10 правил приличия, которые ребёнок должен освоить к 5 годам

Яблоко от яблони

Приучить ребёнка к правильному поведению за столом задача мамы и папы, а не педагогов в дошкольном образовательном учреждении. Когда малыш начнёт трапезничать вместе со взрослыми, именно последние и должны прививать ему правильные манеры.

Лучший же воспитательный метод – собственный этикет. Если домочадцы сами ведут себя за трапезой достойно, то, скорее всего, и ребёнок со временем станет воспринимать правила поведения за столом как вполне естественный поступок.

Адекватный приём пищи подразумевает не просто тихую еду и применение необходимых столовых принадлежностей, а, в первую очередь, способность ребёнка:

  • кушать, не балуясь с продуктами;
  • не чавкать;
  • не раскачиваться на стуле;
  • не смеяться громко;
  • не толкаться и пр.

Наверняка каждый малыш в раннем возрасте увлекался чем-нибудь из вышеперечисленного, приводя в недоумение гостей или раздражая родителей. Взрослым следует проявить настойчивость в приучении ребёнка и указывать ему на неправильность поведения.

Когда и с чего начинать?

Важно не упустить время, ведь проще это сделать, когда ребенок сам заинтересован. Где-то в 2 года или немного позже у него начинается период, когда от него только и слышно – «я сам»

Карапуз стремится к самостоятельности, и если поддерживать его инициативу, то научить его чему-либо будет намного проще.

Одевание и раздевание для малыша – взаимосвязанные процессы. Но снять что-либо с себя проще, поэтому с этого и можно начинать. Уже с полутора лет стоит предлагать самостоятельно стащить с себя шапочку и носочки. После двух карапуз способен справиться и с другими предметами одежды. Родители должны поощрять даже незначительные достижения, хвалить его. Когда у него начнет получаться, он наверняка захочет попробовать и надеть что-то на себя.

Родителям придется проявить немало терпения. Ведь сначала ребенку будет сложно, непослушным пальчикам непросто одолеть застежки, делать он это будет очень медленно. Если торопить его, ругать за неспешность, то одевание у крохи начнет вызывать неприятные ассоциации и стресс. В дальнейшем он постарается попросту избежать этого, предоставив справляться с нарядом взрослым. Не надо спешить поправлять костюм, особенно если недочеты почти незаметные.

Правила поведения за столом вне дома

Кроме дома и детского сада ребенок время от времени оказывается с родителями в гостях.

Даже если обстановка там неформальная, и нет наблюдающих воспитателей, за поведением в чужом доме все равно нужно следить.

Обязательно нужно здороваться с хозяевами, не напрашиваться на еду, не просить что-то у хозяев и тем более не устраивать истерик. Нужно спокойно дожидаться приглашения, если оно предполагается, брать то, что дают, за все благодарить. Наоборот, родителям стоит приучать чадо к тому, что в гости не приходят с пустыми руками, а приносят что-то от себя в знак уважения. Хотя бы маленький «презент».

Тем более неприлично устраивать беспорядок – разбрасывать конфетные фантики, хлебные крошки. Недопустимо комментировать качество еды, даже если подано нелюбимое блюдо. Не надо кривиться и говорить «фу».

Это касается также тех случаев, когда в принимающей гостей семье есть дети, которые сидят за общим столом и не могут похвастаться хорошими манерами.

Еще ребенок должен понимать, что недопустимо вмешиваться в разговоры взрослых – перебивать их, перекрикивать, чтобы привлечь внимание родителей, делать им замечания. Он должен вести себя уважительно по отношению к старшим

Тем более, что в свое время взрослые сами с удовольствием вступают с ребенком в общение. Особенно, если он уже достаточно подрос для того, чтобы поддержать разговор, и ведет себя вежливо.

Перед уходом нельзя выпрашивать понравившиеся сладости и особенно тайком тянуть их со стола. Но прилично будет взять, если хозяева предложат сами.

Для чего нужно прививать ребенку подобные навыки?

В последние десятилетия понятие воспитания плавно подменяется образованием. Современные дети часто получают намного больше информации, чем могут усвоить, при этом знания не подкрепляются умениями и навыками. Родители, стараясь подготовить ребенка по-максимуму ко взрослой жизни, уделяют большинство внимания различным курсам, кружкам, занятиям вне дома, забывая, что в первую очередь будущие взрослые должны уметь самостоятельно жить и нести ответственность за себя и свои поступки.

Вырастая, бывшие маленькие гении порой отлично играют в шахматы, но не умеют варить макароны. Подобная инфантилизация — обратная сторона информационного общества с карьерными гонками. А тем временем возможность разделять домашние дела— это шанс не только приучить ребенка быть помощником и выполнять свои обязанности с охотой, но и шанс наладить прочные и душевные отношения.

Показателен эксперимент, проведенный среди детей-детдомовцев: проективный тест «нарисуй свое будущее». В нем «государственные» дети изображали, как они представляют себе свой дом после выпуска. Практически все дети в детдомах не имеют представления о домашнем труде, готовке, стирке, закупках продовольственных товаров. И на картинках были большие дома с множеством слуг, выполняющих повседневные обязанности.

Чтобы привить своему ребенку уверенность в будущем и не допустить варианта «дома со слугами», полезные умения и навыки надо начинать прививать с самого раннего возраста.

Какие дела должен делать ребенок в доме?

В маленьком возрасте 2-3 года:

  1. Самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице.
  2. Приносить игрушки и вещи по просьбе взрослых, собирать и класть игрушки, книги на свое место.
  3. Мыть лицо и руки.
  4. Ходить на горшок.
  5. Надевать и снимать некоторую одежду.
  6. Самостоятельно владеть ложкой и кушать жидкие блюда.
  7. Убирать за собой место обеда от крошек.
  8. Относить и приносить тарелки, другие элементы сервировки стола.
  9. Подражать взрослым, копировать отдельные действия и повадки.
  10. Проявлять инициативу помощи в быту – заметать, вытирать пыль (по крайней мере должен пытаться это делать).

В 4-5 лет:

  1. Кормить домашних животных по расписанию.
  2. Помогать взрослым в покупке продуктов, разлаживать их в холодильник и по полочкам.
  3. Расстилать и застилать постель.
  4. Участвовать в уборке квартиры, загрузке и выгрузке посудомоечной, стиральной машинки.
  5. Самостоятельно наливать себе воду.
  6. Сервировать стол и убирать за собой посуду в мойку.
  7. Одеваться, убирать за собой вещи в шкаф, завязывать шнурки.
  8. Самостоятельно играть, без участия и привлечения взрослых.
  9. Собирать урожай с грядки.
  10. Готовить простые бутерброды, принимать участие в украшении десертов.

В возрасте 6 или 7 лет:

  1. Кормить, выгуливать, мыть домашних животных, участвовать в их дрессировке.
  2. Поливать комнатные растения и цветы.
  3. Собирать портфель.
  4. Выбирать одежду по погоде, складывать вещи по своим местам.
  5. Гладить простые вещи.
  6. Подметать, пылесосить ковер, протирать пыль.
  7. Выносить мусор.
  8. Выполнять поручения родителей.
  9. Принимать телефонные звонки и записывать сообщения.
  10. Чистить овощи и фрукты, готовить простые блюда, например горячие бутерброды, яичницу.

В возрасте 8 или 9 лет:

  1. Самостоятельно наполнять и принимать ванну, совершать гигиенические процедуры.
  2. Выбирать себе одежду, обувь и аксессуары при покупке с родителями.
  3. Совершать мелкие бытовые покупки по просьбе взрослых.
  4. Принимать активное участие в уборке дома, наводить порядок в своей комнате, шкафах, тумбочках, использовать полироль для мебели, мыть полы.
  5. Кормить младших братьев и сестер, досматривать за ними.
  6. Принимать участие в ремонте, красить, переносить вещи.
  7. Уметь обращаться с бытовой техникой – электрочайником, стиральной машиной, посудомоечной машиной, комбайном.
  8. Готовить простую еду для семьи, мыть посуду.
  9. Собирать урожай, фрукты, ягоды.
  10. Самостоятельно переходить улицу.

В 10,11 или 12 лет:

  1. Менять постельное белье, загружать стиральную машину, в том числе отмерять количество нужного порошка, уметь обращаться с сушилкой.
  2. Мыть автомобиль семьи.
  3. Самостоятельно переходить улицу, ездить в городском транспорте.
  4. Оставаться самому дома.
  5. Приобретать продукты по составленному списку.
  6. Помогать улаживать спать младших братьев и сестер.
  7. Помогать в строительстве и ремонте.
  8. Мыть посуду, плиту, духовку, ванную комнату.
  9. Самостоятельно распределять время на учебу, хобби, домашние дела. Составлять график и план на день.
  10. Ответственно распоряжаться карманными деньгами.

Если ему 13-14 лет:

  1. Готовить пищу для всей семьи.
  2. Убирать жилье и выполнять обязанности по двору.
  3. Нести ответственность по уходу за домашними животными.
  4. Соблюдать распорядок дня, самостоятельно просыпаться на занятия, следить за режимом питания.
  5. Стирать свою одежду.
  6. Самостоятельно планировать свои праздники, выбирать подарки другим, распределять бюджет.
  7. Свободно ориентироваться в своей местности, знать маршруты транспорта, остановки школы, секции, родственников.
  8. По возможности, зарабатывать деньги путем разрешенных подработок, написания студенческих работ.
  9. Стричь газон, помогать ухаживать за садом и огородом.
  10. Пришивать пуговицы, пользоваться базовыми навыками с иголкой и ниткой.

С 15 лет и старше:

  1. Оплачивать коммунальные счета, интернет.
  2. Совершать покупки.
  3. Самостоятельно готовить себе и членам семьи.
  4. Поддерживать порядок.
  5. Заботиться о своем внешнем виде, подбирать образы, следить за одеждой.
  6. Полностью владеть всеми основными хозяйственными навыками.

Стоит ли торопиться?

Ребёнок в годик или полтора ещё не способен с первого раза услышать родительские просьбы, понять и поменять своё поведение. Кроме того, в этот возрастной период дети не способны кушать аккуратно в силу физических особенностей – крохотные пальцы настолько неловкие, что не могут отправить содержимое ложки в рот без особых потерь.

Именно поэтому следует морально подготовиться к тому, что до аккуратных завтраков ещё далеко, а на столе обязательно будет рассыпанная каша, разлитый суп и выплеснутый кисель. Только регулярная тренировка поможет через некоторое время уверенно орудовать столовыми приборами.

Однако одновременно ребёнку нужно объяснять элементарные правила, вроде тех, что нельзя бросаться кашей, стучать ложечкой по тарелке с супом и лить сок на пол. Поведенческие нормы закладываются уже в раннем детстве, поэтому не нужно считать такие пояснения бесполезной тратой времени.

Чтобы ребёнок не баловался с продуктами и столовыми принадлежностями, необходимо отвести для игровой деятельности отдельное время: купить пластилиновую массу, безопасные краски для пальчиков. Это позволит реализовать естественное стремление малышей к игре.

Одно дело, если проблема неаккуратных обедов кроется в несовершенной мелкой моторике – не следует торопить события, всему своё время

А вот если ребёнок специально хулиганит за столом, чтобы привлечь родительское внимание, то необходимо реагировать

Пусть дети ещё не всё понимают, однако способны разобраться в эмоциональном состоянии родителей. Поэтому маме можно и нужно говорить, что плохое поведение её расстраивает, поскольку она готовила вкусную кашу специально для любимого сыночка (дочки).

Этикет за столом для детей и школьников: правила

Учить ребенка тому, как следует вести себя за столом стоит начинать с самого раннего возраста. Будучи еще совсем крохой, ребенок должен понимать, что принимать пищу следует в строго отведенном месте — в столовой, на кухне.

К правилам этикета за столом, которым следует обучить еще совсем малышей, также можно отнести следующие:

  • Для приема пищи следует использовать специальные столовые приборы, еду следует накладывать в тарелки
  • Во время еды, по мере необходимости, следует пользоваться салфеткой

В дальнейшем, по мере взросления, ребенок должен запомнить следующие правила этикета за столом:

  • Усаживаться за стол и начинать кушать следует вместе со всеми
  • В начале трапезы следует пожелать всем присутствующим за столом приятного аппетита
  • Употреблять пищу следует молча, запрещается баловаться за столом
  • Кушать следует с закрытым ртом
  • За столом запрещается чавкать, громко хрустеть, доставать пальцами застрявшую в зубах пищу
  • Большие кусочки пищи следует делить, используя столовые приборы, на более мелкие — не стоит набивать едой полный рот
  • Запрещается облизывать тарелку, даже если было очень вкусно
  • Запрещается класть локти на стол
  • Если желаемое блюдо расположено поодаль от ребенка, то ему следует попросить, чтобы блюдо ему передали — запрещается тянуться через весь стол
  • В конце трапезы следует сказать «Спасибо!»


Коврик со схемой поможет детям быстрее разобраться с сервировкой стола и не запутаться в столовых приборах

Что это такое?

Родители должны разъяснить своим детям, что такое «этикет», ведь для малышей это такое же обычное слово, как и все остальные, и оно для них ничего не значит. Объяснение определения данного слова нужно начать с того, что это определенные правила. Изучив их, ваш ребенок научится вести себя правильно с ровесниками, старшими, в гостях, с незнакомцами, а взрослые будут его уважать.

Для начала нужно научить своего ребенка следующим правилам:

  1. Всегда помнить о приветствии.
  2. Культурно вести себя за столом и в общественных местах.
  3. Уважать старших и не перебивать их.

Для ребенка правила этикета – довольно абстрактное понятие. Следовательно, ему нужно приводить примеры: кто такой воспитанный человек, а кто невоспитанный и что их отличает.

Стихи о правилах этикета детей

Я другу говорю: «Привет!»,А он в ответ: «Здорово!».Тут ничего плохого нет,Подходят оба слова.

Старшему, если встречаемся с ним,Первыми «Здравствуйте!» мы говорим.

Одежда в порядке — все чисто, опрятно — С таким человеком общаться приятно.А грязный, лохматый, оборванный вид — Держаться подальше знакомым велит.

«Здравствуйте!» — при встрече говоримВсем друзьям, знакомым и родным.А когда уходим: «До свиданья!» — Пусть коротким будет расставание.

Грубо разговаривать,Насмешливо дразниться — Это плохо, некрасиво!Нужно извиниться.

У мамы много дел по дому,В заботах папа день за днем.И мы помочь родным готовыОтложим игры на потом.

Если бабушка устанет —Отдыхает пусть она.Ну, а внук шуметь не станет,Будет в доме тишина.

За помощь и поддержкуВсегда благодарим.И, получив подарок,«Спасибо!» говорим.

Взрослые беседуют.Важный разговор.Им мешать не следует —Такой есть уговор.

Во дворе у нас беда —Появилась ябеда.Мы ее не обижаем,Просто с нею не играем.

Есть такие малыши —Себя хвалят от души.Говорят таким обычно:«Хвастуном быть неприлично!Будь хорош не на словах,А в поступках и делах».

Над знакомыми смеяться,За глаза их обсуждатьМогут только злые бяки.Людей не надо обижать!

В автобусе старушкеМесто уступи.Чуткость и вниманиеК старшим прояви. Тихо в транспорт мы заходим,здесь не бегаем, не сорим.Не кричим и не поем —Хорошо себя ведем!

Тихо в транспорт мы заходим,здесь не бегаем, не сорим.Не кричим и не поем —Хорошо себя ведем!

Пусть чья-то вещь тебе понравилась —Сдержать свои желания сумей.Забудь, иль обратись к хозяину,Но брать тайком чужое ты не смей!

В транспорте общественномБудь спокоен, тих.Вежливо веди себя —Уважай других.

Не стоит врать и клеветать,Когда ты сам в ответе.Свою вину решись признать —Честны должны быть дети!


Рифмованные правила поведения за столом

Книги для девочек 10 лет

Чтение – один из наиболее доступных способов познать мир для ребенка в таком возрасте. В отличие от просмотра фильмов/мультфильмов данный процесс приносит больше пользы.

К десятилетнему возрасту девочка уже должна научиться выбирать себе книги в библиотеке для внеклассного чтения. При этом родители должны дополнять ее выбор с учетом интересов и слабостей.

Помимо того, что требует школьная программа, а также желаний самого ребенка, есть книги, которые стоит прочитать каждой десятилетке.

  • Литература для расширения кругозора. Это энциклопедии и издания, рассказывающие о других странах и их отличительных особенностях.
  • Книги об уходе за собой. К этой категории можно отнести и литературу о половом созревании и сексе.
  • Издания, посвященные домашнему хозяйству. Конечно, заставлять девочку 10 лет перечитывать “Домоводство” 1964 г. от корки до корки глупо. Однако найти адаптированную литературу на эту тему не сложно. Даже если дочери не придется шить, вязать, готовить, стирать, гладить и т.п., иметь минимальное представление обо всем этом необходимо. К примеру, в советские времена была распространена книга Софьи Могилевской “Девочки, книга для вас”, по которой наши мамы, бабушки и прабабушки осваивали азы домашнего хозяйства. Она до сих пор издается с небольшими дополнениями, и даже с учетом современных реалий не утратила актуальности.

Яблоко от яблони

Приучить ребёнка к правильному поведению за столом – задача мамы и папы, а не педагогов в дошкольном образовательном учреждении. Когда малыш начнёт «трапезничать» вместе со взрослыми, именно последние и должны прививать ему правильные манеры.

Адекватный приём пищи подразумевает не просто тихую еду и применение необходимых столовых принадлежностей, а, в первую очередь, способность ребёнка:

  • кушать, не балуясь с продуктами;
  • не чавкать;
  • не раскачиваться на стуле;
  • не смеяться громко;
  • не толкаться и пр.

Наверняка каждый малыш в раннем возрасте увлекался чем-нибудь из вышеперечисленного, приводя в недоумение гостей или раздражая родителей. Взрослым следует проявить настойчивость в приучении ребёнка и указывать ему на неправильность поведения.

Памятка по основам столового этикета

Для начала неплохо бы вспомнить, в чем заключаются основные правила поведения за столом. Вот памятка для детей и взрослых.

  • В первую очередь, это обязательное соблюдение гигиены. В этом случае речь идет о тщательном мытье рук перед тем, как приступить к еде.
  • Во-вторых, прием пищи – не лучшее время для того, чтобы завязывать оживленную беседу. Во время еды нужно делать паузу. Говорить с набитым ртом, как минимум, некрасиво. И если уж хочется что-то сказать, то делать можно только после того, как еда уже проглочена. У этого правила есть и другая причина – если говорить с полным ртом, можно ненароком и подавиться.
  • В-третьих, нужно помнить, что посуда – предмет личного пользования. Поэтому во время еды каждый ест из своей тарелки и своей ложкой или вилкой.
  • В-четвертых, нельзя класть ножки на стол (то же касается и локтей)
  • В-пятых, грязные руки или рот можно и нужно вытирать о специальные салфетки, а не о скатерть и не о собственную одежду.
  • В шестых, во время еды следует сидеть рядом со столом, а не развалившись на стуле. Для того, чтобы еда выпавшая по дороге в рот не испачкала одежду и не упала на пол.
  • В седьмых, даже если  подали нелюбимое блюдо не заявлять  — «фи невкусное»
  • Восьмое правило: не стучать ложкой по стакану или тарелке и не хлебать звучно из ложки.
  • Девятое — нельзя жевать чавкая и с открытым ртом, а также облизывать пальцы.
  • Десятое  — нельзя уходить из-за стола когда ребенку заблагорассудиться.

Для трехлетнего, и тем более для двухлетнего ребенка это актуальный вопрос.

Особенности приучения к порядку

Так почему в садике, в школе, у бабушки в гостях, в лагере ребенок быстрее подчиняется правилу порядка и чистоты, а дома нет?

Есть 2 варианта объяснить это:

  • В саду, школе, лагере действует общее правило для всех. И дети подчиняются ему, потому что давление на тех, кто игнорирует всегда интенсивнее, чем дома. Давят взрослые и общность детей. Как это так, все убирают, а ты нет? А ну давай! Как это так, все делают общее дело, а ты как изгой? А ну скорей! Ребенок подчиняется правилу принадлежности к группе и это ощущение, что ты тоже как все, помогает добиваться от детей нужных действий.

  • У бабушки в гостях ребенок подчиняется правилам живее, чем дома, потому что бабушка может быть строже мамы. Давать четче указания, быть в твердой позиции взрослого, держать границы, не давать ребенку выбора. Словом, справляться с ребенком с высоты прожитого опыта. И ребенок следует правилам беспрекословно.

Правила этикета за столом для ребенка

Что такое этикет для ребенка это свод правил поведения, которых следует придерживаться в цивилизованном обществе. Они основаны на принципе безопасности при приеме пищи, чтобы не подавиться и не травмироваться.

С младенчества ребенок должен освоить, что семья за столом принимает пищу. Это должно происходить в специально отведенном месте в столовой или на кухне. К пяти годам ребенок уже должен знать правила этикета и демонстрировать их в обществе это основы вежливости.

Ребенок должен освоить основополагающие правила поведения за столом еда подается в посуде и есть ее следует при помощи столовых приборов. Дайте понять малышу, что он всегда может рассчитывать на вашу помощь, если ему что-то не дается. Например, он может попросить порезать ему пищу на кусочки, передать салат или налить ему напиток.

Основные правила этикета:

  • Садиться за стол и вставать из-за него вместе с семьей.
  • Вымыть руки перед едой.
  • Пожелать в начале трапезы приятного аппетита, а по завершении поблагодарить.
  • Есть с закрытым ртом, не набивать едой полный рот, не болтать и не баловаться.
  • Не чавкать, не ковыряться во рту.
  • По необходимости пользоваться салфеткой.
  • Не тянуться за блюдом через весь стол, а вежливо попросить сидящего рядом передать необходимое.
  • Не раскладывать локти на столе и не опираться о них держать при себе.

Детей чуть постарше учат пользоваться столовыми приборами (вилка в левой, а нож в правой руке). Детям следует знать, что прежде, чем запить еду, надо вытереть рот салфеткой: неэтично оставлять жирные следы от губ на стакане.

Если требуется налить напиток в стакан, то следует попросить о помощи взрослых, чтобы не разлить содержимое. Держать тяжелую чашку необходимо двумя руками. Перед началом трапезы расстелить на коленях полотенце/салфетку, а детям до 5-ти лет заткнуть ее за ворот, чтобы не испачкать одежду.

Выходить из-за стола следует с правой стороны стула. Передавать продукты вокруг стола надо слева направо. Сначала предложите блюдо сидящему слева, а затем передайте соседу справа.

Перед тем как выпить напиток, надо прожевать и проглотить находящуюся во рту пищу. Если необходимо отлучиться из-за стола, то просто извиниться и выйти, не оповещая гостей о своих планах посетить туалет.

Искусство говорить «нельзя»

Приготовьтесь к тому, что вам придется не один раз объяснять ребенку, почему ему не следует совершать то или иное действие. Перед тем, как сказать «нельзя», обдумайте, с какой целью вы устанавливаете запрет: повлечет ли его нарушение за собой серьезные проблемы (угрозу жизни и здоровью ребенка, психологический дискомфорт, вредные привычки) или же вы попросту хотите, чтобы малыш прекратил что-то делать, потому что вас это раздражает или отвлекает от других дел. Так, например, игра на проезжей части, касание рукой горячего утюга или поедание немытых фруктов могут привести к неприятным последствиям в виде травм и болезней, тогда как просьбы родителей прекратить греметь игрушками или громко напевать песенку, большей частью, обусловлены их желанием побыть в тишине.

Всегда оценивайте адекватность своих запретов с позиции их влияния на ребенка. Запрещая что-то, не повышайте голос, говорите спокойным тоном – в этом случае вероятность того, что малыш примет сказанное к сведению намного выше. Громкие крики «Отойди!», «Нельзя!», «Не трогай!», скорее всего, напугают ребенка и вряд ли будут способствовать пониманию запрета.

Избегайте применения физической силы по отношению к ребенку. Не используйте угрозы, запугивания и подобные им приемы. Это может привести к серьезным проблемам со здоровьем и психологическим отклонениям. Старайтесь использовать в своей практике только приемлемые способы наказания ребенка. Объяснение в корректной форме запретов оказывается гораздо действеннее, чем шлепок по попе. Для этого ознакомьтесь с рекомендациями родителям по профилактике жестокости к детям.

Устанавливая для ребенка правила и границы дозволенного, не забывайте о том, что дети внимательно следят за поведением взрослых, поэтому если вы запрещаете что-то своему малышу – постарайтесь и сами соблюдать эти запреты. Если вы объяснили чаду, что не стоит переходить дорогу на красный свет, а сами регулярно игнорируете это правило, объясняя тем, что торопитесь и «машин все равно нет», помните, однажды малыш может скопировать ваше поведение.

Следите за тем, чтобы все члены семьи придерживались одинаковой политики запретов. Если вы не разрешаете ребенку есть мороженое на улице или гладить бездомных кошек, убедитесь в том, что другой родитель, а также бабушки и дедушки солидарны с вами. В противном случае малыш решит, что эти запреты должны соблюдаться только в вашем присутствии, и будет с легкостью нарушать их, когда вас не будет рядом.

Существуют ли правила ответственного родительства? Этот вопрос занимает и молодых родителей, и пары, которые только планируют завести семью. Полезные рекомендации вы найдете в передаче из цикла «Как воспитать счастливого ребенка».

Что должен уметь ребенок от 2 до 18 лет

Что именно делают родители за детей вместо того, чтобы требовать самостоятельности? В чем заключаются необходимые жизненные навыки?

Не исключено, что, прочитав список ниже, вы ужаснетесь. Я сама, вспоминая годы воспитания моих детей, Сойера и Эвери, вижу, что мы с мужем делали для них слишком много, вместо того чтобы дать им наслаждаться все большей самостоятельностью. Признаюсь, часто самой сделать что-то просто легче, а еще нам нравилось им помогать.

Детям было около десяти, когда мы осознали ошибочность нашего подхода, и некоторое время нам пришлось выслушивать их рассуждения. “Почему вы от нас это требуете? — спрашивали дети. — Если это такие важные дела, почему же мы раньше этого не делали?”.

От двух до трех лет: маленькие обязанности и базовый уход за собой. Это возраст, когда ребенок начнет овладевать базовыми жизненными навыками. К трехлетнему возрасту ваш ребенок должен уметь:

  • помогать убирать игрушки;
  • самостоятельно одеваться (с некоторой помощью взрослого);
  • класть одежду в корзину, когда разденется;
  • очищать тарелку после еды;
  • помогать накрывать на стол;
  • чистить зубы и умываться с помощью взрослого.

От четырех до пяти лет: важны имена и числа. Когда ребенок достигает этого возраста, в первых строках списка приоритетов значатся навыки безопасности. Ребенок должен знать:

  • свое полное имя, адрес и номер телефона;
  • как вызвать экстренные службы.

Еще он должен уметь:

  • выполнять простые задания по уборке, например вытирать пыль с доступных мест и убирать со стола;
  • кормить домашних животных;
  • узнавать номиналы монет и бумажных денег и на простейшем уровне понимать, как пользоваться деньгами;
  • чистить зубы, причесываться и умываться без посторонней помощи;
  • помогать стирать одежду, например приносить ее в место стирки;
  • выбирать, какую одежду надеть.

От шести до семи лет: простейшие приемы приготовления пищи. Дети в этом возрасте могут начать помогать готовить и должны научиться:

  • перемешивать, взбалтывать и резать тупым ножом;
  • готовить простые блюда, например делать сэндвичи;
  • помогать убирать продукты;
  • мыть посуду;
  • безопасно пользоваться простыми чистящими средствами;
  • приводить в порядок туалет после использования;
  • заправлять постель без посторонней помощи;
  • мыться без надзора.

От восьми до девяти лет: гордость за свои вещи. К этому времени ребенок должен ценить свои вещи и должным образом за ними ухаживать. Это означает:

  • складывать одежду;
  • освоить простые приемы шитья;
  • заботиться об уличных игрушках, например велосипеде или роликовых коньках.

А кроме того:

  • без напоминания следить за личной гигиеной;
  • правильно пользоваться веником и совком;
  • уметь читать рецепты и готовить простые блюда;
  • помогать составлять список необходимых продуктов;
  • считать и выдавать сдачу;
  • помогать делать простые садоводческие работы, например поливать и полоть;
  • выносить мусор.

От 10 до 13 лет: обретение независимости. Примерно в десять лет ребенок может начинать многое делать самостоятельно. Он должен уметь:

  • оставаться дома один;
  • ходить в магазин и самостоятельно делать покупки;
  • менять простыни;
  • пользоваться посудомоечной машиной и сушилкой;
  • планировать и готовить блюда из нескольких ингредиентов;
  • жарить и печь в духовке;
  • читать этикетки;
  • гладить;
  • учиться пользоваться основными инструментами;
  • косить газон и убираться во дворе;
  • присматривать за младшими братьями, сестрами, соседскими детьми.

От 14 до 18 лет: освоение сложных навыков. К четырнадцатилетнему возрасту ребенок должен очень хорошо освоить все вышеперечисленное. Кроме того, он должен уметь:

  • выполнять более сложные работы по уборке и поддержанию порядка, например менять мешок в пылесосе, чистить духовку и прочищать слив;
  • заправлять машину бензином, накачивать шины, менять колесо;
  • читать и понимать этикетки лекарств и дозировки;
  • проходить собеседование и устраиваться на работу;
  • заготавливать продукты и готовить блюда.

Молодежь: подготовка к самостоятельной жизни. Молодежь должна уметь заботиться о себе после поступления в вуз или переезда. Для этого нужно освоить довольно много навыков, в том числе:

  • регулярно посещать врача и стоматолога, ходить на другие важные для здоровья процедуры;
  • иметь базовое представление о финансах, уметь управлять банковским счетом, оплачивать счета и пользоваться кредитной карточкой;
  • понимать простые договоры, например на аренду квартиры или автомобиля;
  • планировать замену масла и базовое обслуживание автомобиля.

Виды этикета для дошкольника

Поведение на улице

Бывают случаи, когда от этикета на улице зависит жизнь детей. Некоторые запреты диктуются нормами этикета и безопасности.

  • Соблюдение ПДД
  • Нельзя вытаптывать газоны, мусорить.
  • Передвигаться по тротуару придерживаясь правой стороны, не создавать помеху.
  • Не показывать пальцами на людей.
  • Не уходить с места, где тебя оставили родители.
  • Не ходить с чужими людьми никуда.
  • Не давать адрес, телефон.
  • При необходимости обращаться не к случайным прохожим, а в ближайший магазин и т. д.

В гостях

Наступит время, когда малыша обязательно пригласят в гости. Оставшись без контроля родителей, ребенок точно должен знать, как поступать в той или иной ситуации:

  1. Приходить по приглашению надо с подарком или сувениром, который нужно вручить, даже если самому очень хочется такой же.
  2. Вести себя надо спокойно, не шуметь иначе больше не пригласят.
  3. Нельзя трогать чужие вещи без разрешения, в том числе игрушки.
  4. Комментировать запахи, беспорядок, угощение нельзя.
  5. Во время угощения вести себя культурно.
  6. Не набирать еды домой.
  7. Не задерживаться долгое время.
  8. Уходя благодарить хозяев за проведенный вечер.

Домашние животные

В завершение рассмотрения того, что должна делать девочка в 10 лет, стоит поговорить о питомцах. В этом возрасте малышка уже в состоянии полноценно самостоятельно заботиться о домашнем животном. Это не только кормление и уборка, но и выгул, а также дрессировка. Касаемо последнего, тут иногда нужна помощь взрослого или профессионала. В остальном десятилетка должна понять, что если она хочет завести зверька, то это будет ее полная личная ответственность.

Роль родителей в данном случае – покупать корм и наполнитель, сопровождать ребенка с животным к ветеринару. Если девочка не выполняет свои обязанности, несмотря на неоднократные напоминания, стоит мягко но уверенно объяснить ей, что животное могут у нее забрать. Если и это не повлияет, то придется выполнить угрозу, даже если это окажется непросто. Десятилетний возраст вполне достаточный для того, чтобы усвоить заповедь незабвенного Антуана де Сент-Экзюпери: “Мы в ответе за тех, кого приручили”.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий