Упражнения для укрепления мышц
Существует специальный гимнастический комплекс, позволяющий разработать детские суставы, укрепить мышцы и помочь малышу расти здоровым и сильным. Чаще всего педиатры рекомендуют делать такие упражнения:
- Для укрепления рук нужно выполнять упражнения на сгибание и разгибание из положения лежа. Приподнимая из этого положения верхнюю часть торса малыша, можно побуждать его к подтягиваниям.
- Когда руки немного окрепнут, можно попробовать другое упражнение. При этом малыш кладется на животик, он тут же поднимет голову и оторвет от поверхности плечи, упершись в руки. Можно потихоньку поднимать его ноги, имитируя упражнение «тачка». Когда руки ребенка станут достаточно сильными, он будет перебирать ими, продвигаясь вперед.
- Чтобы укрепить мышцы спины и живота, можно использовать фитбол. Покачивания, подпрыгивания, перекаты – все это провоцирует напряжение мышц, а, следовательно, их укрепление.
- Для развития мышц ног и разработки суставов нижних конечностей, нужно также делать упражнения на сгибание и разгибание в коленях, «велосипедик» и вытягивание ножек.
Курс массажа должен быть общеукрепляющим, направленным на расслабление и усиление всех мышц
Особенно важно подготовить к ползанию мышечный корсет спины. Кроме того, хорошим методом, помогающим в процессе укрепления мышц, является купание в большой ванне
Уже начиная с первого месяца, когда зажил пупок и нет необходимости кипятить воду для купания, можно наполнять обычную ванну вместо детской и позволить ребенку ощутить свободу движений. Вода будет поддерживать части тела малыша, сглаживать его движения, расслабит мышцы и даст возможность осознать себя.
Важно! Назначить ребенку упражнения и массаж самостоятельно не рекомендуется. Это может не дать нужного результата
Чтобы помочь ребенку ползать правильно и вовремя, лучше придерживать рекомендаций педиатра.
Таким образом, ползание является важным этапом в процессе развития ребенка, и хотя некоторые дети могут его пропустить, существуют специальные упражнения и методы помощи малышу, который стремится к движению
Важно создать условия и научить его ползать, подготовив тело к нагрузкам при помощи упражнений и массажа. И тогда кроха будет радовать родителей своими успехами и достижениями.
Общие рекомендации
На сегодняшний момент можно найти множество хороших и проверенных методик, как научить ребенка ходить самостоятельно без поддержки, однако существуют общие рекомендации, которые помогут в этом нелегком и очень важном труде
Оптимальный возраст
Каждый развивается индивидуальным образом, поэтому нет каких-то определенных рамок, подходящих для всех детей. Оптимальным считается возраст от 10 до 18 месяцев.
Специалисты также утверждают, что не стоит подгонять, это может навредить нормальному развитию опорно-двигательного аппарата
Важно внимательно следить за своим крохой и не пропустить момент, когда он уже будет способен к активной учебе. Основными признаками являются:
- Способность подниматься, стоять и передвигаться, держась за опору.
- Умение ползать и активно передвигаться на четвереньках.
- Преодоление несложных препятствий.
- Способность залезать на невысокие стулья или другую мебель.
- А также получение удовольствия от первых попыток ходьбы и заинтересованность в дальнейшем развитии своих навыков.
В большинстве случаев ребенок становится подготовленным к году, но если ваш кроха еще чего-то не умеет, переживать не стоит, у вас еще есть время для того, чтобы все освоить.
Предварительная подготовка к ходьбе
Подготовка к ходьбе начинается еще с пеленок, т. к. уже с первого месяца жизни опорно-двигательный аппарат крохи активно развивается, поэтому существуют различные упражнения, которые необходимо делать уже с первых дней жизни.
В течение первого месяца жизни рекомендуется каждый раз перед кормлением выкладывать кроху на животик. Это хорошая профилактика не только от коликов, но и замечательная возможность укреплять мышцы живота и спины.
В 2-4 месяца можно научить кроху переворачиваться на спину из положения лежа на животике. Это упражнение достаточно легко сделать: возьмите любимую игрушку и начните медленно уводить ее в бок. Ребенок начнет тянуться за ней и будет тренироваться сначала ложиться на бок, а затем и переворачиваться. Есть также различные упражнения, которые помогают крохе освоить навыки переворачивания.
В 4-8 месяцев обязательно стоит делать крохе разминку для укрепления мышц и делать все, чтобы он как можно больше двигался. Можно повесить интересующие игрушки так, чтобы кроха пытался до них дотянуться, можно также выкладывать его любимые игрушки на различные расстояния. Это способствует тому, чтобы малыш сначала мог до них дотягиваться, а затем научился ползать. И обязательно устраивать ежедневное плавание
Это не только расслабляет мышцы, но и благоприятно влияет на развитие нервной системы, что тоже немаловажно для успешной ходьбы.
В 8-12 месяцев, если ребенок активно встает и пытается ходить, держась за опору, можно помогать ему осваивать ходьбу, придерживая за подмышки или ручки.
Как детки ползают?
Малыши начинают ползать по-разному. Некоторые ползают “по-пластунски”: когда животик остается на земле, а двигая только ручками и ножками, малыш как бы продвигает себя вперед. Этот вариант ползания обычно переходит в классическое ползание на руках и коленях.
Другие немного приподнимаются на ручках и коленках, подсовывая одну ножку под себя и отталкиваясь другой.
Ну а третьи начинают ползать назад, как описывает Кристина (мама двойняшек Сони и Кирилла, 9 месяцев): «Оба мои чада начали ползать почти одновременно в 6,5-7 месяцев и оба назад. Обычно они видели какую-то игрушку, которую хотели достать, приподнимались на ручках и коленях, и начинали двигаться — но отодвигались дальше и дальше от игрушки вместо того, чтобы приближаться к ней. Они так расстраивались! Оба так и ползали задом наперед в течение нескольких недель, прежде чем, наконец-то, обнаружили «переднюю передачу».
Есть ли разница? Нужно ли учить ползать?
Ни один здравомыслящий родитель не станет насильно заставлять своего малыша лежать на животе, когда кроха возмущается и кричит. Но постепенно приучать младенца к лежанию на животике все же необходимо. Ведь период ползания является очень важным для развития подкорковых структур мозга. Минимальные мозговые дисфункции, которые сейчас диагностируются у многих детей после тяжелых родов и родовых травм, частично компенсируются именно в период ползания.
Кроме того, ползание помогает укрепить костно-мышечную систему, натренировать руки, запястья, локти и плечи. В итоге дети, которые ползали хотя бы пару месяцев, более физически развиты и более сильны по сравнению с малышами, которые пропустили этот этап. Да и тонкая моторика у них развита лучше, поскольку ползание помогает растянуть связки запястий и кистей рук, что необходимо для развития тонкой моторики. Таким детям будет проще научиться держать в руке карандаш или ложку, а в будущем освоить письмо и рисование.
Что также немаловажно, ползание способствует развитию двусторонней координации. Наш мозг состоят из двух полушарий: правое отвечает за функции левой стороны тела, а левое — за деятельность правой
Когда ребенок ползает, между двумя полушариями идет активная слаженная работа. Малыши лучше управляют своим телом и ориентируются в пространстве.
К сожалению, не все дети самостоятельно восполняют пробелы собственного развития. Случается, что умный, развитой ребёнок неожиданно для всех с трудом осваивает грамоту, делая множество ошибок. При этом малыш очень хочет учиться на одни пятерки, но у него просто не получается. Если у ребёнка возникли проблемы с учёбой, надо обязательно проконсультироваться с нейропсихологом, который, возможно, назначит малышу курс реабилитационных занятий. Это система специальных физических и интеллектуальных упражнений, которые помогают развить некоторые отделы мозга. Подобные коррекционные курсы проводятся сегодня во многих специализированных центрах. Важен настрой родителей, которые должны верить в своего малыша, подбадривать его, помогать, — и тогда ребёнок действительно сумеет преодолеть все трудности.
Почему малыш до сих пор не пополз?
Причины, почему ребенок никак не желает начать ползать, могут быть самыми разными, а в некоторых и вовсе виноваты сами домочадцы:
- Родители, бабушки и дедушки не предоставляют достаточно свободы. Согласитесь, сложно двигаться, если все твои передвижения ограничены пределами манежа, коляски, кроватки или вовсе руками взрослых.
- Подавая ребенку желаемое по первому писку, мы оказываем ему медвежью услугу, лишая мотивации ползать. Куда проще требовательно закричать, нежели попытаться добраться до цели самостоятельно.
- Особенности характера. Дело может быть в том, что в вашей семье на свет появился не активный путешественник, а спокойный созерцатель.
- Складочки на тельце и пухлые щечки — это очень мило, но вес может мешать двигаться.
- Если вас что-то настораживает в поведении сына или дочери, малыш кажется слишком вялым или слабеньким — это повод немедленно обратиться к врачу. Если ортопед и невролог подтвердят, что со здоровьем полный порядок и их пациент просто ленится, можно переходить к активным действиям.
Когда ребенок начинает ползать
С первых минут после рождения кроха начинает изучать окружающий мир. Активная познавательная деятельность появляется раньше, чем малыш начинает ползать или ходить. Дотянуться до яркой и красивой игрушки сложно, так как требуется использовать другие способы движения вперед.
В первую очередь — перекаты на бок, а после на живот. Затем кроха пытается оттолкнуться от опоры ногой или рукой, стараясь развернуться в противоположную сторону. После того как малыш осваивает простые навыки, он начинает двигаться в задуманном направлении.
Интересно! С какого возраста можно давать молоко ребенку
В каком возрасте девочка или мальчик начинает ползать? Первые попытки у ребенка наблюдаются в 4-5 месяцев. Настойчивые, активные малыши уже полностью осваивают навыки к полугоду и преодолевают длинные расстояния.
Развитие младенцев происходит индивидуально. Поэтому указанный возраст, во сколько ребенок начинает ползать, нельзя считать нормой.
Критерии, от которых зависит, в каком возрасте ребенок начинает ползать на четвереньках:
- Развитость опорно-двигательной системы. Как только мышцы рук и спины окрепнут, малыш уверенно начнет опираться на руки. В результате освоит навык ползания.
- Степень развития ЦНС. Понять, как передвигаться на четвереньках, — результат работы головного мозга. Для этого у малыша должно произойти формирование нейронных связей. Именно они отвечают за координацию, развитие чувств пространства и расстояния.
- Особенности развития. Познание окружающего мира у детей происходит по-разному. Некоторые предпочитают больше трогать предметы, поэтому процесс ползания осваивают быстрее. Другим нравится сначала наблюдать, а после трогать.
В каком возрасте ребенок начинает ползать самостоятельно, напрямую зависит и от половой принадлежности: мальчик или девочка. Согласно медицинской статистике, ребенок женского пола быстрее осваивает передвижение на четвереньках, чем мужского.
Поэтому маленькая принцесса способна уже активно ползать в 4-5 месяцев, а богатырь начнет совершать первые попытки ближе к полугоду. Недоношенные дети поползут еще позже — примерно в 10 месяцев.
Появление навыка зависит от телосложения ребенка. Пухлому ребенку тяжелее будет передвигаться, поэтому на обучение уйдет больше времени. Спрогнозировать, в каком возрасте мальчик или девочка начинает ползать на четвереньках, довольно сложно.
Интересно! С какого возраста можно давать дыню ребенку
Общие замечания
Примерно к пяти-шести месяцам малыши учатся основным навыкам – ползанию и сидению, к полугоду многие ребятишки способны присаживаться, опираясь ручками или сидя на бедре. Кроме того, расширяется граница любознательности ребенка – с пяти месяцев малыш подолгу может держать в ручках предметы, он тащит их в рот, облизывает и обсасывает. Детям становится интересно засовывать пальчики и предметы в колечки, дырочки и прорези, стучать по разным поверхностям игрушкой, бить их друг об друга. Малыши могут мять мягкие игрушки или резиновые пищалки, и таким образом разрабатывают кисть, а звуки игрушки развивают ассоциативные связи.
Чтобы развить навык ползания, необходимо давать ребенку возможность примерно с полугодовалого возраста свободно перемещаться, лучше всего на полу. Там ребенок чувствует себя более уверенно, он может спокойно переворачиваться, без риска упасть и травмироваться, ползти в любом направлении, не рискуя удариться о спинку кровати или наткнуться на углы. По полу можно разложить яркие мягкие игрушки, огородить зону ползания валиками и подушками, поставить картинки.
Перед тем как начать развивающие упражнения, вам необходимо подготовиться к ползанию крохи по полу – полы должны быть чисто вымытыми, теплыми и гладкими. Зимой можно застелить их паласом или одеялами, пледами, в летнее время достаточно вымыть с дезинфицирующими средствами или мылом. После мытья полы протрите чистой водой и дайте хорошо просохнуть.
Полы должны быть гладкими – в идеале это дерево, ламинат, ковролин или линолеум, хотя последний может быть скользким. Покрытие должно плотно быть прикреплено к полу и не иметь выступающих швов и щелей. Проползите сами по всем полам на четвереньках и уберите по ходу движения все предметы, которые могут упасть от толчка или представлять другую потенциальную опасность (шнуры, провода). Приберите с пола все возможные мелкие предметы, проверьте, чтобы был закрыт доступ к обогревателям и батареям, розеткам. Прикройте острые углы мебели и дверей подушками или специальными накладками, поставьте на дверь блокиратор закрывания, чтоб кроха не прищемил пальчики.
На первое время можно огородить посреди комнаты стульями или специальным заборчиком небольшой «загончик» примерно 2х2 м, застелив внутри борта мягкой тканью. По мере тренировки навыков малыш будет расширять границы своей территории.
Нужно ли вообще ползание?
Многие родители искренне радуются, когда малыш, опережая своих сверстников, перешагивает ступень ползания и сразу встает на ножки. Некоторые родители начинают очень рано использовать прыгунки и ходунки, что тоже не способствует развитию навыков ползания.
А между тем, ползание очень полезный процесс для естественного и гармоничного развития малыша, о котором мечтают все без исключения родители. Оно способствует:
- развитию мелкой моторики крохи, т.к. растягивает связки запястий, и заставляет работать кисти ручек;
- укреплению костно-мышечной системы;
- более активному физическому развитию (ползавшие детки по статистике гораздо более физически сильные по сравнению со своими не ползавшими сверстниками);
- развитию двусторонней координации, благодаря которой малыш лучше ориентируется в пространстве, и намного более ловко управляет своим телом;
- но главное, ползание способствует развитию подкорковых структур головного мозга.
Психомоторное развитие ребенка
При рождении у ребенка преобладают рефлексы: сосательный, хватательный и др. – их проверяют врачи при патронаже. Постепенно к третьей неделе «включается» комплекс оживления, когда ребенок в ответ на общение сосредотачивает взгляд на лице «собеседника», замирает, затем улыбается, активно двигается и издает радостные возгласы. Комплекс оживления распадается с 3-4 месяцев на более сложные формы поведения и общения.
2 мес. Приподнимает головку, лёжа на спине. Схватывает предметы в непосредственной близости руками, тянет руки ко рту, осматривает их.
3 мес. Ребенок удерживает голову, лежа на животе, опирается на ручки, приподнимаясь. Может прослеживать предмет глазами. С 3-4 месяцев в речи наблюдается гуление – воспроизведение гласных звуков.
4.5-5 мес. Держит головку прямо в положении «сидя» при поддержке поясницы. Садится, если тянут за ручки. Это свидетельствует о тенденции к принятию вертикального положения тела. Ребенок произвольно извлекает звуки из погремушки – начало предметной деятельности. Понимает простые жесты.
5-5.5 мес. Продолжается освоение схемы тела. Ребенок начинает переворачиваться (согласно мнению разных специалистов, норма переворота со спины на живот и обратно может варьироваться – с 2.5 до 8.5 мес, но на постсоветском пространстве норма – до 5 мес). Пытается захватывать предметы как левой, так и правой рукой, а также обеими руками.
6 мес. Поворачивает голову при обращении по имени. Сидит с опорой. В позе сидя и лежа на животе осуществляет ориентировочно-исследовательскую деятельность (поворачивает голову в разные стороны, осматривая окружение, манипулирует предметами). Может начать ползать («идеальное» ползание «по учебнику» – с 6 до 12 мес, но нижняя граница нормы для начала ползания – 9.5 мес.).
6.5-7.5 мес. Сидит без поддержки какое-то время. Перекладывает предмет из руки в руку. Может вращать кистью, в которой находится предмет.
7.5-8.5 мес. Укрепляется «вертикаль»: если ребенка поставить на ножки с поддержкой, начнет пружинить и опираться на ступни. Совершенствуется моторика. Малыш устойчиво сидит без опоры и занимается игрушкой, поднимая предмет двумя руками.
8.5-9.5 мес. Улучшается произвольность во владении телом. Появляется первая жестовая коммуникация: хлопки в ладоши. Часто в это время ребенок уже умеет махать «Пока!» и начинает использовать указательный жест (нижняя норма появления указательного жеста – до 1.5 лет). Произносит лепетные слова с особенностями родного языка.
9.5-11 мес. Ребенок активно осваивает ползание на четвереньках. Развивается предметная деятельность, появляется пинцетный захват (двумя пальцами). Пытается пить из чашки самостоятельно. К 11 мес. ребенок встает с опорой.
11-12 мес. Осваивает бросание предметов и элементарную конструктивную деятельность (например, разъединение колечек). Появляются первые слова. Понимает речь на предметном уровне. Формируется предметное мышление. Развивается осознание тела. Играет в «ку-ку» (понимает постоянство объектов). Запоминает предметы и события. Отдает предпочтение любимым игрушкам. Созревают связи между лобной, зрительной и сенсомоторной корой.
Если вы замечаете, что ребенок не укладывается в нормы развития, обязательно покажите его хорошему неврологу. Правильное психомоторное развитие – залог успешного освоения речи и нормального интеллекта.
Календарь скачков развития
Первый скачок начинается в конце первого месяца жизни малыша, пик приходится на 5-ю неделю. Кроха начинает изучать явления, которые происходят вокруг него. Развиваются органы чувств, и ребенок ощущает мир намного яснее, чем до этого.
Второй кризис роста является продолжением первого. Его всплеск приходится на 8-ю неделю. Малыш открывает мир паттернов. Он понимает, например, что у него две руки и две ноги. И проводит часы, практикуя новый навык контролирования их определенного положения. Его завораживают тени от падающего света. Вы можете заметить, как ребенок слушает себя, издавая различные звуки. А еще он начинает проявлять радость своей первой улыбкой.
Третий скачок роста проявляется к 3 месяцам. Если до этого движения малыша были неуклюжими, теперь он намного лучше владеет своим телом.Также происходит дальнейшее развитие органов чувств. Теперь он замечает различия: прислушивается к голосам, наблюдает, как свет сменяется темнотой, как двигается все вокруг. Мир становится более организованным.
Четвертый скачок развития происходит около 19 недели. Ребенок понимает, что каждое событие имеет определенную последовательность действий. Он начинает замечать плавные переходы в звуках, движениях, свете, запахах и текстурах.
Пятый скачок развития около 26 недели. Вы увидите, как малыш пробует делать много новых для него вещей. У ребенка улучшается координация, он начинает понимать связь вещей вокруг. Главное открытие в этом возрасте — пространство вокруг: между людьми и предметами существует определенное расстояние. Мир для малыша становится огромным.
Шестой кризис ярко проявит себя на 37 неделе. В этот период вы заметите, что малыш осваивает новые занятия, постоянно экспериментирует. Кроха умеет распознавать определенные предметы, ощущения, группирует людей и животных по категориям. Например, он понимает, что банан отличается от яблока по форме, цвету и вкусу, но это все равно еда. Понимание мира категорий сильно влияет на органы чувств вашего чада.
К 46 неделе произойдет 7 скачок развития. Малышу откроется мир последовательностей. Он поймет: чтобы добиться своей цели, необходимо действовать определенным образом. Ребенок будет изучать, как и в какой последовательности сложить предметы, чтобы это было правильно: пирамидку, кубики и т.д.
Восьмой скачок развития случится около года на 55 неделе. У малыша произойдет рывок в умственном развитии и он будет готов исследовать мир программ. Если до этого кроха понимал последовательность событий, которые следуют одно за другим, теперь он понимает, что так происходит не всегда. И также осознает, что результат действия иногда зависит от того, что произошло сейчас.
Девятый скачок — первый кризис роста после года, пик которого происходит в 14-15 месяцев. Ребенок вырос и теперь он способен менять программы, которые освоил до этого. Он будет экспериментировать с ними:
- Знакомиться с другими детьми на площадке
- Подражать другим
- Исследовать свои эмоции
- Думать наперед
- Становиться агрессивным, чтобы добиться желаемого
- Закатывать первые истерики
- Понимать различия между «мое»и «твое»
- Учиться делать что-то сообща
- Экспериментировать с «да» и «нет»
Последний десятый скачок развития произойдет около 17 месяцев. У малыша появляется способность понимать «системы» и их различия: моя мама не похожа на маму того мальчика, мой самокат не такой как, у братика. На этом этапе он осознает, что сам решает, как себя вести. У малыша появляется чувство сострадания.
Наглядный пример
Какие бы упражнения не придумывали родители, самым наилучшим способом для развития ползания является наглядный пример. И маме, и папе стоит наглядно показать малышу, что же это такое – «ползать». И крохе будет веселее на этом трудном этапе. Он станет активно играть с любимыми родителями, пытаясь повторять их движения.
Для деток постарше, которые уже немного умеют ползать, родители могут создавать различные препятствия в виде подушек, сложенных валиков, проходов под стульями. Как только папа весело проползет по таким препятствиям, сын или дочь незамедлительно захотят последовать за ним.