Как реагировать на детские слезы?

Не стоит слишком сильно беспокоиться

Дети всегда смотрят на то, как вы реагируете на их действия. Исходя из своих наблюдений они решают делать конкретные действия. Особенно часто это явление встречается у типа родителей, которые рвут волосы на голове из-за любой мелочи. Малыш споткнулся и упал, получив легкую ссадину на коленке – трагедия века! К нему сразу несется мамочка или папа, расталкивая всех вокруг и крича, как же больно их сыночку или дочке. Они тут же хватают своё дитя и начинают его сюсюкать, приговаривая: «Упал, мой маленький, бобо, да?!» Ребенок видит весь ужас в глазах родителя и понимает, что это момент, когда должно быть страшно и больно. Малыш даже не понял, что произошло, но мантры обеспокоенных родителей дают ему сигнал кричать и рыдать как можно громче, ведь он упал и ему больно!

Давайте вести себя по-взрослому с собственными детьми. Эти сюсюкания сильно искажают восприятие ребенка. Когда он вырастет, то для него будет нормой рыдать и расстраиваться из-за каждой мелочи: получил двойку – слезы и крики, не успел на автобус – слезы и крики, не купили самый дорогой телефон – слезы и крики. Будьте спокойны, даже если ребенок уже понял, что упал и ему больно, показывая слезки. Спросите, где именно ему больно, скажите, что все не так страшно и до свадьбы заживет. Не повышайте голос и не показывайте свой страх.

Что будет, если запрещать детям плакать?

Слезы, крик и плач — природные проявления психики человека. Если отказываться от их выражения и принятия, это может привести к следующим последствиям:

  • ребенок растет тревожным, страдает от многочисленных страхов и фобий;
  • дети перестают понимать и слышать себя. Все время отрицая негативные чувства, ребенок привыкает отказываться от своих внутренних проявлений. Таким детям сложно ответить но вопрос: «Что ты хочешь?», «Что ты чувствуешь?», «Что с тобой происходит?». Чаще всего они отвечают: «Ничего». Внутренняя пустота — это то, что они ощущают, пытаясь найти ответы в себе;
  • развитие психосоматических заболеваний. Если психические проявления у ребенка активно подавляются им и родителями, организм может начать защищаться и «выражать чувства» через другие реакции — обострения хронических болезней, неврозы;
  • нарушения в поведении. Если ребенку не разрешается плакать, кричать, злиться, то чувства, подавляемые им, могут найти выход через агрессивное отношение к другим детям, животным, сквернословие, приобретение вредных привычек, грубость, причинение вреда себе или другим.

Чем психолог может помочь ребёнку и родителям?

Как и в случае с дошкольником, работа психолога заключается в установлении паттернов поведения и решении сопутствующих психологических проблем. Особенность работы со школьниками состоит в том, что они уже лучше понимают себя, могут давать оценку своим действиям и находить взаимосвязи.

Работа психолога с 8-летним Ваней и его мамой

На семейной терапии психологу удалось выяснить, что:

  1. Мама воспитывает Ваню одна.
  2. Истерики случаются обычно после общения с мальчиками. Они более грубые, часто обижают, с девочками ребёнок ладит куда лучше.
  3. Истерика возникала у Вани в моменты, когда нарушалось его личное пространство.

Работа с мальчиком включала в себя обсуждение неприятных моментов, выстраивание новой линии поведения в ситуациях, которые потенциально несли «опасность» или какой-либо дискомфорт. Мальчик научился адекватно реагировать на неприятные вопросы («а где твой папа?»). Маме же психолог посоветовал увлечь ребёнка каким-нибудь интересным занятием, чаще приглашать в гости его сверстников, желательно, спокойных и тактичных детей.

Также в ходе терапии мама Вани поняла свою ошибку: она слишком хотела вырастить из него настоящего мужчину, где-то недодала ласки, где-то наделила слишком большой ответственностью и всегда много требовала. При этом ей казалось важным, чтобы сын чётко выполнял её требования, даже когда он злился на неё, был чем-то недоволен или чувствовал себя уставшим. В семье почти не было места для обсуждения ситуаций и достижения договоренностей. В итоге мальчик не научился формулировать собственные желания, отстаивать своё мнение, реагировать на внешнюю агрессию. Всё это нашло отражение в проблемах с одноклассниками.

А избыточное напряжение в отношениях с мамой (ведь Ивану так важно было соответствовать всем её пожеланиям) привело к периодическим сильным эмоциональным выплескам, истерикам. Поэтому ещё одним важным пластом во взаимодействии с психологом была работа с чувствами: снятие накопившегося напряжение через игры и упражнения, обучение выражению эмоций приемлемыми способами, формирование навыков открытого диалога и высказывания своего недовольства.. Сейчас у Вани всё отлично

Постепенно истерики сошли на нет. Учителя, намекавшие, что у ребёнка проблемы «медицинского характера», теперь говорят, что это славный мальчик, у которого просто был сложный период.

Сейчас у Вани всё отлично. Постепенно истерики сошли на нет. Учителя, намекавшие, что у ребёнка проблемы «медицинского характера», теперь говорят, что это славный мальчик, у которого просто был сложный период.

Как реагировать на детский плач?

Наладить контакт с ребенком, когда он пребывает в расстроенных чувствах — самое лучшее, что могут сделать родители. Для того, чтобы у них это получилось, им нужно, сначала, наладить отношения со своим «внутренним ребенком» — мысленно «вернуться» в прошлое и «услышать» все его непризнанные слезы. Это поможет взрослым «выдерживать» плач ребенка, быть рядом с ним, не стремиться успокоить его, во что бы то ни стало, заставить замолчать. Так, они смогут быть заботливыми, поддерживающими, понимающими родителями и их детям не придется отказываться от части себя, ради того, чтобы окружающие не слышали крика и плача.

Нужно научиться понимать ребенка в том, что его расстроило — ведь, его проблемы и трудности для него настоящие, серьезные.

Ласковые слова и прикосновения, время для слез и плача, возможность посидеть вдвоем в обнимку, страдая и печалясь — способы, благодаря которым ребенок будет расти с ощущением, что все, что происходит с ним — важно. Кроме этого, получая поддержку от родителей, он научится поддерживать себя самостоятельно, что является одним из важных условий здоровой психики.. Пройдите тестТревожность ребенка
Ребенок проявляет беспокойство и жалуется на страшные сны? Не может сосредоточиться на занятии, волнуется и часто жалуется на больной живот? Наш тест поможет определить уровень тревожности у ребенка и подскажет дальнейшую тактику поведения.

Пройдите тестТревожность ребенка
Ребенок проявляет беспокойство и жалуется на страшные сны? Не может сосредоточиться на занятии, волнуется и часто жалуется на больной живот? Наш тест поможет определить уровень тревожности у ребенка и подскажет дальнейшую тактику поведения.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Для начала, следует выяснить, по какой причине малыш часто плачет

Есть вероятность, что малыша уже давно что-то огорчает, он никак не может отвлечься от проблемы, погружается в нее и его начинает огорчать все вокруг. Выясните, нет ли в его окружении детей, которые заставляют его постоянно переживать. Возможно, кто-то из них доводит его. Из-за этого ребенок расстраивается, и в таком случае его нервная система расшатывается, ребенок просто не может сдержать себя.

Не исключайте и такой вариант, что слезы – это способ привлечь к себе внимание. Ребенку хочется, чтобы его заметили, пожалели, обняли

Порой дети могут даже истерику устроить, лишь бы мама проявила свою ласку. Также есть вероятность, что однажды малыш понял, что с помощью слез можно избежать наказания. Вот банальный пример: ребенок разбил что-то из посуды, мама накричала на него, малыш заплакал. Его мать почувствовала себя виноватой за агрессивное поведение, подошла, обняла его и успокоила. Все. Наказания не будет. Проследите, не использует ли ваш ребенок подобный метод.

Иногда малыша нужно просто взять на руки

Не исключен так же вариант, когда малыш действительно воспринимает все близко к сердцу. Крайне раним, и переживает из-за сущих пустяков. В таком случае следует постепенно доносить до его сознания, что в жизни иногда случаются неприятности, которые со временем проходят. Объясните ему, что любое неприятное событие рано или поздно проходит и забывается, и с этим сталкиваются все.

Подумайте, не является ли ранимость малыша результатом вашего собственного поведения? Может быть, вы часто относитесь несправедливо к нему, строги и часто не можете сдержать гнев? Таким образом, вы сами ежедневно подрываете его эмоциональную уравновешенность, погружаете в состояние грусти и уныния.

Так же на болезненное восприятие любой критики или неприятностей, влияют отношения родителей между собой. Если мама с папой постоянно ругаются, то дома становится просто невозможно находиться, атмосфера угнетает всех членов семейства и погружает в депрессию. Задумайтесь об этом и научитесь сдерживать себя и успокаиваться в нужный момент.

Обратите взор на себя

Когда ребенок маленький, любые детские проблемы профессиональный психолог будет «лечить» у… мамы с папой!

Да-да, именно мы в ответе за то, что кроха не может научиться выражать свои эмоции, управлять ими, за то, что он чего-то боится, что в 1-2 года уже «профессионально» умеет манипулировать нами с помощью капризов, отказов от сна, еды, и – да, с помощью слез.

В раннем возрасте ребенок всему учится у нас, мы даем пример поведения в той или иной ситуации. Поэтому, если кроха часто плачет, надрывая родителям нервы, вы либо еще не научили его справляться с детскими проблемами и выражать их, либо научили делать это неправильно (возможно, сами того не осознавая).

А теперь давайте отделим зерна от плевел: манипулирование и действительные проблемы малыша.

Итак, ребенок манипулирует вами с помощью слез, если знает, что ради их прекращения:

  • возьмут на ручки;
  • разрешат сделать то, что хочется, но запрещается;
  • дадут или купят вещь, еду или игрушку, которую он хочет.

Во всех остальных случаях имеет место какая-то проблема. Очень часто причиной плача может стать болезнь, вызывающая сильный дискомфорт (либо травма). Здесь нужно просто проявить терпение и выдержку, пока не закончится лечение и не наступит выздоровление.

В других ситуациях вам нужно иметь в виду, что плач – это выражение страха, разочарования, одиночества, нервного напряжения, бессилия перед чем-то.

Слезы – защитная реакция детского организма на эти проблемы, способ разрядки

Поэтому важно не наделать ошибок, успокаивая (или не успокаивая) ребенка. В любом случае помните, что сейчас крохе плохо и взрослые должны ему помочь!

Почему не надо бояться детских слез

Важно помнить, что в любом возрасте слезы – это способ привлечь внимание, и в этом нет ничего плохого. При болезни – чтобы сохранить жизнь, говоря в глобальном смысле, во всех остальных случаях, чтобы донести до родителей – «мне очень нужно, чтобы ты был рядом». Кроме того, слезы часто являются формой протеста ребенка, реакцией на запрет

Например, вы не разрешаете малышу играть с розеткой, просите заняться чем-то другим, и в знак своего несогласия – малыш начинает горько плакать. Или, заметив, что ноги ребенка промокли на прогулке, говорите, что пора домой. Раздосадованный малыш тоже может устроить истерику, которая будет сопровождаться «крокодильевыми слезами». 

Кроме того, слезы часто являются формой протеста ребенка, реакцией на запрет. Например, вы не разрешаете малышу играть с розеткой, просите заняться чем-то другим, и в знак своего несогласия – малыш начинает горько плакать. Или, заметив, что ноги ребенка промокли на прогулке, говорите, что пора домой. Раздосадованный малыш тоже может устроить истерику, которая будет сопровождаться «крокодильевыми слезами». 

Не стоит корить себя, что доводите ребенка до слез, тем самым – разрушая привязанность между вами (о чем нередко говорят адепты утрированной теории привязанности), что вы плохой родитель, и лучше было пойти на поводу у ребенка. Нет, вы сильный заботливый взрослый, который желает блага своему чаду, и действуете в его интересах.

Это важно!

Старайтесь доносить до ребенка информацию уверенным, спокойным тоном, не переходя на крик и не поддаваясь эмоциям. Подойдите к ребенку, обнимите его, проговорите вслух, что он сейчас может чувствовать, и успокойте, но обязательно оставайтесь при своем мнении. Будьте уверены в своих действиях.

Иногда ребенок реагирует слезами на неудачи: не получается собрать конструктор, проиграл в конкурсе или получил первую двойку в школе. Чтобы избежать излишних эмоций у детей, формируйте с самого раннего возраста здоровую самооценку. Не зацикливайтесь на победах, хвалите за любое начинание и за любой результат. Если видите недочеты, мягко и аккуратно скажите об этом сыну или дочке, ребенок должен понимать, что не всегда все получается, и это нормально. Чем раньше это будет усвоено, тем больше вероятность, что плакать по пустякам ребенок будет гораздо реже.

Нехватка внимания со стороны взрослых – отдельный вопрос. В век тотальной занятости на работе, поглощения социальными сетями, конфликтов между родителями и извечной усталости на общение с ребенком времени может не оставаться. Главное, чтобы был сыт, одет по погоде и не болел. Но для ребенка это далеко не главное. Реальное общение с родителями, контакт с ними, ощущение того, что ты не один – тоже базовая потребность ребенка (эволюционно сложилось, что люди живут племенами)

Поэтому, когда малыш осознает, что он не в фокусе внимания взрослых, из глубин подкорки головного мозга всплывает: «можно же заплакать, и на тебя обратят внимание». 

Так и начинаются – истерики на пустом месте, слезы по любому поводу, необоснованные капризы. Очевидно, что 24 часа в сутки «растворяться» в ребенке нет ни возможности, ни необходимости (самостоятельность должна формироваться параллельно). 

Это важно!

Важно не количество уделенного малышу времени, а его качество

Какой толк от постоянного нахождения с ребенком, если все ваше внимание устремлено в экран гаджета или телевизора? Лучше уделить один час, но эти 60 минут будут принадлежать только ребенку: играм с ним, чтению книг, разговорам, объятиям без «зависания» в телефон и прочее.

Мальчики не плачут

Отдельное место в сознание общества занимают слезы у мальчиков. «Мужчины не плачут!», «Прекрати реветь, ты же мужик!» и подобные высказывания формируют стереотип у малыша. Однако, если подумать: а чем отличает двухлетний мальчик от девочки? Законы развития психики и нервной системы одинаковы. Слезы – это выражение эмоций ребенка, сколько бы лет ему ни было. Поэтому стоит отказаться от этого гендерного неравенства в пользу адекватного подхода к слезам вне зависимости от пола. Развивайте эмоциональный интеллект ребенка вне зависимости, воспитываете вы сына или дочь.

 И, напоследок, слезы являются средством для манипуляции родителями только в том случае, если вы разрешаете собой манипулировать. Определение личных границ взрослого и ребенка, спокойные уверенные интонации и наличие внутренних ресурсов для воспитания детей помогут оставить слезы только выражения эмоций.

(
оценок; рейтинг статьи )

Почему родители не переносят детских слез?

Учеными доказано, что самый неприятный звук для человека — детский плач, независимо от того, плачет младенец или ребенок постарше. Взрослые желают прекратить этот процесс, потому что он вызывает много отрицательных чувств. «Это невозможно», «Я больше не могу это слышать», «Это невыносимо» — говорят они и готовы сделать все, что угодно, лишь бы наступила тишина.

Позже, когда ребенок уже понимает законы отношений, такой подход может научить его манипулировать людьми — он знает, что, стоит ему заплакать или закричать, как все его желания будут исполнены, потому что родителям невыносимо это слушать. Почему взрослые так реагируют, ведь когда ребенок плачет — он печалится, злится или расстроен, — а значит, просто испытывает чувства.

Возможно, у матери и отца, когда они слышат детский плач, срабатывает собственная неявная память, которая была активна в их младенческом возрасте. Если они узнают или вспомнят — как относились к их плачу в детстве взрослые, то многое поймут про свои реакции в настоящем возрасте. Если игнорировать детский плач, агрессивно реагировать на него, то ребенок почувствует страх отвержения, который надолго останется в его памяти. Вместе с этим, он может испытывать боль от неудовлетворения потребностей. Эти чувства ранят детскую психику, могут серьезно травмировать ее. Поэтому, родители, слыша плач своего ребенка, бессознательно «проваливаются» в собственное детство, где им было больно, страшно и одиноко и никто не обращал внимания на их слезы. Чтобы защититься от этих чувств, они стремятся заставить ребенка замолчать.

Взрослые могут изменить свои реакции — стать внимательными к детям, когда те плачут. Это поможет заботиться о здоровье детской психике. Что нужно для этого?

  • Понять, что в детском плаче нет ничего страшного — угрозы, которая могла бы быть опасной для детей и взрослых.
  • Признать право ребенка на выражение чувств, даже если они отрицательные, болезненные.
  • Понять, что ребенок никогда не плачет «Просто так», «От скуки», «От нечего делать».
  • Научиться выдерживать детские слезы и крик, даже если это может продлиться некоторое время.

Причины истерик у школьников

Вот лишь основные из них:

  • Переутомление и перенапряжение. Современных детей очень нагружают знаниями. Даже первоклашки учат языки, информатику, сдают итоговые экзамены и пр. Как тут не нервничать? Про ЕГЭ и говорить нечего. Ребёнок слышит о нём каждый день в школе (и не раз), потом слышит о нём же дома. Если его пугают последствиями провала и готовят сутками напролёт, то это не может не сказаться на психологическом состоянии. Масла в огонь могут подливать родители, считающие, что чем больше кружков посетит их ребёнок, тем успешнее и счастливее он станет в итоге.
  • Конфликты со сверстниками, учителями, родителями. Они неизбежны, но некоторые дети реагируют на них слишком остро. Также истерики могут быть следствием оказываемого в школе давления, притеснения со стороны учителей, недопонимания в отношениях с родителями. Сложные отношения с одноклассниками, неумение ребёнка за себя постоять, отсутствие друзей – всё это может сильно тревожить его, что также скажется отрицательно на эмоциональном фоне. Если школьник почти всегда приходит домой в плохом настроении, это повод для родительского «расследования». Зная причину угнетённости, проще помочь ребёнку.
  • Подростковая любовь. Это взрослое чувство, очень сильное и глубокое, подросток переживает впервые, и тогда весь мир для него начинает вращаться вокруг объекта привязанности. Успеваемость в школе резко снижается, отношения с родителями портятся, да и друзья-ровесники часто тоже не способны разделить переживаний влюблённого. Ситуация осложняется, если объект любви не отвечает взаимностью или хотя бы симпатией. В такой ситуации подросток особенно остро нуждается в поддержке, только вот получить её часто негде и не у кого.
  • Глубинные психологические проблемы. Они могут быть незаметны со стороны, даже при тесном общении. Или же напротив, очень заметны. К примеру, замкнутый малообщительный ребёнок может страдать от одиночества, различных комплексов и непонимания со стороны сверстников. Или испытывать болезненный страх перед противоположным полом.
  • Проявление протеста или бунта. Иногда истерика у школьника является ответом на запреты и ограничения свободы. К примеру, подростку не разрешают выходить из дома до тех пор, пока не выучит уроки. Истерика ребёнка-бунтаря, пожалуй, самая изматывающая, ведь с ней куда сложнее справиться. При неправильном подходе родителей такое поведение может привести к большим проблемам в будущем.

Истерики бывают разовыми и регулярными, их могут запускать различные факторы и ситуации. Простой пример: умерла кошка. Ребёнок, узнав об этом, начинает плакать и не может остановиться. Когда всё-таки останавливается, снова плачет. Отказывается от еды и развлечений, не может нормально спать всю неделю, подушка постоянно мокрая от слёз, вид подавленный, состояние крайне угнетённое. Он переживает из-за смерти любимого питомца, и это уже само по себе достаточный повод для истерики. Но может быть и так, что эмоциональные срывы случались и раньше, правда, не столь сильные. Возможно, что-то тяготило ребёнка, и смерть кошки стала последней каплей.

Другая ситуация – истерики во время выполнения домашнего задания. Если они становятся постоянными, это тоже сигнал о проблеме и серьёзный повод обратиться к детскому психологу.

Что делать и как реагировать

Клинический психолог Вероника Степанова о способах успокоить ребенка в истерике:

  • Главное – относиться спокойно!
  • Еще главнее – последовательность в поведении мамы.
  • Никогда не поддаваться и не уступать ребенку во время истерики.
  • Любить, принимать, обнимать!

Что мы должны делать, так это относиться к этому спокойно. Спокойствие действительно помогает. Проговаривайте про себя, что все хорошо , прекрасно, что ребенок выражает свои эмоции.

Очень важный момент, можно даже сказать ключевой – это последовательность поведения мамы

Для ребенка очень важно  предсказуемость в поведении. Ребенок должен знать, как мама отреагирует на его нехорошее поведение

Но если мама реагирует по-разному, ребенок начинает бояться непредсказуемости.

Например, в детских домах дети не плачут, потому что знают, что все равно к ним никто не подойдет. И они понимают, что не получат внимания. Со временем дети смиряются и не плачут. Поэтому последовательность в поведении очень важна. Надо реагировать на истерики одинаково и желательно одинаково спокойно.

Если, например, ребенок истерит по поводу того, что ему надо потрогать что-то опасное, то надо все равно реагировать одинаково, чтобы ребенок понял, что истерикой он ничего не добьется

Важно объяснить спокойно, что так делать нельзя. И со временем ребенок перестанет истерить

Потому что малыш поймет, что мама не поведется на его крики.

Если вы знаете, что сдадитесь после криков ребенка и пойдете у него на поводу, то лучше сразу сделать то, что просит малыш. К примеру, папа играет с дочкой, и ему пришлось срочно отойти по делам. Девочка тут же впадает в истерику, а папа сразу возвращается к ней. Все, это большая ошибка. Ребенок понял, что истерикой можно добиться всего, что он пожелает.

Надо показывать, что вы любите малыша, но так делать нельзя. Надо начинать реагировать на истерики ребенка правильно, начиная с самого раннего возраста. Тогда в дальнейшем истерик можно будет избежать.

Причины плача у детей до года

Если мы говорим о детях первого года жизни, то причин для слез огромное множество. Проще сказать, что ребенок не плачет только тогда, когда он сыт, в тепле и выспался. Многие родители со временем начинают даже различать плач по интонации и понимают, что в конкретную минуту хочет младенец.
Наиболее распространенные причины плача у детей до года:

  • голод и трудности с кормлением (неправильная техника прикладывания к соску, неудобная поза при кормлении и прочее – обсудите с педиатром или консультантом по вскармливанию);
  • потребность в ощущении безопасности;
  • некомфортные условия внешней среды (слишком холодно или, что чаще, слишком жарко; низкий уровень влажности в комнате; уровень освещенности; громкие резкие звуки – обязательно проверьте все параметры, детки очень чувствительны к этому, и чем младше – чем больше они важны для малышей);
  • пора сменить подгузник;
  • проблемы со здоровьем (болит животик\колики, болит ухо, режутся зубки, раздражение в области подгузника, заложен нос и другие – при исключении первых четырех пунктов обязательно обратитесь к педиатру за консультацией).

Отдельно хочется сказать о необходимости в ощущении безопасности для ребенка. Потребность в безопасности является базовой для всех детей. Подумайте сами: 9 месяцев малыш находился у вас в животе, где было тепло, темно, тихо; ребенок чувствовал, что находится под вашей защитой. Но в один момент все изменилось, и вот он уже – часть огромного мира, где все незнакомо

Это огромный стресс для младенца. 
Поэтому особенно первый месяц крохе буквально жизненно важно ощущать ваше присутствие, ваше тепло, ваши прикосновения, чтобы помочь ему познакомиться с новыми для него условиями. Поэтому не бойтесь часто брать ребенка на руки, целовать его, гладить (оставьте каноническую фразу «станет ручным» в прошлом)

Именно благодаря вам ребенок поймет, что этот новый мир не такой страшный, потому что рядом есть тот, кто позаботится.

Отчего плачут дети?

Иногда взрослым непонятны причины детских слез: они искренне удивляются тому, как можно сильно расстроиться из-за такой ерунды, как сломанная машинка, туалетная бумага, которой не дают играть, цветные мелки, которыми заставили поделиться на детской площадке с другим ребенком.

Родителям следует понять, что дети — маленькие люди, которые только получают жизненный опыт. Они делают это каждый день и постоянно вынуждены сталкиваться с проблемами, решение которых им неизвестно. Их мир — это игры, предметы, личные вещи, мечты и планы. Для них вышеперечисленные проблемы являются настолько же серьезными, как для взрослых — предательство друга, выговор от начальника, неудачи на работе, проблемы со здоровьем. Отсюда следует, что, расстраиваются дети, так же, искренне, как и их родители, сталкиваясь с серьезными жизненными трудностями.

Какие слова взрослым не стоит говорить ребенку, когда он плачет и к чему может привести то, если пренебречь этим правилом?

«Нечего реветь из-за такой ерунды» — дети, которые часто слышат это, приучаются думать, что все, что вызывает в них чувства — положительные или отрицательные — ерунда, глупости, не представляет важности. Так снижается самооценка.
«Такой большой (большая), а плачешь!» — такими словами взрослые пытаются воззвать к взрослой части личности детей, однако, ребенок — еще не взрослый человек

Подобные фразы вызовут в нем ощущение презрения к своим чувствам и чувствам других людей, заставят стремиться с напускной сдержанности и неискренности. Так вырастают люди, которые привыкли отрицать значительную часть своей личности — ту, которая умеет чувствовать.
«Плакать — стыдно!» — самая жестокая и неправильная формулировка, которой пользуются взрослые. Благодаря этой фразе ребенок привыкает чувствовать стыд каждый раз, когда ему больно, горько, обидно, он расстроен. Пытаясь задавить в себе негативные чувства, он очень боится не справиться с этим. Для него ощущать их — быть «хуже всех», «не нужным», тем, с которым не все в порядке.

Профилактика истерик

Чтобы сократить количество истерик, можно применить следующие методы.

•             Показывайте, как нужно правильно выражать чувства. Как ведут себя взрослые, когда их обуревают сильные чувства? Кто-то безудержно ест, кто-то прибегает к алкоголю, кто-то срывается на близких.

Прежде чем требовать от детей безопасного выражения эмоций, нам самим нужно научиться справляться с ними. Как минимум – проговаривать вслух при ребенке названия наших чувств и их причину: «Я очень злюсь на свою начальницу, поэтому сейчас буду громко кричать».

•             Следите, чтобы ребенку было комфортно. Часто истерика начинается, когда малыш голоден, устал или перевозбудился. Тому, кто склонен к истерикам, показан строгий режим, хороший отдых и четкие ритуалы. Предсказуемость отлично успокаивает детей. Избегайте переутомлений и стрессов, исключите агрессивное видео.

•             Определите триггеры. Анализируйте: что обычно служит спусковым крючком для истерик вашего ребенка? Он боится темноты? Не любит проигрывать? Чувствителен к замечаниям? Предупредите об этой особенности близких. Пусть все будут наготове и знают, в каком случае следует ожидать слез.

•             Уделяйте ребенку больше внимания

Иногда истерика – это способ привлечь внимание. Проводите время вместе – больше и качественнее

•             Уступайте первыми. Не стоит уступать, поддавшись на истерику. Но что, если сдаться заранее? Прежде чем что-то запретить ребенку, спросите себя: а точно нельзя? Если нет угрозы жизни и здоровью, то, может, стоит попробовать? Будьте гибкими.

•             Но главное, никогда не забывайте: ваша цель – оставаться взрослым и помогать ребенку. Взаимоотношения в семье – это главное, что помогает ребенку справляться с трудностями.

А. Пешкова

18.03.2021

  
  о детях от 1 до 3 лет, о детях от 4 до 7 лет, ребенок и родители  Другие статьи автора

Как правильно адаптировать ребенка к детскому саду?

Сначала ребенок должен сходить в детский садик с мамой и посмотреть, что там делают другие детки. Просто оставить ребенка в детском саду и уйти на целый день – бесчеловечно. Нервная система малыша получит мощный удар, от которого будет долго оправляться.

Маме или папе надо обязательно сходить с малышом в детский садик и побыть в детской среде. Ребенок будет более спокойным, если мама рядом. Когда дети находятся на прогулке, мама может привести малыша в садик, чтобы он погулял с ними без разлуки с мамой. Нужно привести ребенка в садик еще и вечером, чтобы он видел, что родители забирают детей после смены

Это очень важно для ребенка – знать, что за ним обязательно придут

Чтобы ребенок не видел, как плачут другие дети при расставании с мамой, всю первую неделю его нужно приводить в садик на час позже – не к 8.00, а к 9.00. И нужно предварительно покормить малыша завтраком в привычной домашней обстановке, поскольку в садике он может отказаться от еды.

Всю первую неделю маме можно оставаться с ребенком в группе, чтобы он чувствовал свою защищенность и понимал, что здесь ему ничего плохого никто не сделает. Но оставаться не на весь день, а сначала на пару часов, до утренней прогулки, затем уйти с ребенком домой. Потом время в садике можно увеличить.

И наконец во вторую неделю можно попробовать оставить ребенка одного в садике, но не на весь день, а до обеда. Затем забрать малыша домой.

В третью неделю малыша можно оставлять в садике уже на весь день. За это время он успеет понять, что в садике ему ничего не грозит, а наоборот, интересно играть с новыми детьми, слушать интересные сказки и делиться новыми игрушками.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий