Игры и упражнения для развития
Главная задача родителей в период до года — максимально помочь малышу в закреплении двигательных, речевых и игровых умений и направить его формирование в правильное русло.
В первую очередь необходимо по возможности брать ребёнка на руки. Это касается и тех малышей, что уже умеют ползать или даже ходить. Физический контакт поможет сохранить чувство близости с матерью. Кроме этого, психологи рекомендуют во время игры садится на пол, рядом с малышом. Видя выражение лица взрослого ребёнку проще учится перенимать эмоции и общаться.
В этом возрасте важно развивать речевой аппарат. Главные помощники в этом деле — речевые игры
Одна из простейших — доставать из коробки разные игрушки и пытаться вместе с малышом дать им название. Если ребёнок во время игры произнёс слово, обозначающее какую-то вещь можно вместе с ним поискать этот предмет.
Отличным занятием станет совместное чтение сказок. Сказки можно читать вслух, или же воспользоваться аудиосказками.
Для развития речи важно постоянно разговаривать с ребёнком. Делать это можно не отрываясь от домашних дел
Например, описывать свои действия во время приготовления пищи или уборки.
Общение со сверстниками очень важно на этом жизненном этапе. Интерактивные коврики, детские музыкальные игрушки или телевизор уже не достаточно, чтобы удовлетворить потребность ребёнка в играх
Завести новых друзей помогут прогулки на детской площадке или игры в песочнице.
Развитие речевого аппарата тесно связано с мелкой моторикой. Активные игры с кинетическим песком, пластилином, соленым тестом или глиной развивают ловкость и стимулируют речь. Практически все дети в этом возрасте любят проводить время с мамой на кухне. Малыш может пересыпать крупы из одной тарелки в другую или рисовать на гладкой поверхности, посыпанной мелкой крупой.
В этом возрасте во время игры с ребёнком можно начинать разыгрывать мини-сценки с сюжетом. Самый простой вариант — уложить спать куклу или переодеть её, покормить игрушечную собачку. Во время игры ребёнок своим поведением может стараться рассмешить или удивить взрослых.
Развивающих методик для детей много. Одна из самых популярных — карточки Домана. На специальных карточках изображены предметы и слова, их обозначающие. Все изображения объединены общей тематикой. Например, «Животные», «Транспорт», «Продукты». Мама или папа демонстрируют карточку в течении нескольких секунд, проговаривая при этом название изображённого предмета. Во время занятия учитывают несколько моментов:
- нельзя мешать малышу рассмотреть изображение;
- одну карточку показывают не чаще 3 раз в день;
- необходимо постараться прекратить занятие до того, как малыш потеряет интерес;
- старые наборы по мере изучения необходимо заменять на новые;
- занятия должны быть систематическими.
Чтобы укрепить ножки и развить навык ходьбы необходимо насколько это возможно отказаться от ходунков. Вместо этого лучше использовать игрушки, которые ребёнок сможет катать самостоятельно. Игрушка-каталка с ручкой или маленькая коляска с куклой внутри — отличный вариант для 11-месячного малыша.
Возможно с первого раза некоторые задания будут казаться слишком трудными для ребёнка. Однако не стоит забывать, что дети не перестают развиваться ни на минуту. И то, что казалось сложным сегодня, завтра станет забавной игрой.
Моторика ребёнка
В пятимесячном возрасте у карапуза появляется всё больше новых навыков, он уже многому научился:
- Малыш самостоятельно держит голову, причём уже при любом положении тела. Делает это продолжительное время.
- Ребёнок научился с живота переворачиваться на спину. Родители могут помочь развить этот навык. Для этого, когда ваш малыш на животе, понадобиться поманить карапуза яркой, его любимой, игрушкой, заводя её за спину ребёнка. Малыш будет пытаться до неё дотянутся и перевернётся.
Будьте наблюдательны в этот период. Одна моя подруга не задумывалась над тем, что малыш уже с лёгкостью может переворачиваться, и пропустила момент, когда её дочка перекатилась к края дивана и упала. К счастью, всё обошлось без серьёзных осложнений (диван был низким), но ребёнок сильно испугался. «Что делать, если ребенок упал с кровати»
- Хватательный рефлекс малыша закрепляется. Теперь он целенаправленно хватает предметы и удерживает их в ручке.
- Научился сам держать бутылочку, чашку-непроливайку, высовывать пустышку и даже умеет засовывать её назад в ротик.
- Если ребёнка поставить вертикально на твёрдую поверхность (мама удерживает малыша под мышками), он будет «стоять» на носочках с выпрямленными коленками.
- Может совершать небольшие передвижения, опираясь на локтевые суставы, коленки ещё не задействованы. Вы можете стимулировать его перемещения. Ставьте перед ним любимую вещь или пусть он пытается добраться в мамины объятья.
Режим сна и бодрствования
К одиннадцати месяцам ребенок начинает гораздо спокойнее спать ночью, даже в том случае, если мамочка отменила ночное кормление грудью. Если она пока продолжает его кормить, то карапуз уже просит грудь не пять раз за ночь как раньше, а всего один – два раза. А некоторые малыши не просыпаются и вовсе, спокойно дожидаясь утреннего кормления. Сейчас ночной сон у крохи длится от десяти до одиннадцати часов. Днем ребенок спит дважды по два часа. Остальное время он активен, весел и бодрствует.
Режим у каждого карапуза индивидуален. Некоторые дети спят дольше и позже ложатся спать днем и вечером, у остальных, все происходит, наоборот. Взрослые должны подстроиться под биоритмы ребенка, так как если этого не сделают, кроха может потерять аппетит, стать капризным и такой сбой может негативно сказаться на его психоэмоциональном состоянии. Так как сейчас биоритмы у ребенка только начинают устанавливаться, родители должны их четко придерживаться и следовать им, понемногу корректируя в удобную для них сторону. Резкие коррективы вносить запрещено.
Особенности психоэмоциональной сферы
- У ребенка в 1 год и 11 месяцев психологическая сфера продолжает активно развиваться, но происходит это немного медленнее, чем это было на первом году жизни. Длительность бодрствования увеличивается до 4-5 часов.
- Малыш становится более независимым и начинает проявлять свой характер.
- Некоторые дети капризничают – сжимают губы, если не хотят чистить зубы и кушать нелюбимую еду, отказываются мыть голову шампунем и так далее. Родители должны научиться договариваться с ребенком, не кричать, но и ни в коем случае не потакать капризам.
- К этому возрасту у ребенка обостряется чувство свободы. Малыш может убегать от взрослого при каждой удобной возможности, но, если он увидит, что его никто не ищет, а родителей нет в поле зрения, он может почувствовать себя брошенным и сильно испугаться.
- Малыш этого возраста в семье – это время, когда родители должны быть очень терпеливыми и понятливыми, ведь бунтарство и борьба – это естественный этап развития человека, в результате чего ребенок вырабатывает в себе привычку к устоям социума.
Возможные отклонения в развитии
Несмотря на то, что каждый малыш индивидуален, есть признаки, которые должны насторожить родителей: они могут быть симптомом задержки развития. Стоит обратиться к специалисту, если ребенок в полгода:
- не гулит, не меняет интонаций, когда издает звуки;
- слабо держит голову;
- не может перевернуться или переложить предмет из одной ручки в другую;
- не реагирует, когда рядом появляются родители, слышатся какие-то звуки или что-то происходит.
Насторожить также должно отсутствие интереса к игрушкам или неспособность отличить родителей от других людей. В таких случаях ребенка нужно показать врачу: он скажет, что делать дальше.
Развитие малыша – процесс завораживающий: из несмышленого грудничка вырастает любознательный, интересующийся миром карапуз. Будьте внимательны к этим изменениям. Помните, что все дети индивидуальны, не ставьте слишком жестких критериев, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, но сверяйтесь с медицинскими нормами развития и старайтесь развивать ребенка по мере его взросления.
Евгений Комаровский «Начало жизни. Ваш ребенок от рождения до года»
Джон Медина «Правила развития мозга вашего ребенка»
Елена Сосорева «Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка»
(
оценок; рейтинг статьи )
Психическое развитие
В этой сфере тоже произошел настоящий прорыв. Например, сейчас малыш может многократно повторять одно и то же действие, добиваясь результата (скажем, нанизывать на стержень непослушное колечко пирамидки или залезать и слезать с табурета). Такая способность к концентрации внимания свидетельствует о правильном развитии психики.
Развитие 11-месячного ребенка в психоэмоциональном плане поистине впечатляет.
- Сейчас кроха больше доверяет людям, к которым родители проявляют расположение.
- Может выполнить разнообразные простые просьбы (подай, подними, покажи, дай, принеси, помаши ручкой, скажи то-то, сделай как мама).
- Находит и приносит названную игрушку.
- Активно подражает взрослым во всем, копируя не только их звуки или интонации, но и модели поведения. В своих играх, которые становятся уже сюжетно-ролевыми, 11-месячные дети имитируют стереотипы поведения папы или мамы, которые у них уже сложились. Теперь это не просто груднички, а маленькие члены общества: мальчики стараются вести себя как мужчина, девочки – как женщина (хотя еще не осознают свою принадлежность к определенному полу). Первые водят машинки, возят грузы, что-то строят или ремонтируют, проявляют силу и ловкость, лазая по стульям или тумбочкам; вторые – готовят, качают и кормят кукол, убирают в игрушечном домике, наряжаются в мамины вещи, красят лицо ее косметикой.
- Подражая взрослым, малыш с удовольствием играет с ними в пальчиковые игры («ладушки», «сорока-ворона»). Ребенок хлопает в ладошки, загибает пальчики, развивая тем самым мелкую моторику, способствующую развитию речи.
Сейчас самое время воспользоваться подражательным этапом развития детской психики, чтобы своим примером приучать ребенка, например, умываться и чистить зубки каждое утро, здороваться и прощаться (пока на доступном уровне).
- Память тоже совершенствуется. Ребенок теперь может запомнить людей, приходящих в гости не так часто; помнит, что эта игрушка сломалась вчера, а после обеда пора идти гулять; помнит и узнает на фото своих родных; помнит, что, если взять кнопку, уколешься.
- Также кроха стал более внимательным. Он может выбрать из трех игрушек названную, понять, какой из трех игрушек не стало (мама убрала). Вообще игра в «прятки — ку-ку» стала оной из самых любимых. Спрятанный предмет малыш будет искать, понимая, что он все равно есть, а найдя спрятавшуюся маму, придет в неописуемый восторг.
- Скачок произошел и в развитии логического мышления. В 11 месяцев маленький человечек уже в состоянии производить такие сложные мыслительные операции, как конкретизация и обобщение. То есть он имеет представление о похожем множестве и может выделить из него отдельный предмет по конкретному признаку: например, из всех машинок – пожарную, понимая при этом, что все остальные – тоже машинки. Но если не назвать конкретный признак («подай птичку»), он может подать любую игрушку или картинку, которая в его понимании является птичкой (цыпленок, курочка, сорока, воробей).
- Основным и самым главным стимулом к достижению какой-либо цели для крохи этого возраста является родительская похвала. Если он что-то сделал неправильно или нарушил какой-либо запрет, родители должны спокойно и дружелюбно объяснить ему, почему это неправильно или нельзя, и помочь все сделать как надо. А вот когда у него получится – искренне и эмоционально похвалить его за это.
Развитие ребёнка в 11 месяцев
- Младенец отлично сидит без поддержки. Может сесть из положения стоя и пытается или уже встаёт из положения сидя.
- Ребёнок в 11 месяцев отлично ползает. Часто бывает так, что малышу проще передвигаться на четвереньках и он не хочет учиться ходить. В таком случае торопить кроху нельзя. Ведь ползая, малыш чётче ощущает своё тело в пространстве, учится ориентировать. Этап ползания крайне важен для дальнейшего развития опорно-двигательного аппарата и мускулатуры.
- Одиннадцать месяцев – тот возраст, когда ребёнок начинает самостоятельно стоять без опоры. Кто-то из детей стоит буквально секунд десять, кто-то делает это уже намного уверенней, дополняя самостоятельными шагами.
- Малыш в 11 месяцев хорошо освоил движения мелкой моторики и без проблем манипулирует пальцами рук. Особенно нравится крохе перебирать мелкие предметы, вкладывать их в более крупные, ставить друг на друга кубики и нанизывать кольца пирамидки. Знакомые действия ребёнок выполняет по памяти, слушая просьбу взрослых.
Если игрушка крохе не знакома, можно сразу не показывать, какие конкретные действия с ней можно совершать, а понаблюдать, что придумает младенец. Так у ребёнка будет развиваться фантазия и важный навык — самостоятельно играть и придумывать новые игры со знакомыми игрушками. Если ребёнок не знает, что делать, как играть, обязательно покажите несколько вариантов.
- Малыш проявляет интерес к другим детям, живо реагирует на их появление. В общении может чётко показать, кто ему по нраву, а кто нет, тем самым дифференцируя своё отношение.
- По инструкции взрослых малыш с удовольствием выполняет порученные действия с игрушками – кормит куклу, укладывает её спать, выгуливает собачку.
Эти игровые элементы в определённой ситуации станут для родителей хорошим подспорьем. Если малыш отказывается кушать по причине проявления характера, предложите ему сначала покормить собачку (или целый зоопарк, если игрушек много) и поесть за компанию. Очень редко в таких ситуациях дети отказываются от приёма пищи. Если кроха не хочет спать, создайте ритуал на основе игры. Расскажите малышу, что его звери (куклы) хотят спать и их надо уложить. Когда ребёнок всех уложит, почитайте малышу сказку, дайте вечернюю порцию смеси или покормите грудью, если кроха ещё грудничок, приглушите свет. Младенец вскоре заснёт.
- Малыш с большей долей вероятности уже говорит слова «мама», «папа», «баба» или активно пытается их произнести. Дети 11 месяцев также очень любят рассматривать картинки животных, слушать, кто как говорит, и повторять. Пусть не совсем точно, но слога «гав-гав», «мяу», «ква-ква» прекрасно дополнят словарь активных слов, внеся разнообразие в речь.
- Ребёнка на 11 месяце можно учить самостоятельно кушать и пить. К этому времени малыш должен крепко держать поильничек и осваивать ложку.
Конечно, для того чтобы привить навык кушать и пить без посторонней помощи, родителям надо постараться, запастись терпением, детскими фартучками и передниками. Но поверьте, в последствии вы избавите себя от колоссального объёма работы и облегчите малышу жизнь.
Режим дня
Сон
Сон по-прежнему занимает до 10–11 часов в ночное время и 1,5–2 часа – в дневное. Большинство детей переходят на режим, предусматривающий один дневной сон.
Кормление
Одиннадцатимесячный ребенок уже может есть еду со «взрослого» стола: маме достаточно взять небольшую порцию приготовленного кушанья и измельчить его.
Пища должна быть сбалансированной, полезной и правильно приготовленной. Детям нельзя жареные и копченые блюда, а также кушанья, содержащие острые приправы, большое количество соли или сахара. Запрещенными продуктами являются цитрусовые и экзотические фрукты, шоколад, орехи, мед, кофе, грибы и коровье молоко.
Желательно кормить ребенка 5 раз в день. Если вы планируете в ближайшее время отказаться от грудного вскармливания, то прикладывайте малыша к груди не более 1 раза в сутки. Сторонницы длительного грудного вскармливания могут оставить два кормления материнским молоком – утреннее и вечернее.
Кормите ребенка в то же время, когда трапезничает вся семья: если малыш будет видеть примеры правильного поведения за столом, он быстрее научится есть самостоятельно.
11 месяцев – это возраст совершенствования полученных ранее навыков. Основные физические и психические функции ребенка уже сформировались, поэтому в ближайшие 2 месяца родителям не стоит беспокоиться за развитие своего малыша: они могут насладиться непринужденным общением с ним, играми и другими совместными занятиями.
← Что должен уметь ребенок в 10 месяцевЧто должен уметь ребенок в 1 год →
Умения и двигательные навыки ребенка в 10 месяцев
Большинство детей к 10-ти месяцам осваивают большой список двигательных умений:
- Самостоятельно садятся и удерживают свое тело в таком положении долгое время;
- Встают у опоры и стараются передвигаться вдоль нее, самостоятельно садятся из положения стоя;
- Используют игрушки, ориентируясь по их предназначению. Кубики ставят один на другой, машинку катают, куклой играют, мяч катают;
- В игре задействуют обе руки;
- Реагируют на простые глаголы «дай», «покажи»;
- Координируют свои пальцы для захвата предмета всоответствии с размером;
- Используют пинцетный захват для игры с совсем маленькими предметами;
- При помощи взрослых играют с другими детьми;
- При помощи взрослых пытаются спускаться и подниматься по лестнице;
- Повторяют слоги и звуки за взрослыми;
- Пьют из кружки, пытаются есть ложкой;
- Хорошо жуют, глотают небольшие кусочки твердой пищи;
- Спокойно реагируют на горшок. Начинают высаживать на него свои игрушки;
- Уверенно повторяют простые игровые движения за взрослыми;
- Могут сделать выбор между предложенными вещами.
На 11-м месяце жизни новые умения появляются не так часто, как раньше. В ближайшие недели малыш будет совершенствовать полученные ранее навыки, развивать умственные способности.
Развивающие занятия для ребенка в 11 месяцев
Психомоторное развитие ребенка в 11 месяцев позволяет ему начать осваивать совместные действия с родителями. Возьмите его с собой за письменный стол, и малыш потянется к ручке, которой Вы пишете, а если он окажется рядом на кухне, то всенепременно захочет «помогать». Не отказывайте ему в этом желании, именно так кроха получает первые представления о сотрудничестве в группе, развивает инициативность.
Беспокоясь о безопасности маленького исследователя, не стоит делать пространство вокруг него полностью «стерильным» с этой точки зрения. Оставьте небольшие препятствия, которые человечек будет старательно и настойчиво преодолевать. Это крайне необходимо чаду для совершенствования имеющихся навыков, формирования различных форм поведения.
Чтение ребенку вслух позволяет ему развивать память, мышление, совершенствовать речевые навыки и понимание речи в целом. Вы заметили, что он уже отдает предпочтение одной или двум книжкам-малышкам? Продолжайте радовать его и новыми приобретениями
Покупая книги, обращайте внимание на прочность и гладкость страничек, яркость рисунков и доступность, увлекательность содержания. Малыш сначала ее полностью исследует: со всех сторон рассмотрит, постучит по чему-нибудь, подергает за листы
Лишь закончив ее изучать, он будет внимательно слушать. При чтении постарайтесь разместиться с ним так, чтобы кроха мог видеть Ваше лицо, артикуляцию губ, мимику.
Правильное развитие ребенка в 11 месяцев требует нового жизненного опыта и ярких впечатлений. Берите чаще его на прогулки, в поход по делам. Малыш будет стараться потрогать все, что ему доступно, радуясь при этом невероятно, если ощущения придутся по душе и будут приятными
При тактильном восприятии окружающей действительности очень важно разнообразие. Давайте неугомонному исследователю потрогать разные поверхности, материалы с различной фактурой
Разрешите шлепать по квартире босиком: ворсистый ковер, гладкий и прохладный кафель, идеально гладкий паркет вызывают у него совершенно разные эмоции.
Вы и ребенок прощаетесь с младенчеством. Впереди — кризис первого года жизни. Малыш ведь ко многому стремится, но так мало, по сути, еще умеет. Лишь от Вас зависит, как успешно он будет справляться с новыми препятствиями.
Полезные ссылки:
Нейро-психомоторное и психическое развитие на 11-ом месяце жизни
Психическое развитие малыша по сравнению с предыдущим месяцем претерпевает небольшие изменения. К этому возрасту малыш стал уже практически самостоятельной личностью, период полной зависимости от мамы остался позади. Перед вами – почти годовалый человек со своими предпочтениями и привычками.
Чтобы проверить, нормально ли проходит развитие ребенка в 11 месяцев, родителям необходимо пройти с младенцем небольшой тест:
- оцените, насколько хорошо ребенок садится и сидит сам, стоит и ходит у опоры, ползает на четвереньках;
- проверьте, стремится ли малыш хотя бы немного имитировать движения, показываемые вами, или которые он видел ранее. Например, ребенок знает предназначение ложки, расчески, полотенца, и пытается провести с ними логически правильные действия;
- предложите ребенку сложить простую башню из трех-четырех кубиков. Малыш должен попытаться поэтапно положить 2-3 кубика друг на друга.
Если ребенок без труда выполняет вышеперечисленные задачи, то вас можно только поздравить – ваш маленький наследник развивается правильно.
На что еще можно стоит обратить внимание, оценивая физическое развитие малыша, вы можете увидеть в таблице ниже
Речь | Малыш постоянно лепечет, правда, вся его маленькая «болтовня» пока лишь понятна только ему самому. Местами речь становится понятной, можно разобрать звукоподражательные «би-би», «му-му», «да-да» и т.д. |
Слух | Ребенок осознает все то, что говорят ему родители, но пока о поддержании беседы речи идти не может. Все новые услышанные слова запоминаются крохой и уходят в «пассивный словарь», поэтому взрослым необходимо следить за своей лексикой. |
Зрение | Любознательность младенца растет. Присутствуя в незнакомом месте (например, в гостях), ребенок уже не пускается в плач, а стремится рассмотреть новый интерьер. Малыш еще не способен отличать на глаз твердые предметы от мягких, поэтому при купании в ванне пытается ухватить ладонью струйку воды. |
Эмоции | Эмоции у малыша в 11 месяцев подкреплены действиями: если ребенок недоволен, он сердится и кусает/бьет маму; если он рад – смеется и хлопает в ладоши. С помощь взрослых ребенок научится разделять эмоции и действия (к примеру, злиться, но при этом не стараться ударить), и начинать учить этому стоит уже сейчас. |
Моторика | Кроха научился достаточно ловко наклоняться за игрушкой, не падая на четвереньки и не приседая. Может самостоятельно держать чашку и учится пить из неё. Стоит без посторонней помощи. Делает первые шаги, но еще боится ходить без поддержки, поэтому, не отпуская руку мамы, увлекает её туда, куда хотел бы направиться сам. |
Игра | В игре ребенок пытается походить на взрослого, и стремится все делать самостоятельно. Если ему дать тряпку, он с удовольствием поелозит её по полу. Малыши в одиннадцать месяцев любят рассматривать книжки с большими яркими картинками, строить башенки из крупных кубиков и собирать пирамидку. |
Как помочь заговорить?
Есть несколько полезных действий, которые будут способствовать развитию речевых умений ребенка.
Активная речевая среда вокруг него
Очень важно, чтобы малыша постоянно окружала речь: правильная (без «сюсюканий» и слов-паразитов) и активная. Нужно рассказывать ему обо всем, что есть рядом, что сделано или планируется, какие свойства у предметов, для чего они нужны и т
д.
Речевая провокация. Одним из важнейших стимулов развития речи ребенка является необходимость донести до взрослого какую-то свою потребность. Поэтому чем меньше мама или папа в этот момент будет демонстрировать понимание «пролепетанного», тем больше крохе придется изощряться в формулировании своего желания. Второй момент провокаций заключается в том, чтобы постоянно побуждать малыша отвечать взрослым. Вопросы могут быть любыми: что ты хочешь сегодня на обед? Зачем ты это берешь? Посмотри, какое сегодня небо? Тебе нравится мячик? Какой он?
Тренировка мелкой моторики – давно доказанный способ развития речевых центров мозга. Этому способствуют всевозможные манипуляции с мелкими предметами или деталями: собирание конструктора, мозаики, перебирание круп, рисование пальчиками по песку или рассыпанной муке, лепка, отрывание бумаги или пластилина, развитие тактильной чувствительности (то есть восприятия на ощупь текстур с разными свойствами — гладкое, пушистое, шершавое, твердое, мягкое, липкое, шерстяное, колючее и т.д.).
Пальчиковые игры. Всевозможные детские потешки, в игровой форме заставляющие ребенка производить мелкие манипуляции с пальцами: сгибать, хлопать, растопыривать и т. д. Хорошей игрой может стать массаж ладошек и пальчиков шипованным мячиком, твердыми круглыми предметами (орехами, к примеру).
Артикуляционная гимнастика – упражнения, развивающие силу и подвижность органов речи. Это могут быть специальные упражнения или те же игры на звукоподражание (животным, транспорту, погоде). Или игры перед зеркалом, когда мама просит ребенка повторять за ней звуки, которые при этом усиленно артикулирует. Ребенок видит в зеркале сразу и маму, и себя, контролируя правильность своих действий.
Как происходит физическое развитие в 11 месяцев
В 11 месяцев ребенок в весе прибавляет немного – около 400 граммов. Рост его в этот период прибавляется на полтора-два сантиметра. К возрасту 11 месяцев уже заметна разница между физическим развитием детей разных полов. Так, мальчик в среднем весит около 10 килограммов, они выше девочек на 1-2 сантиметра.
В возрасте 11 месяцев каждый конкретный ребенок приобретает свои индивидуальные навыки и умения. Один ребенок способен уже самостоятельно передвигаться, без посторонней помощи, он поднимается и спускается по лестнице, а другой ребенок еще даже не ползает, предпочитает большую часть времени проводить на ручках у взрослых либо сосредоточен на интересной игре в манеже. Такие явления нормальные, поэтому для родителей, которые начинают беспокоиться по поводу развития малыша, ориентиром должны служить только базовые навыки, коими карапуз овладел в своем возрасте.
К таким навыкам и умениям относят:
- Умение сидеть самостоятельно и самому садится без поддержки.
- Ребенок пытается ползать, вставать и ходить, держась за опору.
В возрасте 11 месяцев ребенок должен уметь ходить с поддержкой мамы, координировать свои движения, дети уже не так часто падают и натыкаются на разные предметы, могут держать игрушку обеими руками, перекладывая ее с одной ручки в другую.
Ребенок в 11 месяцев проявляет активность, любознательность и любопытство, он постоянно в поиске новых впечатлений, исследования мира. Поэтому родителей должно насторожить, если ребенок не пытается слезть с рук или выбраться из кроватки для того, чтобы активно изучать окружающий мир.