Ребенок не хочет одеваться

7 умных советов родителям, чей ребенок не хочет одеваться

1. Наберитесь максимум терпения, и сохраняйте спокойствие. Сделайте вдох-выдох и отстранитесь на минуту от ситуации. Вспомните, что обычно предшествует поведению, когда ребенок не хочет одеваться. Помните, дети просто так ничего не делают. Дети – это интерпретированное ими отражение вашего поведения.

2. Не стоит угрожать ребенку запретами просмотра мультиков или покупкой конфет и игрушек. Такая жесткая позиция может сработать лишь пару раз, а впоследствии вы только настроите ребенка против себя и вдобавок получите его разочарование в вас.

3. Предоставьте ребенку право выбора одежды, которая ему нравится. Конечно, малышу может нравиться летний вариант, а на улице декабрь. Тут можно применить хитрость. Заранее заготовьте 2-3 варианта одежды на ваше усмотрение (но не более) и пусть выберет наиболее понравившуюся. Это позволит ему чувствовать себя значимым, самостоятельным и “взрослым”.

4. Вспомните о приеме “переключения” внимания ребенка. Представьте, что одевание — это игра. В ситуации, когда ребенок не хочет одеваться попробуйте его заинтересовать игрой. Вы можете даже сказать, что потребность одеваться и идти отпала и вы будете играть. Придумав сценарий по мотивам его любимых мультиков, он легко вовлечется и, даже может сам предложит вам одеться и выйти на улицу, чтобы спасти главного героя от неминуемой гибели. Отлично подойдут для этого персонажи из мультсериала про Дашу путешественницу и ее брата Диего.

5. Создайте определенный ритуал одевания. Чтобы ребенок воспринимал каждый раз это как новое приключение. И не стоит произносить фразы: “Давай будем одеваться!”, “Нам нужно срочно выходить” и т.д. Эти фразы всегда звучат угрожающе для малышей

Лучше их избегать и не акцентировать на этом внимание

6. Всегда вознаграждайте ребенка похвалой. Хвалите за то, что он сам надел шапку или сапоги. Что в этот раз у него лучше получилось и какой он молодец. Сравнивайте его собственное поведения проводя линию сравнения с ним самим, не сравнивая с другими детками или братом/сестрой.

7. Обязательно поощряйте инициативу ребенка и не торопите, когда он делает что-то медленно. Как бы родителям не хотелось помочь своему малышу, но он должен научиться одеваться самостоятельно и закрепить этот навык самообслуживания к 5–6 годам.

Помните, любую проблему можно разложить как пазл на мелкие кусочки и сложить из них правильную картинку. Мы глубоко убеждены в том, что дети редко делают что-то специально или назло (как иногда может показаться взрослым), они всего лишь копируют поведение своих близких и отстаивают свою независимость и самостоятельность. А самым главным авторитетом для ребенка являются его родители, с них он берет пример, ждет поддержки и ищет оценку.

Поэтому прежде чем сетовать на поведение своего чада, чаще анализируйте то, что вы могли упустить в той или иной ситуации. Ведь нам, родителям, часто бывает некогда из-за работы и забот замечать многие мелочи, которые очень четко отслеживают наши дети, как самые строгие инспекторы.

Быть родителем это большой труд и оплачивается он самым ценным на свете – любовью наших детей. А идеальный родитель – это “плюшевый мишка со стальным скелетом”.

Исправить ситуацию, когда ребенок не хочет одеваться, поможет правильный подход к ребенку и осознанное родительство!

Ищем мотивацию для ребенка

Развитие самостоятельности — это всегда задача поиска подходящей для ребенка мотивации. Здесь сложно подобрать универсальную рекомендацию. Ищите, что будет мотивировать именно вашего ребенка, ищите нужные слова, понаблюдайте, какие ситуации подталкивают его к деятельности. И оценивайте мотивацию не с позиции “зачем это надо маме”, а с позиции “зачем это надо ребенку”.

Например, мой старший сын Арсений не хотел чистить ботинки. Потому что “и так сойдет”. Начищенные ботинки нужны были маме, а не ребенку. Я начистила до блеска правый ботинок. На контрасте левый стал сильно проигрывать, и стало понятно, что “так не сойдет”. В итоге левый ботинок Арсений уже почистил сам — мотивация на это появилась.

А младшего, Сашку, и мотивировать не пришлось — он сам захотел чистить обувь. Ему было три года, когда он выпросил у меня персональную губку для чистки обуви, ревностно следил, чтобы никто ее не брал, и каждый вечер протирал ею свои ботиночки.

Было важно не упустить этот момент личной заинтересованности. Когда-то давно, в этом же возрасте, и Арсений хотел чистить обувь сам, но я не позволила, потому что “грязь, микробы, запачкается, заболеет”

(Увы, я не всегда была “ленивой мамой”.) Если не дать возможности попробовать и научиться тогда, когда к этому есть интерес, вовсе не факт, что, когда ребенок “дорастет”, этот интерес у него останется.

Выходим из дома без скандала

Как подтвердят многие родители, малыши обожают тянуть резину. Похоже, они не слышат, когда вы предупреждаете, что до выхода осталось пять минут. Кажется, они забыли, как им вчера было весело в детском саду или на игровой площадке. Они застряли в “здесь и сейчас” и делают все возможное, чтобы ничего не поменялось. А результат — конфликты и нервные срывы.

Попытки застопорить выход из дома по утрам — одна из самых распространенных жалоб, с которыми обращаются ко мне родители детей этого возраста. Выходить из дома так не хочется! И теперь вы понимаете почему. Ребенку предстоит покинуть уютное место, которое он хорошо знает, и он смутно представляет себе, что будет потом, когда он переступит порог. Не имеет значения, прощается ли он с мамой и папой или просто с родным домом, уходить ему нелегко. И давайте вновь подумаем о расставании.

Утренние ритуалы могут показаться излишними, но они очень помогают; в сущности, нет иного способа сравнительно безболезненно справиться с этой переменой.

  • Подготовьтесь заранее. Например, приготовьте одежду, ведерко для песочницы (все, что понадобится) в привычном месте, чтобы включить все это в ритуал подготовки к выходу из дома. Когда дети знают, где находятся их вещи, они быстрее усваивают, что нужно делать, и большинство действий могут выполнить самостоятельно, если им напом-нить об этом. Когда мои дети были помладше, я готовила все их вещи с вечера: рюкзачок, обувь, носки и пальто ждали их недалеко от входной двери. После завтрака я напоминала: время обуваться; снимаем пальто с вешалки; надеваем рюкзаки. И они слушались.
  • Напоминания помогают руководить детьми. Им это необходимо на каждом этапе (“Сначала надень носки, потом обувь, потом пальто”), и иногда этот период растягивается на годы. Дети усваивают последовательность действий благодаря напоминаниям, а затем уже сами себя контролируют. Но все индивидуально: у кого-то это получается лучше, у кого-то хуже. В мозге дошкольников формируются структуры, которые отвечают за развитие организационных навыков, а напоминания нужны, чтобы обеспечить движение вперед.
  • Важную роль могут сыграть особые предметы, создающие связь с домом. Многим детям для того, чтобы облегчить выход из дома, нужно взять в детский сад или на прогулку какую-то игрушку (одну и ту же каждый день или каждый раз разные). Носят же с собой взрослые талисманы на счастье или фотографии родных в кошельке. Они хранят в зоне ближайшей доступности частичку родного и знакомого. Детям тоже нравится это делать. Обычно их выбор падает на плед, мягкую игрушку, машинку или куклу. Но я знаю детей, которые брали зубную щетку, деталь от конструктора Лего, фрагмент пазла и игрушку для собак. Пусть берут то, что хотят. Так им легче покинуть знакомое место (родной дом) и выйти в большой мир.

Как себя вести

Помните о необходимости сохранения полного спокойствия

Сохраняйте спокойствие. Примите тот факт, что процесс одевания и раздевания является обыденным. Со временем карапуз к нему привыкнет. Рано или поздно навыки будут закреплены. Поэтому не стоит угрожать ребенку, ставить перед ним ультиматумы, шантажировать. С таким поведением результаты будут нулевыми. Лучше, если Ваши действия будут постепенными.
Заранее обдумывайте то, как будут происходить сборы

Подготавливайте вещи, определяя порядок того, что нужно одевать сначала, что в последнюю очередь.
Действовать нужно осторожно, исключая резкие движения. Вы должны быть аккуратны и внимательны
Важно не причинить боль ребенку в процессе одевания.
Перед тем, как одевать карапуза, убедитесь в том, что размер одежды подходящий, что отсутствуют выпуклые швы, внутренняя сторона неколючая

Убедитесь в том, что ребенок нормально себя чувствует, у него отсутствуют кожные высыпания
Если
были обнаружены «дефекты» одежды, смените вещи, если проблемы со здоровьем – обратитесь к врачу.
Разделяйте труд. Пусть какие-то вещи надевает малыш, а с чем-то помогает мама. При этом можно сказать карапузу, что «он — мамин помощник».
Можно прибегнуть к игре. Например, ручка малыша, входящая в рукав — это поезд, который въезжает в тоннель. А, надевая свитер, в момент, когда голова ребенка еще не вылезла через ворот – «игра в прятки». Кроме этого, предлагайте ребенку одевать кукол или мягкие игрушки.
Недопустимо сравнивать своего карапуза с другими, произнося это вслух. Подобное поведение не только огорчит малыша, но и снизить его самооценку.

Ребенок 4 года — не хочет одеваться

Это уже вполне сознательный возраст ребенка, когда истерики не закатываются на фоне инстинктов. Чаще всего нежелание ребенка одеваться может быть объяснено одной простой причиной: он просто не умеет это делать. В вечной спешке родителям часто бывает удобно и быстро одеть свое чадо самим, а потом вдруг возникают требования, чтобы он делал это сам. Понимая, что ему это не под силу, малыш волнуется, теряется, впадает в состояние тревоги и полной растерянности.

Другой причиной может стать элементарное нежелание ребенка идти в детский сад, поликлинику, на какое-то мероприятие или в гости. В таком случае, его плохое настроение и вовсе грозит выйти за пределы только одевания. Непослушание и нежелание одеваться становятся синонимом попытки отстоять собственные права и самостоятельность и выстроить таким образом взаимоотношения с окружающим миром и людьми.

Что в таких случаях делать?

  1. Не поддаваться детским провокациям и собственной панике. Растерянность в этот момент – худшее, что может позволить себе взрослый. Вдохнуть-выдохнуть, спокойно оценить ситуацию и начать действовать.
  2. Предложить права выбора: одеть то или это, застегнуться самому или с помощью мамы, попросить принести необходимую вещь – по сути незначительные просьбы или предложения позволят ребенку почувствовать себя значимым в принятии решения.
  3. О выходе из дома стоит предупредить заранее: оторвать ребенка в одно мгновение от просмотра любимого мультфильма или разом прекратить интереснейшую игру ради натягивания колготок или джемпера – и маленький бунтарь даст волю своему праведному гневу.
  4.  Игры помогут и здесь: соревнование «кто быстрее?», считалки, сказки, захватывающие истории – все пойдет в ход, лишь бы одевание не показалось малышу скучным и утомительным процессом, вычеркивающим десять минут из его жизни.

И в любых ситуациях следует помнить: вот этот бьющийся в истерике и орущий ребенок – целиком и полностью родная кровиночка, которая нуждается в терпении, понимании и любви. Будьте спокойны и ласковы, и все наладится в самые короткие сроки.

Каких ошибок следует избегать

Если ребенок не хочет одеваться самостоятельно, хотя ему уже скоро исполнится 5 или 6 лет, то нужно ругать не его, а себя. Да-да, именно родители, а не дети чаще всего виноваты в запаздывании развития навыком самообслуживания.

Рассмотрим типичные ошибки, которые нередко совершают мамы и папы.

  1. «Иначе опоздаем». Обычная ситуация: мама в спешке бегает по комнате, хватает одежду и ребёнка в охапку, одевает его сама и быстро спешит в сад и на работу. Как результат – малыш попросту не имеет времени, чтобы нормально, без лишней суеты, своими ручками натянуть на себя брюки и кофту. Естественно, что после этого у него пропадает желание одеваться и раздеваться самостоятельно.
  2. «Ты неаккуратен». Иногда мам-аккуратисток сильно раздражает, что их дети одеваются слишком небрежно. То рубаха у него торчит из-за пояса, то колготки натянуты «в складочку», то шнурки завязаны некрасиво. В общем, придираться можно бесконечно, поскольку у малышей моторика развита слабо, так что аккуратности на первых этапах можно и не дождаться. Нужна постоянная тренировка.
  3. «Слишком много нервов». Многие дети в процессе одевания начинают капризничать и упрямиться. А это лишние нервы, раздражение, которого хватает и на работе. Поэтому мамы и папы просто всё делают сами, несмотря на желание ребёнка к самостоятельности. Капризы же возникают по двум причинам: либо малыш недоволен спешкой, либо он не в состоянии справиться со сложными застёжками и пуговицами.

Итак, это основные причины того, почему ребенок не любит одеваться. Также следует упомянуть о кризисном этапе 2-4 лет, когда дети могут протестовать против любой просьбы родителей. Мама просит одеться? Малыш назло ей бросает одежду на пол, топает ножками. Этот этап нужно пережить, параллельно используя стремление ребёнка к самостоятельности в своих целях.

Начни прививать ответственность за собственный выбор

Если ребенок отказывается одеваться, используй ситуацию, чтобы познакомить его с ответственностью за собственный выбор. Пусть он научится отвечать за одежду, которую выбрал. Карапуз хочет отправиться в садик в ночной пижаме? Позволь ему сделать это, однако обязательно захвати сменную одежду, если он передумает днем и решит переодеться.  

Твой сын хочет выйти на улицу или в садик в форме для каратэ или твоя дочь отказывается надевать что-либо кроме своей балетной пачки? Не возражай, если в детском саду можно носить такую одежду. За несколько месяцев они все равно вырастут из этих нарядов и тебе придется покупать новые, поэтому не следует переживать за их сохранность.

Помни о чувстве юмора. Несомненно, любой родитель хочет, чтобы его чадо выглядело, как в рекламе одежды из любимого журнала. Попробуй отпустить контроль и переосмыслить ситуацию: если ребенок любит ходить голым или носить старую пижаму, пусть ходит, как удобно. Главное, чтобы он одевался в соответствии с погодой (не выходил на снег босыми ногами или в нескольких свитерах летом) и хорошо себя чувствовал.

Заключение

Не волнуйся, если ребенок не любит одеваться утром. Подумай о том, почему он хочет оставаться голым или выйти на улицу в любимой пижаме. Вероятно, это просто способ продемонстрировать независимость и самостоятельность, или протест против спешки и посещения детского садика.

Чтобы избежать истерики, выдели больше времени на сборы или попробуй схитрить – предложи выбор из двух вариантов одежды. Если малыш слишком большой, чтобы повестись на уловку, смирись с его решением и позволь взять ответственность за выбор. Это не страшно, если на улице люди начнут оборачиваться вам вслед – возможно, твоему чаду пригодиться привычка быть узнаваемым, когда он станет знаменитостью.

Как помочь ребенку развить самостоятельность?

Как мы обычно учим ребенка какому-то новому действию? Один-два-три раза рассказали-показали и надеемся, что ребенок усвоит. При этом мы часто забываем, что процесс обучения устроен намного сложнее и повторять его нужно много-много раз. Ведь кроме того, чтобы сказать и показать, нужно еще проверить и поправить. И делать это каждый раз, как только понадобится, не ожидая, что ребенок уловит с первой попытки

Кроме того, во всем этом процессе важно сохранить самое главное – интерес ребенка и его желание учиться, что становится уж совсем непростой задачей, учитывая монотонность и примитивность ее для родителя

Чтобы облегчить эту задачу себе и ребенку, воспользуйтесь таким алгоритмом обучения: 

  1. Поставьте ребенку задачу. Простыми словами озвучьте ребенку инструкцию, что ему нужно сделать: “Пожалуйста, надень штанишки”. Для самых маленьких эту задачу можно обыграть: “Где твои штанички? Вот! Молодец! Как мы их сейчас снимем? Вот так!” При этом родитель сопровождает свои слова активными действиями, чуть опережая ответ ребенка.

  2. При необходимости разбейте задачу на этапы: “Возьми штанишки и посмотри, где у них перед? Надень штанину на одну ножку, потом на вторую. Затем встань на ножки и натяни штаны на попу”.

  3. Мотивируйте. Расскажите ребенку, какие выгоды ждут его, если он выполнит задачу: “Сейчас ты быстренько оденешься, мы сходим в магазин, а на обратном пути зайдем на площадку, и ты сможешь кататься целый час!” Если мысли о будущем вызывают только протест, тогда мотивировать стоит по-другому: “Ого! Как быстро ты справился! Ничего себе, я даже за тобой не успеваю!”

  4. Помогите ребенку начать. Подскажите, что нужно сделать в первую очередь, а при необходимости физически помогите ему: дайте в руки одежду и проконтролируйте, чтобы ребенок начал одеваться. “Возьми, пожалуйста, эти штанишки (даете их в руки ребенку) и надень их”. Если ребенок колеблется, сделайте вашу интонацию ниже и тверже, подойдите ближе, повторите увереннее и громче, оказывая телесные подсказки. Однако не путайте настойчивость и нетерпеливое или раздраженное давление. Представьте, что вы хороший тренер, задача которого разжечь азарт и уверенность в ребенке, а не уставший учитель, который видит в детях вредин и неудачников.

  5. Похвалите ребенка. По мере одевания, когда ребенок берет сложные для него рубежи в процессе одевания, подбадривайте его похвалой. Проговаривайте, в чем именно он большой молодец.

18 советов, как научить ребенка одеваться

Учим ребенка главным действиям с одеждой: застегнуть молнию и пуговицы, надеть перчатки или варежки, носки, как по ярлыку определить у футболки или кофты лицевую и заднюю сторону, определить изнаночную и лицевую сторону колготок или носочков;
У детей могут возникнуть сложности с натягиванием штанин, длинных рукавов, колготок, в которых они просто путаются. В этом случае нужно несколько раз постепенно и правильно показать движения вместе с ребенком. Каждый шаг объясняйте подробно и медленно
Для малыша в два года достаточно несколько таких повторений, чтобы он понял и запомнил, как это действует;
При обучении уделите внимание отдельным деталям одежды. Это не только застежки, но и пояс, кармашки, манжеты, воротничок
Они должны быть аккуратно уложены или заправлены;
Приобретайте для малыша вещи с простыми застежками, с которыми он справиться сам. Для деток до трех лет подходящим вариантом станут липучки и крупные пуговицы, нижние элементы одежды на резинке. А варежки станут комфортнее перчаток;
Хорошо, если одежда будет с подсказками. Например, с рисунком или аппликацией спереди, разноцветными пуговками и петельками, большим кольцом на собачке от молнии и так далее;
Наберитесь терпения и спокойствия. Не ругайтесь, не смейтесь и не злитесь, если кроха делает что-то не так. Иначе отобьете желание учиться чему-либо. Ребенок испугается или начнет сильно капризничать;
Не мешайте ребёнку. Как считает популярный педиатр Комаровский, вмешиваться в попытки детей что-либо сделать нужно только, если это угрожает здоровью и безопасности крохи или кого-то другого;
Пусть ребенок познает, как делать правильно, путем собственных проб и ошибок. Если он сделал что-то не так, не спешите исправлять ошибку. А когда он уже наденет вещь, спросите, видит ли он, что здесь неправильно. Поинтересуйтесь, что нужно исправить, как это сделать;
Выдерживайте темп одевания, не торопите и не подгоняйте малыша. Если потребуется, внесите коррективы в режим дня, чтобы малыш успел спокойно собраться. Оставляйте больше времени перед сборами и перед выходом на улицу;
Если что-то не получается, подбодрите кроху. Поощряйте желания к самостоятельным действиям и проявления вкуса в одежде. Хвалите и отмечайте успехи ребенка. Говорите, что в этот раз получилось лучше предыдущего. Хвалите кроху, когда он именно сам надел вещь, выполнил задание или что-то сделал. Такая похвала – главный фактор при воспитании детской самостоятельности;
Помните, что малыши копируют поведение. Пусть кроха повторяет за вами. Одевайтесь параллельно. Например, вместе надевайте носки, кофту, штаны и так далее;
Чтобы ребенок запомнил, что и когда надевать, каждый раз собирайтесь в одинаковой последовательности. Повесьте в комнате или коридоре картинки-памятки с наклеенными предметами одежды в нужном порядке;
Если малыш не хочет одеваться сам, подтолкните кроху за счет совместного участия. Начните делать действие и предложите закончить самостоятельно;
Если ребенок продолжает терпеливо ждать, пока взрослый его оденет, и не хочет одеваться самостоятельно, применяйте методы адаптации ребенка к реальному миру. Скажите, что если он хочет гулять, значит, нужно одеться. Если он хочет кушать, нужно взять ложку в руки и так далее. А если он не оденется, то не пойдет гулять. Если не возьмет ложку, не поест;
Используйте различные игры и учите, играя. Малышу должно быть интересно, а не скучно. Можно использовать куклы, в том числе и бумажные, мягкие игрушки с разными видами одежды, чтобы усвоить порядок одевания. Используйте развивающие игры с пуговицами, молниями;
Найдите и проговаривайте различные стишки, потешки или считалки. Они займут и отвлекут маленького ребенка, пока вы одеваете кроху. Малышей постарше научат, где лево, а где право, как правильно одеть ту или иную вещь. Сегодня в интернете легко найти подобные стишки под каждый элемент, будь то варежки, сапожки, шапочка или пр.

Важно, чтобы потешка подходила по возрасту;
Соблюдайте принципы единства. Малыш должен одеваться самостоятельно везде и всегда, в независимости от места и времени

Не делайте за него действия которые он может выполнить сам!;
Аккуратно указывайте на неопрятность во внешнем виде и помогайте исправить это, поощряйте попытки контроля малыша за собственной одеждой и обувью, за порядком на полке и в шкафчике. Но не ругайте и не наказывайте кроху при отсутствии навыков, а при необходимости подсказывайте и помогайте.

С какого возраста дети должны одеваться самостоятельно?

Некоторые малыши превращают процесс одевания в бесконечную игру, кто-то категорически отказывается хоть что-то на себя надеть без длительных уговоров и препирательств. Решая, как приучить ребенка к тому, чтобы он пытался одеваться сам, родители должны знать его возможности. Было бы странно требовать от 2-3 летнего крохи, чтобы он самостоятельно надел и зашнуровал ботинки. А видеть беспомощного 6-7 летнего мальчишку, не умеющего заправить рубашку в брюки, не менее странно. На что способны дети в каждой возрастной группе, обучаясь одеванию?

ВозрастЧто он может сделать сам?
1,5-2 года
  • Снять шапочку, шорты, легкие брючки, юбку
  • rongСтянуть за пятку носочки
  • Снять обувь, расстегнутую родителями
2 -2,5 года
  • Расстегнуть и застегнуть застежку-«молнию», «липучки»
  • Снять брюки и расстегнутую взрослыми кофточку
  • Снять шапочку
  • Просунуть ноги в носки, колготки, брюки, которые держат перед ним
  • Снять верхнюю одежду, если ее предварительно расстегнули
  • Просунуть  руку в рукава верхней одежды, свитера, платья, подаваемых родителями
  • Надеть трусики
  • Подтянуть спустившиеся колготки
2,5 – 3 года
  • Надеть шапку, накинуть шарф
  • Застегнуть крупные пуговки, застежки на сандалиях
  • Снять платье или футболку
  • Не путать правый и левый сандалик, сапог, ботинок, замечать путаницу и исправлять ее
  • Замечать изнанку и лицевую сторону одежды
  • Надеть колготки и брюки
3,5 – 4 года
  • Развязать поясок от платья, завязанный сзади
  • Застегнуть застежки и пряжки на платье, куртке
  • Заправить рубашку в брюки
  • Аккуратно сложить или повесить свою одежду
  • Оценить свой внешний вид, смотрясь в зеркало, исправить обнаруженные недостатки
5-6 лет
6-7 лет

Все эти умения можно привить малышу, если терпеливо обучать его, следуя верной тактике и учитывая особенности психики.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий