Как приучить подростка убирать в своей комнате: 6 рекомендаций родителям
В процессе полового созревания, когда организм ребенка перестраивается, многие подростки испытывают приступы хронической усталости и апатии или выражают протестное отношение, выражая свою «взрослость». В этом возрасте они могут полностью игнорировать любые просьбы и требования взрослых. Я-родитель предлагает несколько методов побудить подростка помогать родителям.
Мотивируйте ребенка
Постарайтесь донести до ребенка, что его репутация и успешность во взрослой жизни во многом зависят от того, как он относится к своим обязанностям уже сейчас. Объясните ему, что уборка комнаты, например, сформирует у него такие личностные качества, как дисциплинированность и ответственность, которые необходимы для достижения успеха в любой сфере жизни.
Найдите пример для подражания
Обратите внимание чада на людей, которые могут быть примером для подражания. Это может быть молодой преуспевающий человек из числа ваших знакомых, у которого подросток мог бы учиться правильному отношению к жизни
Для сравнения найдите в своем окружении человека, жизнь которого не является примером. Если удастся, убедите его сказать при подростке что-то вроде: «А ведь мама мне говорила – большое начинается с малого. Надо было слушаться, не пришлось бы теперь дворы мести». На впечатлительных детей этот способ действует безотказно.
Стимулируйте стремление стать взрослым
Заставить подростка убрать свою комнату, если он сам этого не хочет, очень сложно. В этом случае скажите чаду, что если он не может поддерживать минимальный порядок в своей комнате, значит, он недостаточно взрослый и ему не стоит позволять того, что обычно позволяют его сверстникам. Такой подход может кардинально изменить отношение подростка к домашним обязанностям.
Поддерживайте энтузиазм
Многим детям в подростковом возрасте уборка комнаты или выполнение других домашних обязанностей кажется скучным и неинтересным. Если ребенка ничего не интересует, родителям стоит помочь ему раскрыть свои творческие способности, выявив интересы и склонности чада
В этот период взрослым крайне важно поддерживать энтузиазм детей. Например, предложите сыну или дочери провести досуг вместе: прогуляться в парке, сходить в кафе или посетить интересную выставку
Демонстрируйте уважение
Вы можете предложить подростку навести порядок вместе. Однако перед тем, как начать уборку в комнате ребенка, родителям стоит понять, как он это воспримет: у него могут быть секреты, которыми он не захочет делиться с вами. Психологи советуют родителям не критиковать свое чадо или, что еще хуже, сравнивать его с кем-то из сверстников с намерением пристыдить. В подростковом возрасте дети болезненно реагируют на критику в свой адрес. Крик и угрозы сделают ребенка более замкнутым и недоверчивым. Не забывайте, подросток хоть и находится в зависимости от родителей, но уже имеет свою точку зрения, которую стоит уважать. Предложите ему провести уборку в несколько этапов. Это значительно легче, чем делать все и сразу. Хорошо, если успехи ребенка в этом деле будут как-то отмечены. В некоторых случаях достаточно одной похвалы, чтобы подросток захотел поддерживать минимальный порядок в своей комнате.
Покажите личный пример
И самое главное – приучайте ребенка убирать в своей комнате на личном примере. Ведь если вы сами мало заботитесь о чистоте и порядке в доме, не стоит ждать от своего чада другого поведения.
Не стоит требовать от детей соблюдения идеального порядка в комнате – это верный способ внушить им отвращение к домашним обязанностям. Позвольте им самим принимать решения и нести за них ответственность. Это простое правило поможет воспитать в ребенке самостоятельность и инициативность.
Екатерина Кушнир
Портал «Я–родитель» предлагает пройти тест, который позволит понять, какой талант есть у вашего ребенка и как его развить.
Просить и благодарить
Любая, даже не самым лучшим образом сделанная работа заслуживает благодарности. Именно благодарность родителей позволит ребенку получить моральное удовлетворение от оказанной им помощи, а это может вдохновить и на новые трудовые подвиги. Ольга Стриевская на всю жизнь запомнила совет матушки Марии Ильяшенко: если ребенок поможет тебе хоть с кончик ноготка, благодари его так, как будто он сделал необыкновенно много, эта благодарность даст ему силы работать дальше. Благодарность может быть просто эмоциональной реакцией.
Например, в семье Стриевских детям нравилось разыгрывать маму следующим образом. Сперва сказать: мама, пойди посмотри, как мы все разбросали. А когда мама приходила посмотреть на беспорядок — комната сияла чистотой. И как же радовались они неподдельному удивлению мамы! Благодарность необыкновенно приятна ребенку, тогда как критика, даже справедливая, может надолго отбить у детей желание сделать что-то полезное. Евгения Пайсон советует: «Категорически нельзя говорить ребенку, который только учится выполнять какие-то хозяйственные дела: “У тебя не оттуда руки растут, мне все придется за тобой переделывать, проще уж самой!”
Если действительно есть необходимость исправить какие-то ошибки, стоит сделать это максимально деликатно: поблагодарить, а потом, не у него на глазах, сделать по-новому. Конечно, когда ребенок поймет, что от него требуется, можно и нужно показывать ему его огрехи, но все же делать это так, чтобы у него потом не опускались руки». Конечно, благодарность, реальная помощь семье важны, но иногда, особенно для маленького ребенка, это слишком абстрактные вещи для того, чтобыему включиться в работу. Нужен стимул. Можно сказать ребенку: «Чем быстрее ты уберешь свои игрушки, тем быстрее мы с тобой почитаем». Или: «Твоя задача — собрать книжки и поставить их в шкаф, этим ты освободишь мне время для игры с тобой». Прекрасным стимулом являются соревновательные моменты между детьми. В семье Стриевских, например, был период, когда на самой чистой комнате вешали флажок, потом было время — чертили графики помощи по хозяйству. Если ребенок постарше, нет ничего страшного, если стимулом для выполнения домашних обязанностей будет просмотр фильма, прогулка с друзьями.
Другое дело, что обязанности не должны возникать спонтанно, мама должна периодически напоминать о них ребенку, помочь ему рассчитать свое время так, чтобы его хватило и на работу, и на развлечения. Просить и напоминать — еще два ключевых понятия, связанных с процессом приучения к домашнему труду. Евгения Пайсон отмечает: «Очень часто родители говорят, что лучше все сделать самим, чем напоминать ребенку десять раз. Не лучше! В этом случае ребенку очень скоро станет удобно быть забывчивым. Нужно не бояться напоминать, иногда даже взять за руку и повести за собой». Согласна с этим и Ольга Стриевская: «Бывает так, что сама начинаешь делать то, о чем попросила, и ребенок, подумав, включается в работу. Я показываю ему, что это не сложно, а даже приятно. Или говорю: давай половину сделаю я, а половину ты. Совместный труд всегда интереснее, чем приказы или указания. Все время идет поиск компромиссов. Иногда приходится подбирать ребенку ту работу, которая ему больше нравится. А иногда можно и сказать: сделай еще и что-то другое, хотя это не так приятно. Приходится сталкиваться и с отказами, но в этом случае я стараюсь не настаивать, а смириться. Бывает, покажешь ребенку, что ты не сердишься на него, а можешь сделать спокойно за него его работу — и он откликается, ему становится стыдно, неловко. Смирением можно победить детский протест, но все же я стараюсь никогда ситуацию до крайности не доводить».
Чем старше становится ребенок, тем более серьезную помощь он может оказывать. Но с другой стороны, серьезная работа требует и более серьезного вознаграждения. Может ли ребенок получать за свою работу деньги? Психолог Евгения Пайсон считает так: «Если ребенок выполнил работу, за которую вы все равно кому-то заплатили бы — например, мойка машины, заполнение документов на компьютере и т. п., — то вполне возможно отдать сэкономленную таким образом сумму на карманные расходы сыну или дочери. Конечно, при условии, что работа выполнена идеально — как выполнил бы ее наемный работник. Но есть в семье дела, которые мы распределяем внутри семьи и никому за них не платим: готовим, убираем, выносим мусор. Маме не платят за ужин — сыну не платят за вынесенное ведро»
И еще хотелось бы подчеркнуть одно важное свойство работы: она не должна даваться «в наказание», иначе ребенку очень трудно будет почувствовать от нее радость. Кроме того, наказание — это всегда требование, а не просьба, и уж при чем тут благодарность!
Как заставить сына работать?
Главная » Вопрос-ответ » Разные вопросы »
Здравствуйте, у меня большая проблема с сыном, ему 22 года. Просто не хочет работать или не получается, живет не понятно как, вечно в депрессии, весь в играх компьютерных. Я уже и кричала и плакала и объясняла чуть ли на пальцах, что так жить нельзя, что нужно работать, и жизнь изменится, и деньги для хорошей жизни появятся. Или куда-то надо учиться идти! Уже руки просто опустились, и не знаю, как помочь ему. Без его желания не получается.
Не знаю уже, как заставить и чем еще заинтересовать. Такой возраст у него. Объясняю, что жизнь идет — не понимает. Вроде куда-нибудь через своих знакомых устрою — вначале все хорошо, а потом то проспит, то еще что-нибудь. Естественно потом увольнение. Заврался в конец. Ни одного правдивого слова, красивый здоровый парень с мозгами всегда был. А тут уже года 4-5 как подменили! Что мне сделать, подскажите. В двух словах не смогу объяснить конечно, но я предпринимала очень много всего. Уже ищу молитвы. Может они как-то помогут!
Сама я всегда чуть ли не с детства работала. Сейчас у меня свой бизнес. Работы — море. Каждый день устаю. Сын все знает, но все равно на работу не устраивается. Я уже сняла ему квартиру и перестала давать деньги вообще. Но и это не подействовало!
Здравствуйте, Алена. Тут вот какая чисто психологическая проблема возникает: он привык от вас видеть строгую линию поведения. Теоретически он может предположить практически любую вашу реакцию или уловку и воспринимает все заранее в штыки. Ему нужен авторитет
Не важно, что или кто его вытащит, но это должно быть более привлекательным, чем его выдуманный мир сражений и героев. Чаще всего таких ребят вытаскивает авторитетный для них мужчина, девушка, или просто, он вылезает сам, если ему это все надоест
Такое тоже часто случается: человек устает от своего праздного и бессмысленного образа жизни и пытается найти свое место. Но когда геймер приходит к таком пониманию? Никто ответить Вам не сможет.
Если хотите сами стать для него «встряской», Вам стоит отказать от любых привычных линий поведения с ним. Раздражались, читали нотации, громко его порицали каждый раз? Тогда спокойно проходите мимо, постарайтесь молчать и выказывать безразличное отношение к нему. При том, вас может волновать чистота в квартире, но вне зависимости от сына.
Вы властная женщина. Но вы должны понять, что ваш сын уже далеко не мальчик, которым вы легко управляли, и указывали, как ему жить. У него своя жизнь, у вас своя. Вы не можете прожить жизнь и за себя, и за него. Хотя конечно, же как мать, которую волнует судьба сына, вас можно понять.
Что касается магических воздействий, то тут скорее всего нужна чистка всей энергетики. Такие люди часто не воспринимают реальности, и в этом плане бывают склонны к мистицизму. Этого стоит избежать. Эзотерический мир для них будет выглядеть как продолжение их компьютерных игр. Обязательно сами пройдите чистку, потому как у родителей и детей энергетика – как сообщающиеся сосуды. В отношении молитв — можете использовать информацию с этой страницы. В любом случае процесс возвращения таких личностей в социум занимает достаточно много времени.
101privorot.ru
Стимулируйте и мотивируйте
Чтобы ребенку хотелось каждый день планировать свои дела, его нужно мотивировать. Делать это можно самыми разными способами.
Например, можно клеить в тетрадь мотивационные наклейки. За определенное количество собранных наклеек можно придумать для ребенка какое-то поощрение, например, поход в кино. «Лучше, чтобы это было какое-то совместное времяпрепровождение, а не очередная игрушка», — советует специалист.
Для дел, которые повторяются изо дня в день, можно составить трекер привычек. Он представляет собой мини-календарь с кружочками или клеточками, которые нужно закрашивать, если сегодня дело выполнено. Можно использовать для этого несколько цветов, поощряя отличное выполнение дела: например, закрашивать строчку желтым, когда ребенок просто выполнил задание, а зеленым — когда он сделал это на «отлично». А в конце вписать или нарисовать какое-то долгожданное событие для ребенка. Это будет его мотивацией для выполнения плана.
Чтобы такой план не показался ребенку слишком сложным, можно оговорить количество «пропусков», когда он может не выполнять задание по собственному желанию (например, не более двух раз).
— Подобное я делала для своих дочерей. Летом они должны были выполнять логопедические упражнения. Делать им это не очень хотелось, и я придумала для них план в виде трекера привычек. Мы договорились о «плюшке» в конце каждого периода — покататься на лошадях и съездить в веревочный городок. Они выполняли задание и закрашивали кружочки, постепенно приближаясь к своим желаниям. То, что они видели цель, — очень мотивировало и дисциплинировало девочек.
Для детей помладше можно сделать трекер привычек в игровой форме. Например, в виде настольной игры: нарисовать на листке цепочку из квадратиков или кружочков в виде пути. В начале пути схематично изобразить ребенка, а в конце — клад (им может быть какое-то поощрение). Ребенок будет выполнять дела, постепенно зачеркивая клеточки и таким образом приближаться к кладу.
Если ребенок любит соревноваться, то ему можно предложить игру «Какой счет?» Скажите утром: «Пока у тебя счет 5:0 в пользу невыполненных дел. Интересно, какой счет будет вечером?» Обычно дети с удовольствием участвуют в подобных соревнованиях.
Все должно лежать на своих местах
Александра решила вместе со своими дочерями (5 и 11 лет) найти для каждого предмета в их комнате свое определенное место. На это ее вдохновила книга “Организация вашего пространства”.
Оказывается, дело не втом, что дети не хотят навести порядок в своей комнате. Они просто не знают, как это делать, или им как минимум необходима ваша поддержка.
“Мы собрали в детской все вещи (игрушки, тетрадки, книжки, одежду, статуэтки и т. д.), сложили их в коробки, поставили на середину комнаты и по очереди нашли определенное место для каждого предмета, предварительно рассортировав их по категориям, — рассказывает Александра. — Перед этим я купила много ящиков, каждый мы вместе с дочерями подписали (например, “Мягкие игрушки” или “Конструкторы”) и сложили туда соответствующие вещи.
Нам не только удалось разобраться в детской, но я еще узнала кучу интересных вещей про своих девочек. Например, моя старшая дочь обожает красивые кошелечки (были 4-5 маленьких сумочек, с которыми она никак не могла расстаться). Таким образом, появилась коробка с надписью: “Сумочки и кошельки”.
Позже дочки пристрастились к тому, чтобы подписывать каждую вещь, особенно им нравилось писать разноцветными маркерами. “Возможно, такой способ помогает детям раскрыть свои желания и пристрастия”, — предположила Александра.
Конечно, в комнате девочек не всегда идеальный порядок. Но теперь уборка дается гораздо легче, потому что они знают быстрый и проверенный способ.
Почему это работает
Если вы определите для каждой вещи свое место, то это гарантирует то, что хотя бы половина вещей будет убрана. Иногда ребенку просто некуда складывать вещи, поэтому они валяются на полу и под кроватью. Ребенок обязательно должен знать, куда ему класть грязное белье, ему также необходимы ящики для игрушек и полки для книг.
Планируя детскую, вы должны учесть все вышеперечисленное. Но не забудьте, что малыш нуждается в пространстве — не стоит загромождать его мебелью. Вместо того чтобы ругать и заставлять детей убираться в своей комнате, предложите им вместе разобраться и выбросить старое, чтобы потом заново создать интерьер
Если ребенок согласен, обратите внимание на то, что он больше любит: раскладывать вещи по коробкам, подписывать ящики или он быстро устает от уборки
Некоторые дети долго не могут привыкнуть к новым обязанностям. Не стоит давить на детей и заставлять убираться — это только ухудшит обстановку. “Я была удивлена, когда узнала, что многие подростки, особенно мальчики, хранят старые мягкие игрушки и машинки под подушками и в других потаенных местах своих комнат”, — говорит детский психолог Марина Оськина. Подростковый период — очень сложный для любого ребенка, порой ему просто необходимы родительская поддержка и понимание.
И еще несколько полезных фишек, которые облегчат планирование
В тайм-менеджменте для взрослых есть некоторые хитрости, которые позволяют упростить планирование и достижение целей. Многим, например, знакома фишка с «лягушками» и «слонами» — она отлично подойдет для детей.
«Съесть лягушку лучше с утра»: объясните ребенку, что когда у него есть какое-то неприятное дело, то его лучше выполнить утром, когда он полон сил. Сделав дело первым по списку, ребенок почувствует облегчение и удовлетворение, а выполнение остальных задач пройдет более легко и просто.
Есть обратное понятие — «съесть ватрушку по утрам»: приятное дело, которое приносит смысл текущему дню. Его тоже можно планировать на утро.
— Если в плане есть лягушка, то лучше утром съесть ее и не вспоминать больше о ней. Если же лягушки в плане на сегодня нет, можно начинать утро с ватрушки, чтобы задать хороший тон дню, — поясняет Елена Босякова.
Во взрослом тайм-менеджменте есть такое понятие, как «делить слона на стейки»: разделять сложное дело на отдельные задачи и постепенно выполнять их. Вот как можно адаптировать этот принцип для детей: есть шоколадный слон, которого ты хочешь съесть, но он настолько большой, что его сначала нужно разделить на части.
— Этот принцип отлично работает, когда у ребенка есть глобальная цель, но он не знает, как ее достичь. Разбив ее на мелкие задачи, он сразу поймет, с чего ему надо начать и как двигаться дальше шаг за шагом.
Похожая техника — «метод швейцарского сыра». Она помогает идти к цели, выполняя небольшие задачи, как бы «выедая» дырочки из сыра:
— Пусть ребенок представит, что его долгожданная цель — это кусок сыра. И если его невозможно «съесть» сразу и полностью, то можно «выедать» из него дырочки, как мышка. Тут может не быть никакой логической последовательности между задачами. Главное, чтобы количество «дырочек» со временем становилось все больше.
С помощью таких образных ассоциаций ребенок поймет, что можно не бояться ставить перед собой сложные цели. Нужно просто разделять их на отдельные задачи и выполнять их поэтапно. Это сделает ребенка более самостоятельным и инициативным, а родителям позволит забыть о постоянном контроле над уроками и другими активностями ребенка.
Для связи с редакцией пишите нам в Telegram, Instagram или на почту editor@rebenok.by
Ребенок научится справляться с неудачами
Подруга недавно рассказала мне о том, как в самый момент автомобильной аварии (обошлось без увечий, но встряска была изрядная) она подумала, что надо бы составить огромный список всех тех мелочей, которые ее родным понадобится учесть, если ее больше не будет рядом.
Ее сыну следует знать, что футбольную форму надо стирать по воскресеньям, чтобы она успела просохнуть к тренировке в понедельник. Дочке надо усвоить, какие виды тканей можно после стирки засовывать в автоматическую сушку, а какие нет и что произойдет с шерстяным свитером, по ошибке попавшим в эту сушку. Детям надо научиться пробивать засор в туалете, включать водонапорный бак после перебоев электричества, менять пробки, убирать на зиму газонокосилку и помнить про еще целый миллион таких дел, которые она выполняла сама, не желая утруждать детей.
Я напомнила подруге, что, случись ей погибнуть в аварии, ее близких менее всего волновал бы вопрос, где находится переключатель водонапорного бака, но я прекрасно понимаю ее тревоги. Поскольку мы не подпускаем детей к домашним делам, без нас они окажутся совершенно беспомощными, и моя подруга в момент аварии на миг прозрела и увидела, какими неумелыми она вырастила детей и как трудно им будет справиться без нее.
Уберегая детей от неудач, от маленьких катастроф, мы не даем им научиться и тому, как с этими неудачами справляться. Каждый раз, когда мы чересчур усердствуем в порыве уберечь ребенка от трудностей, — мы отказываем ему в возможности стать полноценным членом семьи, имеющим собственные обязанности и ответственность. Мы отнимаем у него дар неудачи, забывая о том, что многие памятные моменты нашего родительства происходят посреди полной, казалось бы, катастрофы.
Игровой момент
Даже в период упрямства у ребёнка можно вызвать интерес к домашним обязанностям. Для этого эффективно используются игры. Их можно придумывать, исходя из ситуации, возраста, интересов. Ниже предложены несколько игр, которые можно использовать при уборке игрушек.
«Домики»
В Царстве игрушек произошёл сильный ураган. И все машинки/куклы/зверята потерялись и хотят вернуться в свои домики. Давай поможем?
«Волшебница/Волшебник»
Посмотри, что случилось с игрушками? Они лежат не на своих местах. Давай, с помощью волшебных ручек сделаем комнату чистой и красивой! С помощью волшебства это получится намного быстрее (в этот момент можно начать напевать песенку с ребёнком и убираться под неё).
Если в семье несколько детей, то можно убираться на скорость
Тут важно учесть такой момент, что как правило проигравший обижается. Чтобы такого не происходило, не надо делать награду для победителя
Лучше всего просто оговорить, что тот, кто будет быстрее, тот – молодец, а после уборки все пойдут пить чай с конфетами.
«Загружаем склад»
Задача: заполнить импровизированный «склад». Хорошо, если у каждого ребёнка есть своя коробка, ёмкость
Здесь неважно, кто чьи игрушки будет убирать. Выигрывает тот, у кого больше всего предметов на складе по объёму или по количеству, если игрушек немного, и их можно посчитать
«Эстафета»
Это игра на время, но командная. Засекается секундомер, дети начинают собирать игрушки по цепочке: один с пола берёт игрушки, передаёт другому. Второй ребёнок уже кладёт в коробку или передаёт третьему. Результаты записываются и сравниваются каждый день. Цель: дети учатся работать в команде для достижения наилучшего результата.
Эти же приёмы можно использовать и для других домашних дел. А как приучаете к домашним обязанностям?
Сам по себе
Иногда родители вовсе даже не задумываются, если их сын не хочет работать, что делать в сложившейся ситуации. Конечно, принято думать, что нормальное развитие сценария – когда ребенок «выпархивает из родного гнезда», обустраивает собственный дом, находит себе подходящее место. Если этого не происходит, кто-то переживает, а кто-то считает нормой и мирится с тем, что его чадо отличается от большинства. Второй вариант, как считают психологи, неправильный, ведь человек не может до самой своей смерти жить под крылом родителей. Необходимо научить ребенка ответственности, самостоятельности, умению принимать на себя ответственность за содеянное. Инфантилизм в последние годы встречается все чаще, и зачастую объясняется страхом перед принятием решения. Люди просто-напросто боятся ответственности, запуганные неудачами в прошлом.
Если взрослый сын не хочет работать, возможно, причина кроется в незрелости человека – и в эмоциональных аспектах, и в плане осознания своего места в социуме. Инфантилизм и неспособность взять на себя ответственность встречаются часто, причем очень часто это свойственно тем, чьи запросы достаточно низкие. Такие люди не видят нужды в дорогостоящих предметах или аксессуарах, они питаются простой пищей и пользуются общественным транспортом, живут в небольшой комнате. Если запросы невелики, человек не будет стремиться к приличному заработку. Лишь испытывая ограничения и имея мотивацию для их преодоления, человек развивается. Если все потребности удовлетворены, поводов работать просто нет. Если старшие обеспечивают свое чадо, невзирая на его возраст, никакого стремления к самостоятельности не возникнет, пока не сформируется какая-то потребность, которую удовлетворить не получится. Чтобы не столкнуться с такой ситуацией, нужно аккуратно воспитывать ребенка, не баловать его сверх меры, не исполнять прихоти чада, особенно по мере взросления.