Как помочь ребенку, который боится ходить самостоятельно?

Почему ребенок боится ходить

Рассмотрим самые распространенные причины.

    • Постоянное нахождение в прыгунках или ходунках. При длительном и слишком частом использовании ходунков , малыш привыкает легко и быстро передвигаться по квартире при помощи этого удобного детского приспособления. В этом случае, самостоятельное хождение, может показаться крохе делом слишком сложным и требующим лишних усилий.
    • Боязнь падения. Вполне возможно, малыш уже имел негативный опыт. Совершив первые попытки, ребенок упал и даже, может быть, сильно ушибся. Возникший страх перед падением стал причиной категорического нежелания ходить, во избежание повтора неприятных ощущений.

Существует и более мягкая форма боязни упасть. Кроха охотно и довольно уверенно ходит, держась за руку взрослого, но стоит только отпустить ладошку, как малыш немедленно садится на пол.

Ребенок слишком мал. Очень часто родители, исходя из наблюдений за другими малышами или собственного опыта (первый ребенок в семье пошел в 9-10 месяцев) начинают беспокоиться и слишком рано пытаются заставить сына или дочку самостоятельно ходить, забывая об индивидуальности каждого малыша.

Хитрость или лень малыша. Довольно распространенной причиной отказа от ходьбы, может стать банальная лень ребенка. Окруженный всевозможными современными приспособлениями и аксессуарами, облегчающими передвижение, кроха считает утомительными и слишком тяжелыми попытки самостоятельной ходьбы.

Проблемы с опорно-двигательным аппаратом. У малыша отказывающегося ходить, могут быть серьезные проблемы со здоровьем. Из наиболее часто встречающихся заболеваний, специалисты называют дисплазию тазобедренного сустава, гипертонус мышц или мышечная дистония.

Слабый мышечный корсет. Мышцы ножек малыша и его позвоночник еще слишком слабы и не готовы к серьезным физическим нагрузкам.

Стресс, испуг, неблагоприятная и напряженная обстановка в семье. Любая стрессовая ситуация способна затормозить общее развитие малыша.

Гиперопека. Другая сторона проблемы, имеющая психологическую подоплеку
Чрезмерное внимание, забота и опека ребенка не способствует самостоятельности

Ведь испуганные мамины окрики: «Осторожно, упадешь!» уверенности не добавляют
Зачем пытаться, что-то делать самому, если любящие родители всегда рядом и готовы выполнить любой каприз?

Что и кому «должен» малыш в год?

А что же на самом деле должен уметь делать ребенок в возрасте 12 месяцев? Есть ли какие-то нормативы, и можно ли детей сравнивать между собой? В каких ситуациях стоит обращаться к врачу, а в каких просто подождать? Эти вопросы задают себе многие родители.

Начнем с того, что развитие ребенка после рождения не прекращается ни на мгновение: он «взрослеет» даже во сне. Малыш развивается физически (то есть, растет и набирает в весе) и нервно-психически (он овладевает новыми навыками). Оценкой того, как именно развивается ребенок занимается врач-педиатр, который ежемесячно осматривает ребенка, а также невролог, к которому малыш попадает на прием не менее 2 раз за первый год.

Ребенок стоит на цыпочках, плохо стоит на ножках – повод для обращения к врачу

В жизни часто встречаются случаи, когда ребенок начинает учиться стоять, но при этом он опирается на кончики пальцев стопы (ног), то есть ребенок стоит на цыпочках, на кончиках пальцев. Это хорошо заметно как родителям, так и врачу. К сожалению, этот симптом указывает на серьезную неврологическую патологию центральной нервной системы, которая требует комплексного лечения. Стояние на цыпочках указывает на повышенный тонус мышц нижних конечностей (гипертонус в ногах) преимущественно центрального генеза. Этот симптом может свидетельствовать о таких заболеваниях и патологических состояниях, как спастическая форма детского церебрального паралича, последствия хронической внутриутробной гипоксии плода, перинатальная энцефалопатия смешанного или постгипоксически-ишемического генеза, перинатальное поражение ЦНС, родовая травма и др.
 

Лечение патологического мышечного тонуса у детей (лечение гипертонуса, гипотонуса) в Саратове, в России

На первой консультации врач расскажет Вам, как проводится лечение, что нужно сделать, чтобы восстановить мышечный тонус, убрать высокий тонус мышц ног, где лечить такую патологию, куда обращаться, как избавиться от повышенного, высокого, гипертонуса в руках и ногах, в маленьких нежных ручках и ножках Вашего чудесного малыша, нужен ли массаж. Если ребенок не стоит на ножках, плохо стоит, на ножках, стоит на цыпочках, на кончиках пальцев ног, обращайтесь в Сарклиник.  Врач поможет Вам и Вашему ребенку.

Запись на консультации.
Имеются противопоказания, необходима консультация специалиста.

Текст: SARCLINIC | Sarclinic.com \ Sаrсlinic.ru Фото: Фото 1: aporokh / Фотобанк Фотодженика / photogenica.ru Фото 2: iofoto / Фотобанк Фотодженика / photogenica.ru Люди, изображенные на фото, – модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.

Что вызывает?

Болезнь бывает врожденной и приобретенной. В первой ситуации вальгус вызывают пороки развития соединительной ткани, генетические, хромосомные аномалии плода, нарушения нервной системы. Патология начинается еще в период внутриутробного развития, новорожденный рождается уже с ней.

К таким нарушениям относятся:

  • нарушения иннервации;
  • неправильное положение бедренных костей и таза, дисплазия тазобедренного сустава;
  • врожденный вывих бедра;
  • нарушения в пояснично-крестцовом отделе позвоночного столба;
  • церебральный паралич;
  • расщепление позвоночника (неполное закрытие нервной трубки в спинном мозге);
  • спаечные процессы в малом тазу;
  • врожденная слабость мышечно-связочного аппарата.

Родителям часто кажется, что некоторые из врожденных отклонений, никак не связаны с патологией стопы. Однако все костно-мышечные структуры в организме взаимосвязаны, поэтому причины вальгуса могут оказаться довольно неожиданными. Например, вызвать вальгус может такая родовая травма, как смещение оснований костей черепа, а именно изменение положения затылочной кости. Такая травма вызывает цепную реакцию. Неправильно становятся позвонки шейного отдела, грудного, поясничного, разворачивается крестец, тазовые кости, бедра, голени. И так деформация доходит до стоп. Точно также иногда вальгус может быть следствием такого диагноза, как кривошея.

Приобретенную вальгусную постановку стоп у ребенка вызывают ошибки в развитии и функционировании опорно-двигательного аппарата, травмы, чрезмерная нагрузка на ослабленную мышечно-связочную систему.

Ей способствует ранняя постановка в вертикальное положение, раннее начало ходьбы. Особенно высоки риски, если малыш пухленький, имеет лишний вес. Не стоит торопиться учить его ходить, равняться на других детей. Гораздо полезнее для опорно-двигательного аппарата стимулировать малыша активно ползать. К опоре на ноги и началу ходьбы тело ребенка готово только к 10 –12 месяцам. Некоторые детки делают свои первые шаги в 9 месяцев, а другие в 15 ¬¬– 18 месяцев. И это все варианты нормы. Помните, что разные ходунки, прыгунки, вожжи могут принести вред, а не пользу. Перед их использованием посоветуйтесь с педиатром.

Несформированные, неокрепшие связки, сухожилия, мышцы с ослабленным тонусом не способны удерживать ножки в правильном положении, поэтому под тяжестью веса тела стопы деформируются. Ухудшает ситуацию плохая координация, качающаяся походка малыша, когда для устойчивости он широко расставляет ножки.

Частая причина вальгусной деформации – перенесенный в младенчестве рахит. Как ни странно, но в легкой степени тяжести эта патология встречается почти у 30 % детей до 3 лет. Причиной рахита является дефицит витамина D, который приводит к нарушению усвоения кальция, недостаточной минерализации и прочности костей.

Еще одна распространенная причина – неподходящая, тесная или, наоборот, слишком свободная обувь. Она приводит к неправильному распределению нагрузки на стопу во время ходьбы, формированию походки, вызывающей появление кривизны ног. Выбирайте для ребенка качественную и хорошую обувь с эластичным жестким задником, небольшим каблуком, ортопедической стелькой, из натуральных материалов. Категорически не рекомендуется отдавать малышу обувь старших братьев, сестер, племянников и т. д.

Благоприятные условия для развития патологии создают:

  • недоношенность;
  • чрезмерная подвижность суставов;
  • плоскостопие;
  • дефицит кальция и витамина D;
  • частые инфекционные болезни;
  • ослабленный иммунитет;
  • ожирение;
  • нарушения в нервной системе;
  • травмы голени и стопы (переломы, вывихи, растяжения);
  • заболевания почек;
  • генетическая предрасположенность, наличие вальгуса у родителей, бабушек, дедушек;
  • эндокринные расстройства, приводящие к нарушению обмена кальция.

ПОМОЩЬ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА ПРИ АКВАФОБИИ?

Как приятно смотреть на своего малыша, который с удовольствием плещется в ванне или бассейне. Приятно осознавать, что ребенок уже умеет или учится плавать, и сможет противостоять опасной стихии, если придется с ней столкнуться в жизни. Однако не все малыши с восторгом принимают различные виды водных процедур: есть и такие, которые громким душераздирающим криком встречают каждый поход в ванную, превращая даже обычное мытье в «восхождение на Голгофу».

Большинство малышей, которые начали плавать на занятиях по грудничковому плаванию в возрасте до 12-15 месяцев, обычно относятся к водной стихии с большим интересом и радостью: для них купание или плавание – это всегда праздник. Однако у детей, которые приступили к плаванию в возрасте старше года-полутора, нередко встречаются негативное отношение к воде и, даже, ярко выраженная ее боязнь – аквафобия. В этом случае, скорее всего, родителям понадобится поддержка и помощь детского психолога. К счастью, существует несколько способов решить проблему боязни воды у ребенка.

Что делать, когда ребенок очень боится и не хочет лечить зубы: как уговорить его идти к стоматологу

Какие-то современные методики, разработанные совместно с психологами, предполагают увлекательные приключения, другие – предварительную проработку возможных проблем. Ниже рассказываем о наиболее удачных и популярных практиках, которые легко адаптировать под российскую действительность.

Игра в доктора

Это уникальный инструмент познания окружающего мира, особенно в детском возрасте. Даже самые непримечательные и противные вещи кажутся более привлекательными и интересными, если они представлены в позитивном игровом ключе. Превратить стандартный поход в стоматологию в настоящее приключение – искусство. Однако, если не хотите, чтобы ваш малыш заработал дентофобию, это именно то, что вы должны сделать.

Ниже наиболее удачные развлекательные сценарии:

  • Предложите полечить зубки любимой игрушке. Ребенок так заинтересуется процессом, что захочет проверить состояние собственных.
  • Ролевая игра. Что-то из категории «дочки-матери», только «врач-пациент». Сначала в роли стоматолога выступит родитель – просто чтобы объяснить и рассказать, как все устроено. А затем этот образ примерит малыш. Такие хитрости помогают развеять страхи перед посещением кабинета.
  • Сказка про доброго доктора Айболита. Перед визитом можете пересмотреть старый мультфильм.

Разумеется, это далеко не полный перечень всех игр. Вы вольны придумывать и предлагать собственные. Главное – создать комфортную психологическую обстановку.

Награда и поощрение

Точно так же, как плохое поведение в стоматологической клинике должно пресекаться, хорошее поощряться. Лучше всего передать презент доктору, чтобы он, в свою очередь, отдал его малышу. Такая нехитрая манипуляция позволит завоевать расположение маленького пациента.

Однако подарки не должны превращаться в инструмент управления. В ходе каждого визита ребенок приобщается к культуре заботы о здоровье, более ответственно относится к состоянию полости рта.

Мультики во время лечения

Просмотр любимого мультфильма при визите поможет отвлечься от того, что делает доктор, сконцентрироваться на чем-то более приятном. Эта методика активно практикуется дантистами в «Дентике Кидс».

Собственный пример

Конечно, мультики, игры, подарки – это все очень хорошо. Но, помните, ничто не работает лучше, чем достойный личный пример. Если вы сами буквально падаете в обморок от одного упоминания о необходимости обращения к дантисту, вряд ли вам удастся развить любовь к этому специалисту у своих детей

Именно поэтому прежде чем заниматься их воспитанием, важно проработать собственные страхи и фобии

Если же вы, наоборот, понимаете важность стоматологического лечения и стойко выносите любые процедуры, то хорошей идеей будет отправиться на сеанс вместе с малышом. Там он увидит ваш позитивный настрой, быстро зарядится нужным настроением

Как быстро научить ребенка ходить?

Первым признаком того, что карапуз скоро самостоятельно пойдет являются его уверенные шаги вдоль стены или другой опоры в виде дивана, манежа или прочих устойчивых предметов интерьера. Если кроха уже может самостоятельно стоять на ногах и уверенно сидеть, а также двигаться рядом с опорой держась за нее одной или двумя руками, значит его уже можно обучать ходьбе, не боясь ему навредить. Именно этот этап является самым оптимальным временем для обучения правильному прямохождению без поддержки.

Чтобы научить карапуза самостоятельно шагать, нужно придерживаться следующих рекомендаций:

Во время ходьбы поддерживать ребенка подмышки — ребенка необходимо взять подмышки и начать двигаться вместе с ним вперед. Впереди должен стоять второй родитель, который перехватит ребенка, когда тот будет самостоятельно шагать. Второй взрослый должен стоять лицом к шагающему младенцу и протягивать к нему руки. Малыш берется за опору, а удерживающий его родитель отпускает его. Выходит, что ребенок идет самостоятельно, удерживая равновесие при помощи рук. Казалось бы, что карапуз двигается так же как и вдоль опоры, но при этом по совершенно другой траектории, которая помогает ему научиться ориентироваться в пространстве

Таким способом ребенка можно быстро и правильно научить прямохождению.

Привлекать внимание крохи — чтобы малышу было интереснее ходить, на его пути можно раскладывать любимые игрушки карапуза. Он будет тянуться к ним, совершая первые неуверенные шаги.

Безопасность прежде всего

  • Постоянно следить за карапузом — за ребенком, который только начинает ходить нужно тщательно следить, чтобы во время неловких шагов он не упал или не присел слишком резко, испугавшись при этом своих движений. Если такое произойдет и ребенок испугается, то ходьба у него будет вызывать не веселье, а страх в результате чего он от нее просто откажется. Поэтому первое время ребенка нужно страховать, подхватывая его при покачиваниях и наклонах.
  • Обезопасить дорогу, по которой будет ходить ребенок — в первое время по предполагаемой дорожке, выбранной для ходьбы, нужно разложить подушки, чтобы уберечь карапуза от травм во время попыток к самостоятельному хождению.
  • Остерегаться длительной ходьбы — если малыш пока ходит неуверенно и раскачивается из стороны в сторону, то тренировки должны быть короткими, так как они вредны для неокрепшего позвоночного столба и могут негативно сказаться на формировании осанки. Ребенка следует научить садиться из положения стоя, чтобы он мог сам отдыхать, устраивая себе перерыв и разгрузку для нижних конечностей.
  • Использовать поводки для прогулок на улице — на начальном этапе лучше всего применять страховочные ремни, которые закрепляются подмышками ребенка и позволяют удержать его от падения. Однако использовать их можно только тогда, когда малыш уже более-менее освоил навык ходьбы, а не тогда, когда он научился двигаться только вдоль опоры.

Если карапуз с раннего возраста начинает интересоваться ходьбой, не нужно его одергивать. Каждый малыш индивидуальность и развивается он по своему графику, поэтому ранние первые шаги не могут нанести ему вреда, так как он уже готов к ним. Однако если ребенок протестует и капризничает во время обучения ходьбе, то тренировки лучше приостановить, чтобы избежать проявления негативных эмоций в дальнейшем.

Ребенок еще не освоил горшок: время упущено?

Умение ходить на горшок в годовалом возрасте является чуть ли не главным показателем хорошего воспитания со стороны родителей и послушания со стороны ребенка. Обычно переживания идут со стороны бабушек и дедушек, которые вырастили своих детей, не имея одноразовых подгузников и стиральной машины-автомат. Современным мамам такое в страшном сне не приснится. Потому они не торопятся с горшком и правильно делают.

А как же быть с соседским Ванечкой, который уже с 8 месяцев писает на горшок? Просто не обращать на это внимания. Ванечка писает на горшок, не потому что действительно хочет этого, а потому что у него выработался рефлекс. Его посадят на горшок, 20 минут пошепчут ему «пись-пись» или откроют кран в ванной, ну и затем Ваня пописает. Через пару месяцев ему уже не надо будет ничего шептать и открывать кран — он пописает, лишь сев на горшок. Но в 1,5 года с вероятностью 90% умница-Ванечка покажет свой характер и начнет писать в штаны. И это будет абсолютно нормальным поведением с его стороны и поводом для истерики его мамы, которая посчитает, что Ваня просто взял дурной пример с маленького соседа в памперсе.

Чтобы приучить ребенка к горшку, нужно не только его «правильно воспитывать», но и дождаться того момента, когда созреет его нервная система. То есть, он сможет соединять в одну цепочку следующие события: хочу писать (какать) —говорю маме или иду к горшку сам — снимаю штанишки — сажусь и делаю свои дела. Так вот, требовать и ждать этого от годовалого ребенка недопустимо.

Советы, как уговорить ребенка пойти к стоматологу и лечить зубы

В заключении кратко резюмируем все вышесказанное, сформулируем основные рекомендации для родителей:

При возможности планируйте поход к зубному врачу в первой половине дня. Если визит будет назначен на более позднее время, малыш может «накрутить» себя, раскапризничаться, стать нервным и плаксивым.
Не нагнетайте обстановку перед походом в стоматологию. Даже если есть какие-то мелкие проблемы и неприятности, постарайтесь проигнорировать их, чтобы минимизировать психологический дискомфорт. Если ребенок будет расстроен, это только усугубит его состояние уже в момент проведения процедуры.
Обсуждайте то, какие манипуляции будут производиться в стоматологическом кабинете

А затем попробуйте переключить внимание крохи на какие-то отвлеченные темы. Это позволит дождаться приема без паники и лишних нервов.
Ответственно подходите к выбору клиники и специалиста

Лучше всего, если это будет человек, работающий непосредственно с детьми.
Не нервничайте. Да, не стоит забывать, что от психологического состояния родителя тоже многое зависит. Если вы будете взвинчены и накручены, ребенок почувствует это и быстро перейдет в эту же фазу.
По окончании процедуры обязательно похвалите малыша, как-то поощрите его. Это обеспечит хороший задел на будущее. Если в памяти останутся положительные воспоминания, решиться на следующий поход к специалисту будет проще. Если кроха переполнен эмоциями, дайте ему выговориться и рассказать обо всем.
Регулярно посещайте стоматологический кабинет. Делать это рекомендуется не реже двух раз в год. Почему такая периодичность? Во-первых, она позволяет своевременно выявлять и устранять имеющиеся проблемы. А, во-вторых, она помогает малышу адаптироваться, привыкнуть.
Не обсуждайте лечение собственных зубов при ребенке. Особенно если ваш опыт был отрицательным.
Не запугивайте маленького пациента врачом. Визит в стоматологию не должен быть чем-то устрашающим.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий