Календарь развития ребенка: чему учится ваш малыш каждый месяц от рождения и до года

Новорожденный

Новорожденным ваш кроха считается с момента появления на свет до достижения им возраста 28 недель. Четыре календарных недели — именно такой срок отвела природа на формирование основных навыков. В этот период у маленького человека совершенствуются органы чувств, с помощью которых он будет изучать окружающий мир. Видит он пока только размытые пятна разной яркости, фокусировать зрение новорожденный научится позже. Слух при рождении несколько снижен, но уже на 3-4 день малыш мир точно также, как это делают взрослые. Он хорошо различает вкусы (горькое, сладкое, кислое), осязание довольно развито, поэтому тактильный контакт является очень важным элементом познания мира в первые недели самостоятельной жизни.

Режим дня новорожденного в первый месяц играет большую роль для дальнейшего развития. От того, как родители организуют питание, купание, прогулки и сон, зависит, насколько здоровым и крепким будет расти карапуз. Грудничок олько кажется крошечным и беспомощным. Его умения обусловлены самой природой, и он может не так уж и мало, как думают родители. Новорожденный до 1 месяца демонстрирует рефлексы, которые свойственны только ему, по мере взросления они исчезают за ненадобностью. Оценить основные рефлексы родители вполне могут самостоятельно:

Хватательный рефлекс. Поднесите свой указательный палец близко к ладошке малыша, он обязательно очень крепко ухватится за него.

Рефлекс объятий. Положите кроху на твердую поверхность (например, на столик для пеленания), резко стукните ладонью по поверхности стола. Громкий звук и вибрация вызовут у малыша движения, сходные с движениями взрослого при объятиях — сначала малыш прогнется назад и широко раскинет ручки, а потом он вернет их в положение у грудной клетки.

Ползательный рефлекс. Из положения лежа на животе малыш будет рефлекторно совершать движения, которые используются при ползании.

Шаговый рефлекс. Возьмите малыша под мышки и держите вертикально. Если слегка опереть его ножками на твердую поверхность, он оттолкнется ими, спружинит. Если при этом слегка наклонить тело ребенка вперед, он совершит несколько «шажков» ногами.

Рост и вес

За первый месяц жизни среднестатистический ребенок, будь то мальчик или девочка, прибавляет в среднем от 450 до 700 граммов в весе и 1,5-2 сантиметра в росте. Эти параметры очень индивидуальны, по словам Комаровского, а потому не стоит сравнивать своего ребенка с другими только по этим критериям.

Рекомендации

В первый месяц особое внимание родителям следует уделить формированию рефлексов крохи, установлению четкого режима дня. Уход за новорожденным должен строиться по принципам создания оптимальных условий для развития его иммунитета (купание в прохладной воде по методу Комаровского, прогулки, температура воздуха не более 20 градусов в комнате, влажность воздуха в помещении в пределах 50-70%)

Месяц первый

Когда новорожденный проводит первый месяц дома — он адаптируется к внешнему миру. Он только начинает привыкать к условиям, отличным от утробы матери. Поэтому первый месяц считается питательно-сонным. Так как кроха беспрерывно спит (около 20 часов из 24 в сутки), и ест мамино молоко по требованию, а это очень часто.

В этот период очень важно создать все необходимые условия для комфорта малютки. Температура не должна быть слишком теплой или холодной, пеленки должны меняться по мере необходимости, а кормление своевременным. При этом ошибочно полагать, что малыш не развивается в первый месяц

Да, конечно, его силы в большей степени уходят на адаптацию, но это и есть развитие. А чтобы развитие ребенка проходило правильно, ребенка должна окружать любовь и ласка (разговоры, колыбельные, игры, касания теплыми руками)

При этом ошибочно полагать, что малыш не развивается в первый месяц. Да, конечно, его силы в большей степени уходят на адаптацию, но это и есть развитие. А чтобы развитие ребенка проходило правильно, ребенка должна окружать любовь и ласка (разговоры, колыбельные, игры, касания теплыми руками).

Что малыш уже умеет в месяц:

  • Замечать игрушки ярких цветов, следить за их перемещением, поворачивать голову на звуки. Кстати говоря, первый цвет, который увидит «маленький» — красный.
  • Развивать зрение ребенка через следящие движения стоит все равно. В этом поможет перемещение игрушки красного цвета (расстояние 30 см.) от лица крохи слева направо, снизу вверх.
  • Проверить слух малыша можно перемещением погремушки с несильно резким звуком от одного уха к другому.

Первый месяц жизни малыш еще помнит врожденные рефлексы. Конечно, пропадают они до 4 месяцев, но о них стоит знать:

  • Рефлекс сосания. В этот период малыш может тянуть все в ротик, так как рецепторы вкуса развиты сильнее, чем даже у взрослых. Так дети знакомятся с новым;
  • Водный. Новорожденный отлично помнит плавательные движения. Проверить это можно, вот только из рук выпускать дитя не стоит;
  • Хватательная рефлекторика. Когда мы касаемся этой малюсенькой ладошки пальцем, кроха тут же ее сжимает;
  • Поиск груди. До 4 месяцев ребенок еще не знает максимально точно, где мамина грудь, но в памяти заложено, что если коснуться его щечки, он потянется к ней автоматически;
  • Рефлекторное умение ходить. Как бы удивительно это не звучало, но малыш помнит еще, какими должны быть движения ног. Поэтому поставив его на ножки (придерживая), он станет ими шевелить, будто бы ходит. На самом деле, пойти он не сможет, так как физически его тело к этому не готово, но память штука сложная. В любом случае, скоро грудничок забудет рефлексы и нужно будет учиться им заново.

Совет родителям: некоторые детки в месяц готовы немного приподнимать голову лежа на животе, для них это тренировка, но не стоит ее проводить в первые дни дома. Лучше ближе к 1,5 месяцам и совсем по чуть-чуть, заранее обговорив с педиатром.

Как выбирать игрушки для ребенка

Безопасность и долговечность игрушки

При выборе игрушки необходимо обращать свое внимание на качество и прочность используемых материалов. Например, игрушки из гибкого пластика ребенок может быстро сломать, и игрушка будет представлять опасность для ребенка

Игрушка, сделанная из более прочного материала, будет служить не один год. Обращаем внимание на игрушки, состоящие из маленьких деталей, так как есть риск удушья для маленьких детей, а также риск растерять эти детали, что может послужить причиной для плохого настроения ребенка.

Универсальность игрушки. Использовать игрушку можно в разных аспектах, что позволяет сохранить надолго интерес к ней. Если ребенок играет с игрушкой, которая открывает для него каждый раз новые возможности, то это хорошая игрушка. Игрушка поощряет ребенка к тому, чтобы использовать его возможности, стимулирует его воображение к тому, как найти различные способы использования данной игрушки – это хорошая игрушка. То есть игрушка должна выполнять различные функции. Неоспоримым достоинством универсальной игрушки является то, что она «растет» вместе с ребенком. То есть ребенок будет использовать ее по-разному на протяжении всего его развития. Например, ребенок, играя в конструктор, с возрастом будет создавать из него разные модели, постройки, фигуры. Напротив, если игрушка предполагает только один вид деятельности, то в ближайшее время — это может вызвать незаинтересованность ребенка. И это происходит потому, что от ребенка ничего не требуется в игре с этой игрушкой. Следует избегать игрушек, которые приводят к пассивности ребенка и не стимулируют его на совершение активных действий. То есть игрушка практически не помогает ребенку развиваться, не заставляет его думать, мечтать, воображать, не учит самостоятельно принимать решения, предпринимать какие-то действия.

Игрушка должна доставить удовольствие ребенку, приносить радость. Удовольствие неразрывно связано с игрой. Если нет удовольствия, то для ребенка игрушка – это и не игрушка вовсе.

И главное, ни одна игрушка не может получить ярлык «хорошая игрушка», если она не соответствует возрасту и способностям ребенка. Как вы понимаете, каждый ребенок уникален и имеет свои собственные интересы. И только родители знают хорошо своего ребенка. А именно, где ребенок находится в своем развитии: умеет стоять или сидеть; любит ли трогать, смотреть, слушать, подражать, притворяться; строить дома, мосты, замки; рисовать, лепить, мастерить; играть с другими детьми. Исходя из уровня развития своего ребенка определяем, какая игрушка подходит ему, что дает эта игрушка. Например, она позволяет двигаться ребенку, стимулирует воображение, способствует общению, развивает моторику, мышление.

Задаемся вопросом, что приносит новая игрушка по сравнению с другими игрушками? Она предлагает ребенку новый опыт, возможность развивать новые возможности. Следует избегать покупки игрушек, которые развивают ребенка в одном и том же направлении. Необходимо убедиться, что материал для игры вашего ребенка будет разнообразным

Ответ на эти вопросы позволит сделать связь между этапом развития вашего ребенка и предлагаемыми игрушками, которые удерживают ваше внимание и игрушками, которые уже есть у вашего ребенка. Таким образом вы будете в состоянии сделать более осознанный выбор

Старайтесь не поддаваться искушению, характерному для многих родителей, рассматривать собственного ребенка как опережающего в своем развитии, и покупать ему игрушку, слишком сложную для его возраста. Это лучший способ, чтобы заглушить интерес ребенка к этой игрушке в будущем. Это безразличие, может даже сохраняться в тот момент, когда он будет в возрасте, соответствующем для игры с ней.

Куда девать надоевшие игрушки? Можно сложить игрушки в мешок и спрятать на некоторое время. Потом достать их снова. Детям обычно нравится поиграть с забытыми старыми игрушками, заново перебирать их. Также игрушки можно дарить младшим по возрасту деткам.

Помимо покупных игрушек и игр хорошую службу сослужат различные крупы, макароны, лоскуты тканей разных фактур на ощупь, и даже камни собранные на прогулке.

9 месяцев

На девятом месяце жизни наше чадо становится увереннее, чем прежде. Попытки шагать самостоятельно стремительно растут. Баланс и равновесие ребенка значительно улучшается. Хотя он по-прежнему часто падает на пол.

Передразнивает сам себя в зеркало. Активно участвует в играх, например ладушки, прятки. Получил навык прощания. Главные моменты развития:

  • Без посторонней помощи сидит, встает;
  • Хорошо ориентируется в пространстве. Может выбирать направление движения;
  • Заметно запоминание слов и различие предметов;
  • К нему приходит понимания запретов и разрешений;
  • Разговаривает на своем языке. Близки родственники со временем начинают его понимать.

К концу этого этапа жизни вес составит на 500 граммов больше, а в росте прибавится полтора сантиметра.

Календарь развития ребенка по месяцам

Маленький человечек рождается абсолютно беспомощным. У него имеются простейшие рефлексы: сосательный, глотательный, хватательный и другие. И только тщательный уход и постоянная забота окружающих людей помогут ему вырасти и научиться многим необходимым вещам. За 365 дней из маленького грудничка он превращается в подвижного любознательного человечка.

Каждый малыш индивидуален и нет двух похожих. Но существуют общие закономерности и этапы, которые обязательно проходят в своем развитии дети. И мамам можно посоветовать опираться на них. Но не нужно тщательно выверять по месяцам каждый шаг, следует ориентироваться именно на свое любимое чадо.

Психическое развитие ребенка до года

Нервно-психическое развитие детей от рождения до года протекает одновременно в нескольких сферах: сенсорное восприятие, грубая и тонкая моторика, эмоции, речевая коммуникация. Чтобы малыш учился контролировать свое тело и свободно овладевал моторными навыками, не следует его туго пеленать или иным образом ограничивать движения. Дефицит двигательной активности может вызвать задержку психомоторного развития. С трехмесячного возраста можно начинать тренировать мелкую моторику рук. Сначала это может быть массаж кистей, затем простые игры с разгибанием и сгибанием пальчиков. Во втором полугодии малышу будут очень интересны всевозможные манипуляции с предметами. Нужно поощрять его интерес, предлагать ему пирамидки, кубики, мячики, коробочки с крышками и т. д.

Еще быстрее, чем телесные движения, у новорожденных развиваются зрение и слух. Родителям необходимо учитывать, что малыши до года остро нуждаются в чувственных впечатлениях. Младенцам нравится изучать незнакомые вещи, щупать их, пробовать на вкус. С первых месяцев новорожденный активно реагирует на звуки, движущиеся объекты, яркие предметы. Мамам и папам нужно как можно чаще предлагать малышу новые игрушки, играть с ним, знакомить с разнообразными предметами, включать музыку. Чем более разнообразна среда, в которой пребывает ребенок, тем интенсивнее протекает его психическое развитие.

Начиная с трехмесячного возраста карапуз все больше нуждается в общении со взрослыми. Но эмоциональный контакт родителей с малышом устанавливается еще раньше. Для новорожденного младенца очень важны нежные прикосновения и ласковый тон голоса. Со второго месяца ребенок уже способен отреагировать улыбкой и общим оживлением на приятные действия со стороны близкого человека. Ребенок учится выражать эмоции, копируя мимику, жесты и интонации мамы и папы. Чем насыщеннее и доброжелательнее общение малыша с родителями, тем быстрее сформируются нужные умения и навыки в эмоциональной и речевой сферах ребенка.

3-6 месяцев

Для детей от 3 до 7—8 месяцев жизни наиболее важны дидактические игрушки, направленные на развитие основных видов чувствительности, а также на постепенное формирование произвольности действий малыша. Игрушки должны быть яркими, простыми по форме и желательно такими, чтобы сам ребенок мог в них что-то изменить. Хорошо, если с их помощью малыш сможет издавать какой-нибудь звук.

Игрушки могут быть разными по рельефу (например, пластмассовый ежик полезен для формирования кожной чувствительности). Это могут быть всевозможные подвески с разноцветными кольцами, шариками, палочками, ежиками на шнурах

Изменяя положение шариков, взрослый может активно привлекать к ним внимание ребенка

К середине первого года ребенок, случайно захвативший кольцо на такой гирлянде, начинает им манипулировать и тем самым раскачивать висящие сверху шарики, которые, в свою очередь, создают перестук. Ребенок видит результат действия своей руки, повторно добивается вызываемого эффекта. Тем сам развивается координация действий глаза, руки и уха. Данные игрушки направлены на то, чтобы ребенок научился управлять своим взором, следя за движущимися объектами. И даже если малыш еще не научился пользоваться руками, ему просто нравится смотреть на ярко окрашенные предметы, подвешенные над кроваткой.

В качестве варианта детские психологи предлагают над кроваткой уже 5-6-месячного ребенка прикреплять специально разработанные бусы-подвески. При перемещении бусины по шнуру вначале взрослым, а затем и самим ребенком меняется пространственная и цветовая композиция

Важно, чтобы мелкие детали свободно проходили через более крупные, и сначала взрослый, а потом и ребенок мог перемешать их. Также можно использовать подвеску с зеркалом. Ребенок видит в зеркале свое отражение, общается с самим собой, еше не зная, что это он, и видит другие детали пространства

Ребенок видит в зеркале свое отражение, общается с самим собой, еше не зная, что это он, и видит другие детали пространства.

После 5—6 месяцев ребенку нравится держать предметы в руке, греметь ими, жевать их. Особенно хороши пластиковые игрушки (например, маленькие кольца, надетые на большое кольцо), потому что с них не сходит краска и их не прокусишь, как целлулоидные игрушки.

Ребенок стремится познать мир посредством рта, поэтому позаботьтесь, чтобы малыш не смог проглотить игрушку или ее детали.

Если игрушка будет издавать разнообразные звуки, то карапуз будет просто в восторге (проследите, чтобы звучание было не слишком громким).

Лучшие развивающие игрушки для малышей до 6 месяцев – это погремушки, которые позволяют крохе окунуться в неизведанный мир физических свойств окружающих предметов, который ребенок исследует при помощи органов чувств.

  Трехмесячный малыш уже более активно интересуется окружающими предметами. Можно использовать гирлянду на резинке, которую крепят к коляске, а к ней прикрепить длинные погремушки, которые малыш будет раскачивать, и извлекать из них звук.

С 4 месяцев малыш уже осознанно тянется к заинтересовавшим его игрушкам, пытается достать их.  Когда малыши самостоятельно переворачиваются на животик, то хорошо во время бодрствования устроить кроху на полу на теплом одеяле и положить вокруг него разные игрушки. Подойдут различные погремушки, резиновые, пластиковые и деревянные предметы без острых углов и мелких деталей, а также мягкие неворсистые игрушки.

Психические и когнитивные навыки: что важно

Стадии развития ребенка до года прописаны на основании средних показателей. Есть дети-торопыжки, есть те, кто осваивает все несколько медленнее. Но чаще всего малыши преуспевают в одном и немножко отстают в другом – например, физическое развитие опережает когнитивное или наоборот.

Неравномерность – нормальное явление, если в целом стадии развития ребенка до года проходят достаточно своевременно

На что обращать внимание?

  • Комплекс оживления может возникать уже в конце первого месяца и обязательно должен появляться в два: малыш при приближении объекта или предмета, новых звуках сначала замирает, сосредотачивается. Затем начинает двигать ручками и ножками, строить рожицы, улыбаться, произносить всяческие звуки, похожие на гуление, дыхание и сердцебиение учащаются.
  • Если первые признаки появления комплекса оживления с замиранием и фиксацией можно не заметить, то пропустить его полный комплект невозможно, настолько это бурная реакция.
  • Появление социальной улыбки в два месяца: это не случайные гримаски у грудничка, а улыбка, которая появляется при виде родных. С этого времени общение с близкими становится важнейшим занятием для ребенка: исследования доказали, что именно социальные контакты до года – залог успешного раннего развития детей.

Отсутствие комплекса оживления и улыбки – повод для обязательного обследования у врача!

  • Гуление и лепет – важнейшие этапы, первое становление функции речи. Если данные стадии развития ребенка до года не появляются, это указывает на серьезную проблему. Необходимо проверить слух ребенка и его неврологическое здоровье.
  • Развитие мелкой и крупной моторики также указывает на соответствие нормам: в три месяца ребенок старается схватить и удерживать легкие предметы в руках, к полугоду способен не только хватать то, что предложат, но и тянуться к игрушкам, подползать к ним, умеет перекладывать погремушку из одной руки в другую.
  • Удержание головки на весу – маркер развития, который появляется в месяц. К трем малыш может приподнимать голову и плечики, опираясь на согнутые ручки. Перевороты на живот и на спинку в норме осваиваются к четырем месяцам.
  • К шести положено уметь вставать на четвереньки и раскачиваться – это предпосылки ползания. В 10 месяцев начинается ходьба с опорой, а в среднем к году большинстве детей способны сделать первые шаги без поддержки.  

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Начинаем ходить

Без помощи родителей и опоры ребенок должен начать ходить не позже 12–14 месяцев. Не ждите полутора лет, как написано во многих европейских книжках.

Разумеется, делайте скидку на характер и темперамент своего малыша. Например, есть дети тревожномнительные, очень осторожные. Их психоэмоциональные особенности проявляются и в “освоении” ими пространства, в моторике. Такой малыш, научившись стоять без опоры, свой первый шаг сделает не завтра.

Но чуткий контроль родителей нужен и здесь — не списывайте все на характер ребенка, при малейших сомнениях консультируйтесь с педиатром.

Никогда не сравнивайте своего малыша с другими детьми, ведь особенности именно вашей беременности, вес и рост ребенка при рождении, наследственные факторы, тип вскармливания — все это влияет на его психическое, физическое и эмоциональное развитие. Сравнивайте ребенка с ним же самим, но на предыдущем возрастном этапе. Прогресс будет очевиден.

Одиннадцать-двенадцать месяцев

В этом возрасте малыш уже совсем большой и взрослый. Он активно самостоятельно передвигается, садится, ползает и встает, может пройти небольшое расстояние без опоры. Ребенок понимает простые просьбы и строгую речь, называет большинство предметов, учится говорить первые слова.

Ребенок в год старается проявлять самостоятельность. Он сам кушает ложкой, пьет из кружки, надевает носки и обувь. Дети ярко реагируют на новую игрушку, незнакомую обстановку и чужого человека. Интересно, что малыши любят похвалу, при этом понимают, когда их ругают, и знают, что такое “нельзя”.

Ребенок умеет утвердительно или отрицательно качать головой, захватывать бусинки. Он любит музыкальные игрушки и книжки с яркими картинками. В год малыш встает из положения на корточках и самостоятельно ходит, пользуется ложкой и чашкой, умеет жевать твердую пищу. Поэтому рацион грудничка значительно расширяется. Крохе можно давать рыбу и мясо, молочные продукты и яйца, многие овощи и фрукты, печенье. Детям начинают готовить молочные каши и легкие блюда.

В год младенец может перешагивать препятствия и приседать, чтобы поднять предмет с пола. Он собирает и разбирает игрушки, знает, как пользоваться различными предметами (веником, молотком, телефоном). Любознательный малыш активно принимает участие в одевании, питании, чистке зубов, купании и других подобных процедурах.

Ребенок в год понимает, что ему говорят, повторяет звуки за телевизором, взрослыми. При этом собственный словарный запас малыша составляет уже 10-15 слов. В большинстве случаев детки уже самостоятельно ходят без опоры. У ребенка формируется вкус, и он может легко отказаться от еды, которая не нравится.

Мы рассмотрели основное развитие ребенка по месяцам до года. Оно достаточно условно, как и физические показатели. Многое зависит от воспитания, характера и темперамента ребенка. Давайте подробнее рассмотрим такие показатели, как охват головы и груди, вес и рост ребенка по месяцам.

Развитие ребенка: первый месяц жизни

В связи с адаптацией к новой жизни, первый месяц новорожденного является самым трудным, как для ребенка, так и для мамы. Новорожденный проводит в состоянии сна около 70%. Во сне он растет ( за месяц может подрасти на 2-3 см), и легче переносит период привыкания к новым условиям жизни. Во время бодрствования ребенок совершает неосознанные махи ручками и ножками, которые пока находятся в тонусе. Поэтому ручки зажаты в кулачок, а ножки поджаты в коленях.Жизненно важным аспектом является питание. Предпочтительнее грудное вскармливание, во время которого формируется эмоциональная связь между мамой и ребенком. В течение первого месяца жизни малыш прибавляет в весе примерно на 600-700 гр.К концу первого месяца жизни новорожденный:

  • Прислушивается к посторонним шумам и разговорам.
  • Смотрит на яркие игрушки и лица окружающих.
  • Узнает голос и запах мамы.
  • Выражает эмоции плачем.

Малыш рождается с определенным набором рефлексов, которые спустя нескольких месяцев угасают:

  1. Сосательный. При прикосновении к губам или щеке, ребенок откроет рот и будет двигать языком как при сосании.
  2. Плавательный. Если поддерживая ребенка окунуть в воду, он будет пытаться плыть.
  3. Хватательный. Если прикоснуться к ладошке малыша, он будет сжимать ручку в кулачок.
  4. Поисковый. При поглаживании уголка рта, ребенок повернет голову в сторону прикосновения.
  5. Шагательный. При поддержки в вертикальном положении, слегка наклоните ребенка вперед. Малыш будет пытаться совершать шагающие движения.

Рост и вес ребенка по месяцам до года (таблицы ВОЗ)

Прибавку необходимо отсчитывать от веса с момента выписки из роддома (не при рождении), учитывая физиологическую потерю массы.

Изменения по месяцам:

  1. В 1 месяц при нормальном питании (преимущественно грудное вскармливание каждые 3 часа) ребенок набирает около 600 г и больше и вырастает на 2,5-3 см.
  2. В 2 месяца он прибавляет еще 700-800 г и 3 см роста.
  3. К 3 месяцам вес и рост увеличиваются на 800 г и 2,5 см соответственно.
  4. В 4 месяца — до 750 г и 2,5 см.
  5. В 5 месяцев — 700 г и 2 см.
  6. В 6 месяцев — 600 г и 2 см.
  7. В 7 месяцев — 600 г и 2 см.
  8. В 8 месяцев — 550 г и 2 см.
  9. В 9 месяцев — 500 г и 2 см.
  10. В 10 месяцев — 450 г и 1,5-2 см.
  11. В 11 месяцев — 400 г и 1,5 см.
  12. К 1 году масса ребенка увеличивается в 3 раза от момента выписки из роддома, малыш вырастает на 25 см.

Примерно после полугода младенец начинает активно двигаться: ползать, сидеть, переворачиваться, ближе к году — стоять и ходить, поэтому масса тела в эти периоды увеличивается все медленнее. В общей сложности в первые полгода вес становится на 2/3 больше от набранного за год, а во второе полугодие — еще на 1/3.

Более точно антропометрические данные в первый год жизни описаны в таблицах ВОЗ в соответствии с полом ребенка. Они содержат не только оптимальные параметры, но ее нижнюю и верхнюю границы нормы, а также самый низкий и высокий рост. Ведь все дети не могут расти одинаково, на это влияют различные факторы (пол, наследственность, условия среды и т.д.).

Если параметры ребенка ближе к границам нормы, необходимо задуматься, есть ли предпосылки для этого (например, рост родителей, факторы среды, болезнь ребенка, недостаточное питание и т.п.).

Если есть объективное объяснение существующим показателям, то волноваться не стоит, если их нет, то нужно проконсультироваться с врачом — возможно, это начало заболевания.

Таблицы ВОЗ были модернизированы около 10 лет назад на материалах исследований и наблюдений за детьми разных возрастов, культур и национальностей, которые находились в благоприятной среде, способствующей положительному физическому развитию.

Антропометрические таблицы ВОЗ для девочек от 0 до 12 месяцев:

Антропометрическая таблица для девочек.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий