Травма головы у детей до года

Диагностика сотрясения мозга

Из-за характера травмы чаще всего диагноз ставится в приемном отделении больницы, врачом бригады скорой помощи на месте происшествия или специально обученным человеком на спортивном мероприятии.

Оказывающий помощь должен осторожно провести физический осмотр, чтобы исключить более тяжелую черепно-мозговую травму, о которой могут говорить такие симптомы, как, например, кровотечение из ушей

Важно следить, чтобы дыхание пострадавшего не было затруднено. Если человек находится в сознании, ему задают вопросы для оценки умственного состояния (особенно памяти), например:

  • Где мы находимся?
  • Что вы делали до получения травмы?
  • Назовите месяцы года в обратном порядке.

Чтобы определить, сказалась ли травма на координации движения, проводят пальценосовую пробу. Для этого человек должен вытянуть руку вперед, а затем коснуться указательным пальцем своего носа.

Если человек без сознания, его не перемещают, пока не наденут специальный защитный бандаж. Так как у него может оказаться тяжелая травма позвоночника или шеи. Отнести пострадавшего без сознания в сторону можно только в крайнем случае, если он находится в непосредственной опасности. Нужно вызвать скорую помощь по телефону 03 со стационарного телефона, 112 или 911 — с мобильного и оставаться с ним до прибытия врачей.

Дополнительные обследования при сотрясении мозга у детей и взрослых

Иногда, если есть основания подозревать более тяжелую черепно-мозговую травму, врач назначает дополнительное исследование, чаще всего — компьютерную томографию (КТ). КТ по возможности стараются не делать детям до 10 лет, но иногда это необходимо. Делается серия рентгеновских снимков головы, которые затем собираются воедино на компьютере. Получившееся изображение представляет собой поперечное сечение головного мозга и черепа.

При подозрении на повреждение костей шеи назначают рентгенографию. Это, как правило, позволяет получить более быстрые результаты.

Показания для проведения КТ при сотрясении мозга у взрослых:

  • у пострадавшего не восстанавливается речь, он плохо выполняет команды или не может открыть глаза;
  • наличие симптомов, позволяющих предположить повреждение основания черепа, например, у человека из носа или ушей выделяется прозрачная жидкость или появились очень темные пятна вокруг глаз («глаза панды»);
  • припадок или судороги после получения травмы;
  • более одного приступа рвоты после получения травмы;
  • человек не помнит, что происходило в последние полчаса перед травмой;
  • симптомы неврологических нарушений, например, потеря ощущений в определенных частях тела, нарушение координации и походки, а также непроходящие изменения зрения.

КТ также назначается взрослым, которые теряли сознание или память после получения травмы, а также имеют следующие факторы риска:

  • возраст 65 лет и старше;
  • склонность к кровотечению, например, гемофилия или прием препарата против свертываемости крови — варфарина;
  • тяжелые обстоятельства травмы: ДТП, падение с высоты больше одного метра и др.

Показания для проведения КТ при сотрясении мозга у детей:

  • потеря сознания дольше пяти минут;
  • ребенок не может вспомнить, что происходило непосредственно перед получением травмы или сразу после этого, дольше пяти минут;
  • сильная сонливость;
  • больше трех приступов рвоты после получения травмы;
  • припадок или судороги после получения травмы;
  • наличие симптомов, позволяющих предположить повреждение основания черепа, например, «глаза панды»;
  • потеря памяти;
  • большой синяк или рана на лице или голове.

Ушиб головного мозга

По сравнению с сотрясением, ушиб головного мозга представляет собой более серьезное повреждение, требующее срочного лечения. При этом виде ЧМТ затрагиваются мелкие сосуды головного мозга, образуется кровоизлияние, может происходить истечение ликвора (спинномозговой жидкости).

Травма может сопровождаться сдавлением мягких тканей или протекать без него. От этого зависит способ лечения ушиба головного мозга.

Основные симптомы ушиба головного мозга без сдавления:

  • потеря сознания (или кома);
  • частая рвота;
  • тахикардия и аритмия;
  • снижение функции мышц на руках и ногах (парезы) и расстройство координации движений;
  • высокое артериальное давление;
  • появление крови в ликворе;
  • длительные сильные головные боли;
  • нарушение вестибулярной функции;
  • потеря памяти на ближайшие события.

Сдавление головного мозга может появиться во время самой травмы головы или некоторое время спустя в результате возникновения внутричерепной гематомы.

Гематомы могут быть острыми, подострыми и хроническими. Если в первом случае состояние пациента начинает стремительно ухудшаться, то при подострой и хронической гематоме воспалительный процесс может растянуться на месяцы.

При сдавлении головного мозга гематомой могут наблюдаться следующие клинические признаки:

  • судорожные конвульсии;
  • повышение внутричерепного давления;
  • появление бреда и галлюцинаций;
  • ослабление брюшных и сухожильных рефлексов;
  • парезы или параличи конечностей;
  • повреждение зрительных нервов.

Лечение ушибов головного мозга

Лечение ушибов мозга зависит от степени поражения головного мозга.

При легкой стадии направление терапии такое же, как и при сотрясении.

Если травма средней или тяжелой степени, лечение ушиба мозга должно быть направлено, в первую очередь, на улучшение дыхательной и сердечной функций, а также на нормализацию нервных реакций.

При лечении ушиба мозга со сдавлением необходимо срочное оперативное воздействие.

Не время паниковать, время действовать: советы

Если падение все же произошло, не стоит тратить время на самообвинения и причитания. MedAboutMe предлагает простой алгоритм действий:

  • Проверить сознание малыша. Для этого нужно обратиться к нему по имени или легонько встряхнуть за плечи.
  • Оценить характер дыхания, его частоту и прерывистость.
  • Осмотреть кожные покровы лица, головы и туловища на предмет повреждений и ран, при наличии кровотечения – остановить его.
  • Внимательно наблюдать за состоянием в течение нескольких часов: если появиться хоть один из подозрительных симптомов (рвота, выделения из носа, судороги и другое) – обратиться к доктору. 
  • Не стоит давать малышу никакие лекарства: это «смажет» клиническую картину.

Сотрясение мозга – одна из самых частых травм в детском возрасте. В 2020 г. группа ученых медицинского факультета университета Макгилла (Канада) опубликовала исследование, посвященное оценке возможностей ранней реабилитации у детей, перенесших сотрясение. 

Эксперты пришли к выводам, что реабилитация, начатая через 2, а не через 4 недели после окончания острого периода, более эффективна.

Не стоит забывать: все дети падают – это абсолютно нормально. Именно так они исследуют мир, набивая первые шишки и синяки. Защитить ребенка от всего на свете – естественное желание каждого родителя, но находиться с ним рядом 24/7 вряд ли получится. Поэтому не стоит слишком сильно корить себя, если неприятность все же произошла: лучше как можно быстрее посетить врача и начать работу над ошибками.  

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Телесная память травмы

Тело запоминает опыт, в том числе и травматический. Если один раз подвернул ногу, в схожих ситуациях это может повторяться снова и снова.

Память травмы встречается в сознательном возрасте — с 10–11 лет — и связана с развитием произвольного поведения, рефлексии. Что же делать, если ребенок часто падает и получает травму в одной и той же ситуации — катаясь на велосипеде, играя или занимаясь спортом, а может и просто при ходьбе?

В основе лежат психологические и функциональные факторы: сомнение в себе и неправильно сделанное движение. Неверное движение, которое привело к травме, легко закрепляется, потому что эмоционально насыщенно. Ожидание повторной ошибки, неуверенность, напряжение приводят к этой самой ошибке.

В истории с подростком на велосипеде велика вероятность именно этого случая — он не первый раз ломает ногу, когда пытается сделать трюк.

Привычная травма может возникнуть и без трюков (ребенок все время подворачивает ногу при ходьбе). Проблема исчезает с ростом уверенности в себе. Приобретение самостоятельности и личных опор, успехов в жизни меняет походку, делает ее более упругой и крепкой.

Мышцы, которые постоянно травмируются, можно укрепить упражнениями. Можете делать это самостоятельно, но лучше взять несколько занятий с тренером, который пошагово исправит ошибки, подскажет, как правильно двигаться. Это особенно актуально для спортивных и околоспортивных занятий: паркур, катание на коньках, трюки на велосипеде.

Психолог поможет справиться со страхом и неуверенностью, с «неясным чувством» травмы, поможет завершить «гештальт»: закончить действие, которое хотелось совершить в момент первого опыта получения травмы.

Анатомия наружного носа

имеет сложную анатомию, представляя из себя орган с хрящевым и костным скелетом, покрытый плотной кожей. Он состоит из следующих отделов: корень (область между надбровными дугами), суживающийся книзу и переходящий в пирамиду – часть костного скелета носа, представленного носовыми костями и лобными отростками верхней челюсти.

В пирамиде выделяют спинку – грань, обращённую кнаружи, и скаты – боковые поверхности пирамиды. Кончик носа – наиболее выступающая часть, представленная хрящевым скелетом. Кончик состоит из нескольких хрящей: большие и малые крыльные хрящи, латеральные хрящи (их ещё называют треугольными) и четырёхугольный хрящ перегородки. Все эти хрящи парные, за исключением четырёхугольного. В хрящевом отделе также выделяют: крылья носа, формирующие дыхательные отверстия, ноздри и коллумелу – складку кожи между ноздрями.

Крылья носа изнутри покрыты кожей, поросшей плотными щетинистыми волосками, они формируют преддверие носовой полости, переходящее в саму полость. Кожа кончика очень плотно сращена с подлежащими хрящами, в костном отделе кожа лежит на рыхлой подкожной клетчатке и легко смещается. Между кожей и хрящами расположены мимические мышцы, благодаря которым мы можем морщить нос, раздувать крылья, приподнимать и опускать кончик, что служит демонстрацией эмоций. Кровоснабжение носа очень хорошее. Оно происходит из системы наружной и внутренней сонных артерий. Венозный отток идет как в систему внутренней ярёмной вены, так и в полость черепа. Инервация осуществляется ветвями тройничного нерва.

Клиническая характеристика черепно-мозговой травмы у детей

Нарушения, развивающиеся у больных в острый период ЧМТ, затрагивают жизненно важные органы и системы, приводят к дыхательной и сердечно-сосудистой недостаточности, опосредованно влияют на функции печени и почек, моторику кишечника, что в значительной степени осложняет лечение.

Лёгкая ЧМТ зачастую не приводит к потере сознания. При ушибах мозга средней и тяжелой степени часто не выражена очаговая симптоматика, а преобладают угнетение сознания и вегетативные нарушения Часто прослеживается ранняя фаза повышенного кровенаполнения сосудов головного мозга с последующим вазогенным его отеком. Диффузное аксональное поражение возникает у детей намного чаще, чем у взрослых.

В связи с анатомо-физиологическими особенностями детского организма процессы, происходящие при ЧМТ у детей, имеют существенные отличия. У детей более вероятны периоды временного восстановления сознания после относительно легких травм, возможно быстрое улучшение состояния, кроме того, прогноз у них лучше, чем это можно предполагать на основании первоначальной неврологической симптоматики.

Что делать, если ребенок часто падает: правила родителю для профилактики травматизма

За травматическим поведением может стоять не одна, а несколько причин. Но для профилактики таких несчастных случаев нужно выполнять несколько правил.

  1. Занимайтесь с ребенком спортом, развивайте его ловкость и мышечную систему, преодолевайте физические недостатки (плоскостопие, сколиоз).
  2. Не оставляйте без внимания постоянные типичные травмы. В их основе — неправильное движение, которое можно скорректировать работой с тренером.
  3. Будьте внимательны к изменениям в поведении ребенка и к его эмоциональному состоянию, помогайте ему выговориться.
  4. Избегайте повышенного внимания к травме, чтобы не подкрепить травматическое поведение.
  5. Покажите ребенку пример бережного и внимательного отношения к себе: не пропускайте боли, не проявляйте чудес терпения, героизма, обрабатывайте ранки, обращайтесь к врачу. Так же и к ребенку. Забота о теле — тоже проявление любви.
  6. Говорите ребенку о значимости бережного отношения к себе и своему телу. Тело — одно на всю жизнь, другого не будет.
  7. Обучайте ребенка технике самопомощи в экстремальных ситуациях. Как вести себя, если сломана нога, сильно порезался, укусила собака.

Такие нехитрые правила помогут сохранить ваше телесное и душевное здоровье и здоровье ребенка.

Первая помощь

Если нет явного повреждения костей черепа, к месту удара надо приложить смоченную холодной водой ткань или лед в тряпочке. Это уменьшит боль, приостановит отек тканей и кровотечение. Кровотечение можно остановить и таким образом — приложив к ранке плотный кусок сухой материи (тампон). Если она пропитывается кровью, поверх первого тампона наложите второй

Внимание! Если спустя 15 минут кровотечение продолжается, срочно вызывайте врача

После любой травмы головы ребенку нужен покой, но в течение часа не давайте ему заснуть, иначе вы не поймете, насколько тяжело его состояние. Будите малыша и ночью. Если он не отвечает на простые вопросы, или у него нарушена координация движений, или повторяется рвота — срочно зовите врача

Обратите внимание на зрачки: их неодинаковый размер говорит о тяжелом повреждении мозга. Если вы подозреваете серьезную травму, а малыш заснул, — не ждите, пока он проснется: вызывайте врача

Если ребенок после удара головой потерял сознание и вы уже вызвали «Скорую», уложите малыша набок, чтобы рвотные массы не попали в дыхательные пути. Если же вы подозреваете, что, помимо головного мозга, пострадал позвоночник (при падении с высоты на голову или на спину), поворачивать ребенка надо крайне бережно и так, чтобы туловище и голова находились на одной оси: это поможет избежать дополнительной травмы.

Но все-таки самое главное, что требуется от вас, если ребенок получил травму, — сохранять спокойствие. От адекватности ваших реакций зависит слишком многое — здоровье маленького человека.

Журнал «Семейный доктор»

Что провоцирует / Причины Родовые травмы головы :

Сдавление головы возникает при любых родах. Сдавление является физиологическим, если сила и длительность воздействия на голову не приводит к срыву механизмов адаптации черепа и его содержимого. При патологическом сдавлении наблюдается срыв механизмов адаптации с повреждением покровов, костей и содержимого черепа и развитием собственно родовой травмы. Принято выделять три группы факторов, которые предрасполагают к патологическому сдавлению головы в родах, а именно: состояние плода (недоношенность, переношенность, большие размеры головы), особенности родовых путей (узкий таз, ригидность родовых путей, деформации таза) и динамика родов (стремительные роды, акушерские пособия и т.д.).

Нарушение когнитивных функций у детей

Отдаленные последствия ЧМТ коварны тем, что родители и сам ребенок могут уже забыть о травме головы, когда она вдруг в недалеком будущем напоминает о себе. Часто родители связывают ухудшение учебных результатов с ленью, неорганизованностью, плохим характером, подростковым периодом, а на самом деле это проявляют себя отсроченные посттравматические нарушения в различных мозговых отделах. Даже легкая форма сотрясения мозга, способна привести к нарушению памяти и внимания, потере умения быстро переключаться с предмета на предмет.

После среднетяжелой и тяжелой ЧМТ дополнительно могут развиться нарушения сна, координации, моторики, речи, головокружение. При таких симптомах сложно говорить об успешной учебе, поскольку происходит снижение скорости переработки информации, теряется или не формируется навык планирования, возникают трудности в принятии решений. Ребенок быстро утомляется, не справляется с эмоциями, испытывает неловкость в коллективе сверстников. Деятельность, которая раньше давалась легко, теперь требует повышенного внимания и дополнительных сил, как следствие, ребенок не успевает за учебным процессом.

На уроках такой ребенок не организован, с трудом включается в учебный процесс, сложно запоминает материал, теряет способность обращаться к помощи для выполнения заданий, не может сформулировать выводы и обобщить данные, знания его имеют неоднородный и отрывочный характер.

Помимо когнитивных наблюдаются отсроченные эмоциональные и поведенческие нарушения, причем они тесно взаимосвязаны.

Дети до года

Груднички чаще всего скатываются на пол с пеленальных столиков, поэтому пеленать малыша нужно не на столе, а, например, на диване. Он пониже. Кроме того, чтобы смягчить возможное падение, расстелите ковер под столом или рядом с диваном. Еще три простейшие рекомендации:

  • ни на секунду не сводите глаз с ребенка во время пеленания;
  • старайтесь придерживать его рукой;
  • если надо отлучиться (за бутылочкой, или снять телефонную трубку, или открыть дверь), возьмите малыша с собой. Иначе он может в любой момент перевернуться со спины на живот (о последствиях такого акробатического этюда лучше не думать).

Следить за малышом приходится и тогда, когда он мирно лежит в своей кроватке. Впрочем, лежит — это полдела. Как только он начинает садиться, глядите в оба. Если ваш непоседа уже освоил искусство сидения, срочно приобретайте низкую, прогулочную коляску. И обязательно такую, в которой ребенок может и сидеть, и лежать. Из такой коляски ему труднее выбраться, да и падать безопаснее.

Что делать вначале

Если ребенок падает с кровати, важно сохранять спокойствие. Пока у ребёнка не закрылись роднички (большой на середине темени и малый на затылке), они, в случае удара защитят малыша от перелома черепных костей

Когда ребенок или малыш падает с кровати, важно оставаться спокойным и быстро оценить ситуацию. Немедленно позвоните в скорую помощь, не трогая ребенка, если:

Немедленно позвоните в скорую помощь, не трогая ребенка, если:

  • Он потерял сознание
  • Ребёнок неподвижен (до падения он был активен, возможно, ползал и переворачивался, после падения лежит без движения).
  • Появились судороги (ручки и ножки ребёнка непроизвольно подергиваются, дрожат веки).
  • Нарушилась координация. Этот симптом можно проследить у ребёнка, который уже умеет сидеть и производить действия с игрушками. Например, он до падения умело складывал предметы в какую-либо емкость, но после падения не может стоять или спотыкается через каждые 2-3 шага.
  • Рвота
  • Внезапная выраженная вялость и сонливость ребёнка.
  • Сильный плач
  • Кровь из носа (это может быть довольно опасное состояние, которое говорит о серьезной травме черепных костей. Кровянистые или, наоборот прозрачные выделения могут появиться из ушей).

Перемещение ребенка с травмой головы или позвоночника может вызвать серьезные осложнения

Однако, если ребенок находится в месте, где существует опасность получения дальнейших травм, его можно осторожно переместить в более безопасное место

Если ребенка рвет или у него приступ, осторожно поверните его на бок. Удостоверьтесь, чтобы шея ребенка была прямая, пока вы переворачиваете

Осторожно проверьте его, обращая пристальное внимание на его голову, на удары, ушибы или другие травмы. Проверьте остальную часть тела ребенка, включая руки, ноги, грудь и спину. Если вы видите повреждения, самим вправлять суставы, трогать или нажимать на кости нельзя ни в коем случае

К месту ушиба можно приложить холод – для этого подойдут любые продукты из морозильной камеры. Их нужно обернуть в мягкое полотенце и подержать там, где образовалось покраснение. Если есть рана, ее нужно обработать перекисью водорода, чтобы остановить кровь, наложить стерильную повязку и ждать приезда врача

Если вы видите повреждения, самим вправлять суставы, трогать или нажимать на кости нельзя ни в коем случае. К месту ушиба можно приложить холод – для этого подойдут любые продукты из морозильной камеры. Их нужно обернуть в мягкое полотенце и подержать там, где образовалось покраснение. Если есть рана, ее нужно обработать перекисью водорода, чтобы остановить кровь, наложить стерильную повязку и ждать приезда врача.

Если ребенок не показывает никаких видимых признаков травмы, наблюдайте за ним в течение короткого времени, чтобы убедиться, что ничего не меняется.

Лечение

Медикаменты являются краеугольным камнем лечения. В течение первых трех недель головной боли, как правило, используются абортивные лекарства. Если головные боли продолжаются после трех недель, то назначается дополнительная терапия.

Абортивная терапия

Выбор абортивной терапии зависит от типа головной боли. Основные лекарства для лечения посттравматических головных болей по типу головных болей напряжения типа являются анальгетики, НПВС. Миорелаксанты более эффективны при ПТГБ, чем при обычных головных болях напряжения, из-за наличия шейного мышечного спазма. Но эти препараты рекомендуется принимать только в течение 1-2 недель. Если же боли сохраняются, то в таком случае необходимо подключать профилактическое лечение. Если посттравматические головные боли имеют мигренозный характер,то используются те же препараты, что при и мигрени. Противорвотные препараты эффективны для многих пациентов. Первичные абортивные мигрени включают: Excedrin, аспирин, напроксен (Naprosyn или Anaprox), ибупрофен (Motrin), кеторолак (Toradol), Midrin, Norgesic Форте, Butalbital, Эрготамины, Суматриптан, кортикостероиды, наркотики и седативные средства.

Профилактическое лечение

В течение первых 2- 3 недель в период после травмы, как правило, применяются абортивные препараты, такие как противовоспалительные средства. Большинству пациентов не нужно ежедневно принимать профилактические лекарства, и посттравматические головные боли постепенно уменьшаются с течением времени.

Профилактика травм головы

Даже те дети, которые еще не умеют переворачиваться, могут добраться до края дивана и упасть. Поэтому родителям нужно позаботиться об их безопасности. Для этого ограничьте движение высокими подушками или постелите теплое одеяло на полу.

Пеленальный столик имеет совсем небольшую площадь. Поэтому на нем ни в коем случае нельзя оставлять ребенка без присмотра. Даже если вы просто отворачиваетесь, чтобы взять новый подгузник, придерживайте малыша рукой.

При покупке коляски обращайте внимание на высоту бортов, надежность креплений и наличие поясков безопасности. Во время гулянья не забывайте пристегивать ребенка и следите за его движениями в период бодрствования

Когда малыш начинает ходить, частые падения неизбежны. Поэтому нужно убрать из комнаты тяжелые стулья и прочно зафиксировать скатерть на столе. Края мебели следует обшить специальными мягкими уголками. Приобретите носочки с прорезиненными вставками, которые не будут скользить на паркете, а дверь в кухню и ванную комнату держите закрытой.

Во время передвижения в автомобиле всегда пристегивайте ребенка в детском кресле, а сами будьте внимательны на дороге и соблюдайте все правила движения.

По статистике, наибольшее количество детских травм головы происходит во время развлечений. Поэтому приучите ребенка надевать шлем при катании на скейте, роликах, велосипеде, а также на катке или лыжной трассе. Выполняя это правило, можно существенно сократить количество падений, а вместе с тем – число ушибов, синяков и более серьезных повреждений.

Автор статьи: Светлана Никифорова, источник статьи: www.medbooking.com

Какими могут быть последствия травмы?

В большинстве случаев, как уже говорилось, падения младенцев заканчиваются благополучно и никак не отражаются на развитии ребенка. В 15% случаев развивается церебрастенический синдром, когда ребенок часто капризничает, быстро устает, плохо прибавляет в весе и росте. Это состояние, без лечения, может продолжаться несколько месяцев, и, зачастую, вызывает задержку в развитии.

Такие тяжелые заболевания как посттравматическая эпилепсия, умственная отсталость, церебральный паралич формируются в результате травмы мозга, примерно, в 1,5% случаев. Все пациенты, имеющие такой диагноз, приравниваются к инвалидам, им необходимо комплексное реабилитационное лечение и наблюдение специалистами многие годы, но, даже используя самые современные методы лечения, полностью избавиться от дефекта не удается.

Чтобы избежать неприятных последствий, не теряйте бдительности, особенно, если возраст Вашего ребенка приближается к 3 месяцам.

Особенности течения ЧМТ у детей

 В связи с неоконченным костеобразованием черепа (остеогенезом) у детей раннего и дошкольного возраста ЧМТ протекает с рядом особенностей:

  • малосимптомное течение ушибов мозга средней тяжести;
  • ухудшение состояния через 3—5 дней после происшествия.
  • высокая доля переломов костей свода черепа у младенцев грудничкового возраста (81%).

Переломы костей свода черепа иногда сопровождаются разрывом сосудов мозговых оболочек с образованием очагов кровоизлияния и гематом.

Сложность диагностики также заключается в вариативности развития позвонков в возрасте до 8 лет, что приводит к рентгенологическим ошибкам при обследовании травм затылочно-шейной области. Доля таких ошибок достигает порой 25%.

Отсроченное проявление клинической симптоматики приводит к ложному ощущению легкого течения ЧМТ у детей раннего и дошкольного возраста, а также к поздней госпитализации. В связи с особенностями развития организма детская ЧМТ выделена в отдельную классификацию.

С другой стороны, ряд исследователей указывают, что за счет эластичности костей черепа из-за малой кальцинации, наличия родничков, незаконченности формирования системы кровообращения и структур нервных центров мозг ребенка более приспособлен к восстановлению функций после перенесенных повреждений. Высокая пластичность мозга обеспечивает лучший исход даже после тяжелых клинических форм ЧМТ.

Другие заболевания из группы Беременность, роды и послеродовой период:

Акушерский перитонит в послеродовой период
Анемия беременных
Аутоиммунный тиреоидит при беременности
Быстрые и стремительные роды
Ведение беременности и родов при наличии рубца на матке
Ветряная оспа и опоясывающий герпес у беременных
ВИЧ-инфекция у беременных
Внематочная беременность
Вторичная слабость родовой деятельности
Вторичный гиперкортицизм (болезнь Иценко-Кушинга) у беременных
Генитальный герпес у беременных
Гепатит D у беременных
Гепатит G у беременных
Гепатит А у беременных
Гепатит В у беременных
Гепатит Е у беременных
Гепатит С у беременных
Гипокортицизм у беременных
Гипотиреоз при беременности
Глубокий флеботромбоз при беременности
Дискоординация родовой деятельности (гипертоническая дисфункция, некоординированные схватки)
Дисфункция коры надпочечников (адреногенитальный синдром) и беременность
Злокачественные опухоли молочной железы при беременности
Инфекции, вызванные стрептококками группы А у беременных
Инфекции, вызванные стрептококками группы В у беременных
Йоддефицитные заболевания при беременности
Кандидоз у беременных
Кесарево сечение
Кефалогематома при родовой травме
Краснуха у беременных
Криминальный аборт
Кровоизлияние в мозг при родовой травме
Кровотечения в последовом и раннем послеродовом периодах
Лактационный мастит в послеродовый период
Лейкозы при беременности
Лимфогранулематоз при беременности
Меланома кожи при беременности
Микоплазменная инфекция у беременных
Миома матки при беременности
Невынашивание беременности
Неразвивающаяся беременность
Несостоявшийся выкидыш
Отек Квинке (fcedema Quincke)
Парвовирусная инфекция у беременных
Парез диафрагмы (синдром Кофферата)
Парез лицевого нерва при родах
Патологический прелиминарный период
Первичная слабость родовой деятельности
Первичный альдостеронизм при беременности
Первичный гиперкортицизм у беременных
Перелом костей при родовой травме
Перенашивание беременности. Запоздалые роды
Повреждение грудиноключично-сосцевидной мышцы при родовой травме
Послеродовой аднексит
Послеродовой параметрит
Послеродовой тиреоидит
Послеродовой эндометрит
Предлежание плаценты
Предлежание плаценты
Преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты
Пузырный занос
Разрывы матки при беременности
Рак тела матки при беременности
Рак шейки матки при беременности
Рак щитовидной железы при беременности
Раневая инфекция в послеродовой период
Родовая травма внутренних органов
Родовая травма центральной нервной системы
Самопроизвольный аборт
Сахарный диабет при беременности
Сепсис в послеродовой период
Септический шок в послеродовой период
Синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания крови при беременности
Тазовые предлежания плода
Тиреотоксикоз беременных
Токсоплазмоз у беременных
Травма периферической нервной системы при родах
Травма спинного мозга в родах
Трихомоноз у беременных
Тромбофлебит поверхностных вен при беременности
Тромбофлебит вен матки, таза и яичников при беременности
Тромбофлебит правой яичниковой вены при беременности
Трофобластическая болезнь
Узкий таз
Узловой зоб при беременности
Урогенитальный хламидиоз у беременных
Феохромоцитома при беременность
Функционально (клинически) узкий таз
Цитомегаловирусная инфекция у беременных

Осложнения после сотрясения головного мозга

Посткоммоционный синдром — это термин, описывающий комплекс симптомов, которые могут сохраняться у человека, после сотрясения мозга на протяжении недель и даже месяцев. Вероятно, посткоммоционный синдром возникает в результате химического дисбаланса в мозге, спровоцированного травмой. Также высказывалось предположение, что это осложнение может быть вызвано поражением клеток головного мозга.

Симптомы посткоммоционного синдрома подразделяются на три категории: физические, психические и когнитивные — сказывающиеся на умственных способностях.

Физические симптомы:

  • головная боль — зачастую ее сравнивают с мигренью, так как она имеет пульсирующий характер и сосредоточена с одной стороны или в передней части головы;
  • головокружение;
  • тошнота;
  • повышенная чувствительность к яркому свету;
  • повышенная чувствительность к громким звукам;
  • звон в ушах;
  • помутнение или двоение в глазах;
  • усталость;
  • потеря, изменение или притупление обоняния и вкусовых ощущений.

Психические симптомы:

  • депрессия;
  • тревога;
  • раздражительность;
  • отсутствие сил и интереса к окружающему миру;
  • нарушение сна;
  • изменение аппетита;
  • проблемы с выражением эмоций, например, смех или плач без причины.

Когнитивные симптомы:

  • снижение концентрации внимания;
  • забывчивость;
  • сложности с усвоением новой информации;
  • снижение способности логически рассуждать.

Родительские послания

Самые частые причины травм у детей вызваны вредным влиянием родительских посланий:

  • «Забота о себе — не к лицу мужчине»
  • «Настоящие мужчины не чувствуют боли»
  • «Боль надо перетерпеть»
  • «Ты уже взрослый, чтобы носиться с болячками»

Эти послания реализуется через следующие действия: родитель игнорирует повреждения, ссадины, ушибы ребенка («до свадьбы заживет», «они все постоянно расшибаются в этом возрасте»), упрекает за слезы, насмехается над просьбой ребенка осмотреть и обработать ранку — она может быть незначительной, но ведь ребенок этого не понимает.

В истории с мальчиком на велосипеде такие посылы скорее всего есть. Мама действует из лучших побуждений — сделать ребенка крепче, сильнее, самостоятельнее, дать почувствовать последствия своих действий, но в результате тот не учится заботиться о себе, халатно относится к здоровью и жизни.

Лучше поменять установку на позитивную и менее жесткую: «Я знаю, что ты способен позаботиться о себе». В малышковом возрасте подкрепите действиями: подуйте на ушиб, обработайте даже незначительную ранку. Ребенок учится относиться к себе, наблюдая отношение к нему родителя. Через какое-то время он научится заботиться о себе (и о других!).

В старшем возрасте проявите внимание к сложному ранению или травме, помогите, если требуется, ограничить движение поврежденной части тела. Самое разрушительное родительское послание — «Не живи»

Оно формируется в результате экстремальных, труднопереносимых обстоятельств в жизни родителя или на фоне послеродовой депрессии и может выражаться в таких словах:

Самое разрушительное родительское послание — «Не живи». Оно формируется в результате экстремальных, труднопереносимых обстоятельств в жизни родителя или на фоне послеродовой депрессии и может выражаться в таких словах:

  • «Из-за тебя я не доучилась (потеряла здоровье, потеряла мужа)»
  • «Я буду больше тебя любить, когда тебя не будет (если ты совершишь геройский поступок)»

Ребенок в такой системе переполнен чувством вины, гнева, отверженности, обиды, стремится восполнить пустоту и стать достойным любви матери, часто за счет экстремального поведения.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий