Выбор литературы
В первый месяц новорождённый все еще не нуждается в особой детской литературе, так как не может понять смысл сказанного. Если в этот период вы будете ласковым голосом читать что-то из современного андеграунда, вряд ли малыш заметит разницу с «Колобком». Уделите больше внимания не смыслу сказанного, а своей интонации и атмосфере во время совместного времяпрепровождения, ведь сейчас для психологического комфорта и правильного развития крохи необходимо постоянное присутствие мамы, физический контакт.
Не менее важен в этом возрасте зрительный и тактильный контакт с матерью, поэтому упор лучше сделать не на чтение как таковое, а на рассказывание наизусть коротких рифмованных текстов. Хорошо, если они будут содержать много добрых, ласковых слов для создания позитивного настроя и формирования всего общения с новорождённым в таком доброжелательном ключе.
С 2-3 месяцев можно читать коротенькие сказки с линейным сюжетом и исключительно положительным смыслом. Желательно, чтобы они также были зарифмованы или содержали достаточное количество повторений для лучшего запоминания слов. Отлично подойдут всем известные русские народные сказки («Репка», «Курочка Ряба») и короткие стишки К. Чуковского, А. Барто, Д. Хармса.
С 4-5 месяцев уделите внимание книгам с красочными крупными иллюстрациями: зрение ребенка в этом возрасте уже достаточно развито, и он способен непродолжительное время изучать изображения
С полугода во время чтения можно акцентировать внимание малыша на конкретных деталях иллюстраций. Особенно учитывая то, что ребенок в этом возрасте уже умеет сидеть, можно держать книгу вместе с ним и искать на картинках главных героев, проговаривать названия изображенных объектов или давать задания по их поиску
Важно: если чтение применяется в качестве занятия, не перегружайте его заданиями. Прежде всего процесс должен приносить радость от увлекательных историй и общения с мамой
Большое количество вопросов может привести к усталости и потере интереса.
После полугода важна сама книга как предмет. Рассказывать наизусть, конечно, тоже можно, но ребенок должен видеть, что вы читаете книгу, это способствует развитию интереса к чтению. Кроме того малышу в этом возрасте уже будет интересно полистать книгу самому
Для этого лучше всего подойдут небольшие картонные книжицы и так называемые «книги для купания»: их страницы легко переворачивать, они долговечны, а яркие картинки и подвижные элементы (вращающиеся глазки персонажей или кнопки) будут привлекать внимание ребенка к книге снова и снова
ПОЧЕМУ СТРАУС ЛЕТАТЬ НЕ УМЕЕТ
Давным-давно, когда птицы ещё не умели летать, Творец прислал им в подарок крылья на любой вкус и цвет, чтобы каждая выбрала те, что ей по душе. Обрадовались птицы.
Первым явился Орёл.
— Я хочу парить над землей выше всех и строить гнёзда на горных кручах, чтобы мои птенцы росли бесстрашными и сильными, — сказал он, выбрав два широких крепких крыла.
Следом прибежал Жаворонок.
— А я хочу летать так высоко, чтобы восходящее солнце слышало, как я пою гимн в его честь, — восторженно прощебетал он и нашёл два лёгких и быстрых крылышка.
— Не спорю, высота — это хорошо, но самое важное в крыльях — выносливость, чтобы можно было полетать по свету, на других посмотреть и себя показать. Что за радость круглый год на одном месте сидеть, — степенно вышагивая, проговорил Журавль. Он сразу приглядел скромные, но надёжные крылья и, не теряя слов даром, отправился в свой первый перелёт
Он сразу приглядел скромные, но надёжные крылья и, не теряя слов даром, отправился в свой первый перелёт.
Модница-Ласточка долго примеряла и придирчиво осматривала
разные крылья, всё никак не решаясь, на каких остановиться.
Мне бы хотелось в ясные дни я летать высоко в небе, а в ненастье держаться поближе к земле. К тому же не надо забывать и о внешности. Крылья должны быть изящными.
Тут Ласточка заметила два тонких изогнутых крылышка и тотчас
поняла, что они словно созданы для неё.
— Насчёт внешности она правильно мыслит, — согласно кивнул попугай. — Главное, крылья должны быть яркие. Что за радость носиться под облаками, где тебя никто толком не разглядит? Другое дело, когда крылья броские, видные: летишь, и все тебе завидуют.
Попугай сразу ухватился за самые пёстрые крылья и, гордый своим приобретением, отправился восвояси.
Сова посмотрела ему вслед и укоризненно покачала головой.
— Баловство это, красота. Пустое бахвальство. Крылья должны быть неприметными, чтобы можно было над лесом летать да добычу высматривать, а коли тебя за версту видно, недолго и с голоду помереть.
Вскоре птицы разобрали все крылья и осталось лишь две пары: одни побольше, а другие малюсенькие. Прискакал Воробей, известный шалопай: солнце давно припекает, а он только глаза продрал. Поглядел на крылья и сразу же те, что побольше, выбрал.
— Мне размах нужен, — заявил он и давай крылья прилаживать.
Да они великоваты оказались, с головой бедолагу накрыли, какой уж тут полёт. Примерил он те, что поменьше, взмахнул ими, взлетел и весело зачирикал. Эти в самый раз пришлись — лёгкие, удобные, порхай себе с ветки на ветку да радуйся.
Последним приплёлся Страус. Огляделся, а выбирать-то и нечего. Надел он крылья, что остались, попробовал взлететь — да не тут-то было. Сам он большой, грузный, а крылья маловаты. Посмотрел Страус в небо, а там Орёл парит, ростом куда меньше него, а крылья раскинул огромные, что полотнища. От возмущения Страус затопал ногами и закричал:
— Вон они мои крылья! Всему свету расскажу, что Орёл, разбойник, на чужое позарился!
Посмотрел на него мудрый Ворон и молвил:
— Что ты, глупый, раскричался? Разве Орёл виноват, что ты позже всех явился? Не даром народная мудрость говорит: «Кто рано встаёт, тому Бог даёт».
Стыдно стало Страусу, что он промешкал. Опустил он понуро голову, взял остатние крылья и побрёл прочь, ведь взлететь он так и не смог. Да только Бог его пожалел и наделил другим даром. С тех пор Страус научился удивительно быстро бегать.
6. Жукова «Первый учебник малыша» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Такой учебник поможет ребенку пополнить его пассивный словарный запас, здесь вы найдете картинки с изображением одежды, игрушек, посуды, предметов обихода, а также простых действий (сидит, бежит, плачет, смеется и т.п.), различных необходимых понятий, например, «мокрый-сухой», «грязный-чистый» и т.п. Заявленный возраст аудитории читателей – от 6 месяцев, по нашему опыту книга становится интересна после 9 месяцев. Ранее больше подходят карточки с картинками или книжки с изображением одного-двух предметов на всю страницу – так малышу легче сконцентрироваться на чем-то одном.
Есть один небольшой недостаток. На мой взгляд, книга не очень хорошо выстроена по возрасту. Например, на одной странице изображены рисунки с предметами, которые малыш усваивает довольно рано, типа мыла и зубной пасты, а на следующей малышу уже предлагается найти отличия между двумя картинками – задание, которое он раньше двух лет выполнить скорее всего не сможет
Тем не менее, это не слишком портит впечатление от книги, на такие задания пока можно просто не обращать внимание. Учебник очень полезный, дети смотрят его с удовольствием!
Вот еще один очень похожий по своей сути учебник — «Моя первая книга» (Ozon, Лабиринт, My-shop).
Подробнее почитать о нем можно здесь.
Занятия от 4 до 6 месяцев
Грудничок в этом возрасте сильно меняется в развитии. Он уже переворачивается и садится сам, может есть более «взрослую» пищу, более вынослив. Поэтому занятия с ребенком по месяцам становятся активнее.
Четвертый месяц
Развитие речи – склонившись над грудничком, проговаривайте короткие стишки
Важно, чтобы в них слышались четкие гласные звуки. Ребенок в ответ должен гулить, после чего вы продолжаете с ним разговаривать (проговаривать стишки)
Знакомство с зеркалом – можно прикрепить небольшое зеркальце к бортам кровати на расстоянии не менее 30 см от лица новорожденного. Также сейчас есть комбинированные игрушки с зеркальцем.
В 4 месяца детям уже нужно показывать книжки с красочными картинками.
Пятый месяц
Лежать в этом возрасте скучно, куда интереснее играть сидя, ползать. К занятиям добавляются упражнения на физическое развитие, продолжительность игр увеличивается.
Забавы с мячиками – разные размеры и материалы, мячики с сюрпризом внутри, с колокольчиками, пупырчатые. Все они для хватания, слуха, зрения.
Прятки – знакомая всем игра «ку-ку», когда мама закрывает лицо ладонями или прячется за простыней
Это упражнение на внимание и эмоции – смех
Реакция на визитеров — когда в комнату входит кто-либо из родителей, членов семьи, живущих вместе с малышом, приветствуйте их эмоционально: «Кто пришел? Папа пришел!». Точно так же когда кто-то выходит из комнаты.
Учим слова – давая грудничку игрушку, обязательно четко произносите ее название. Делайте так каждый раз и с любым предметом, расширяя лексикон ребенка. Даже если он просто агукает, регулярно разговаривайте с ним, стараясь не коверкать слова
Шестой месяц
Мешочек с сокровищами – возьмите или сшейте небольшой трикотажный мешочек, наполнив его разными предметами. Подойдут мячики, кубики, шишки, игрушки, главное, чтобы проглотить их малыш не мог. Суть игры: ребенок по очереди достает из мешочка предметы, а мама или папа произносит, как они называется.
В этом возрасте хороши комплексные игрушки, например, с зеркальцем, музыкальным инструментом, разными фактурами. Если грудничок активно ползает по квартире, уберите все бьющиеся, острые, опасные конструкции. Дайте ему больше пространства и вещей для изучения.
Польза сказок для малыша
Когда молодые мамы спрашивают, существуют ли сказки для новорожденных, детские психологи утвердительно отвечают на этот вопрос. Они настоятельно рекомендуют подбирать авторские или народные произведения для соответствующего возраста и обязательно их читать своему чаду, сделав ритуалом перед укладыванием на ночь.
Специалисты раскрывают, чем полезны сказки для малышей до 1 года. Оказывается, они обладают удивительной силой психотерапии, так как успокаивающая сказочная интонация положительно влияет на маленького ребенка.
Даже если пока грудной ребенок не понимает слов, его психика устроена таким образом, что мозг интуитивно срабатывает на знакомый голос взрослого
Как выяснили ученые, вибрации материнского голоса синхронизируют работу участков мозга, отвечающих за слух и зрение, память и внимание. Вот почему новорожденному полезно слушать колыбельные песни и напевные сказки в женском исполнении еще до рождения
Уже после рождения ласковый мамин голос, рассказывающий сказку, может быстро успокоить и убаюкать младенца. При этом развивается его слуховое восприятие, исподволь идет знакомство с окружающим миром.
Главное предназначение сказок для деток до годика – познакомить с устройством мира, основными законами человеческого бытия. Кроме того, правильно подобранное сказочное содержание формирует у дитя нравственные ориентиры, раскрывает представления о добре и зле.
К сведению! По мнению психологов, сказки в определенной мере формируют жизненный сценарий человека, так как через них усваиваются стереотипы поведения, считывается модель социальной роли.
Вживаясь вместе со взрослым в сказочный сюжет, ребенок эмоционально развивается, учится сопереживать, радоваться, огорчаться вместе со сказочными героями.
По мнению специалистов, чтение сказок – это не просто развлечение, это школа жизни. Поэтому родителям стоит ответственно подбирать и правильно читать сказки грудничкам.
Кроме того, сказка является подспорьем для ребенка, объясняемым тем, что ему сложно рассказать взрослому о своих переживаниях. Малышу порой бывает одиноко, страшно, он может устать, а выражается все это, как правило, в капризах, непослушании. Помогает понять, какие эмоции переживает ребенок, именно сказка.
Короткие поучительные сказки для детей. Читаем детям на ночь
Любая сказка – это история, придуманная взрослыми для того, чтобы научить ребенка как вести себя в той или иной ситуации. Все поучительные сказки дают ребенку жизненный опыт, позволяются понять житейскую мудрость в простой и понятной форме.
Короткие, поучительные и интересные сказки позволяют сформировать из ребенка гармоничную личность. Также они заставляют детей думать и размышлять, развивать фантазию, воображение, интуицию и логику
Обычно сказки учат детей быть добрыми и смелыми, вкладывая в них смысл жизни – быть честным, помогать слабым, уважать старших, делать свой выбор и отвечать за него.
Кому же идти за дровами?КаменьДуб под окномФлейта и ВетерКуда муравьишки спешилиЗайчик и МесяцПутешествие во ВрунляндиюМаленькая принцессаСказка про обман, Асю и рисованиеСказка про жадностьВолшебные шахматыБыстрые ноги и крепкий панцирьСамовар Мудрый мышонок Игрушки из сундучкаБратья и ЛешийЗолотая монетаПо одёжке протягивай ножкиТяп-ЛяпВолшебная сказка про кошекА морковка уплылаСтарый мудрый филинЧерная овечкаМудрый счетТрушка-умникЖадный ТошкаТишка-тихоняОбещайкинСказка про едуСказка про Федины игрушкиВсе игрушки по местамМадам МоднючкаВолшебный кабинетПотерянный ежикПаровозик Чух-Чух-ПыхСказка про хлебСказка о нищем королеCказка о кузнеце и его сынеСказка о жадном соловьеДобрый ребёнокКто вырастил ягодку?Чудесный подарокСказка о солнечном зайчикеДоброе облакоО поросенке-лежебокеО том, как важно иметь свое имяО временах годаСтрана КувыркандияО лисичке и радугеТри АнгелаКто главнее?Гнев — жало скорпионаЛенивец и муравейО том, как девочка Маша измениласьКоролевство «Пустых слов»О непослушных зайчатахХитрая гусеницаНастоящая мама для щенкаКак Лимончик по русскому лесу гулялПочему змеи и лягушки больше не дружатКак Ложка с Вилкой поссорилисьКак Петушок Лисоньку перехитрилБолтуньяЖадный вельможаКто заговорит первыйЗолотой топорСамое дорогоеДиво дивное, чудо чудное
Читать сказки на ночь для детейЧитать короткие сказки на ночь
Родителям о детях/Детское питание. От рождения до года
Авторы: К. Ладодо и Л. Дружинина
Изд.: Лабиринт Пресс
293 руб.
От еды во многом зависит здоровье и развитие ребенка. Как правильно организовать детское питание, сделать его полноценным и разнообразным?
Авторы книги – признанные специалисты в области детской диетологии – отвечают на самые распространенные вопросы, предлагают большое количество рецептов, практических советов, справочных материалов. Здесь собрана информация о грудном и смешанном вскармливании, о введении прикорма, питании при различных заболеваниях.
Книга будет полезна и будущим мамам, которые найдут здесь много полезной информации о питании во время беременности.
Умение отличать хорошее от плохого
Почти все сюжеты сказок основаны на борьбе добра и зла. В итоге добро всегда побеждает. На примерах героев ребенком может оценить последствия поступков и разобраться, какие из них – хорошие, а какие – плохие.
Короткие и поучительные сказки заставляют задумываться и разбираться в себе, чтобы сделать в жизни правильный нравственный выбор. Ребенок начинает ценить такие понятия, как дружба, смелость, искренность и справедливость.
Сказки дают много ответов на вопросы, которые бывает сложно задавать родителям, таким образом помогая ребенку справиться с внутренним беспокойством. Дети могут узнать себя в некоторых персонажах, применить их модель поведения в жизни.
Как правильно читать сказки ребенку
Существует несколько рекомендаций, которые помогут родителям понять, как нужно читать сказки собственному чаду:
- Не игнорируйте, предложенные картинки – каждая иллюстрация обязательно должна проговариваться. Если ребенок еще не умеет самостоятельно читать, тогда нужно помочь ему визуализировать героев сказки: расскажите, в чем они одеты, опишите их эмоции.
- Лучше всего читать сказки с выражением и стараться имитировать разные голоса для персонажей. Во-первых, малыш сможет по интонации понимать, какой герой сейчас разговаривает. Во-вторых, ребенок сможет более реалистично воспринимать текстовую информацию.
- Важен постоянный контакт с маленьким слушателем. Родители могут показывать картинки и спрашивать, кто на них изображен, расспросить про элементы одежды героя. Если малыш не знает, как называется тот или иной предмет – обязательно повторите новое слово несколько раз и укажите его на картинке. Это поможет малышу лучше запомнить только что выученное слово.
- Предложите ребенку самостоятельно перелистывать страницы в книге. В результате малыш сможет тренировать пальчики и тоже принимать участие в процессе чтения.
- Не стоит отказывать ребенку, если он просит прочесть одну и ту же историю несколько раз подряд. В таком возрасте малыши любят повторения – это позволяет им намного лучше запоминать новую информацию, которая постепенно усваивается.
- Во время чтения можно останавливаться и предложить ребенку самостоятельно продолжить предложение. К примеру, что сделал дальше медведь, куда пошел Иван Царевич и другое. Это способствует активному развитию детского воображения. А если ребенок уже не первый раз слышит одну и ту же сказку – можно проверить его внимательность и память.
Важно всегда прислушиваться к своему чаду и учитывать его настроение: если малыш наотрез отказывается сегодня слушать какую-либо книгу, нужно учесть его пожелание. Пройдет немного времени, и он сам предложит почитать вместе с мамой и папой
Когда начинать читать книги ребенку?
Мозг ребенка в первые три года жизни развивается необычайными темпами, и о важности общения, игр и чтения самым маленьким детям знают, наверно, все. Множество исследований доказывает, что родители, читающие своим детям книги, стимулируют их умственное развитие, коммуникативные навыки, развивают врожденную грамотность и увеличивают словарный запас
Американская академия педиатрии даже обязала детских врачей своей страны уведомлять родителей о необходимости чтения детям практически с рождения и настоятельно рекомендовать использовать в детском развитии книгу, а не многочисленные электронные гаджеты.
И все-таки, глядя на своего крохотного грудничка, любая мама понимает: никакие сказки даже с самыми простыми сюжетами ему пока не нужны, а книжка с яркими иллюстрациями будет воспринята в лучшем случае как игрушка (в худшем – просто проигнорирована). Однако это не означает, что книжки малышам совсем не нужны. Задача родителей самых маленьких карапузов – в том, чтобы привить любовь к книге. Пусть поначалу кроха с ней просто играет. Видя неподдельную любовь мамы к книгам, слушая стихи и разглядывая броские картинки, уже к году ребенок будет воспринимать книжку как способ интересно провести время, уютно усевшись под маминым боком.
Когда начинать читать книги маленькому ребенку? С полугода уже можно вместе с малышом рассматривать яркие картинки в книжках и читать короткие сопровождающие потешки. В этом возрасте кроха еще не понимает речь взрослых, но ему приятно слушать ритмичные рифмованные тексты.
Развивающие упражнения от 0 до 3 месяцев
Первые три месяца жизни грудничка отличаются невысокой его активностью. Но и для этого возраста есть хорошие развивающие упражнения, которыми не стоит пренебрегать.
Первый месяц
Игрушки не требуются, внимание концентрируется на родителях. Упражнения со звуком – приближаясь к ребенку, сменяя подгузники, подмывая, разговаривайте с ним, меняя громкость и интонацию голоса
Громкие слова привлекают внимание, настораживают, а тихие наоборот убаюкивают. Зовите кроху по имени с разного расстояния и разных углов комнаты, чтобы научить отслеживать направление звука
Упражнения со звуком – приближаясь к ребенку, сменяя подгузники, подмывая, разговаривайте с ним, меняя громкость и интонацию голоса
Громкие слова привлекают внимание, настораживают, а тихие наоборот убаюкивают. Зовите кроху по имени с разного расстояния и разных углов комнаты, чтобы научить отслеживать направление звука
Фокусировка на маме – малыш должен видеть материнское лицо и запоминать его
Удерживая внимание грудничка на себе, медленно ходите влево-вправо, чтобы ребенок поворачивал за вами голову
Тактильные упражнения – осязание развито у грудничка лучше всего, поэтому чаще касайтесь его и позволяйте ему касаться вас. Благоприятно влияет массаж, но только после консультирования со специалистом.
Второй месяц
Малыш оживляется, что особенно заметно, когда приближается мама
Внимание уже концентрируется дольше
Звон колокольчика – положив новорожденного на живот, позвените колокольчиком перед ним. Заинтересовавшись, малыш будет поворачиваться на этот звук, когда колокольчик будет звучать уже не перед ним, а в стороне.
Наблюдение – игрушка перемещается быстрее, чем в упражнении из первого месяца. Для этого, например, можно привязать ее к резинке над постелью крохи, имитируя подпрыгивание интересного предмета.
Плаванье – придерживая аккуратно под спину или за плечи выполняется упражнение «восьмёрка». Особенно полезно при проблеме с гипертонусом мышц.
Третий месяц
Грудничок уже может сам удерживать голову, держать небольшие предметы в руках, следить за собственными руками. В этом возрасте возрастает интерес к окружению, поэтому малыш делает попытки переворачиваться.
Упражнения с фитболом (надувным мячом) – ребенка кладут животом на мячик и в разные стороны медленно покачивают.
Игра с погремушками – кроха на животе, перед ним на расстоянии несколько разных погремушек. Когда грудничок тянется к одной из них, создайте для его стоп своей опору рукой
Таким образом, ребенок попытается оттолкнуться, что важно для ползания
Направление звука – поочередно вешайте на разные руки и ноги малыша трикотажный браслет с колокольчиками. Шевелясь, они будут звенеть, а малыш будет поворачивать голову, ища откуда звук.
Игры из предыдущего месяца можно также оставить, особенно массаж и интонации.
Как правильно выбрать первые книжки для малыша?
С 2-х месяцев новорожденным можно показывать и другие изображения:
- круг с наклеенным печатным текстом из газеты или журнала;
- концентрические черно-белые круги;
- круг с рисунком шахматной доски.
С 3-4-х месяцев ребенку можно показывать рисунки с изображением радостного, грустного, сердитого, удивленного человеческого лица.
С 4-х месяцев перед ребенком выставляется панель-картина с рисунками, в основе которых полосы, волны, точки, спирали.
Новорожденный бодрствует очень мало, но и в эти короткие промежутки времени ему необходимо показывать что-нибудь интересное и при этом обязательно назвать то, что вы показываете.
Кроме того, необходимо медленно слева направо передвигать игрушки на расстоянии 25 сантиметров от глаз ребенка. В возрасте 10 дней — в течение 5-10 секунд, постепенно увеличивая время до 1-2 минут.
Сказки как ритуал
Для полноценного развития новорождённым ежедневно необходима комфортная психоэмоциональная среда. В ее создании помогут ритуалы с применением литературных произведений. Кроме пользы от общения они также помогут справиться с нежеланием малыша делать что-либо (купаться, ложиться спать, есть кашу).
Советуем почитать:Мультики для младенцев
Введение в обиход ритуала, связанного с неприятным для ребенка процессом, облегчит задачу. Ритуалы могут быть связаны с:
- пробуждением;
- купанием;
- кормлением;
- массажем;
- прогулкой;
- игрой;
- засыпанием.
Чтение сказок может стать прекрасным средством для спокойного отхода ко сну. Дети быстро привыкают к ежедневным сказкам на ночь, но перед сном лучше именно рассказывать их, а не читать, так как книга сама по себе и яркие иллюстрации в ней могут отвлекать малыша от сна.
Интересно: если ваш ребенок настолько привык к чтению перед сном, что отказывается ложиться спать без этого, а у вас нет возможности уложить его с привычным ритуалом, вы можете записать сказку в своем исполнении в формате аудио- или видеозаписи.
Режимность этих моментов и вербальное сопровождение в виде коротких стишков с множеством ласковых слов решит проблему негативного отношения младенцев к какой-либо из необходимых процедур