Почему ребёнок плохо ест прикорм и как наладить его аппетит?

Что делать, если ребенок отказался есть прикорм?

Важно знать, что установление и формирование пищевых привычек происходит уже в период внутриутробного развития и в первый месяц после рождения. Беременная женщина должна употреблять те продукты, которые она планирует предлагать своему ребенку

Также нежелательно беременным и кормящим полностью отказываться от употребления в пищу еды, содержащей аллергены. Это в разы снизить вероятность развития у грудничка атопического дерматита, даже при отягощенной наследственности и уменьшит возможность отказа от определенных продуктов.

Что делать если ребенок перестал есть прикорм? 

Педиатры дают следующие рекомендациями:

  • Начинать прикорм с монокомпонентных продуктов, не спешить, дать время малышу привыкнуть к новой еде (каждый вид вводить в течение 5-7 дней); 
  • Если ребенок отказывается от какого-либо продукта, то не стоит настаивать, лучше отложить его введение на время, а потом вновь предложить;
  • Убедится, что малышу удобно сидеть в стульчике; 
  • Если ребенок не голоден, то не надо кормить его насильно, потому что пришло время; 
  • Во время еды не нужно отвлекать кроху игрушками, просмотром мультиков; 
  • При прорезывании зубов делать легкий массаж десен, обрабатывать их специальными охлаждающими гелями; Не вводить прикорм, когда малыш болен или ему сделали прививку; 
  • Желательно использовать продукты одного производителя; 
  • Не спешить с вводом твердых продуктов (котлетки, суфле из мяса и рыбы), лучше это делать ближе к году; 
  • Не настаивать на еде, если кажется, что малыш съел весь положенный объем еды; 
  • Еда не должна быть пресной, можно добавлять немного соли и сахара в продукты прикорма; 
  • Стараться исключать резкие перемены в привычном укладе жизни малыша; 
  • При подозрении на болезненное состояние крохи обратиться к врачу. 

Каждый малыш индивидуален, у него свои привычки и предпочтения в еде. Готовиться к введению прикорма ребенку нужно еще в период беременности, это позволит сформировать правильное отношение к пище. Не стоит переживать, если врач исключил все болезненные состояния, а нужно лишь набраться терпения и постепенно приучать кроху к «взрослой» пище.

Валентина Игнашева, педиатр, специально для Mirmam.pro

Как научить ребенка есть?

1. Прежде всего, перестаньте волноваться. Если вы обратились к врачу и он не нашел у вашего ребенка никаких болезней, которые могли бы снизить аппетит, то оставьте его в покое. Большинство детей рано или поздно проходят через стадию капризов в еде. Организм ребенка так устроен, что он сам регулирует , сколько и чего съедать для нормального роста и развития.

2. Не обсуждайте ни с кем при ребенке его аппетит. Не угрожайте ему, если он не хочет есть и не поощряйте, если он хорошо поел. Очень часто ребенок начинает есть лучше, если почувствует отсутствие давления на него.

3. Не кормите ребенка в промежутках между едой. Если ребенок плохо поел, то предлагайте ему следующую порцию еды только тогда, когда наступит время очередного приема пищи.

4. Многие родители не считают за еду соки, молоко, печенье. Для многих детей с плохим аппетитом этого будет достаточно, чтобы аппетит уничтожить полностью. Если ребенок хочет пить, дайте ему просто питьевую воду.

5. Если у ребенка плохой аппетит предлагайте ему маленькие порции. Формируйте у него так называемый рефлекс чистой тарелки.

6. Не устраивайте во время еды спектаклей, с рассказыванием сказок и т.д. Очень правильно написал по этому поводу американский педиатр Б.Спок:”Родители
не должны подкупать ребенка, чтобы заставить его есть, то есть рассказывать ему сказку,
устраивать представление за каждую ложку пищи…Такого рода уговоры, в конечном счете, еще больше
снижают аппетит ребенка, хотя в данный момент как будто заставляют ребенка съедать несколько
лишних кусков. Родителям приходится увеличивать подкуп, чтобы получить тот же результат. Такие
родители кончают тем, что разыгрывают часовой результат за пять ложек супа.”

7. Не уговаривайте ребенка съесть еду, чтобы получить конфетку. Не просите его съесть ложечку “за маму”.
Поставьте себе за правило, не просить ребенка есть.

Если ребенок хорошо развивается, нормально упитан, обладает уравновешенным характером,
не страдает рвотой или поносом, то снижение аппетита у него не связано с какими-нибудь органическими нарушениями.

Практически нет детей, которых нельзя было бы заставит нормально есть.
Есть родители, которые пренебрегают советами, так как считают, что лучше знают своего ребенка.

Литература
1. Здоровье вашего ребенка. Новейший справочник./Под рек. В.А.Александровой.Изв-во Эксмо, 2003 г.

Отказ от прикорма во время сезона

Есть еще одна редкая причина отказа от прикорма – это сезонность. Мы вводим в прикорм ребенка сезонные продукты, например, гранат, фейхуа, королек, киви, мандарин, апельсин и т.п. Да, возраст ребенка будет около 2-3 лет, но мы же все еще вводим прикорм. По факту мы это делаем до 5-6 лет, ведь с грибами малыш знакомиться обычно после 5 лет. Сезонный отказ от прикорма – это когда Вы ввели продукт в прикорм, потом его сезон заканчивается, его перестают давать, а когда в следующем году начинается сезон, снова предлагается продукт ребенку, а он смотрит на него как будто никогда не ел. Это нормально, малыш просто забыл. Единственно, когда они не забывают продукт, это если он очень сильно его полюбил кушать. У нас так было с мандаринами, самый любимый продукт. На следующий год снова вводим в прикорм новые/старые продукты, только теперь проще организм малыша знаком с ними, можно давать половинку или четвертинку продукта несколько дней, потом дать целый продукт. Мы с киви знакомимся уже 4 год подряд, и все равно как в первый раз.

Могут быть и другие причины отказа от прикорма. Например, неприятная реакция на прикорм, или ребенок подавился прикормом, что приводит к связи взрослая пища испуг, как следствие ребенок отказывается кушать прикорм.

Плохой аппетит у детей: причины

Плохой аппетит у детей может быть надуманной проблемой родителей, которые хотят, чтобы их крошка съедал первое, второе, компот с булочкой и непременно просил добавки. До сих пор некоторые родители и особенно бабушки, измеряют любовь размером съеденного.

Кроме того, если дети отказываются от очередного приема пищи, то дело может быть не в плохом аппетите, а в перекусах, съеденной конфете или прочих сладостях, проще говоря, в отсутствии режима питания. И когда подходит время для нормального приема пищи, родители слышат отказ. В таком случае проблема — в отсутствии у ребенка навыков правильного питания. Эти навыки родители должны прививать ребенку с самого рождения.

Если дети отказываются от еды, иногда это может указывать на заболевания. И родители должны внимательнее присмотреться к состоянию малыша: измерить температуру, расспросить о самочувствии. Иногда малыши не могут точно сформулировать, что именно их беспокоит. Даже если ребенок болен, необходимо позаботиться о том, чтобы он получал все необходимые витамины и минералы. Но насильно пичкать едой нельзя. Все предложенные блюда должны быть легкими в усвоении и иметь богатый витаминный состав.

Плохой аппетит может быть сезонной проблемой. Трудно не согласиться, что есть в жару практически не хочется, и дети — не исключение. В летний зной деткам можно предлагать легкие продукты — фрукты, овощи, молочные и кисломолочные продукты, блюда, которые будут освежать. А вот вечером, когда на улице не так жарко, можно предложить что-то более существенное.

Нельзя забывать и про предпочтения в еде. И взрослые, и дети любят определенные продукты и отказываются от других. И совсем необязательно заставлять малыша есть молочную кашу, потому что она полезна. Вполне возможно найти другое блюдо, которое будет нравиться детям, а его витаминный и минеральный состав будет идентичным. А источниками кальция может быть не только молоко.

Мой ребенок не ест мясо (рыбу, овощи, фрукты, каши)

Понаблюдайте за малышом: так часто можно разобраться, чем ему “не угодил” тот или иной продукт и по возможности сделать его более привлекательным. Вот несколько советов.

Если ребенок не любит овощи. “Просто” отварные овощи, так же, как и “просто” каша, довольно быстро надоедают детям, зато союз этих двух продуктов может вызвать одобрение. В безмолочной овсяной каше даже самый привередливый малыш не обнаружит измельченную цветную капусту, а овсянка на молоке отлично “спрячет” картофель. Сначала овощей в “секретном” блюде должно быть не больше чайной ложки, постепенно их количество можно довести до 1/3 общего объема. Такую кашу хорошо посыпать неострым тертым сыром и сухарной крошкой.

Почему он не ест фрукты? Обычно от волокнистых фруктов (персики, груши, сливы) отказываются дети, у которых в остаточном виде сохранился младенческий рвотный рефлекс. Он задуман природой как защитный, помогающий предотвратить удушение. Если нежующиеся фруктовые волокна попадают к корню языка, организм с помощью рвотного рефлекса выталкивает пищу обратно.

У некоторых детей остатки этого рефлекса сохраняются дольше, чем у других. Они уже не срыгивают, как младенцы, а просто стараются избегать продуктов, которые трудно до конца измельчить зубками.

Лучшее решение в этом случае — вернуться к уже забытому фруктовому пюре (его можно подавать с кашей или творожком), постепенно увеличивая количество и размер неизмельченных кусочков.

Творог и йогурт — это невкусно? Из кисломолочных продуктов можно приготовить что-то похожее на домашний десерт. Например, взбить йогурт и творог без добавок в блендере, пока не получится однородная масса, похожая на крем. Смешать с однородным фруктовым пюре. Можно съесть сразу, а можно убрать ненадолго в холодильник — получится “мороженое”.

Если кроха наотрез отказывается есть “кислый” йогурт, переложите его в стаканчик для мороженого, воткните деревянную палочку и отправьте в морозилку на 2 часа. “Мороженое” наверняка понравится, а это значит, что через некоторое время и “просто” йогурт уже не вызовет протеста.

Каша собственного сочинения. Поставьте перед крохой креманку и несколько блюдечек с кусочками сухофруктов, печенья; свежих фруктов или ягодным соусом; вафельной крошкой и т.п. Самостоятельно “сочиненная” каша наверняка будет с удовольствием съедена.

Как спрятать мясо? Чемпионы по игре в прятки — курица и индейка, это белое мясо совсем несложно спрятать в овощном пюре или каше. Многие привереды охотно едят говядину в составе картофельной запеканки. Беспроигрышный вариант — говядина и тесто. Иногда предлагайте вместо надоевшей котлеты бутерброд с холодным мясом и веточкой укропа; блины или пирожки с мясом.

Если отказывается от рыбы. Наиболее частая причина отказа — запах. Самый гипоаллергенный способ избавиться от него — при варке добавить в рыбный бульон немного молока, а при тушении положить на сковороду нарезанный ломтиками сырой картофель.

Воротят нос от рыбы и те дети, которые когда-то укололись косточкой. В этом случае лучшим компромиссом станут рыбные биточки, картофельные запеканки и пироги с рыбой.

Когда необходимы дополнительные источники витаминов?

Сегодня у родителей есть широкий выбор различных пищевых добавок, рассчитанных именно на детей-малоежек. Обычно они имеют приятный сладкий вкус, и дети не могут отказаться от такого лакомства

Многие врачи детской практики с осторожностью относятся к подобным добавкам и настоятельно рекомендуют ими не злоупотреблять. Если дети привыкнут к их присутствию в рационе как к основным блюдам, зачем же тогда есть «невкусный» суп, когда есть сладкая добавка!?

После консультации с педиатром, оценки рисков и рациона питания, прибавки роста и веса ребенка, а также с учетом имеющихся заболеваний решается вопрос о приеме дополнительных витаминно-минеральных комплексов.

Главная задача комплексов — восполнить все сформированные дефициты и обеспечить ребенка всем необходимым. Выбор их довольно сложен, и педиатры учитывают не только вышеописанные пункты, а также возраст, регион проживания и активность ребенка.

Пройдите тестВаш ребенок оптимист или пессимист?
Оптимисты и пессимисты по-разному оценивают одну и ту же ситуацию и перспективы. К чему более склонен ваш ребенок?

Каковы основные признаки готовности ребёнка к введению прикорма?

  1. Отсутствие аллергических реакций, жидкого стула у малыша. В этом случае можно говорить о достаточной зрелости органов пищеварения ребенка для переваривания новых продуктов.
  2. Ребёнок позитивно относится к процессу кормления — открывает рот при приближении ложки, рукой отстраняет кормящего, когда насытится.
  3. Ребёнок совершает целенаправленные движения головой и руками.
  4. У малыша угасает рефлекс “выталкивания” языком, появляется готовность к жевательным движениям, он может проглатывать комочек полугустой пищи.

Точный возраст начала введения прикорма до сих пор не установлен и зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и, конечно, от готовности родителей. Сегодня очень активно обсуждаются вопросы, связанные со сроками введения прикорма ( в первую очередь детям, находящимся на естественном вскармливании).

Согласно Резолюции Всемирной Ассамблеи Здравоохранения, детям, находящимся на исключительно грудном вскармливании, рекомендуется продолжать его без введения в рацион дополнительных пищевых ингредиентов до 6-ти месяцев и, следовательно, вводить прикорм с этого возраста. Но это должно выполняться только в отношении здоровых детей, родившихся с нормальной массой тела (без гипотрофии или задержки внутриутробного развития), при полноценном питании матери с использованием специализированных обогащенных продуктов или комплексных витаминно-минеральных препаратов. И только тогда, при условии хороших показателей физического и нервно-психического развития ребёнка и достаточной лактации у матери, первый прикорм можно вводить не ранее 6 мес.

Оптимальный возраст для начала адаптации ребёнка к введению в рацион питания других продуктов — 4 месяца. Вводить прикорм раньше нецелесообразно. Почему? Только к 4 месяцам происходит “дозревание” пищеварительных ферментов, снижается проницаемость слизистой оболочки кишечника, формируется достаточный уровень местного иммунитета, ребенок приобретает способность проглатывать полужидкую и более густую пищу, связанную с угасанием “рефлекса выталкивания ложки”. Возникает и физиологическая необходимость формирования жевательного аппарата.

При более раннем введении прикорма может развиться аллергия, произойти “срыв” пищеварения. А если ребёнок находится на грудном вскармливании, может произойти снижение лактации у матери. Ведь в этом случае малыш будет реже сосать грудь.

Поздний прикорм (после 6 мес.) может вызвать выраженный дефицит микронутриентов (железа, цинка и др.). Необходимость быстрого введения большого ряда продуктов приведет к повышенной нагрузке на организм. При позднем введении прикорма происходит задержка формирования навыков жевания и глотания густой пищи.

Важно помнить — введение прикорма детям целесообразно проводить в возрасте от 4 до 6 месяцев жизни ребёнка!

Существенных отличий при введении прикорма у детей, находящихся на грудном вскармливании или на искусственном, нет. Очень часто педиатры рекомендуют детям-искусственникам более раннее введение прикорма. Но надо учитывать, что современные адаптированные молочные смеси содержат в своем составе необходимый набор витаминов и минеральных веществ, и нет необходимости вводить прикорм раньше. Поэтому схема введения прикорма может быть единой.

Коррекция питания

Каждое блюдо и отдельный продукт питания — источники определенного набора питательных веществ, витаминов и минералов. Но трудно найти продукт, который нельзя заменить. В открытом доступе находится информация о составе любого продукта. Путем нехитрых вычислений нелюбимые продукты можно заменить желанными. Если дети не переносят лук — можно заменить его на любой другой источник витамина С, например, сбрызгивать полученные блюда лимонным соком, предлагать ребенку больше цитрусовых, использовать в салатах перец, помидоры и т. д.

Диетологи напоминают о том, что еда должна не только приносить вкусовое удовольствие, но и зрительное. Красочно оформленные блюда могут стимулировать аппетит у ребенка. Использование его личной посуды с изображением любимых героев также может оказаться полезным.

Правила введения прикорма

Вопрос, что делать, если ребёнок не ест прикорм, может и не возникнуть, если предупредить развитие нежелательных явлений. Для этого необходимо знать главные правила введения прикорма в рацион младенца.

Ориентируйтесь на ребёнка

Меньше обращайте внимание на советы знакомых и родственников. Конечно, у бабушек и тётушек имеется опыт в уходе за своими детьми, но здесь ключевое слово именно «свои»

Каждый малыш развивается в индивидуальном темпе, поэтому полезные, казалось бы, рекомендации могут не подойти к конкретному случаю.

Если возникают какие-либо вопросы, лучше обратиться к педиатру. Он расскажет о нормах, но одновременно укажет и на особенности малыша. Мамина интуиция и опытность лечащего доктора – залог успешности введения первого прикорма.

Ни в коем случае не подражайте подругам, которые хвастаются, что их пятимесячные ребятишки уже вовсю уплетают мясные или овощные пюре. Если вы видите, что кроха не готов к введению прикармливания, отложите этот важный момент на некоторое время.

Прикармливайте только здорового ребёнка

Нельзя дегустировать новые продукты, если малыш недомогает. Высокая температура, лихорадочное состояние, вирусные инфекции, режущиеся зубки, дисбактериоз, период до или после вакцинации – все эти факторы плохо совмещаются с введением прикорма.

Если пренебречь этим фактором, то малыш подсознательно может связать новый продукт со своим болезненным состоянием. К тому же детский организм и так находится в стрессе, поскольку вынужден сопротивляться болезни. Как результат – привыкание существенно затянется.

Давайте понемногу

Любой незнакомый продукт необходимо давать ребёнку в очень небольшом количестве, чтобы избежать негативных реакций со стороны желудочно-кишечного тракта или возникновения аллергии.

Подобная осторожность крайне важна, поскольку маленький человечек впервые пробует новую пищу. Неизвестно, как его организм отнесётся к безвредному, казалось бы, яблоку либо кабачку

Начинать можно с минимальной дозы – половине чайной ложечки, несмотря на то, что ребёнку уже может быть семь или восемь месяцев. За неделю следует постепенно довести объём нового продукта до нормы, которая соответствует возрасту.

Откажитесь от насилия

Заставить ребёнка есть – крайне вредная и непродуктивная родительская тактика. Нельзя упорствовать, вводя прикорм, поскольку так можно сформировать неправильное пищевое поведение с ранних лет.

С другой стороны, питание малыша должно быть разнообразным, поэтому важно отличать обычную капризность от неприязни к конкретному продукту. В первом случае стоит попробовать вновь предложить пюре или кашу через некоторое время

Вводите каждый раз по одному продукту

Всякий раз следует знакомить младенца только с одним новым продуктом. Это так называемый принцип монокомпонентности. Если вы даёте ребёнку овощное пюре, то нельзя смешивать кабачок и морковь. Сперва предлагается кабачок, а уже затем морковка.

Последовательное знакомство с продуктами помогает определять, как детский организм реагирует на тот или иной продукт. Если у малыша появится сыпь либо возникнет диарея, можно будет понять, что именно стало причиной нежелательных последствий.

Начинайте с «правильных» продуктов

Чаще всего первым вариантом прикорма становится овощное пюре. Но это если вес малыша соответствует возрастным показателям. В случае дефицита массы тела эксперты по кормлению рекомендуют давать блюда из злаков – различные виды каш.

Не начинайте прикорм с измельчённых сладких фруктов. Приятный вкус этих блюд может стать причиной того, что в дальнейшем ребёнок откажется от более пресных овощных пюре.

Перед школой

В шесть—семь лет у ребенка начинается период первого вытяжения, когда ребенок быстро растет. Это повышает нагрузку на опорно-двигательную систему, поэтому нужно подготовить место для будущего первоклассника так, чтобы не портить осанку и уменьшить риск развития близорукости.

В этом возрасте ребенку предстоит осмотр множества специалистов: хирурга, оториноларинголога, офтальмолога, психиатра, невролога, а также гинеколога или уролога. Каждый врач делает заключение о готовности ребенка к школе и может дать рекомендации о том, как подготовить его к повышенным нагрузкам.

Важно пройти УЗИ органов брюшной полости, сердца и почек, а также записать ЭКГ и сдать анализы крови и мочи. Педиатр оценивает готовность ребенка к школе, в том числе определяет группу здоровья для занятий физкультурой.

Ошибки молодых родителей

Важно, чтоб вы понимали, что введение прикорма в рацион малыша — это серьезный шаг для него. И этот момент является практически переломным в жизни шестимесячного карапуза

Поэтому до того, как вводить новые продукты, нужно хорошенько изучить все тонкости в этом вопросе.

Малыш должен быть в хорошем настроении

Важно, чтоб мама тоже была жизнерадостной, улыбчивой.
Самый первый прикорм оказывает большое влияние на то, как малыш будет кушать в дальнейшем, и как будет относиться к новым продуктам в своём рационе. Поэтому очень важно, чтоб он прошёл при благоприятной обстановке, в полном здравии малыша и желательно утром.
Главное, чтоб у малыша не возникло плохих ассоциаций с прикормом

Следите, чтоб еда не была слишком горячей или слишком холодной.
Давайте прикорм только в момент бодрствования ребёнка. Не кричите на малыша, если он начинает выплёвывать еду. Возможно, крохе просто не понравился вкус или еда слишком густая, или в ней есть комочки. Кричать вообще никогда не нужно на детей, а особенно в такой ответственный момент. Криками вы только нарушаете психику ребёнка и рождаете у него целый ряд фобий.
Известны случаи, когда малыш, не достигнув возраста прикормов, просит или тянется к какой-то еде. А родители за это на него кричат или могут просто бить по рукам. Этого не нужно делать. Так вы только травмируете ребёнка. И он решит, что кушать ещё что-то, кроме грудного молока или смеси не стоит.
Некоторые мамочки считают, что после того, как ввести прикорм можно полностью прекращать кормление грудью. Однако этого делать нельзя. Процесс отлучения должен занимать не один месяц. Да и вообще, лучше кормить ребёночка грудью до годика, чтоб успеть максимально передать полезные вещества со своим молоком.
Если малыш отказался от какой-то еды, попробуйте ввести её снова, но только уже через месяц.
Процесс прикорма должен быть увлекательным для ребёнка, а не скучным и повседневным. У малыша должно возникать какое-то любопытство, интерес.
Главное, наберитесь терпения. У вас может всё пойти не так красиво, как вы слышали от своих подруг или читали в журналах. Это жизнь, а ваш ребёнок индивидуален. Так что наберитесь терпения и у вас всё получится.

Ошибка 2: слишком поздно

Бывает и обратная ситуация, когда маме удобно кормить грудью, и она совершенно ничего не хочет менять. Ведь введение прикорма связано как минимум с необходимостью разогревания детского пюре и тратой времени на сам процесс кормления с ложки. Слишком позднее введение прикорма не пойдет на пользу малышу. Да, он получает из молока все ему необходимое, но надо помнить, во-первых, о том, что к 4-6 месяцам у малыша значительно увеличиваются потребности в питательных веществах, а во-вторых, приходит время малышу учиться жевать твердую пищу и знакомиться с миром вкусов.

Последствиями слишком позднего введения прикорма (позже 6 месяцев) могут стать:

  • железодефицитная анемия вследствие истощения в организме малыша запасов железа, которые он получил внутриутробно от матери, — в грудном молоке железа очень мало;
  • отсутствие пищевого интереса — многочисленные наблюдения показывают, что при позднем и несистематическом введении прикорма ребенок в дальнейшем отказывается от многих необходимых ему продуктов;
  • задержка физического развития (после 6 месяцев малышу недостаточно одного только грудного молока или молочной смеси — если пересчитать его потребности в некоторых питательных веществах, то для их полного удовлетворения необходимо получать в сутки 2-3 литра молока);
  • недостаточное потребление витаминов и микроэлементов;
  • значительная аллергенная нагрузка и проблемы с пищеварением из-за необходимости быстрого введения большого количества продуктов, так как на постепенное их введение уже не хватает времени.

Поводом отодвинуть введение прикорма на более поздний срок может быть болезнь ребенка, выявленная пищевая аллергия или другие причины. В любом случае все это происходит под контролем врача.

Год

В этом возрасте педиатр оценивает физическое и психическое развитие ребенка и на этом основании направляет на необходимые осмотры специалистов и анализов.

Кроме общего анализа крови, нужно сдать общий анализ мочи, чтобы не пропустить скрыто протекающие мочевые инфекции. Они могут не проявляться внешне, а ребенок еще не может объяснить, если ему дискомфортно

Также важно пройти осмотр у других специалистов.

Травматолог-ортопед определяет готовность к ходьбе и развитие мускулатуры. Еще раз осматривает, чтобы не пропустить дисплазию тазобедренного сустава. А также смотрит правильность постановки стопы и рассказывает, какая нужна обувь для начала ходьбы.

Невролог оценивает психомоторное развитие ребенка

Для этого он осматривает родничок, измеряет окружность головы, проверяет рефлексы малыша, обращает внимание на то, как ребенок стоит и сидит, как реагирует на чужих людей. Также врач оценивает развитие речи, хотя бы со слов родителей.

Офтальмолог смотрит глазное дно, определяет запас зрения, может дать первые рекомендации и прогнозы по развитию близорукости или других заболеваний глаз.

Хирург осматривает живот малыша, чтобы исключить возможную грыжу. У мальчиков — на правильное расположение яичек, они должны уже опуститься в мошонку. Если этого не произошло, может потребоваться оперативное лечение.

Все нормы у детей достаточно условны, не надо бояться, если ребенок не всегда соответствует показателям в таблице. Врачи оценивают развитие ребенка в целом, а не по отдельным показателям.

По словам Аванесян, в год ребенок должен понимать обращенную речь и выполнять простые просьбы: подойди, дай, положи. Также важен хороший глазной контакт, при общении ребенок должен смотреть в глаза. Важный признак адекватного психического развития — ребенок прослеживает ваш взгляд, когда что-то показывает сам или когда что-то показывают взрослые.

Правила введения продуктов и блюд прикорма

  • Вводить новые блюда и продукты прикорма следует только здоровому ребёнку. Если малыш болен — отложите планы по знакомству с новым блюдом.
  • Не вводить новые блюда при изменении условий жизни (поездки, переезды и т.д.), во время проведения профилактических прививок (1 неделя до и 2 недели после проведения прививки).
  • Все блюда прикорма начинайте вводить с ½ чайной ложки, постепенно доводя порцию до нужного объёма, внимательно наблюдая за его переносимостью.
  • Нельзя вводить два новых продукта одновременно. Введение нового вида прикорма возможно после привыкания к предыдущему.
  • Новые блюда прикорма лучше вводить в утренние часы, чтобы проследить за реакцией ребёнка. При появлении признаков непереносимости того или иного вида продуктов (нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта, аллергические реакции) введение продукта нужно прекратить. Можно попытаться ввести его через некоторое время. Но если признаки непереносимости появятся вновь, следует заменить этот вид продукта на аналогичный либо исключить его из рациона совсем.
  • Малыш может несколько раз подряд отказываться от нового блюда. Для восприятия нового продукта ребёнком его следует иногда предлагать до 10 раз.
  • Блюда прикорма даются перед кормлением грудью (у детей на грудном вскармливании) или смесью (у детей на искусственном вскармливании), когда ребёнок голоден и только с ложечки. После кормления блюдами прикорма можно приложить ребёнка к груди или предложить смесь (Исключение составляют только фруктовые соки и фруктовые пюре).
  • Блюда прикорма должны вводиться по часам — т.е. завтрак, обед, полдник.
  • Блюда прикорма должны быть в начале однородными и иметь полужидкую консистенцию. Такое блюдо не вызывет затруднения при глотании. Затем их следует делать более густыми. Это постепенно приучит ребёнка к жеванию. А с 9-10 мес. можно практиковать “кусочковое” питание.
  • Вначале всегда следует вводить прикорм из одного вида продуктов (монокомпонентные) и только после привыкания к нему постепенно переходить к смеси двух-трех и более видов продуктов данной группы.
  • Блюда прикорма дают в тёплом виде с ложечки. С 6-7 месяцев (если ребёнок сидит), он должен сидеть за специальным детским столом, а с 7-9 мес. ребёнка следует приучать пить из чашки.
  • Предпочтительно использовать продукты промышленного производства. Их состав гарантирован, они безопасны, имеют постоянную высокую пищевую ценность. Они экономят мамино время, упрощают процесс приготовления пищи. Но необходимо перед употреблением продукта внимательно изучить состав, правила его приготовления и хранения. При использовании прикорма собственного приготовления стоит чётко придерживаться всех правил гигиены.

В чем разница между грудным и искусственным вскармливанием

Если ребенок ест мамино молоко, то прикорм ему вводят не раньше 6 месяцев. Но существуют и другие варианты питания:

  1. Искусственное.
  2. Смешанное.

Смесь к прикорму не имеет никакого отношения. Это «заменитель» маминого молока, который ребенок ест на протяжении определенного периода времени. Если малыш изначально находится на искусственном вскармливании, то прикорм ему вводят раньше.

Смешанное вскармливание подразумевает использование как молока, так и смеси. Такой вариант питания выбирают, когда у матери есть молоко, но его недостаточно. Чтобы ребенок полноценно питался, его «подкармливают» смесью.

Разница между прикормом и основным питанием заключается в следующем:

  • смесь или молоко матери – это основа питания;
  • прикорм – дополнение, своеобразный источник новых вкусовых ощущений, полезных веществ и микроэлементов.

Нужны ли пробиотики для восстановления работы ЖКТ

До настоящего времени было проведено много исследований, которые показывают, что COVID-19 негативно влияет на микробиоту человека, вызывая изменения микробного разнообразия. Прием противовирусных или антибактериальных лекарственных препаратов во время лечения коронавирусной инфекции также сказывается на микробиоте кишечника.

Елена Адаменко:

– На сегодняшний день нет однозначного ответа: необходимо принимать пробиотики во время болезни и в восстановительном периоде или нет. Например, Национальная комиссия здравоохранения и Национальное управление традиционной китайской медицины рекомендуют введение пробиотиков для пациентов с COVID-19 инфекцией. Эксперты объяснили свое решение тем фактом, что многие пациенты получают антибиотикотерапию, которая впоследствии может стать причиной повышенной восприимчивости к кишечным инфекциям.

Есть также ряд исследований, которые демонстрируют поддерживающую роль пробиотиков и нутрицевтиков в усилении иммунного ответа и профилактике вирусных инфекций в целом. В то же время результаты двух недавно опубликованных метанализов показали невысокую эффективность пробиотиков в снижении частоты и масштабов респираторных инфекций. Большинство экспертов предлагают воздержаться от применения обычных пробиотиков до тех пор, пока не будет глубоко изучен патогенез SARS-CoV-2, а также его влияние на микробиоту кишечника. Так что пока выводы и рекомендации очень противоречивые.

Вместе с тем сейчас проводятся три клинических испытания, которые посвящены изучению действия пробиотиков на пациентов с подтвержденной COVID-19 инфекцией. Одно из них – профилактическое исследование, в котором оценивается влияние лактобацилл на заболеваемость COVID-19 среди медработников, подвергшихся воздействию SARS-CoV-2. Другое – оценивает эффект пробиотиков у пациентов с COVID-19 инфекцией и острой диареей, а также их возможность в профилактике интенсивной терапии у пациентов с COVID-19 инфекцией. Третье – исследует адъювантное использование кислородно-озоновой терапии вместе с добавкой пробиотиков у пациентов с COVID-19.

Возможно, основываясь на результатах этих исследований, пробиотики будут предложены в качестве потенциальных средств для включения в диетическое лечение пациентов с коронавирусной инфекцией, а также в восстановительном периоде после болезни.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий