Какие виды боли в животе бывают?
Боль в животе ребенка может быть вызвана раздражением чувствительных нервов внутренних органов (висцеральная боль), раздражением брюшины или отраженными болями от других органов. Характер болей может подсказать родителям и, тем более, врачу, что происходит с ребенком.
Висцеральная боль возникает, когда раздражители воздействуют на внутренний орган, такой как желудок или кишечник. Напряжение, растяжение и нарушение кровообращения стимулируют чувствительные нервные окончания и передаются в виде болевых ощущений по нервным волокнам в спинной мозг. Поскольку раздраженные нервы входят в спинной мозг на нескольких уровнях и лишены «изолирующей» миелиновой оболочки, то болевые ощущения обычно притупленные, размытые по локализации, и чаще всего проявляются как боль в середине живота.
- Боли ощущаются как «вверху живота» если патологический процесс располагается в нижнем отделе пищевода или в желудке.
- Боли «вокруг пупка» ощущаются если раздражен тонкий кишечник
- Боли «внизу живота» чувствуются, если проблемы в толстой кишке.
Боль из-за раздражения брюшины возникает при воздействии на нее различных факторов, таких как растяжение, воспаление или нарушение местного кровообращения. Боль, возникающая в результате ишемии (сдавеления), воспаления или растяжения брюшины, передается через миелинизированные (покрытые оболочкой) нервные волокна, которые очень точно передают локализацию боли. Поэтому боль при раздражении брюшины обычно боль бывает острой, сильной и ограниченной по местоположению, а кашель и движения могут ее усилить. Такая боль возникает в тех случаях, когда воспаление вышло за пределы органа и стало воздействовать и на брюшную полость и брюшину, как, например, при аппендиците, перитоните, пробадении (прорыве) язвы желудка или кишечника.
Отраженная боль, хотя и имеет многие характеристики боли как при раздражении брюшины, вызвана поражением органа вне брюшной полости. Это происходит из-за того, что несколько органов могут иметь часть общих нервных волокон, и когда болевой импульс достигает мозга, то нарушается его восприятие. Классическим примером является боль, которую испытывает ребенок с пневмонией, локализующейся в нижних долях легких. При этом ощущается эта боль так, как будто «болит живот».
Остались вопросы?
Получите онлайн-консультацию у ведущих педиатров
Санкт-Петербурга!
На ваши вопросы ответит профессиональный и опытный детский врач.
Медицинская помощь для ребенка не выходя из дома в удобное время.
Консультация по Skype длится 45 минут.
ЧЕГО ТОЧНО НЕ СТОИТ ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК НОЕТ?
Все приведенные выше советы помогут справиться с истерикой у детей. Но вместе с тем, прорабатывая вопрос по поводу, как отучить своего ребенка ныть и плакать без причины, следует уяснить и некоторые другие акценты. Чего ни в коем случае нельзя делать в данном процессе?
Нельзя поддаваться на манипуляции и идти на поводу у маленького шантажиста.
Не игнорировать слезы – нужно прояснить всю ситуацию до конца в спокойной обстановке, чтобы не оставлять нерешенные проблемы и не предоставлять малыша самому себе.
Крайне недопустимо повышать голос, перекрикивать ребенка, обзывать его обидными прозвищами, применять физическое воздействие. В результате ребенок только уйдет в себя и затаит обиду.
Не запрещайте ему плакать – таким образом вы подавляете эмоции малыша, что может привести к нервным расстройствам.
И хотя принимать, понимать и по-доброму обходиться с детским нытьем — отнюдь не простая задача, тем не менее, это замечательный путь построения крепкой и надежной привязанности между вами и вашим дитем. Отвечая на нытье ребенка любовью и лаской, вы развиваете его эмоциональную сферу и укрепляете связь между вами.
Болезнь Севера
Болезнь Севера – это воспаление зоны роста пяточной кости. Случается у детей в возрасте от 9 до 14 лет. В отличие о взрослых пяточная кость у детей состоит из двух частей, соединенных хрящевой прослойкой (зоной роста). Хрящевая ткань слабее и подвержена большему риску травмы, чем костная. Если из-за чрезмерного напряжения происходит ее раздражение или отек, то это вызывает боль, которую дети чувствуют по периметру пяток.
При болезни Севера стопы у ребенка болят после тренировки, усиленных физических нагрузок. В группе риска дети, занимающиеся футболом, баскетболом, легкой атлетикой, бегом, прыжками.
Чтобы ребенку стало лучше, приложите на место боли холод, обеспечьте ноге покой. Обратитесь к врачу. Он назначит ортопедические стельки, специальные вкладыши, которые уменьшат нагрузку на пятку. Расскажет, что можно, а что нельзя делать. При тяжелом состоянии стопу временно фиксируют повязкой.
Вернуться к занятиям спортом разрешается через 2 – 3 месяца
Важно соблюдать меры осторожности, чтобы предупредить повтор проблемы. Выбирайте для занятий спортом удобную обувь с мягкой подошвой, делайте растяжку до и после тренировки
Родительские послания
Самые частые причины травм у детей вызваны вредным влиянием родительских посланий:
- «Забота о себе — не к лицу мужчине»
- «Настоящие мужчины не чувствуют боли»
- «Боль надо перетерпеть»
- «Ты уже взрослый, чтобы носиться с болячками»
Эти послания реализуется через следующие действия: родитель игнорирует повреждения, ссадины, ушибы ребенка («до свадьбы заживет», «они все постоянно расшибаются в этом возрасте»), упрекает за слезы, насмехается над просьбой ребенка осмотреть и обработать ранку — она может быть незначительной, но ведь ребенок этого не понимает.
В истории с мальчиком на велосипеде такие посылы скорее всего есть. Мама действует из лучших побуждений — сделать ребенка крепче, сильнее, самостоятельнее, дать почувствовать последствия своих действий, но в результате тот не учится заботиться о себе, халатно относится к здоровью и жизни.
Лучше поменять установку на позитивную и менее жесткую: «Я знаю, что ты способен позаботиться о себе». В малышковом возрасте подкрепите действиями: подуйте на ушиб, обработайте даже незначительную ранку. Ребенок учится относиться к себе, наблюдая отношение к нему родителя. Через какое-то время он научится заботиться о себе (и о других!).
В старшем возрасте проявите внимание к сложному ранению или травме, помогите, если требуется, ограничить движение поврежденной части тела. Самое разрушительное родительское послание — «Не живи»
Оно формируется в результате экстремальных, труднопереносимых обстоятельств в жизни родителя или на фоне послеродовой депрессии и может выражаться в таких словах:
Самое разрушительное родительское послание — «Не живи». Оно формируется в результате экстремальных, труднопереносимых обстоятельств в жизни родителя или на фоне послеродовой депрессии и может выражаться в таких словах:
- «Из-за тебя я не доучилась (потеряла здоровье, потеряла мужа)»
- «Я буду больше тебя любить, когда тебя не будет (если ты совершишь геройский поступок)»
Ребенок в такой системе переполнен чувством вины, гнева, отверженности, обиды, стремится восполнить пустоту и стать достойным любви матери, часто за счет экстремального поведения.
Боль в животе у малыша: что и как в этом случае делать родителям?
Боль в животе – это распространенный симптом у малышей, детей и подростков, который доставляет много тревог родителям. Особенность болей у маленьких детей в том, что ребенок не может рассказать, что болит и где, у детей до года боль может сопровождаться разным видом плача, и родители не всегда могут понять, что происходит. Им может казаться, что малыш голоден, ему холодно, или просто хочется «на ручки», а на самом деле причиной плача является именно чувство боли.
Острые боли в животе у детей действительно представляют собой диагностическую дилемму даже для врачей. Хотя многие случаи острых болей в животе являются доброкачественными, вызванными преходящими и потенциально неопасными причинами, такими как скопление газов, каловых масс, спазмами гладкой мускулатуры, перерастяжением стенок внутренних органов, некоторые причины являются потенциально опасными, или угрожающими жизни, и требуют проведения быстрой диагностики и лечения, чтобы свести к минимуму развитие заболевания и его возможных осложнений.
Самонаказание и чувство вины
Дети чувствуют себя виноватыми за проступки, которые остались безнаказанными. Если ребенок часто падает и ударяется головой — это иногда выступает как самонаказание. Происходит это не специально. Скорее ребенок (или даже взрослый) настолько сильно переживает, что становится невнимательным, плюс чувство стыда делает тело неповоротливым и неловким.
Вина может быть очевидной — ребенок устроил пожар. Такие события оставляют глубокий след в душе, а наказание помогает справиться с виной. Иногда с ребенком нужно проговорить, почему нет наказания (случившееся может выглядеть значимым только в глазах ребенка).
Иногда у ребенка есть секрет (например, он солгал и считает ложь недопустимой). Если малыш слишком категорично и резко отмахивается от вас в каждом разговоре — «Я же сказал,что все нормально, отстань!» — пусть с ним поговорит человек, которого он не боится, кому он доверяет, или психолог.
В третьем случае причины вины не понятны самому ребенку. Он не осознает ее — чувствует себя виноватым, что он «недостаточно хороший». Возможно, ребенка часто стыдят или критикуют. Высокие стандарты поведения в семье, заданные самой ситуацией (все в семье «профессора», а он не тянет математику) или установками (единственно возможная оценка — это «5», хороший человек не ведет себя как поросенок), развивают у ребенка чувство несоответствия.
Что делать, если у ребенка болят ноги?
Самостоятельный прием антибиотиков и болеутоляющих средств может только навредить здоровью: вызвать развитие вторичных заболеваний или ускорить прогрессирование основной патологии. При интенсивной или постоянной болезненности необходимо обратиться за консультацией к педиатру или ортопеду. Ответить на вопрос, почему у ребенка болят ноги, поможет комплексная диагностика:
- рентген;
- МРТ;
- КТ;
- ЭКГ;
- анализы крови и мочи;
- забор внутрисуставной жидкости (в отдельных случаях).
Обратите внимание: рентгенография дает возможность выявить только деформацию суставов и позвоночника, но не позволяет получить данные о состоянии спинного мозга, нервных окончаний и сосудов. Поэтому не отказывайтесь, если врач порекомендует такие исследования, как МРТ и КТ: они помогут точно определить причину возникновения болей
Что может вызвать боль в животе у ребенка?
Многочисленные расстройства могут вызвать боль в животе. По статистике:
- наиболее распространенной терапевтической причиной является гастроэнтерит,
- наиболее распространенной хирургической причиной является аппендицит.
В большинстве случаев боль в животе может быть диагностирована с помощью оценки жалоб родителей, ребенка (если он уже говорит) и диагностического осмотра. Возраст ребенка также является ключевым фактором в оценке возможной причины проблем, так как частота и симптомы различных заболеваний значительно варьируются в зависимости от возраста детей.
При острой хирургической патологии органов брюшной полости боль в животе обычно предшествует рвоте, в то время как при терапевтических заболеваниях все происходит в обратном порядке: вначале появляется рвота, а затем уже боль в животе. Диарея чаще всего связана с гастроэнтеритом (в том числе вирусной природы) или пищевым отравлением (токсикоинфекцией). Аппендицит следует заподозрить у любого ребенка с болями внизу живота справа.
Признаки, указывающие на необходимость неотложного хирургического вмешательства. Чаще всего включают:
- значительное напряжение мышц передней брюшной стенки (собственно живота),
- выраженное вздутие животика,
- выраженную болезненность живота и усиление боли при нажатии пальцами на живот
- усиление болей в животе при резком опускании рук ребенка вниз
Во многих случаях причина болей остается неочевидной, и врачи осуществляют активное наблюдение за состоянием ребенка, включая повторные проведения исследований, таких как УЗИ, эндоскопия, рентгенография, МРТ, если подозревается хирургическая причина.
Симптомы и причины озноба у ребенка
Ознобом врачи называют состояние, возникающее в результате резкого спазма периферических сосудов кожи без повышения кровяного давления. При этом малыш может жаловаться на несколько неприятных симптомов. Выделим основные признаки озноба у детей:
- дрожь во всем теле – это связано с частыми рефлекторными сокращениями мускулатуры;
- чувство холода – ребенок мерзнет, даже если температура воздуха выше 20°С и малыш тепло одет;
- появление «мурашек» – небольшие по размеру пупырышки образуются на коже за счет сокращения гладкой мускулатуры вокруг волосяных фолликулов1.
Если у ребенка сильный озноб и одновременно ноющая головная боль, повышенная температура, «ломота» во всем теле, то это может быть признаком интоксикации при простуде, ОРВИ или другом заболевании1.
КАК ОТУЧИТЬ РЕБЁНКА НЫТЬ?
Что делать, если все же ваш малыш приобрел привычку добиваться желаемого криком, или достает домашних постоянным и методическим нытьем? Как должны вести себя взрослые? Прежде всего, нужно четко уяснить, что методы наказаний, ругани и шантажа в этом случае категорически противопоказаны. Все действия родителей в данной ситуации заключаются в следующем:
- Чтобы реагировать на детское нытье с сочувствием (вместо досады), родители могут напомнить самим себе причины того, почему дети ноют и чего они пытаются этим добиться.
- Реакция на плачи и истерики должна быть спокойной. Если вы будете кричать на него, то обстановка будет только накаляться, и может привести к истеричной драме. При отсутствии реакции на его вопли со временем он поймет, что таким образом ничего не добьется.
Не корите его по поводу плаксивости – лучше хвалите за доброту, аккуратность и прочее.
Отвлеките капризулю от его детской беды – переключая свое внимание, он забудет о причине расстройства.
Если малышу действительно плохо – пожалейте и поддержите его, чтобы он понял, как его любят, и каким образом нужно себя вести в определенных случаях.
При требовании от ребенка невозможного спокойно объясняйте ему причину этого, указывая на то, что громким плачем здесь добиться ничего нельзя.
Покажите ему себя со стороны. Если ребенок хныкает и ноет, не переставая, подведите его к зеркалу, и спросите, нравится ли ему такая внешность. При этом избегайте своих комментариев по этому поводу, сохраняя спокойный тон голоса.
Если день прошел без капризов, похвалите ребенка вечером за это; можно также выдавать в качестве поощрительного приза небольшие медальки или что-то другое.
Особенности физиологического и нейропсихологического развития
В дошкольном и младшем школьном возрасте частые травмы чаще происходят по физиологическим и нейропсихологическим причинам. Это могут быть:
- неуклюжесть, неповоротливость
- плохая координация — отсутствие слаженности движений, неестественная походка
- недостаточная чувствительность к боли (может кубарем покатиться с лестницы и говорить, что все порядке), изменениям температуры (не чувствует холода, хотя руки уже посинели)
- сложности в зрительной оценке высоты, глубины, расстояния (понаблюдайте, как ребенок ловит и бросает мяч)
- недостаточность внимания
- двигательная расторможенность
- неспособность прогнозировать последствия своих поступков
- стремление получить желаемое преобладает над разумом и чувством самосохранения
За этими признаками стоят особенности физического развития и развития мозга — связи между нейронами сформировались хаотично или недостаточно. Помогут занятия на развитие сенсорной интеграции, мозжечковая стимуляция, нейрокоррекция. Они могут называться по-разному, но делают похожие вещи — налаживают связи между различными отделами мозга. В каждом случае нейропсихолог проводит сложную диагностику и по ее результатам подбирает коррекционные упражнения и игры.
В дополнение к работе с нейропсихологом можно самостоятельно заниматься с ребенком или в тандеме с неврологом и педагогом-психологом. Показаны занятия спортом. Это может быть ЛФК (лечебная физкультура), бег, плавание, некоторые виды боевых искусств, танцы или жонглирование. Эти упражнения развивают и корректируют нейронные связи.
Ребенку требуется поддержка и терпение со стороны взрослого, потому что навык у него будет формироваться дольше, чем у остальных ребят.
Разновидности нервных тиков у детей
Каждый ребенок отличается своей индивидуальностью, поэтому и нервные тики, возникающие по тем или иным причинам, бывают разными.
Тикозные проявления в целом имеют две разновидности:
- Двигательные (моторные). Они обнаруживаются спазмами отдельных мышц, их групп или движением конечностей, другими частями тела.
- Голосовые (вокальные). Их можно распознать в виде часто повторяющихся отдельных звуков, слогов, восклицаний, слов и даже фраз.
Обе группы делятся на простые и сложные тики. Здесь все понятно. Простая форма – какое-то одно короткое движение или звук, сложная – подключаются несколько мышечных групп, если присутствуют вокальные нарушения, в них тоже наблюдается прогресс.
ХОЧЕТ ЧЕГО-ТО ДОБИТЬСЯ
Ребенок-нытик может быть и в 9-летнем возрасте. Чаще всего это случается, если родители вовремя не уделили внимания этой проблеме. Как правило, у таких детей начинается все с 2 – 3 лет – они ноют, плачут, канючат, выпрашивая игрушки. Становясь более взрослыми, они уже приобретают навыки манипуляции чувствами родителей, преследуя ту же цель. Однако запросы уже становятся более существенными – им нужны уже не игрушки, а дорогой телефон, прогулка после школы, прочее. К тому же при игнорировании проблемы к ней может прибавиться вредность подросткового периода и обидчивость, что со временем может привести к более серьезным последствиям.
Ребенка рвет: что делать?
При появлении рвоты у ребенка отнеситесь к его состоянию очень внимательно, постоянно наблюдайте за ним. Если вам кажется, что нужно обратиться к врачу, вызовите педиатра на дом.
Если ребенок хорошо себя чувствует, продолжает кушать и по-прежнему играет, как ни в чем не бывало, возможно, рвота была вызвана несварением желудка или другими незначительными проблемами в животе. Но если вы замечаете, что малыш ведет себя необычно, стал раздражительным и отказывается от еды, рвота может быть связана с серьезным заболеванием, и вам стоит обратиться за медицинской помощью. Кроме того, обратитеськ педиатру, если:
- у ребенка многократная рвота;
- ребенок теряет большое количество жидкости (попытки напоить его вновь вызывают рвоту), вы заметили признаки обезвоживания;
- ребенок вялый, раздражительный, отказывается от еды, что для него не свойственно;
- малыш жалуется на сильную боль в животе;
- ребенка беспокоит головная боль или боль в шее.
С помощью сервиса НаПоправку, вы сможете легко выбрать клинику, где можно вызвать на дом педиатра.
Самое главное что вы должны сделать до прихода врача, если у ребенка рвота, это обеспечить ему достаточное питье. Для маленьких детей хорошим средством для восполнения потерь жидкости будет грудное молоко. Продолжайте чаще кормить ребенка грудью, если у него рвота. Детям более старшего возраста можно давать воду, разбавленные соки или нежирное молоко. Пить нужно небольшими глотками. Если у ребенка есть диарея (понос), то фруктовые соки не рекомендуются.
Проконсультируйтесь с врачом, можно ли давать малышу растворы для пероральной регидратации. Растворы для пероральной регидратации — это лекарственные препараты, которые продаются в аптеке в виде порошка солей и сахара в определенном соотношении. Перед употреблением порошок разводится водой. Растворы для пероральной регидратации позволяют восполнить дефицит солей и жидкости в организме. Прочитайте подробнее о признаках и лечении обезвоживания.
Обязательно обратитесь к педиатру, если вы не смогли справиться с обезвоживанием даже с помощью растворов для пероральной регидратации. Особенно внимательно относитесь к детям, у которых рвота развивается на фоне повышенной температуры. Потеря жидкости и жар могут привести к судорогам и повреждению нервной системы.
Чего нельзя делать при ознобе у ребенка?
Проводить согревающие процедуры
При ознобе у ребенка с температурой делать ингаляции и горячие компрессы нельзя. Согревающие процедуры могут привести к резкому повышению температуры тела и, как следствие, тепловому удару.
Пытаться сбить температуру физическими методами3
При ознобе нельзя применять водные, спиртовые или уксусные обтирания. Прохладная ванна или клизма с холодной водой для снижения жара также противопоказаны: они могут только усугубить состояние больного. В этом случае спазм периферических сосудов усилится, а температура внутренних органов, наоборот, может повыситься. От лихорадки и озноба ребенку можно дать рекомендованный врачом жаропонижающий препарат3.
Травма есть, симптомов нет
Как понять, что получил ЧМТ, если не потерял сознание?
Александр Боровский:
– Что касается травм у взрослых (с детьми по-другому), если человек ударяется головой настолько сильно, что получает ЧМТ, то, как правило, теряет сознание. Он может и не заметить, что «отключился». Если человек потерял сознание даже на несколько секунд и/или у него есть тошнота и рвота, с наличием факта травмы головы – это признак ЧМТ как минимум легкой степени. Независимо от степени тяжести пациенты с подобными травмами должны наблюдаться в больнице
Почему это важно? Из-за возможного отсроченного ухудшения состояния пациента
Период мнимого благополучия, до развития вторичной симптоматики, называют светлым промежутком. В голове надрывается сосуд или происходит небольшой перелом, который не ощущается, нет внешних повреждений. Такое вероятно, если, к примеру, на момент ДТП на голове пострадавшего был шлем или шапка. Кровотечение приводит к формированию внутричерепной гематомы и может спровоцировать отсроченное сдавление мозга. В этом случае человек теряет сознание уже не от сотрясения, а от сдавления и дислокации головного мозга. Тут без посторонней помощи в сознание человек уже не придет. Если успеют довезти до больницы и прооперировать, ему повезет.
Если в больницу все-таки не обращаться, дадут ли о себе знать такие травмы в будущем?
– Последствия тяжелой ЧМТ можно сравнить с последствиями инсульта. Тяжелая ЧМТ часто приводит к неврологическим нарушениям. Чтобы вернуть утраченные функции, пациентам понадобится длительная реабилитация.
Вовремя начатое лечение ЧМТ средней степени помогает вернуть утраченные функции в течение месяца. Игнорирование симптомов может привести к инвалидизации.
Однократно полученная легкая черепно-мозговая травма проходит без последствий в среднем через неделю, но повторные сотрясения головного мозга опасны. Это особенно актуально для боксеров, ведь нокаут – это как минимум сотрясение мозга. За свою жизнь спортсмены переносят их достаточно много. Постепенно накапливаясь, повреждения мозга в конце концов приводят к деменции, которая проявляется клинически в виде рассеянности внимания, очаговой неврологической симптоматики. Когда мы госпитализируем пациента с легкой ЧМТ, его не столько лечат, сколько наблюдают за состоянием, чтобы легкая травма не переросла в тяжелую. А для восстановления нужен, по большему счету, только психоэмоциональный покой, иногда обезболивающие средства.