечательное средство избавиться от чувства страха разлуки с близким человеком. Мама спряталась, но она есть, никуда не делась, появится. Прячась сам, малыш тоже борется с этим страхом. Он не видит маму, но в любой момент может выйти из укрытия и увидеться с ней. Он уже не чувствует себя таким беспомощным, как в ситуации, когда мама исчезает и он никак не может на это повлиять. Теперь исчезает он сам, и другие вынуждены мириться с его отсутствием. Люди не исчезают навсегда. Они потом снова появляются. Это знание помогает крохе смириться с ситуацией, когда мама уходит.
Другой отличный вариант для избавления от страха остаться без мамы — ролевые игры. Возьмите игрушки и разыграйте различные ситуации. Мама зайчика пошла за морковкой. Кто посидит с малышом? Добрая собачка. Она будет ухаживать за зайчонком, охранять его, катать на своей спине. С ней можно прыгать, бегать, кувыркаться. Она знает много интересных игр.
Физический дискомфорт
Ребенок еще не очень хорошо отдает себе отчет в своих телесных ощущениях. Он может испытывать какую-то боль или дискомфорт, что лишает его душевного равновесия, но при этом истинную причину своего состояния он не понимает. Истерику может вызвать и чувство голода, и элементарная физическая усталость. Вот пример.
Мама Света:
«Я решила устроить для пятилетнего сына праздник по полной программе. Сначала мы пошли в зоопарк. Юра ни в чем не получал отказа: хочешь к белым медведям – пошли к медведям, хочешь к жирафу – пожалуйста, на карусели – пошли на карусели. Потом зашли в кафе-мороженное, потом поехали в Парк культуры – снова кататься на каруселях, а вечером зашли к его лучшему другу, там они тоже повеселились от души. И уже перед тем, как пойти домой, решили забежать в магазин, где мне нужно было купить продукты. И вот там он устроил жуткий скандал из-за какой-то ерунды: потребовал купить очередную игрушку, а у меня уже деньги кончились. Вот ведь свинтус неблагодарный – я ему и то, и другое, а он вести себя нормально не может!»
Светино возмущение можно понять, но ведь на самом деле причина скандала была вовсе не в игрушке. Юра просто очень сильно устал за день – такую «культурную программу» и взрослому-то нелегко выдержать, а уж ребенку – тем более. Старайтесь дозировать даже развлечения, поскольку это, хоть и приятный, но все-таки стресс для неокрепшей психики.
Жизнь без борьбы
До маленького городка под Ханты-Мансийском благотворительная помощь почти не доходила. После переезда Айгуль не верилось, когда звонили из благотворительного фонда и предлагали пойти в кафе-гриль или получить детские каши. Спрашивала: «И что, вы просто так дадите каши?»
— Переезд в Новосибирск мне показал, сколько можно всего получить даром, сколько людей готовы помогать
Для меня важно, что про меня помнят, эта помощь очень важная. Когда получаешь помощь, тоже хочется помочь другим
Я бесплатно стригу и крашу волосы мамам особых детей.
Участвовать в проекте фонда «Солнечный город» Айгуль согласилась с радостью. Давно мечтала покрасить волосы в розовый цвет, на проекте мечта исполнилась. С макияжем, в новом ярко-розовом платье муж ее не узнал, повторял: «Это ты?»
Сидя в комфортном автомобиле, в котором целый день ее возили от парикмахера к стилисту, от стилиста к психологу, от психолога в кафе, она думала: «Неужели это все для меня?»
— Это был мой день. Тогда у меня еще было состояние борьбы. Правда, непонятно с кем и непонятно с чем. У меня такое ощущение, что я боролась с дочерью, чтобы она была другой. Но она такая, какая есть. Да, она с ДЦП. Но это мой ребенок. Сейчас приняла ситуацию и научилась быть счастливой в моменте: здесь и сейчас со своей семьей.
По-прежнему Айгуль водит дочь на реабилитацию, на ЛФК, другие занятия. Но живет уже не с ожиданием, а с верой:
— Большая разница между надеждой и верой. Вера — когда веришь, что все получится, а надежда: я надеюсь, что она когда-то изменится: я надеюсь, надеюсь, надеюсь… Просто верь в лучшее в ней, и все. Надежда — это жизнь в будущем, а не в настоящем. А вера — это сейчас.