Как действовать, если ребенок не понимает опасных ситуаций на улице

Детям на случай ЧС: опасные ситуации в жизни ребенка

Include Me shortcode: file not found

«Осведомлен — значит вооружен». Нашим детям приходится жить в мире, где ежедневно звучат стрельба и взрывы, а по телевизору показывают в прямом эфире захват заложников и последствия террористических актов. Понятно, что малышей не стоит перегружать информацией и пугать, говоря, что, мол, вот придут террористы и всем будет плохо! Поэтому делай так… (и по списку зачитываете пункты «Памятки»), Делать этого, конечно, не надо. Но если малыш увидел в новостях или услышал от взрослых о террористическом акте, не отмахивайтесь от вопросов ребенка, лучше поговорите с ним на важную и сложную для всех тему. Ведь ребенок понимает, что взрослых тоже тревожит сюжет из теленовостей.

Объем информации и ее «подача» зависят от возраста ребенка. Малышам и дошкольникам не нужны длинные лекции о безопасности». Им нужно знать об их личных действиях в определенных ситуациях, чтобы ребятишки не паниковали, а смогли сориентироваться, насколько это возможно, в сложной обстановке. А вот младшим школьникам и подросткам можно рассказать подробнее и о терроризме, и о террористах, и о поведении обычных людей при возникновении такой угрозы.

Но перед началом обучения детей правилам безопасности выясните, что знает ваш ребенок о терроризме. Как понимает и представляет себе поведение людей во время каких-то страшных и угрожающих событий? Поможет вам небольшой тест. Внимательно выслушайте мнение ребенка по вопросам, пусть выберет ответ, какой он считает правильным. А вы обязательно похвалите за правильный ответ и расскажите, как действовать, если малыш ошибся.

Для взрослого нетрудно заметить, что все правильные ответы «В». А вот у ребенка могут быть ошибки, поэтому помогите малышу, доходчиво объяснив, почему нельзя «самому захватывать террориста» или дышать слезоточивым газом. Многие малыши считают, что они уже большие для «взрослых войн», храбрятся и думают: «Вот я бы уж не растерялся, сразу бы понял, что это террорист, и схватил его!» Мягко разубедите ребенка, скажите, что в нашем государстве есть специальные организации, где готовят настоящих бойцов против террористов. Они умеют действовать в сложных ситуациях, и мешать им во время таких операций не нужно. Лучшая помощь взрослым в настоящей войне — не мешать. А борьба с терроризмом это и есть настоящая война.

Настоящая война — это не «игра в войнушку». Но отказываться от игры не надо, наоборот! Именно в игре можно обучить малыша каким-то основным, базовым моделям поведения в любых, даже самых критичных ситуациях. Ребенок быстрее запомнит правила поведения в чрезвычайных ситуациях, как вести себя при захвате заложников или при обнаружении опасных предметов, если поиграть с ним в «фильм». Только предупредите малыша сразу, что «боевики» с героем-одиночкой вроде Бэтмана или Человека-Паука — это фантазия. В жизни проявлять геройство против вооруженных бандитов ни в коем случае нельзя, многие из террористов психически неуравновешенные люди, а некоторые находятся еще и под воздействием разных наркотических веществ. И человек, решивший «сам победить всех плохих, как в кино», рискует не только своей жизнью, но и подвергает опасности других.

В реальности даже взрослые в сложных ситуациях теряются и от страха не могут сообразить, что делать. А ребенок? Ему-то каково? Панический страх не завладеет вашим малышом, если он уже «был» в подобной ситуации, пусть даже в игре. Рассказывая детям о защите в чрезвычайных ситуациях, ваша задача — создать такой «сценарий фильма», чтобы проиграть как можно более подробно самые разные опасные ситуации. Ведь чтобы ребенок сумел «теоретические знания» применить, если понадобится, в жизни, ему одних бесед мало, нужна практика. Вот и практикуйтесь в играх!

Или представьте, что произошел взрыв (например, из-за неисправной газовой плиты), и ваш дом разрушился. Как вести себя под завалом? Пусть деревянный Буратино сыграет роль такого «заваленного», а вы на примере игрушки обязательно покажете малышу, как надо действовать.

А можете, обучая ребенка поведение в экстремальных ситуациях, предложить «тренироваться», чтобы стать настоящим «спасателем». Такие героические игры не только обучают малыша навыкам поведения в сложных ситуациях, но и повышают самооценку, Укрепляют уверенность в себе.

Когда что-то случается внезапно, нет времени на раздумья, надо суметь защитить себя и своего ребенка, т. е. действовать. А для этого и вы, и ваш малыш должны знать, как действовать правильно.

Если не дозвонился и мама не сказала иначе, действует прежнее правило

Никому не открывать.

Если незнакомый человек просит помощи и объясняет что это срочно предложи ему позвонить в квартиры соседей. Пусть ему помогут взрослые. “Мне не разрешают” – и все.

Если человек не уходит, кричит, угрожает, настаивает, уговаривает, значит, пора попросить помощи. Звони соседям или родителям и расскажи им, что происходит.

По-настоящему опасно, если кто-то пытается сам открыть дверь, бьёт в неё ногой, ковыряет в замке, и времени тоже не теряй – немедленно звони любому взрослому, которому сумеешь дозвониться, лучше всего – кому-то из соседей или в милицию.

Не теряй головы!

А ещё бывает так!

Раздался звонок в дверь. Ты спрашиваешь: “Кто там?” – в ответ тишина. Ты смотришь в глазок – никого не видно. Кто же там? Становится очень любопытно. И вот тут дети часто делают большую ошибку: они приоткрывают дверь, чтобы совсем немножко выглянуть и всё узнать. Нельзя этого делать! 

Даже на секундочку открытого замка будет достаточно, чтобы вломиться в квартиру.

Лучше громко скажи: “Перестаньте хулиганить! Я сейчас позову папу!”. Скорее всего, звонки прекратятся. Если нет, скорее звони взрослым! Иногда прежде, чем ломиться в дверь, преступники по телефону узнают, что дома нет никого, кроме ребёнка. Они могут позвонить и попросить: “Позови к телефону папу”.

Помни: если ты один дома и звонит незнакомый тебе человек, никогда не говори, что взрослых нет. Скажи: “Папа прямо сейчас не может подойти. Если хотите, он перезвонит вам позже”.

Чтобы правильно действовать в такой ситуации, очень важно быть готовым! Это значит: уметь пользоваться телефоном, знать телефонные номера родителей, их друзей, соседей. Лучше всего, чтобы эти номера, крупно написанные, всегда висели около телефона. 

Нужно обязательно знать своих соседей, как они выглядят, как их зовут.

Заранее обсуди с родителями, кому ты должен звонить в первую очередь.

Ещё важно знать номер милиции. Если в дверь ломятся – звони сразу туда. . Только не плачь и не бормочи, а говори чётко, внятно: “Мне восемь лет

Я дома один. Кто-то пытается открыть дверь. Помогите! Мой адрес… “

Только не плачь и не бормочи, а говори чётко, внятно: “Мне восемь лет. Я дома один. Кто-то пытается открыть дверь. Помогите! Мой адрес… “.

Адрес тоже нужно знать на зубок!

Дальше нужно делать то, что скажут взрослые по телефону.

Психологическая защита и эмоциональное присутствие


Фото с сайта popsugar.com.au

Что касается физической безопасности, мы действительно можем учесть множество самых обычных вещей, которые способны сохранить жизнь. Но мы можем дать ему и защиту психологическую – а это не менее важно. Ребенку нужна наша защита – она дарит ему спокойствие, восприятие этого мира как дружелюбного, позволяет спокойно изучать мир и развиваться

Ребенку нужна наша защита – она дарит ему спокойствие, восприятие этого мира как дружелюбного, позволяет спокойно изучать мир и развиваться.

В психологии это называется «надежная привязанность» — эмоциональная доступность  мамы, ее чуткость, внимание к потребностям ребенка. Это важнее,  чем просто водить его за руку и физически беречь от опасностей. . Когда говорят о теории привязанности, часто упоминают тезис  о «стабильном присутствии матери»

Его ошибочно понимают так, что мама от ребенка физически не отходит. Это не так – имеется в виду эмоциональное присутствие

Когда говорят о теории привязанности, часто упоминают тезис  о «стабильном присутствии матери». Его ошибочно понимают так, что мама от ребенка физически не отходит. Это не так – имеется в виду эмоциональное присутствие.

Защитить ребенка здесь бывает непросто. Часто мы боимся, что кто-то нанесет ребенку душевную боль, даже больше, чем боимся боли физической. Но и это закон жизни: в мире есть разные люди, и с ними ребенок рано или поздно тоже столкнется.

Конечно, мы можем подобрать ребенку дружественную среду – хороший садик, кружки, круг знакомых. Но еще в наших силах сформировать ту самую надежную привязанность, чтобы ребенок знал:

если со мной случается плохое, я могу обратиться к родителям за помощью и поддержкой. Это ключевая вещь.

От нас зависит быть принимающими, любящими, эмпатичными, оказывать ребенку поддержку. Когда мы сами уважаем ребенка, он растет с ощущением, что так и должно быть: я хороший и я заслуживаю хорошего отношения.

Вот это надо закладывать с детства, а не английский-танцы-айкидо.

Самый большой подарок ребенку и самая лучшая защита – чтобы он чувствовал себя «имеющим право быть». Формальная забота без этого ничего не значит.

«Обсуждая опасности, главное — не внушать детям своих страхов»Мария Котрелева, 9 детей, от 24 до 5 лет:
Детей у меня много, и свои страхи я постепенно научилась обуздывать. Моя старшая дочь в 18 лет решила поехать одна в Европу. Мне было очень страшно! Изложила ей все свои страхи, но она сказала: понимаю тебя, но это моя жизнь

И это важно: ребенок имеет право иметь свой опыт, он будет не такой как у вас. В этом смысле я стараюсь Богу доверять.
Обсуждая опасности, главное — не внушать детям своих страхов.
Тут, каюсь, я совершила ошибку: ужасно боюсь пауков, и невольно передала эту фобию детям

Теперь мы визжим всей семьей, и нет никого, кто мог бы этого паука от нас прогнать. Так что страхи можно обсуждать, говорить, что такое бывает и как стоит этого избегать. Но транслировать их нельзя.
Конечно, и у нас случались всякие  «страшноватости», причем тогда, когда все расслаблены и не ожидают подвоха. И с высоты у нас ребенок падал, ногу ломал. И с детской площадки дочь уходила одна – искали с милицией. Хочется, конечно, пристегнуть себе коротким поводком, не отпускать. Но что тогда будет? Молюсь, когда совсем тревожно. Это помогает. Молюсь и отпускаю».

В чем причины

Трусливым малышам обязательно нужно помогать перебарывать страхи. Но делать это по принципу «клин клином» категорически нельзя! Мы уже выяснили, когда и как появляются тревоги. Теперь выясним, почему они возникают.

Цепочки из прошлого: последствия испуга

Предположим, в раннем детстве случилась неприятная встреча со злобной собакой, которая лаяла, скалила зубы, пыталась укусить.

Не только эмоции, но и все каналы восприятия ребенка (зрение, слух, осязание) в этой ситуации задействованы. А возрастной этап предполагает фиксацию на опасных объектах. Возникает страх перед собаками.

Застревание малолетнего в лифте может привести к появлению аналогичной цепочки.

Вскоре на прогулке малыш боится отойти от мамы, оставаться один из-за страха повторения встречи с животным. Закрепляется новая боязнь – одиночества. Если похожая собака появится возле человека, предмета или в какой-то ситуации, запоминаются все новые и новые устрашающие события.

Постоянное напряжение и ожидание появления собаки заставляет малыша растрачивать психическую энергию на безопасность, что истощает нервную систему и приводит к неврозам. Побеждать последствия столь серьезного испуга придется методами психотерапии не за одну встречу с психологом. Домашние рекомендации тоже придется выполнять очень тщательно.

Она тебя обязательно укусит, или внушенный страх

Если бабушка постоянно запрещает подходить к собаке, потому что «она злая и укусит», а с бордюра прыгать нельзя, потому что «ты упадешь, и будет больно», то вполне вероятно, бабушке удастся научить малыша бояться и высоты, и домашних животных.

Фразы «Ты упадешь», «Она тебя укусит» нужно заменять на предупреждения с альтернативой: «С этого бордюра прыгать нельзя, здесь можно упасть, давай лучше пойдем во-о-он по тому походим?» Справляться с уже внушенными страхами старайтесь через демонстрацию правильного поведения на собственном примере.

Показывайте ребенку, как удовлетворить интерес и не испугаться.

Сила воображения

Творческие дети с богатыми эмоциями часто выдумывают монстров и страшилищ. Эти существа на равных с самим малышом присутствуют в реальности. Возраст фантазирования (около 5 лет) быстро проходит

Важно поддержать ребенка, погрузиться в его мир, прогонять монстров вместе с ним. Преодоление фантазий пойдет быстрее, если исключить мультфильмы, кино и телепередачи мистического толка

Проделки Бабы-яги и Кощея

Сказка – место, в котором ребенку понятнее и спокойнее. Если дома творится что-то неладное, малыш может уйти в себя, в свою фантазийную реальность, в которой обязательно возникнут персонажи добрые и злые. С добрыми он будет дружить, а злых пугаться и приписывать им вину за проблемы в семье. Проработать семейные страхи можно в сюжетно-ролевых играх с куклами, рисунках и лепке.

Когда боится мама

Если значимые члены семьи постоянно сами чего-то боятся, дети легко перенимают эти модели поведения. У замкнутых родителей-домоседов и дети растут домоседами. А во всем окружающем мире зверствуют «злые дядьки», «рыночные воры», «опасные бактерии» и даже «радиоактивное солнце».

Пересмотрите собственные страхи и позвольте ребенку сформироваться психологически без чужого давления.

Чего лучше не делать

Нередко бывает так, что родители говорят одно, а делают при этом совершенно противоположное. Просят незнакомых людей последить за ребенком, оставляют его с ними, сами вступают в разговоры с незнакомцами, без особой необходимости. Вот список того, что не нужно делать:

  1. Находясь с ребенком в любом месте, никогда не просите незнакомых вам людей последить за ним;
  • Во-первых, вы просто не можете знать, что это за человек и как он отнесется к вашему поручению. Бывали случаи, когда и некоторые знакомые могли попросту забыть о возложенной на них ответственности;
  • Во-вторых, вы подаете плохой пример своим же детям, которые потом просто не воспримут слова предостережения.
  1. Не доверяйте малышей подросшим детям;

Вот любят некоторые родители отправлять на прогулку со старшим ребенком младшего. Это большая ошибка! Подростки и младшие школьники еще не осознают ответственности за других, не понимают, что за маленькими надо следить, да и не очень-то хочется это делать. Они могут допустить промах, потому что просто потеряют контроль над ситуацией, отвлекшись на что-то свое.

  1. Не оставляйте ребенка одного, если ему еще нет 7 лет;

Может, конечно, в советские годы детишки и гуляли во дворах свободно уже лет с 3-5, но сейчас это в разы опаснее. Ребенок в таком возрасте еще не сможет оказать сопротивление злоумышленнику, сколько бы вы об этом с ним не говорили. Вы всегда должны ребенка видеть и слышать.

  1. Не запугивайте милиционером, бабайкой и подобным;
  • Если считаете, что еще рано объяснять про маньяков и прочее, ограничьтесь общими фразами – пока этого будет достаточно;
  • В какой-то момент вы и сами заметите, что малыш подрос и перестал подходить знакомиться к каждому встречному. Но развивать у него лишние страхи не надо.
  1. Не кричать и не ругать, говорить спокойно и доброжелательным тоном;
  2. В людных местах, когда идете куда-то, держать за руку.

И последний совет – поиграйте с детьми, чтобы обыграть возможные опасные ситуации. Так двухлетке будет легче усвоить важные правила поведения.

  • Ребенок боится громких звуков
  • Как заставить ребенка слушаться?
  • Когда лучше отдавать ребенка в детский сад?

Проявление боязни чужих людей

Каждый ребёнок — индивидуальная личность, поэтому и этапы развития малыши проходят по-разному. Ближе к году, месяцев с 7–8 у детей происходит большой скачок в психоэмоциональном плане. Именно в этом возрасте у ребёнка появляется настороженность к другим людям, помимо мамы и тех, кого он видит регулярно. Психологи объясняют, что ребёнок очень зависим от родителей, особенно от мамы. Он знает её голос, как она выглядит, умеет различить по запаху. Далее в списке родных людей стоит папа.

Бабушек и дедушек, друзей семьи, крестных и других людей, которых ребёнок видит довольно часто, он не воспринимает как угрозу и спокойно относится к их присутствию. Но стоит сделать перерыв — он забудет их и в следующую встречу может отказаться идти на контакт.

Медики объясняют родителям, что страх к чужим людям — самый первый, который испытывают младенцы. У каждого ребёнка он может проявляться в разном возрасте, но начинать опасаться других взрослых дети начинают с семи — одиннадцати месяцев. Такая ситуация может продолжаться до двухлетнего возраста.

Таблица: причины появления страха в разном возрасте

Возраст ребёнкаПочему малыш начинает бояться
7 месяцев — 2 годаСтрах обусловлен тем, что малыш боится потерять маму. В этом возрасте только с ней он чувствует себя в безопасности. Сейчас младенец воспринимает мать не только как источник получения пищи, но и как защиту, успокоение, комфорт. Как только женщины долго нет рядом, ребёнок может не просто плакать, но и истерить, ведь он не понимает, что мама скоро вернётся. Объяснения в этом возрасте не помогут, действенным может быть только мамино присутствие. Поэтому ребёнок воспринимает любого взрослого, которого не знает и не видел ранее как потенциальную угрозу. В подсознании крохи чужой мужчина или женщина может забрать его у матери, или самого родного человека у малыша. По мере взросления дети перерастают этот страх и начинается этап социализации.
2 — 4 годаЕсли до двух лет боязнь чужих людей медики считают нормой, то проявление страха старше этого возраста — уже проблемой, которую необходимо решать. Малыши могут относиться с настороженностью к посторонним, но не должны закатывать истерики при виде незнакомца. Если у ребёнка вызывает ужас один вид взрослого человека — это повод обратиться к неврологу и психологу. Медики объясняют, что страх может сохраняться на подсознательном уровне, например, в раннем детстве были случаи, когда кто-то сильно обидел ребёнка или причинил ему физический вред. Поэтому подсознание на интуитивном уровне старается защититься от пережитых негативных эмоций. Если родители вовремя не будут помогать малышу справиться с этой ситуацией, она может перерасти в фобию и вызывать определённые сложности во взрослой жизни.
старше 4 летРебёнок старше четырёх лет — уже сформировавшаяся личность с развитой способностью анализировать и делать определённые выводы. Поэтому дети не должны истерить и плакать при виде чужого человека. Они могут не захотеть общаться с незнакомцем, но ведут себя адекватно в любой ситуации. Если малыш панически боится людей в этом возрасте, это может быть связано с психологическими травмами в прошлом или настоящем. Часто причиной является физическое насилие, тогда срабатывает инстинкт самосохранения и мальчик или девочка проявляют страх ко всем людям, которые теоретически могут причинить им вред. В данной ситуации помочь может только психолог или психиатр.

По мнению специалистов, дети чаще боятся мужчин, ведь женщины напоминают им маму. Особенно пугают крох мужчины с бородой и усами, они выглядят более устрашающе. Некоторые малыши некомфортно себя чувствуют в местах большого скопления людей: у них начинается паника и истерика. Это связано с тем, что дети инстинктивно чувствуют опасность, например, что люди заберут их от мамы.

Чтобы избежать истерик в кабинете врача, родители должны подготовить кроху к приёму: терпеливо объяснять процесс проведения процедуры или осмотра и не кричать на ребёнка

Как действовать родителю, когда ребенок боится посторонних людей

Я бы обозначила следующий план действий: успокоиться, оценить ситуацию, перестать подкреплять страхи ребенка своим поведением и, если нужно, обратиться за помощью.

Во-первых, героине нужно успокоиться. Состояние родителя передается ребенку. Настрой взрослого на позитив придаст малышу смелости. А если испуганный ребенок видит страх, неуверенность на лице мамы, он начинает бояться еще больше. «Даже взрослый не может справиться с ситуацией, похоже, все совсем плохо…» — чувствует дите и начинает вести себя еще хуже. Действия ребенка вызывают у женщины новую волну негативных мыслей. Часто она начинает думать, что ребенок все время боится чужих, и вслух делится переживаниями с подругами и знакомыми. Малыш слышит разговоры, видит, как сильно мама волнуется, и напрягается еще сильней. Все, круг замкнулся.

  • Помечтать о приятном для себя.
  • Подробнее расспросить подругу, что у нее в жизни хорошего. Радость, как и страх, «заразна».
  • Внимательно посмотреть по сторонам, дела на благо других тоже поднимают настроение.
  • Полезно подумать о сильных сторонах дочери: она предсказуема в своем поведении, осторожна, у нее есть свое мнение — это ценно!

Из практики психолога знаю, что отключить страшные картины маме мешают вещи в ее внутреннем мире, часто — из детства. Память устроена так, что неприятное забывается. Поэтому маме может быть сложно вспомнить ситуацию, с которой все началось, сложно связать прошлый опыт с настоящим.

Одна женщина, чей ребенок боится чужих людей, излишне оберегала девочку. Родные и знакомые говорили ей, что такая опека вредна для ребенка. Мама соглашалась с ними, но ничего поделать не могла. В своем окружении женщина не находила понимания, ей говорили: «Это же так просто, не потакать дочери!».

Она чувствовала себя никчемной матерью, пока не обратилась ко мне. Выслушав, я предложила поискать причины проблемы не только в настоящем, но и в прошлом. И маму осенило! Она вспомнила, как воспитательница закрывала ее в темной кладовке. Маленькой девочкой женщина испытала настоящий ужас. И теперь она защищала дочь от любой, даже мнимой, опасности. Мы проиграли ситуацию с помощью фигурок в песочнице, и женщина сказала злой воспитательнице все, что давно хотела. Завершила историю и перестала переживать. И ребенок стал более открытым, общительным.

Как только родитель разрушил (или пошатнул) замкнутый круг тревоги между собой и ребенком, нужно разобраться с причиной страха.

Что делать, если тебе повстречались чужие собаки?

Собаки – замечательные существа. Если они знакомые и дружелюбные. Но бывают собаки не слишком-то добрые и совсем злые. Чаще всего это бродячие собаки, ничьи. Они не считают людей друзьями, потому что у них нет хозяина, никто о них не заботится, и, возможно, наоборот, люди их обижали.

Если такие собаки собираются в стаю, они бывают очень опасными. Стоит одной залаять – все остальные тоже начинают. Они могут напасть и покусать человека, даже если он их не трогал.

Чтобы этого не случилось, нужно знать несколько правил:

Такие собаки обычно охраняют какое-то место, которое считают “своим”. Это может быть пустырь, стройка, стоянка машин. В такие места вообще лучше без взрослых не ходить.Но иногда стая собак решает, что часть улицы или двора – это тоже “их” место. Они могут спокойно лежать или сидеть, но, когда приближается человек, вскакивают, начинают лаять и набрасываться, словно хотят укусить.

Самое главное не терять головы. Не пугаться и не убегать.

Если человек бежит, собака хочет его догнать. Когда псы хором громко лают – это, конечно, страшновато. Но помни: если собака лает – значит, предупреждает, хочет с тобой “договориться”, чтобы ты ушел. А кусать пока не хочет. Покажи ей, что ты все понял и согласен уйти с “ее” территории.

Немедленно остановись. Потом заговори с собаками уверенным, спокойным голосом. Не пытайся кричать “Фу”, ведь они не знают команд, а крик способен их только рассердить. Но и не говори тонко и жалобно, не подлизывайся.

Постарайся, чтобы голос звучал твердо и дружелюбно

Неважно, что именно говорить, хоть стихи читай

Подожди, чтобы собаки немного успокоились. Затем начинай очень медленно и спокойно двигаться туда, откуда пришел, не поворачиваясь к собакам спиной.

Ни в коем случае не беги, даже если очень хочется!

Не делай резких движений, не маши руками, не смотри пристально им в глаза.

Когда ты выйдешь за пределы “их” территории, они перестанут идти за тобой, остановятся и будут еще какое-то время лаять на расстоянии.

Особенно не любят собаки велосипедистов. Если тебя угораздило встретить стаю на велосипеде, выход один – слезть, постоять, пока они немного успокоятся, и потом медленно покинуть опасное место, везя велосипед за руль.

Не пытайся поскорее уехать – они, вероятнее всего, догонят и покусают. Если они никак не успокаиваются и яростно бросаются на твоего “железного коня”, оставь велосипед на месте и медленно уходи сам.

Здоровье важнее!

Гораздо опаснее бродячих собак бывают собаки некоторых пород, если их завели неумные люди. Это животные, созданные для нападения. Если их с раннего детства не воспитывать правильно, они могут нападать на людей.

Никогда не пытайся заигрывать с такой собакой, не протягивай к ней руку. Если она без поводка, вообще не приближайся. Вежливо попроси хозяина: “Позовите, пожалуйста, собаку, чтобы я мог пройти”.

Не беги! Если тебе кажется, что собака может напасть, остановись и не двигайся, пока хозяин ее не уведет. Ни в коем случае не кричи и не груби владельцу такой собаки. Она может решить, что ты на него нападаешь, и укусить.

Если тебя укусила незнакомая собака, пусть совсем чуть-чуть, и вроде бы все прошло, немедленно сообщи взрослым. Если собака больна, это может быть очень опасным. Но, если вовремя обратиться к врачу, все будет хорошо.

Помни, что даже знакомая и обычно приветливая собака может стать злой и опасной, если она ест или если у нее родились щенки. Не приближайся, пока не убедишься, что она не против.

Собака, настроенная “дружелюбно”, виляет хвостом и “улыбается”. Если же она прижимает уши, а тем более приподнимает верхнюю губу, показывает зубы и рычит, немедленно отступи!

Где ждать подвох

Говоря о детской безопасности, можно выделить 3 типичных конфликтных ситуации, в которые попадают дети:

  1. Конфликтные ситуации, связанные со сверстниками
  2. Со старшеклассниками
  3. Со взрослыми

Конфликты со сверстниками чаще всего происходят в школе, детсаде, на детской площадке, где очень часто общаются именно по возрастному принципу. Противоречия могут возникнуть на любой почве, и не всегда ребенок может даже понять, что он столкнулся с актом агрессии

Поэтому важно объяснять детям критерии неадекватного поведения, нарушения личных границ или угрозы психологического воздействия. 

Столкновения со старшеклассниками начинают происходить тогда, когда ребенок уже посещает какие-то секции и кружки, где пересекаются представители разных классов. Тренируются они, как правило, отдельно, но раздевалки для всех общие, и здесь как раз может возникнуть конфликт. Причем в данном случае ситуация усугубляется тем, что между оппонентами есть явная разница в силе и возрасте.

Но самая опасная угроза — это конфликты со взрослыми. Дело не только в их физическом превосходстве, но и в том, что большие могут изощренно психологически воздействовать на эмоции ребенка, манипулировать им

Поэтому очень важно объяснять ребенку, что не все взрослые хорошие и для достижения своих целей по-разному могут пытаться вывести его из равновесия

Чего боятся дети в разном возрасте

До 6 месяцев. Детей в этом возрасте пугают незнакомые звуки, яркий свет, потеря опоры, слишком быстрое приближение предметов. Что делать? Избегать всего этого. Например, включать свет постепенно.

С 8 месяцев до 1,5 лет. Возникает страх чужих людей. Нередко в этом возрасте родители устраивают крестины или, например, впервые приглашают гостей. Прежде они ждали, пока ребенок окрепнет. А малыш, который в четыре месяца охотно сидел на руках у бабушки, теперь признает только маму с папой, а от остальных пытается уползти или оглушительно плачет. В норме это состояние длится лет до полутора, а потом проходит само. У одних — чуть быстрее, у других — позже.

Это механизм, заложенный природой. Дети в таком возрасте уже начинают двигаться самостоятельно. И чтобы они не попали в беду во внешнем мире, они боятся потерять маму. К тому же грудные дети не могут еще сохранить в памяти мамин образ, когда ее нет рядом. Поэтому даже если она уходит в соседнюю комнату, для них это катастрофа — кажется, что самый родной человек пропал из их жизни. Став старше, дети держат в памяти образ мамы, и этот страх ослабевает.

2 года. Ребенок начинает ходить и познавать мир. У него формируются страхи, связанные с движением. Он начинает бояться высоты, собак, движущихся машин, огня — того, что он видит вокруг себя.

3 года. Человек впервые отделяет себя от других в этом возрасте. Страхи его меняются. Теперь он боится последствий своих поступков. Малыши боятся, что их накажут или что на них не обратят внимания.

5 лет и старше. Это самый «страшный» возраст. У ребенка в этот период возникает максимальное количество страхов. Может доходить до 20 одновременно. И это абсолютно нормально!

У дошкольников внутренний мир становится богаче и развивается фантазия. Впечатлительный ребенок все события окружающего мира может домыслить так, что будет бояться. Интеллектуально он уже способен на это.

Дошкольник может бояться темноты (вернее, того, что в ней притаилось), открытых пространств, опасных объектов, домовых, монстров, привидений… Чего угодно. С большинством страхов дети простятся без особых проблем. Но есть незначительный процент дошкольников, у которых они трансформируются в более серьезные нарушения. Об этом мы поговорим позднее.

Катерина Мурашова: Не ждите месяц, чтобы сообщить ребенку о смерти папы

Еще один важный момент. Среди прочих страхов в 5–6 лет у ребенка впервые возникает страх смерти. До этого момента маленький человек не очень понимает, что это такое, и не думает, что может уйти из жизни кто-то из его близких. Нередко родители обращаются к психологу, когда ребенок боится, что умрет он сам или его родители.

От 7 до 12 лет. Страхи связаны с самооценкой. Младшие школьники больше боятся негативной оценки взрослых — родителей («мама будет ругать за двойку») или учителей («боюсь Марью Ивановну, она строгая»). Подростков же волнует мнение сверстников.

От 16 и старше. Юношеские страхи связаны с будущим. Они боятся ЕГЭ, выбора профессии, взрослой жизни. Нынешних подростков часто называют «поколением снежинок». Они появились на свет после 90-х и нулевых. Родители пытались дать им очень многое, потому они не получили в детстве минимум жизненных проблем, которые тренируют людей и помогают им в дальнейшем справляться с трудностями. Таким детям труднее решать вопросы, связанные с выбором жизненного пути.

Почему дети боятся друг друга

В каждом растущем человечке сокрыты не только его собственные выводы о внешнем мире, но и мнение старших членов семьи, влияние культуры, информация из медиаисточников. А еще унаследованный от родителей темперамент, несформированный характер и пока не слишком широкий жизненный опыт.

По какой причине именно ваш ребенок боится детей на площадках с песочницами и каруселями?

Проведите диагностику

Почему процесс вхождения в общество (социализация) и освоения его правил и норм общения (социальная адаптация) вызывают у некоторых деток затруднения? Социальные страхи в норме появляются в таком порядке:

  • На первом году жизни страшно отдаляться от мамы и оказываться в новой среде, посторонние люди вызывают явное опасение.
  • От года до трех почти все дети боятся одиночества, а с ним и темноты. Но мама и папа могут спасти от подкроватных монстров!
  • От трех до пяти лет вполне нормально бояться сказочных персонажей и их образов в реальности. Мальчики боятся сильнее, но перерастают страх быстрее.
  • В дошкольном возрасте – страх потерять родителей или получить от них наказание.

    В этот же период возникает новая коммуникативная проблема – страх перед животными, даже уже хорошо знакомыми, у девочек это часто более выраженно.

Выходит, что динамика детских опасений совпадает с основными кризисными периодами дошкольного детства: 1, 3, 7 лет. Поскольку границы кризисов каждого крохи очень индивидуальны, бояться он может и в 2, и в 4, и в 6 лет

Важно обратить внимание на то, в каких формах выражаются опасения и соответствуют ли эти формы нормам. Задайте сами себе несколько вопросов и попытайтесь разобраться:

  1. В любой ли обстановке проявляется реакция страха или только на детской площадке?
  2. Связано ли усиление или ослабление реакции с присутствием кого-то из взрослых?
  3. Не был ли тот, кого боятся, причиной конфликта или травмы?
  4. Как проходила социализация, посещал ли малыш ясли, детский сад, подгруппу в школе?
  5. Когда впервые возникла боязнь, как реагировали старшие?

Как узнать, чего боится ребенок на самом деле

Первый шаг, который должны сделать родители, это выяснить, чего именно боится ребенок. Делать это нужно сразу, когда он говорит, что ему страшно. Вопросы должны задаваться в спокойной атмосфере, располагающей к доверию. Спросите его, чего он боится. На ответ «оставаться одному» задайте вопрос «что может случиться, пока ты дома один?». Ребенок, если доверяет взрослым, будет говорить о своих фантазиях, потому что в таком возрасте они занимают большую часть его жизни и могут являться причиной фобий. Ответы могут быть приблизительно следующие: «в квартиру могут забраться грабители», «может случиться пожар или землетрясение». Следующий вопрос родителей, позволяющий понять суть страха, должен быть очень аккуратным: «и что тогда, произойдет (если вдруг в квартиру заберутся воры, или случится несчастный случай)?». Ребенок может сказать «меня убьют» или «я погибну».

Страх смерти в данном случае — является главной причиной боязни, и работать нужно будет именно с ним, чтобы вернуть ребенку нормальное эмоциональное состояние. Патологическая форма такого страха требует психологической помощи. Однако в этом случае родители также могут помочь детям, правильно закончив начатую беседу. Они могут сказать: «пойдем, посмотрим, какие прочные у нас замки на дверях (две двери, кодовый замок, охрана в доме и так далее)». Это хорошо срабатывает с детьми, которые фантазируя про грабителей, совершенно игнорировали способы квартирной защиты. Когда родители им ее показывают, они могут успокоиться и больше не бояться.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий