Почему ребёнок вас не слушается: 2 главные причины

Если ребенок не слушается и(или) ничего не делает – что вместо наказаний и назиданий?

1.Наше Принятие

Нам стоит выкинуть из головы все существующие идеалы и собственные проекции на ребенка. И принять его таким, какой он получился. Не вешать на него собственные нереализованные стремления и мечты.

2. Наше Понимание

Дети очень часто хотят, чтобы родитель просто сказал: «Да, я понимаю, ты чувствуешь то-то и то-то (в соответствии  с тем, что ребенок сам сказал! А не в соответствии со своими проекциями). Я вижу, как тебе нелегко. Я готов(а) дать тебе совет, если он тебе нужен. Он тебе нужен?»

3. Наша Поддержка

Поддержка в начинаниях и стремлениях самого ребенка, а не в том, чего хотят от него родители.

Человек – существо уникальное. Его собственные способности и жизненный опыт ооочень отличаются от наших. Именно поэтому он будет делать то, что хочется ему, а не нам. Мы желали видеть его великим пианистом – а он  хочет дрессировать собак. Пусть дрессирует, поддержите его!

Скажите «Всё у тебя получится, ты справишься!»

Особенно важно это в периоды и моменты, когда он в не ресурсном состоянии, грустный, подавленный

4. Родная кинестетика – обнимашки

Психологи советуют обнимать ребенка не менее 8 раз в день для того, чтобы он рос здоровым и счастливым.

О важности обнимашек говорит тот факт, что когда я как психолог спрашиваю у взрослых дядь и тёть, чего им больше всего не хватало от родителей, — они в 8 случаях из 10 говорят «объятий»

5. Просто, Выслушать

Просто, чтоб ребенок увидел, что он со своими чувствами и переживаниями вам ВАЖЕН. Это очень помогает, если ребенок не слушается!

Именно поэтому считаю, что переориентация с «важности моих взрослых дел» на ребенка – крайне желательна!

На практике это выглядит так. Если сын/дочь хочет рассказать, поделиться, — откладываем в сторону все свои дела  (в большинстве случаев, за исключением самых важных). И — слушаем, понимаем и поддерживаем.

Эти моменты – они бесценны.

Именно они, а не желание «вкусно накормить, красиво одеть» формируют ваши тёплые, доверительные отношения с ребенком на долгие годы и всю жизнь.

Именно за них ребёнок любит нас и готов заботиться о нас в старости.

И, именно они помогают ему чувствовать себя достойным, значимым человеком.

6.Позволить ошибаться

Это значит, позволить детям испытывать свои трудности и преодолевать их. Именно если ребенок не слушается. И именно если ребенок ничего не делает.

Иногда провожу такую метафору: Что будет, если мы нашего малыша, который учится ходить, будем всегда держать за руку и не отпускать, чтобы «не ушибся»? Если мы ни разу не позволим ему упасть?

Ответ такой: Он не научится ходить. Не научится группироваться при падении. И, как следствие, не станет сильной, самостоятельной личностью.

Это все приемы намного эффективнее решают проблему «Ребенок не слушается» и «Ребенок ничего не делает».

Причины детского непослушания

Поведение ребенка обусловлено двумя важными факторами: психологическими особенностями и особенностями воспитания.

Важно понять, что оба фактора воздействуют одновременно. Нельзя оправдывать поведение детей их особенностями – нужно признать неспособность учитывать эти особенности в процессе воспитания

Непослушание детей может быть вызвано рядом факторов.

Возрастной кризис. Возрастная периодизация подразумевает несколько переходных моментов, которые могут сопровождаться неадекватным поведением. Самыми яркими являются: кризис трех лет (переход из раннего детства в дошкольное), кризис семи лет (переход из дошкольного детства в младший школьный возраст) и подростковый кризис. В эти периоды дети плохо управляемы, так как пытаются выйти из-под контроля взрослых.

Большое количество ограничений и требований. Запреты эффективны, только если их небольшое количество. Если ребенок постоянно слышит слово «нельзя», это вызывает у него возмущение, а затем протест, выражающийся в непослушании. Попробуйте посчитать, сколько раз вы говорите «нельзя» ребенку в течение дня. Если окажется, что число запретов велико, то задумайтесь над тем, как ребенку познавать окружающий мир, если ему все запрещается.

Вседозволенность. Полное снятие ограничений и запретов также негативно сказывается на детском воспитании – не стоит думать, что таким образом ему обеспечивается счастливое детство. При возникновении ограничения ребенок становится бесконтрольным. Воспитать в ребенке уважение к другим людям, способность к сочувствию становится невозможным, так как длительное время он прислушивался только к своим потребностям. Любая попытка взять сына или дочь под контроль приведет к непослушанию.

Дефицит внимания со стороны окружающих

Часто непослушание является попыткой ребенка привлечь к себе внимание. Родители заняты на работе, решают семейные проблемы или им просто нет дела до своих детей

На детских площадках можно встретить мам, уткнувшихся в телефоны и периодически следящих за передвижением собственных детей. Дома родители заменяют свое присутствие дорогими игрушками, а сами заняты работой по дому или сидят за компьютером. Маленький человек желает общения с родными. Он просит поиграть с ним, почитать ему, но чаще всего слышит отказ. И только когда ребенок не желает выполнять требования взрослых, родители обращают на него внимание.

Отсутствие единства требований. В большой семье каждый имеет собственные взгляды на воспитание. Если они не совпадают, то ребенку трудно соответствовать всем требованиям одновременно. Поэтому он чаще всего выбирает самую удобную для себя модель поведения – непослушание.

Семейные проблемы. Множество семей испытывают проблемы взаимоотношений, выражающиеся в частых конфликтах. Решая свои проблемы, родители часто не уделяют достаточного внимания своим детям. Некоторое время ребенок остается в тени проблем взрослых, а затем начинает выходить из-под родительского контроля.

Развод является очень сильным стрессом для детей. Его последствия для детской психики непредсказуемы, и непослушание – не самое опасное из них.

Отсутствие родительского авторитета. Важная причина детского неповиновения. Взрослые – первые и основные учителя для своего ребенка. Они должны постоянно показывать хороший пример, но часто этого не делают.

5 Боится экспериментировать, не решается на новое

Речь — это еще и проявление спонтанности. Ребенок начинает лепетать и совсем не контролирует этот процесс, не думает о нем

Очень важно, чтобы он чувствовал себя свободно, комфортно. Может ли ребенок свободно передвигаться по комнате, есть ли у него возможность поиграть с игрушками так, как он хочет? Насколько он может проявить спонтанность, игривость?

Если ребенок боится проявить себя, он играет в однообразные игры, редко изменяет правила и свое поведение, а если и решится на что-то новое, обязательно наткнется на строгое родительское «нельзя» — и вряд ли быстро начнет говорить. Ведь речь — это тоже новое и неизвестное. Кто его знает, скажет еще чего, снова все будут недовольны. Лучше уж молчать. Так проще, так безопаснее.

Как вести себя родителям, если ребенок начинает делать все наперекор

Психологически дети очень ранимы и не каждый способен без последствий выдержать всплески родительских эмоций. Чувствуя давление, ребёнок начинает выстраивать защитный барьер и ищет ту форму поведения, которая в определенной ситуации оказывается более действенной. Одной из таких реакций на запреты и приказы становятся действия «назло», которые выражаются в непослушании, игнорировании просьб и истеричном поведении. Пока отношения не изменятся, он будет вести себя так, как не нравится родителям. Чтобы восстановить нормальное общение, взрослым придётся очень постараться.

Решайте проблемы мирным путем

Когда ребёнок протестует и делает все назло, не пытайтесь угомонить его силой. Это проигрышная стратегия. Не демонстрируйте своё превосходство и всегда договаривайтесь заранее. Не надо выключать телевизор и заставлять его незамедлительно отправляться в кроватку. Даже взрослым неприятно, когда что-то увлекательное прерывается в самый интересный момент. Ребёнок отреагирует протестом и недовольством. Попробуйте заранее и спокойно сообщить, что как только мультик закончится, мы выключим телевизор и будем спать.

Не уступайте, пытаясь прекратить истерики

Если Дети кричат, топают ногами и устраивают истерики, соблюдайте терпение. Они прекрасно пользуются своим обаянием, чтобы добиться желаемого. Многие хитрецы могут сделать вид, что слушают и соглашаются, но они уже заранее решили, что сделают все по-своему. Если постоянно уступать, непослушание станет привычкой.

На агрессию и капризность отвечайте любовью

Сдерживайте раздражение в ситуациях, когда ребёнок вредничает и плохо себя ведёт

Продолжайте заниматься своими делами, не разговаривайте и не обращайте внимание на разбушевавшегося малыша. После того как он устанет проявлять характер, обнимите, поцелуйте и расскажите, как вы его любите

Со временем он поймет, что криками и, делая все назло, он ничего не добьётся.

Предлагайте альтернативу

У деток должен быть выбор. Если родители его предлагают, конфликты исключены. Это может касаться еды, одежды, развлечений и т. д. Когда дети не чувствуют давления, у них просто нет повода действовать наперекор.

Учитывайте возраст

С поведением «назло родителям» чаще всего сталкиваются в возрасте от 1 до 3 лет. В этом возрасте малыши ещё не способны оценить безопасность и разумность своих желаний, поэтому на родительское «нет» или «нельзя» реагируют истерикой или непослушанием. Если желание исполнимо, осуществите его. Если оно небезопасно, попробует отвлечь игрой или прогулкой. Когда эти способы не работают, просто оставьте запрет и примите любые эмоциональные реакции спокойно и с любовью. В таких ситуациях бессмысленно ждать послушания, злиться, кричать и пытаться вразумить.

В 4 года дети уже воспринимают и слушают объяснения, но до 7–8 лет ко всем запретам относятся несерьёзно

Они не понимают их важности, например, зачем от них требуют мыть руки и чистить зубы. Им сложно уяснить причину, но, когда мама доходчиво, в понятной и правильной форме всё объясняет, ребёнок начинает воспринимать эти действия как что-то важное, обязательное и полезное

Как изменилось общение с детьми

Где-то через неделю после посещения моего семинара Эвелин рассказала, что использование всего лишь нескольких новых стратегий существенно улучшило поведение ее мальчиков.

«Я стала в обязательном порядке уделять несколько минут в день тому, чтобы послушать музыку вместе с Эдди, и воздерживаться от любых советов в его адрес, когда он разозлен. Конечно, все еще далеко от совершенства, даже очень далеко. Но я не могу не отметить произошедшие изменения».

Эвелин остановилась, пытаясь подобрать правильные слова. «Он стал намного мягче… Более открытым по отношению ко мне. Он уже не оказывает такого сопротивления, как было раньше, когда я прошу его помочь мне».

Эвелин продолжила свой монолог, рассказывая об изменениях во взаимоотношениях с ее вторым сыном. «Все стало намного лучше, когда я начала смотреть на вещи с точки зрения Мэтью и перестала нападать на него. Я стараюсь избегать любых ситуаций, которые могли бы вызвать в нем реакцию сопротивления.

Удивительно, насколько быстро все изменилось в лучшую сторону в нашем доме, как только я перестала контролировать их поведение и сосредоточила все внимание на собственном подходе к происходящему и на укреплении взаимоотношений с сыновьями»

Правила общения с ребенком 2-х лет

Малышу в возрасте двух лет особенно необходимо понимание со стороны родных и близких ему людей. Если он капризничает и не слушается, необходимо спросить у него самого, почему он поступает именно так. Зачастую это помогает ему самому осознать собственную неправоту.

Так, если после игры ребенок не собирает свои игрушки, можно собрать их в коробку и временно спрятать. Через некоторое время он поймет, что может потерять все свои любимые игрушки. Если же он проявляет чрезмерный интерес к бьющимся предметам в шкафу, то их нужно просто убрать в недоступное место. В случае необоснованных капризов, родители могут просто уйти в другую комнату. По прошествии некоторого времени малыш, успокоившись, последует за ними

До прекращения истерики внимание на него обращать не стоит

Для того чтобы ребенок в 2 года слушался родителей, специалисты советуют им придерживаться трех основных правил:

  1. Ребенка до 3 лет наказывать бессмысленно. До этого возраста они еще не осознают, из-за чего получил наказание. Поэтому в этом возрасте лучше предпочесть путь подробного объяснения его поведения.
  2. В общении с двухлетним ребенком важна последовательность. То есть, если прыгать с дивана ему не разрешается, то даже в самом лучшем расположении духа родителей, разрешать это делать ему нельзя. Иначе он просто обидится, ведь ребенок не поймет, почему то, что можно вчера, сегодня уже нельзя.
  3. Общаться с ребенком нужно на равных. Его нельзя ни оскорблять, ни унижать даже за разбитую посуду.

Но в отдельных случаях ребенок 2 лет может беспричинно истерить. В таком случае ему стоит дать вволю поплакать. Вполне возможно, что его нервная система перегружена и нуждается в разрядке.

6 Сдерживает злость, эмоции

Речь тесно связана и с эмоциями. Поиграем со словами: задержка речи, задерживание эмоций, сдерживание. А не сдерживает ли ребенок злость, например?

Вопрос «как он злится?» я задаю каждой маме. И часто получаю ответы, которые кричат о сдерживании эмоций:

  • «не злится, только хнычет»;
  • «у нас вообще в семье не принято злиться»;
  • «да что вы, он очень добрый и милый»;
  • «нам всегда удается договориться, он все понимает».

Ребенок не может не злиться! Злость — естественное чувство, злятся абсолютно все. Вот только в обществе у нас злость не поощряется. С детства учат, что добро побеждает зло, что злым быть — это некрасиво, плохо. Вот и учат держать эмоции в себе, сдерживать. Многие взрослые так и не научились контролировать свои чувства, поэтому предпочитают сдерживать злость, не проявлять ее и тому же учат детей.

У меня есть опыт работы с агрессивными детьми с задержками развития речи. Когда мы начинали прорабатывать агрессивные чувства, проговаривали их, вытаскивали наружу, пытались отреагировать, рассказывали о них матери, развивалась и речь ребенка, возникала потребность в общении.

Бывает, дети не выговаривают твердые звуки, звуки «р», «ш». Если немного пофантазировать, «рррррр» — это рычать, волк, тигр, собака. «Шшш» — это, например, змея. Тоже злость, тоже эмоции. Если у ребенка любая злость под запретом, он никак не сможет ее выразить, даже символически. Значит и рычать он тоже не будет, будет проглатывать звук «р», заменять его на более мягкий, «смягчать» речь, чтобы не дай бог не подумали, что он злится.

Как заставить ребенка слушаться с первого раза: секреты мудрых родителей

Как заставить ребенка слушаться с первого раза: секреты мудрых родителей

Приветствую вас, дорогие друзья! Яблоко от яблони недалеко падает и это на самом деле так. Замечали ли вы когда-нибудь, что у умных и успешных родителей растут умные дети, которые стараются им во всем подражать?

И напротив, когда родители неблагополучные или банально не знают принципы воспитания детей, их чадо растет разбалованным, закомплексованным, ленивым, эгоистом и т.д. Да, конечно бывают и исключения из правил, но такое встречается крайне редко.

Чтобы ребенок учился хорошему, его для начала необходимо научить послушанию. Сегодня вы узнаете, как заставить ребенка слушаться с первого раза.

Очень важно выработать именно привычку слушаться. Вы должны быть авторитетом для своего чада, тогда он будет внимательно прислушиваться к вашим словам и делать то, что вы от него требуете

Обучайте ребенка правильной жизни с ранних лет. На примере сказок рассказывайте, что есть в жизни хорошо, а что плохо. Правильным также будет на своем примере не только рассказывать, как нужно делать, но и показывать. Например, что свои вещи нужно складывать на место, оказывать помощь людям, если она им требуется, питаться правильно, чтобы быть здоровым и так далее.

Плохую тактику поведения выбирает тот родитель, который только и делает, что поучает своё дитё, без конца его контролирует. Ежедневное верещание беспокойной мамаши или папаши приводит к тому, что все просьбы пролетают мимо ушей ребенка.

Очень важно знать каждой женщине о главных критериях идеальной мамы

Отчитывайте ребенка только по делу, а в остальном молча наблюдайте, если нужно подправляйте, но не мешайте ребенку проживать детство. Проще воспитывать детей тем родителям, у которых есть любимое дело, увлеченные и погруженные в своё занятие, они не находят времени на бесконечные споры и разбирательства с ребенком.

Многое еще зависит от возраста. Так, научить послушанию мальчика подростка, сами понимаете, нелегко и часто здесь нужен мужчина с твердым, но справедливым характером

А вот воспитывать маленького ребенка намного легче и чем раньше вы начнете уделять внимание его послушанию, тем будет лучше

Если вы воспитываете девочку, то читайте важные рекомендации для мам.

Идеальный возраст для обучения послушанию – до двенадцати лет. А после уже формируется личность, поэтому человек должен заниматься самовоспитанием, а вы помогать и направлять его решать жизненные цели и задачи.

Это значит, что вы должны стимулировать своего ребенка выполнять те действия, которые он любит. К примеру, когда за столом собралась вся семья, и вы знаете, что ваше дите сейчас будет просить у вас тосты, опередите его и скажите: «держи свои любимые тосты!».

Когда ваша дочь танцует под веселую музыку, прихлопывайте ей и говорите «молодец!». Маленький сынишка при виде машины начинает восхищенно умиляться, вы ему скажите, чтобы он прогудел, как машина.

Таким образом, с самых ранних лет вы приучаете своего ребенка слушаться вас в элементарных, на первый взгляд, вещах.

Если вы порой не можете справиться с поведением своего чада, научитесь подстраиваться или договариваться.

Ваш карапуз будет расти умным, если вы сумеете научить его пользоваться разумом. Объясните, что есть хорошо, а что плохо и умейте с ним договариваться. Разговаривайте с дитем так, будто он уже взрослый. Учите его ответственности и уметь выполнять обещания. Это качество очень ценится в людях.

Например, сын хочет играть на площадке, а у вас мало для этого времени. Объясните, что вы сейчас пойдете на площадку на полчаса, а затем пойдете домой, потому что нужно готовить кушать.

Попросите у малыша, чтобы он пообещал вам, что, когда придет время уходить, он не будет закатывать истерик и сразу согласится с вами. Если он начнет ныть и просить вас остаться, скажите, что так вести себя некрасиво и нужно сдерживать свои обещания.

Ваш малыш уже не закатывает истерик, умеет договариваться, слушается в мелочах. Однако, еще не привык к серьезным требованиям. Начните с малого: просите, чтобы он сам клал себе кашу в рот, не обижал других детей, поднимал рукавичку с пола. Не нужно давить и требовать невозможного.

Приучите ребенка к тому, что он должен прибегать к вам без поощрений. Если не получилось с первого раза, значит повторите снова

Акцентируйте внимание на то, что он заставляет вас ждать, когда мама или папа зовет. Но не ругайте, говорите, что надо приходить сразу

Все эти хитрости помогут вашему ребенку слушаться сначала в элементарных вещах, а в дальнейшем он будет расти ответственной и организованной личностью.

Обязательно почитайте мою статью о вреде телевизора для детей, в ней раскрывается главный секрет успешного воспитания.

Как завоевать доверие

Взаимопонимание между родителями и детьми – основа послушания. Установить доверительные отношения удается при соблюдении простых рекомендаций:

Уверенность в родительской поддержке и помощи, возможность задать им волнующий вопрос без опасения, что родители рассердятся – верный путь к доверию.
Взрослым рекомендуется советоваться с детьми в решении простых вопросов. Это поднимет их самооценку в собственных глазах, и необходимость протеста с целью самоутверждения отпадет. Однако следует придерживаться гибкости, чтобы ребенок все же воспринимал родителей в качестве защитников и главных членов в семье.
Заслуженная похвала формирует у ребенка уверенность и благодарность за оценивание достижений и успехов

Кроме этого, у детей появляется желание постоянно радовать родителей своими поступками.
Для малышей, равно как и для подрастающих детей, немаловажное значение при общении с родителями имеют объятия и зрительный контакт. Одобрительный взгляд располагает ребенка к родителям, успокаивает его.
Достойное поведение родителей в семье становится примером для их детей.

4 ПРИЧИНЫ ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА – Почему ребенок не слушается и что с этим делать?

Ознакомление с причинами детского непослушания и способами его преодоления – первый этап в преодолении неправильно сформированного поведения. Основа поддержания дружественных взаимоотношений с детьми кроется не в авторитарном подавлении их личностных качеств, а в способности найти правильный подход к ребенку и наладить доверительные отношения с ним.

Почему ребёнок не слушается

Родители часто спрашивают меня, как детского и семейного психолога: «Ребёнок не слышит, что я ему говорю», «С ним невозможно договориться», «Мой ребенок не слушается. Что делать?»

Чтобы разобраться с этим, нам нужно ответить на вопросы: Почему ребенок не слушается? Что он хочет вам этим сказать, чего добиться? Какие есть причины непослушания ребёнка? И как правильно реагировать в каждом конкретном случае?

В этой статье мы подробно и с примерами разберем 5 самых распространённых причин почему ребенок не слушается и что мудрый родитель может сделать в каждом конкретном случае, чтобы наладить с ним отношения.

Как предотвратить непослушание

  1. Четко контролируйте и мотивируйте запреты. Их не должно быть много. В основе – личная безопасность ребенка. Запрет действует всегда.

  2. Соотносите число наказаний и поощрений. Не допускайте частых наказаний ребенка. Чаще хвалите детей.

  3. Используйте методы переключения детского внимания. Не следует подключать свое упрямство к упрямству ребенка. Будьте более гибкими в отношениях с детьми.

  4. Не повторяйте несколько раз свои требования и просьбы и не переходите на крик. Это приведет к тому, что ребенок привыкнет, что его нужно просить несколько раз, и будет реагировать только на повышение голоса. Добивайтесь выполнения просьб с первого раза.

  5. Старайтесь в общении с детьми как можно реже использовать частицу «не». Выражения «не бегай», «не прыгай», «не кричи» звучат как запреты. Их нужно заменить разрешениями: «ходи спокойно», «играй на ковре», «говори тихим голосом».

  6. Не реагируйте на протесты и демонстративное поведение детей. Говорите с ребенком спокойно или найдите возможность, чтобы он успокоился.

  7. Соблюдайте в семье единство требований к воспитанию детей. Не позволяйте родным нарушать общие правила.

  8. Уделяйте ребенку достаточно времени. Время, проведенное вместе с ребенком, оставит позитивный отпечаток на всю его жизнь.

  9. Уважайте детские интересы и желания. Не ставьте свои интересы выше детских.

  10. Избавьте детей от участия в семейных конфликтах.

Детское непослушание не появляется ниоткуда. Нежелательное поведение детей имеет свои, иногда довольно глубокие причины. Помните об этом и не провоцируйте своих детей на непослушание.

Светлана Садова

Почему ребенок вас не слушается?

Часто без видимых причин ваш ребенок начинает капризничать и делать все наперекор. В чем причина? Ответ на этот вопрос поможет узнать новый тест от Я – Родителя
Пройти тест

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий