Что нельзя делать, если ребенок боится других людей
Недопустимо наказывать ребенка за то, что он плачет и прячется — ведь малыш не хочет «насолить взрослому». Он хочет общаться и радовать маму… Он не специально, он по-другому не может. Поэтому наказывать его не за что.
Некоторые могут, как Ваня, вести себя хорошо, опасаясь наказания. Но в этом случае проблема «уйдет внутрь»: ребенок будет капризничать без повода, грызть ногти, часто болеть, плохо спать. Не все родители поймут, что эти неприятности появились из-за «задавленного» страха. Большинство детей от насилия взрослых начинают бояться еще больше и вести себя еще хуже.
Относитесь к «плохому» поведению спокойно, а за маленькие шаги в борьбе со страхом хвалите. Плакал, а потом затих на секунду: «О, как я рада тишине!». Повернулся, чтобы рассмотреть незнакомца: «Ура! Как приятно дяде видеть твои глазки!». Дети стремятся повторить то, что радует взрослых. Используйте эту особенность.
Когда дети боятся чужих людей, не стоит их стыдить, называть трусом, говорить: «Это совсем не страшно». К страху прибавляется вина, с двумя чувствами справиться еще сложнее. Взрослому, который любит стыдить, ребенок перестает рассказывать о проблемах. Он старается решить все сам, опасаясь получить очередную «порцию» нравоучений.
Если с повзрослевшим Ваней случится что-то действительно страшное, например, его будут травить или вымогать у него деньги, мама не узнает об этом и не сможет помочь
Важно донести до ребенка, что иногда боятся все, даже взрослые. Смелый человек отличается от труса тем, что может признать проблему и перебороть страх
Не стоит силой заставлять общаться с незнакомыми, а тем более оставлять с тем, кого ребенок боится. Проявите доброжелательность к чужому, дайте ребенку время присмотреться. Дождитесь, пока малыш сам пойдет на контакт. Полезно рассказать незнакомцу об особенностях ребенка. Начните с комплимента, чтобы расположить к себе собеседника, а затем попросите подождать, пока чадо освоится
Мама Аня могла бы ответить свекрови следующее: «Благодарю вас за внимание к воспитанию нашего ребенка. Вы, наверное, знаете, что память у детей короткая
Подождите чуть-чуть, она освоится и начнет общаться с вами, а пока прошу к столу».
Как сделать дошкольное развитие ребенка более комфортным
Чтобы посещение детского сада для вашего ребенка стало более комфортным, детские психологи рекомендуют следовать определенному алгоритму.
Прежде всего, необходимо выяснить точную причину слез, протестов и отказов от времяпрепровождения в саду. И в первую очередь надо поговорить с самим ребенком. Более того, чтобы такая ситуация не стала для вас неожиданностью, каждый вечер, забирая малыша из садика, обязательно интересуйтесь, как прошел его день. Возможно, вы сможете предотвратить обострение ситуации.
Кроме того, не нагнетая эмоций, обязательно поговорите с воспитателем
Для эффективного дошкольного развития ребенка важно не только то, чему его учат, но и то, кто и как именно занимается его обучением. Педагог может поделиться с вами своими личными наблюдениями и дать полезные советы, которые помогут переломить ситуацию
Обсудить вопрос можно и с родителями других малышей. Возможно, в этих семьях назревает та же проблема.
Если удалось выяснить причины избыточной реакции ребенка на визит в детсад, можно приступать к устранению негативного фактора. Действия родителей будут напрямую зависеть от того, что именно послужило причиной истерик.
Пройдите тестТревожность ребенка
Ребенок проявляет беспокойство и жалуется на страшные сны? Не может сосредоточиться на занятии, волнуется и часто жалуется на больной живот? Наш тест поможет определить уровень тревожности у ребенка и подскажет дальнейшую тактику поведения.
Использованы фотоматериалы Shutterstock
Почему дети отказываются проводить время в группе
Не надо думать, что это просто естественная реакция малыша на смену обстановки, которая постепенно сойдет на нет. Чаще всего это далеко не единственная и не главная причина, хотя, конечно, адаптация может происходить довольно тяжело, особенно для чувствительных, мнительных малышей. Есть и множество других причин, по которым ребенок категорически отказывается от посещения детского сада.
Проблемы с детьми в группе.
Это часто бывает с теми малышами, которые чрезмерно избалованы в семье и привыкли к всеобщему вниманию. В детсадовской группе правила распространяются на всех без исключения, и нередко происходят конфликты из-за будничных причин или же из-за наличия ребенка-задиры. Иногда ребенка не принимают другие малыши из-за наличия каких-то особенностей — плохо говорит, заикается и т. д. Подобная ситуация требует обязательного выяснения.
Недостаток адаптации.
Малыш не подготовлен родителями к посещению детсада и эмоционально не готов покидать семью, подчиняться правилам и установленному режиму дня.
Смена детского учреждения.
Если ребенок по какой-то причине был переведен в новый детский сад, то он может просто скучать по своим одногруппникам и привычной обстановке. Возможно, он еще не успел вписаться в сложившийся коллектив детсадовской группы и найти себе друзей.
Конфликты с воспитателем.
Как правило, родители именно в этом видят причину нежелания ребенка посещать детсад. Но статистика говорит о том, что в реальности менее трети подобных случаев связаны с такой проблемой. Однако нельзя исключать, что малыш действительно столкнулся с грубостью или повышенной требовательностью педагога и теперь просто боится идти в садик.
Напряженная обстановка дома.
Ссоры, конфликты в семье, произошедшая недавно трагедия (например, смерть кого-то из родственников) — все это приводит детей к глубокому стрессу. В этой ситуации отказ посещать садик — доступный им способ выразить свое состояние.
Когда лучше обратиться за помощью
В случае мамы Ани страх нарушает всю жизнь семьи и становится все сильней. Это ненормально, само не исчезнет. Дочери нужна помощь специалиста.
К психологу нужно обратиться в следующих случаях:
Боязнь чужих затрудняет жизнь ребенка и его семьи. Как в случае мамы Ани, ребенок не выходит гулять, его невозможно ни с кем оставить.
Малыш растет, но становится все более нелюдимым. После двух лет желательно проконсультироваться с психологом. После трех лет нужно показаться неврологу и психиатру.
Из-за страха перед чужими ребенок не может находиться в обществе
Общение с другими детьми и взрослыми важно для нормального развития. Если не исправить ситуацию, ребенок превратится в застенчивого подростка и нелюдимого взрослого.
Если после встречи с чужими малыш плохо ест, беспокойно спит.
Подведем итоги. Если ребенок боится чужих людей, родителю нужно:
- Успокоиться;
- Определить причину происходящего;
- Не ухудшать ситуацию неграмотными действиями;
- Подумать, нужна ли малышу помощь специалиста.
А вы, уважаемые читатели, как думаете, что делать маме Ане?
Драка в детском саду и другие конфликты
Что делать, если вашего ребенка обидели или когда ваш малыш является зачинщиком драки
Человек может попасть в конфликтную ситуацию в любом возрасте. И главный вопрос — кем он из нее выйдет: победителем или проигравшим, с ощущением неприятного осадка внутри или с чувством, что все теперь в порядке.
Стоит понять, что конфликт — это не плохо. Ведь ссора дает опыт понимания ребенком того, что ему не нравится и поиска способов выхода из конфликта. По мнению психологов, существует определенная временная периодизация конфликтов. И в разном возрасте на них следует реагировать по-разному.
От 1 года до 2,5 лет дети обычно не являются зачинщиками конфликтов, но при этом становятся их участниками. У них могут забрать игрушку, их могут толкнуть, им могут высыпать на голову песок. Реакция на это может быть разной: от удивления до плача. В этот момент ребенка не обижают, как вам кажется, ему просто показывают, что кто-то другой легко может забрать что-то у него. Поэтому ребенку необходимо научиться реагировать на подобное поведение других людей. Учась этому, ребенок сначала будет пытаться уйти (убежать) от неприятности, затем попробует не отдавать личную вещь, прижав ее к себе. Возможно, он вступит в драку, чтобы отстоять свое. Таким образом ребенок получит бесценный опыт того, что личные вещи необходимо охранять
В такой момент родителю важно наблюдать, чтобы ребенка не травмировали другие дети. А мелкие стычки между детьми в таком возрасте — абсолютно нормальное явление
Когда ребенку 3 года — это уже детсадовский возраст, в котором перед молодым человеком стоит задача узнать — что он стОит в этом мире, как личность. Один из способов, которым ребенок это делает — старается «достать» как можно большее количество людей вокруг. Трехлетки — ярые зачинщики конфликтов: как правило, забрав лопатку или игрушку у другого ребенка, такой малыш обязательно попытается забрать и все остальное у того, кто спокойно это отдает. Если же, забирая чужую вещь, ребенок получает сдачу, то его мозг фиксирует этот факт как опыт: «К этому ребенку я неделю подходить не буду, так как мы сейчас — на равных». В дальнейшем ребенок-трехлетка будет пробовать забирать чужое у всех подряд, устраивать драки в детском саду и т.д..
Конфликты, которые провоцируют трехлетки, очень важны для жизненного опыта, с помощью которого дети учатся понимать, где заканчивается их территория и начинается чужая, как далеко он сможет зайти, куда его пустят, а куда — нет. А также — насколько далеко он сможет запустить в свою жизнь другого человека. Ведь именно в этом возрасте дети учатся разному взаимодействию с типажами людей.
В такой ситуации взрослому необходимо наблюдать, чтобы вокруг «экспериментатора» были не малыши, которых он будет стремиться подчинить, а «достойные противники», которые помогут ему понять, что при инициации конфликта он может получить сдачу.
Если вы знаете, что какой-то ребенок бьет других детей в детском саду, научите своего малыша останавливать конфликт. К примеру, когда он увидит несущегося на него драчуна, то
может поставить вперед руку с открытой ладонью и сказать: «Стоп, мне неприятно. Что ты хочешь?». Обычно трехлетки хорошо реагируют на такой стоп-сигнал, с помощью которого можно избегать драк.
Ребенок 4-х лет старается узнать, кто на что способен в этой жизни. Поэтому при конфликте в таком возрасте любопытный ребенок вполне серьезно бьет других детей в детском саду, кусается и обзывается на них. Дерущихся четырехлеток взрослому необходимо немедленно расцепить. И затем поговорить с каждым участником драки по-отдельности — о том, что есть другие способы «приложения кулаков и зубов». К примеру, можно взять подушку и побить ее, можно уйти в спальню и покричать, можно порвать бумагу. Но только не бить живого человека.
Если ребенок дерется в детском саду, задача взрослого — научить его говорить о том, что он с чем-то не согласен, что он расстроен или зол. Чтобы ребенок научился адекватно оценивать собственные эмоции и безболезненно для других «выпускать пар».
Факторы, влияющие на длительность периода адаптации ребенка к детскому саду
Кроме той предварительной подготовки, которую проведут родители малыша, период адаптации ребенка к детскому саду, его продолжительность и степень тяжести также будут зависеть от некоторых других факторов:
- характерных особенностей личности;
- состояния здоровья;
- возраста;
- опыта общения с детьми и взрослыми.
Естественно, что стеснительному и замкнутому ребенку-интроверту труднее будет даваться расставание с мамой. Первое время он будет испытывать дискомфорт от общения с незнакомыми сверстниками и воспитателями просто потому, что у него нет потребности в таком общении. В результате такие дети болеют чаще, и период адаптации ребенка к детскому саду в этом случае будет длиться дольше. А вот дети-экстраверты, наоборот, нуждаются во взаимодействии с окружающими, они легко устанавливают контакты и уже через неделю могут полностью адаптироваться к пребыванию в группе.
Замечено, что адаптация к детскому саду в 2 года протекает легче. У двухлеток память краткосрочная – уже через несколько минут они отвлекаются от того, что мама ушла. У детей в три года начинается «Я-возраст», осознание себя, они адаптируются хуже. Но разлука с мамой может восприниматься малышом как предательство, ему будет казаться, что его бросили, а объяснить необходимость посещения детсада ему еще сложно. Посещение группы может вызывать стресс, потерю аппетита, отказ от взаимодействия как с воспитателем, так и с другими детьми.
То, как проходит адаптация ребенка в детском саду, во-многом зависит от того, насколько крепким является его здоровье, насколько высок его иммунитет. Чем чаще малыш будет болеть и отсутствовать в группе, тем длиннее по времени будет период привыкания.
Адаптация детей в детском саду относительно легко проходит в возрасте трех-четырех лет. В этом возрасте маленький человек уже способен понимать слово «надо», он находится в периоде высокой познавательной активности, готов и получает удовольствие от новых знаний и контактов. Новые друзья, игрушки и интересные групповые занятия компенсируют разлуку с мамой и облегчают привыкание.
Адаптация ребенка в детском саду проходит легче, если у него уже имеется опыт взаимодействия с другими людьми. Например, если он вырос в многодетной семье или часто проводил время с родителями в компании их друзей, у которых тоже есть маленькие дети.
Как действовать родителю, когда ребенок боится посторонних людей
Я бы обозначила следующий план действий: успокоиться, оценить ситуацию, перестать подкреплять страхи ребенка своим поведением и, если нужно, обратиться за помощью.
Во-первых, героине нужно успокоиться. Состояние родителя передается ребенку. Настрой взрослого на позитив придаст малышу смелости. А если испуганный ребенок видит страх, неуверенность на лице мамы, он начинает бояться еще больше. «Даже взрослый не может справиться с ситуацией, похоже, все совсем плохо…» — чувствует дите и начинает вести себя еще хуже. Действия ребенка вызывают у женщины новую волну негативных мыслей. Часто она начинает думать, что ребенок все время боится чужих, и вслух делится переживаниями с подругами и знакомыми. Малыш слышит разговоры, видит, как сильно мама волнуется, и напрягается еще сильней. Все, круг замкнулся.
- Помечтать о приятном для себя.
- Подробнее расспросить подругу, что у нее в жизни хорошего. Радость, как и страх, «заразна».
- Внимательно посмотреть по сторонам, дела на благо других тоже поднимают настроение.
- Полезно подумать о сильных сторонах дочери: она предсказуема в своем поведении, осторожна, у нее есть свое мнение — это ценно!
Из практики психолога знаю, что отключить страшные картины маме мешают вещи в ее внутреннем мире, часто — из детства. Память устроена так, что неприятное забывается. Поэтому маме может быть сложно вспомнить ситуацию, с которой все началось, сложно связать прошлый опыт с настоящим.
Одна женщина, чей ребенок боится чужих людей, излишне оберегала девочку. Родные и знакомые говорили ей, что такая опека вредна для ребенка. Мама соглашалась с ними, но ничего поделать не могла. В своем окружении женщина не находила понимания, ей говорили: «Это же так просто, не потакать дочери!».
Она чувствовала себя никчемной матерью, пока не обратилась ко мне. Выслушав, я предложила поискать причины проблемы не только в настоящем, но и в прошлом. И маму осенило! Она вспомнила, как воспитательница закрывала ее в темной кладовке. Маленькой девочкой женщина испытала настоящий ужас. И теперь она защищала дочь от любой, даже мнимой, опасности. Мы проиграли ситуацию с помощью фигурок в песочнице, и женщина сказала злой воспитательнице все, что давно хотела. Завершила историю и перестала переживать. И ребенок стал более открытым, общительным.
Как только родитель разрушил (или пошатнул) замкнутый круг тревоги между собой и ребенком, нужно разобраться с причиной страха.
Категории
- Анализы и диагностика(0)
- Беременность и роды(85)
- Бесплодие(0)
- Болезни сосудов(0)
- Болезни уха, горла, носа(0)
- Гастроэнтерология(0)
- Генетика и прогнозы(8)
- Гинекология(19)
- Глазные болезни(0)
- Диетология(0)
- Диетология и грудное вскармливание(49)
- Иммунология(0)
- Инфекционные болезни(0)
- Кардиология(0)
- Кожные болезни(0)
- Косметология(0)
- Красота и здоровье(0)
- Маммология(11)
- Маммология для Пап(1)
- Наркология(0)
- Нервные болезни(0)
- Онкология(9)
- Онкология для Папы(3)
- Ортопедия(0)
- Педиатрия(76)
- Первая помощь(0)
- Пластическая хирургия(0)
- Половые инфекции(0)
- Проктология(0)
- Психиатрия(0)
- Психология(16)
- Психология для Папы(6)
- Пульмонология(0)
- Ревматология(0)
- Репродуктивная система мужчины(3)
- Сексология(0)
- Спорт, Отдых, Питание(4)
- Стоматология(0)
- Счастливое детство(18)
- Урология и андрология(7)
- Хирургия(0)
- Эндокринология(0)
Непривычная пища
Вспомните свое детство – наверняка в вашем детском саду был какой-то особенный «шедевр» местных поваров, который вызывал у вас не самые приятные чувства. Пресловутые пенки от молока, кисель, молочная каша или суп с луком – у каждого свои воспоминания. Иногда воспитатели слишком рьяно пытаются накормить своих подопечных, требуют съедать все до крошки, в быстром темпе – это тоже не каждому под силу.
Выход
Если ваш малыш наотрез отказывается питаться в детском саду, договоритесь с воспитателями, чтобы они не настаивали на этом процессе. В конце концов, еще ни один ребенок по собственной воле не умер от голода. Дома, перед садом, вполне можно обойтись и без завтрака – больше шансов, что к моменту завтрака в садике малыш успеет проголодаться и захочет попробовать что-нибудь с общего стола.
Если по садовским правилам ребенку разрешается брать какую-то еду из дома, то пусть это будут красиво порезанные фрукты (яблоки, груши), овощи (огурец или морковка), подойдет и банан. Старайтесь не давать ребенку сладости вроде конфет или печенья, эти лакомства, конечно, могут утешить в первый момент, но вызовут нездоровый ажиотаж в коллективе и окончательно испортят аппетит.
Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку
Родителям во время адаптации нужно быть очень внимательными к тому, что происходит с маленьким членом семьи. Стоит прислушаться к советам психологов и до 3 лет подержать ребенка дома, чтобы не травмировать его психику несвоевременным отделением от матери. Исключения составляют те случаи, когда малыш очень общителен и сам желает посещать группу детского сада, даже если ему еще нет 3 лет.
К детскому саду стоит начать готовить заранее. Честные разговоры о том, что придет время, мама выйдет на работу, а малыш, чтобы не скучать, пойдет детский сад — создадут почву для безболезненной адаптации. Чем легче родители преподнесут ребенку новую информацию, тем проще и с удовольствием он ее воспринимает.
Психология детей такова, что они очень тонко чувствуют настроение мамы и ее отношение к чему-либо. Если взрослые тревожатся, обреченно вздыхают по поводу посещения детского сада, а ребенку говорят, что там будет хорошо и весело, то не стоит ждать, что он пойдет туда с удовольствием. Чтобы это произошло, члены семьи должны сами ждать этого времени с радостным волнением, словно готовятся к веселому празднику.
Полезным будет посетить детский сад заранее, познакомиться с воспитателями и детьми, немного поиграть. Психологи советуют в первые месяцы оставлять детей в группе на 1,5-2 часа, пока те не привыкнут. Хорошо давать малышу с собой любимую игрушку или фотографию семьи, которую он сможет разглядывать, когда заскучает. Обязательно выслушивайте рассказы малыша после сада, поощряйте его инициативу в общении, удивляйтесь, смейтесь, огорчайтесь вместе с ним. Так он не будет чувствовать себя одиноко и поймет, что детский сад — это не место, куда мама «сдает» его каждый день, а важная часть жизни с новыми друзьями и веселыми впечатлениями.
Почему дети не хотят ходить в детский сад
Если адаптация проходит тяжело, то ребенок может отказываться идти в детский сад, часто болеть, плакать и не отпускать родителей, выражая бурный протест. Такая реакция детей на самом деле является нормальной. Это означает то, что малыш психологически не готов посещать детский коллектив или для такого поведения имеются другие причины.
Психология детей раннего возраста такова, что малышу трудно или почти невозможно объяснить старшим то, почему он не желает менять привычный уклад жизни. Ребенок в этом возрасте еще не обладает доступными способами рефлексии, поэтому иногда взрослым кажется, что он просто капризничает, и они пытаются силой или хитростью заставить его идти в группу. Такое поведение старших является ошибочным — они могут подорвать доверие ребенка к себе, дать понять ему, что обманывать, чтобы добиться своей цели, — это нормально.
С детьми любого возраста, даже самыми маленькими, нужно быть честными и откровенными. Взрослые ошибочно предполагают, что ребенок ничего не понимает. Он еще не достаточно обладает аналитическим мышлением, но все, что происходит в жизни маленького члена семьи, откладывается в его подсознании.
Причины для отказа посещения детского сада могут быть самые разные.
Страх.
Психология детей такова, что они могут бояться того, чего не знают, а детский коллектив для них в этом случае — незнакомое место.
Нежелание отпускать мать.
Этому подвержены те, кто на эмоциональном уровне сильно привязан к матери. Обычно такая семья отличается гиперопекой — когда ее члены делают за ребенка то, что он может сделать самостоятельно, чрезмерно опекают и оберегают его, не дают получать собственный опыт, постоянно беспокоятся за здоровье и безопасность. Таким детям запрещается исследовать лестницы и горки во дворе, приближаться к птицам или животным, подвижные игры, виды спорта, свободные прогулки на улице — не для них. Соответственно, адаптация к саду в такой семье будет очень затруднена.
Неумение устанавливать контакт.
Ребенок может не хотеть идти в детский сад, потому что не умеет общаться. Причиной этому может быть застенчивость как черта характера или более серьезные психические проявления, такие как аутизм, выраженный невроз.
Когда нельзя отдавать ребенка в садик?
Родителям стоит знать, что мальчики в возрасте от 3 до 5 лет намного хуже адаптируются к новой среде, чем девочки того же возраста. Период трех лет – самый сложный для ребенка. В этом возрасте происходит перелом психики, формирование «Я» ребенка, это для него критический возраст. Если в период наибольшей уязвимости сдать ребенка в садик, его психика может непоправимо пострадать, а период адаптации затянется надолго – до полугода.
Дети от трех до пяти лет очень тяжело переживают разлуку с мамой, так как их связь с ней в этом возрасте наиболее крепка. Разрывать ее очень рискованно, это нужно уметь делать.
Нельзя отдавать ребенка в садик, если он часто болеет – это вконец расстроит ослабленную иммунную систему ребенка. Нельзя отдавать ребенка в садик, если он еще очень маленький и слишком тяжело переживает разлуку с мамой.
Когда плач может быть вредным для здоровья ребенка
Американские исследования показывают, что плач может нанести непоправимый вред нервной системе ребенка. Плач ребенка нужно дозировать, считает доктор психологии Пенелопа Лич. Она исследовала около 250 детей и выяснила, что плач более 20 минут подряд наносит сильный удар по здоровью ребенка. Это относится не только к плачу в детском саду, но и к воспитанию ребенка дома. Те дети, которые плачут более 20 минут, затем испытывают больше проблем на протяжении всей своей жизни, потому что привыкают к мысли, что на их крик о помощи никто не придет и не поможет. К тому же, утверждает доктор Лич, длительный плач детей разрушает их мозг, что в дальнейшем приводит к проблемам с учебой.
Когда ребенок плачет, в его организме вырабатывается гормон стресса кортизол, вырабатываемый надпочечниками. Этот кортизол и является тем гормоном, который способен повредить нервную систему ребенка. Чем длительнее плач, тем больше кортизола вырабатывается и тем больше вероятности повреждения нервных клеток.
“Это не значит, что ребенок никогда не должен плакать или что родители должны беспокоиться, как только ребенок заплакал. Все дети плачут, некоторые больше, чем другие. Плох для детей не сам плач, а то, что ребенок не получает ответа на свой крик о помощи», – пишет в своей книге доктор Лич.
Что делать, если дети дерутся в детском саду?
Если дети дерутся в детском саду из-за игрушек
Разделите игрушки и постарайтесь, чтобы у каждого ребенка был свой личный набор. По мнению ребенка, общих игрушек не бывает, они всегда кому-то принадлежат. Поэтому, если в детском саду есть игрушка, из-за которой ребенок бьет детей в детском саду, лучше приобрести ему личные вещи, которыми он сможет безраздельно распоряжаться. Даже если ребенок не будет долго пользоваться какой-то вещью, она автоматически не должна переходить к другому без разрешения владельца. Если в момент спора за игрушку родитель или воспитатель будут уговаривать ребенка поделиться, призывая его «не быть жадиной», малышу будет непонятно — почему вдруг другому ребенку уделяют больше внимания и уважения, чем ему.
Чтобы избежать драк за игрушки, необходимо научить детей спрашивать друг у друга: «Можно ли у тебя взять игрушку?». При этом у каждого из них должно быть право ответить «нет». Если ребенок, которому отказали, расстраивается и плачет, лучше отвлечь и переключить его на другое занятие, а не уговаривать другого, взывая к чувству вины.
При этом правило для всех должно остаться неизменным: если разрешили — брать можно, не разрешили — нельзя.
Часто бывает так, что вашему ребенку хочется иметь такую же игрушку, «как у Пети». В таком случае правильным будет приобрести ему аналогичную вещь, чтобы избежать конфликтов и драк. В каждом саду есть личные шкафчики и полки, где можно хранить приобретенные игрушки, если ребенок не желает, чтобы ими пользовался кто-то другой.
Необходимо воспитывать в ребенке чувство собственного достоинства и уважения к другим. Если ваш ребенок дерется в детском саду из-за игрушек, требуя, чтобы кто-то с ним поделился, объясните ему, что право на личные вещи есть у каждого: «Ведь машину твоего папы не может взять без спроса никто: ни я, ни бабушка, ни наш сосед, даже если нам этого очень хочется. И мой телефон не может взять без спроса ни мой коллега, ни даже ты. Так почему ты хочешь брать чужое, когда тебе это запретили?». Культуру уважения к чужим вещам необходимо воспитывать в каждой семье.
Если дети дерутся, чтобы привлечь внимание или восстановить справедливость
Если драки в детском саду происходят спонтанно, и дети прибегают к воспитателю или родителю с жалобами на то, что «он первый меня ударил», не стоит устраивать разбирательства и принимать чью-то сторону. Главная задача — развести дерущихся детей и не дать им продолжать драку. Если же вы попытаетесь принять чью-то сторону, чувство справедливости у другого ребенка будет обостряться, и в этот момент вы рискуете создать трещину в детских отношениях.
Если через короткое время дети попытаются устроить совместную игру, не стоит им разрешать это делать: объясните, что раз вместе они быть не могут — значит, должны играть по-отдельности.
Не стоит увещевать детей, говоря им, что «драться плохо» или «дети не должны драться». Необходимо понять, что дерутся дети не просто так — всегда существует какая-то причина, о которой взрослый может не знать. Поэтому, пока страсти не улягутся, просто не давайте драчунам сходиться. Если вы не будете принимать ни одну из сторон, то ни у кого из детей не будет накапливаться невысказанная обида. А когда «возраст драк» пройдет, дети будут продолжать мирно сосуществовать и помогать друг другу.
Как вести себя в первые месяцы?
Самое сложное для родителей в процессе адаптации – оставлять в садике плачущего ребенка, не желающего их отпускать. Лучше всего оставлять малыша быстро, без долгих прощаний – весело переодели, улыбнулись, помахали ручкой и ушли. Он чувствует волнение мамы, и оно ему передается. А если мама в хорошем настроении, ребенок более спокойный и уверенный в себе.
Если вы привели ребенка в сад, то нельзя забирать его домой только по причине истерики при расставании, это может войти в привычку. Объясняя малышу, что вы за ним вернетесь, бесполезно упоминать о времени, нужно говорить про ключевые моменты. Например, что заберёте его после прогулки или сна
А далее важно выполнять обещание
В процессе адаптации к детскому саду есть еще два значимых момента: болезни и регресс. В первый год для крохи нормально заболевать почти каждый месяц, хотя не все болеют так много.
Наиболее частые детсадовские болезни – это ОРВИ и ОРЗ. Также многие именно в саду болеют ветрянкой, корью, краснухой, паротитом (свинкой) и т.п. Иногда могут возникать нарушения в работе желудочно-кишечного тракта. Это считается нормальным. Главное не паниковать, осознавать, что таким образом укрепляется иммунитет.
Регресс – это возвращение назад. Например, ребенок начинает писаться, хотя до прихода в садик уже ходил на горшок, или не ест сам, не засыпает сам, перестаёт разговаривать предложениями. Все это пройдет со временем, когда малыш пройдёт адаптацию
В этом случае поможет только терпение и повышенное внимание к переживающему сложный период крохе
Если заметили у ребенка регресс, ни в коем случае не отзывайтесь плохо об учреждении, которое он посещает, не обращайте внимание на отклонения в его поведении, не реагируйте на капризы и не мешайте контактировать с новыми людьми. Если проблем с детским садом нет, тогда при выполнении вышеописанных рекомендаций адаптация проходит успешно
Если негативные эмоции по поводу сада у ребенка не уходят длительное время, разберитесь, что ему не нравится, и попробуйте устранить эти моменты.
Существует несколько вариантов периода адаптации:
- от недели до месяца: малыш при уходе мамы плачет, но отвлекается скоро и легко, интересуется сверстниками и общителен с одногруппниками, могут присутствовать ухудшения аппетита и сна, случаются простудные заболевания;
- от месяца до шести месяцев: крохе сложно расстаться с мамой, после расставания ребенок плаксив и малообщителен, аппетит и сон приходят в норму только в течение месяца;
- от шести месяцев до года: сильные нарушения сна (малыш мало спит, просыпается в слезах) и аппетита (ребенок кушает мало и избирательно), в сад идет с истерикой, долго не в состоянии успокоиться после расставания с мамой, может разрыдаться, когда его забирают в конце дня, с детьми в группе не общается, часто болеет, у него проявляются психосоматические проблемы, энурез.
Если улучшений в состоянии и поведении ребенка не наблюдается больше полугода, то ему необходима помощь детского психолога. Возможно, малышу не подходит именно этот садик или он еще «не дорос» до него. Специалист выяснит причину и даст конкретные рекомендации.
Нужна помощь детского психолога? Запишитесь на прием по тел.: (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте, мы вам обязательно перезвоним!